УДК 378 : 681.3
А. М. ШАБАЛИН
Омский государственный институт сервиса
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ
СРЕДСТВ ВИРТУАЛИЗАЦИИ_________________
Данная статья посвящена проблеме качества подготовки выпускников вуза, в частности развитию их профессиональной самостоятельности при изучении дисциплин информатического цикла путем организации практической деятельности с использованием современных средств виртуализации.
Ключевые слова: виртуализация, виртуальные машины, лабораторная работа студентов, высшее профессиональное образование, квалифицированные ^-специалисты.
Проблема развития профессиональной самостоятельности студентов является одной из ключевых в дидактике и практике обучения, решение которой требует выработки определенной позиции у каждого педагога. Целью любой ступени профессионального образования является подготовка выпускников, способных в дальнейшем работать по специальности и стать профессионалами в своем деле, так как прогрессивное общество существует только в том случае, если основу его составляют профессионалы. Задача подготовки потенциальных профессионалов для различных сфер человеческой деятельности приобретает сегодня особую актуальность.
Одна из главных целей учебных заведений высшего образования определена как подготовка конкурентоспособного на современном рынке услуг специалиста, владеющего стройной системой знаний, обладающего способностью к решению профессиональных задач в различных ситуациях. Развитая до определенного уровня профессиональная компетентность студента — это цель и результат качественной профессиональной подготовки. Именно поэтому в последнее время возникла объективная необходимость обращения к проблеме познавательной и профессиональной самостоятельности в области высшего образования. Она обусловлена требованиями к современным выпускникам вузов, выдвигаемыми социально-экономическими условиями развития нашей страны. Так, важнейшим фактором, оказывающим воздействие на процесс образования, является развитие рыночных отношений, а также формирование рынка труда, чье влияние находит выражение в создании специальностей, связанных с развитием науки и технологической революции; в дальнейшей интеграции специальностей технологического профиля и дифференциации специальностей сферы услуг.
Обозначенные факторы выдвигают перед системой высшего образования качественно новые требования к подготовке кадров. Выпускники вуза
должны овладеть фундаментальной общеобразовательной и профессиональной подготовкой, которая, в свою очередь, призвана обеспечить профессиональное мастерство, мобильность; способность будущих специалистов быстро осваивать новые технологии, переходить с одного вида производства на другое; самостоятельность в принятии решений.
Однако, по оценке бизнес-аналитиков, наблюдается дефицит квалифицированных специалистов, потому что уровень практической подготовки у выпускников вуза в целом оценивается как недостаточно высокий, а в некоторой ее части — как абсолютно низкий. К примеру, современные выпускники в области информационных технологий лучше всего разбираются в прикладном программном обеспечении и работе с сетью Интернет, поскольку в процессе обучения ими осваивалось большое количество различных программ и выработались навыки, необходимые для дальнейшей профессиональной жизни.
Высокие результаты демонстрируются ими в области программирования, а также в проектировании и моделировании информационных систем, потому что данные направления уже стали традиционными для современной высшей школы, а программирование получило негласный статус приоритетного направления в области информационных технологий. То же можно сказать и о работе современных выпускников с базами данных: работодатели отмечают их высокий уровень в организации работы локальной базы. Что же касается сопровождения сетевой базы данных, то здесь возникают серьезные проблемы: выпускники не имеют опыта установки соответствующего сервера и его последующей настройки и обслуживания.
Невысокий уровень подготовленности показывают молодые специалисты в области компоновки и ремонта персональных компьютеров и периферийных устройств, а также в области локальных сетей и администрирования операционных систем. Выработка указанных выше умений напрямую зависит от наличия в вузе специально оборудованных ауди-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
*
торий. Однако в классических лабораториях такие виды работ чаще всего не проводятся, потому что это опасно для компьютеров вуза в целом.
