УДК 65
РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ В СИБИРИ
Египко М.А., аспирант, ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МГУПС
(МИИТ))
Большинство экспертов, исследуя развитие логистики в Сибири, выделяют среди городов-лидеров Новосибирск, Иркутск и Красноярск, поскольку каждый из них имеет выгодное транспортное расположение, а также обладает еще рядом других выгодных преимуществ.На сегодняшний день ряд приоритетных проектов создания транспортно-логистических центров уже переходит в практическую стадию. В Новосибирской областибыл построен промышленно-логистический парк, который расположен на пересечении основных внутрироссийских и международных транспортно-логистических коридоров, благодаря чему стал важным системообразующим объектом региональной транспортно-логистической системы.
Ключевые слова: промышленно-логистический парк, транспортно-логистический центр, логистика Сибири, промышленно-логистические комплексы в Сибири.
DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL AND LOGISTICS COMPLEXES IN SIBERIA
Egipko M., the post-graduate student, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay II»
(MGUPS (MIIT)
Most experts, exploring the development of logistics in Siberia, distinguish among the city leaders Novosibirsk, Irkutsk and Krasnoyarsk, since each of them has an advantageous transport location, and also has a number of other advantageous advantages. To date, a number of priority projects for the creation of transport and logistics centers are already moving into the practical stage. In the Novosibirsk region, an industrial and logistics park was built, which is located at the intersection of the main domestic and international transport and logistics corridors, making it an important system-forming object of the regional transport and logistics system.
Keywords: industrial and logistics park, transport and logistics center, logistics of Siberia, industrial and logistics complexes in Siberia.
Любой населенный пункт имеет неоспоримые преимущества, если территориально приближен к транспортным магистралям. Благодаря такому выгодному расположению статус мультимодального транспортного узла примеряли на себя различные города Сибири в разные годы.
Расположение Москва ближе к Европе, дало ей толчок враз-витии. Рассматривая близость Сибири к быстроразвивающейся Азии,можнопредположить, что это может стать хорошим стимулом для ее развития.
Большинство экспертов, исследуя развитие логистики в Сибири, выделяют среди городов-лидеров Новосибирск, Иркутск и Красноярск, поскольку каждый из них имеет выгодное транспортное расположение, а также обладает еще рядом других выгодных преимуществ.
Иркутск находится на трассе кросс-полярных рейсов (и имеет ряд географических преимуществ по сравнению с Новосибирском и Красноярском - через него путь короче), однако из-за отсутствия собственной крупной авиакомпании не может рассчитывать на создание хаба.
На сегодняшний день ряд приоритетных проектов создания транспортно-логистических центров уже переходит в практическую стадию, а именно создание строительство транспортно-логистического центров по станции Доскино в Нижегородской области и по станции Клещиха в Новосибирской области, которые станут важными системообразующими объектами региональной транспортно-логистической системы.[1]
Новосибирский регион играл роль крупнейшего в Западной Сибири распределительного и транзитного узла еще в советские времена. Помимо Транссиба и железнодорожного выхода на Казахстан и Среднюю Азию, через него проходят федеральные трассы М-51, М-52 и М-53. Именно здесь расположены станция Клещиха, входящая в Тор-5 российских контейнерных терминалов, одна из крупнейших в России сортировочная станция Инская (вагонооборот в сутки составляет более 27 тысяч единиц).
Новосибирский аэропорт Толмачево уже в современной истории России сделал серьезную заявку на превращение в крупный авиа-хаб, чему способствовали масштабная модернизация аэропортового комплекса и строительство второй взлетно-посадочной полосы. В настоящее время это крупнейший аэропорт за Уралом, пассажиропоток за 10 лет утроился. Средний пассажиропоток в год составляет 2767 тыс. пассажиров, а объем грузовых перевозок составляет более 13 000 тонн груза и почты. Стратегия развития аэропорта до 2020 года предполагает рост пассажиропотока до 5,5 млн. пассажиров в год, объем обработки грузов—до 300 тонн в сутки. В последние года оживилось грузовое транспортное сообщение по р. Оби, обеспечивающее доставку различных грузов (главным образом стройматериалов) в районы Крайнего Севера.
Ниже на рисунке 1 представлена схема территориального плани-
рования Новосибирской области.
Неплохими темпами развивается также терминально-складское хозяйство. К настоящему времени в общих чертах сформированы Западная и Восточная транспортно-логистические зоны. В районе Западной зоны располагаются аэропорт Толмачево с комплексом складских и таможенных терминалов, терминал «Клещиха», складской комплекс (склады «Машкомплект», «Новосибирскснабсбыт», «Химлегснаб», Обская автобаза, военные склады, комплекс складов ТЭЦ-6 и др.). Здесь же был построен промышленно-логистический парк Новосибирской области.
Промышленно-логистический парк (ПЛП) Новосибирской области расположен на пересечении основных внутрироссийских и международных транспортно-логистических коридоров. Основные подъездные пути проходят через территорию ПЛП:
-транссибирская железнодорожная магистраль;
-федеральная трасса М-51 «Байкал».
