УДК 159.9 - 055.82 X 12
THE DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF YOUTHS TO FATHERHOOD
Khavula Roman Mihaylovich, lecturer, Department of applied psychology, Drogobych
State Pedagogical University named after Ivan Franko, Drohobych, Ukraine,
Abstract. The article reveals the features of youths assimilation of paternity in val-ue-semantic values, creating the psychological conditions for the development of informed and positive attitude towards the future of social roles based on a targeted systematic educational activities, as well as consideration of sensitivity age periods in the development of psychological readiness to fatherhood.
Keywords: psychological readiness to fatherhood, a system of relations, development factors, the level of development, educational position of the father, training.
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЮНОШЕЙ К ОТЦОВСТВУ
Хавула Роман Михайлович, преподаватель кафедры практической психологии, Дрогобычский государственный педагогический университет имени Ивана Франка, г.
Дрогобыч, Украина, [email protected]
Аннотация. Статья раскрывает особенности усвоения отцовства юношами в ценностно-смысловых значениях, создание психологических условий для развития осознанного и позитивного отношения к будущей социальной роли на основе целенаправленной планомерной воспитательной деятельности, а также учет сензитивности возрастных периодов в развитии психологической готовности к отцовству.
Ключевые слова: психологическая готовность к отцовству, система отношений, факторы развития, уровень развития, воспитательная позиция отца, тренинг.
Актуальность и постановка проблемы. Проблема отцовства как психологического феномена привлекала внимание российских ученых долгое время. Например, Р. Манеров рассматривал отцовство из двух основных позиций: отцовство как проявление лич-ностно-смысловой сферы мужчины и отцовство как обеспечение условий для развития ребенка [6]. Р. Овчарова освещала теоретические основы формирования и психологическое сопровождение родительства и семейного воспитания [7]. Т. Гурко изучала отцовство в меняющихся социокультурных условиях [2]. Н. Демчук интерпретировала отцовство как проявление личностно-смысловой сферы человека [3]. Ю. Евсеенкова рассматривала отцовство как психологический фактор развития личности [4].
На сегодняшний день в возрастной психологии возникла необходимость изучения психологических особенностей готовности к отцовству у юношей не поверхностно, а как самостоятельне явлене: необходимо исследовать систему отношений личности как основу развития его готовности к отцовству и факторы, влияющие на развитие психологической готовности юношей к отцовству, что позволит разработать программу развивающего воздействия по становлению этой готовности к отцовству у мужчин в юности.
В современных условиях школьная программа не предусматривает внедрение дисциплин, направленных на развитие психологической готовности юноши к отцовству. Учитывая это, важным и необходимым является изучение процесса осознания юношами роли будущего отца и создания развивающих программ, которые бы способствовали развитию ответственного отношения к будущему отцовству.
В контексте исследования нас интересует проблема отцовства как проявление личностно-смысловой сферы человека. Становление родительского поведения, адаптация к роли отца - один из главных аспектов личностного развития взрослого человека.
Цель нашего исследования - обосновать суть и оптимальные условия развития психологической готовности и ответственного отношения юношей к отцовству как системы взаимодействия будущего отца с собственными детьми, разработать и апробировать программу оптимизации психологической готовности юношества к отцовству.
Изложение. В связи с указанной значимостью отцовства в развитии личности ребенка и самого отца, с одной стороны, и неразработанность психологических программ развития психологической готовности юношей к отцовству, с другой стороны, возникла необходимость создания программы развития этого феномена.
Разработана программа развития психологической готовности юношей к отцовству построена на принципе системного подхода, который рассматривает внутреннее и внешнее функционирование и развитие любого психологического феномена в соподчинении и координации с более крупной, общей системой, частью которой он является. Основной целью реализации предложенной программы есть формирование компонентов психологической готовности к отцовству. Осуществление этой цели возможно параллельно с развитием позитивной «Я-концепции »личности.
Программа развития психологической готовности юношей к отцовству состоит из четырех разделов: формирование положительной «Я-концепции», формирование отношения к родительству и родительской роли, формирование отношения к себе как будущему отцу, формирование отношения к будущему ребенку.
При составлении экспериментальной программы мы ориентировались на деятельностный принцип психокоррекции, который определял тактику проведения коррекционной работы, а также пути и способы реализации поставленных задач.
