Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные навыки / учитель музыки / компетенции / образование / professional skills / music teacher / competencies / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калдыбаева А. Т., Ахметжанова Д. С.

Рассматриваются профессиональные навыки у будущих учителей музыки в высших учебных заведениях. Использование современных методов в подготовке учителей музыки развивает профессиональные навыки у студентов, расширяет музыкально-педагогические компетенции, вдохновляет на творческое самовыражение. Делается вывод о необходимости развития и обогащения педагогических условий с применением инновационных методов для развития профессиональных навыков у будущих учителей музыки. Уточнены понятия, включая компоненты профессиональных навыков в профессиональной деятельности педагогов музыки, которые требуют от учителя умения объяснять сложные музыкальные понятия и техники, адаптируя их под уровень обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SKILLS IN FUTURE MUSIC TEACHERS

Examines the professional skills of future music teachers in higher education. The use of modern methods in the training of music teachers develops professional skills among students, expands musical and pedagogical competencies, and inspires creative expression. It is concluded that it is necessary to develop and enrich pedagogical conditions using innovative methods to develop professional skills among future music teachers. Concepts have been clarified, including components of professional skills in the professional activities of music teachers, which require the teacher to be able to explain complex musical concepts and techniques, adapting them to the level of the student.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №12 2024

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/109

УДК 37 https://doi.org/10.33619/2414-2948/109/72

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

©Калдыбаева А. Т., SPIN-код: 8095-0351, д-р пед. наук, Кыргызский государственный

университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан ©Ахметжанова Д. С., Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева,

г. Бишкек, Кыргызстан

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SKILLS IN FUTURE MUSIC TEACHERS

©Kaldybaeva A., SPIN-code: 8095-0351, Dr. habil., I. Arabaev Kyrgyz State University,

Bishkek, Kyrgyzstan ©Akhmetzhanova D., I. Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan

Аннотация. Рассматриваются профессиональные навыки у будущих учителей музыки в высших учебных заведениях. Использование современных методов в подготовке учителей музыки развивает профессиональные навыки у студентов, расширяет музыкально-педагогические компетенции, вдохновляет на творческое самовыражение. Делается вывод о необходимости развития и обогащения педагогических условий с применением инновационных методов для развития профессиональных навыков у будущих учителей музыки. Уточнены понятия, включая компоненты профессиональных навыков в профессиональной деятельности педагогов музыки, которые требуют от учителя умения объяснять сложные музыкальные понятия и техники, адаптируя их под уровень обучающегося.

Abstract. Examines the professional skills of future music teachers in higher education. The use of modern methods in the training of music teachers develops professional skills among students, expands musical and pedagogical competencies, and inspires creative expression. It is concluded that it is necessary to develop and enrich pedagogical conditions using innovative methods to develop professional skills among future music teachers. Concepts have been clarified, including components of professional skills in the professional activities of music teachers, which require the teacher to be able to explain complex musical concepts and techniques, adapting them to the level of the student.

Ключевые слова: профессиональные навыки, учитель музыки, компетенции, образование.

Keywords: professional skills, music teacher, competencies, , education.

Подготовка будущих учителей музыки — важный аспект музыкального образования, который требует не только передачи теоретических знаний, но и развития практических, профессиональных навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Музыка как предмет отличается от многих других дисциплин тем, что её изучение связано с целым комплексом компетенций, от владения инструментом и вокалом до умения преподавать и мотивировать учеников. Для будущего учителя музыки крайне важно владеть музыкальными инструментами и вокальной техникой на высоком уровне которые развиваются через ежедневные занятия. Если обучающийся выбирает для изучения

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №12 2024

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/109

музыкальный инструмент как фортепиано или другой музыкальный инструмен как в нашем случае, например, казахские национальные инструменты как домбыра, жетыген и другие, необходимы ежедневные занятие не только с педагогом, но и самостоятельные занятия для развития технических навыков игре на инструменте. Развитие исполнительских навыков позволяет учителю стать авторитетным примером для учеников, что усиливает его педагогический потенциал. Обязательным компонетов при подготовке студентов-будущих учителей музыки являются вокальные навыки, которые также являются не только для развития вокальных данных, развития музыкального слуха, но и для общего музыкального образования [1, с. 78].

