УДК 378.147
И.В. Щукина (Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ
КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Рассматривается понятие и роль рефлексии как особого типа мышления при подготовке специалиста, а также отмечаются пути развития профессиональной рефлексии у будущего учителя иностранного языка.
В условиях, когда знаниецентричная и бихевиористская модели профессионального образования перестали удовлетворять реальные потребности современного информационного общества и личности, когда европейская многоуровневая система подготовки специалистов стала широко внедряться в отечественное профессиональное образование, структурное и качественное обновление модели подготовки учителя иностранного языка (ИЯ) стало особенно актуальным и необходимым.
Основой этой новой модели должна стать рефлексия как базовый принцип, позволяющий соединить разрыв между знанием как таковым и его применением, поскольку только рефлексивное знание получается из анализа опыта как практических, так и мыслительных действий и включает плоскость видения, понимания, комплексного осмысления проблемы или ситуации и плоскость организации индивидуального и коллективного действия в ее рамках [1].
В чем заключается сущность рефлексии и каковы ее отличительные особенности? В современных энциклопедиях рефлексия определяется как форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление своих действий; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Это современное понятие рефлексии восходит своими истоками к эпохе античности и к XVII веку, когда Д. Локком впервые была предпринята попытка определения рефлексии как внутреннего опыта, самопознания и объяснения ее механизма путем логического рассуждения и вывода из опыта [2]. В ряду мыслителей, внесших большой вклад в развитие концепта рефлексии, следует также упомянуть Р. Декарта, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Э. Гуссерля, К.Ясперса, Д. Дьюи. Их философское обоснование рефлексии определило сущностный смысл данного понятия и направления его дальнейшего исследования в трудах по философии, педагогике и психологии.
На наш взгляд, сущность рефлексии раскрывается через следующие ее особенности. Во-первых, рефлексия полифункциональна.
В трактовке ее целесообразно исходить из содержания трех процессов: процесса обращения назад, процесса самопознания субъектом своего внутреннего мира во всем многообразии его психических процессов и процесса осознания и осмысления субъектом деятельности ума.
Во-вторых, рефлексия носит интерактивный характер, что особенно важно для процесса обучения, процесса принципиально двустороннего. В качестве подтверждения этому можно привести пример из истории философии. Так, смысл метода сократического вопрошания заключается в совместном анализе и критике «очевидных» положений, в преодолении ходячих мнений, стереотипов повседневности через рефлексию, самостоятельное и коллективное размышление над собственными и чужими представлениями и принципами, которые часто не выдерживают критики.
В-третьих, следует отметить гибкость и неоднозначность рефлексии, так как она не дает готовых ответов, стимулируя поиск альтернативных решений и расширение информационного поля, что может провоцировать неуверенность и массу сомнений. Но в то же время это уникальная форма самопознания, требующая самодисциплины, открытости сознания и ведущая к профессиональному и личностному совершенствованию.
В контексте профессиональной деятельности приведем теоретически обоснованный алгоритм действий в процессе рефлексии в виде последовательности следующих мыслительных операций:
- произвольная остановка предшествующего и подлежащего рефлексии действия или размышления;
- фиксация мыслительных действий в существенных узлах, желательно в письменной форме (запись ключевых слов, символов, знаков, отражающих основные моменты анализируемого действия);
- объективизация, т.е. переработка сделанных фиксаций в объект (реконструкция зафиксированных ключевых моментов действия, их обобщение, что обеспечивает понимание и, следовательно, возможность дальнейшего использования выводов в новой ситуации) [1].
Более обобщенно механизм рефлексии можно представить в виде трех последовательных шагов:
1) описание проблемы;
2) анализ;
3) выводы и предлагаемое решение.
Описание проблемы очень важный элемент рефлексии, в котором закладывается фундамент для анализа. На этапе анализа выделяются позитивные черты и области, требующие доработки. Правильные выводы позволяют избежать дальнейших ошибок [3]. Таким образом, рефлексия выступает как средство профессионального роста учителя ИЯ, когда она
предполагает не просто анализ прошедшего действия, а нацелена на будущее профессиональное развитие и постановку новых целей.
