_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
Очень важно добиваться того, чтобы поставленные цели помогали определить, что ожидается от учащихся после изучения этого курса. Цели помогают сконцентрироваться на развитии познавательной деятельности учащихся и определить, па какой стадии он находится.
Правильно сформулированные цели позволят учащимся настроить мышление на тему обучения, сфокусировать внимание на наиболее важных проблемах, тщательно подготовиться к тестам, заданиям и другим средствам оценивания. Деятельность должна быть спроектирована в соответствии со сформулированными целями.
Список использованной литературы:
1. Краснова, Г.А. Технологии создания электронных обучающих средств / Г.А. Краснова. - М.: МГИУ, 2003.
- 223 с.
2. Теньковская Т.С. Электронное учебное пособие: способы использования в учебном процессе / Т.С. Теньковская // Мир науки и инновации. - 2016. - № 1. - с. 6-9
3. Титова Е.И. О создание электронного учебника / Е.И. Титова, А.В. Чапрасова // Молодой ученый. - 2015.
- № 3. - с. 855-856.
© Теньковская Т.С., 2016
УДК 373.1
Т.В.Уткина
к.п.н., доцент
кафедра естественно-математических дисциплин,
ГБУ ДПО ЧИППКРО г. Челябинск, Российская Федерация
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Профессиональный интерес занимает значительное место в становлении будущего специалиста, поэтому необходима целенаправленная работа по развитию профессиональных интересов учащихся, которая должна строиться с учетом современных экономических условий, нового социального опыта, складывающейся общественной атмосферы, трансформации сложившихся понятий, представлений, установок, ценностных ориентаций
Ключевые слова
Профессиональный выбор, естественно-научное образование, профессионально значимые характеристики.
Особенности социально-экономической жизни обусловливают тенденции роста популярности определенных профессий среди учащихся школ (юридических, экономических, профессий, связанных с коммерческой деятельностью и др.), и снижение статуса ряда профессий естественно-научного профиля. При профессиональном выборе у учащихся на первый план выходят мотивы престижности профессии в обществе, востребованности на рынке труда, материальной заинтересованности, и на этом фоне снижается роль интереса в выборе профессии. А ведь именно под влиянием профессионального интереса активизируются все динамические свойства личности, мобилизуются волевые усилия для решения поставленных задач.
Естественно-научное образование предоставляет многогранные и многоаспектные возможности для развития профессиональных интересов учащихся, так как оно позволяет: выработать научный стиль и культуру мышления; познать фундаментальные законы природы; сформировать у учащихся понимание
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
современных экологических проблем, сознательное отношение к природе и технологии взаимодействия с окружающей средой. Осознание ценности естественно-научного образования важно не только для учащихся, выбирающих профессии естественно-научного профиля, но и для каждого учащегося, независимо от его интересов и склонностей. Также важна готовность обучающихся комплексно применять такого рода знания и умения при обучении, которая достигается при сформированном умении осуществлять перенос знаний, а также умении работать с информацией комплексного характера [1].
Часто решение проблемы может быть достигнуто разными путями, но ребёнок должен выбрать наиболее эффективный из них и доступный для своего возраста и понимания способ решения проблемы. Для этого необходимо научить школьника анализу имеющейся проблемы [2]. Рассмотрим несколько примеров. Энергетика - важная составляющая любой страны. Без владения естественно-научными основами современных технологий получения электроэнергии вряд ли можно принять решение о строительстве электростанции, не наносящей экологического ущерба и производящей дешевую энергию. Если специалист вынесет решение без учета знаний энергетики и экологии, то станет вполне реальным строительство, например, гидроэлектростанций на равнинных реках. Такие гидроэлектростанции не только нарушают экологический баланс, но и производят не самую дешевую энергию, причем на восстановление природной среды потребуются гораздо больше затрат в сравнении с эффектом от работы электростанций.
Незнание естественно-научных основ может привести к строительству атомной электростанции в том регионе, где нет крупных потребителей энергии, а природные условия позволяют строить электростанции другого типа, например, гелиоэлектростанции.
