В. Ф. Захарова
(Санкт-Петербург)
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
DEVELOPMENT OF MATHEMATICS TEACHER'S PROFESSIONAL METHODOLOGICAL MOBILITY IN IN-SERVICE TRAINING
PROCESS
В статье рассматривается проблема развития методической мобильности как профессионально-личностного качества учителя при повышении квалификации в системе постдипломного педагогического образования. Анализируются содержательные аспекты понятия профессиональной методической мобильности. Приведено описание подхода, реализуемого в учебной работе для развития методической мобильности учителя.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, методическая мобильность, интегративные профессионально-личностные качества педагога, подготовка кадров, повышение квалификации педагогических кадров.
The article deals with the problem of methodological mobility development as a teacher's professional and personal quality within teachers in-service training. The article analyzes the content aspects of the concept of professional methodological mobility. The description of the approach used for developing teacher's methodological mobility is given.
Key words: professional mobility, methodological mobility, teacher's integrative professional and personal qualities, in-service teachers training.
Изменения, происходящие в системе образования, переход на федеральные государственные образовательные стандарты актуализируют проблему разработки и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических кадров, в частности учителей школьных образовательных учреждений. Данные программы направлены как на развитие знаний в преподаваемой предметной области, так и совершенствование общих профессионально-личностных качеств, среди которых важная роль принадлежит профессиональной мобильности.
К изучению феномена профессиональной мобильности в последние десятилетия привлечено внимание многих исследователей.
Слово мобильность (от латинского тоЫШ - подвижный) может означать подвижность, способность к быстрому действию или передвижению.
Большинство исследований профессиональной мобильности в контексте педагогической деятельности ориентировано на изучение самого феномена или касается вопросов формирования профессиональной мобильности на этапе получения профессионального образования. Например, в процессе обучения студентов педагогических специальностей.
Несмотря на то, что данный феномен, как правило, рассматривается как личностная характеристика именно действующего состоявшегося специалиста, изучению формирования или развития профессиональ-
ной мобильности педагогов, уже осуществляющих профессиональную деятельность, посвящена меньшая по количеству часть научных работ.
Недостаточность исследования проблемы формирования указанного профессионально-личностного качества в процессе повышения квалификации педагогических кадров определяет значимость и актуальность научного анализа, как смысловых и содержательных аспектов профессиональной мобильности педагога, так и организационно-педагогических условий процесса повышения квалификации, направленного на достижение этого образовательного результата.
В научных исследованиях и публикациях содержание понятия «профессиональная мобильность» интерпретируется не однозначно.
Исходным для его современных трактовок является термин «социальная мобильность», который схож по смыслу с понятиями социального лифта или карьеры. Впервые термин был применен П. А. Сорокиным в 1927 г. для описания изменения места индивида или группы, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), а также перемещений из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность) [1].
С развитием различных научных областей и появлением новых направлений экономики, социологии и психологии исследователи регулярно обращались к изучению самого феномена мобильности как способности быть подвижным в контексте знаний определенной научной отрасли.
К началу 1990-х годов политические, экономические и научные предпосылки обусловили возможность и необходимость оформления новой отрасли отечественной прикладной психологии - психологии профессий.
В отечественных психолого-педагогических исследованиях начинает употребляться понятие «профессиональная мобильность», содержание которого значительно
отличается от его смысловой трактовки, принятой западными авторами. Если в зарубежных научных работах это понятие, как правило, подразумевает продвижение в профессиональной структуре, то в отечественных публикациях акцент делается на индивидуально-личностные предпосылки изменений в профессиональной деятельности. Приведем примеры определений понятия профессиональной мобильности, демонстрирующие это различие:
- профессиональная мобильность (occupational mobility) - продвижение индивидуумов через различные уровни в иерархии положений занятости [2];
- профессиональная мобильность - возможность и способность успешно переключаться на другую деятельность или менять вид труда [3].
В научных публикациях современного периода понятие профессиональной мобильности приобретает новые смысловые аспекты, связанные со спецификой профессионального образования и условий профессиональной деятельности.
Так, Л. В. Горюнова рассматривает профессиональную мобильность как качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека; как деятельность человека, детерминированную меняющими среду событиями, результатом которой выступает самореализация человека в профессии и жизни; как процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и окружающей среды [4].
В. А. Мищенко понимает профессиональную мобильность как качество человека, отражающее его способности и готовность к смене профессии и обусловленное личными способностями, внешними условиями жизни и его социализацией, включая направленную профессиональную и психологическую подготовку, полученную в различных образовательных структурах [5].