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента соответствует требованиям психического, личностного и нормативном его развития с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой отдельной личности.
Согласно принципу комплексности методов психологического воздействия, нами использовалось многообразие методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.
Программа опирается также на принципы и закономерности социально-психологического тренинга, которые в отечественной психологии рассмотрены в работах А.Я. Варга (2001), Ю.М. Емельянова (1985); А.Г. Лидере (2000); Т.Е. Орловой (1993); JI.A. Петровской (1989) A.C. Спиваковскои (2000) и другие.
Механизмом развития психологической готовности юношей к отцовству есть целенаправленное повышение уровня этого феномена как системы отношений отца через развитие компонентов целостной системы психологической готовности юношей к отцовству (отношения к родительству в целом, отношение к родительской роли, отношение к себе как отцу и отношение к ребенку).
Формой реализации программы является личностноориентированный психологический тренинг как метод целенаправленных прогрессивных изменений человека через приобретение, анализ и переоценку собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия. A.B. Евтихов, 2003 [5], К. Рудестам (1993) называют тренинговую форму « ядром учебного опыта, а в некоторых случаях-единственным успешным методом обучения и изменения человека» [8,17].
Количественные и качественные характеристики исследуемой группы : оптимальной является группа из 12-17 человек. Возраст участников от 17 до 25 лет, желательно, чтобы в одной группе разница в возрасте участников не превышала трех лет. В нашем исследовании возрастные особенности такой группы близки по своим
психологическим характеристикам по развитию психологической готовности юношей к отцовству.
В качестве объективных критериев эффективности программы приняты интегральные показатели психологической готовности юношей к отцовству - отношение к будущему ребенку (направленность на оптимальный эмоциональный контакт с будущим ребенком, отсутствие эмоциональной дистанции и излишней концентрации на будущем ребенке), отношение к себе как будущему отцу (представление о себе как о заботливом, понимающим, способным к сотрудничеству, сочувствующим, таким, что имеет авторитет и уважение, независимого и успешного), отношение к родительской роли (принятие роли будущего отца, уверенность в воспитательной функции отца, готовность молодого человека включиться в процесс воспитания, принять ответственность за свою будущую семью), отношения к родительству в целом (сочетание полярных свойств: независимость суждений и конформные тенденции, активность и пассивность, способность проявлять гибкость по отношению к ребенку).
Кроме этого нами был проведен анализ эффективности программы. С помощью анкеты юноши отвечали на следующие вопросы:
1. Как Вы думаете, произошли изменения в Вашем отношении к самому себе?
2. Как изменилось Ваше отношение к будущему отцовству?
3. Получили ли Вы после участия в тренинге ожидаемый Вами результат?
4. Произошло что-то неожиданное для Вас в результате участия в тренинге?
5. Вспомните, что вы чувствовали до участия в тренинге и что Вы чувствуете сейчас?
6.Что, на Ваш взгляд нужно изменить, дополнить, устранить для увеличения эффективности тренинговых занятий?
Анализ различий между параметрами психологической готовности к отцовству до и после воздействия показал, что положительные достоверные изменения произошли в экспериментальной группе по всем компонентам психологической готовности юношей к отцовству.
Наиболее чувствительным к развивающему воздействию тренинга оказался компонент «отношение к родительской роли». В результате воздействия программы произошло снижение таких параметров как: ограниченность интересов отца рамками семьи, ощу-
щение самопожертвования в роли отца, неудовлетворенность ролью хозяина; безразличие отца к ребенку; доминирование отца; надавторитет отца; семейные конфликты. Возрос показатель «уверенность отца в своей воспитательной функции». Повышение среднего уровня значений по данным шкалам обусловлено увеличением объема знаний юношей о влиянии отцовства на мужчину. Участие в тренинге помогла молодым людям представить себя в роли отца, осознать ответственность отца за воспитание детей. Мы предполагаем, что начал происходить процесс интериоризации родительской роли, «встраивание » ее в самосознание личности, в ее «Я-концепцию » и «образ Я».
