Key words: competence, competence professional competence of a lecturer, pedagogical competence of a lecturer at higher educational establishment, forming competence of a lecturer at technical higher establishment, system of lecturers' advanced training. Educational.
Maleta Svetlana Valerievna, аssistant, maleta [email protected], Russia, Tula, Tula State University.
УДК 378.091.12:005.963:005.336.2
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
С.В. Малета
С позиций компетентностного подхода рассмотрены проблема профессиональной деятельности и формирования компетентностной модели преподавателя высшей школы;цели и структура модели компетенций в системе повышения квалификации преподавателя современного вуза.
Ключевые слова: профессиональная компетентность преподавателя,
общенаучные принципы преподавательской деятельности, методическое консультирование, система повышения квалификации преподавателей высшей школы, процесс постдипломного обучения.
В условиях процесса модернизации российской системы высшего образования задачи профессионально-педагогической деятельности, повышения качества профессионального образования реализуются через организацию учебной, научно-исследовательской, учебно-
производственной деятельности студентов как единого процесса, в котором формируются, развиваются и находят свое приложение знания, умения, навыки, способности к выполнению гностической, проектировочной, конструктивной, коммуникативной и других функций, к решению задач с производственным содержанием.
Смысл повышения квалификации научно-педагогических кадров заключается не столько в насыщении слушателей неким количеством информации, сколько в развитии у них таких навыков, как умение оперировать предметным содержанием знаний, проектировать и моделировать свою деятельность. Современная система повышения квалификации представляет собой гибкую, динамичную систему, адекватную требованиям конкретных образовательных учреждений и учитывающую сложившуюся профессионально-педагогическую компетентность преподавателей. Переподготовка и повышение квалификации преподавателей должны осуществляться на основе общенаучных принципов и системы некоторых основных принципов:
принципа динамичности, который предусматривает возможность внесения изменений и дополнений в содержание образовательных программ; принципа осознанной перспективы, который предполагает понимание студентами и преподавателями системы близких, средних и отдаленных перспектив обучения; принципа разносторонности методического консультирования, который заключается в наличии заинтересованности от студентов и компетентности от преподавателя; принципа паритетности, основанного на субъект-субъектном взаимодействии преподавателей и студентов.
Для системы повышения квалификации, ориентированной прежде всего на личностно-профессиональное развитие преподавателя,
ценностно-смысловая направленность процесса постдипломного обучения является определяющей.
В основе содержания повышения квалификации преподавателей российских вузов заключена идея интеграции различных областей знания, входящих в поле их профессиональной деятельности. Это позволяет обеспечивать усвоение междисциплинарных знаний, развитие системного мышления при экономии времени на подготовку.
Главным методологическим принципом, лежащим в основе функционирования и развития системы профессионально-педагогической подготовки и повышения квалификации преподавателей, является принцип соответствия системы тем изменениям, которые происходят в науке, технике, технологиях и, соответственно, в профессиональной и профессионально-педагогической деятельности преподавателя. В современных условиях необходима устойчивая компетентность преподавателя, готовность к профессиональной деятельности в условиях инновационной образовательной деятельности вуза, развиваемая им в процессе повышения квалификации и самообразования.
Готовность к инновационной деятельности есть комплексное отражение уровня сформированности инновационного компонента профессионально-педагогической деятельности преподавателя, определяющего систему ключевых профессионально-педагогических компетенций.
При значительном разнообразии реализуемых вузами программ переподготовки, подготовки и повышения квалификации научно -педагогических кадров существуют общие требования к их разработке и реализации: соответствие структуры и содержания программ
государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»; единство теоретической и практической подготовки, взаимосвязь профессиональных знаний и практических навыков преподавателя; освоение современных форм, методов, средств и технологий обучения. При этом содержание программ должно
основываться на функциональной структуре профессиональнопедагогической деятельности, на требованиях к профессиональным и личностным качествам преподавателя, соответствовать действующим нормативным документам, учитывать специфику научно-педагогических школ конкретного вуза.
