Научная статья на тему 'Развитие пространственно-планировочной структуры Енисейска в XVII — начале ХХ века как отражение исторических процессов'

Развитие пространственно-планировочной структуры Енисейска в XVII — начале ХХ века как отражение исторических процессов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
262
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Енисейск / история / планировочная структура / социокультурное развитие / Yeniseisk / history / planning structure / sociocultural development

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гонина Наталья Владимировна

В статье дано сопоставление этапов и тенденций развития планировочной структуры города и исторических процессов государственного и локального масштаба. Выделены основные группы факторов, определяющих развитие планировочной структуры. Показаны уникальные аспекты эволюции городского пространства. Особенность Енисейска заключается в сохранении до наших дней облика северного города XVIII—XIX вв. Представляет интерес историческая многослойность города, отражающая как историю архитектуры, так и динамику занятий населения. В то же время вызывает тревогу ситуация, сложившаяся в Енисейске, когда охране и реставрации подлежат только отдельные объекты, а сам исторический город постепенно приходит в упадок. Данный материал позволяет обосновать тезисы о значимости использования пространственных категорий в историческом познании и о необходимости привлечения междисциплинарной работы при изучении городской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гонина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Spatial and Planning Structure of Yeniseisk in the 17th ― the Beginning of the 20th Century as Reflection of Historical Processes

The article deals with the comparison of stages and tendencies of planning structure development of the city with historical processes of the national and local scale. The main groups of the factors defining development of planning structure are allocated. Unique aspects of evolution of city space are shown. The feature of Yeniseisk consists in maintaining the image of the northern city of the 18th—19th centuries up to now. The historical multiple layers of the city reflecting both architecture history, and evolution of people occupations are of interest. On the other side the situation which has developed in Yeniseisk when only separate objects are under protection and restoration gives rise to concern, and the historical city gradually falls into decay. This material proves taking points about the importance of use of spatial categories in historical knowledge and about need of attraction of crossdisciplinary work when studying the urban environment.

Текст научной работы на тему «Развитие пространственно-планировочной структуры Енисейска в XVII — начале ХХ века как отражение исторических процессов»

DOI 10.24411/9999-001А-2018-10068 УДК 711.4:94(57)

Н.В. Гонина Красноярский государственный аграрный университет (Красноярск) nvg7@mail.ru

Развитие пространственно-планировочной структуры Енисейска в XVII — начале ХХ века как отражение исторических процессов

Аннотация

В статье дано сопоставление этапов и тенденций развития планировочной структуры города и исторических процессов государственного и локального масштаба. Выделены основные группы факторов, определяющих развитие планировочной структуры. Показаны уникальные аспекты эволюции городского пространства. Особенность Енисейска заключается в сохранении до наших дней облика северного города ХУШ—Х1Х вв. Представляет интерес историческая многослойность города, отражающая как историю архитектуры, так и динамику занятий населения. В то же время вызывает тревогу ситуация, сложившаяся в Енисейске, когда охране и реставрации подлежат только отдельные объекты, а сам исторический город постепенно приходит в упадок. Данный материал позволяет обосновать тезисы о значимости использования пространственных категорий в историческом познании и о необходимости привлечения междисциплинарной работы при изучении городской среды.

Ключевые слова: Енисейск, история, планировочная структура, социокультурное развитие

N.V. Gonina

Krasnoyarsk State Agricultural University (Krasnoyarsk)

nvg7@mail.ru

Development of Spatial and Planning Structure of Yeniseisk in the 17th — the Beginning of the 20th Century as Reflection of Historical Processes

Abstract

The article deals with the comparison of stages and tendencies of planning structure development of the city with historical processes of the national and local scale. The main groups of the factors defining development of planning structure are allocated. Unique aspects of evolution of city space are shown. The feature of Yeniseisk consists in maintaining the image of the northern city of the 18th—19th centuries up to now. The historical multiple layers of the city reflecting both architecture history, and evolution of people occupations are of interest. On the other side the situation which has developed in Yeniseisk when only separate objects are under protection and restoration gives rise to concern, and the historical city gradually falls into decay. This material proves taking points about the importance of use of spatial categories in historical knowledge and about need of attraction of cross-disciplinary work when studying the urban environment.

