УДК 378:147:364 ББК С9р
ГСНТИ 14.35.07
Код ВАК 13.00.08
Гайсина Гузель Иншаровна,
доктор педагогических наук, профессор, кафедра социальной педагогики, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы; 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 3а; e-mail: nicomni9@yandex.ru
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: органы опеки и попечительства; подготовка специалистов; профессиональные стандарты; образовательные программы; магистратура; профессиональная компетентность.
АННОТАЦИЯ. В статье раскрываются теоретические, содержательные и организационные аспекты развития профессиональной компетентности специалистов органов опеки и попечительства. Профессиональная подготовка специалистов органов опеки и попечительства сегодня является одной из актуальных научно-теоретических и прикладных проблем педагогики. Высокие требования к качеству и эффективности охранно-защитной деятельности органов опеки обусловили необходимость поиска и обоснования условия развития профессиональной компетентности специалистов данных учреждений. Профессиональный стандарт специалиста органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних определил трудовые функции, действия, требуемые знания и умения специалиста, которые являются критериями оценки его профессиональной компетентности и профессионализма. В статье представлен ход исследовательской и образовательной деятельности педагогического университета по развитию профессиональной компетентности специалистов органов опеки и попечительства в условиях специально разработанной программы магистратуры по данному профилю. На основе анализа проблем профессиональной деятельности специалистов органов опеки, требований профессионального стандарта, а также результатов констатирующей диагностики уровня компетентности специалистов была разработана образовательная программа магистратуры. В обобщенном виде представлены ее структура, принципы отбора содержания образования. Разработанный и представленный подход к организации образовательного процесса магистратуры может быть использован в системе подготовки педагогических и управленческих кадров для социо-защитных учреждений.
Gaysina Guzel Insharovna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Social Pedagogy, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla,
Ufa, Russia.
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF GUARDIANS IN MASTER'S DEGREE PROGRAM
KEYWORDS: departments of guardianship; training of guardians; professional standard; educational program; Master's program; professional competence.
ABSTRACT. The article deals with theoretical, content and organizational aspects of the development of professional competence of the specialists in guardianship. Professional training of the prospective guardians is one of the urgent scientific, theoretical and applied problems in pedagogy. High requirements to the quality and effectiveness of the guardianship agencies have caused the search for and substantiation of the conditions to develop the professional competence of these specialists. Professional standard of a specialist in guardianship determines the labour functions, actions, required knowledge and skills that are criteria for evaluation of their competence and professionalism. The article presents the research and educational activity of the pedagogical university aimed at professional competence of the specialists in guardianship development in the Master's Degree Program. The educational Master's Degree Program was developed on the analytical base of professional activity and competent levels of the specialists in guardianship as well as professional standard requirements. In a generalized form its structure and principles of educational content are presented. The developed and presented approach to the organization of the Master's Degree educational program can be used in the system of professional training of specialists for social and guardianship departments.
ленность детского населения составила 29 млн. детей, значительная часть из которых в разной степени нуждается в социальной защите.
нейших направлений социальной политики государства и включает в себя разнообразные правовые, финансово-экономические, организационные, социальные, педагогические, психологические меры поддержки и помощи детям в удовлетворении их жизненно важных потребностей, защите их прав и законных интересов. Согласно данным Росстата на 1.01.2017 г. в России чис-
Несмотря на все усилия и принимаемые государственно-общественные меры в области детствосбережения, проекты и программы по детской проблематике, принятые за прошедшие годы, кардинальных положительных изменений положения детей не произошло. Оно по-прежнему вызывает
© Гайсина Г. И., 2017
обоснованную тревогу, а снижение нравственных критериев и ответственности самого общества за воспитание детей угрожает национальной безопасности страны и дальнейшему прогрессу государства.
Не теряют своей остроты и актуальности как давно существующие (социальное сиротство, детская безнадзорность и беспризорность, семейное неблагополучие, правонарушения несовершеннолетних), так и возникшие сравнительно недавно социально-педагогические проблемы (насилие и жестокое обращение с детьми, реабилитация детей, ставших жертвами насилия, ки-бераддикции и суицидальное поведение детей и подростков, отказное материнское поведение), вызывающие общественную озабоченность и требующие решения на уровне всех субъектов государственной политики в отношении семьи и детства.