Компонент «отношение к будущему ребенку» также претерпел изменения. У юношей произошло снижение таких параметров как: подавление воли ребенка; излишняя строгость к ребенку чрезмерная забота; раздражительность; подавления агрессивности и сексуальности ребенка, уклонение от контакта с ребенком, стремление ускорить развитие ребенка, чрезмерное вмешательство в его внутренний мир. Значительно повысились показатели: вербализация, побуждение словесных высказываний ребенка, стремление к безопасности ребенка, развитие активности ребенка.
Повышение среднего уровня значений по шкалам обусловлено, по нашему мнению, увеличением объема знаний юношей о взаимодействии родителей и детей, ростом степени понимания потребностей детей, значимости личности отца для ребенка, а так же снижением «страха» перед возможностью стать отцом. При ответе на вопрос анкеты некоторые юноши указывали, что если раньше перспектива стать отцом и воспитывать детей для них была связана прежде всего с негативными эмоциями, то после тренинговых занятий они по-новому посмотрели на процесс воспитания детей: «... теперь я знаю как правильно общаться с ребенком, чтобы не обидеть его ... », « ... мои родители всегда общаются со мной с позиции взрослых, я постараюсь так не делать ... », « ... я думал, что воспитывать должна мать, а я - зарабатывать деньги, и все будет хорошо ... я хочу, чтобы у меня было время заниматься с моим ребенком ...».
В компоненте «отношение к себе как будущего отца» чувствительными к развивающему влияния программы оказались четыре параметра. Повысились средние значения по таким характеристикам как: сотрудничающе-конвенциональный реальный отец; ответственно-великодушный реальный отец; властно-лидирующий реальный отец; независимо-доминирующий реальный отец.
Повышение среднего уровня значений по данным шкалам обусловлено формированием у юношей образа гибкого отца, готового проявлять демократичность в отношениях с ребенком. Молодые люди в будущем хотели бы сочетать в себе организаторские способности, лидерские тенденции и доброту, понимание, умение быть в согласии с ребенком.
Компонент «отношения к родительству в целом» оказался самым чувствительным к развивающему влияния программы. Произошло повышение средних значений по двум показателям: со-трудничающе-конвенциональный идеальный отец; ответственновеликодушный идеальный отец.
По нашему мнению, повышение среднего уровня значений по шкалам обусловлено формированием у юношей представление об идеальном отца как ответственого, чуткого человека, который стремится общаться с ребенком «на равных», учитывая его желания и настроение. При повторном заполнении анкет юноши чаще отмечали такие характеристики «идеального отца» как «внимательный», «ласковый », «общительный», «добросердечный», «оптимистический», «чуткий к просьбам о помощи», «вселяющий уверенность», «любящий заботиться о других», «великодушный и терпимый к недостаткам», «заботящийся о других в ущерб себе».
Таблица 1
Результаты психологической готовности юношей к отцовству в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента.
Компоненты готовности к отцовству контрольная группа экспериментальная группа Досто- вер- ность Р=1,64 р<0,05
перед экспериментом после эксперимента перед экспериментом после эксперимен- та
Отношение к будущему ребенку 36 38 36 88 3,09
Отношение к родительской роли 80 60 80 96 1,32
Отношение к себе как к будущему отцу 48 50 56 72 3,01
Отношение к родительству в целом 24 27 24 60 3,45
На рисунке 1 представлены показатели результатов кон-
трольных и экспериментальных групп до и после эксперимента. 62
100
80
60
40
20
о
88
=96=
80 80
ПТ
48 50
56
60
36 38 36
II
24 27 24
ш
I контрольная группа
□ экспериментальная группа
1 — отношение к будущему ребенку, 2 - отношение к себе как будущему отцу, 3 - отношение к родительской роли, 4 - отношения к родительству в целом.
Рис. 1. Показатели результатов контрольной и экспериментальной группы до и после эксперимента.
При анализе различий отдельно в каждой возрастной группе (17-19, 20-22; 23-25 лет) мы обнаружили ряд интересных фактов.
Наиболее чувствительными к развивающего воздействия тренинга оказались юноши 23-25 лет, а наименее чувствительными юноши 17-19 лет. При анализе экспериментальных данных мы обнаружили, что при наличии общих тенденций, различия в степени выражения «позитивного» («негативного»).