Л. А. Амирова определяет мобильность как экзистенциальную ориентацию личности, представленную в её структуре в виде ценностно-смыслового конструкта, продуцирующего в отдельные моменты жизни
виды, типы, уровни мобилизации, адекватные требованиям среды [6].
Т. Б. Сергеева понимает профессиональную мобильность как стратегию адаптации к меняющимся условиям осуществления профессиональной деятельности и частный случай общей жизненной стратегии субъекта [7].
Приведённые примеры составляют небольшую выборку из существующих многочисленных исследований профессиональной мобильности. Различные современные научные трактовки этого понятия отличаются не только определением, но и составом структурных компонентов этого личностного качества специалиста.
Например, в качестве структурных составляющих профессиональной мобильности исследователями выделяются:
- профессиональные компетентности (ключевые и общепрофессиональные), готовность личности к переменам, её профессиональная и социальная активность [4];
- активность, готовность, адаптивность и креативность личности [6];
- мотивационный, когнитивно-компе-тентностный и рефлексивно-оценочный компоненты [5].
Изменения, которые начали происходить в отечественном образовании в начале 21 века, повлияли на научное рассмотрение исследователями понятия профессиональной мобильности в педагогической деятельности, акцентируя внимание на специфике ее реализации на современном этапе общественного развития. Новым становится подход к изучению феномена профессиональной мобильности не по отношению к педагогической деятельности «в целом», а по отношению к отдельным значимым составляющим профессиональной деятельности педагога.
Так, Э. Ф. Зеер, С. А. Морозова, Э. Э. Сы-манюк рассматривают профессиональную мобильность в контексте инновационной компоненты современной педагогической деятельности, уточняя, что мобильность в контексте педагогической инноватики может рассматриваться как деятельность по созданию, освоению и использованию ново-
введений в образовании [8]. Авторы отмечают качества, имеющие наибольшую значимость для профессиональной мобильности педагогов, это _ смысловая установка (готовность к нововведениям), интеллектуальная лабильность (пластичность), сверхнормативная активность, креативность (способность к творчеству), рефлексивность [8].
В соответствии с указанным подходом к анализу профессиональной мобильности педагога сделаем акцент на еще одной крайне значимой компоненте педагогической деятельности, называемой методической и связанной с применяемыми методиками обучения и образовательными технологиями как способами достижения образовательных результатов обучаемых в процессе обучения.
Значимость этой компоненты профессионального педагогического труда определяет, в частности, один из основных документов, регламентирующих трудовую деятельность учителя, - действующий профессиональный стандарт «Педагог». Документ декларирует, что педагогу необходимо обладать знанием путей достижения образовательных результатов, а также знать виды и приемы современных педагогических технологий, уметь разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии [9].
Привлечем внимание к значимости мобильности как способности специалиста к быстрым действиям по отношению к методической компоненте педагогической деятельности на основании проекта нового федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). В документе зафиксирована необходимость обновления педагогом содержания, методик и технологий в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей [10, с. 26].
Таким образом, возникает необходимость целенаправленного изучения профессиональной мобильности педагога в контексте реализации методической составляющей его профессиональной педагогической деятельности, которая может
быть обозначена как профессиональная методическая мобильность педагога или его методическая мобильность.
Выделение методической мобильности как значимого профессионально-личностного качества педагога определяет важность решения ряда научно-исследовательских задач, в частности:
- уточнения содержания понятия;
- описания ее структурных составляющих;
- уточнения и систематизации способов развития методической мобильности педагогов в процессе повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования, а также способов педагогической диагностики успешности достижения этого образовательного результата.
На решение обозначенных задач было ориентировано научное исследование, которое осуществлялось на кафедре математического образования и информатики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в 2018/2019 году в ходе повышения квалификации учителей математики школ города.
В ходе исследования содержание понятия профессиональной методической мобильности было определено как способность и готовность педагога к поиску, восприятию и успешному использованию в своей профессиональной деятельности педагогически эффективных технологий и методик решения педагогических задач.
По аналогии с подходом к исследованию интегративных профессионально-личностных качеств педагога в структуру методической мобильности были включены цен-ностно-мотивационный, когнитивно-праксиологический и креативный компоненты.
Приведем их описание, учитывая особенности профессиональной методической деятельности школьного учителя.