Органам опеки и попечительства в этом процессе, равно как и в общей системе социальной защиты детства, отводится решающая роль как органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которых возложены полномочия по организации и методическому сопровождению работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, содействию в защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также помощи семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации [з; 4; 5].
Задачи, полномочия и содержание деятельности органов опеки и попечительства определены Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 г. №48-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.), а также «Рекомендациями об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» от 25 июня 2007 г. № АФ-226/06, разработанными Минобрнауки РФ в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов РФ [16; 10]. Цель деятельности специалистов органов опеки и попечительства определена в Профессиональном стандарте «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» как «предотвращение нарушений, обеспечение и защита прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий, включая установленные в международных договорах и соглашениях с участием РФ, надзор за деятельностью опекунов и попечителей» [8].
Дети и семьи с детьми, попавшие в трудную жизненную ситуацию или находящиеся в социально опасном положении и на этой основе нуждающиеся в помощи государства, являются не только объектом гос-
ударственной защиты и поддержки, но и объектом особой профессиональной деятельности специалистов органов опеки и попечительства. По своим целям, задачам, содержанию и методам данная деятельность существенно отличается от многих других видов педагогической деятельности, центрируясь вокруг комплексных проблем охраны и защиты прав детей и семей с детьми, внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей, сопровождения замещающей семьи, начиная с подбора потенциальных замещающих родителей и завершая контролем процесса адаптации и развития ребенка (детей) в этой семье.
Очевидно, что охрана прав детей, реабилитационная работа с кровной неблагополучной семьей, сопровождение замещающей семьи - особый вид профессиональной деятельности, требующий от специалистов органов опеки владения глубокими профессиональными знаниями, специальными обобщенными умениями (компетенциями), а также профессионально значимыми личностными качествами. Высокая ответственность данного вида трудовой деятельности заключается в том, что специалисты призваны понимать важность грамотной реализации всей технологической цепочки действий от первого сообщения о неблагополучии ребенка до снятия семьи с контроля, осознавать юридические, психологические и педагогические основания своих профессиональных действий, их последствий для ребенка, его кровных или замещающих родителей. Сегодня поднимаются вопросы о недопустимости необоснованных изъятий детей из семей, выработке четких критериев, исключающих возможность применения такой меры, о разработке алгоритма действий для проверяющих родные или приемные семьи и принимающих решения о разлучении детей с родителями. Справедливо обосновывается утверждение о том, что в практике работы специалиста органа опеки инициирование вопроса об обращении в суд с иском о лишении родительских прав должно являться крайней мерой вмешательства в семью и применяться лишь в исключительных случаях.
Ряд обоснованных мнений и предложений по совершенствованию деятельности органов опеки и попечительства сегодня высказывают не только Уполномоченные по правам ребенка субъектов РФ, но и специалисты в области охраны семьи и детства, юристы-эксперты и представители общероссийских общественных организаций. В числе причин недостаточно эффективного решения специалистами возложенных на них задач названы:
- нечеткость определения критериев оценки деятельности в законодательстве, регулирующем работу этой структуры;
- невнятное представление об органах опеки и попечительства (Г. Семья) среди населения страны;
- слабая работа по укреплению аппарата, обеспечению «крепкой» законодательной базой;
- неподготовленность и текучесть кадров;
- несоответствие количества штатного состава сотрудников числу и сложности возложенных на них задач (нагрузка на одного сотрудника может достигать 240 семей);
- тенденция расширения зон ответственности специалистов;
- расширение категорий судебных дел с участием специалистов;
- расширение полномочий по защите имущественных прав;
- расширение категорий граждан, с которыми работают специалисты;
- невысокая заработная плата специалистов и др.
