РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ*
А.А. ВИНОКУРОВ, кандидат экономических наук, доцент Финансовой академии при Правительстве РФ
Использование лесных ресурсов. В настоящее время в Российской Федерации сосредоточено четверть мировых запасов леса, или около 75 млрд м3, приходящихся на общую лесопокрытую площадь страны — 719 млн га, из которых 252 млн га в Сибирском и 278 млн га в Дальневосточном Федеральном округе, а еще 78 млн га — в Северо-Западном. Столь впечатляющие по масштабам ресурсы создают иллюзию их неисчерпаемости, а также доступности для эксплуатации, что в реальных условиях далеко не так.
В действительности, по данным заслуженного лесовода России, члена-корреспондента РАСХН, профессора И.В. Шутова3, свыше 30% лесопок-рытой площади страны занимают разновозрастные древостои, включая северо-таежные и горные леса на мерзлотных почвах, чрезвычайно низкий ежегодный естественный прирост которых (порядка 1 м3/га) не позволяет рассматривать их в качестве объектов рентабельной промышленной эксплуатации. То есть до половины всех сибирских и дальневосточных лесов непригодны к эксплуатации не столько в силу их недоступности, сколько вследствие отсутствия потребительской ценности, а также и практической невосстанови-мости хрупких лесных экосистем, которые очень легко нарушить и в условиях Крайнего Севера невозможно вырастить заново (что подтверждают многочисленные лесоводческие эксперименты).
ОсновнаямассадревесинывРоссиизаготавли-вается на доступных площадях Северо-Западного федерального округа (в Архангельской, Вологодской, Ленинградской и Новгородской областях, в республиках карелия и коми), где древостои уже сильно истощены сплошными рубками и где по
* Окончание. Начало см. в журнале «Региональная эконо-
мика: теория и практика» № 4 (31) за 2006 г.
3
И.В. Шутов. Природно-ресурсные ведомости, № 32 (279), октябрь 2005 г.
конъюнктурным коммерческим соображениям был сокращен норматив спелости пользующихся наибольшим спросом хвойных древостоев — со 140 до 80 лет.
По данным, приводимым в «Природно-ре-сурсных ведомостях»4, в пересчете на 1 жителя Россия располагает меньшей площадью доступных для эксплуатации лесов, чем соседняя Финляндия. Это подтверждается аналогичными данными FAO: 3,9 га/чел. — в Финляндии, против 3,6 га/чел. в России. По этой причине, а также в силу низкой экономической эффективности производительные силы лесного комплекса в составе лесного хозяйства и лесоперерабатывающих отраслей нуждаются в максимальной оптимизации: реформировании и внутриотраслевой реструктуризации (табл. 2).
лесное хозяйство России, очевидно, должно правильно вписаться в рыночные отношения, при которых лес на корню приобретет реальную стоимость, сопоставимую с его стоимостью в развитых лесных странах — Финляндии, Швеции, Канаде и других. Средняя российская ставка платы за 1 м3 древесины, отпускаемой на корню, составлявшая 38 руб. в 2004 г., многократно — в десятки раз ниже среднемировых нормативов и нуждается в серьезном увеличении. Только тогда лесные платежи в бюджетную систему (6,7 млрд руб.) окажутся выше бюджетного финансирования лесного хозяйства — 7,5 млрд руб. в 2004 г. (табл. 3).
По мнению специалистов, лесные рынки в России приобретут рациональную основу только после соблюдения правил постоянства лесопользования на каждом эксплуатируемом участке лесного фонда и реальной ответственности лесозаготовителей за полноценное восстановление лесных ресурсов. Для достижения эффективности
4 Там же.