Key words: Yeniseisk, history, planning structure, sociocultural development

Енисейск привлекает всеобщее внимание в связи с празднованием 400-летия в 2019 г. Уже несколько лет в городе ведутся активные исследовательские и восстановительные работы. Реализуются меры по благоустройству и привлечению туристов. Однако специалисты оценивают ситуацию как тревожную. Главная проблема Енисейска сегодня — разрушенная культурно-историческая среда. Ее основу составляет деревянная застройка, которая не является объектом охраны. И в этом плане особое значение приобретает популяризация социально-гуманитарного знания, целью которого, в частности, может быть формирование аксиологического восприятия

пространства Енисейска как комплексного объекта исторического наследия. Архитекторы говорят об этом очень давно. В качестве яркого примера могут быть названы работы В.И. Царева, С.С. Попадюка, Е.З. Гевеля и др. [Царев, 2005; Попадюк, 2004; Ге-вель, 2015] К сожалению, эти выводы до сих пор не реализуются в Восточной Сибири применительно к городу. Единственный пример — «исторический квартал» в Иркутске, но это больше коммерческий проект, чем историко-культурный. Следовательно, необходимо идти дальше и формировать представление о нематериальных объектах культурного наследия, в первую очередь — о социокультурной со-

ставляющей городской среды, отражением которой является, в частности, архитектура.

Основой работы в данном направлении может быть изучение планировочной структуры. Факторы, определяющие ее формирование и динамику, можно условно разделить на внешние (природа, политика, коммуникации) и внутренние (мировоззрение и деятельность населения). Причем наибольший интерес представляет их диалектическое взаимодействие. Как писал М.С. Каган, город приобретает свой специфический облик благодаря превращению духовных качеств горожан в предметное бытие городской среды [Каган, 1992].

Енисейск был основан как административный центр с военными, дипломатическими и фискальными функциями. В его расположении главную роль играл Енисей, по которому шел основной маршрут движения казаков, осваивающих Восточную Сибирь, и торговцев, в том числе международного уровня. Таким образом, для Енисея актуальны рассуждения Л. Мечникова о великих исторических реках [Мечников, 2013]. Енисейск сразу получил значение порта, поэтому острог был расположен достаточно близко к реке. Эта точка сохраняет значение центра планировочной структуры весь рассматриваемый период. Вокруг острога постепенно стал развиваться посад.

Большая излучина Енисея обусловила положение города на площадке, вытянутой в широтном направлении, а его береговой «фасад» был обращен к северу. Основная застройка идет вдоль русла Енисея. Перпендикулярной осью стала река Мельничная, в тот период она еще была судоходной. Важное влияние оказывали сухопутные дороги, которые формируются позднее — в прилегающие деревни, на Маковский острог (западное направление), в Ачинск, Красноярск (южное направление). Параллельно транспортным линиям пролегли главные улицы.

В период зарождения Енисейска и его наиболее активного развития планировка города отражала преимущественно процесс взаимодействия человека и природы. Суровые природные условия налагали ограничения развития на все северные города. В этом плане их судьбы достаточно похожи. Болотистая почва мешала застройке развиваться вглубь территории. Низменное положение и высокий подъем воды весной определяли регулярные наводнения. Торфяники и сильные ветра при деревянной застройке и печном отоплении создавали условия для пожаров. Это не позволяло делать плотную жилую застройку и благоустраивать городскую территорию. В то же время пожары способствовали обновлению, так как исчезали старые постройки, утратившие свое значение. Северные города недаром сравнивают с птицей-фениксом.