Инновационные программы переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров должны опираться на современные достижения науки и техники, мировой и отечественный опыт, новые образовательные концепции, инновационные формы, методы, средства и технологии обучения, учитывать общие аспекты и особенности различных категорий преподавателей, определяющих основные требования к их профессиональным и личностным качествам [1].
При разработке инновационных образовательных программ необходимо руководствоваться рекомендациями-принципами,
отражающими приоритеты в отборе учебного материала и способы их реализации заявленным целям обучения [2]. Среди таких принципов можно выделить: принцип междисциплинарности и интеграции,
ориентирующий отбор и структурирование учебного материала на синтез знаний из широкого спектра наук, связанных с профессиональнопедагогической деятельностью преподавателя определенного вуза (технических, психологических, педагогических, гуманитарных и др.); принцип динамичности, которым определяется возможность периодического обновления содержания программ и приведения их в соответствие с инновационными образовательными процессами и изменениями в научно-техническом, экономическом и социокультурном развитии общества; принцип гуманитаризации, проявляющийся в усилении социокультурных компонентов в процессе подготовки преподавателя современного вуза; принцип соответствия форм организации учебного процесса целям практической подготовки к решению образовательно-воспитательных задач; принцип
индивидуализации и дифференциации, учитывающий потребности, интересы и способности слушателя, опыт его педагогической деятельности и базовое профессиональное образование Указанные принципы определяют подходы к разработке инновационных программ переподготовки и повышения научно-педагогических кадров, раскрывают способы достижения поставленных целей обучения.
Важнейшей составляющей системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей в Тульском государственном университете являются инновационные образовательные программы. Они разрабатываются кафедрой «Теория и методика профессионального образования» ТулГУ и представляют собой совокупность учебных планов, программ дисциплин и иных учебно-методических материалов и определяют цели и задачи, структуру и содержание, методы и технологии
инновационного образовательного процесса, направленного на повышение уровня профессионально-педагогической квалификации преподавателя современного вуза. Это позволяет осуществить процесс реализации компетентностной модели преподавателя вуза в процессе повышения его квалификации.
Модель компетенций представляет собой по возможности полный ранжированный набор компетенций, описывающих ключевые качества, поведение, знания, умения и другие характеристики, необходимые для достижения стандартов качества и эффективности трудовой деятельности
[3].
Исследователи отмечают, что в целом можно выделить два полярных направления в создании моделей компетенций: индивидуализированный подход, сфокусированный на поведении индивида, и коллективный (организационный) подход, направленный на разработку модели компетенций для конкретной организации, увязывающей цели, миссии, ценности, организационную культуру с программами подготовки и развития персонала [3,4].
В свою очередь, в коллективном подходе рассматриваются две аналитические модели: практико-ориентированная, построенная на
исследовании поведенческих индикаторов достижения высокой или низкой эффективности, и стратегически-ориентированная, направленная на достижение перспективных целей организации, которая и реализуется в процессе повышения квалификации преподавателей кафедрой ТиМПО ТулГУ по программе «Преподаватель высшей школы». Данная стратегически-ориентированная модель позволяет выстраивать стратегию развития университета на долгосрочную перспективу, максимально задействуя потенциал нового поколения студентов и выпускников.
Поэтому очень важно с самого начала работы по созданию модели компетенций определить цели, под которые модель разрабатывается и которые определяются самим вузом. Модель компетенций позволяет руководству вуза довести до сведения преподавателей и другого персонала вуза необходимые и желательные компетенции; создать инструмент для более объективного отбора претендентов на должность преподавателя. Установление уровня притязаний по основным компетенциям, имеющим высокий ранг, позволяет повысить качество отбора кандидатов на должности и уменьшить вероятность ошибок; совершенствовать систему вознаграждения; повысить имидж университета.