Таблица 2
Лесные ресурсы и производство основной лесопродукции в России и странах с развитой лесной промышленностью к началу
2000-х годов (по данным FAO)
Показатели Россия США Канада Швеция Финляндия
Лесопокрытая площадь, млн га 851,4 226,0 244,6 27,1 21,9
Площадь лесов на душу населения, га / чел. 5,8 0,8 7,9 3,1 4,2
Площадь лесов, возможная для эксплуатации, млн га 525,2 106,5 99,6 21,2 17,4
Площадь лесов, возможная для эксплуатации на душу населения, га /чел. 3,6 0,4 5,0 2,4 3,9
Запасы древесины в лесах, возможных для эксплуатации, млн м3 60922 27035 17355 2567 1867
Вывозка древесины, млн м3 116,2 452,0 214,1 61,6 49,5
Производство пиломатериалов, млн м3 18,6 110,4 65,1 11,4 15,1
Производство бумаги и картона, млн т 3,9 75,8 21,2 9,9 12,7
лесного хозяйства лесоводами, в частности, предлагается аукционная продажа выращенных и подготовленных к рубке древостоев5. Это позволит существенно снизить дефицит запасов в доступной части лесного фонда и гарантировать коммерчески выгодную лесоэксплуатацию на плановой основе в тех регионах, где подобная практика получит распространение.
Переход от экстенсивного к интенсивному лесопользованию в России предполагает наряду с достижением сбалансированного лесопользования обеспечение лучшей транспортной доступности к лесным ресурсам и повышение ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в настоящее время составляющую менее 7% от товарной стоимости круглого леса. Не менее актуальна последовательная усиливающаяся ориентация на производство и экспорт лесных товаров глубокой переработки.
на сегодняшний день лесная промышленность России не способна предложить рынку высококачественные конкурентоспособные продукты, удельный вес которых составляет в стране всего 3% от мировой продукции лесопереработки. Доля лесной отрасли в валовом внутреннем продукте РФ из-за сырьевого перекоса в пользу необработанной древесины также чрезвычайно мала и составляет 2,5%. По данным «Российской лесной газеты»6, упущенная выгода, которая могла бы быть получена в результате глубокой переработки древесины, составляет 40-50 млрд. долларов в год. Причем сырьевая направленность отрасли возросла в последний год. В 2004 г. Россия, по данным Федеральной таможенной службы, экспортировала в необработанном виде 41,4 млн м3 древесины, что на 11% больше, чем в предыдущем году.
5 Там же.
6 «Российская лесная газета», № 41 (119), октябрь 2005 г.
Таблица 3
Сравнительная стоимость экспорта из РФ лесных материалов
Лесные материалы 1996 г. % 2000 г. % 2003 г. %
Необработанные 946 61 1342 64 1803 60
Обработанные 599 39 739 36 1189 40
Примечание: по данным таможенной статистики; в фактически действовавших ценах, млн дол.
17 сентября 2005 г. во время визита в Кострому Председатель Правительства РФ М.Е. Фрадков озвучил по Всероссийскому телевидению тезис о необходимости доминирования в лесном экспорте России изделий, имеющих большую цену, а не дешевого сырья в виде «круглого леса». Меры, предпринимаемые в этом направлении, войдут в концепцию развития лесного и лесопромышленного комплексов, принятие которой ожидается в самое ближайшее время. концепция предусматривает увеличение экспортной пошлины на круглый лес с 1 января 2006 г. до 4 евро за м3 вместо 2,5 евро, взимаемых сейчас, с ожидаемым дальнейшим увеличением таможенных сборов. Одновременно намечается обнуление пошлин на ввоз иностранного оборудования для лесного комплекса.
По мнению аналитиков минэкономразвития и комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, введение таможенных пошлин на необработанную древесину будет стимулировать глубокую переработку леса на территории России, снижение объемов вывоза сырья за рубеж, а также привлечение иностранных инвестиций в развитие инфраструктуры и современных перерабатывающих технологий лесного комплекса.
В 2005 г. итоговый объем инвестиций в ЛПК достигнет 2 млрд дол., что однако не представляется достаточным, поскольку строительство одного оснащенного современным оборудованием ЦБК оценивается не менее чем в 1 млрд дол.