Выделение вышеперечисленных характеристик и описание механизма подчеркивает сложность и комплексность рефлексии как особого способа мышления, нацеленного не на воспроизводство или описание известного алгоритма, а на моделирование нового. Рефлексия является методологической основой предметной образовательной деятельности, обеспечивающей самоопределение студента / учителя, так как предполагает познавательную активность в процессе учения / профессионального развития, поиск альтернативных способов решения учебных задач и проблем, инициативность в построении совместной деятельности, осознанную мотивированность и обоснованность своих действий.
Из данного определения очевидно, что рефлексивные умения относятся к умениям высшего порядка в иерархии познавательной деятельности и, следовательно, требуют систематического и целенаправленного развития. Как справедливо замечает Е.Н. Соловова, «в учебном процессе необходимо выделять специальное время и место для формирования культуры рефлексивного мышления, поскольку даже элементарные навыки рефлексии не появляются сами собой» [4, с.116]. Причем, чем раньше начать данную работу, тем результативней она будет. Так, развитие рефлексивных умений у будущих учителей следует начинать с первых курсов вуза, чтобы подготовить их к работе в новых, постоянно меняющихся условиях многообразия образовательной среды, выработать способность адаптироваться к педагогическим инновациям и быстро реагировать на современные процессы социального и экономического развития общества.
Вопрос о развитии рефлексивных умений в ходе профессиональной лингвистической подготовки вызывает необходимость уточнения понятия профессиональной рефлексии. Для большинства авторов это рефлексия преподавателя как самоанализ учебного общения, рефлексия, состоящая из стадии зеркального отражения и этапов работы критического мышления. Другие авторы говорят о рефлексивности и осознанности в процессе профессиональной подготовки со стороны студентов. Однако если рассматривать рефлексию как один из принципов обучения, то следует включать в нее как необходимый компонент и рефлексию преподавателя, и рефлексивный тип учебной интеракции. Только в этом случае можно действительно говорить о целостной модели обучения, опирающейся на рефлексию.
Целесообразность ее применения уже осознана многими педагогами, она обладает целым рядом достоинств. Во-первых, рефлексивная модель требует ответственности, постоянного напряжения ума, критического взгляда на вещи. Во-вторых, она реализует принцип
непрерывности самообразования и личностного саморазвития. В-третьих, рефлексивная модель способствует формированию умений объективного самоконтроля собственных достижений, что становится неотъемлемой частью процесса обучения в условиях усиления вариативности образования на современном этапе и предоставления возможностей построения индивидуальной траектории своего образования. В-четвертых, рефлексивный тип учебной интеракции в рамках рефлексивной модели обучения предполагает вовлечение студентов в процесс критического осмысления того, что происходит с ними на занятиях, что позволяет им отстраниться от ситуации обучения, взглянув на нее со стороны, и почувствовать себя субъектами образовательного процесса, партнерами по диалогу, что естественно повышает мотивацию и создает ситуацию успеха. И, наконец, развитие способности осознавать себя в качестве субъекта учебного процесса, отражать / рефлексировать опыт своей учебной деятельности в процессе обучения в вузе способствует повышению степени автономии студентов [5], так как рефлексия является центральным механизмом реализации способности к автономному обучению.
Понимание и теоретическое обоснование необходимости опираться на рефлексию как базовый принцип при построении программ профессиональной лингвистической подготовки не снимает проблемы практической реализации идей рефлексивного обучения. В данной связи возникает вопрос: каковы возможные пути развития профессиональной рефлексии в процессе подготовки учителя ИЯ?
На наш взгляд, наиболее эффективным способом является Языковой Профессиональный Портфель. Сама идея портфеля не является новой в педагогике: она восходит к общеевропейскому документу, получившему название «Европейский языковой портфель» [6], который имеет целью в целом поддерживать и стимулировать изучение иностранных языков гражданами Европы и не только.
В условиях современной интеграции европейских стран языковой портфель в частности призван: во-первых, внедрять в практику
перспективную образовательную идеологию в области ИЯ; во-вторых, развивать и поддерживать заинтересованность каждого человека в изучении языков на протяжении всей жизни; в-третьих, вооружать обучающегося надежным и общедоступным инструментом для определения своих достижений в овладении ИЯ; в-четвертых, дать преподавателю возможность оценивать уровень достижения каждого в овладении ИЯ и вносить своевременно необходимые коррективы; в-пятых, обеспечивать человеку социальную мобильность в рамках единой Европы
[7].