Образ жизни енисейцев носил традиционный характер, что определялось их занятиями: пушной и рыбный промысел, земледелие, торговля и судоходство. Им принадлежит важная роль в освоении богатств Севера. В то же время эта деятельность определяла эпизодическое пребывание в городе. Холодный климат и зависимость от самообеспечения требовали большого количества хозяйственных построек, а роль города как порта и центра снабжения северных земель — больших хранилищ. Понятие «благоустройство города» здесь сильно отличалось

от привычного нам. Поэтому базовыми признаками городской архитектуры были дешевизна, надежность и эргономичность.

Другим важнейшим фактором, влияющим на формирование и развитие города, был духовно-аксиологический. Его отражением выступали культовые сооружения, главные доминанты и украшения городского пространства. Енисейск в этом плане не исключение. В остроге сразу была построена небольшая деревянная церковь. С Запада и Востока город ограничивают и защищают мужской и женский монастыри.

Один из первых в Восточной Сибири и первый в Приенисейском регионе, Спасский монастырь (основание: 1592—1642 гг.) расположен в западной части города на возвышенности и обозначает новое пространство — Гору. Колокольня Спасского собора стала самой высокой точкой города, ее крест виден и в соседних деревнях, и далеко по транспортным линиям. Расположение монастыря в глубине территории относительно Енисея дает узел пространственно-координатной системы. Мимо него шла дорога на Маковский острог, а от монастыря к ядру города тянулась Спасская улица.

Восточная координатная точка — Христорож-дественский (с 1871 г. — Иверский) женский монастырь (1632 г.), расположенный на берегу р. Мельничной. Колокольня женского монастыря стала второй важнейшей доминантой городского пространства. Территорию монастыря определяли две реки (Толчея-Мельничная и Абалацкая-Лазаревка). Связь с центральной территорией осуществлялась через наплавной, а позднее стационарный мост. Таким образом, в XVII в. определились три основных пространственных координаты города, образующие в плане тупоугольный треугольник с вытянутой в западном направлении вершиной.

Время расцвета и наиболее активного развития базовой пространственно-планировочной структуры города — XVIII в. Находясь на пересечении важных водных путей, Енисейск был центром ремесла и торговли, земледелия и судоходства. Острог в это время уже утрачивает свое значение, но роль функционального центра, тесно связанного с рекой, остается именно за данным местом. На берегу Енисея располагаются пристань, административные и складские помещения. От пристани улица поднимается к незначительно удаленному центру города, где были расположены Богоявленский собор, воеводский дом, двухэтажный гостиный двор с 114 лавками и рынком, Гостинодворская (Преображенская) церковь.

Основную роль в городе играла деревянная одноэтажная усадебная застройка. В XVIII в. она активно распространяется на Гору, застраивается территория за р. Мельничной, формируя так называемое Заречье, где располагается Кузнечная слобода. Из новопоселенцев формируется слобода Ба-раба, отделенная ручьем Скородум, который затем был перекопан, и по его руслу прошла улица Ручейная (ул. Фефелова). Как правило, патриархальным семьям соответствовали большие усадьбы с целым комплексом хозяйственных построек (конюшни, ледники, бани, амбары и др.), часто соединенных вежду собой подворьями или близко расположенных.

Главным явлением в застройке Енисейска в

XVIII в. стало возведение каменных зданий, в первую очередь великолепных православных церквей и соборов. В разное время их насчитывалось от 6 до 14. Интересно, что в своем облике церкви Енисейска соединили приемы народного деревянного зодчества, элементы барочной и классической архитектуры. С Енисея были видны 4 храма, остальные отмечали небольшие возвышенности в глубине городского пространства и одновременно части города, формирующиеся по мере заселения и разделенные по приходам.

Регулярные пожары и наводнения стимулировали использование камня в жилой застройке. В силу низких доходов большинства населения распространяется смешанный тип здания — деревянный дом на каменном фундаменте и подклете. Нижний этаж часто использовался под торговую лавку или склад. Жилые постройки целиком из камня начинают возводиться с 1730-х гг. [Градостроительство Сибири..., 2011, с. 130—156].

