Научная статья на тему 'Развитие профессионально-личностного взаимодействия специалистов ДОУ в процессе повышения квалификации'

Развитие профессионально-личностного взаимодействия специалистов ДОУ в процессе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL / PROFESSIONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поданёва Татьяна Владимировна

Совершенствование кадрового потенциала и профессионального взаимодействия одно из важных условий эффективности профессиональной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Professional Personal Interaction of pre-school teachers During In-Service Training

Perfection of personnel potential and professional interaction one of the important conditions of efficiency of professional work of preschool educational institution.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионально-личностного взаимодействия специалистов ДОУ в процессе повышения квалификации»

между преподавателем и обучаемыми, но и между слушателями. Технология обучения взрослых предполагает сочетание самых разных способов взаимодействия на учебных занятиях, в основе которых лежит индивидуальное приобретение и присвоение знаний.

Библиографический список

1. Вилькеев, Д. В. Педагогическое мышление и его формирование у студентов / Д. В. Вилькеев. - Казань: Казанский пед. ун-т, 1997. - 150 с.

2. Гранатов, Г. Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления): Монография / Г. Г. Гранатов. - Магнитогорск: МаГУ, 2000. - 195 с.

3. Зеер, Э. Ф., Павлова, А. М., Сыманюк, Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер. - М.: Московский психологический институт, 2005. - 216 с.

4. Левитес, Д. Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения / Д. Г. Левитес. - М.: 2003. - 320 с.

5. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. - В 2 т. М.: Педагогика, 1983. - Т. 1.

6. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина. - М.: Издательский центр «Академия, 2004. - 320 с.

7. Новиков, А. М. Профессиональное образование России / А. М. Новиков. -М.: 1997. - 254 с.

8. Федоров, В. А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика / В. А. Федоров. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. университета, 2001. - 330 с.

9. Худин, А. Н. Управленческий контекст устойчивого развития образовательного процесса в вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 161169

УДК 378.01.01

Т. В. Поданёва

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Совершенствование кадрового потенциала и профессионального взаимодействия является сегодня одним из первостепенных условий эффективности профессиональной деятельности дошкольного образовательного учреждения, поскольку уровень профессиональной квалификации специалистов определяет качество дошкольного образования.

Введение принципа дифференцированной оплаты труда специалистам

разных квалификационных категорий явилось основой для материального стимулирования работы педагога и повышения его профессиональной компетентности.

Квалификационная категория - соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

Как показывают результаты многолетней практики дошкольного воспитания, достижения в развитии дошкольников обеспечиваются квалифицированной систематической работой специалистов ДОУ В этой связи аттестация работников дошкольных образовательных учреждений не должна рассматриваться как самоцель. Она направлена на совершенствование системы дошкольного воспитания в интересах ребенка.

Актуальность приобретает такой механизм аттестации, который позволяет, с одной стороны, сохранять в системе образования достаточно компетентных специалистов, не имеющих профессионального образования, а с другой - развить у них мотивацию повышать свой образовательный уровень. Для облегчения прохождения процедуры аттестации необходима грамотно организованная методическая работа в ДОУ!

В последние годы, в теории и практике управления образовательными учреждениями большое внимание уделяется созданию «команд» внутри педагогического коллектива. Оптимизация системы профессионального взаимодействия сотрудников муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 230» Центр развития ребенка г. Барнаула вылилась в создание инновационной модели управления личностным и профессиональным развитием сотрудников через творческие группы -«Мини-центры развития взрослых» («Тьютер», «Гармония», «Здоровье», «Разноцветный мир детства»).

Идея создания мини-центров появилась в результате осознания необхо -димости сопровождения профессионально-личностного развития педагогов дошкольного образовательного учреждения. Посредством взаимодействия педагогов внутри творческих групп происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества и ценностноориентационного единства педагогов.

Инициатива с объединением взрослых в мини-центры в первую очередь является способом рефлексии профессиональной компетентности педагогов, перспективой в развитии профессионального мастерства, эрудиции, культуры творчества и самовыражения взрослых - как главных факторов развития детей. Коллективный поиск - это глубокая проработка смысла и цели деятельности, определение ресурсов, построение проектов, принятие решений, реализация, отслеживание результатов и корректировка первоначально намеченных целей.

Основанием для образования мини-центров является сходство областей профессиональных и личностных интересов, объединение сотрудников на

базе установленных межличностных связей внутри коллектива. Выбор «своей» команды на текущий учебный год может быть сделан как на основании близости актуальных профессиональных и личностных интересов, так и на основе значимости неосвоенных, но востребованных человеком областей знания. Таким образом, главное условие - это самоопределение, рефлексия собственных интересов и желаний. Варианты взаимодействия участников образовательного процесса представлены на рис. 1.