Музыкальное образование также требует от учителя умения объяснять сложные музыкальные понятия и техники, адаптируя их под уровень ученика. Поэтому педагогические навыки включают и методические умения, такие как планирование уроков, постановка целей и оценка прогресса учащихся. Методические умения — это ключевые навыки, которые необходимы для эффективного преподавания. Учитель должен четко структурировать учебный процесс, разрабатывать последовательность тем и упражнений, которые позволят ученикам постепенно усваивать материал. Важно учитывать уровень подготовки учащихся и их интересы. Планирование должно предусматривать знания, позволяющие понимать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Психолого-педагогические знания представляют собой комплекс знаний, который помогает более эффективно организовать образовательный процесс. Эти знания включают следующие основные компоненты как психологические аспекты развития личности. Психолого-педагогические особенности возраста — это изучение особенностей психического и физиологического развития детей и подростков на разных возрастных этапах. Понимание возрастных характеристик помогает педагогу учитывать индивидуальные потребности и особенности учащихся. Учитывая важность когнитивных процессов, такие как внимание, память, мышление и восприятие, педагог должен понимать, как их развивать и использовать для улучшения учебной деятельности. Понимание психологии личности и поведения, как самооценка, саморегуляция и самоконтроль позволяют педагогу помогать ученикам развивать уверенность в себе и навыки самостоятельной работы. Актуальным являются и социально-психологические аспекты, взаимодействие ребенка с окружающими, как в коллективе, так и в обществе. Это включает изучение социального поведения, групповой динамики, влияния окружающей среды на развитие личности. Будущих педагогов важно научить разрабатывать технологию программ воспитательной работы, направленных на формирование у детей нравственных и этических ценностей, социальной ответственности и умения жить в обществе.

Педагоги часто проводят диагностику уровня развития учащихся, их эмоционального состояния и социальных отношений для выбора оптимальных подходов в обучении, своевременное выявление отклонений в поведении или обучении и применение коррекционных методик. Создание благоприятного и безопасного пространства для обучения, где дети могут проявлять себя и не бояться ошибок. Содействие в личностном росте ребенка, его социализации и развитии коммуникативных навыков. Согласно Абрахаму Маслоу, у людей есть иерархия потребностей, начиная с базовых физиологических (еда, вода, сон) и заканчивая потребностями в самоактуализации (развитие потенциала и творчество). Пирамида потребностей Маслоу — это иерархическая модель человеческих потребностей, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу в 1943 году. Она описывает, как люди мотивированы разными потребностями, начиная от базовых физиологических и заканчивая потребностями в самореализации. Маслоу предполагал, что люди стремятся

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №12 2024

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/109

удовлетворять свои потребности поэтапно: когда удовлетворены потребности низшего уровня, на передний план выходят потребности более высокого уровня. Модель включает 5 уровней, как физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в признании, уважении и потребности в самореализации.

Физиологические потребности: это базовые потребности, необходимые для выживания, такие как еда, вода, сон, воздух, тепло и безопасность.

Потребности в безопасности: это потребности в стабильности и защите от опасностей. Они включают физическую и эмоциональную безопасность, уверенность в завтрашнем дне и финансовую стабильность.

Социальные потребности (потребности в принадлежности и любви): на этом уровне люди ищут социальные связи, дружбу, любовь и чувство принадлежности к группе или сообществу.

Потребности в уважении (признание): это потребности в уважении, самооценке, признании заслуг и достижений, а также чувство собственного достоинства.

Потребности в самореализации: самый высокий уровень, включающий стремление человека к самовыражению, раскрытию своих способностей, реализации потенциала и достижению личных целей.