В компоненте «отношение к будущему ребенку» мы обнаружили количество положительных сдвигов параметру «вербализация, побуждение словесных проявлений у ребенка » в младшей возрастной группе (17-19 лет) составляет 9, в средней (20-22 года) -12, а в старшей (23-25 лет) - 13. Такой результат указывает на наличие общей тенденции учитывать взгляды ребенка, возможность детей участвовать в решении семейных проблем, высказывать свое мнение. При этом количество положительных сдвигов повышается при переходе от младшей группы к средней и от средней до старшей группе исследуемых, свидетельствует о росте развивающего воздействия программы формирования психологической готовности юношей к отцовству.
Такая же тенденция наблюдается по параметру «развитие активности ребенка» - 11 положительных сдвигов в младшей возрастной группе, 13 - в средней и 14 - в старшей. Стремление научить ребенка не терять свободное время, правильно распределять его возрастает при переходе от младшей возрастной группы в средней и средней к старшей возрастной группе.
Параметр «подавление воли ребенка» имеет тенденцию к увеличению негативных сдвигов при переходе от младшей возрастной группы в средней и средней возрастной группы к старшей (9 -в младшей возрастной группе, 10 - в средней, 12 - в старшей). Это свидетельствует о наличии общей тенденции учитывать потребности ребенка, избегать чрезмерной заботы, что подавляет волю ребенка. Эти показатели также подтверждают рост развивающего влияния программы на формирование психологической готовности юношей к отцовству.
Такая же тенденция наблюдается нами по параметрам: «раздражительность, вспыльчивость отца» (8 - в младшей возрастной группе, 10 - в средней, 13 - в старшей), «излишняя строгость к ребенку» (9 - в младшей возрастной группе, одиннадцатый средний, 14 - в старшей). Это свидетельствует о том, что в результате воздействия программы формирования психологической готовности юношей к отцовству растет тенденция к снижению раздражительности по поводу воспитания детей, а также понимание, что строгое воспитание не всегда является адекватным способом взаимодействия с ребенком.
В нашем исследовании, в компоненте «отношение к родительской роли» количество положительных сдвигов параметра «уверенность отца в своей воспитательной функции» в младшей возрастной группе (17-19 лет) составляет 10, в средней (20 -22 лет)
- 12, в старшей (23-25 лет) - 15. Это означает, что в результате развивающего воздействия программы формирования психологической готовности юношей к отцовству растет понимание роли отца в воспитании ребенка, причем это понимание возрастает при переходе от младшей возрастной группы в средней и средней возрастной группы к старшей. Количество отрицательных сдвигов параметров «ограниченность интересов отца рамками семьи» (8 - в младшей возрастной группе, 9 - в средней, 13 - в старшей), «чувство самопожертвования в роли отца» (10 - в младшей возрастной группе, 12
- в средней, 14 - в старшей), «безразличие отца к ребенку» (9 - в младшей возрастной группе, 12 - в средней, 14 - в старшей) также свидетельствует о наличии общих тенденций в различных возрастных группах, а также о росте развивающего влияния программы формирование психологической готовности юношей к отцовству при переходе от младшей возрастной группы в средней и средней возрастной группы к старшей.
В компоненте «отношение к себе как будущему отцу» количество положительных сдвигов параметров « властно-лидирующий
реальный отец» (10 - в младшей возрастной группе, 12 - в средней, 14 - в старшей) и «ответственно-великодушный реальный отец» (12 - в младшей возрастной группе, 14 - в средней, 15 - в старшей) превышает количество отрицательных и нулевых сдвигов. Это означает, что в результате развивающего воздействия программы формирования психологической готовности к отцовству юноши представляют себя более ответственными, добрыми, чуткими родителями и одновременно умеют настоять на своем, пользуются уважением и имеют авторитет у своих детей, причем эти изменения возрастают при переходе от младшей возрастной группы в средней и средней возрастной группы к старшей.
Полученные результаты согласуются с теоретическими представлениями о развитии личности в юношеском возрасте.
Логика развития личности в юношеском возрасте, стоящие перед молодым человеком, предполагают, что в возрасте 17-19 лет наиболее актуальными становятся вопросы, связанные с формированием «Я-концепции», принятием собственного «Я». В связи с этим юноши оказались более «чувствительными» в первый блок программы « Развитие позитивной «Я-концепции». Они показали больший интерес к выполнению заданий этого блока, что сказалось при ответе на вопрос анкеты: «... хотелось бы, чтобы было больше упражнений, которые помогают разобраться в самом себе... », « ... мне кажется, что я стал более уверенным в себе ... », « ... было интересно узнать, что думают обо мне другие люди ...».
