Научная статья на тему 'Развитие профессионально качеств специалистов посредством форм организации учебной деятельности'

Развитие профессионально качеств специалистов посредством форм организации учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Инга Витальевна

В статье рассматриваются формы организации учебной деятельности с точки зрения влияния последних на развитие профессиональных и общекультурных компетенций будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионально качеств специалистов посредством форм организации учебной деятельности»

РАЗДЕЛ VI

ВУЗОВСКОЕ И ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.147

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. В. Иванова

Аннотация. В статье рассматриваются формы организации учебной деятельности с точки зрения влияния последних на развитие профессиональных и общекультурных компетенций будущих специалистов.

Ключевые слова: форма организации обучения, самостоятельность мышления, коммуникативная компетенция, коммуникативная толерантность, профессиональное становление.

Введение

В современном мире образование является одним из основных капиталов человека. Образование это социальное явление и, так или иначе, оно отражает изменения, происходящие в обществе, претерпевая различные модификации. Если в предыдущие годы основной целью образования было снабдить студента определенным набором знаний и умений, то сейчас происходит смена приоритетов в целеполагании. Большую роль приобретает развитие общекультурных и профессиональных компетенций, таких как готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе, владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. Задача образования подготовить личностей, способных занимать активную гражданскую позицию, умеющих самостоятельно принимать решения, брать за них ответственность. Можно сказать, что такие качества, как самостоятельность мышления, коммуникативная компетентность, умение работать в коллективе, приобретают большую значимость для профессионального становления.

Основная часть

Под коммуникативной компетенцией понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, это развивающийся опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия [1].

Развитие коммуникативной компетенции происходит в течение всей жизни человека, по

мере его социализации в обществе. Для студентов, которые большую часть времени проводят в учебной среде, процесс социализации происходит во время учебы и общения с ровесниками и преподавательским составом.

Самостоятельность в учебной деятельности прямо связана с самостоятельностью мышления, осознанным выбором вариантов решения познавательной задачи, критической самооценкой всего воспринимаемого, перерабатываемого. Это качество личности выступает как условие творческой деятельности и проявляется в качестве условия для продуктивных мыслительных процессов. Самостоятельность является показателем активности личности и ее высоких способностей к познавательной деятельности. Самостоятельность студента характеризуется умением увидеть новый вопрос, новую проблему и решить ее своими силами. Человек с высокоразвитой самостоятельностью мышления все анализирует, подвергает оценке и обоснованно составляет понятие, осмысливая многообразие связей и отношений, выделяя существенное [2, с.59].

Развитие выше перечисленных качеств является жизненно важным в современном мире. Поэтому в сфере образования идет постоянный поиск новых методов, направленных на формирование условий для развития и самореализации обучающейся личности. Большим потенциалом в данной области обладают формы организации учебной деятельности и их сочетания. Именно через формы организации обучения студенты овладевают определенным социальным опытам и навыками ра-

боты в коллективе, умением слушать и слышать, самостоятельно организовывать свою деятельность.

Однако в современной педагогической науке нет четкого определения такого понятия, как форма организации обучения. Как показал анализ педагогической литературы, спектр понимания данного понятия очень широк: от системы обучения до способа получения образования [2,3,4,5,6,7,8]. В нашей работе под формой организации обучения понимается конструкция отрезка процесса обучения, которая характеризуется определенными способами организации деятельности и сотрудничества студентов [2, с.42].

В большинстве дидактик выделяют три основные формы организации обучения: фронтальную, групповую и индивидуальную. В. К. Дъяченко выделяет четыре формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную [3, с.51]. М. Н. Скаткин занятия в парах постоянного состава относит к групповой форме организации обучения [4, с.240]. И. М. Чередов групповые формы организации обучения подразделяет на звеньевую, бригадную, дифференцированно - групповую и ко-оперировано-групповую, а помимо индивидуальной формы организации обучения различает индивидуализированную и индивидуали-зировано-групповую [2, с.45-60].

Рассмотрим формы организации обучения с точки зрения формирования таких качеств личности студента, как коммуникативная компетентность, готовность к кооперации в коллективе, самостоятельность мышления.

