УДК 378.01.2
Горохова Светлана Еремеевна
Заместитель директора по Научно-методической работе «Профессиональный лицей №7», [email protected], Якутск
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Gorokhova Svetlana Eremeevna
Applicant candidate titles of Education Sciences, Deputy Director for Research and Methodology, «Vocational School № 7» The Ministry of Science and Professional Education of the Republic of Sakha (Yakutia), [email protected], Yakutsk
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL LYCEUM IN
THE SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION IN NEW SOCIAL AND ECONOMIC CONDITIONS
В последнее время образование начинает рассматриваться как стратегически важная сфера жизни общества. И это вполне закономерно, ибо «могущество любой страны может произрастать прежде всего системой образования» [1].
Значимость образования существенно возрастает в контексте тех цивилизационных изменений (общесоциальных, культурных), которые переживает современный мир. В материалах международной конференции по проблемам образования отмечалось, что образование сегодня становится фундаментальным условием осуществления человеком своих гражданских, политических, экономических и культурных прав [2].
В этом отношении подготовка рабочих кадров являлась первоочередной государственной задачей еще с советского периода развития страны в системе профессионально-технического образования. В период экстенсивного развития экономики социалистического общества организация производственной сферы осуществлялась по узким направлениям тех или иных отраслей народного хозяйства. В результате функции профессионально-технических училищ были сведены к подготовке за короткий срок работника узкого профиля. В целях удовлетворения спроса заказчиков рабочих кадров была создана широкая сеть профессионально-технических училищ, которые не могли обеспечить базовый уровень общего среднего образования. Каждый рабочий, не имея общего среднего образования, не мог овладеть определенным кругом знаний, обеспечивающих в дальнейшем получение ряда массовых профессий, среднего и высшего образования, как непосредственной движущей силы в развитии общества. В этом отношении в свое время В. И. Ленин и Н. К. Крупская, говоря о политехническом образовании, подчеркивали, что рабочий-ремесленник должен иметь общее сред-
нее образование, чтобы при производственной необходимости перейти на другую рабочую профессию. Так, Н. К. Крупская, разрабатывая научно-теоретические основы содержания образования, установила соотношение общего, политехнического образования с профессиональным обучением, выработала основные требования теории построения советских учебных планов, программ и учебников... [3].
Сегодня, когда Россия вступила на путь демократических преобразований, стремясь к обеспечению нормальных человеческих потребностей своих граждан, главная задача учреждений начального профессионального образования (НПО) претерпела коренные изменения. Теперь она трактуется как условие максимального удовлетворения интересов и желаний личности в получении профессиональных образовательных услуг, а уже опосредованно - как удовлетворение потребностей экономики в кадрах.
В условиях рыночной экономики человека нельзя научить на все времена, дать профессию на всю жизнь. Начальная профессиональная школа решает задачи, связанные с возможностями самореализации и самоутверждения личности, включения ее в систему непрерывного образования (учить учиться всю жизнь). Она обеспечивает социальную защиту, самозащиту, социальную адаптацию будущего специалиста, способствует нравственному, патриотическому, гражданственному воспитанию молодежи. Начальная профессиональная школа призвана удовлетворять текущие и перспективные потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим и профессиональным кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро реагировать на технологические изменения, быстро адаптироваться к новым условиям производства. Выпускник профессионального лицея и колледжа должен обладать, по мнению профессора Д. А. Данилова, члена-корреспондента РАО, такими качествами как профессионализм (высокая степень владения технологией решения профессиональных задач), ответственность (готовность отвечать за свои действия, предъявление к себе высоких требований), социальная мобильность (способность сменить не только специальность, но и свою социальную роль), индивидуальность (неповторимость, способность к полному самовыражению).
Необходимость существенных изменений в системе НПО в условиях социально-экономических перемен и возрастания роли субъектов Российской Федерации в управлении образовательными системами, отвечающими их региональным особенностям, обусловили разработку региональных программ развития профессионального образования.
Существенным вкладом в модернизации среднего и высшего профессионального образования вносит исследование Н. Г. Худолия. В частности, разрешение проблемы определения колледжного уровня содержания профессионального образования следовало начинать с концептуальных основ его разработки. В данном случае, модель специалиста высшего уровня рабочей квалификации широкого профиля выступает в качестве концептуальной
основы. Исходя из этого, и возникла идея разработки многоступенчатой и многоуровневой системы обучения специалиста [4].
Закон РФ «Об образовании» предоставил профессиональным училищам, как и другим учебным заведениям, права, обеспечивающие возможность их самостоятельной деятельности. Однако многие оказались не в состоянии эффективно использовать эти права. Главная причина возникших трудностей закшочалась в несоответствии всей системы организации профессионального образования новым социально-экономическим условиям. Необходимо было решить ряд задач: создать механизм анализа рынка труда; определить основных социальных партнеров учебных заведений профессионального образования и способы взаимодействия с ними; организовать подготовку педагогических кадров к реализации новых целей профессионального образования; создать новые механизмы управления учебными заведениями; разработать региональные и локальные (на уровне профессиональных училищ) программы развития профессионального образования.
