Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста средствами
музыкальной деятельности
Сидорова Л.П. музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад ОВ № 26» г. Усолье - Сибирское, Россия
Аннотация: Целью статьи является анализ работы музыкального руководителя ДОУ по обучению детей пению. Как увлечь, заинтересовать малышей «природным» видом деятельности - пением; как научить детей игровыми методами владеть своим голосом. Показать детям, что они сами могут создавать звуки с помощью своего голоса, своих рук, своего язычка.
Ключевые слова: развитие речи, обучение, артикуляция, дыхание, голос, игра.
«Для ребенка голос - это первейший и самый доступный инструмент»
Л.Стаковский
Всем родителям хочется, чтобы их дети в будущем стали высокообразованными, умными людьми. Умственное развитие детей тесно связано с развитием их речи. Освоение языка, его грамматического строя, словаря, чистое звукопроизношение даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Как можно развивать речь ребенка через музыку?
Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования показывают, что музыка включает в себя различные элементы, являющиеся также компонентами языка. Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.
В детском саду на музыкальных занятиях развитию речи уделяется много внимания. Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи - это пение.
Пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
Ветлугина Н.А. считает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-сенсорные и, особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений» (Ветлугина Н.А., 1989)
Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку,
сравнивает звуки её мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Метлов Н.А. в своей книге «Музыка детям» пишет об основных качествах детского голоса, о том, что «голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка... Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и придаточные полости носа) и нижний грудной (полости трахеи и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому голос несильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пения у детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание» (Метлов Н.А., 1985).
Проблема постановки певческого голоса ребенка-дошкольника - это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.
Данную работу начинаем с детьми трёхлетнего возраста. Особое внимание уделяем звукообразованию: учим петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика. В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается.
Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами того не замечая, дети изучают основы поэзии!
Пение требует чёткой работы артикуляционного аппарата (губ, языка), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка.
Пение даже помогает развитию навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.
Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Это может происходить не только на занятиях в детском саду, но и дома.
Помощь родителей обязательна и очень ценна, т.к. именно родительское мнение является наиболее авторитетным для ребёнка, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе «живого», непосредственного общения в быту с ребёнком.
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для формирования правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Артикуляционная гимнастика очень важная часть работы по исправлению недостатков звукопроизношения.
Кроме пения, речь ребенка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Например, через музыкальные пальчиковые игры. Как известно, развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Малышам нравятся потешные игры с пальчиками. Приговаривая при этом
веселые стишки, напевая короткие попевки («Сорока-ворона», «Ладушки», «Водичка, водичка, умой мое личико»), можно превратить развивающие упражнения в увлекательное развлечение.
На музыкальных занятиях в нашем детском саду дети активно занимаются логоритмикой, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка.
Условно занятия можно разделить на 4 раздела, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой:
1. Фонопедические упражнения. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку - артикуляционную гимнастику. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.
В артикуляционную гимнастику входит:
Работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
С губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, т.к. проводятся в игровой форме.
Игра - любимый вид деятельности ребенка. В игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.
Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], [а] (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен). В практической работе с детьми за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. При таком расположении гортань поднимается, голосовые связки работают в более тонком режиме, голос звучит легко, светло. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование. Особое внимание необходимо обращать на раскрепощение подбородка. «Проверка» осуществляется открыванием рта руками, приложенными к щекам (пальцы сквозь щеки лежат на нижних зубах), при этом звучит гласный звук [у].
2. Игры со звуком являются непременным условием на музыкальных занятиях. Ребенок должен получить о нём совершенно точное представление. Мы говорим о том, что звук обладает определенными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный. Материалом для звука может служить всё, что угодно: элементарные инструменты, нитки, воздушные шары, обручи, мячи, мыльные пузыри - в общем, все то, что подскажет фантазия педагога. Можно проводить игру «Волшебная коробочка»
Детям нравится тянуть ниточку из коробочки. Они видят, как тянется ниточка, а с ней и звук. Понимают, что у звука есть начало и конец. Дети тянут ниточку на любой гласный звук; по ней можно спеть сверху вниз и наоборот. Ниточка ровная, шелковистая и звук тоже должен быть ровным. Если ниточка совершает волнообразные движения, то и звук может быть волнистым и т.д.
3. Работа с руками - обязательное условие на занятиях. Руки «отвечают» за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. Руки внизу - низкий звук, вверху -высокий, руки совершают отрывистые движения - звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук - плавный звук. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения. (Рисунок 1).
В вокальной работе использую упражнения с ладовокальными жестами. При помощи жестов дети учатся петь устойчивые ступени от любого звука. (Рисунок 2).
На занятиях люблю использовать такой прием, как выразительное чтение стихотворения. Для занятий подбираю стихи, содержащие яркий игровой образ или диалог.
Красивые, пластичные движения рук, активные, широкие движения, положительные эмоции - всё это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.
Пальчиковые игры - ещё один необходимый приём на музыкальных занятиях. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание. (Приложение 2).
4. Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.
Для формирования ладотонального звука незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества «Что ты хочешь, кошечка», «Зайка, зайка, где ты был?» и др. Детям предлагаю поиграть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.
Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются в пении а капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.
Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная и кружковая работа с детьми - все это позволяет добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.
Доктор Е.И.Алмазов, изучающий природу детского голоса, в своих исследованиях отмечал, что общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако, голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый, он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Действительно, дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре - до). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т.е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примарными) звуками для детей 5-6 лет чаще всего являются (ми) фа - си. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное. Звук до первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому его надо избегать.