В ХУШ в., благодаря политике Петра I и Екатерины II, развивается регулярная планировка городов. Однако в Енисейске проведение регулярного планирования было осложнено отсутствием специалистов, рельефом, а также болотистой местностью и огородничеством. Поэтому ландшафтный принцип застройки, характерный для Средневековья, во многом сохраняется. План XVIII в. отразил нерегулярную планировку разрастающегося города. Его пространственно-планировочная структура похожа на птицу, летящую на Север, что подчеркивает фронтирный статус поселения. Енисейск в это время считался одним из красивейших городов Сибири [Там же].

Несмотря на сложившуюся ситуацию, все же в планировку Енисейска вносится определенная упорядоченность, отражающая мировоззрение классицизма XVIII в. Выделяется главная улица, соединяющая дороги на Маковский острог и на Красноярск, проходящая в основной части параллельно излучине Енисея. Главные здания города располагаются вдоль нее. Там, где это возможно, новая застройка велась уже ориентировочно к регулярному плану. Появились новые черты в планировке и застройке общественного центра. Обязательным элементом городского пространства наряду с культовыми сооружениями становились административные здания (присутственные места). Они возводились по предварительному «образцу», который утверждался императором и получал силу закона [Кошман, 2013]. Так, например, в 1780 г. было выстроено здание Присутственных мест на пересечении ул. Кедровой (ул. Кирова) и Алексеевского переулка (пер. Партизанский) [Здание Присутственных мест, 2015]. Рубежом перехода к упорядоченной застройке можно считать большой пожар 1778 г., уничтоживший значительную часть города.

Интересно заметить, что большую территорию в русском городе занимали огороды. В Енисейске они имели особое значение в плане самообеспечения населения. Вынести их за территорию города не позволяли болота и необходимость покосно-выгонных земель, обеспечивающих кормовую базу скота. Кроме того, учитывая постоянную опасность пожаров, застройка не могла быть плотной, и пустующие площадки логично было использовать.

Данная ситуация не была уникальной и отражала общую градостроительную политику. Как пишет Л.В. Кошман, по Жалованной грамоте 1785 г., среди прав, которые получал город, было владение территориями для сельскохозяйственного использования: сады, поля, пастьбы, луга, рыбные ловли, леса, пустые места, мельницы и т.д. Но если территория застраивалась, то новых выгонов город не получал [Кошман, 2013]. Хозяйственные практики и условия владения не изменились и в дальнейшем. Опросный лист Российской Академии наук 1792 г. зафиксировал, что во всех уездных городах обыватели «упражняются черной огородной работою.» [Глазычев, 1995, с. 138].

В конце XVIП — начале XIX в. развитие Енисейска замедляется, так как Московско-Сибирский тракт прошел значительно южнее, а в 1822 г. город лишился статуса регионального центра. Это способствовало сохранению традиционных занятий населения. Некоторое время Енисейск еще сохранял роль самого крупного города Приенисейского края, в котором насчитывалось более пяти тысяч жителей, было 1081 зданий, в том числе 15 каменных. В 1840-х гг. жизнь города резко изменилась, он был охвачен «золотой лихорадкой». Вновь увеличился приток населения, активизировалась торгово-снабженческая деятельность. Приходят в упадок ремесла и земледелие, зато растет число питейных и игорных заведений.

Енисейск, несмотря на его удаленность и статус, в это время демонстрировал те же процессы, что и города других регионов. Продолжается тенденция прежних лет вкладывать средства в культовые сооружения. Благоустраиваются и развиваются территории монастырей, украшаются церкви. Возводятся и несколько новых: Входоиерусалимская, Иверская, часовня Даниила Столпника. Также на территории города появляются мечеть и синагога, отмечающие достаточно крупные религиозные общины мусульман и иудеев.

Развитие капитализма нашло отражение в росте числа богато украшенных купеческих особняков, выполненных преимущественно в духе классицизма. Каменные дома сосредотачивались преимущественно в центральной части города, их облик носил ярко выраженный индивидуальный характер. Собственный дом был не только жилищем купца или золотопромышленника, но и олицетворял материальное благосостояние и был символом общественного положения [Петерс, 2007].