Для стимулирования притока инвестиций в ЛПК, направляемых на строительство целлюлозно-бумажных комбинатов и лесовозных дорог, Концепцией развития лесного и лесопромышленного комплексов рассматривается возможность предоставления инвесторам временных, на период строительства, налоговых льгот.
Стратегия перспективного развития лесного хозяйства согласно решению Правительства РФ будет определяться разрабатываемой федеральной целевой программой «Леса России», которая начнет действовать с 2007 г. Представляется, что такая программа должна быть ориентирована на интенсивное и стабильно возобновляемое лесопользование в основном в доступной части лесного фонда. Уже осуществляемое постепенное увеличение таможенных пошлин на экспорт круглого леса в свою очередь выполняет задачу стимулирования развития и реконструкции отечественных, а не зарубежных лесоперерабатывающих баз, к которым относятся в значительной мере сложившиеся и технически оснащенные базы на северо-западе страны, а также нуждающиеся в импульсе развития и техническом перевооружении базы в Приангарье и на Дальнем Востоке (на юге Хабаровского края и на Сахалине).
Будущая эффективность лесного хозяйства и всего лесного комплекса страны зависит от согласованности и последовательности мероприятий по образованию заготавливаемой древесины в разнообразные товары с высокой добавленной стоимостью. Такая «лесная политика» потребует развития целого ряда новых холдинговых объединений, контролирующих процессы лесопользования и лесовоспроизводства и привлекающих инвестиции преимущественно в глубокую переработку
леса. Также необходимо проведение гибкой таможенной политики для дифференциации сырьевых экспортных пошлин на различных направлениях, в частности, с возможностью их увеличения относительно азиатских стран, для обширных рынков которых Россия обладает преимуществами регионального лесного монополиста.
Использование водных ресурсов. Водный фонд России включает ресурсы возобновляемого стока свыше 2,5 млн рек и примерно такого же числа озер. Средний многолетний речной сток составляет 4270 км3/год, в том числе формируемый на территории РФ — 4043 км3/год.
Статические запасы воды в озерах — 26600 км3, в том числе 23000 км3 (86%), сосредоточенных в озере Байкал. Кроме того, 28000 км3 составляют запасы не связанных с поверхностным речным стоком подземных вод, 39890 км3 — вековые запасы воды, аккумулированной в ледниках, и 3000 км3 — в болотах.
Водохранилища, предназначенные для обеспечения гарантированной водоотдачи, превышающей маловодный или сезонный речной сток, осуществляют межгодовое и межсезонное регулирование рек, используя полезную часть аккумулированного объема вод.
Суммарная полная емкость водохранилищ Российской Федерации, насчитывающих несколько десятков тысяч объектов, — около 800 км3, причем наибольшее их количество находится в трех экономических районах европейской части страны, в том числе: в Поволжском — 600, в Центрально-Черноземном — 434 и в Уральском — 383. Численность крупных водохранилищ (единичной емкостью свыше 10 млн м3) — 325. По-
Таблица 4
Характеристика крупнейших водохранилищ комплексного назначения в Российской Федерации
Водохранилища Реки Полезный объем, км3 Площадь зеркала, км2 Комплексное использование
Братское Ангара 48,2 5470 ГЭ,СУ,ЛС,РХ,ВС,РК
Иркутское Ангара 46,3 32966 ГЭ,СУ,ЛС, РХ, БН , РК
Куйбышевское Волга 34,6 6488 ГЭ,СУ, ИР, РХ, ВС, РК
Зейское Зея 32,1 2740 ГЭ,БН,СУ,ЛС,РХ
Красноярское Енисей 30,4 2000 ГЭ,СУ,ЛС, РХ, ВС, РК, БН
Вилюйское Вилюй 17,8 2170 ГЭ , ВС,СУ
Рыбинское Волга 16,6 4550 ГЭ , ВС,СУ , РХ,ЛС, РК
Саяно-Шушенское Енисей 14,7 ок. 1000 ГЭ,СУ,ЛС, РХ, ВС, РК, БН, ИР
Цимлянское Дон 11,5 2702 ИР, СУ, ГЭ , РХ, ВС, РК
Волгоградское Волга 8,3 3117 ГЭ,СУ,ИР,ВС.РХ,РК
Примечание: ГЭ — гидроэнергетика, СУ — судоходство, ЛС — лесосплав, РХ — рыбное хозяйство, ВС — водоснабжение, РК — рекреация, ИР — ирригация, БН — борьба с наводнениями.