В возрасте 23-25 лет в основном заканчивается формирование «Я-концепции», более актуальными становятся вопросы, связанные с выбором спутника жизни, созданием семьи, появлением потребности в детях. Поэтому программа развития психологической готовности юношей к отцовству является более эффективной в возрасте 23-25 лет.
Создание семьи и психологическая готовность к отцовству предполагает наличие опыта осознания собственной «Я-концепции» и концепции другого человека [1]. Этот опыт дает человеку возможность быть толерантной и строить свое поведение хотя бы на основе минимального опыта. Кроме того, социальная зрелость помогает молодому человеку психологически подготовиться к отцовству. Психологическая готовность к отцовству в молодости связана с адекватными ожиданиями, адекватной оценкой внешних трудностей, с оптимизмом. Позиция человека « я отдаю, я могу», то есть создание материальных и культурных ценностей, необходимых будущей семье и будущему ребенку. Наличие такой по-
зиции, по мнению Фромма, рассматривается как необходимая составляющая умения любить. Для будущего отца необходимо умение любить, жертвовать и отдавать, желание заботиться о малыше
[9].
В результате проведения тренинговых занятий в экспериментальной группе произошло повышение среднего уровня значений в условиях эффективности программы, в контрольной группе изменений не произошло. Итак, психологическую готовность к отцовству можно развивать с помощью программы через формирование ее психологических компонентов.
Для констатации эффективности программы нами проведен анализ результатов работы с помощью анкеты. Юноши с низким уровнем психологической готовности к отцовству оценили результаты влияния тренинговых занятий так:
На вопрос: Как Вы думаете, произошли изменения в Вашем отношении к самому себе? 85 % опрошенных дали положительный ответ, 15% не определились.
На вопрос: Как изменилось Ваше отношение к будущему отцовству? 91% исследуемых указали на то, что начали задумываться над проблемой собственного будущего отцовства, 5% подвергли анализу систему отношения к ним отца и его роль в их жизни в целом; 4% не видят, пока, себя будущими родителями.
На вопрос: Получили ли Вы после участия в тренинге ожидаемый Вами результат? Положительный ответ мы получили у 87% участников тренинговой группы, 13% участников ответили неопределенно («я еще не понял, изменился», «пока не имею собственных детей, то и не знаю, изменился» и др.).
На вопрос: Произошло нечто неожиданное для Вас в результате участия в тренинге? 89 % участников тренинга отметили, что в целом открыли для себя сложность структуры отношение отца к своей функции, 11% представляли себе по-другому взаимодействие родителя и ребенка в семье.
На вопрос: Вспомните, что вы чувствовали во время участия в тренинге и Вы чувствуете сейчас? Большинство участников тренинга (92%) указали, что в целом не думали о себе как будущем отце. Этой проблемы у них даже не возникало. Во время тренинга и после него появилось ощущение, «что не все так просто», что функции отца в семье «далеко не только контроль и наказание», 8% указали на то, что им было просто интересно приобрести новые знания.
На вопрос: Что, на Ваш взгляд нужно изменить, дополнить, устранить для увеличения эффективности тренинговых занятий? 11% участников тренинга хотели бы проходить практику в детских домах и детских садах, с целью приближения к ребенку, непосредственного взаимодействия с ним, 37% хотели бы дополнить практический аспект тренинговых занятий (решение проблемных ситуаций, мыслительных задач, ролевых игр и т.д.). 52% участников тренинга считают программу достаточно эффективной.
Юноши со средним уровнем психологической готовности к отцовству оценили результаты влияния тренинговых занятий так: На вопрос : Как Вы думаете, произошли изменения в Вашем отношении к самому себе? 87 % опрошенных ответили, что поняли свою будущую социальную роль и ее значение для построения семейных отношений и свое место во взаимодействии с будущим ребенком, 10% не определились, но указывают на то, что узнали много интересной информации, 3% не определились, произошли ли с ними изменения.
