Научная статья на тему 'Развитие профессиональной компетентности руководителя учреждения физкультурного образования'

Развитие профессиональной компетентности руководителя учреждения физкультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧРЕЖДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найн А. А., Виноградов С. А., Селещук С. И.

Теоретическое решение проблемы развития профессиональной компетентности руководителя учреждения физкультурного образования находится в зависимости от раскрытия базовых понятий с позиций различных наук и реализации принципов, направленных на инновационное развитие системы управления данным учреждением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Найн А. А., Виноградов С. А., Селещук С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной компетентности руководителя учреждения физкультурного образования»

УДК 796.01

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.А. Найн - доктор педагогических наук, профессор С.А. Виноградов - аспирант С.И. Селещук - соискатель Уральский государственный университет физической культуры

Челябинск

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE HEAD OF SPORTS EDUCATION ESTABLISHMENT

A.A. Nayn - doctor of pedagogical sciences, professor S.A.Vinogradov - post-graduate student S.I. Seleshchuk -.applicant Ural State Academy of Physical Culture Chelyabinsk

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: профессиональная компетентность, учреждение физкультурного образования, интегративно-развивающий подход.

Аннотация. Теоретическое решение проблемы развития профессиональной компетентности руководителя учреждения физкультурного образования находится в зависимости от раскрытия базовых понятий с позиций различных наук и реализации принципов, направленных на инновационное развитие системы управления данным учреждением.

Keywords: professional competence, establishment of the sports education, an integrativno-developing approach

Summary. The theoretical solution of the problem of professional competence development of the head of sports education establishment is dependencing from disclosure of base concepts from positions of various sciences and realization of the principles directed to innovative development of this establishment control system.

ВВЕДЕНИЕ

Включенность России в систему мирового сообщества обусловила ряд проблем, специфических для нашей страны. Одной из таких проблем является необходимость встраивания отечественной системы физкультурного образования в международное информационное поле без потери собственных достижений в этой области. Эта длительная и кропотливая работа охватывает широкий спектр вопросов - от проектирования систем управления образованием до управления развитием профессиональной компетентности руководителя учреждения физкультурного образования (УФО). При этом нам следовало четко определиться с терминологическими понятиями. Нам импонирует подход, выдвигаемый Л.И. Лубышевой, который состоит в том, что для обозначения целенаправленного процесса приобщения людей ко всем ценностям физической культуры

используется термин «физкультурное образование», а физическое воспитание рассматривается как элемент физкультурного воспитания, связанный с формированием и совершенствованием лишь физических качеств и двигательных способностей. При этом учитывается, что если слово «физическое» подразумевает акцент на двигательном, биологическом, то в термине «физкультурное» присутствует культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры [2, с. 39].

В рамках такого подхода в содержании физкультурного воспитания выделяется три основных компонента: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (физическое) воспитание. Сущность социально-психологического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребностно-деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры [4, с. 117]. Положительный эффект социально-психологического воспитания при этом будет достигнут, если личностные ценности физической культуры прочувствованы человеком, понятны и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации будут подкрепляться активной физкультурно-спортивной деятельностью.

Стержневым фактором этих преобразований является демократизация всех общественных институтов, в процессе которой социальное управление перестает быть вмешательством в исторический процесс методом проб и ошибок или организованным насилием на основе «коллективных решений» [4, с. 211]. Вместе с тем, разбуженная инициатива педагогической общественности требует таких организационных форм, которые гармонизируют богатейший спектр инноваций, позволяющих не только планировать процесс развития физкультурного образования, но и переосмыслить статус руководителя, как познающего и действующего субъекта [3, с. 82].

Базовые понятия, обсуждаемые в данной статье, «развитие» и «компетентность» изучаются нами в широком философском, социологическом, педагогическом, психологическом и деятельностном контексте. Так, например, на основании разных критериев выделяются и характеризуются такие виды деятельности, как индивидуальная и коллективная, трудовая и инновационная, мотивационная и ценностно-ориентированная, а также - управленческая, творческая и продуктивная. При этом проблемная область, связанная с темой нашего исследования, характеризуется противоречием между темпами инновационного развития образования и темпами развития профессиональной компетентности значительной части руководителей УФО как неадекватными динамике инновационного развития образования и социальным ожиданиям общества.

Теоретически решение проблемы развития профессиональной компетентности руководителя УФО находится в зависимости от реализации ряда принципов: мотивационного - потребности и готовности руководителя встать на путь инновационного развития руководимого учреждения, в том числе, спортивного клуба или иного спортивного учреждения; концептуального - развитие должно начинаться с изменения исходных принципов, задающих стиль и определяющих характер управления. Применительно к системе физкультурного образования - это означает отказ от техноцентристских и экономоцентристских концепций в пользу личностно-ориентированной концепции, то есть в пользу человекоцентристской концепции; системного - развитие профессиональной компетентности руководителя, развитие механизмов управления учреждением ФО детерминированы логикой и содержанием процессов инновационного развития образования как целого, а не усовершенствованием отдельных его сторон.

В нашей опытной работе плодотворным является интегративно-развивающий подход, в котором соблюдается диалектика преобразования уровня «обученности» в уровень «профессиональной культуры». В разработанной модели уровень «обученности» будет соответствовать эмпирическому эталону профессиональной компетентности руководителя УФО, а уровень «профессиональной культуры» - теоретическому эталону, в котором «надситуативная» профессиональная активность руководителя выходит на уровень

самореализации или уровень механизма «самоменеджмента» (самодеятельности, самоорганизации, управления самим собой).