Рис. 1 Схема взаимодействия участников Мини-центров

Перспектива развития профессионального взаимодействия связана с многоуровневой работой каждого мини-центра, как культурного центра, как центра развития личности, как центра пропедевтики личностно-ориентированного образования.

Мини-центр «Тьютер», являясь управленческим звеном, координирует деятельность всех творческих групп. Именно он обозначает перед коллективом проблемы, намечает перспективы их решения, обсуждает вновь возникшие, объективно сложные задачи, которые требуется решать мобильно, компетентно, на высоком уровне качества. Таким образом, специфика деятельности членов мини-центра «Тьютер» связана с определением ближайших и отдаленных перспектив развития учреждения в целом, выявления меры сложности профессиональных задач, меры компетентности специалистов.

Интенсивность работы связана с определением, выбором тех профессионалов, которые с меньшими затратами и с наибольшей эффективностью в детском саду могут решать те или иные вопросы. Несомненно, тьютерский центр обеспечивает анализ имеющихся и необходимых ресурсов, быстрый доступ к нужной информации.

Мини-центр «Гармония» под руководством педагога-психолога обеспечивает психологическое сопровождение специалистов, занимаясь решением психолого-педагогических задач. Его целью является профессиональное и личностное развитие, обеспечение условий для психологического здоровья, эмоционального благополучия и внутренней удовлетворенности пе-

дагогов ДОУ Способствуя развитию потенциальных возможностей, внутренней свободы и самостоятельности педагогов в выборе жизненных перспектив, руководитель мини-центра создает условия для реализации склонностей и творческих интересов с целью наиболее полного самовыражения каждой личности.

Созданием условий для сохранения, укрепления и формирования здоровья участников образовательного процесса занимается мини-центр «Здоровье», руководителем которого является педагог дополнительного образования по физическому воспитанию. Изучая состояние и динамику здоровья детей и взрослых, руководитель мини-центра при поддержке администрации ДОУ реализует комплексные подходы к оздоровлению участников образовательного процесса, мотивируя их к ведению здорового образа жизни.

Мини-центр «Разноцветный мир детства», под руководством педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности, занимается созданием условий для приобщения членов педагогического коллектива, детей и родителей к различным видам искусства. Задачами мини-центра являются: эмоциональное обогащение и духовно-ценностное развитие членов педагогического коллектива; развитие художественного вкуса; овладение культурой творчества и сотворчества; раскрытие склонностей и способностей детей и взрослых в разных видах художественного творчества.

Идея создания мини-центров и Экспериментального совета педагогов (ЭСП) принадлежит педагогам дополнительного образования - людям, обладающим высоким потенциалом творчества и организаторскими способностями (рис. 2).

Рис. 2 Схема взаимодействия руководителей Мини-центров

Поскольку система взаимоотношений и общения формируется в процессе деятельности, наиболее существенную роль в развитии коллектива играет такой тип взаимодействия, в котором активизируется творческая деятельность человека. Использование метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения позволяет совершенствовать профессиональное взаимодействие специалистов.

Метод проектов является педагогической технологией, ориентированной не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение педагога в создание тех или иных проектов позволяет ему в упражнении осваивать новые способы деятельности.

Значение проектного метода заключается в том, что в процессе совместной деятельности появляется совместный продукт, более весомый и значимый, нежели имеющийся при индивидуальных способах выполнения. В процессе совместной мыслительной деятельности раскрываются личностные качества каждого члена коллектива: умение работать в команде, брать ответственность за свои решения, анализировать результаты деятельности; развивается творчество, стремление к самообразованию, рефлексивные способности.

Тьютерский центр разрабатывает и реализует различные виды проектов в работе с педагогическими кадрами. Одним из важнейших ежегодно проводимых проектов является - «Аттестация». В рамках данного проекта в ДОУ были проведены следующие мероприятия:

- деловая имитационная игра «Аттестация», целями которой были: психологическая подготовка к аттестации; актуализация представлений сотруд -ников дошкольного образовательного учреждения о своих профессиональных возможностях; обогащение опыта взаимодействия с коллегами.

Задачи игрового занятия состояли в создании условий: для анализа, оценки и прогноза развития собственных профессиональных возможностей; для переживания опыта согласованного и конфликтного взаимодействия в ситуации профессиональной конфронтации; для индивидуального планирования системы подготовки к аттестации по присвоению квалификационных категорий.

При проведении занятия применялись следующие методы: заполнение игровых бланков, работа в малых группах, ролевое проигрывание, групповое обсуждение;

- рейтинг «Самый-самый», основанный на опросе коллектива о личностных и профессиональных качествах аттестующихся педагогов и определении победителей по каждой из двадцати номинаций («добрый», «умный», «творческий»; «артистичный», «компетентный» и пр.)

