ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении длительного времени. Большое значение приобретает оптимальный режим. В кабинете информатики оформлен стенд, на котором находятся памятки для учеников по подготовке к экзамену в форме ЕГЭ. Такие рекомендации можно выложить также на школьном сайте.
Из опыта подготовки к ЕГЭ можем сделать вывод, что ученики, обучающиеся по базовому курсу информатики, могут успешно сдать экзамены при систематической дополнительной подготовке.
Предлагаем список литературы и каталог адресов цифровых ресурсов:
Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учеб. пособие / Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина. - 2-е изд. - М.: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2008. -298 с.
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования http://www.ege.edu.ru - сайт поддержки единого государственного экзамена
www.videoege.ru - сервис интерактивной подготовки школьников к ГИА и ЕГЭ по различным дисциплинам
http://www.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
http://window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://www.egeinfo.ru - Все о ЕГЭ http://www.gosekzamen.ru - Российский образовательный портал
http://www.gotovkege.ru -Готов к ЕГЭ http://www.ctege.org - Российский образовательный портал
Литература
1. Немчинова Т.В., Тонхоноева А.А. Некоторые вопросы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ // Вестник Бурят. гос. ун-та, 2010. Вып. 15.
2. Немчинова Т.В., Тонхоноева А.А. Об итогах ЕГЭ по информатике и ИКТ // Вестник Бурят. гос. ун-та, 2012. Вып. 15.
Немчинова Татьяна Владимировна, доцент кафедры ВТИ БГУ, e-mail: [email protected] Тонхоноева Антонида Антоновна, ст. преподаватель кафедра ВТИ, БГУ, e-mail: [email protected].
Nemchinova Tatyana Vladimirovna, associate professor, department of CTCS, Buryat State University. TonkhonoevaAntonidaAntonovna, senior lecturer, department of CTCS, Buryat State University.
УДК 378:37.025.7
© М.Н. Очиров, О.А. Гармаева Развитие профессионального мышления будущих инженеров
В статье излагаются основные требования к развитию инженерного мышления, модели пространственного мышления, проблемный подход в развитии мышления.
Ключевые слова: пространственное мышление, проблемная ситуация, модели мышления, оперирование пространственными образами.
M.N. Ochirov, O.A. Garmaeva The development of professional thinking of the future engineers
The article outlines the basic requirements for the development of engineering thinking, the model of spatial thinking, the problem approach to the development of thinking.
Keywords: spatial reasoning, problem situation, thought patterns, manipulation of spatial images.
Под профессиональным мышлением инженера мы будем понимать мышление, детерминированное его профессиональной деятельностью в современных условиях, требующих от инженера способности разрешать самые сложные проблемные ситуации в его профессиональной деятельности с учетом экономических, экологических, эстетических, эргономических, коммуни-
кативных, управленческих требований.
Экономические требования состоят в том, чтобы мышление инженера способствовало развитию экономики, отвечало экономическим закономерностям.
Экологические требования состоят в том, чтобы инженерная мысль была направлена на гармонизацию взаимодействия промышленной и
экологической сферы, на одновременный прогресс науки, техники и природы, на соблюдение экологической целесообразности, на сохранение существующего экологического равновесия, на преодоление экологического кризиса.
Эстетические требования состоят в том, чтобы инженерное мышление было направлено на обеспечение эстетических характеристик промышленной продукции, соответствовало законам красоты и удобства.
Эргономические требования означают направленность инженерного мышления на оптимизацию взаимодействия в системе «человек-машина-среда», на создание комфортных условий для человека, взаимодействующего с техникой, на сохранение здоровья и работоспособности человека, на психологическое, физиологическое и антропологическое соответствие машины, на соответствие закономерностям информационного взаимодействия человека и техники.
Коммуникативные требования к инженерному мышлению состоят в том, чтобы оно было направлено на согласование и принятие системного решения на основе экологической, эргономической и экзистенциональной рефлексии.
Управленческие требования к инженерному мышлению означают его направленность на решение проблем организационно-управленческой сферы в профессиональной деятельности.
Таким образом, инженерное мышление в современных условиях должно быть фундаментальным, направленным на решение научнотехнических проблем на уровне современных требований в глобальном измерении.
Развитие мышления учащихся и студентов является основной задачей образования, поскольку мышление представляет собой способ освоения объективной реальности, на основании которого человек выполняет ту или иную деятельность по преобразованию этой реальности. Различают в общем случае наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Наглядно-действенное мышление связано уже с оперированием не самими предметами, а их образами - зрительными, слуховыми и двигательными. Например, одним из видов образного мышления является пространственное мышление, связанное с оперированием пространственными образами, в частности, геометрическими образами.