лезный — возможный к использованию объем 10 крупнейших водохранилищ России составляет порядка 260 км3.
Водохранилища комплексного назначения, предназначенные для водопотребле-ния гидроэнергетического, промышленного, коммунально-бытового, ирригационного, сельскохозяйственного и водопользования речным транспортом, рыбным хозяйством, лесосплавом, рекреацией и др., а также для борьбы с наводнениями, имеют особое социальное и хозяйственное значение. Помимо реализации комплексного ресурсного эффекта, они способны обеспечивать дополнительные поступления в бюджет за счет водного налога, увеличивая его рентную основу.
Ресурсы морских — соленых и опресненных вод — представлены двенадцатью окраинными и внутренними морями, принадлежащими трем океанам, а также внутриматериковым Каспийским морем, находящимся в совместном владении России и еще четырех прикаспийских государств.
Наиболее значимый для национальной экономики речной сток, составляющий 10% мирового речного стока, в расчете на 1 км2 территории страны достигает 237 тыс. м3, а в расчете на 1 жителя — 28 тыс. м3/год.
Гидрологические характеристики крупнейших речных бассейнов России различаются как по характеристикам формируемого стока, так и по расчетной удельной водообеспеченности.
Таким образом, приведенные в табл. 5 показатели свидетельствуют о низком уровне экономически наиболее важного показателя — душевой водообеспеченности регионов Центра и Урало-Поволжья, в то время как наиболее водо-
Основные гидрологические
обеспеченными оказываются регионы Сибири и Дальнего Востока, а также Европейский Север России.
По данным Государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2003 г., суммарный забор воды из природных водных объектов в 2003 г. составил 82,4 км3, из которых было использовано 64,1 км3 свежей воды, в том числе: из поверхностных источников — 50,1 км3 (78%), подземных — 8,5 км3 (13,2%), морской воды — 5,5 км3 (8,6%).
Структура водопотребления в РФ характеризовалась следующим образом:
• производственные нужды — 58,7%;
• хозяйственно-питьевые нужды — 20,5%;
• орошение — 13,1%;
• сельскохозяйственное водоснабжение — 1,4%;
• прочие нужды — 6,3%
Объем сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты, имел тенденцию уменьшения и составил в 2003 г. 52,3 км3 (2002 г.
— 54,7 км3). Суммарный объем загрязненных вод при этом составлял 19,0 км3, или более 1/3 общего объема сточных вод. Свыше 60% загрязненных сточных вод сбрасывалось предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и более 30%
— промышленными предприятиями.
Балансовые показатели водопотребления и водоотведения относительно водных ресурсов крупнейших рек России, приведенные в табл. 6, указывают на физическое истощение вод, связанное с забором воды и обуславливающее проблему водного дефицита для ряда российских регионов. Фактический недостаток воды, прежде всего в летнее время, наиболее выражен в южных бас-
Таблица 5
истики наиболее крупных рек РФ
Реки Площадь бассейна, км2 Среднемноголетний сток, км3 Водообеспеченность, тыс.м3/год
на 1 км2 на 1 чел.