Интересен опыт работы в данном направлении в Санкт-Петербурге. В крупнейших районах города, где сосредоточены промышленные предприятия и ведущие профессиональные учебные заведения, под председательством глав администраций созданы координационные советы, в состав которых входят работодатели и представители профессиональной школы. Взаимодействие между учебными заведениями и их социальными партнерами обеспечивает также Консультативный совет при Комитетах по образованию и молодежной политике города. Советы активно привлекают ведущих ученых РАО и специалистов-практиков к разработке комплексной программы модернизации профессионального образования.
В этих условиях начался поиск новой модели учреждения базового профессионального образования. В практике, опирающейся на лучшие традиции и опыт российской школы, на достижения отечественной и зарубежной педагогики, стали возникать крупные многофункциональные образовательные комплексы, к числу которых относится и наш Российский лицей традиционной культуры - экспериментальная площадка РАО, где ведутся исследования по структуре, организации и управлению профессиональным лицеем в системе непрерывного образования.
Модернизация системы развития непрерывного профессионального образования предполагает широкомасштабные, научно обоснованные решения на федеральном и региональном уровнях в духе современности. В данное время в качестве исходных позиций мы имеем ряд государственных директивных документов и организационно-правовые нормы [5]. В частности, важным официальным документом является «Государственная целевая программа обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 гг. и основные направления до 2015 г.». Для выполнения данной Программы в республике целенаправленно ведется работа по открытию в учебных заведениях профессионального образования всех уровней новых специальнос-
тей технического профиля, и особенно специальностей рабочих профессий, создаются инновационные образовательные учреждения [6].
Исходя из этого, в духе модернизации Российского образования и национально-региональной системы образования Республики Саха (Якутия) нами проектируется современная модель среднего профессионального учреждения - технического лицея № 7 г. Якутска. Это учебное заведение интегративного типа, способное реализовать инновационные идеи, отвечающие потребностям современного этапа развития общества и удовлетворяющие растущие интересы и желания молодежи. Осуществляя интеграцию, мы руководствуемся следующими принципами организации образовательного процесса:
- многогхрофильность, многоуровневость, непрерывность образования;
- личностная ориентация образования с учетом ведущих приоритетов становления личности: социокультурное и социоэкономическое развитие, психологическая готовность к рынку труда и профессиональному самоопределению, развитие природных дарований, социально значимых интересов;
- вариативность образования, т. е. обеспечение дифференцированных образовательных услуг с учетом интересов личности и объективных потребностей рынка труда;
- маневренность образовательного учреждения, его социально-экономическая и психолого-педагогическая мобильность при подготовке специалистов разных профессий;
- свобода выбора и права личности на получение образования, профессии, квалификации и образовательного маршрута в соответствии с ее способностями, интересами и возможностями.
Важнейшими условиями реализации этих принципов является комплексное научно-методическое, материально-техническое, социально-культурологическое обеспечение педагогических систем, а также всех уровней непрерывного профессионального образования высококвалифицированными кадрами.
Будучи прежде всего управленческим новшеством, программы развития одновременно выступают как форма фиксации всей совокупности (системы) новшеств и в качестве способа осуществления процесса развития образовательного учреждения [7].
Модернизация системы образования, переход на новое содержание профессионального образования, инновационная деятельность образовательных учреждений - все это ориентировано на развитие творческих способностей учащихся на основе избранной ими личностной образовательной траектории. За 10 лет со дня создания профессионального лицея № 7 научно-методическая работа ведется по осуществлению многоуровневого и непрерывного обучения по новым для Якутии специальностям НПО и СПО в области компьютеризации, нефтегазовой отрасли, охраны природы, агропромышленного комплекса и предпринимательства.
Разрабатывая и реализуя модель управления качеством образования в профессиональном лицее № 7 на основе инновационной научно-методи-ческой работы, мы руководствовались следующими положениями:
- обеспечение высокого качества базового и дополнительного образования на территории региона;
- совершенствование учебного процесса на всех уровнях профессионального образования;
- обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса;
- обеспечение гарантированного права обучающимся на выбор своей индивидуальной образовательной траектории;
- формирование научного мировоззрения, гуманного отношения к людям и окружающей среде;
- воспитание гражданской и профессиональной ответственности, разностороннего интеллектуального и творческого потенциала личности.