Уровень общего музыкального развития, в частности, уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво. Это говорит о том, что у ребенка еще не сформирована координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения.
Исследование взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными. Тот же доктор Е.И.Алмазов подчеркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество детского пения, он называет причины плохого интонирования (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своевременных врачебных осмотров и лечения различных заболеваний.
Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения, прежде всего учёта и изучения певческого диапазона звучания детского голоса.
Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.
Таблица диапазонов
Возраст детей Диапазоны
2
3
4
5
6
3 года
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
ми - ля ре - ля ре - си ре - си (до) до - ре (до)
Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять. Наряду с этим важно создать благоприятную «звуковую атмосферу» способствующую охране голоса и слуха ребенка. А координация слуха и голоса - важнейшее условие развития певческих способностей детей. Голос у детей этого возраста не сильный, хотя, порой, и звонкий.
Голосовые связки требуют к себе бережного отношения, поэтому нельзя допускать, чтобы дети кричали, напрягали и не берегли голос. Охране детского голоса уделяю в своей работе достаточное внимание. Слежу за тем, чтобы дети не перегружали голос, связки, не форсировали звук во время пения, следили за плавным голосоведением. Крик, шум портит голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на их нервную систему. Провожу соответствующую работу с родителями. Показываю им песни, которые они могут разучить с детьми дома. Объясняю им вред крикливого пения, громкого разговора детей и взрослых, особенно на улице в холодную, сырую погоду.
Не следует поощрять пение детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат дома по радио, телевизору, аудио- и видеозаписях. Пение таких песен (особенно громкое их исполнение) наносит вред слабым голосовым связкам ребенка. Воспитателям и родителям надо знать, что диапазон у детей формируется с возрастом, что к старшему дошкольному возрасту у детей певческий диапазон расширен только от "ре" первой октавы и до "до" второй октавы, а "рабочий" диапазон, где дети достигают наиболее легкого звучания ограничен звуками "ми - си" первой октавы.
Для защиты певческих голосов на занятиях использовала разнообразные дыхательные упражнения, сочетание пения и пассивного движения, чтение нараспев, ритмическое чтение - чередование коротких и длинных слогов по руке, сочетание речевой интонации с музыкальной и т.д. Это очень помогает детям со слабыми речевыми данными.
В простой доступной форме детям объясняется, как нужно беречь голос, как дышать. На занятиях всегда проводится дыхательная гимнастика, делаются специальные упражнения для голосовых связок, гортани, подбираются интересные стихи и песни, содержание которых отражают значение для ребенка правильного дыхания (см. Приложение).
Учитывая возможности детского голоса, никогда не пою с детьми без подготовки и настройки голосового аппарата. Всегда перед началом пения даю две распевки, одну-две маленькие песенки, которые легко транспонируются и не имеют широкого диапазона ("Две тетери" русская народная мелодия, "Мы запели песенку" музыка Рустамова, "Воробей" музыка Герчик). Их исполнение дает возможность разогревать голос, развивать слух, а пение в транспорте способствует быстрой слуховой перестройке (на полтона - тон выше или ниже).
В процессе работы над певческими навыками использовала попевки, распевки, игровые песенки, потешки. Разучивала с детьми песни с движениями (хлопки, щелчки, притопы), песни с использованием детских музыкальных инструментов, песни по ролям, по фразам, с солистами «Настоящий друг», «Край, в котором ты живешь». Для родителей были предложены консультации «О музыкальных способностях детей», «Развитие музыкального слуха дошкольников». На празднике, посвященном 8 марта, дети пели свои любимые песни вместе с мамами.
К концу года дети умеют петь выразительно, ускоряя и замедляя звучание, поют общее направление мелодии, свободно артикулируют, поют индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
Библиография
1. Ветлугина Н.А., 1989. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.
2. Метлов Н.А., 1985. Музыка детям: Пособие для воспитателя и музыкального
руководителя детского сада. М.
3. Кацер О.В., 2005. Игровая методика обучения детей пению. СПб.
4. Девятова Т.Н., 2006. Звук - волшебник: Образовательная программа по
музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
5. Баренбойм Л., 1978. Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа.
М.
6. Жилин В., 1995. Речевые игры и упражнения. Челябинск.
7. Боровик Т., 1999. Звуки, ритмы и слова. Минск.
8. Жигалко Е., 1997. От стихов к музыке. СПб.
9. ЦвынтарныйВ., 1998. Играем, слушаем, подражаем звукам. СПб.
10. ГадасинаЛ., Ивановская О., 1999. Звуки на все руки. СПб.
11. Асафьев Б., 1965. Речевая интонация: Музыка.
Приложение № 1
Мониторинг образовательной деятельности по формированию речевой активности детей средствами музыкальной деятельности
Критерии 2012 г. 2013 г.
Умение вести ролевой диалог 15% 61%
Усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации) 17% 55%
Умение действовать с игрушками-куклами (развитие мелкой моторики рук) 20% 67%
Умение взаимодействовать с другими участниками игры (играть дружно, не ссориться, уметь договариваться, устанавливать ролевые отношения) 21% 56%
Собственно речевые умения (вступать в общение, поддерживать и завершать общение) 13% 60%
Умение создавать игровое пространство 15% 49%
Развитие творчества и импровизации в процессе игры 10% 58%