Эта модель часто изображается в виде пирамиды, где нижние уровни — это базовые потребности, а верхние — более высокие, духовные и психологические. Таким образом, психолого-педагогические знания позволяют педагогу создавать наиболее эффективные условия для обучения и воспитания, учитывая, как психологические, так и педагогические аспекты развития учащихся. Необходимыми компонентами в профессиональной деятельности педагогов являются также мотивация и эмоции, чтобы знать о том, как формируются мотивы к учебной деятельности, что влияет на эмоциональное состояние детей в процессе обучения, и как создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в классе. Мотивация может быть внутренней (желание достижения личных целей, самореализация) или внешней (вознаграждения, признание). Умение мотивировать детей является наивысшим педагогическим мастерством учителя, т.к. музыка может быть сложной для освоения, и задача учителя — создать среду, в которой ученик будет стремиться к результатам. Умение мотивировать — это важный навык, который помогает вдохновлять других на достижение целей и повышение эффективности. Предлагаем несколько ключевых аспектов, которые помогают развивать это умение и понимание потребностей и целей обучающихся. Чтобы мотивировать кого-то, важно понять, что движет человеком. Разные люди мотивируются разными факторами, кого-то вдохновляют достижения, кого-то — признание, а кому-то важно чувство причастности к общему делу [2, с. 92,].

Понимание потребностей и целей людей - это ключевой аспект в различных сферах, таких как психология, маркетинг, управление, образование и другие. Важно понимать мотивацию, желания и ожидания обучающихся, чтобы эффективно взаимодействовать с ними, удовлетворять их потребности и достигать поставленных целей. Понимание эмоциональных потребностей обучающихся, которые часто стремятся к безопасности, принятию и любви, что играет важную роль в их повседневных решениях и действиях.

В обучении будущих педагогов важно учитывать разные потребности студентов, их индивидуальные цели и интересы, чтобы создавать эффективные методики и программы. Индивидуальный подход в обучении — это стратегия, которая направлена на уникальные потребности, способности и интересы каждого ученика. Основная цель заключается в том, чтобы обеспечить более эффективное усвоение материала за счет учета личных особенностей и предпочтений студента. Этот подход активно используется в

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №12 2024

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/109

образовательных системах, и особенно при подготовке студентов-будущих педагогов по музыке, где важны гибкость и адаптация в музыкальном образовании. Основными принципами индивидуального подхода являются учет уровня знаний, где каждому ученику предлагаются задачи и материалы, которые соответствуют его текущему уровню подготовки, что помогает избежать как перегрузки, так и недостаточной мотивации; разнообразие методов обучения как использование разных методик — от аудиторных занятий до практических и интерактивных форм котрые помогают обучающимся с различными стилями восприятия информации лучше освоить материал. Необходимо учитывать также темп обучения, где учащимся предоставляется возможность учиться в своем ритме, что особенно важно для тех, кто быстрее или медленнее осваивает определенные темы. Выбранные программы и задания желательно чтобы были адаптированы под личные интересы ученика, что способствует повышению мотивации и вовлеченности в процесс обучения. Учебные интересы и увлеченность изучаемой дисциплиной играют ключевую роль в образовательном процессе. Они связаны с мотивацией, активностью и успехами в учебе [3, с. 113].

Когда студент или ученик искренне увлечен предметом, это способствует глубине его восприятия материала, стремлению к самостоятельному поиску знаний и, как следствие, более высокому уровню понимания и применения полученных знаний. Мы предлагаем несколько факторов, которые способствуют развитию учебных интересов, например, осознание практической ценности знаний, когда студент понимает, как изучаемый предмет может пригодиться в реальной жизни или профессиональной деятельности, его интерес к предмету возрастает; групповые обсуждения, проекты, практические занятия и использование современных технологий, котрые стимулируют интерес и делают процесс обучения увлекательным; эмоциональная вовлеченность преподавателя, здесь преподаватель, который сам увлечен предметом и передает его ученикам, способен вызвать у них аналогичную реакцию; возможность выбирать темы для изучения, формат работы или проекты, которые интересны, также способствует развитию учебных интересов; поддержка среды обучения, если учебная среда поощряет творчество, сотрудничество и поддержку со стороны коллег, это положительно сказывается на интересе к дисциплине; обратная связь и поддержка, регулярное взаимодействие между обучающимся и преподавателем позволяет своевременно корректировать учебный план и помогать в сложных вопросах. Если есть чёткая цель и обратная связь, обучающимся легче оставаться мотивированными, когда они понимают, что от них ожидается, и видят результаты своих усилий. Регулярная обратная связь помогает корректировать действия и придает уверенности в движении в правильном направлении. Развитие этих компетенций осуществляется через практические занятия, педагогическую практику и анализ работы опытных преподавателей [4, с. 216].