- выпуск ежеквартальной газеты для педагогов «Садовница» с обзором новостей о предстоящей (прошедшей) аттестации и информацией об аттестующихся педагогах;

- сеансы нервно-мышечной и психологической релаксации, направленные на ознакомление педагогов со специальными приемами управления своим психоэмоциональным состоянием;

- подготовка педагогов к видеосалону «Моя профессия - воспитатель»:

- создание творческой группы по подготовке проекта видеосалона.

- выявление сущности опыта педагогов и определение тех моментов, которые целесообразно продемонстрировать на видеосалоне.

- подготовка презентаций мини-центрами (газеты, приглашения и пр.).

- организация сбора материала о личностно-профессиональных качествах педагогов.

- подготовка музыкального сопровождения рубрик.

- определение даты, места и времени проведения видеосалона.

- составление списка приглашенных и участников, проведение с ними консультаций.

- подготовка материалов для выставки творческих работ воспитанников, представление педагогов через их хобби.

Презентация полученных результатов работы над проектом «Аттестация» прошла в форме видеосалона «Моя профессия - воспитатель». Целями проведения видеосалона были: обеспечение условий для демонстрации успешности деятельности педагогов, опыт которых будет представлен в видеосалоне; помощь педагогам в представлении своего опыта работы; оказание содействия в распространении опыта.

Участники видеосалона представляли свой опыт в различных рубриках:

1. «Визитная карточка». Аттестующихся педагогов творчески представляли руководители мини-центров и коллеги. Презентации прошли в интересной и занимательной форме. Были отмечены оригинальность и содержательность каждого выступления.

2. «Великие люди». Аттестующийся педагог, принявший участие в Международной конференции, посвященной 110-й годовщине со дня рождения Л. С. Выготского представил коллегам доклад о жизнедеятельности ученого.

3. «Самый-самый». Подведение итогов рейтинга личностно-профессиональных качеств аттестующихся педагогов. «Зажигание звезд» (оформление звезд с портретами педагогов, набравших максимальное количество баллов в определенной номинации).

В рамках этой рубрики был проведен блиц-опрос аттестующихся педагогов в мини-центрах на общую эрудицию.

4. «Мастер-класс». Аттестующиеся педагоги обучали коллег «здесь и сейчас». В рамках мастер-класса произошло обучение коллег тому, что педагоги сами умеют делать профессионально (приемы дыхательной и пси-хогимнастии, семинар-практикум по флористике «Портрет осени» и пр.).

5. «Педагогический салат». Аттестующиеся педагоги показали, что может получиться, если смешать следующие ингредиенты: мысли, идеи, приемы, умения, навыки и пр.

6. «Домашние заготовки». Педагоги представили коллегам опыт своей педагогической деятельности через демонстрацию рабочих моментов (выставки, альбомы, видеосюжеты занятий, игр, прогулок и пр.).

7. «Мир моих увлечений». Эта рубрика позволила каждому аттестующемуся педагогу раскрыться перед коллегами через свое хобби.

8. «Выставка педагогических идей». Аттестующиеся познакомили гос-

тей с материалами из опыта работы (видеоматериалы, обобщение опыта, выставки творческих работ педагогов и пр.).

9. «Мастера перевоплощения». В музыкальном зале аттестующиеся педагоги совместно с членами своих мини-центров продемонстрировали сценическое творчество, импровизацию, умение использовать средства пантомимики и мимики. Педагоги представили коллегам известные сказки («Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Теремок») на новый лад (в контексте идей своих мини-центров).

10. «Будка» гласности. Участникам видеосалона предлагалось обменяться с коллегами мнением о происходящем.

Подведение итогов работы видеосалона включало: анкетирование членов экспертной группы; отзывы группы поддержки; размещение материалов о подготовке и проведении мероприятия в ежеквартальной газете для педагогов «Садовница».

Поскольку аттестация направлена как на обеспечение непрерывного повышения профессионального уровня педагогических работников, так и на развитие системы дошкольного образования в целом, использование новых форм в работе с педагогическими кадрами является объективно необходимым.

Реализация проектного метода в работе с педагогическими кадрами способствует творческому росту и повышению педагогического мастерства педагогов, позволяет выявлять и распространять передовой педагогический опыт, ведет к повышению престижа педагогической профессии и совершенствованию педагогики сотрудничества.

Библиографический список

1. Калинникова, Н. Г. Современные подходы в управлении развитием непрерывного педагогического образования // Сибирский педагогический журнал.

- 2007. - № 2. - С. 277 - 285

2. Третьяков, П. И. Профессиональная жизнеспособность и компетенции педагогов-руководителей как показатели качества образования // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 3. - с. 221 - 227.

3. Толстоухова, А. В. О проблемах развития начального художественного образования в Якутии // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 226

- 231

4. Жирохова, З. Т. Функциональная модель формирования у сельских школьников потребности в созидательной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 254 - 259

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.