Нева 189,7 83,0 417,7 11,7
Сев. Двина 362,6 112,0 225,8 46,2
Печора 322,0 127,0 403,7 179,3
Дон 422,0 39,5 66,1 1,2
Кубань 57,9 13,5 139,5 2,8
Терек 43,8 11,2 255,7 4,0
Урал 233,4 7,8 33,4 6,2
Волга 1360,0 238,0 175,0 4,0
Енисей 2580,0 585,0 244,2 221,5
Обь 2470,0 403,0 178,6 54,4
Лена 2472,0 489,0 209,2 446,7
Амур 1855,0 403,0 185,0 88,7
Таблица 6
Основные показатели использования воды по речным бассейнам России в 2003 г.
Бассейны рек Средне- Забрано Забрано Использо- Сброше- В том числе Сброше-
многолет- воды, всего, воды, в % от вано воды, но сточных загрязненных, но всего
ний сток, км3 млн м3 стока рек всего, млн м3 вод, всего, млн м3 всего млн м3 сточных вод, в % от стока рек
Сев. Двина 112 980,5 0,9 926,6 890,5 66,7 0,8
Печора 127 433,7 0,3 383,8 355,3 7,3 0,3
Нева 83 1418,4 1,7 1193,2 574,1 311,5 0,7
Дон 39,5 6263,7 15,8 5756,9 3802,9 154,0 9,6
Кубань 13,5 10714,6 79,3 4013,5 2503,2 460,3 18,5
Волга 238,0 24400,6 10,2 20537,5 16603,7 702,4 7,0
Урал 7,8 2024,3 26,0 1943,3 1777,8 40,9 22,8
Терек 11,2 6020,7 53,8 3408,3 1298,4 16,5 11,6
Обь 403,8 9029,3 2,2 7843,1 7000,0 494,8 1,7
Енисей 585,0 3410,7 0,58 3117,3 2872,6 265,5 0,49
Лена 489,0 328,5 0,07 158,9 218,1 16,3 0,04
Амур 403,0 1200,7 0,3 1015,2 895,1 92,4 0,22
сейнах европейской части страны: максимально — в бассейнах рек Кубани и Терека (Северный Кавказ) — Южный федеральный округ, где для хозяйственных нужд, преимущественно на орошение, изымается, соответственно, 75% и 50% сред-немноголетнего стока этих рек.
Качественное, связанное с загрязнением, истощение речных вод наблюдалось с максимальными показателями для обширной зоны юго-востока европейской части страны — бассейнов Урала, Кубани, Терека и несколько меньшими — для бассейнов Дона и Волги.
Гидрохимической сетью Росгидромета в 2003 г. отмечался наиболее высокий уровень загрязненности поверхностных вод по нефтепродуктам, соединениям меди и марганца и несколько меньший — по соединениям железа, нитритному азоту, легкоокисляемым органическим веществам и фенолу.
Среди российских регионов проблема качественного истощения и загрязнения вод прослеживается в показателях7 объема сброса загрязненных сточных вод в расчете на единицу площади (тыс. м3/км2) и на одного жителя (м3/чел.). По первому из них безусловными лидерами в 2002 г. являлись Москва (2661) и Санкт-Петербург (845), значительно опережающие Московскую область (13,7), Краснодарский край (13), Республику Северная Осетия — Алания (12,2), Тульскую область (10,2) и Калининградскую область (10). По второму
7 Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2002 году».
удельному показателю максимальные значения были зафиксированы: в малонаселенном Таймырском административном округе (2092), областях — Мурманской (377), Архангельской (375), Иркутской (321) и в городе Москва (312).
Как видно, особую удельную нагрузку от загрязненных вод испытывают территории и акватории «столичных» мегаполисов, а также маловодные регионы Северного Кавказа. Аналогичная душевая нагрузка в большей степени распространяется на регионы Европейского Севера и Таймырского автономного округа, где очевидно недостаточно решаются задачи очистки загрязненных сточных вод, поступающих от их наиболее крупных источников — предприятий лесоперерабатывающего и горнодобывающего комплексов. Высокий душевой показатель загрязнения водоемов г. Москвы связывается с фактическими данными за 2002 г. об увеличении сброса сточных, в том числе загрязненных вод, в городские водоемы.