В 6 км. от ПЛП -международный аэропорт «Толмачево». Общая площадь земельных участков ПЛП: 2000 га. Ниже на рисунке 2 расположена схема функционального зонирования промышленно-логистического парка Новосибирской области.
Логистическая составляющая - ключевое направление развития промышленно-логистического парка Новосибирской области.Развитие транспортно-логистического комплекса - соответствует приоритетам развития Новосибирской области. Концепция развития промышленно-логистического парка Новосибирской области схематично представлена на рисунке 3.
Для реализация механизма кооперации для резидентов ПЛП осуществляется группировка инвестиционных проектов по кластерному типу. План территории промышленно-логистического парка Новосибирской области представлен на рисунке 4. Для создания условий по развитию проектов, относящихся к категории малого и среднего бизнеса, планируется создание соответствующих объектов инфраструктуры.
Новосибирский промышленно-логистический парк (ПЛП) был создан с целью привлечения в регион федеральных и зарубежных инвесторов, и сегодня там размещено 13 крупных компаний. Кто-то строит вторые очереди, кто-то только готовится зайти - степень развития у всех разная, а главное требование одно - необходимость инфраструктуры для работы.
С появлением индустриальных парков российским производственникам стало проще заходить в интересующие их регионы, объектов начало появляться все больше и больше - и вот уже парки борются за резидентов, а перед властями стоит проблема господдержки подобных структур.
Особо важными вопросами, которыми задаются инвесторы приходящие в Новосибирский промышленно-логистический парк, являются
Рисунок 1 - Схема территориального планирования Новосибирской области
поиск хороших кадров, комфортабельность размещения сотрудников, наличие социальной инфраструктуры, а также наличие каких-либо дополнительных опций. У Новосибирского промышленно-логистический парка есть определенные географические преимущества, так как он находится на «Великом шелковом пути», вблизи Казахстана и других стратегических направлений, также парк расположен недалеко от международного аэропорта и есть железная дорога. Кроме этого-Новосибирская область обладает мощным научно-образовательным потенциалом, имеет диверсифицированную экономику.
Промышленно-логистическим паркам для того чтобы оставаться востребованными у инвесторов, необходимо оказывать не только инфраструктурные услуги, но и расширять имеющийся спектр предоставляемых услуг. В зарубежных индустриальных парках управляющие компании занимаются не только созданием простых условий, инфраструктуры, они готовы оказать резиденту услуги по подбору поставщика сырья, по сбыту продукции. Кроме этого важным моментом является интеграция резидентов, выстраивание коммерческих цепочек, чтобы на одной площадке можно было разместить и поставщика сырья, и производителя, и потребителя. Тогда бы промышленно-логистический парк можно было бы назвать идеальной средой. Пока что российские парки находятся примерно в одинаковых условиях, они все далеки от этой модели.
Сегодня на территории ПЛП работает около 2 000 человек, это в основном рабочие специальности. Кадровая потребность всего парка составляет около 10 000 человек.
В 2016 г. вложения в инфраструктуру промышленно-логистического парка были выше, чем в 2015 г., но меньше в сравнении с 2014 г. В прошлом году освоили порядка 300 млн. руб. инвестиций, на эту сумму были выполнены ряд инфраструктурных проектов, в 2017 году так же предстоит строительство на сумму около 300 млн. руб. До 2016 г. в инфраструктуру промышленно-логистического парка Новосибирской области было инвестировано 3 млрд. 600 млн. руб., но возврат средств через плату за инфраструктурные (коммунальные) услуги возможен через много лет.
При инвестировании в инфраструктуру всегда надо рассчитывать
из необходимости. Тот энергетический ресурс, которым обладает парк используется максимум на 15%-20%, потому что резиденты находятся в инвестиционной фазе, то есть пока еще строятся. Возможно, в 2017 году будут более востребованы коммунальные и инфраструктурные услуги.
Вместе с тем проект рассчитан на года, на максимальное потребление мощности. Исходя из этого, приходится строить сети именно такой максимальной пропускной способности, а не той, которая нужна сейчас малому количеству потребителей. В противном случае пришлось бы прокладывать рядом огромное количество кабелей или трубопроводов маленького сечения или диаметра, а не так, как сейчас - с расчетом на всех сразу. И в конечном итоге это стало бы еще дороже.
Проблема господдержки всегда особенно волнует руководителей частных промпарков: бизнесмены создают площадки за свой счет и надеются на субсидии, однако власти не всегда готовы предоставить тот объем поддержки, которого ждут предприниматели. Тем не менее у чиновников есть определенное видение того, как можно сокращать издержки при создании промпарков и на чем зарабатывать.
