Логистика
63
рамках логистической системы управления туристкой деятельностью является не достаточной.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время в логистике информационного обеспечения туристкой деятельности Приморского края присутствуют следующие недостатки, снижающие уровень управляемости туристским комплексом: отсутствует оперативная обратная связь между элементами комплекса и внешней средой, информационные потоки внутри регионального туристского комплекса не достаточно насыщены и оперативны, информационные потоки между производителями и потребителями туристских услуг не в полнее обеспечивают требование ФЗ-355 о безопасности турпоездок.
Повышению эффективности развития туризма в Приморском крае будет способствовать совершенствование информационной логистической системы обеспечения деятельности регионального туристско-рекреационного комплекса.
Список литературы:
1. Гатауллина С.Ю. О Совершенствовании взаимодействия государственных и муниципальных органов власти по развитию туризма // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2014. - № 11. - С. 124-128.
2. Закон Приморского края от 10 февраля 2014 года №355-КЗ «О туризме и туристской деятельности на территории Приморского края» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru/hotlaw/primor/525697.
3. Информационная система. Виды информационных систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.managment.aaanet.ru/mana-gement/logistika.php.
РАЗВИТИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ КАК ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА РОССИИ В АТР
© Г атауллина С.Ю.*
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
В статье рассматривается современное состояние и перспективы развития транспортно-логистического центра на территории Приморского края.
Ключевые слова: транспортно-логистический центр, транспортный узел, транспортная инфраструктура, производственно-техническая сфера, санкции.
Старший преподаватель кафедры Сервиса и туризма.
64 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
Объективные процессы глобализации и международной интеграции актуализируют задачу вхождения России в основные мировые транспортные коридоры перемещения пассажиропотоков и грузопотоков. В России функционируют крупные транспортно-логистические центра (далее - ТЛЦ) в Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске, Казани, Свердловской, Самарской областях, и др. Благоприятное евро-азиатское геополитическое положение Россия создает возможность формирования альтернативных транспортных путей сообщения между Азией и Европой за счет повышения производительности Транссиба и портов Дальнего Востока. В решении этой задачи важная роль принадлежит Приморскому краю, так как «транспорт играет важнейшую роль в экономике Приморского края. Доля транспортного комплекса Приморья в валовой добавленной стоимости региона составляет около 22 %, что существенно выше долей всех остальных отраслей экономики» [2].
Что должен представлять собой современный транспортный логистический центр? Согласно определению, принятому Европейской транспортной комиссией, логистический центр - территориальное объединение независимых компаний и органов, занимающихся грузовыми перевозками (например, транспортных посредников, грузоотправителей, операторов перевозок, таможенных органов) и сопутствующими услугами (например, по хранению, техническому обслуживанию и ремонту), включающее, по меньшей мере, один терминал (место, оборудованное для перевалки и хранения, контейнеры, съемные кузова и полуприцепы, пригодные для перевозки). В среднем, затраты на проект и строительство ТЛЦ окупаются за 5-9 лет [4]. Эффективность функционирования ТЛЦ определяется степенью его интеграции в международную транспортную систему.
Основой для создания системы ТЦЛ в Приморском крае должно стать развитие транспортной инфраструктуры: автомагистралей, железнодорожных путей и аэропортов, портов; строительство крытых складов для хранения и переработки грузов, контейнерных терминалов, удобных подъездов, использование информационно-вычислительной системы и многое другое.
Нормативно-правовую базу для развития транспортной логистики в Приморском крае составляют: Государственная программа Приморского края «Развитие транспортного комплекса Приморского края» на 2013-2017 годы (далее - Госпрограмма ПК) и Закон Приморского края от 20 октября 2008 года № 324-КЗ «О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года» (далее - КЗ-324). В Госпрограмме ПК приводится общая характеристика и основные проблемы транспортного комплекса (экономические показатели и проблемы безопасности), цели программы, показатели, сроки и мероприятия по реализации программы, порядок предоставления и расходования субсидий. В пункте 2.1.2 КЗ-324 приводится концепция формирования транспортно-логистического кластера в Приморском крае [2]:
Логистика
65
- развитие портовой системы и создание портового комплекса «Восточный - Находка»;
- развитие на базе аэропорта международного крупного транспортного транзитного узла, то есть создание хаба;
- развитие железнодорожного транспорта (комплексное развитие Находкинского транспортного узла);
- развитие дорожного хозяйства (проект реконструкция федеральной автомобильной дороги М60 «Уссури» Хабаровск - Владивосток и Хабаровск - Находка в срок до 2018 года);
- обеспечение современной дорожной сетью морских портов;
- развитие трубопроводного транспорта (строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан»; строительство газопровода Хабаровск - Владивосток);
- развитие аэродромной сети местного значения, в том числе реконструкция аэропортов местного значения (в пгт. Пластун, пгт. Тер-ней, с. Амгу, пгт. Светлая, с. Единка, с. Максимовка, с. Усть-Собо-левка, с. Самарга, с. Агзу);
- создание узлового транспортно-распределительного центра «Дальневосточный логистический центр» в с. Хмыловка для повышения загрузки Транссиба с 50 процентов до 80 процентов;
- формирование крупных логистических узлов в городах Уссурийске и Артеме;
- модернизация пограничных переходов (комплексное развитие железнодорожного пограничного перехода Гродеково - Суйфэньхэ, Махалино (Камышовая) - Хуньчунь, Турий Рог - Мишань. Лесоза-водск - Хулинь - Дальнегорск - Рудная Пристань);
- и так далее.