Наиболее популярной на сегодняшний день является фронтальная форма организации обучения, которая позволяет одновременно обучать большое количество студентов. При фронтальной форме организации обучения преподаватель руководит деятельностью студентов, выполняющих общую для всех учебную задачу. Данная форма организации обучения обладает широким спектром применения и может использоваться как на различных видах занятий (лекции, семинары, конференции и т. д.), так и разных этапах занятия (формирование знаний, умений и навыков; закрепление, повторение, применение на практике), применяя разнообразные методы обучения [9].

Какие личностные качества можно развить при использовании данной формы организации обучения? Чтобы ответить на этот вопрос, следует проанализировать, каким образом осуществляется фронтальное обучение. Чаще всего данную форму организации обучения

рекомендуется использовать на этапе формирования знаний, умений и навыков или при закреплении и систематизации учебного материала. В таком плане фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемной беседы, когда преподаватель, излагая новый учебный материал, побуждает студентов высказываться, задавая им наводящие вопросы. Если преподавателю удается создать атмосферу творческой активности, вызвать интерес и поддерживать внимание студентов на протяжении всего времени, вовлекая их в общую коллективную деятельность, то фронтальная форма организации обучения способствует развитию внутри-коллективных отношений. Участие в общей работе, совместный поиск, возможность высказаться и обсудить общую проблему сближает людей, помогает им лучше узнать друг друга. Одновременно развиваются коммуникативные навыки, умение общаться, умение слушать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Но результативность фронтального обучения во многом зависит от умения преподавателя должным образом управлять учебно-познавательной деятельностью студентов. Если преподавателю не удается вовлечь студентов в беседу, и его повествование превращается в сухое изложение фактов, то проявляются отрицательные стороны фронтального обучения: отсутствие обратной связи с группой, отсутствие сотрудничества между студентами, снижение активности последних. В таком случае не происходит какого-либо развития коммуникативных умений студентов. Еще одна проблема заключается в том, часто активность проявляют лишь некоторые студенты, а большая часть, в силу слабой подготовки или некоторых свойств характера придерживается пассивной позиции. В таком случае преподавателю рекомендуется, учитывая индивидуальные особенности студентов, вовлекать в обсуждение темы студентов с разными учебными возможностями. Но как отмечает И. М. Чередов, реализация всех рекомендаций упирается в возможности преподавателя как личности [2, с. 44].

Индивидуальная форма организации обучения предполагает либо самостоятельную работу студентов над заданием, либо непосредственное общение с преподавателем. Индивидуальная форма организации может использоваться при закреплении учебного материала и применении его на практике, когда студентам предлагается выполнить письменные задания, Индивидуальная форма незаменима при проверке усвоения учебного

материала, когда нужно оценить уровень подготовки каждого индивидуально - это текущий или итоговый контроль в устной или письменной форме.

Индивидуализированная форма организации является одним из видов индивидуальной формы. Отличие двух данных форм в том, что при индивидуальной форме организации обучения студенты самостоятельно выполняют одно и тоже, тогда как индивидуализация предполагает персональное задние для каждого студента. В первом случае, работая над одинаковыми заданиями, студенты не всегда проявляют самостоятельность, советуются друг с другом, спрашивают товарищей о способе выполнения задания, или попросту списывают, присваивая себе результаты чужого труда. Персональные задания исключают списывание, студенту приходится рассчитывать только на свои знания.

Основным качеством, которое развивают индивидуальная и индивидуализированная формы организации обучения - это самостоятельность. Студент вынужден сам решать поставленную задачу, не надеясь на помощь окружающих. Он сам отвечает за себя, рассчитывает только на свои силы. В случае успешного выполнения задания, испытывает удовлетворение от проделанной работы и ее результата. Помимо самостоятельности данная форма организации обучения при устном, непосредственном общении с преподавателем развивает коммуникативные навыки.

Индивидуализированная форма организации обучения, как никакая другая, позволяет учитывать индивидуальные особенности студента, уровень его подготовки и личностные качества. Но здесь есть нюансы. Индивидуализация может трактоваться двояко. С одной стороны, это могут быть разные задания, но примерно одного уровня сложности. Или задания должны подбираться с учетом учебных возможностей того или иного студента, то есть разного уровня сложности. В таком случае встает вопрос об адекватном оценивании знаний. Возможно ли, что успешное выполнение заданий разного уровня сложности будут оцениваться одинаково, или разница заранее обуславливает оценки работы? И каким образом влияет дифференциация заданий по уровню сложности на самооценку студента? Данные вопросы остаются открытыми и требуют изучения [10].

