Since 1999 ISSN 2226-7425
The journal of scientific articles “Health & education millennium” (series Medicine), 2012, tom 14 [1]
Posokhova M.A., N. M. Fateeva N.M.
Russia, Tyumen State University, Institute of Psychology, Pedagogics,
Department of Medicobiological Disciplines Health and Safety
DEVELOPMENT OF FORMATION OF SPEECH BREATHING IN PRESCHOOL-AGE CHILDREN WITH SPEECH IRREGULARITIES
Summary. In this work the results of studying of speech breathing in preschool-age children with pseudobulbar disartria were showed, with using of special breathing methods. The positive influence of speech breathing formation was exposed, both as on the development of speech, and as on the child person in all.
Key words: speech therapy, speech breathing, pseudobulbar disartria
Посохова М.А., Фатеева Н.М.
Россия, Тюменский государственный университет, Институт психологии и педагогики, кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
Аннотация. В данной работе представлены результаты изучения речевого дыхания у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией при использовании специальных дыхательных методик. Выявлено положительное влияние формирования речевого дыхания, как на развитие речи, так и личности ребенка в целом.
Ключевые слова: логопедия, речевое дыхание, псевдобульбарная дизартрия.
Одной из наиболее распространенных патологий речевой функции является дизартрия. Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевого дыхания. Цель работы -изучение особенностей формирования речевого дыхания у детей дошкольного возраста с псевдо-бульбарной дизартрией с использованием дыхательных методик. Проведено обследование детей 5-6 лет с речевым заключением: псевдобульбарная дизартрия. Сравнительный анализ полученных результатов показал, что после работы по формированию речевого дыхания у детей показатели, как внешнего дыхания, так и речевого заметно увеличились. Так жизненная емкость легких увеличилась на 12% (в начале года составляла 80% по сравнению с ДЖЕЛ, в конце года - 92%); минутный объем дыхания - повысился на 18% (р<0,05). Повышение показателей внешнего дыхания повлияло на функцию речевого дыхания. Показатель речевого дыхания увеличился на 44% (40% в начале года и 84% в конце года). Объем воздуха в легких у детей с псевдобульбарной дизартрией недостаточный для речевого выдоха, детям при-
ходится постоянно добирать воздух во время речи, появляются судорожные вдохи, наблюдается длительный латентный период между дыханием, голосообразованием и артикулированием. После дополнительной коррекции увеличение показателей внешнего дыхания повысило объем воздуха в легких, и в результате этого сформировался длительный речевой выдох, достаточный для произнесения синтагмы. Дыхание стало более глубоким и ритмичным по сравнению с началом года, когда отмечалось поверхностное дыхание.
Анализ результатов исследования речевой функции у детей с псевдобульбарной дизартрией выявил повышение речевой функции на 21%. Фонематическое восприятие также улучшилось с 53 до 66%.
Таким образом, проведенное исследование показало, что формирование речевого дыхания с использованием дыхательных методик у детей с псевдобульбарной дизартрией положительно влияет на речевое развитие ребенка, способствует повышению эффективности коррекционного обучения, направленного на преодоление псевдо-бульбарной дизартрии.