Научная статья на тему 'Развитие профессиональных умений студентов в процессе обучения иностранному языку'

Развитие профессиональных умений студентов в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ / МОТИВАЦИЯ / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РЕФЛЕКС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL ABILITIES / ANALYTICAL ABILITIES / PEDAGOGICAL MEANS / PRODUCTIVE TECHNOLOGIES IN TRAINING A FOREIGN LANGUAGE / PROBLEM SITUATIONS / MOTIVATION / COGITATIVE ACTIVITY / A RESEARCH REFLEX / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Ольга Сергеевна, Хрулева Ирина Игоревна

Статья посвящена проблеме развития профессиональных умений студентов будущих учителей. В работе рассматри­ваются современные педагогические технологии обучения иностранному языку, обеспечивающие успешность приобрете­ния студентами профессиональной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Ольга Сергеевна, Хрулева Ирина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Students' Professional Abilities in the Course of Training a Foreign Language

The article is devoted to the problem of developing professional abilities of students future-teachers. In the work modern peda­gogical technologies of training a foreign language providing success of students in acquiring the professional competence are con­sidered.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональных умений студентов в процессе обучения иностранному языку»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.С. Егорова, И.И. Хрулева

Развитие профессиональных умений студентов в процессе обучения иностранному языку

Статья посвящена проблеме развития профессиональных умений студентов - будущих учителей. В работе рассматриваются современные педагогические технологии обучения иностранному языку, обеспечивающие успешность приобретения студентами профессиональной компетенции.

Ключевые слова: профессиональные умения, аналитические умения, педагогические средства, продуктивные технологии обучения иностранному языку, проблемные ситуации, мотивация, мыслительная деятельность, исследовательский рефлекс, профессиональная компетенция.

O.S. Egorova, I.I. Khruliova

Development of Students' Professional Abilities in the Course of Training a Foreign Language

The article is devoted to the problem of developing professional abilities of students - future-teachers. In the work modern pedagogical technologies of training a foreign language providing success of students in acquiring the professional competence are considered.

Key words: professional abilities, analytical abilities, pedagogical means, productive technologies in training a foreign language, problem situations, motivation, cogitative activity, a research reflex, professional competence.

Проблема формирования компетентного педагога является одной из наиболее актуальных в контексте современного педагогического образования. Модернизация высших учебных заведений, обусловленная преобразованиями в обществе, диктует необходимость перехода от «знание-вой» парадигмы образования к «компетентност-ной». Важно, чтобы уже в вузе студент - будущий учитель не только овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и научился «добывать информацию», значимую и нужную для своей профессии, овладел такими профессиональными умениями педагога, как умение анализировать, быть способным к рефлексии и целеполаганию своей профессиональной деятельности.

В этой связи очевидно, что уже на первом курсе следует уделять пристальное внимание формированию и развитию у студентов тех профессиональных умений, которые будут востребованы в их будущей педагогической деятельности. При этом следует иметь в виду, что важнейшим показателем профессиональной компетентности учителя являются, как подчеркивают исследователи, аналитические умения [1; 5; 8; 11 и др.] По мнению Л.М. Митиной [6], именно аналитические умения составляют основу обобщенного умения педагогически мыслить, кото© Егорова О.С., Хрулева И.И., 2010

рое при решении конкретной педагогической задачи складывается из следующих частных умений: умения расчленять педагогические явления на составляющие элементы, осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса, находить в психолого-педагогической теории идеи, выводы закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления, правильно диагностировать педагогическое явление, вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять способы ее оптимального решения.

Л.М. Митина отмечает, что иногда учителя не умеют диагностировать уровень развития своей собственной деятельности и педагогического общения, а «неумение анализировать свою собственную деятельность приводит к тому, что учителю трудно выявить причины своих неудач, так как контроль и оценку своим действиям учитель совершает нерегулярно, ситуативно». Поэтому «необходимо специально обучать учителя приемам анализа и самоанализа», основу которых, считает исследователь, составляет осознание и осмысление учителем взаимосвязи компонентов педагогической деятельности, тщательный отбор педагогических средств и соотнесение их с задачами, которые он наметил [6, с. 31].