Владение естественно-научными знаниями не позволит специалисту принять неправильные решения и совершить некомпетентные действия. Например, предприятие привлечено к ответственности за нарушение экологических норм — выброс в атмосферу больших объемов газовых отходов с повышенной концентрацией серы. А сера — источник кислотных осадков, губительно влияющих на растения и приводящих к окислению почвы, что резко снижает урожайность.
Степень наказания виновного будет зависеть от того, насколько объективно и квалифицировано сделана правовая оценка его действий, а сама правовая оценка определяется, прежде всего профессиональным кругозором лица, дающего оценку. В этой ситуации наряду с правовыми знаниями юристу необходимо представление о последних достижениях современных технологий, которые позволяют практически исключить выброс многих вредных газов, в том числе и серы, в атмосферу. Располагая такими знаниями, юрист способен объективно оценить степень нарушения и причастность к нему тех или иных лиц.
Естественно-научные знания помогут вне зависимости от профессии понять и представить, каких интеллектуальных затрат стоят современные исследования, позволяющие проникнуть внутрь микромира и освоить внеземное пространство, как достигается высокое качество изображения у современного телевизора, каковы реальные пути совершенствования персональных компьютеров, и как чрезвычайно важна проблема сохранения природы.
Необходимо понимать, что современная техника — плод развития естественных наук, которые являются основной базой для развития многочисленных перспективных направлений — от наноэлектроники до сложнейшей космической техники.
Изложенное выше позволяет констатировать, что компетенции, формируемые в рамках естественнонаучного образования определяют профессионально значимые характеристики любого специалиста (рис. 1).
Зная, какие профессионально значимые характеристики необходимо сформировать у учащихся можно организовать работу по их формированию. Основные направления данной работы заключаются в:
- формировании естественно-научного мышления (нового менталитета, связанного со взглядами на экологически безопасное и устойчивое развитие общества);
- развитии самостоятельности мышления (способности к саморазвитию, самостоятельности в познании нового, умения самостоятельно выявлять противоречия при решении комплексных учебно-познавательных проблем);
- вооружении методами инновационной деятельности (информационными технологиями и др.).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070
о
о
X е и
(Г
сЗ н
X 1 е р
о з
X X <D « н о з о в о
<D н ми
о
ш
Знание основных естественно-научных законов природы, объясняющих явления
окружающей жизни
Осознание отношения к возможности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижением естественных наук
Формирование морально-нравственных ценностей личности, закрепление нравственных границ, ответственность за свои поступки
Убежденность в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития техносферы
л н X <и S <и Ч Г)
>я
о %
о <и Т <и а о
ч
<и
т
<и
3
Ю
о
Осознание условности деления на гуманитарную и естественно-научную культуру
Знание наиболее важных идей и достижений естественных наук, оказавших определяющее влияние на представления человека о природе, развитие техники и
технологий
Стремление к обоснованности высказываемой позиции
л X X О К
и
а о
X
S
-5>
Критическая оценка естественно-научной информации, содержащейся в СМИ, ресурсах ИНТЕРНЕТ и научно-популярной литературе
Умение самостоятельно добывать и интерпретировать информацию, объясняющую
явления окружающего мира
Развитие интеллектуальных и творческих способностей, критического мышления
в я и н
е
м у
и я и н а н
го
К К
со
« К о % и
о 5 К
К о V к
К ю Н К
и К
о 4
& к С о ю о с
Понимания принципа действия и умение пользоваться современными техническими
средствами и т.п.