Учителю музыки часто приходится сотрудничать с коллегами из других предметных областей, организовывать междисциплинарные проекты, связанные с искусством, литературой и историей. Это позволяет учащимся видеть взаимосвязь между музыкой и другими областями знаний, а также развивать навыки проектной деятельности и критического мышления. Например, организация концертов и музыкальных мероприятий развивает организационные навыки, необходимые для работы с большими группами учеников. Интеграция музыкальных дисциплин с театром, танцем и изобразительным искусством расширяет кругозор учащихся и делает учебный процесс более увлекательным. Применение цифровых технологий и развитие технологических навыков у будущих педагогов также является важным аспектом в век глобальной цифровизации. В современном мире музыка и технологии неразрывно связаны. Будущие учителя музыки должны обладать навыками использования современных технологий в образовательной деятельности. Уметь

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №12 2024

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/109

работать с музыкальными программами для записи и редактирования музыки (например, Sibelius, Finale, Cubase). Работа с музыкальными программами включает в себя использование специализированных приложений для создания, записи, редактирования и сведения музыки. Вот основные этапы и возможности, которые обеспечивают музыкальные программы, например, Виртуальные инструменты (VST), многие программы поддерживают подключение виртуальных инструментов, что позволяет имитировать звучание различных музыкальных инструментов без необходимости их физического использования. Секвенсоры -это инструменты, которые позволяют программировать музыкальные последовательности нот, ритмов и мелодий. Синтезаторы, программы часто включают синтезаторы для создания уникальных звуков и тембров. Быть в ногу со временем и уметь пользоваться современными популярными программами как, например, Ableton Live, популярная программа для живых выступлений и создания электронной музыки; FL Studio, удобный инструмент для работы с битами и мелодиями; Cubase, профессиональная студия с обширными возможностями редактирования и записи; Logic Pro X, программа для пользователей Mac, предлагает широкий набор инструментов для профессиональной записи и сведения; Pro Tools, используется на крупных студиях для записи и сведения музыки. Работа с музыкальными программами требует навыков в звукообработке, понимания структуры музыкальных композиций и практики для получения качественного результата. Уметь использовать мультимедийные ресурсы для подготовки учебных материалов, интегрировать электронные инструменты и синтезаторы в учебный процесс. Эти навыки помогают не только в профессиональном росте учителя, но и делают уроки более разнообразными и интересными для учеников. Не менее важно для будущих учителей музыки развитие навыков самоконтроля и анализа собственной деятельности. Регулярная рефлексия способствует корректировке учебного процесса, выявлению слабых сторон в преподавании. Корректировка учебного процесса и выявление слабых сторон в преподавании — это важные аспекты для повышения эффективности обучения. Чтобы их реализовать, можно использовать следующие методы как, анализ успеваемости учащихся, результаты контрольных, тестов и других оценочных мероприятий помогут выявить, какие темы вызывают наибольшие трудности. Опросы студентов, сбор обратной связи от студентов может выявить недоработки в материалах или методах преподавания. Периодическое наблюдение за работой преподавателя и взаимодействием с классом может помочь выявить области для улучшения. Педагогические советы, регулярное обсуждение методов и подходов с коллегами может помочь выявить проблемы, на которые преподаватель сам мог не обратить внимание [5, с. 78].