Педагогическая деятельность начинается с анализа ситуации, что позволяет учителю определить точные цели своих действий, предвидеть

конечный результат, осмыслить и вовремя скорректировать свою деятельность.

Л.В. Байбородова отмечает, что педагогический анализ - «это самый сложный вид педагогической деятельности. Овладеть аналитической деятельностью - это значит стать педагогом-профессионалом, способным осознанно и эффективно действовать в конкретной ситуации, делать обоснованный прогноз на будущее, ставить реальные цели и задачи, определять оптимальные педагогические средства для достижения намеченного» [2, с. 7]. По мнению Е.И. Пассова, умение анализировать занимает в профессиональной деятельности педагога приоритетное положение по отношению к другим профессиональным умениям [7]. Е.Н. Соловова полагает, что аналитические умения являются одним из критериев профессиональной компетентности учителя [9, с. 216].

Развитие аналитических умений у будущих педагогов в той или иной мере может осуществляться при изучении всех дисциплин, в том числе и при обучении иностранному языку. Как считает И.А. Зимняя, специфика иностранного языка заключается в том, что он является не только средством формирования и выражения человеческой мысли, но и целью обучения. Иностранный язык обладает большим потенциалом для развития профессиональных умений, так как «изучение языкового материала на уроках иностранного языка совершенствует умения сравнивать, обобщать, синтезировать, анализировать, абстрагироваться от отдельных фактов» [4, с. 56].

На современном этапе развития образования акцент в обучении иностранному языку все больше смещается с приобретения просто лексических и грамматических знаний на приобретение профессиональной компетентности, которая определяется наличием у студентов профессиональных умений. Современные подходы в образовании ориентированы, как известно, на самостоятельный, активный поиск учебной информации и на умение применять ее в практической деятельности. На смену традиционному методу, при котором студент являлся пассивным объектом обучения, приходит продуктивный (творческий) метод, где в корне меняется статус обучающегося. Студент становится субъектом, то есть непосредственным участником образовательного процесса, где предпочтение отдается творчеству, состязательности, умению высказывать свою точку зрения и аргументированно ее отстаивать. Поэтому перед преподавателем стоит главная задача: используя неограниченные воз-

можности иностранного языка, развивать именно такие профессиональные умения, которые будут востребованы в будущей профессиональной деятельности студентов, в данном конкретном случае - аналитические умения.

Как отмечают исследователи и как показывает опыт работы в вузе, развитие аналитических умений у студентов находится в прямой зависимости от правильно поставленной цели в обучении иностранным языкам, от учета особенностей студенческого возраста, от учета опыта обучающегося, а главное - от правильного выбора педагогических средств.

Из всего многообразия педагогических средств, способствующих развитию аналитических умений, наиболее значимы, на наш взгляд, те умения, которые моделируют будущую профессиональную деятельность студентов, способствуют их вовлечению в аналитическую работу как за счет содержания учебного материала, так и непосредственно за счет анализа собственной учебной работы. Привлечение студентов к систематическому оцениванию своей учебной деятельности на занятиях иностранного языка, к определению дальнейших целей и поиску путей их достижения приводит к тому, что аналитическая деятельность становится неотъемлемым компонентом учебной работы студента. Поскольку анализ осуществляется на основе целей и задач, то важно включить студентов в процесс целепо-лагания, который, в свою очередь, тесно связан с анализом и обеспечивает субъектную позицию студентов.

Как свидетельствует практический опыт, к наиболее эффективным и значимым для развития аналитических умений студентов в процессе обучения иностранному языку следует отнести три группы педагогических средств: 1) работа над аутентичными текстами страноведческого характера с учетом системной организации материала при обучении всем видам речевой деятельности; 2) создание проблемных ситуаций, выполнение проблемно-коммуникативных заданий и упражнений; 3) использование продуктивных технологий обучения (проектное обучение, конференции, дискуссии, ролевые и имитационные игры, семинары, занятия-экскурсии и т. д.), обеспечивающих активную и самостоятельную познавательную деятельность студентов.