На вопрос : Как изменилось Ваше отношение к будущему отцовству? 80% исследуемых указали на то, что изменили свое отношение к отцовству в целом, увидели собственного отца в новом аспекте, начали планировать свое взаимодействие с членами будущей семьи, 15% открыли для себя разнообразие функций отца в семье; подвергли анализу систему отношения к ним отца и его роль в их жизни в целом; 5 % признали, что они не планируют жениться, одновременно считают себя ответственными за будущих детей.
На вопрос: Получили ли Вы после участия в тренинге ожидаемый Вами результат? Положительный ответ мы получили от 83 % участников тренинговой группы, 10% указывают на то, что им было мало времени для конструктивных изменений в проблеме отношения к будущему отцовству, 7 % участников ответили неопределенно.
На вопрос: Произошло нечто неожиданное для Вас в результате участия в тренинге? 73 % участников тренинга отметили, что в целом открыли для себя такую психологическую проблему как отцовство, до сих пор они проще понимали взаимодействие с собственной будущим ребенком, представляли себе его как нечто «эмоционально привлекательное » и как « интересную игрушку», 18% представляли себе иначе взаимодействие родителя и ребенка в семье, 9 % указали на то, что « увидели ребенка новыми глазами».
На вопрос: Вспомните, что вы чувствовали во время участия в тренинге и Вы чувствуете сейчас? 63 % участников тренинга ука-
зали, что приняли участие в эксперименте с целью проверить себя; 29% - для уверенности в том, что они хорошо понимают проблему отцовства, 8% строят планы на будущее и видят в нем себя, как будущего отца и довольны, что приняли участие в тренинге.
На вопрос: Что, на Ваш взгляд нужно изменить, дополнить, устранить для увеличения эффективности тренинговых занятий? 24% участников тренинга хотели бы работать в постоянно действующем семинаре по проблемам отцовства, 47% хотели бы иметь более широкий доступ к литературе по проблемам отцовства; 29% участников тренинга считают программу достаточно эффективной.
Выводы. Итак, выявленые различия между юношами с различным уровнем психологической готовности к отцовству позволяют нам сделать вывод о влиянии целенаправленной деятельности на развитие личностных особенностей в целом, и на развитие психологической готовности юношей к отцовству в частности.
После окончания проведения тренинговых занятий и проверки эффективности программы развития психологических компонентов готовности к отцовств, проанализировав результаты тренинговой работы, мы разработали некоторые рекомендации для повышения эффективности тренинговой работы по развитию компонентов психологической готовности юношей к отцовству:
- рекомендуется проводить тренинговые занятия в группах юношей, у которых разница в возрасте не превышает трех лет, так как в этом случае участники наиболее схожие проблемы;
- необходимо усилить целенаправленное воздействие на развитие компонента «отношения к родительству в целом», так как результаты проведения тренинговых занятий показали, что в критерии эффективности программы сформированность этого компонента произошли малейшие изменения.
Следующий этап нашего исследования - проведение факторизации отдельно для каждого уровня психологической готовности к отцовству.
Литература:
1. Арутюнян М. Ю. Педагогический потенциал семьи и проблема инфантилизма молодежи / Марина Юрьевна Арутюнан // Отец в современной семье / - Вильнюс: Институт философии, социологии, права АН Лит. ССР, 1988. - С. 27-31.
2. Гурко Т. А. Феномен современного отцовства / Татьяна Александровна Гурко // Мужчина и женщина в современном мире: Меняющиеся роли и образы. Т.1. - М., 1999. - 328 с.
3. Демчук Н. А. Формирование психологической готовности юношей к отцовству: дис. канд. псих.наук: 19.00.07 / Наталья Александровна Демчук. - Курган, 2006. - 223 с.
4. Евсеенкова Ю. В. Роль отца в современной семеье / Ю. В. Евсеенкова // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции. - М., 2003. - Т. 1.-С. 110-116.
5. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга: [учеб-но-методическое пособие для начинающих тренеров] О. В. Евтихов
- Красноярск: РИО КГПУ, 2003. - 220 с.
6. Манеров Р. В. Психология отцовства. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003: В 8 т. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. -Т. 5.- С.284-288.
7. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Раиса Викторовна Овчарова. - М. : Институт психотерапии, 2003.-319 с.
8. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М. : Прогресс, 1993. - 368с.
9. Фромм А. Азбука для родителей / Аллан Фром. - Л.: Лен-издат, 1991. - 319 с.
Статья поступила в редакцию 25.01.2014