Значительный объем работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних с учетом возрастающих требований к результатам данной деятельности на современном этапе обусловил необходимость совершенствования кадрового обеспечения органов опеки и попечительства. В связи с этим внесены предложения и поставлены следующие задачи:
- обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов органов опеки и попечительства и подведомственных им учреждений;
- изыскать возможности дополнительного финансирования;
- увеличить штатный состав органов опеки и попечительства;
- разграничить полномочия между органами опеки и социальной защиты;
- в законодательном порядке разрешить органам опеки передавать ряд полномочий другим ведомствам при сохранении органами опеки полномочия о принятии решений;
- разрешить органам опеки приглашать специалистов, которые необходимы для решения сложных вопросов, требующих специализированных знаний в области медицины, педагогики, специальной психологии и др.
В основу представленного в статье материала положена наиболее важная, на наш взгляд, проблема в аспекте деятельности органов опеки и попечительства, а именно отсутствие в стране системы профессиональной подготовки специалистов для данной профессиональной деятельности. С со-
жалением приходится отметить тот факт, что специалист органа опеки - это пока всего лишь должность, но не профессия, требующая многоуровневого профильного профессионального образования, разработанной компетентностной модели, совокупности профессиональных ценностей, традиций и др.
Сегодня в стране работают более 12 тыс. специалистов органов опеки и попечительства, при этом абсолютное большинство из них не имеют профильного образования в области социальной педагогики и защиты детства. Вместе с тем отсутствие специальной профессиональной подготовки специалистов органов опеки и попечительства постепенно углубляет существующее противоречие между потребностью общества в квалифицированной помощи и поддержке детей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и недостаточным уровнем профессиональной направленности и профессиональной готовности специалистов к данному виду деятельности, низким уровнем ее научно-методического обеспечения.
Актуальность поднятой в статье проблемы научно-педагогического и прикладного характера также обусловлена следующими факторами:
а) не убывающее число детских проблем социально-педагогического характера и как следствие - потребность в активизации обсуждения научно-педагогической общественностью совместно с практиками путей реализации компетентного и профессионального подхода к разрешению указанных проблем;
б) утверждение и введение в действие Профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», что требует не только от руководителей, но и от специалистов органов опеки оценки соответствия выполняемых ими трудовых функций и действий, уровня наличных знаний и умений, опыта и базового образования, соответствующих требованиям конкретного профстандарта;
в) потребность специалистов органов опеки и попечительства в расширении и углублении своих правовых, психологических, социально-педагогических и специализированных знаний, повышении квалификации с целью более качественного решения современных сложных и нестандартных профессиональных задач.
Одним из важных шагов к решению указанных противоречий явилась разработка Профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», утвер-
жденного приказом Минтруда России от 18.11.2013 г. № 68он для регламентации профессиональной деятельности специалистов органов опеки и попечительства. Представляя собой совокупность квалификационных характеристик специалиста, приведенных в большее соответствие с запросами современности, он в то же время является более универсальным, так как определяет квалификационные характеристики не должности и даже не профессии, а вида профессиональной деятельности. В нашем случае - содействие обеспечению и защите прав и законных интересов, социальных и иных государственных гарантий детям и иным лицам [8].
Этот многофункциональный нормативный документ определяет требования к содержанию и условиям труда, квалификации, знаниям и умениям специалиста и изложен в виде структурированных характеристик деятельности (трудовые функции и действия). В нем четко прописаны требуемые для эффективного выполнения трудовых функций знания и умения специалиста органа опеки и попечительства. Этот документ можно с уверенностью представить как профессиографическую модель, которая призвана стать и критериальной базой для проведения процедур аттестации и переаттестации специалистов органов опеки и попечительства, и основой профессиональной подготовки данных специалистов.
На основе принципов профессиогра-фического подхода в содержании профессиональной деятельности специалистов органов опеки и попечительства выделены обобщенные трудовые функции и трудовые действия, связанные со следующими моментами: а) с обеспечением и защитой прав и законных интересов несовершеннолетних; б) с выявлением детей, нуждающихся в помощи государства, с содействием оказанию помощи семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; в) с защитой прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц и их числа; г) с защитой прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан РФ; д) с оказанием содействия семьям, принявшим на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Становится очевидным, что реализация многоаспектного содержания деятельности требует от специалиста органов опеки высокого уровня профессиональной компетентности в совокупности ее когнитивного, деятельностного и личностно-ценностного компонентов.