В ходе реализации модели мы опирались на определенный накопленный опыт практической деятельности и на некоторые положения его теоретического обоснования. За 10 лет работы профессионального лицея № 7 освоено и внедрено 16 профессий и специальностей на основе ГОС НПО и СПО РФ. Из них 8 являются новыми для Якутии профессиями: «Контроль химического производства» на базе Мохсоголлохского цементного завода; «Оператор заправочных станций» на базе Якутской нефтебазы; «Переработка нефти и газа», «Оператор нефте-газопереработки», «Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования» на базе Газоперерабатывающего завода ОАО Газпром и ННГК «Саханефтегаз». К ним относятся и специальности других отраслей хозяйства - «Садовник», «Мастер лесного хозяйства», «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».
Подготовлены учебно-программные документы по всем вышеназванным профессиям, что позволило получить лицензии и осуществить профессиональное обучение. Учебно-методический комплекс (УМК) профессий включает: пояснительную записку, квалификационную характеристику, учебный план, рабочие программы по учебным дисциплинам, производственного обучения и практики; перечень квалификационных работ, темы курсовых и дипломных проектов.
В 2006.-2007 учебном году были набраны на базе 9 класса группы по профессии «Мастер общестроительных работ» и на базе 11 класса группы по профессиям «Мастер столярно-мебельного производства», «Мастер электромонтажных работ», согласно постановлению Правительства РС(Я) от 17.03.2006 г. о присоединении профессионального лицея № 7 к Якутскому государственному техническому институту (ЯГИТИ).
Якутский профессиональный лицей № 7 г. Якутска в 1999 г. впервые внедрил, «дуальное» образование в системе НПО, открыв лицейскую группу в Мохсоголлохской средней школе по профессии «Контролер химического производства» на базе Мохсоголлохского цементного завода. Создан-
ный НМС и руководители лабораторий цементного завода включили национально-региональный компонент в виде спецкурса по производственному обучению «Производство строительных материалов».
Кроме того, в 2000 г. на базе профессионального лицея № 7 были выпущены 99 человек с дипломом НПО по профессии «Оператор ЭВМ-про-граммист» и с дипломом СПО по специальности «Техник-программист» с одновременным вручением аттестата о полном (среднем) образовании.
В разные годы на базе 1-ой Жемконской, 2-ой Жемконской, Бэс-Кёль-ской, Булгунняхтахской, 2-ой Мальжагарской средних школ по заявкам социальных партнеров, согласно Договорам о сотрудничестве были открыты лицейские группы для неработающей молодежи по профессиям «Мастер растениеводства», «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ». В данное время НМС профессионального лицея № 7 подготовил пакет документов для курсовой подготовки по дополнительным образовательным услугам: «Оператор ЭВМ», «Продавец», «Модистка головных уборов», «Повар», «Делопроизводитель», «Парикмахер», «Швея (машинной работы)», «Бухгалтер-кассир».
Преподавателями ПЛ № 7 и совместителями подготовлены авторские рабочие программы: «Охотоведение» - И. И. Мордосов, профессор БГФ ЯГУ, д. б. н.; «Лесоведение» - П. А. Тимофеев, профессор БГФ ЯГУ, к. б. н.; «Ихтиология», «Гидрология» - К. П. Иванов, доцент кафедры экологии, к. б. н.; «Психофизиологические особенности профессии» - С. Е. Горохова, заслуженный учитель РС(Я), методист высшей категории; «Экология Якутии» -Л. Л. Стручкова, преподаватель высшей категории; «Адаптированный английский язык» - А. С. Кириллина, преподаватель высшей категории.
Актуальность разработки новой модели инновационной научно-методи-ческой работы исходит от того, что на современном этапе в условиях модернизации профессионального образования востребована творческая деятельность образовательного учреждения в духе современных требований.
Согласно перечню профессий НПО утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2007 г. № 39 происходит внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования.
Обновление содержания образования, результаты научных исследований в области педагогики и психологии, накопленный педагогический опыт инженерно-педагогических работников определяют качественный уровень, содержание и формы научно-методической работы на основе современных концептуальных подходов и технологий; формирование мотивации к саморазвитию и достижению высоких профессиональных качеств у моло/дых специалистов.
Библиографический список
1. Государственная целевая программа обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 гг. и основные направления до 2015 г. // Профессиональное образование Якутии. 2008. - № 1. -С. 3.
2. Запесоцкий, А. С. Образование: философия, культурология, политика [Текст]/А. С. Запесоцкий - М.: «Наука», 2002. - С. 52.
3. Материалы по государственной политике в области высшего и среднего профессионального образования. - Якутск, 1996. - 30 с.
4. Пидкасистый, П. И. Н. К. Крупская о содержании образования в советской школе [Текст]/ П. И. Пидкасистый - М.: Учпедгиз, 1962. - С. 8.
5. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы [Текст]/ под ред. А. М. Моисеева. - М.: Педобщество России, 2001. - С. 7.
6. Философия образования. - М., 1996. - С. 3.
7. Худолий, Н. Г. Интеграционные процессы в региональной системе профессионального образования [Текст]/ Н. Г. Худолий - М.: Академия, 2002. - С. 39-40.