Словесно-логическое мышление связано с оперированием не с предметами или их образами, а с понятиями и осуществляется в абстрактной словесной (вербальной) форме.
Мы остановимся подробно на пространственном мышлении.
Известный российский психолог И.С. Якиманская считает, что пространственное мышление (ПМ) является одним из профессионально важных качеств, «существенным компонентом в подготовке к практической деятельности по многим специальностям (инженера, архитектора, математика, строителя, геодезиста, топографа, чертежника, оператора, диспетчера и т.д.)» [1, с. 6].
Оперирование пространственными образами в пространственном мышлении осуществляется на основе различных графических изображений, при этом в обучении используются следующие виды учебной наглядности: натуральные вещественные модели; условные графические изображения; знаковые модели.
Натуральные модели заменяют реальные объекты, имеют с ними полное сходство и передают только внешние, видимые их свойства. Эти модели используются для формирования у учащихся общего вида изучаемых объектов и создания эмоционального фона для перехода к более эффективным видам изучения объекта.
Условные графические изображения помогают познать скрытые особенности объекта: это чертежи, проекции, разрезы, эскизы, схемы. Они могут помочь получить натуральную модель объекта, его пространственный образ. Задания, связанные с распознаванием пространственного образа по его проекциям, имеют развивающее значение и широко используются в черчении, начертательной геометрии, математике.
Знаковые модели раскрывают содержание объекта не так непосредственно, как натуральные модели или условные графические изображения, а на языке знаков, которые воспроизводят в наглядном виде различные внутренние, невидимые связи, а также отношения. Знаковыми моделями являются химические и математические формулы. Это абстрагированная модель объекта, построенная на языке знаков, которые могут означать состояния, отношения и требуют распознания, а затем анализа, синтеза, создают некоторую приближенную картину реального процесса. Например, математическая модель после ее решения дает представление о колебательном процессе, о распространении тепла, о движениях жидкостей и газов и т.д. с заданной точностью.
В математике и некоторых других науках доминирует не образное, а понятийное мышление. Понятийное мышление имеет более обобщенный, абстрактный характер и обладает ря-
дом достоинств. Оно расширяет возможности исследования и познания, дает возможность изучать процессы и явления, которые невозможно изучить в результате образного мышления. Следует иметь в виду, что сами понятия являются абстрактными моделями реальных объектов, но они вбирают не все свойства объектов, а лишь некоторые наиболее существенные. Они не могут дать той полноты представления об объектах, которая присуща пространственным образам. Разумеется, оперирование понятиями требует специальной подготовки, оно требует определенного, достаточно высокого уровня мышления. На самом деле в практике обучения образное и понятийное мышление привлекаются в согласованном виде. Это согласование требует специальной методики.
Очень часто сначала создается некоторый пространственный образ реального объекта, изучаются, исследуются свойства этого образа, а затем вводится понятие, обозначаемое некоторым термином, который, собственно говоря, является некоторым, непространственным, ненаглядным, абстрактным образом реального объекта. В обучении также имеет место переход от понятийного мышления к образному, появляются чертежи, графики, диаграммы, проекции, появляются геометрические фигуры, физические процессы. Пространственные образы более близки к реальному объекту в силу большого количества внешней информации, но он менее точен, поскольку не дает представления о внутренних, невидимых свойствах и связях объекта. В онтогенезе образное мышление приходит к человеку раньше, чем понятийное.
Наиболее актуальные в жизни простейшие понятия возникают и в дошкольном возрасте и стихийно появляются зачатки понятийного мышления, словесного умозаключения с понятиями. Но творческое развитие, бурно происходящее в раннем детстве, является нагляднодейственным, а затем наглядно-образным. В процессе социализации творческое развитие замедляется, для его продолжения необходимо обучение, обучение прежде всего понятийному мышлению, связанному с оперированием понятиями. Но с жизнью близко связывают ребенка пространственные образы и образное мышление. Понятийное и образное мышление взаимосвязаны, человек живет в реальном мире, а не в виртуальном. Ему в жизни, во всех видах профессиональной деятельности необходимы как образное, так и понятийное мышление в том или ином соотношении.
Что касается инженерной деятельности, то,
возможно, доминирующим во многих видах профессиональной деятельности является образное, пространственное мышление: например, инженер-строитель должен обладать прежде всего пространственным мышлением, но инженер-агроном - понятийным. В любом виде профессиональной деятельности необходимы как образное, так и понятийное мышление. Даже математик-алгебраист должен обладать не только понятийным, но и образным мышлением. Из этого следует, что в развитии инженерного мышления будущих специалистов-инженеров следует учитывать вид будущей инженерной профессии. Исходя из содержания будущей профессии, нужно разрабатывать педагогическую модель развития мышления студентов.