Тем не менее, индивидуализированная форма организации обучения в первом варианте чаще всего используется на экзаменах или зачетах, при итоговом контроле. Второй

вариант возможен при закреплении учебного материала, во время тренировочных упражнений, когда задания могут подбираться с учетом учебных возможностей того или иного студента, с постепенным уровнем сложности.

Как показал эксперимент, основным недостатком индивидуальной и индивидуализированной форм организации обучения является лишение студентов возможности овладевать способами коллективной учебной деятельности. Для развития данных умений используется групповая форма организация обучения.

Групповая форма организации обучения может использоваться в различных вариантах. Это могут быть подргуппы по 5-6 человек, по 4 человека, триады или пары. Характер работы также может быть различным. Группы могут иметь постоянный или сменный состав, могут быть однородными или нет, работа в группе может идти как над общим, так и над специфическим заданием. Каждая группа работает в своем темпе. Работа строится на принципах самоуправления, с менее жестким контролем преподавателя.

Групповая форма организации обучения, как никакая другая, способствует социализации студентов, формированию коммуникативных умений, поскольку в небольших группах у студента появляется больше возможности и времени высказаться. Если учесть, что успех в выполнении задания и результат зависит от всех членов группы, то студентам приходиться учиться работать вместе, налаживать контакты друг с другом, проявлять коммуникативную толерантность, терпимость по отношению к членам группы, прислушиваться к мнению своих товарищей. Помимо всего выше изложенного, групповая форма организации обучения реализует возможность развития лидерских качеств. Однако в данном случае мы не имеем в виду парную форму организации обучения, которая предполагает деятельность в рамках равноправия, тогда как в группах из трех и более студентов, работающих над общим заданием, возможно назначение старшего, обязанностью, которого станет распределение заданий и управление деятельностью всей группы. Старшего может назначать преподаватель, или его выбирают члены группы.

Состав групп может быть постоянным или меняться от занятия к занятию. Это зависит от культурной, коммуникативной и эмоциональной ситуации в студенческой группе. Так Е. С. Полат, говоря об обучении в сотрудничестве, по сути это организация группового обучения, рекомендует не создавать постоянных групп

на начальном этапе обучения. Группы не должны меняться только в течение работы над заданием, темой, проектом и т.д. Но если преподаватель видит, в какой-либо группе работа идет слаженно, то такую группу следует оставлять в прежнем составе. В остальных же группах состав следует менять, пока не наладится слаженная работа, что может и не произойти [11, с. 56]. Постоянный состав групп может помочь студентам ближе познакомиться и перенести навыки сотрудничества с уровня только учебной деятельности и на другие отношения [11, с. 57].

Что касается однородности или гетерогенности групп, среди ученых также нет единого мнения. Так И.М. Чередов отмечая эффективность парной формы организации обучения, полагает, что следует объединять учеников, обладающих разными учебными возможностями [2, с.45]. Но тогда в выгодной позиции оказывается слабый студент, так как он пользуется помощью своего товарища, не давая ничего взамен. Если в паре оказываются студенты с примерно одинаковым высоким или средним уровнем подготовки, то такой тандем может оказаться наиболее выгоден для обоих, так как идет процесс взаимообучения. Объединение в пары студентов с низким уровнем подготовки, как правило, не приносит положительных результатов в академическом плане. Та же закономерность наблюдается и при составлении триад и групп из четырех и более человек. В ходе исследования было выявлено, что при объединении в группу студентов с разным уровнем подготовки определенный процент слабых студентов занимает пассивную позицию при решении задач, стоящих перед группой, и основную работу выполняют именно сильные студенты.

Помимо уровня подготовки при составлении малых рабочих групп следует также учитывать взаимные симпатии и антипатии студентов, уровень развития коллектива, микроклимат в студенческой группе. Нецелесообразно объединять студентов, находящихся в состоянии конфликта, это приводит к отсутствию эффективности в работе группы.

Групповая форма организации обучения наиболее эффективна на этапе закрепления знаний, формирования навыков и умений. При правильной организации данная форма позволяет разнообразить учебную деятельность студентов, удовлетворить их потребность в общении, повышает мотивацию к учению, а так же, как было сказано, выше развивает, коммуникативные навыки и навыки сотрудничества, формирует лидерские качества.