Университет получает инструмент, позволяющий наглядно демонстрировать работодателям и обществу в целом, какие компетенции выпускников вуз стремится обеспечить и какие соответствующие требования вуз предъявляет к своему преподавательскому составу.
Образование, ориентированное на компетенции, более широкое понятие, чем обучение. В этом случае внимание акцентируется на том, что
происходит в самом человеке в процессе учебы, на том, что позволяет или не позволяет развивать те или иные компетенции. Именно философия компетенций определяет сегодня модернизацию образования на его различных ступенях.
В зависимости от конкретных целей структура и степень детализации моделей компетенций будет различаться. Внедрение компетентностного подхода и связанных с ним гуманитарных технологий в образовательную практику российских вузов происходит постепенно. Встраивание нового компонента обучения в образовательный процесс может быть произведено следующим образом: методом /полезных/ вкладов, который заключается в том, что в процесс обучения добавляются новые учебные курсы, где моделируются события, вязанные с решением конкретных проблем, отрабатывающих те или иные компетенции; методом трансформации, внедрения модульных, кейсовых методов обучения, в результате чего студенты получают возможность рассматривать проблемы, концепции и темы в перспективе, действенным методом — изменяется образовательная программа в целом (процесс обучения и оценка достижений, рост опыта приобретения компетенций в различных областях профессионально-познавательной и профессионально-социальной
деятельности).
Список литературы
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003.№ 5.С.34 -42.
2. Матушанский Г.У., Фролов А.Г., Цвенгер Ю.В. Проектирование модели профессионально значимых качеств преподавателей высшей школы // Педагогическая информатика. 2011. 230 с.
3. Приходько В.М., Мануйлов В.Ф. Высшее техническое образование: мировые тенденции развития, образовательные программы, качество подготовки специалистов. М., 2000. 304 c.
4. Томилин О.Б., Кочугаев П.Н., Сухарев Л.А. Компетенции академического и административного персонала университета и инновационная деятельность // Университетское управление. 2007. № 1. С. 53—61.
5. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2010. № 12. С. 34-41.
Малета Светлана Валериевна, аспирант, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHING AS A BASIS FOR TRAINING OF MODERN UNIVERSITY TEACHER
From the standpoint of the competence approach the author considers the problem ofprofessional activity and formation of competence model of a university teacher, objectives and structure of the competence model in the training of university teachers.
Key words: competence, competence professional competence of a lecturer, pedagogical competence of a lecturer at higher educational establishment, forming competence of a lecturer at technical higher establishment, system of lecturers' advanced training. Educational.
Maleta Svetlana Valerievna, аssistant, E-mail: maleta [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 378.14
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ
С.И. Маслов, Т.А. Маслова
Раскрывается понятие «педагогическая аксиология», обозначаются предмет и задачи педагогической аксиологии, показано значение ценностно-смысловых компетенций в характере реализации способов педагогической деятельности, даются характеристика и классификация ценностей важных в педагогической деятельности.
Ключевые слова: педагогическая аксиология, ценности, инновационная
деятельность, проблема критериев, педагогическая деятельность, интериоризация ценностей.
Происходящие в обществе перемены активизировали поиск новых, жизненно важных ценностей для молодежи, способов их включения в учебно-воспитательный процесс.
Решению проблемы преодоления культурного кризиса и развития ценностной сферы человека способствует становление педагогической аксиологии как методологического подхода в осмыслении педагогических явлений.
Аксиологический подход органически присущ современной педагогике, в которой воспитанник рассматривается в ней как высшая ценность общества. В связи с этим аксиология может рассматриваться как методологическая основа образования и современной педагогики. В развитие педагогической аксиологии значительный вклад внесли труды Б.М. Бим-Бада, Б.С. Брушлинского, Б.И. Додонова, Б.Г. Кузнецова, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина, В.М. Розина, М.Н. Фишера, П.Г. Щедровицкого и др.
Центральным понятием в аксиологии является понятие ценности, которое характеризует социокультурное значение явлений действительности, включенных в ценностные отношения. Последние