В одной из моделей мышления - поведенческой - мышление актуализируется в связи с необходимостью преодоления некоторого препятствия.
Вторая модель мышления - это структурная модель. Здесь мышление возникает в связи с неструктурированностью предмета мышления. Мышление состоит в нахождении свойства, закона, принципа действия как, например, в геометрических конструкторских задачах.
Третья, информационно-соматическая модель мышления связана с преобразованием информации, как в текстовых задачах с избыточностью или недостающей информацией. Это ситуация неопределенности. Такие ситуации часто возникают в инженерной деятельности.
Исходя из этих моделей мышления, следует разрабатывать в обучении проблемные задания, выполнение которых будет приводить к развитию соответствующей модели мышления будущего инженера.
Основным фактором развития мышления студента является проблемное обучение, связанное с разрешением проблемных ситуаций. Такие учебные дисциплины, как черчение, начертательная геометрия, математика, специальные дисциплины, представляют собой «проблемное поле» профессионального мышления будущего инженера.
Как отмечает известный специалист в области психологии мышления А.М. Матюшкин «вся познавательная деятельность, осуществляемая мышлением, составляет решение тех или иных проблем, которые возникают перед человеком в процессе выполнения им практической или теоретической деятельности». Он утверждает, что мышление «обслуживает всю деятельность человека, включаясь в регулирование деятельности в тех случаях, когда человек не имеет готовых способов выполнения возникающих перед
ним проблем, когда он должен найти новые спо- товых способов их решения, он ищет способ
собы выполнения действия, соответствующие решения, и в процессе этого поиска происходит
новым условиям» [2, с. 139]. развитие его профессионального мышления.
Разработанные нами проблемные задания Таковы основные аспекты развития мышле-
приводят к ситуациям, когда у студента нет го- ния будущих инженеров.
Литература
3. Якиманская И.С. Психологические основы математического образования. - М.: Академия, 2004.
4. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций / под ред. А.А. Матюш-киной. - М.: КДУ, 2009.
Гармаева Оюна Алексеевна, старший преподаватель кафедры «Информатики и ИТЭ в экономике» БГСХА им. В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ, Пушкина, 1, e-mail: [email protected]
Очиров Михаил Надмитович, доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. (3012)219757, e-mail: [email protected]
Garmaeva Oyuna Alexeevna, senior lecturer, department of computer science and ITE in economy, V.R.Finlippov State Agricultural Academy, Pushkin st., 1, e-mail: [email protected]
OchirovMikhail Nadmitovich, doctor of pedagogical sciences, professor, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin st., 24a, tel. (3012)219757. e-mail: [email protected]
УДК 378.бб2.014.3(571.1б)
© Л.А. Сивицкая, О.Е. Митянина
Опыт реализации международной инициативы cdio по реформированию инженерного образования в Национальном исследовательском Томском политехническом университете
Показана роль международного проекта CDIO в развитии современного инженерного образования. Обосновывается целесообразность использования активных образовательных технологий для достижения целей проекта CDIO. Представлен опыт использования методов активного обучения при реализации дисциплины CDIO «Творческий проект» в педагогической практике НИ ТПУ.
Ключевые слова: инженерное образование, проект CDIO, творческий проект, методы активного обучения.
L.A. Sivitskaya, O.E. Mityanina
The CDIO international initiative implementation practices for reforming engineering education in National Research Tomsk Polytechnic University
The international CDIO project role in modern engineering education development is observed. The expediency of the active educational technologies use to achieve the CDIO project goals is grounded. The use of active learning techniques practices of the CDIO discipline “Creative Project” implementation in the teaching process in NR TPU is submitted.
Keywords: engineering education, the CDIO project, creative project, active learning techniques.
Современные подходы в техническом образовании базируются на идее интегрированного обучения и подготовки выпускников к комплексной (бакалавриат) и инновационной (магистратура, специалитет) инженерной деятельности, где в основе лежит применение фундаментальных знаний, методов инженерного анализа и проектирования, выполнение научных исследований, владение проектным и финансовым менеджментом, эффективными способами коммуникации, организации индивидуальной и командной работы, следование принципам профессиональной этики и социальной ответственности [1].
В октябре 2000 г. в качестве ответа на вызов времени был начат крупный международный проект по реформированию базового (первый уровень - бакалавриат) высшего образования в области техники и технологий. Этот проект, названный инициативой CDIO (The CDIO™ Initiative): Conceive-Design-Implement-Operate), направлен на устранение противоречий между теорией и практикой в инженерном образовании. Новый подход предполагает усиление практической направленности обучения, а также введение системы проблемного и проектного обучения.
Проект CDIO был организован учеными,
б0