Когнитивный компонент профессиональной компетентности специалиста органа опеки включает в себя целую систему научных знаний из различных научных областей: юриспруденции, общей, социальной и коррекционной педагогики, общей, возрастной и специальной психологии, социологии, медицины, менеджмента и др. Учитывая тот факт, что объектом профессиональной деятельности является жизненно важная проблема ребенка, мы можем говорить о приоритете педагогических и психологических знаний в структуре когнитивного компонента профессиональной компетентности специалиста органа опеки.
Деятельностный компонент профессиональной компетентности специалиста органа опеки представлен широким перечнем профессиональных обобщенных умений (компетенций), представляющих собой трудовые действия по выполнению производственных функций. Профессиональные компетенции специалиста основаны на реализации таких направлений его деятельности, как защита прав и интересов детей, помощь семьям с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, выявление и устройство детей-сирот, работа с кандидатами в замещающие родители, защита прав и интересов детей-сирот, переданных на воспитание в семьи, содействие семьям, принявшим детей на воспитание и др.
Личностно-ценностный компонент профессиональной компетентности специалиста органа опеки отражает профессиональную направленность, осознание социальной значимости выполняемых функций и своего места в данной профессии. Глубокое осознание специалистом ценности детского и семейного благополучия, искренняя заинтересованность в достижении положительных сдвигов в динамике развития дет-ско-родительских отношений, желание принять участие в судьбе ребенка - важнейшие ценностные ориентации специалиста, показатели не только его профессионализма, но и истинно гуманистической направленности его личности.
Выделенные компоненты профессиональной компетентности специалистов органов опеки были положены в основу целевых, содержательных и технологических установок профессиональной подготовки магистров по направлению «44.04.02 Психолого-педагогическое образование », направленность (профиль) - «Деятельность специалиста органа опеки попечительства (заочная форма обучения)» в рамках программы магистратуры в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы.
Практический (коррекционно-реаби-литационная и консультативная работа с воспитанниками детских домов и приемными родителями), научно-исследовательский (исследовательские проекты, гранты, монографии) и научно-методический (ведение Школы приемных родителей, издание пособий для замещающих родителей и специалистов детских домов) опыт работы преподавателей по проблемам семейного жизнеустройства детей-сирот, их подготовки к переходу в замещающие семьи и психолого-педагогического сопровождения замещающего родительства, научно-методическое сотрудничество с социозащитными учреждениями, в том числе органами опеки и попечительства, позволили создать научно-теоретическую и методическую основу для открытия новой востребованной в Республике Башкортостан программы магистратуры.
На данный момент программа магистратуры данного профиля является единственной в своем роде образовательной программой среди педагогических вузов, разработанной на основе требований Профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних».
Магистерская программа предназначена в первую очередь для специалистов органов опеки и попечительства и преследует цель формирования и развития профессиональной компетентности специалистов в вопросах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. В соответствии со своими целевыми установками и выделенными во ФГОС ВО видами деятельности, по которым осуществляется магистерская подготовка, данная программа ориентируется на производственно-технологический, прикладной вид профессиональной деятельности как основной [9].
Результаты приемных кампаний 2016 и 2017 гг. показали востребованность программы и молодыми специалистами отделов органов опеки и попечительства, социальными педагогами детских домов и социальных приютов, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, имеющими на данный момент лишь уровень бакалаврского образования. Так, из диагностических бесед с потенциальными абитуриентами среди мотивов поступления в магистратуру по данному профилю были выявлены следующие: желание работать в органах опеки, необходимость (желание) повысить уровень своей профессиональной квалификации, необходимость соответствовать требованиям Профессионального стандарта специалиста органа опеки, возможность дальнейшего карьерного роста,
перспектива трудоустройства в органы опеки администраций городов и муниципальных районов, желание более глубоко изучить содержание деятельности специалистов органов опеки, наличие диплома (образования) не по профилю осуществляемой трудовой деятельности. Были названы и такие причины: «Много интересных и нужных для моей работы с неблагополучными семьями учебных предметов», «Есть возможность зачисления в управленческий кадровый резерв», «Много бюджетных мест», «Это подстраховка на случай аттестации», «Без диплома магистра нельзя будет занять должность управленца любого уровня» и др.