К середине XIX в. регулярное планирование было проведено повсеместно, в том числе и по Енисейской губернии. Енисейск оставался единственным «не упорядоченным» городом. В 1855 г. был составлен регулярный план, но его отвергли из-за многочисленных ошибок. Тогда Восточно-Сибирский генерал-губернатор направил в город специального картографа. Но составленный на месте план не получил одобрения уже центральных властей из-за несоответствия требованиям пожарной безопасности. Удаленное положение города и его транспортная изоляция сильно затянули процесс выяснения отношений между Енисейском и Санкт-Петербургом. Наконец, в 1858 г. новый план был составлен и отправлен в Енисейск. Однако по дороге его потеряли.

Только случайно он был обнаружен на постоялом дворе в Томске и в 1860 г. прислан в Енисейск. Этот вариант плана был признан неудобным местной губернской строительной комиссией, так как не предусматривалась защита города от наводнений [РГИА. Ф. 1287. Оп. 39. Д. 659. Л. 34—38, 45, 69—72, 89, 102—130, 150—150 об.]. Наконец, согласованный в очередной раз план прибыл в город, и наступило время воплощения его в жизнь. По иронии судьбы это был 1869 г. — год Большого пожара, уничтожившего 6/7 города.

После пожара Енисейск пришлось восстанавливать заново, и теперь в основу был положен регулярный план. Однако, если сравнить его и облик города, мы увидим, что при застройке хозяева постарались сохранить свои участки. Архив содержит записи городской думы о выдаче разрешений на сотни домов, которые восстанавливались жителями на прежнем месте [АГЕ. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1]. И только те места, что не укладывались в план или чьи хозяева не объявились (некоторые жители после пожара покинули Енисейск и нашли себе место в других городах или селах), корректировались в общей застройке. Неизменными остались и все базовые ориентиры — монастыри и церкви, административные здания. Рынок и гостиный двор уже утратили свое значение, но сохранились в качестве ядра планировки. Большие средства, собранные по стране для нужд погорельцев, стали основой не только восстановления жилых домов, но и значительного благоустройства города. Была заново устроена набережная с бульваром — место отдыха горожан. Восстановлены и украшены храмы. Рядом с ними были организованы общественные пространства — площади (например, Троицкая). В то же время, бедность горожан не позволила усилить каменную застройку, город остался деревянным, как и в прошлые столетия. Анализ плана Енисейска 1896 г., показывает, что территория города осталась в пределах границ, очерченных еще в 1820-х гг. Регулярный план сохранил традиционно сложившийся облик города, только несколько упорядочив его [Градостроительство Сибири..., 2011, с. 314—329].

Конец XIX в. — время сокращения золотодобычи и экономического кризиса города, но это и период расцвета интеллектуальной и общественной деятельности. Енисейск снова демонстрирует черты, характерные для большинства городов. В это время повсеместно получает развитие строительство по индивидуальным планам, в первую очередь общественных зданий [Кошман, 2013]. Исторический центр Енисейска украшается театром (1855 г.) и Благородным собранием (1858 г.) (к сожалению, постройки были деревянными и вскоре сгорели), мужской и женской гимназиями, библиотекой Баландиных, выполненными по индивидуальным проектам. Они достаточно сильно отличаются как от барочной архитектуры церквей, так и от классического облика купеческих особняков, вписывая свою страницу в архитектуру города.

Независимо от наличия регулярной планировки, преобладание традиционного образа жизни вносило свои коррективы. Например, элементом непланового характера были помойки и захоронения павших животных. Большое количество скота, содержавше-

гося в городе, порождало огромный объем навоза, вывозить который не стремились. В итоге многие территории города оказывались чрезвычайно загрязненными, и уже это мешало развитию застройки. В частности, долгое время в Енисейске не могли построить больницу, так как выбранное для нее губернским архитектором удобное по рельефу место было неприемлемо из-за зловония [ГАКК. Ф. 522. Оп. 1. Д. 262. Л. 24, 56]. Происходило и загрязнение водоемов, из которых енисейцы брали воду. Итогом становились массовые отравления и желудочно-кишечные инфекции. Данная ситуация была характерна для большинства малых городов.

