Научная статья на тему 'Развитие Приморского края как транспортно-логистического центра России в АТР'

Развитие Приморского края как транспортно-логистического центра России в АТР Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
199
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СФЕРА / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гатауллина С. Ю.

В статье рассматривается современное состояние и перспективы развития транспортно-логистического центра на территории Приморского края

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие Приморского края как транспортно-логистического центра России в АТР»

Логистика

63

рамках логистической системы управления туристкой деятельностью является не достаточной.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время в логистике информационного обеспечения туристкой деятельности Приморского края присутствуют следующие недостатки, снижающие уровень управляемости туристским комплексом: отсутствует оперативная обратная связь между элементами комплекса и внешней средой, информационные потоки внутри регионального туристского комплекса не достаточно насыщены и оперативны, информационные потоки между производителями и потребителями туристских услуг не в полнее обеспечивают требование ФЗ-355 о безопасности турпоездок.

Повышению эффективности развития туризма в Приморском крае будет способствовать совершенствование информационной логистической системы обеспечения деятельности регионального туристско-рекреационного комплекса.

Список литературы:

1. Гатауллина С.Ю. О Совершенствовании взаимодействия государственных и муниципальных органов власти по развитию туризма // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2014. - № 11. - С. 124-128.

2. Закон Приморского края от 10 февраля 2014 года №355-КЗ «О туризме и туристской деятельности на территории Приморского края» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru/hotlaw/primor/525697.

3. Информационная система. Виды информационных систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.managment.aaanet.ru/mana-gement/logistika.php.

РАЗВИТИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ КАК ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА РОССИИ В АТР

© Г атауллина С.Ю.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

В статье рассматривается современное состояние и перспективы развития транспортно-логистического центра на территории Приморского края.

Ключевые слова: транспортно-логистический центр, транспортный узел, транспортная инфраструктура, производственно-техническая сфера, санкции.

Старший преподаватель кафедры Сервиса и туризма.

64 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

Объективные процессы глобализации и международной интеграции актуализируют задачу вхождения России в основные мировые транспортные коридоры перемещения пассажиропотоков и грузопотоков. В России функционируют крупные транспортно-логистические центра (далее - ТЛЦ) в Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске, Казани, Свердловской, Самарской областях, и др. Благоприятное евро-азиатское геополитическое положение Россия создает возможность формирования альтернативных транспортных путей сообщения между Азией и Европой за счет повышения производительности Транссиба и портов Дальнего Востока. В решении этой задачи важная роль принадлежит Приморскому краю, так как «транспорт играет важнейшую роль в экономике Приморского края. Доля транспортного комплекса Приморья в валовой добавленной стоимости региона составляет около 22 %, что существенно выше долей всех остальных отраслей экономики» [2].

Что должен представлять собой современный транспортный логистический центр? Согласно определению, принятому Европейской транспортной комиссией, логистический центр - территориальное объединение независимых компаний и органов, занимающихся грузовыми перевозками (например, транспортных посредников, грузоотправителей, операторов перевозок, таможенных органов) и сопутствующими услугами (например, по хранению, техническому обслуживанию и ремонту), включающее, по меньшей мере, один терминал (место, оборудованное для перевалки и хранения, контейнеры, съемные кузова и полуприцепы, пригодные для перевозки). В среднем, затраты на проект и строительство ТЛЦ окупаются за 5-9 лет [4]. Эффективность функционирования ТЛЦ определяется степенью его интеграции в международную транспортную систему.

Основой для создания системы ТЦЛ в Приморском крае должно стать развитие транспортной инфраструктуры: автомагистралей, железнодорожных путей и аэропортов, портов; строительство крытых складов для хранения и переработки грузов, контейнерных терминалов, удобных подъездов, использование информационно-вычислительной системы и многое другое.

Нормативно-правовую базу для развития транспортной логистики в Приморском крае составляют: Государственная программа Приморского края «Развитие транспортного комплекса Приморского края» на 2013-2017 годы (далее - Госпрограмма ПК) и Закон Приморского края от 20 октября 2008 года № 324-КЗ «О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года» (далее - КЗ-324). В Госпрограмме ПК приводится общая характеристика и основные проблемы транспортного комплекса (экономические показатели и проблемы безопасности), цели программы, показатели, сроки и мероприятия по реализации программы, порядок предоставления и расходования субсидий. В пункте 2.1.2 КЗ-324 приводится концепция формирования транспортно-логистического кластера в Приморском крае [2]:

Логистика

65

- развитие портовой системы и создание портового комплекса «Восточный - Находка»;

- развитие на базе аэропорта международного крупного транспортного транзитного узла, то есть создание хаба;

- развитие железнодорожного транспорта (комплексное развитие Находкинского транспортного узла);

- развитие дорожного хозяйства (проект реконструкция федеральной автомобильной дороги М60 «Уссури» Хабаровск - Владивосток и Хабаровск - Находка в срок до 2018 года);

- обеспечение современной дорожной сетью морских портов;

- развитие трубопроводного транспорта (строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан»; строительство газопровода Хабаровск - Владивосток);

- развитие аэродромной сети местного значения, в том числе реконструкция аэропортов местного значения (в пгт. Пластун, пгт. Тер-ней, с. Амгу, пгт. Светлая, с. Единка, с. Максимовка, с. Усть-Собо-левка, с. Самарга, с. Агзу);

- создание узлового транспортно-распределительного центра «Дальневосточный логистический центр» в с. Хмыловка для повышения загрузки Транссиба с 50 процентов до 80 процентов;

- формирование крупных логистических узлов в городах Уссурийске и Артеме;

- модернизация пограничных переходов (комплексное развитие железнодорожного пограничного перехода Гродеково - Суйфэньхэ, Махалино (Камышовая) - Хуньчунь, Турий Рог - Мишань. Лесоза-водск - Хулинь - Дальнегорск - Рудная Пристань);

- и так далее.