Например, для дисциплины «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» на каждого обучаемого требуется минимум два компьютера одновременно. Если же возникает необходимость увеличить это число до трех, то нужно еще и дополнительное сетевое оборудование, к примеру, коммутатор. В результате учебное заведение столкнется с рядом трудностей. Во-первых, для размещения группы студентов понадобится очень большое помещение, которое, естественно, должно соответствовать всем требуемым санитарным нормам и способно вместить перечисленное выше количество техники, что, на наш взгляд, невозможно. Во-вторых, данную лабораторию не смогут себе позволить в финансовом отношении большинство вузов России. В-третьих, дорогостоящей технике данной лаборатории будут грозить постоянные сбои, так как обучаемые могут надолго вывести из строя какой-нибудь компонент или весь компьютер в целом из-за специфики лабораторных работ.
Все перечисленное позволяет сделать вывод о том, что для выработки и закрепления практических умений студентов необходимы различного типа лаборатории, эффективное использование которых при обучении соответствующим дисциплинам повышает качество подготовки будущих специалистов. Исходя из этого, все дисциплины информатической направленности условно можно разделить на следующие:
1. Традиционные дисциплины, которые нацелены на обучение студентов разработке программ и различных видов документов и для которых достаточно обычной компьютерной лаборатории («Программирование», «Программное обеспечение персонального компьютера», «Информационные системы», «Компьютерная графика»);
2. Специальные дисциплины, для которых нужна техническая лаборатория, оснащенная разнообразным аппаратным и коммуникационным оборудованием («Вычислительные системы», «Локальные сети», «Физика»);
3. Инновационные дисциплины, для закрепления практических навыков по которым традиционную компьютерную лабораторию использовать невозможно или очень сложно. К ним относятся дисциплины, связанные с управлением локальной сетью и коммуникационными протоколами, а также с изучением функциональных особенностей различных операционных систем и разработкой для них программного обеспечения («Операционные системы, среды и оболочки», «Сетевые операционные системы», «Базы данных», «Компьютерная безопасность»).
Именно в результате изучения последнего блока дисциплин у студентов наблюдается «перекос» между знаниями и умениями в пользу первых, что и приводит к тому, что будущие специалисты в области информационных технологий могут оказаться невостребованными на современном рынке труда.
Мы считаем, что для решения указанной проблемы целесообразно организовать работу студентов в «виртуальных лабораториях» — компьютерных аудиториях с установленными программными продуктами, позволяющими эмулировать работу компьютера, вычислительной сети, различных периферийных устройств и т.д.
В основе этой работы лежит виртуализация как «представление некоего объекта в удобном виде
для пользователя, где все подробности реализации скрываются, а сам объект имеет привычные интерфейсы для взаимодействия с внешней (по отношению к нему) средой» [1].
Данное явление с недавнего времени становится очень распространенным: многие организации, так или иначе связанные с информационными технологиями, уже научились применять виртуальные средства в повседневной деятельности для повышения эффективности своей IT-инфраструктуры. Виртуализация применяется сейчас широко, причем в различных контекстах: в системах хранения, аппаратных средствах, операционных системах, приложениях, что говорит о появлении нового класса программных продуктов — средств виртуализации.
Если некоторые из аспектов виртуализации известны специалистам уже давно, то виртуализация операционных систем, начала набирать обороты лишь в последние несколько лет, хотя и достаточно стремительными темпами.
Когда говорят о виртуализации операционных систем, прежде всего имеют в виду создание виртуальных машин — неких абстракций, заключающих в себе собственную виртуальную аппаратно-программную среду, позволяющую на одной физической платформе установить и запускать одновременно несколько экземпляров операционных систем [2].
Наши многолетние исследования в этой области позволяют сделать выводы о том, что дидактические возможности применения виртуальных машин при выполнении лабораторных работ практически безграничны, а потому мы считаем данный класс программного обеспечения наиболее перспективным и эффективным средством в обучении информатике конкурентоспособных специалистов XXI века.
Нами был разработан и внедрен комплекс лабораторно-практических работ с использованием виртуальных машин по ряду дисциплин информа-тического цикла для будущих специалистов данного направления [3]. Например, при изучении курса «Сетевые операционные системы» в виртуальной лаборатории можно смоделировать решение задач из области системного администрирования операционных систем Microsoft Windows:
1. Объединение компьютеров с различными операционными системами в одноранговую локальную сеть.