На основе европейского документа в отечественной методике обучения иностранным языкам был разработан «Российский языковой портфель» (на первом этапе для учащихся от 15 до 18 лет), в
пилотировании которого приняли участие 12 регионов по всей России в 1998 году. Результаты эксперимента подтвердили значимость для учащихся тех возможностей, которые предоставляет языковой портфель, а именно: фиксация оценки и самооценки результатов в овладении ИЯ способствует осознанию собственных достижений и пониманию путей самосовершенствования, что повышает личную ответственность учащихся за ход и результаты учебного процесса. Более того, благодаря включению в систему оценки достижений опыта межкультурного общения учащихся, возросло осознание прагматической значимости ИЯ, что, следовательно, повысило уровень мотивации в его изучении.
В системе профессионального педагогического образования также есть примеры использования Портфеля для оптимизации подготовки учителя ИЯ. Особо следует отметить применение профессионального электронного портфеля в экспериментальном авторском курсе «Информационные технологии в обучении английскому языку» в СевероОсетинском государственном педагогическом институте. Автор данного курса Н.А. Оганесянц [3] подчеркивает эффективность использования портфеля как средства обратной связи и технологии сбора информации об успешности профессионального обучения. Более того, использование информационно-коммуникационных технологий в создании электронного портфеля значительно увеличивает интерактивные и презентационные возможности его применения в качестве средства педагогического мониторинга за счет большего объема материала, обеспечения оперативного доступа, в том числе дистанционного, возможности хранить, редактировать и демонстрировать работы в наглядном виде в различных форматах - текстовом, графическом, аудио, видео, с использованием системы гиперссылок и гипертекста.
Итак, систематическое заполнение Профессионального Языкового Портфеля с фиксацией собственных достижений в изучении ИЯ и в чисто профессиональной сфере служит средством развития профессиональной рефлексии, что в свою очередь способствует оптимизации профессиональной подготовки учителей ИЯ. В подтверждение стоит отметить, что заполнение Портфеля способствует развитию умений анализировать и адекватно оценивать свою учебную и профессиональную деятельность, своевременно внося в нее коррективы, что является необходимым условием для самосовершенствования специалиста. Благодаря этому Портфель становится инструментом воспитания вдумчивого профессионала и творческой личности.
Однако, помимо заполнения Профессионального Языкового Портфеля с фиксацией собственного прогресса в овладении умениями и навыками иноязычного общения необходимо целенаправленно развивать у будущих учителей способность к рефлексии через создание проблемных ситуаций и систематическое решение проблемных заданий в рамках
конкретной языковой дисциплины. Это, как мы надеемся, положительно повлияет на формирование готовности выпускников к решению различного рода проблем, с которыми они столкнуться как в своей будущей учебной, так и в профессиональной деятельности, при условии непрерывности профессионального образования.
Таким образом, использование рефлексивной модели обучения особенно актуально в современном поликультурном мире, где умения критически оценивать ситуацию, свое поведение, адекватно реагировать на новые общественные требования и соответствовать им, отстаивать свою гражданскую позицию являются не просто желательными, а необходимыми в любой сфере деятельности.
Библиографический список
1. Алексеев, Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления [Текст]: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук./ Н.Г. Алексеев.- М., 2002.
2. Локк, Д. [Текст] / Д.Локк// Сочинения в 3 т. М., 1985-1988.- Ч. 1-2 (Т. 1). Т. 2,3.
3. Оганесянц, Н.А. Электронный портфель учителя иностранного языка: рефлексивный анализ профессионального роста [Текст] / Н.А. Оганесянц // Иностранные языки в школе. 2007. -№ 6. - С. 9-12.
4. Соловова, Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход [Текст] / Е.Н. Соловова - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. - 336 с.
5. Соловова, Е.Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности [Текст] / Е.Н.Соловова // Иностранные языки в школе.- 2004. - № 2. - С. 11-16.
6. European Language Portfolio: Proposals for Development. -Strasbourg: Council of Europe Press, 1997. - 207 p.
7. Гальскова, Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков [Текст] / Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе.- 2000. - № 5. - С. 6-11.
Получено 1.10.2008 г.