Среди видов речевой деятельности чтение занимает особое место, так как представляет собой способ оперативного получения информации, в том числе профессионально значимой. Как известно, основой при обучении чтению яв-

ляется объективно существующий текст. Чтобы полнее использовать его возможности, работу над материалом целесообразно проводить не на отдельных (изолированных) текстах, а на текстах, объединенных в тематические циклы с учетом смысловой и лингвистической преемственности, постепенно усложняя материал [4; 10]. Кроме того, особое внимание необходимо уделять работе с текстами на страноведческую и социокультурную тематику. Практическая значимость подобного типа текстов заключается не только в их познавательности, но и в том, что эти тексты являются средством развития аналитических умений и профессиональной компетентности студентов.

На занятиях иностранного языка целесообразна блочная подача текстового материала, при работе над которым предусматривается сопоставление содержащейся в текстах информации. Например, чтение текстов, основанных на диалоге двух культур - России и Франции -предполагает аналитический подход к изучению зарубежной культуры в сопоставлении с культурой своей страны. Такой подход в работе с текстовой информацией способствует развитию таких важных профессиональных умений студентов, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать. Так, студентам, изучающим французский язык, мы предлагаем тексты на следующую тематику: «Университеты Франции и России», «Санкт-Петербург - Марсель», «Географическое положение России и Франции», «По галереям и выставочным залам двух стран», «Музыкальная жизнь России и Франции», «Особенности национальной кухни двух стран» и т.д. Для работы с иноязычным текстом нами разработан комплекс разноуровневых по сложности упражнений и заданий, обеспечивающих развитие следующих умений: умение делать первичное обобщение, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и высказывать свою точку зрения, давать оценку. Приведем примерные задания к текстам по теме «Диалог двух культур: города России и Франции - Marseille et Saint-Pétersbourg»:

1. Задание обобщающего характера. Trouvez dans le texte les phrases qui caractérisent la situation géographique de Marseille(Saint-Pétersbourg), son climat, sa population, etc. (Найдите в тексте фразы, которые характеризуют географическое положение Марселя (Санкт - Петербурга), особенности климата, численность населения и т.д.).

2. Задание сравнительного характера. Comparez la situation de Marseille et de Saint-Pétersbourg. Qu'est-ce qu'il y a de particulier à Marseille et à Saint-Pétersbourg? Justifiez votre choix. (Сравните города Марсель и Санкт-Петербург. Что их отличает? Что у них общего? Обоснуйте ваш ответ).

3. Задание абстрагирующего характера. Comment comprenez-vous la phrase «Toutes les pierres de cette ville sont chargées de l' histoire». Commentez-la. (Как вы понимаете фразу «Каждый камень этого города пронизан историей»? Прокомментируйте ее).

4. Задание по высказыванию самостоятельного суждения с аргументацией. Quels monuments de Marseille et de Saint-Pétersbourg vous ont impressionné le plus et pourquoi? En vous servant du plan de Marseille et de Saint-Pétersbourg inventez votre itinéraire à travers ces villes. Argumentez votre choix. (Какие достопримечательности Марселя и Санкт-Петербурга вам нравятся больше всего? Почему? Пользуясь планом этих городов, выберите маршрут для экскурсии. Аргументируйте свой выбор).

5. Задание на умение делать умозаключение. Qu'est-ce qu'il faut faire pour connaître la vie des habitants d'un autre pays? Dites votre opinion. (Что нужно сделать, чтобы лучше узнать жизнь людей другой страны? Выразите ваше мнение).

Большое внимание на занятии иностранного языка следует уделять использованию проблемных ситуаций, заданий, упражнений, которые способствуют развитию речемыслительной деятельности студентов. Нужно отметить, что использование проблемных ситуаций, таких как эвристическая беседа, метод конкретных ситуаций, инцидента, стимулирует мыслительную активность студентов и провоцирует речевой стимул к высказыванию.

На практических занятиях по французскому языку можно предложить студентам такую жизненную, приближенную к их будущей профессии ситуацию, когда студент выступает в роли «нового» учителя, которому необходимо «провести» свой первый урок. Попадая в эту достаточно реальную ситуацию, студент начинает анализировать ее, включается в «механизм» поиска, мобилизует все свои знания и умения, актуализирует прошлый опыт, намечает цель и способы выхода из данной ситуации, планирует «свой первый урок», используя имеющийся у него запас языковых средств, придумывает способы организации «своего урока».

