Перспективы Науки и Образования. 2017. 6 (30)
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Дата публикации: 1.01.2018 № 6 (30). С. 34-36.
УДК 300:399.37 Е. С. КАПИНОВА
Развитие речевой компетенции студентов, изучающих болгарский язык как иностранный (на основе болгарской мультипликации)
В настоящей работе автор предлагает методику использования мультипликационного фильма в обучении иностранному языку. Методической целью является развитие речевой иноязычной деятельности через невербальные средства общения.
Ключевые слова: мультипликационный, фильм, обучение, иностранный язык
Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Accepted: 15 November 2017 Published: 1 January 2017 No. 6 (30). pp. 34-36.
E. S. KAPiNOVA
Development of speaking skills in students studying Bulgarian as a foreign language (aided by watching animated movies in Bulgarian)
In this work, the author offers a set of methods for using the animation films as an aid in foreign language learning. The methodical goal is to develop foreign language speaking skills by way of non-verbal means of communication.
Keywords: animated, film, learning, foreign language
ультипликационный фильм, в рамках кинодидактики, как один из методов обучения родному болгарскому языку, активно используется ведущими методистами в университете им. проф. Асена Златарова в городе Бургасе. С помощью болгарской анимации «перед студентами раскрывается синкретичный характер анимационного фильма, который содержит в себе элементы разных видов искусства: музыки, литературы, живописи и/или графики, кино» [1, с. 41], что помогает учащимся многогранно и полноценно воспринимать родной язык.
Мультипликационные фильмы также используются в обучении болгарскому языку как иностранному. Они базируются на методическом принципе наглядности и способствуют восприятию и переработке информации. Данный принцип лежит в основе целого направления в методике преподавания иностранных языков и является базой для создания и разработки аудиолингваль-ного и аудиовизуального методов преподавания.
В системе обучения болгарскому языку иностранных студентов мультипликационные
фильмы являются активным методом. Они располагают необходимым социокультурным материалом и паралингвистическими средствами языка, которые выражаются во внешних проявлениях чувств и эмоций анимационных героев: мимике, жестах, позе, визуально. Наиболее популярными являются «немые» фильмы из цикла «Три дурака» художника Доне Донева, где ярко представлены реалии общения, реализованные коммуникативными движениями, которые заменяют языковые средства. Эти невербальные компоненты несут в себе большую информацию, имеют национальную окраску и дают, с большой долей иронии, информацию о характере болгарина и его поведении. Поэтому данные фильмы активно присутствуют в методике обучения не только болгарскому как иностранному, но и другим иностранным языкам.
Занятие на основе мультипликационного фильма является предпосылкой к творческой речевой деятельности студентов на соответствующем иностранном языке. Это определяется методической целью и задачами обучения,
Перспективы Науки и Образования. 2017. 6 (30)
которые способствуют развитию невербальной, и речевой компетенций. А параллельно им, у студентов развиваются коммуникативная и социокультурная компетенции.
Представленная в данной статье разработка, основывается на методической цели: развитие речевой компетенции студентов, изучающих болгарский язык как иностранный, через невербальные средства общения. В данном случае невербальные средства общения являются источником информации о поведении, желании и внутренней невысказанной речи героев мультфильма.
Структура занятия включает:
1. Знакомство с целью е задачами.
2. Информация о художнике-мультипликаторе Доне Доневе и его фильме «Три дурака в ресторане».
3. Введение нового лексико-грамматическо-го материала.
4. Выполнение заданий, разработанных преподавателем.
5. Озвучка фильма, сначала готовыми репликами героев, затем - самостоятельно придуманными фразами.
6. Подведение итогов занятия.
7. Дискуссия.
Ниже приводится ход практической части занятия.
Задание 1
Внимательно просмотрите мультипликационный фильм «Три дурака в ресторане» болгарского художника Доне Донева.
Распределите роли героев: гостя, официанта, музыканта.
Задание 2
Ознакомьтесь с предложенными репликами героев мультипликационного фильма.
Озвучите данный фильм, используя готовые реплики героев!