Понимание основ профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости. Понимание опасности воздействия электромагнитных полей и радиоактивного излучения
Рисунок 1 - Профессионально значимые характеристики учащихся, формируемые
в рамках естественных наук
В свете обсуждаемой проблемы уточним, что главный акцент в образовательной деятельности должен ставиться на формирование у учащихся понимания роли и места современных естественно-научных знаний и технологий в системе профессиональных представлений. Необходимо формировать у учащихся практические умения выявлять и анализировать естественно-научные основы тех или иных ситуаций и явлений, а также прогнозировать на их основе последствия, вызванные техногенной деятельностью, что способствует воспитанию интереса к получению новых знаний, самостоятельности, критичности мышления
[3].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
Повышение профессионального интереса учащихся возможно при выполнении следующих условий: достижение высокого уровня информированности о профессиях естественно-научного профиля; формирование научного и культурного кругозора; вовлечение учащихся в практическую деятельность, в том числе в учебно-исследовательскую, в естественно-научный эксперимент; выработка индивидуального стиля познавательной деятельности; развитие профессионально важных качеств; понимание перспектив самореализации в профессиональной деятельности; выявление склонности к профессиям естественнонаучного профиля и др.
Одним из важнейших качеств любого специалиста является способность творчески подойти к решению профессиональных задач, найти оригинальное решение проблемы, нестандартный прием выполнения операции. В решении задачи формирования этой характеристики «большой потенциал имеет исследовательская деятельность школьников, в том числе и опирающаяся на методы теории решения изобретательских задач. Сегодня активно разрабатываются методики и технологии развития творческих характеристик выпускника, однако объект исследования настолько многогранен, что до сих пор далеко не все проблемные вопросы изучены и освещены в научной литературе» [4].
В заключении хочется отметить, что включение в образовательную деятельность профессионального аспекта позволяет преодолеть разрыв между мотивацией учения и мотивацией труда. На современном этапе в системе образования сложилась ситуация: часть учащихся, проявляя большое внимание к профессии и производственной деятельности, утратили интерес к общеобразовательным знаниям, и наоборот, другая часть учащихся, высокомотивированных на изучение отдельных предметов не придают значения дальнейшему приложению знаний в своей будущей профессиональной деятельности. Установление взаимосвязи между естественно-научными знаниями и технологиями, с одной стороны, и деятельностью учащихся по приложению этих знаний в будущей профессиональной деятельности, с другой стороны, поможет сделать образование более гармоничным. На сегодняшний день «наиболее востребованными являются выпускники, способные быстро адаптироваться к стремительно изменяющимся социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в различных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности» [5, с.80].
Известный чешский мыслитель и педагог Ян Коменский еще в XVII в. написал: «обучать всех, всему, всесторонне» и, таким образом, теоретически обосновал принцип демократизма, энциклопедизма и профессионализма в образовании, в котором скрыты многие ценнейшие плоды будущих «богатых урожаев» [6].
Список использованной литературы:
1. Хафизова Н. Ю.К вопросу формирования умения комплексного применения обучающимися знаний в области естественно-математического образования / Н.Ю.Хафизова // Символ науки. - 2016. - № 5-2. - С. 219-221.
2. Клишина О.Н. Некоторые рекомендации по формированию у учащихся навыков проектной деятельности. / О.Н. Клишина // Символ науки. - 2016. - № 5-2. - С. 219-221
3. Пяткова О.Б., Кулакова И.В. Значение демонстрационного эксперимента для познания законов химии / О.Б. Пяткова, И.В. Кулакова // Символ науки. - 2016. - № 4-2. - С. 165-169.
4. Шайкина В.Н., Лихолетов В.В. Модель информационно-компьютерной технологии поддержки саморазвития творческой личности студентов вуз / В.Н. Шайкина, В.В. Лихолетов // Казанская наука. Казань: изд-во Казанский Издательский Дом -2012. - № 3. С. 323-326.
5. Бегашева И.С. Елисеева О.В. К вопросу о формировании исследовательской компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности по физике/ И.С. Бегашева // Символ науки. - 2016. - №4-2. - С. 79-83.
6. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989 - 416 с.
7. Скрипко З. А. Концепция естественнонаучного образования учащихся классов гуманитарного профиля // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2006. № 5 (49). С. 128-132.
© Уткина Т.В., 2016