Пересмотр содержания и методов обучения в зависимости от текущих тенденций и потребностей учащихся помогает повысить качество преподавания. Обучение рефлексии начинается с анализа собственных выступлений и педагогических занятий. Это позволяет будущим учителям формировать критическое отношение к своей деятельности и стремиться к её постоянному совершенствованию. Обучение рефлексии студентов играет важную роль в образовательном процессе, так как способствует развитию критического мышления, самопознания и саморегуляции. Рефлексия помогает студентам оценивать свой опыт обучения, выявлять ошибки, определять пути для улучшения и закреплять знания на более глубоком уровне. Как обучать студентов объективно оценивать свои достижения и недостатки? Мы предлагаем несколько методов: как ведение дневников, студенты могут вести дневники рефлексии, где записывают свои мысли, переживания и выводы по итогам учебного процесса. Проводить групповые обсуждения и написание эссе или письменная работа, котрая помогла бы структурировать мысли и выработать более осознанное отношение к своему обучению. Рефлексия часто требует от студентов осознания своих

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №12 2024

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/109

ошибок и недостатков, что может вызывать стресс. Поэтому важно обеспечить позитивную атмосферу и поддержку в процессе обучения рефлексии, чтобы студенты могли конструктивно подходить к самооценке. Интеграция рефлексии в образовательный процесс помогает студентам стать более самостоятельными и ответственными за своё обучение, что в конечном итоге улучшает их академические результаты и личное развитие. Итак, развитие профессиональных навыков у будущих учителей музыки - это многогранный процесс, включающий как музыкально-исполнительские компетенции, так и педагогические, цифровые и организационные навыки. Важнейшая задача педагогического образования -подготовить учителей, способных не только передавать знания, но и вдохновлять на творческое самовыражение.

Список литературы:

1. Красногорова О. А. Фортепианные сочинения Г.Н. Комракова в педагогическом репертуаре // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сборник научных трудов. Т. 10. М., 2003. С. 119-124.

2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М., 2001. 128 с.

3. Ильин Г. Педагогические проблемы современного отечественного высшего образования // Alma Mater: Вестник высшей школы. 2005. №11. С. 35-41.

4. Школяр Л. В., Школяр В. А., Критская Е. Д. Музыкальное образование в школе. М.: Академия, 2001. 232 с.

5. Кирнарская Д. К., Киященко Н. И., Тарасова К. В. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. М.: Академия, 2003. 368 с.

References:

1. Krasnogorova, O. A. (2003). Fortepiannye sochineniya G.N. Komrakova v pedagogicheskom repertuare. In Voprosy sovershenstvovaniya professional'noi podgotovki pedagoga-muzykanta: Sbornik nauchnykh trudov, 10, Moscow, 119-124. (in Russian).

2. Guzeev, V. V. (2001). Metody i organizatsionnye formy obucheniya. Moscow. (in Russian).

3. Il'in, G. (2005). Pedagogicheskie problemy sovremennogo otechestvennogo vysshego obrazovaniya. Alma Mater: Vestnik vysshei shkoly, (11), 35-41. (in Russian).

4. Shkolyar, L. V., & Shkolyar, V. A., Kritskaya E. D. (2001). Muzykal'noe obrazovanie v shkole. Moscow. (in Russian).

5. Kirnarskaya, D. K., & Kiyashchenko, N. I., Tarasova K. V. (2003). Psikhologiya muzykal'noi deyatel'nosti: teoriya i praktika. Moscow. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 29.10.2024 г. 11.11.2024 г.

Ссылка для цитирования:

Калдыбаева А. Т., Ахметжанова Д. С. Развитие профессиональных навыков у будущих учителей музыки // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10. №12. С. 547-552. https://doi.org/10.33619/2414-2948/109/72

Cite as (APA):

Kaldybaeva, A., & Akhmetzhanova, D. (2024). Development of Professional Skills in Future Music Teachers. Bulletin of Science and Practice, 10(12), 547-552. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/109/72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.