Внутренние и окраинные моря, омывающие Российскую Федерацию, испытывают экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью расположенных на побережьях предприятий, имеющей следствием как опосредованное физическое воздействие на акватории и берега морских средств разведки и эксплуатации углеводородных запасов, портовых сооружений, терминалов и прочих производственных объектов, так и прямое химическое и бактериальное загрязнение морских вод сточными водами промышленного, ирригационного и коммунального происхождения.
Таблица 7
Данные о загрязнении Азовского, Балтийского и Черного морей РФ в 2002 г.
Моря Сброс сточных вод, млн мз Поступило загрязняющих веществ, т
Всего В том числе требующих очистки Нитраты Нефтепродукты Железо СПАВ Фенолы Пестициды
Азовское 1721 503 1965 10 5,6 11,2 0,0 1,2
Балтийское 4732 144 483 60 102 71 0,9 0,0
Черное 128 127 830 25 2,6 16,5 0,1 0,0
Всего по морям РФ 8425 1116 4102 200 347 296 5 1,2
По данным государственного водного кадастра, к началу 2000-х гг. наибольший сброс сточных, в том числе требующих очистки вод, осуществлялся в Азовское, Балтийское и Черное моря.
Азовское море представляется наиболее проблемным с точки зрения соотношения поступающих в него загрязненных вод и его небольшого объема — 320 км3. При этом в Азов ежегодно поступает до половины всех нитратов, попадающих в российские моря и практически 100% пестицидов, сбрасывать которые в водоемы запрещено природоохранным законодательством. Наличие этих веществ в водоеме связано с развитием в бассейнах рек Кубани и Дона орошаемого земледелия, сбрасывающего коллекторные воды в конечном счете в Азовское море. Прочие загрязненные воды приходят в него с промышленными стоками, транспортируемыми рекой Дон со стороны индустриальных зон Ростова-на-Дону и Краснодара, а также российской и украинской частей Донбасса.
В результате массированного загрязнения Азовское море в значительной степени утратило былое рыбохозяйственное значение, особенно в части прекратившегося промысла наиболее ценных осетровых рыб. Здесь также ухудшаются условия воспроизводства и вылова леща, судака и других рыб, замещаемых менее ценными заходящими черноморскими видами, приспособленными к обитанию в более соленых морских водах.
Для восстановления утрачиваемого морского, а также рекреационного значения в бассейне Азовского моря необходимы комплексные российско-украинские мероприятия по водосбе-режению и очистке сточных вод любого происхождения. Следует надеяться, что море не постигнет судьба, уготованная ему в середине 80-х годов проектом так называемого «Азовского польдера», выполненного институтом «Южгипроводхоз» (г. Ростов-на-Дону). Суть этого, к счастью нереализованного проекта заключалась в сооружении Керченской перемычки, отгораживающей водоем
от Черного моря, за которой Азовское море должно было быть полностью осушено, с сохранением судоходного канала от г. Керчи до низовьев реки Дон. Освобожденные от морской воды донные участки Азова предназначались проектировщиками для размещения рисовых чеков, или так называемых обвалованных и заполняемых пресной водой польдеров. Таким образом, гидротехники, не задумываясь об экологических и политических последствиях фактической ликвидации одного из уникальных морей, предлагали увеличить зерновой потенциал Советского Союза, а также возможности продовольственной помощи дружественным странам.
Балтийское море наиболее серьезно загрязняется предприятиями г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, сбрасывающими сточные воды в Невскую губу и мелководья Финского залива, что приводит к повышенному содержанию тяжелых металлов и нефтепродуктов. отмечено устойчивое загрязнение Куршского и Вислинс-кого заливов в акваториях, прилегающих к Калининградской области.