Анализ представленных программ позволил выявить:

- отсутствие системности, целостности, взаимосвязи решаемых локальных задач для достижения общей цели - формирование ТЛЦ Приморского края как единого механизма;

- отсутствие маркетинговых исследований. SWOT-анализа решаемых В Госпрограмме ПК задач;

- отсутствие программы необходимых изменений в организации таможенной и санитарной службах, службе безопасности при создании ТЦЛ;

- отсутствие программ развития производственно-технической сферы, банковской системы, консалтинга и других структур, обеспечивающих деятельность ТЦЛ.

Мощным конкурентом ТЛЦ Приморского края являются:

- Япония, которая обладает мультимодальными логистическими центрами, предлагает различные маршруты международных перевозок

66 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

и, в конечном итоге, определяет тарифную политику в АзиатскоТихоокеанском регионе;

- Китай, располагающий быстро развивающимися портами в Шанхае, Нинбо, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Циндао и Даляне;

- Республика Корея, которая активно формирует ТЦЛ на своей территории.

Таким образом, значительно уступающая развитым странам АТР транспортная инфраструктура Приморского края может на данном этапе быть включена в азиатско-тихоокеанскую транспортно-логистическую систему как способ для развития этими странами собственных транспортных коридоров и расширения хабов, а также для транспортировки сырья, зерна без их обработки и предоставления иных сопутствующих услуг [3].

В Госпрограмме ПК [1] не учитываются основные проблемы, с которыми столкнутся инвесторы при создании ТЦЛ и развитии евро-азиатских транспортных коридоров на территории Приморского края:

- низкий уровень развития поддерживающих отраслей;

- высокие транспортные тарифы (по сравнению со среднероссийскими);

- дефицит квалифицированных кадровых ресурсов.

Расходы на эти позиции не заложены в объем инвестиции, который предполагают внести на реализацию проекта по развитию транспортно-логистического кластера.

Имеющийся в Госпрограмме ПК перечень инвестиционных проектов, например: проект «Сухой порт» (ТЛЦ железнодорожного и морского транспорта, Транссибирской магистрали и порты Приморья), «ВКАД» и другие требуют значительных инвестиционных вложений, на получение которых из госбюджета в условиях действия санкций ЕС трудно рассчитывать.

Эффективность создания и функционирования ТЛЦ в Приморском крае обуславливает необходимость корректировки Госпрограммы ПК с целью повышения уровня согласованности всех элементов транспортно-логистической системы: современных терминалов, мультимодального транспорта, эффективно сформированных маршрутов, гибкой тарифной и налоговой политики, использованием электронного обмена информации; а также преодоление существующих недостатков Госпрограммы ПК: отсутствие подробных бизнес-планов представленных в проектов, дефицит инвестиционных средств, разработку мероприятий по преодолению барьеров вхождения ТЦЛ Приморского края в транспортно-логистическую систему АТР.

Список литературы:

1. Государственная программа Приморского края «Развитие транспортного комплекса Приморского края» на 2013-2017 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/29791747/59584900.

Логистика

67

2. Закон Приморского края от 20 октября 2008 года № 324-КЗ «О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fpa.su/regzakon/primor-

skiy-kray/zakon-primorskogo-kraya-ot-20-oktyabrya-2008-g-n-324-kz-o-strate-

gii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-primorskogo-kraya-do-2025-goda.

3. Новосельцев Е.М. О перспективах развития траспортно-логистиче-ской системы в Приморском крае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dvforum.ru/2006/doklads/dokl_T3_Novoselcev.aspx.

4. Савенко С.В. Развитие транспортно-логистических центров в европейском регионе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://transportin-form.com/logistika/315-razvitie-transportno-logisticheskih-centrov.html.

5. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.min-trans.ru/documents/detail.php?ELEMENT_ID=9806.

ИСТОРИЯ БРЕНДА PANALPINA -ОДНОГО ИЗ ЛИДЕРОВ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ПОСТАВЩИКОВ ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

© Крикливая Н.А.*

Самарский государственный экономический университет, г. Самара

В статье рассмотрена история развития одной из крупнейших международных компаний, специализирующихся на предоставлении транспортно-экспедиционных и логистических услуг. Также проанализированы результаты деятельности корпорации в 2014 году, ее место на рынке 3РЬ-провайдеров и рассмотрены основные направления деятельности и ее отличительные особенности.

Ключевые слова: Panalpina, 3PL-провайдеры, логистика, авиаперевозки, морские перевозки.

Компания Panalpina - одна из крупнейших в мире поставщиков транспортно-экспедиционных и логистических услуг. Корпорация является одним из лидеров на мировом рынке 3PL-провайдеров, специализируясь на межконтинентальных морских и авиаперевозках, а также предоставляет услуги по выстраиванию логистических цепочек.

В рейтинге крупнейших международных транспортно-логистических компаний Panalpina занимает четвертое место. В частности, на рынке авиаперевозок она занимает третью позицию, а в сегменте морских - пятую. В сравнении с DHL, безоговорочным лидером отрасли, в 2014 году Panalpina

* Студент. Научный руководитель: Карпова Н.П., профессор кафедры Маркетинга и логистики, доктор экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.