Разработка содержания рабочих программ дисциплин, практик и государственной итоговой аттестации осуществлялась в тесном сотрудничестве с руководителями различных отделов, опытными специалистами органов опеки. Содержание программы магистратуры прошло итоговую экспертную проверку и оценку руководства Управления по опеке и попечительству ГО г. Уфа, а также Министерства образования Республики Башкортостан.
В основу отбора и построения содержания программы магистерской подготовки были положены следующие принципы, идеи и положения:
- выделенные в Профстандарте трудовые функции и действия специалиста;
- обозначенные в Профстандарте знания и умения специалиста, необходимые для эффективного выполнения указанных функций;
- учет требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по реализуемому направлению подготовки;
- учет результатов проведенной диагностики образовательных потребностей работающих специалистов органов опеки и потенциальных абитуриентов магистратуры;
- учет мотивации учения, опора на познавательные потребности студентов;
- профессиональная направленность и практико-ориентированность содержания в неразрывном единстве с формированием глубокого понимания сущности происходящих изменений в области государственной политики по охране семьи, материнства и детства;
- опора на имеющийся у студентов собственный практический опыт профессиональной деятельности;
- связь обучения с научно-исследовательской работой студентов, развитие исследовательских компетенций;
- возможность построения индивидуальной траектории освоения содержания в
зависимости от базового образования, степени практической подготовки, места и стажа работы студента;
- обеспечение возможности освоения дисциплин по выбору и др.
Содержательный компонент образовательного процесса в магистратуре по данному профилю представлен юридическим, психолого-педагогическим и методическим блоками.
Юридический блок включает изучение нормативно-правовой базы деятельности органов опеки и попечительства, законодательной базы РФ и ее субъектов в области защиты прав и интересов детей, государственной политики в отношении детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также изучение социально-педагогических и правовых аспектов создания и сопровождения замещающей семьи и
др. [11].
Психолого-педагогический блок предполагает вооружение студентов системой научно-теоретических знаний в области системы деятельности органов опеки и попечительства, в сфере педагогики и психологии детско-родительских отношений, детского и семейного неблагополучия, института замещающей семьи и ответственного родительства, профилактики сиротства, социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, педагогики и психологии девиантного поведения и др. Особое место в данном блоке отводится знаниям современных региональных систем и инновационных технологий профилактики семейного неблагополучия, знаниям о способах поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, об обеспечении безопасного и комфортного семейного и школьного окружения ребенка.
Методический блок обеспечивает углубление прикладных знаний и развитие профессиональных компетенций в области организации профессиональной деятельности специалистов органов опеки, профилактической, коррекционно-реабилитационной, охранно-защитной и консультативной деятельности, технологий работы с семьями с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, технологии раннего выявления семейного и детского неблагополучия, технологии реабилитационной работы с кровной семьей, технологии работы со случаем нарушения прав ребенка, служебного доку-ментоведения.
Технологический компонент образовательного процесса в магистратуре представлен технологиями, формами и методами обучения, которые являются нормативными для компетентностно-ориентированного обучения и на протяжении ряда лет осваи-
ваются преподавателями в рамках реализации магистерской программы «Социальная педагогика». Однако практика показала, что условия реализации технологического компонента в рамках программы «Деятельность специалиста органа опеки и попечительства» имеют свои особенности, а именно: привлечение к образовательному процессу квалифицированных специалистов-практиков, руководителей и ведущих специалистов отделов управления по опеке и попечительству, реализующих инновационные подходы в своей работе; значительное увеличение доли интерактивных методов и форм обучения; опора на накопленный профессиональный опыт студентов в процессе использования кейс-метода, привлечение их к разработке фондов оценочных средств; активизация рефлексивно-аналитической деятельности в ходе учебных занятий и др.