Каждая форма организации обучения имеет свои достоинства и недостатки. Для организации успешного учебно-

воспитательного процесса необходимо рациональное использование всех основных форм. На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что только такое оптимальное сочетание форм организации учебной деятельности создает условия для развития тех или иных способностей студентов [12]. При фронтальной форме организации обучения студенты учатся слушать и слышать, при индивидуальных формах - рассчитывать на свои силы, планировать свою деятельность, развивают самостоятельность мышления. Групповые формы организации обучения позволяют проявить лидерские способности, учат работать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению и отстаивать свое, развивают коммуникативные навыки. Оптимальное сочетание форм организации учебной деятельности представляет собой технологию для развития профессиональных и общекультурных компетенций будущих специалистов.

Библиографический список

1. Психология: учеб. [Текст] / В. М. Аллахвер-дов, С. И. Богданов и др.; отв. Ред. А. А. Крылов. -2-е изд., перераб. И доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 752 с.

2. Чередов, И. М. Процесс обучения: методы, формы [Текст]: учеб. пособие / И. М. Чередов -Омск: ОГПУ, 1997. - 77 с.

3. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы [Текст]: Кн. для учителя / В.К. Дьяченко - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.

4. Скаткин, М. Н. Дидактика средней школы [Текст] / М. Н. Скаткин - М.: Просвещение 1982. -324 с.

5. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст]/ Ю.К. Бабанский - М.: Просвещение, 1985. -208 с.

6. Махмутов, М. И. Современный урок [Текст]: учеб. пособие / М.И. Махмутов. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1985. - 184 с.

7. Сластенин, В.А. и др. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Пд ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 576 с.

8. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - 2-3 изд., дораб. и испр. - М.: Рос. пед. агентство, 1996. - 602 с.

9. Иванова И. В. Фронтальная форма организации обучения: за и против // Межвузовский сборник научных трудов молодых ученых, аспирантов и студентов - 2012 - Выл. 9 - с. 91-95 - Рус.

10. Иванова И. В. Применение индивидуализированной формы организации учебной

деятельности при обучении иноязычной речи // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции ФГБОУ ВПО «СибАДИ» - 2012 -Книга 3 - с. 262-265 - Рус.

11. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Акадедмия», 2002. - 272 с.

12. Иванова И. В. Оптимальное сочетание форм организации обучения в вузе (на примере обучения иностранному языку) // Вестник СибАДИ -2012 - Вып. 3(25) - с. 137-143 - Рус.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY QUALITIES OF EXPERTS BY MEANS OF

FORMS OF THE ORGANISATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY

I.V. Ivanova

In article forms of the organization of educational activity from the point of view of influence of the last on development of professional and common cultural competences of the future experts are considered.

Иванова Инга Витальевна - аспирантка ФГБОУ ВПО «СибАДИ». Основное направление научных исследований: теория и методика профессионального образования, формы организации учебной деятельности. Общее количество публикаций: 9. e: mail: [email protected]

УДК 378: 371.321

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

В. Ю. Кирничный

Аннотация. Рассмотрены вопросы практико-ориентированной подготовки кадров высшей квалификации в сфере строительства, а также модернизации региональной системы профессионального и непрерывного образования на основе создания строительного кластера.

Ключевые слова: профессиональное образование, модернизация, инновации, строительный кластер.

Введение

В условиях модернизации российской экономики и усложнения техносферы возникает настоятельная потребность формирования новой матрицы критериев к подготовке специалистов строительного направления, владеющими междисциплинарными знаниями и способных комплексно воспринимать инновационный процесс. Это обусловливает необходимость совершенствования профессиональной подготовки специалистов, которая должна быть такой же динамичной как и складывающиеся в строительной отрасли процессы и способной обеспечивать успешные инновационные преобразования в технологии, организации и экономике строительных предприятий.

Основная часть

Стратегическим ресурсом повышения качества профессионального образования является интеграция вуза и производства и

формирование на этой основе содержания и методов обучения, позволяющих адаптировать общетеоретическую и общепрофессиональную подготовку будущих специалистов к перспективным направлениям инновационного развития строительной отрасли [2].

В условиях тесного взаимодействия с инновационным производством у образовательного учреждения появляется ряд дополнительных возможностей, чтобы: регулярно

уточнять структуру профессий и специальностей, объем подготовки кадров; постоянно учитывать требования работодателей к содержанию подготовки специалистов за счет совместной разработки стандартов профессионального образования, учебных планов и программ; организовывать практики студентов на оборудовании, действующем в современном производстве; создать условия для систематической стажировки преподавателей на предприятиях для ознакомления с новейшими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.