Для того чтобы добиться продуктивного результата от данного вида деятельности, преподавателю необходимо делать строгий отбор материала, учитывать уровень обученности студентов, запас лексических и грамматических языковых средств, которые они могут применить в данной ситуации. В реальности, как показывает практика, слишком легкие и слишком трудные задания могут приглушить «исследовательский рефлекс» студентов и не будут стимулировать продуктивное мышление. Опираясь на все эти требования, на занятиях по иностранному языку мы предлагаем студентам ряд ситуаций следующего характера:

Les étudiants de votre groupe ont reçu une lettre de votre ami français. Il s'intéresse à la vie dans votre ville natale, aux monuments historiques, à la vie culturelle de votre ville. Quels arguments choisissez-vous pour persuader votre ami de visiter votre ville natale et pour le persuader que votre ville est la plus belle ville de «l'Anneau d'or» de la Russie. Студенты вашей группы получили письмо от французского друга. Он интересуется вашим городом, собирается приехать к вам в гости, в Ярославль, ему хочется посетить музеи, театры. Что вы ответите вашему другу? Какие аргументы вы приведете, чтобы убедить, что ваш город - самый красивый из городов «Золотого кольца России»?

Для выполнения такого задания студентов можно разделить на небольшие группы, чтобы каждая группа выработала свое личное решение, выбрала свой предполагаемый маршрут по городу и смогла мотивировать и аргументировать свой выбор. При работе над таким заданием деятельность студентов проходит ряд этапов - от постановки проблемы преподавателем до выработки студентами самостоятельного решения.

Именно в подобных ситуациях у студентов вырабатываются профессиональные умения, необходимые им как будущим учителям: умение логично и убедительно приводить свои доводы, разрабатывать свою линию поведения, мотивировать и аргументировать свое решение. Профессия учителя отличается от многих других профессий своим творческим характером, а данный вид деятельности, где не может быть одинаковых решений, приобретает личностный характер, способствует развитию у студентов творческого мышления, новаторства. Важно, чтобы предлагаемые ситуации были значимы для студентов, приближены к реальным условиям, мотивированы, соответствовали познавательным

возможностям студентов и основывались на их жизненном опыте.

Эвристическая беседа, под которой понимается цепочка взаимосвязанных проблемных вопросов преподавателя и ответов студентов, также является одним из эффективных способов стимулирования мыслительной активности студентов. Она предполагает самостоятельный поиск студентами ответов на поставленные вопросы, и ее результатом является решение определенной проблемы. Например: Quel est le rôle de l' art dans la vie? Quel est votre peintre préféré? Pourquoi? Quelle impression son œuvre fait-elle sur vous? Quelle exposition avez-vous visitéе ? Quelles sont vos impressions de cette exposition? Quelle exposition conseillez-vous de visiter à vos amis? Pourqoui? Какова роль искусства в жизни человека? Кто ваш любимый художник? Произведения какого художника вам нравятся и почему? Какую выставку вы посетили недавно, и чем она вам запомнилась? Какую выставку вы советуете посетить своим друзьям и почему?

Как показывает практика, продуктивным средством развития аналитических умений являются конференции, различные тематические дискуссии, диспуты, подготовленные самими студентами. Конференции могут быть разнообразными по тематике, например: «Города Франции и "Золотого кольца" рассказывают», «Историческая роль дворцов России и Франции», «Искусство и мы», «Великие педагоги России и Франции», «Проблемы школьного и высшего образования двух стран». Принимая в них участие, будущие учителя приобретают профессиональные умения и навыки логично выстраивать и излагать подготовленный материал, делать выводы и умозаключения, а также, что немаловажно, учатся уверенно выступать на публике, четко и ясно излагать перед аудиторией необходимую информацию, аргументированно отвечать и реагировать на задаваемые вопросы.