(текст приводится на болгарском языке)
Гост: О! Какъв хубав ресторант! Всичките маси са свободни. Къде да седна? Стържи ми коремът, толкова съм гладен.
Сервитьор: Здравейте! Добре дошли в нашия ресторант!!! Ох, паднах, толкова бързах да Ви об-служа! Какво обичате?
Гост: Тази маса свободна ли е? Малко странна ми се вижда.
Сервитьор: Всички маси са свободни. Заповя-дайте, господине.
Гост: Стабилна ли е? Нещо не ми внушава доверие. А столът? Удобен ли е?
Сервитьор: Какъв Ви е проблем, господине? Дошли сте в ресторант, питайте за менюто!
Гост: Няма проблем
Сервитьор: А така удобно ли Ви е??? Ето Ви столът! Ето Ви масата!!!
Гост: Ще ми донесете ли менюто? Дали е вкусно?
Сервитьор: Разбира се! Най-вкусното меню на света! Опитайте и ще разберете.
Гост: Я да видим. Да, хубаво е! ММММ! Вкусно е! А супички предлагате ли?
Сервитьор: Всякакви. Но първо от менюто опитайте.
Гост: Тази маса ме дразни. Не е стабилна... Ох! Я да видя, какво има под нея? Кръченцето ми за-хапа. Не ми харесва тази маса. Трябва нещо да направя, да я хвърля!
Сервитьор: Вашето меню, господине! Да Ви е сладко! Яжте с апетит! Ето така! Супата е екстра!
Гост: Не съм Ви казал, каква супа искам.
Сервитьор: Няма значение. Каквато супа да поръчате, от една тенджера наливаме.
Гост: Дали е вкусна?
Сервитьор: Сега ще опитам. МММММ! Много!
Гост: Стига сте ял! Оставете и за мен, нали аз плащам!
Сервитьор: Забравих да Ви сложа салфетката. Да Ви е сладко!
Музикант: Приятен апетит! С музиката ще Ви бъде по-вкусно!
Гост: Каква е тази музика? Кой Ви каза да сви-рите по време на яденето? Сервитьорът!!!
Сервитьор: Тук съм, господине! Още нещо желаете ли?
Гост: Махнете този музикант, не искам да ми свири, когато се храня!
Музикант: Няма да спра, плащат ми за свире-нето!
Гост: Ако не решите проблема, няма да платя обяда!
Сервитьор: Един момен! Ето така ще Ви бъде добре, господине!
Гост: Да, най-после. Благодаря Ви! Поне мога да се нахраня спокойно.
Сервитьор: Ох! Пази, Боже, от такива гости!!!!!
Задание 3
Придумайте собственные реплики героям. Озвучите фильм на основе вашего варианта.
Задание 4
Ответьте на вопросы:
1. Почему фильм называется «Три дурака в ресторане»?
2. Какие новые слова Вы узнали?
3. Вы встречали подобных официантов и такое обслуживание в ресторане?
Использование мультипликационного фильма в обучении иностранному языку способствует развитию интереса к изучаемому предмету, активизирует и развивает иноязычную речемыслительную деятельность студентов.
Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)
ЛИТЕРАТУРА
1. Терзиева М.Т. Анимационное кино и литературное обучение студентов // Перспективы науки и образования. 2017. № 3. С. 40-42.
2. Терзиева М.Т. «Бунт рабов» в истории болгарского кинематографа // Перспективы науки и образования. 2017. №1. С. 60-62.
_REFERENCES
1. Terzieva M. T. Animated film and literary training of students. Perspectives of science and education. 2017. No. 3. pp. 40-42.
2. Terzieva M. T. "Revolt of slaves" in the history of the Bulgarian cinema. Perspectives of science and education. 2017. No. 1. pp. 60-62.
Информация об авторе Information about the author
Елизавета Самойловна Капинова Elizaveta Samoilovna Kapinova
(Бургас, Болгария) (Burgas, Bulgaria)
Доктор педагогических наук, доцент Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor
университет им. Проф. д-ра Асена Златарова, University. Prof. Dr. Asen Zlatarov
Департамент по языковому обучению The Department for language training
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]