Необходимо также подчеркнуть, что недостаток научно-теоретического и методического оснащения профессиональной деятельности специалистов органов опеки и попечительства, а также отсутствие аналогов реализации программы магистратуры по данному профилю предъявляют особые требования к ее кадровому обеспечению. Так, в коллектив преподавателей, привлеченных к ее разработке и реализации, входят научно-педагогические работники, имеющие опыт и результаты научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и методической деятельности в проблемном поле профилактики социального сиротства и замещающего родительства, осуществляющие самостоятельные научно-исследовательские проекты по профилю подготовки, имеющие ежегодные публикации по результатам указанной деятельности в ведущих отечественных рецензируемых научных журналах и журналах, включенных в международную реферативную базу данных Scopus.
В целом, в ходе реализации данной образовательной программы достигнуты промежуточные позитивные результаты, выявлены сложности и значимые факторы, которые могут повлиять на процесс и итоговый результат профессиональной подготовки специалистов органов опеки и попечительства. Есть основания утверждать, что отраженный в статье реализуемый в образовательной практике БГПУ им. М. Акмул-лы научно-теоретический и организационно-педагогический подход к разработке программы магистратуры «Деятельность специалиста органа опеки и попечительства» оправдывает себя, способствуя удовлетворению как образовательных, так и
профессионально ориентированных потребностей студентов.
Становится очевидным, что реализация образовательных программ магистерской подготовки кадров в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних позволит не только восполнить
имеющийся заметный пробел в кадровом корпусе, но и решить стратегическую государственную задачу обеспечения благополучия и защищенности детства, объявленную Президентом Российской Федерации в качестве одного из основных национальных приоритетов государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гайсина Г. И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: российский и зарубежный опыт : монография. - Уфа : БГПУ, 2016. - 150 с.
2. Методические рекомендации по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для социальных педагогов, юристов, специалистов органов опеки и попечительства, замещающих родителей). - Уфа, 2010. - 62 с.
3. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : федеральный закон от 21 дек. 1996 г. № 159-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //zakonbase.ru/content/base/25731.
4. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : федеральный закон от 21 дек. 1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 22 авг. 2004 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: / / base.consultant.ru.
5. Об опеке и попечительстве (с изменениями и дополнениями) : федеральный закон от 24 апр. 2008 г. № 48-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consUltant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/702dde295a34560ccb0cd0d60bdbc998dc587d4c.
6. Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Башкортостан : закон Республики Башкортостан от 9 янв. 2002 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //base.consultant.ru.
7. Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для работников органов опеки и попечительства : приказ Минобрнауки РФ от 24 февр. 2015 г. № 121 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: / / base.consultant.ru.
8. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» : приказ Минтруда РФ от 18 нояб. 2013 г. № 680н [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: / / base.consultant.ru
9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры) : приказ Минобрнауки РФ от 12 мая 2016 г. № 549 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_198805/86167f769b4b8524eb0aa03eeeadb167fb8f8ef0.
10. Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта специалиста органов опеки и попечительства. - М. : МГППУ, 2013. - 79 с.
11. Правовая компетентность специалистов, осуществляющих функции опеки и попечительства над несовершеннолетними. - М. : ЦНПРО, 2012. - 298 с.
12. Программа переподготовки социальных педагогов и социальных работников уполномоченных служб органов опеки и попечительства. - М. : Квадрум, 2002. - 572 с.
13. Рекомендации Минобрнауки России об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних от 25 июня 2007 г. № АФ-226/06.
14. Семья Г. В. Профессиональный стандарт специалиста органов опеки и попечительства [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 3. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62420.shtml (дата обращения: 21.08.2017).
15. Семья Г. В., Зайцев Г. О., Зайцева Н. Г. Эффективность работы в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, преодоления социального сиротства органов исполнительной власти и местного самоуправления города Москвы в 2011 г. - М. : Вариант, 2012. - 184 с.
16. Семья Г. В., Шульга Т. И. Организация межведомственной системы взаимодействия специалистов, работающих в сфере опеки и попечительства, в отношении несовершеннолетних и преодоления социального сиротства. - М. : Вариант, 2011. - 132 с.
17. Zakirova V., Gaysina G., Reykova E. Professional Support for Families in Difficult Life Situations // International Journal of Environmental and Science Education. - 2015. - № 10 (4). - Р. 553-559.
REFERENCES
1. Gaysina G. I. Semeynoe ustroystvo detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley: ros-siyskiy i zarubezhnyy opyt : monografiya. - Ufa : BGPU, 2016. - 150 s.