Конференции, тематические дискуссии, диспуты относятся к числу педагогических средств, которые задают «контекст» будущей профессиональной деятельности студентов [3]. Участие студентов в конференциях, дискуссиях, в создании проектов приучает их критически оценивать и осмысливать информацию, способствует логичности мышления, а также развивает ценностные личностные качества, значимые для будущего учителя, такие как креативную любознательность, толерантность. Так, при проведении конференции, посвященной проблемам образования, молодежной жизни России и Франции, можно

предложить студентам ряд тезисов по данной актуальной проблеме.

1. Pourquoi l'enseignement joue-t-il un rôle essentiel dans un état moderne? Почему сегодня так важно быть образованным человеком?

2. Quelles sont les particularités de l'éducation en France et en Russie? В чем заключаются особенности образования в России и Франции?

3. Parlez des problèmes de la jeunesse en France et en Russie. Расскажите, какие существуют проблемы у молодежи двух стран.

4. On dit que la jeunesse c' est le meilleur âge. Qu'en pensez-vous? Est-ce vrai? Donnez vos arguments. Говорят, что молодость - самое лучшее время. Как вы считаете, легко ли быть молодым?

5. Parlez du problème «des pères et des fils». Quelles sont les rapports entre les générations aujourd'hui? Dites votre opinion. Как вы считаете, существует ли сегодня проблема «отцов и детей»?

Среди разнообразных видов педагогических средств эффективны также занятия-экскурсии. Данный вид деятельности дает возможность преподавателю учитывать психологические и возрастные особенности студентов, которые, как известно, проявляют всегда интерес к нетрадиционным формам занятий. Экскурсия является как раз тем видом нетрадиционной работы, в котором проявляются активность и самостоятельность студентов, а эмоциональность и реальность обстановки вызывают повышенный интерес к происходящему, все это заставляет студентов активно включаться в учебный процесс.

Такая работа хороша еще и тем, что, судя по опыту, в группе всегда есть студенты с различным уровнем языковой подготовки. При традиционной форме проведения занятий менее подготовленные студенты порой отмалчиваются, стесняясь сказать что-то неправильно, а занятие-экскурсия проходит в непринужденной обстановке, поэтому каждый студент может привнести что-то свое, полнее осознать свое собственное «я» в процессе взаимодействия с другими людьми. Так, например, студенты, которые в силу слабой подготовленности не могут быть гидами, могут «войти в образ» любознательных туристов и задавать вопросы.

На практических занятиях-экскурсиях, разрабатывая свой маршрут, студенты активно вовлекаются в аналитическую деятельность при

работе с первоисточниками, сборе материала, составлении аннотации своего выступления. Вот примерная тематика экскурсий, которые мы обычно предлагаем студентам на заключительном этапе изучения определенного тематического цикла: «Мое любимое место отдыха», «Ярославль - город церквей», «Мой университет», «По выставочным залам родного города» и т.д. После изучения темы «Мой родной город» студентам можно предложить разработать небольшую экскурсию по городу «Мое любимое место отдыха». Во время прогулки по городу каждый из участников разрабатывает свой маршрут и рассказывает о своем любимом месте отдыха, о любимых архитектурных памятниках, достопримечательностях своего родного города. Такое необычное занятие не только усиливает мотивацию к изучению иностранного языка, но имеет большое воспитательное значение в формировании ценностных и профессиональных качеств личности будущего педагога и в приобретении практического опыта проведения экскурсий, который студенты могут в дальнейшем использовать в своей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования [Текст]. - М., 1990.

2. Анализ воспитательной работы в профессиональном учебном заведении [Текст] / под ред. Л.В. Байбородовой. - Ярославль, 2003.

3. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст]. - М., 1991.

4. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке [Текст]. - М., 1991.

5. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст]. - М., 1996.

6. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст]. - М., 2004.

7. Пассов, Е.И., Кузовлев, В.П., Царьков, В.Б. Учитель иностранного языка: мастерство и личность [Текст]. - М., 1993.

8. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика [Текст]. - М., 2003.

9. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам [Текст]. - М., 2002.

10. Фоломкина, С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе [Текст]. - М., 1987.

11. Шиянов, Е.Н., Котова, И.Б. Развитие личности в обучении [Текст]. - М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.