Развитие профессиональной компетентности руководителя УФО в нашем исследовании осуществляется с опорой на требования «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года». При этом возможность перехода от одного уровня профессиональной компетентности к другому обеспечивается механизмами, которые идентифицируются с базовыми государственными инновациями, детерминированными введением в действие данной Стратегии: механизм проектирования содержания физкультурного образования; аттестационный механизм, согласно которому исследовательская деятельность руководителя УФО становится профессионально значимой.

В качестве «условий эффективности» в разработанной нами технологии развития профессиональной компетентности было выдвинуто четыре группы ключевых условий: установка на повышение профессиональной компетентности; организация деятельности; погружение в «поток информации» инновационного развития УФО; контроль, диагностика достижений и ограничений развития.

Оценочный компонент «нормы» в технологии управления развитием профессиональной компетентности руководителя был представлен тремя содержательными аспектами: нормативные документы инновационного развития образования, детерминированные введением в действие «Стратегии»; эталоны достигнутого в системе опыта инновационного развития учреждений ФО, в том числе, профессиональных клубов, ДЮСШ и др.; концепция личностно ориентированного физкультурного образования.

Процедура экспериментального доказательства достоверности и корректности педагогической технологии управления процессом развития профессиональной компетентности использует традиционный способ сравнения и последующей проверки результатов, полученных, по крайней мере, по двум независимым методикам измерения: эталонной и экспериментальной. При этом в исследовании в качестве независимой переменной был выбран содержательный уровень направленности авторской педагогической технологии управления процессом развития профессиональной компетентности руководителя УФО, а в качестве зависимой - достигнутый руководителями уровень профессиональной компетентности в результате реализации программ педагогического управления.

Результаты проверки «нулевой гипотезы» показали не только отсутствие существенных различий между группами КГ и ЭГ, но возможность интерпретации стартового уровня профессиональных подструктур личности или (в нашей терминологии) -«эмпирического эталона» профессиональной компетентности, характеризующего среднестатистический уровень фактической подготовленности к управлению учреждением ФО в условиях развития. Так, использование безмашинных опросников в сочетании с интервью (одинаково для обеих групп - КГ и ЭГ) показало наличие типичных ограничений, деструктивно влияющих на статус руководителя как «лидера» управления развитием УФО. Суждения экспертов распределились следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Основные критерии и оценочные признаки респондентов

№ Критерии оценки профессиональной компетентности Оценочный признак, %

1 Позволяет себе не перенапрягаться на работе 40

2 Ему очень не нравится, когда он не популярен 41

3 Люди видят, что он небрежно относится к себе 59

4 Похоже, он не получает удовольствия от преодоления трудностей на работе 80

5 Несистемно подходит к решению проблем 64

6 Выработка идей часто дается с трудом 41

7 Не прибегает к помощи других при решении проблем 56

8 Сделав ошибку, становится явно раздраженным и огорченным 74

9 Придерживается взглядов, которые сотрудники не принимают во внимание 43

10 Часто не проявляет должной настойчивости 41

11 Плохо показывает себя на заседаниях 42

12 Не умеет слушать 39

13 По-видимому, не пользуется полной поддержкой подчиненных 64

14 Не умеет делегировать полномочия 51

15 Действует так, как будто за обучение подчиненных отвечает кто-то другой 49

16 Придерживается точки зрения, что руководитель должен быть лидером для подчиненных во всех случаях жизни 46

Экспериментальная работа показала, что развитие профессиональной компетентности протекает эффективно и процесс становится управляемым, если это развитие осуществляется в соответствии с программой развития знаний и видов деятельности, сформированной в соответствии с предложенной технологией. При этом инновационное развитие профессиональной компетентности руководителя учреждения ФО находится в прямом соответствии с инновационным развитием учреждения физкультурного образования, а инновационное развитие учреждения - в прямом соответствии с инновационным развитием образования, как системы в целом.

Литература

1. Величкин, Г.И. Педагогические условия воспитания профкомпетентности современного специалиста физической культуры : системный подход : методические рекомендации / Г.И. Величкин. -Челябинск : УралГУФК, 2006. - 34 с.

2. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры / Л.И. Лубышева. - М. : ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

3. Николаев, Ю.М. О смене парадигм теоретического знания в сфере физической культуры / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 10. - С. 59-64.

4. Теория и практика физической культуры : учебник / под ред. Ю.Ф. Куранщина. - М. : Советский спорт, 2001. - 364 с.

Literature

1. Velichkin. Pedagogical conditions of education of professional competence of the modern expert of physical culture : system approach : methodical recommendations / G.I. Velichkin. - Chelyabinsk : UralSUPC, 2006. -34 p.

2. Lubysheva, L.I. Concept of formation of physical culture / L.I. Lubysheva. - M. : GCOLIFK, 1992. -

120 p.

3. Nikolaev, Yu.M. About change of paradigms of theoretical knowledge in the sphere of physical culture / Yu.M. Nikolaev // Theory and practice of physical culture. - 2007. - №. 10. - P. 59-64.

4. Theory and practice of physical culture: the textbook / under the editorship of Yu.F. Kuranshchina. - M. : Soviet sports, 2001. - 364 p.

Статья поступила в редакцию 06.03.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.