2. Работа с прикладными службами и протоколами, использующими технологию «клиент-сервер».
3. Панель управления, командная строка, редактор реестра, консоль MMC как основные средства администрирования операционными системами Microsoft Windows.
4. Администрирование файловой системы NTFS.
5. Групповые политики.
6. Аудит.
7. Сетевые утилиты (удаленное управление рабочим столом, оптимизация администрировании, сетевые мониторы и т.д.).
8. Организация типового контроллера домена современных серверных операционных систем (Active Directory, DNS, DHCP).
9. Настройка дополнительных ролей сервера (веб-сервер, FTP-сервер, почтовый сервер, сервер потоков мультимедиа, сервер печати, файловый сервер, сервер терминалов).
10. Администрирование доменных сетей.
Используя современные средства виртуализации в лаборатории, студенты приобретают умения,
которые впоследствии помогут им самостоятельно выполнять аналогичные операции в профессиональной деятельности.
Однако, несмотря на огромный дидактический потенциал у данного класса программных продуктов, его использование при подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования не является системным, а значит, эффективным.
Проведенный нами опрос среди преподавателей информатических дисциплин г. Омска показал следующее: около 60% респондентов не имеют представления о новом виде программного обеспечения, не развивая с его помощью у студентов умений, необходимых в будущей трудовой деятельности; больше 20% — используют его бессистемно; 12% опрошенных апробировали данное программное обеспечение в рамках одного учебного курса; и только 5% преподавателей активно работают со средствами виртуализации на практических занятиях. Данные результаты, на наш взгляд, указывают на одну из причин недостаточной практической подготовленности современных выпускников вуза.
Таким образом, профессионализация образования, по нашему мнению, тесно связана с организацией такого обучения, которое обеспечивает естественный переход от деятельности познавательной к деятельности профессиональной. При этом должны создаваться условия, наиболее благоприятные
для развития познавательной активности и профессиональной самостоятельности студента. Именно самостоятельная лабораторная работа с помощью современных средств виртуализации способна сделать практическую составляющую подготовки выпускников вузов качественной, а молодого специалиста — конкурентоспособным.
Библиографический список
1. Гультяев, А. К. Виртуальные машины: несколько компьютеров в одном / А. К. Гультяев — СПб. : Питер, 2006. — 224 с.
2. Шабалин, А. М. Современные средства виртуализации: особенности функционирования, область применения и перспективы развития / А. М. Шабалин. — Омск : ОмГИС, 2011. — 144 с.
3. Шабалин, А. М. Изучение операционных систем Microsoft средствами виртуального компьютера : учебное пособие / А. М. Шабалин — Омск : ОмГИС, 2009. — 85 с.
ШАБАЛИН Андрей Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры прикладной информатики и математики Адрес для переписки: e-mail: sham2000@land.ru
Статья поступила в редакцию 25.04.2012 г.
© А. М. Шабалин
УДК 3701 Т. А. ОСТРОВЕРХОВА
Тюменский государственный нефтегазовый университет
ПЕДАГОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ____________________________________
В статье рассматриваются вопросы подготовки будущих инженеров к профессиональному взаимодействию на основе педагогизации образовательной среды вуза. В статье дается определение профессионального взаимодействия, определяются компоненты содержания. Выделены принципы педагогизации образовательной среды, выявлены организующие ее процессы, обусловлена из взаимосвязь с подготовкой будущих инженеров к профессиональному взаимодействию.
Ключевые слова: образовательная среда, профессиональное взаимодействие, подготовка будущих инженеров, педагогизация.
Модернизация многих отраслей производства предъявляет новые требования к качеству трудовых ресурсов, их профессиональной компетентности, характеру решаемых ими профессиональных задач и предопределяет необходимость обеспечения
нового качества образования. Специалист XXI в. предстает как эрудированная, духовно развитая, интеллигентная личность, в совершенстве владеющая профессией, обладающая обширными социальными знаниями, эстетическим чувством, высокими
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