2. Metodicheskie rekomendatsii po zashchite prav i zakonnykh interesov detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley (dlya sotsial'nykh pedagogov, yuristov, spetsialistov organov opeki i popechitel'stva, zameshchayushchikh roditeley). - Ufa, 2010. - 62 s.
3. O dopolnitel'nykh garantiyakh po sotsial'noy zashchite detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley : federal'nyy zakon ot 21 dek. 1996 g. № 159-FZ [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://zakonbase.ru/content/base/25731.
4. O dopolnitel'nykh garantiyakh po sotsial'noy podderzhke detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez po-pecheniya roditeley : federal'nyy zakon ot 21 dek. 1996 g. № 159-FZ (red. ot 22 avg. 2004 g.) [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http: / / base.consultant.ru.
5. Ob opeke i popechitel'stve (s izmeneniyami i dopolneniyami) : federal'nyy zakon ot 24 apr. 2008 g. № 48-FZ (red. ot 29 iyulya 2017 g.) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/702dde295a34560ccb0cd0d60bdbc998dc587d4c.
6. Ob organizatsii deyatel'nosti organov opeki i popechitel'stva v Respublike Bashkortostan : zakon Respu-bliki Bashkortostan ot 9 yanv. 2002 g. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru.
7. Ob utverzhdenii primernoy dopolnitel'noy professional'noy programmy povysheniya kvalifikatsii dlya rabotnikov organov opeki i popechitel'stva : prikaz Minobrnauki RF ot 24 fevr. 2015 g. № 121 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: / / base.consultant.ru.
8. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Spetsialist organa opeki i popechitel'stva v otnoshenii nesovershennoletnikh» : prikaz Mintruda RF ot 18 noyab. 2013 g. № 680n [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: // base.consultant.ru
9. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.04.02 Psikhologo-pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' magistratury) : prikaz Mi-nobrnauki RF ot 12 maya 2016 g. № 549 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_198805/86167f769b4b8524eb0aa03eeeadb167fb8f8ef0.
10. Poyasnitel'naya zapiska k proektu professional'nogo standarta spetsialista organov opeki i popechitel'stva. - M. : MGPPU, 2013. - 79 s.
11. Pravovaya kompetentnost' spetsialistov, osushchestvlyayushchikh funktsii opeki i popechitel'stva nad nesovershennoletnimi. - M. : TsNPRO, 2012. - 298 s.
12. Programma perepodgotovki sotsial'nykh pedagogov i sotsial'nykh rabotnikov upolnomochennykh sluzhb organov opeki i popechitel'stva. - M. : Kvadrum, 2002. - 572 s.
13. Rekomendatsii Minobrnauki Rossii ob organizatsii i osushchestvlenii deyatel'nosti po opeke i popechitel'stvu v otnoshenii nesovershennoletnikh ot 25 iyunya 2007 g. № AF-226/06.
14. Sem'ya G. V. Professional'nyy standart spetsialista organov opeki i popechitel'stva [Elektronnyy resurs] // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2013. - № 3. - Rezhim dostupa: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62420.shtml (data obrashcheniya: 21.08.2017).
15. Sem'ya G. V., Zaytsev G. O., Zaytseva N. G. Effektivnost' raboty v sfere opeki i popechitel'stva v otnoshenii nesovershennoletnikh, preodoleniya sotsial'nogo sirotstva organov ispolnitel'noy vlasti i mestnogo samoupravleniya goroda Moskvy v 2011 g. - M. : Variant, 2012. - 184 s.
16. Sem'ya G. V., Shul'ga T. I. Organizatsiya mezhvedomstvennoy sistemy vzaimodeystviya spetsialistov, rabotayushchikh v sfere opeki i popechitel'stva, v otnoshenii nesovershennoletnikh i preodoleniya sotsial'nogo si-rotstva. - M. : Variant, 2011. - 132 s.
17. Zakirova V., Gaysina G., Reykova E. Professional Support for Families in Difficult Life Situations // International Journal of Environmental and Science Education. - 2015. - № 10 (4). - P. 553-559.