особая экологическая проблема Балтики может возникнуть в связи с готовящейся прокладкой силами российско-германского консорциума Северо-европейского подводного трансбалтийского газопровода. Дело в том, что для Балтийского моря и приморских стран, включая Россию, существует экологическая угроза, исходящая от затопленных в море союзниками во II Мировой войне запасов германского трофейного химического оружия (сотни тысяч тонн). Такая угроза усиливается, поскольку трасса будущего газопровода должна пройти через Борнхольмскую и Готланд-скую впадины, в которых, по данным исследований Всероссийского научно-исследовательского института им. А.П. Карпинского (ВСЕГЕИ),8 на-
8 «Природно-ресурсные ведомости», № 32 (279), октябрь 2005 г.
ходятся и постоянно разрушаются затопленные снаряды с отравляющей начинкой. Поэтому осуществлению международного газового проекта должны предшествовать тщательная экологическая экспертиза с участием всех заинтересованных стран и проведение комплексных гидротехнических мероприятий по обезвреживанию опасного химического наследия 11-й Мировой войны.
Экологические проблемы Российской акватории Черного моря хотя и не столь остры, сколько Азовского, но представляют угрозу в первую очередь развитому здесь курортному хозяйству, имеющему всероссийское и международное значение. Сочи и другие черноморские курорты в настоящее время не могут рассчитывать на статус здравниц мирового уровня в первую очередь по причине сохраняющегося почти 100%-го сброса в море неочищенных сточных вод, а также серьезного загрязнения акваторий, прилегающих к г. Новороссийску и Туапсе, нефтепродуктами. Вблизи экспортных нефтяных терминалов этих портовых городов согласно данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2002 году» попало в море около 25 т нефтепродуктов, что составляет 1/8 часть их поступления по всем морям России.
В настоящее время водохозяйственная деятельность в стране осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)». Программа устанавливает ряд приоритетных целей.
Первая и главная из них заключается в создании условий для повышения эффективности использования водных ресурсов? и ее результативность должна подтверждаться снижением объемов водопотребления на 1 единицу ВВП.
Другая цель затрагивает обеспечение воспроизводства водных ресурсов, определяемое приростом водоотдачи водохозяйственных систем комплексного назначения (гидроузлов), который реально начал повышаться.)
Достижение еще одной важной цели — повышения защищенности водной среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия — будет зависеть от улучшения условий эксплуатации водохозяйственных систем и снижения риска природных катастроф и техногенных аварий в водной среде.
Рациональное размещение и развитие производительных сил в сфере водного хозяйства должно обеспечивать постоянное увеличение поступлений в бюджетную систему страны средств от водного налога, стимулирующего эффективное водопользование и являющегося источником финансирования водохозяйственных и водоохранных мероприятий. В последние годы такие поступления реально увеличивались: примерно с 11 млрд руб. в 2003 г. до 12 — в 2004 г. и около 15 — в 2005 г., но все еще недостаточны для нормальной компенсации значительных водохозяйственных затрат государства, составляющих только по охране водных ресурсов порядка 10 млрд руб. в год.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2002 и 2003 годах». М., Министерство природных ресурсов России, 2003 и 2004 гг.
2. Винокуров А.А. Минерально-сырьевая база России и мира / «Дайджест-Финансы», 2002, № 8 (92).
3. Винокуров А.А. Природно-ресурсная и экологическая политика. Экономические механизмы ее осуществления в России / «Вестник ФА», 2004, № 1-2.
4. Козловский Е.А. Минерально-сырьевые проблемы России накануне XXI века. М.: Русский биографический институт при участии государственного горного университета, 1999.
5. Орлов В.П. Минерально-сырьевая база России и ее континентального шельфа в условиях глобализации мировой экономики. М., 2002.
6. Пресс-релизы МНС России за 2004 и 2005 гг.