Начало ХХ в. традиционно определяют как время упадка города. Если в 1897 г. в Енисейске было 11,5 тыс. жителей, то в 1917 г. — около 7 тыс. Активная жизнь сместилась к Транссибирской магистрали, многие общественные деятели покинули город. Многие общественные здания пришли в упадок, на благоустройство города денег не выделялось [Мин-даровский, 1915, с. 17]. Развития городской планировочной структуры в это время не происходит. Новые культурные объекты (кинотеатр, библиотека) располагаются в центре города, но в старых помещениях. Эпоха модерна нашла отражение только в одном доме — купца А.М. Бородкина (1909 г.).

Таким образом, пространственно-планировочная структура Енисейска определена природными условиями и историческими процессами. Каркас пространственно-планировочной структуры определен основными транспортными магистралями, включающими город в систему мировых и российских коммуникаций. Доминанты и узлы планировки представлены каменной застройкой и отмечают значимые этапы в жизни города, которые, в свою очередь, отражают общероссийские политические, социальные и культурные процессы XVIII — начала XX в. Основная застройка — деревянная, отражает традиционный образ жизни большинства населения и практически не изменяется в течение рассматриваемого периода.

Енисейску, несмотря на постоянные пожары и другие негативные факторы, удалось сохранить свой самобытный облик, запечатлевший в исторической многослойности реалии естественного развития северного города, что представляет несомненную историческую ценность и нуждается в восстановлении и сохранении. Концептуальная основа такой работы требует современного научно-исторического подхода, без него все может принять искусственный характер, в результате чего утратится сам смысл сохранения исторического наследия. Чтобы избежать этого, необходима разработка историко-культуро-логических и историко-антропологических текстов, в том числе популярного характера, которые будут служить основой для целостного восприятия городской среды.

Список литературы

1. Гевель Е.В., Лысенко Д.Н. Енисейское городище — основное достопримечательное место При-енисейской Сибири [Электронный ресурс]. — URL: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/20914/ gevel%27_lysenko_eniseskoe_gorodische.

pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 11.07.2018).

2. Глазычев В.Л. Города России на пороге урбанизации // Город как социокультурное явление исторического процесса. — М.: Наука, 1995. — С. 137—144.

3. Градостроительство Сибири. — СПб.: Коло, 2011.

— 784 с.

4. Здание Присутственных мест в Енисейске [Электронный ресурс]. — URL: http://naov.ru/ objects/zdanie-prisutstvennih-mest-po-ulkirova-79-v-geniseyiske.html (дата обращения: 11.07.2018).

5. Каган М.С. Культура города и пути ее изучения // Город и культура. — СПб.: [б. и.], 1992. — С. 14—19.

6. Кошман Л.В. Культурное пространство русского города XIX — начала XX в. К вопросу о креативности исторической памяти // Человек и культура. — 2013.

— № 2. — С. 42—115.

7. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. — М.: Айрис-Пресс, 2013. — 320 с.

8. Миндаровский М.П. В Енисейскую Городскую

Думу: Доклад. — Енисейск: Тип. братьев Кытмано-вых, 1915. — 24 с.

9. Петерс Е.В. Архитектурно-пространственная среда малого города Западной Сибири XIX — начала XX вв. // Вестн. Кузбас. гос. техн. ун-та. — 2007. — № 2. — С. 112—114.

10. Попадюк С.С. Памятники архитектуры Енисейска // Архив наследия. — 2002. — М.: Институт наследия, 2004. — С. 47—100.

11. Царёв В.И., Можайцева Н.В. Градостроительная летопись Енисейска XVII — XX веков. — Красноярск: Краснояр. гос. архит.-строит. акад., 2005. — 162 с.

Список источников

1. АГЕ. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1.

2. ГАКК. Ф. 522. Оп. 1. Д. 262.

3. РГИА. Ф.1287. Оп. 39. Д. 659.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.