На начало 2017 года промышленно-логистический паркНовоси-бирской области заключил 13 соглашений. Из них 8 - это резиденты, которые уже завершили строительство. Завод по производству холодильного оборудования «Арнег» зашел в конце 2015 г., к сегодняшнему дню освоил более 890 млн. руб. инвестиций. Лидер сибирского региона по проектированию, строительству, реконструкции, монтажу систем водоподготовки и очистки сточных вод ЗАО «Роса» на территории ПЛП работает с 2011 г., объем инвестиций по проекту составил 76,6 млн. руб. Один из крупнейших участников рынка кондитерских изделий Сибири и Дальнего Востока «Сладомир логистик групп» разместил в ПЛП складской комплекс и фасовочное производство, инвестиции по проекту составили 250 млн. руб. ЗКПД «Арматон» введен в марте 2015 г., его инвестиции составили 1 797 млн. руб.
Два резидента из этих восьми приобрели дополнительные участки и ведут строительство вторых очередей. Это «Восточная снековая компания» с объемом инвестиций по проекту 467 млн. руб. за I очередь и компания «Сибалюкс Ресурс», производящая композитные панели
Рисунок 2 -Схема функционального зонирования промышленно-логистического парка Новосибирской области
Многоотраслевой парк
Рисунок 3 -Концепция развития промышленно-логистического парка Новосибирской области
- с освоенным объемом инвестиций 419 млн. руб. Еще два резидента ввели объекты буквально в 2016 г. — «ЗТИ Сибирь», занимающийся производством промышленной полиэтиленовой упаковки (588 млн. руб. инвестиций) и «Корпорация «Глория Джинс», разместившая в ПЛП распределительный центр (инвестиции составили 2 млрд. руб., освоено 1,6 млрд. руб.).
Также у нас есть резиденты, которые еще только ведут строительство: например, на этапе завершения инвестиционной стадии находится проект ООО «Мон'дэлис Русь» - строительство завода по производству кондитерских изделий до 50 тыс. тонн в год. Заявленный объем инвестиций - 7,9 млрд. руб. Активно строится завод по производству одноразовой посуды и упаковки «Роспак», заявленный объем инвестиций в проект - 144 млн. руб.
Еще две компании поучили статус резидента и заключили договоры аренды в 2016 г.: это «РусАгроМаркет-Новосибирск», создающий оптово-распределительный центр сельскохозяйственной продукции (19,7 млрд. руб. инвестиций) и ООО «НБП», производящий напитки быстрого приготовления (заявленный объем инвестиций 55 млн. руб.).[2]
Некоторые проекты приостановили реализацию: это НПО «Базальт» - завод по производству теплоизоляционных материалов на основе штапельного базальтового волокна с заявленным объемом инвестиций в 2,3 млрд. руб. и ООО «Теплопром» - завод по производству теплоизоляционных материалов на основе штапельного стекловолокна. В настоящее время последний находится на стадии банкротства.
Сейчас около 228 освоенных га и еще 339 га свободных территорий и промышленно-логистический паркНовосибирской областиготов принять еще много резидентов.
Согласно годовому отчету Ассоциации индустриальных парков, государственных парков в России больше, чем частных. Ведь создавая индустриальный парк, правительство региона надеется не просто
вложить деньги, его задача - максимально привлечь инвестиции. Например, в промышленно-логистическом парке Новосибирской областипредполагается привлечь порядка 55 млрд. руб. инвестиций действующих резидентов, а емкость парка - порядка 75 млрд. руб. И это только инвестиции. А сколько потом еще будет получено налогов, НДФЛ, сколько будет создано рабочих мест! Поэтому государство и заинтересовано в создании таких парков. При этом важно понимать, что влияние парка распространяется не только на свои 1177 га, он имеет огромное экономическое влияние на развитие всей территории Новосибирской области и даже более.[3]
Но существует много и частных парков. И если посмотреть по той же отчетности, то можно увидеть, что идет активный рост: до 2014 г. соотношение было 40% на 60%, а уже в прошлом году оно стало практически 50:50 - это говорит о том, что бизнес начал понимать, что создание таких структур - это выгодно. Это тоже прибыльный бизнес, если, конечно, не «вкапывать» деньги бездумно - создавая инфраструктуру на 10 лет вперед с надеждой, что в парк придет нуждающийся в ней резидент, - а строить столько, сколько нужно каждому игроку.
Также надо отметить, что частные парки власть тоже поддерживает. Если создание парка будет заявлено как инвестиционный проект, он может получить любую поддержку. И если бизнес сможет обосновать пользу этого объекта для государства, для бюджета, то в этом случае можно вполне рассчитывать на хорошую поддержку со стороны власти.
Литература:
1. Резер, А.В. Методология управления интегрированными транспортно-логистическими системами [Текст] / А.В. Резер //- М.: МИИТ. - 2015 - 48 с. Илл.
2. Катковская Ю., Бокова И. Создание промпарков - это прибыльный бизнес [Текст] / Пульс цен. Деловой квартал -2017.
3. http://inpark.air-nso.ru
Рисунок 4 -План территории промышленно-логистического парка Новосибирской области
30 ТЯАШРОЯТ ВиЗШЕББ Ш ЯШВТА | №2 2017 |