Ценностно-мотивационный компонент включает в себя систему ценностных ори-ентаций и установок, потребность в саморазвитии, самоактуализации, готовность к изменениям в трудовой деятельности и может выражаться (проявляться) в виде открытости новому опыту, толерантности
к неопределённости, мотивации (готовности) к саморазвитию и самообразованию, а также способствует переосмыслению изменения методов работы учителя в профессиональной деятельности на более конструктивные.
Когнитивно-праксиологический компонент непосредственно связан с умением овладевать новыми знаниями, касающимися новых методик обучения, и умением применять полученные знания в профессиональной (педагогической) деятельности. Он проявляется как способность в освоении нововведений, отражает объём и осмысленность усвоенных знаний, выражается как способность в применении новых изученных приемов педагогической деятельности с учетом ориентации их на новые образовательные цели.
Креативный компонент включает в себя способность самостоятельно вносить целесообразные изменения в профессиональную деятельность, корректировать содержание и процесс педагогической деятельности, в соответствие с новыми образовательными целями, а также способность к поиску и нахождению новых способов педагогической деятельности, созданию и применению новых методов обучения.
Этот компонент проявляется в самостоятельном отборе содержания, технологий и методов обучения для достижения новых образовательных результатов, в умении использовать приобретенные знания в педагогической деятельности, в том числе в умении отклоняться от традиционных способов решения педагогических задач и предлагать альтернативы вариантов решения поставленной педагогической задачи.
В рамках педагогического исследования осуществлялось целенаправленное проектирование организационных условий, обеспечивающих необходимые педагогические воздействия для развития у учителей математики методической мобильности в процессе повышения квалификации. Эта работа включает в себя разработку педагогически целесообразных способов организации учебной работы, подбор образовательных технологий и приемов организации позна-
вательной деятельности обучаемых на аудиторных занятиях, организацию учебного процесса на основе сделанного выбора.
На учебных занятиях широко используются технологии ситуационного анализа для проведения дидактических тренингов и проектные технологии.
При реализации технологии ситуационного анализа обсуждаются методические ошибки на примере абстрактного учителя, в результате учителя спокойнее воспринимают и признают свои методические ошибки.
В рамках выполнения практических заданий учителям - слушателям курсов повышения квалификации предлагается составлять собственные дидактические и методические разработки: тесты (в нескольких вариантах), проверяющие умения и навыки учащихся; вопросы, например, адресованные учащимся для лучшего усвоения учеб-
ного материала, с ориентацией на ту или иную образовательную цель.
В итоге продукты выполнения итоговых аттестационных заданий содержат элементы методических усовершенствований (применение известных средств обучения с разработкой новых дидактических материалов) и методических изобретений (разработка новых методических приемов и средств).
В настоящее время сотрудниками кафедры разрабатываются материалы для проведения педагогической диагностики результатов обучения, направленного на развитие профессиональной методической мобильности учителя математики.
Дальнейшая работа в этом направлении будет способствовать решению теоретических и практических аспектов проблемы подготовки педагогических кадров.
Литература
1. Сорокин П. А. Система социологии. Т. 1. Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления. - М.: Наука, 1993. - 447 с.
2. Джэри Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. / пер. с англ. В. И. Иванова. - М.: АСТ, Вече. -1999.
3. НагорнякА. А. Развитие профессиональной мобильности // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: Сборник материалов и докладов Международной конференции. - Екатеринбург, 2014. - С. 291-295.
4. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России : дис. ... канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2009. -190 с.
5. Мищенко В. А. Профессиональная мобильность как одно из основных психолого-педагогических качеств будущего специалиста // Образование и наука. - 2009. -№ 3(60). - С. 35-42.
6. Амирова Л. А. Проблема профессиональной мобильности педагога и перспективные ориентиры ее развития // Образование и наука. - 2009. - №8(65). - С. 86-96.
7. Сергеева Т. Б. Личностная и профессиональная мобильность: проблема сопряженности // Образование и наука. - 2015. - №8(127). - С. 81-96.
8. Зеер Э. Ф., Морозова С. А., СыманюкЭ. Э. Профессиональная мобильность - интегральное качество субъекта инновационной деятельности // Педагогическое образование в России. - 2011. - №5. - С. 90-97.
9. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^р://профстандартпедагога.рф/ (дата обращения: 10.09.2019).
10. Проект федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.preobra.ru/ fgosooo19 (дата обращения: 10.09.2019).
11. Фугелова Т.А. Профессиональная мобильность студентов технического вуза как социально-педагогическая проблема // Человек и образование. - 2013. - № 3. - С. 83-86.