Анализ представленных программ позволил выявить:
- отсутствие системности, целостности, взаимосвязи решаемых локальных задач для достижения общей цели - формирование ТЛЦ Приморского края как единого механизма;
- отсутствие маркетинговых исследований. SWOT-анализа решаемых В Госпрограмме ПК задач;
- отсутствие программы необходимых изменений в организации таможенной и санитарной службах, службе безопасности при создании ТЦЛ;
- отсутствие программ развития производственно-технической сферы, банковской системы, консалтинга и других структур, обеспечивающих деятельность ТЦЛ.
Мощным конкурентом ТЛЦ Приморского края являются:
- Япония, которая обладает мультимодальными логистическими центрами, предлагает различные маршруты международных перевозок
66 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
и, в конечном итоге, определяет тарифную политику в АзиатскоТихоокеанском регионе;
- Китай, располагающий быстро развивающимися портами в Шанхае, Нинбо, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Циндао и Даляне;
- Республика Корея, которая активно формирует ТЦЛ на своей территории.
Таким образом, значительно уступающая развитым странам АТР транспортная инфраструктура Приморского края может на данном этапе быть включена в азиатско-тихоокеанскую транспортно-логистическую систему как способ для развития этими странами собственных транспортных коридоров и расширения хабов, а также для транспортировки сырья, зерна без их обработки и предоставления иных сопутствующих услуг [3].
В Госпрограмме ПК [1] не учитываются основные проблемы, с которыми столкнутся инвесторы при создании ТЦЛ и развитии евро-азиатских транспортных коридоров на территории Приморского края:
- низкий уровень развития поддерживающих отраслей;
- высокие транспортные тарифы (по сравнению со среднероссийскими);
- дефицит квалифицированных кадровых ресурсов.
Расходы на эти позиции не заложены в объем инвестиции, который предполагают внести на реализацию проекта по развитию транспортно-логистического кластера.
Имеющийся в Госпрограмме ПК перечень инвестиционных проектов, например: проект «Сухой порт» (ТЛЦ железнодорожного и морского транспорта, Транссибирской магистрали и порты Приморья), «ВКАД» и другие требуют значительных инвестиционных вложений, на получение которых из госбюджета в условиях действия санкций ЕС трудно рассчитывать.
Эффективность создания и функционирования ТЛЦ в Приморском крае обуславливает необходимость корректировки Госпрограммы ПК с целью повышения уровня согласованности всех элементов транспортно-логистической системы: современных терминалов, мультимодального транспорта, эффективно сформированных маршрутов, гибкой тарифной и налоговой политики, использованием электронного обмена информации; а также преодоление существующих недостатков Госпрограммы ПК: отсутствие подробных бизнес-планов представленных в проектов, дефицит инвестиционных средств, разработку мероприятий по преодолению барьеров вхождения ТЦЛ Приморского края в транспортно-логистическую систему АТР.
Список литературы:
1. Государственная программа Приморского края «Развитие транспортного комплекса Приморского края» на 2013-2017 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/29791747/59584900.
Логистика
67
2. Закон Приморского края от 20 октября 2008 года № 324-КЗ «О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fpa.su/regzakon/primor-
skiy-kray/zakon-primorskogo-kraya-ot-20-oktyabrya-2008-g-n-324-kz-o-strate-
gii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-primorskogo-kraya-do-2025-goda.
3. Новосельцев Е.М. О перспективах развития траспортно-логистиче-ской системы в Приморском крае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dvforum.ru/2006/doklads/dokl_T3_Novoselcev.aspx.
4. Савенко С.В. Развитие транспортно-логистических центров в европейском регионе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://transportin-form.com/logistika/315-razvitie-transportno-logisticheskih-centrov.html.
5. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.min-trans.ru/documents/detail.php?ELEMENT_ID=9806.
ИСТОРИЯ БРЕНДА PANALPINA -ОДНОГО ИЗ ЛИДЕРОВ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ПОСТАВЩИКОВ ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
© Крикливая Н.А.*
Самарский государственный экономический университет, г. Самара
В статье рассмотрена история развития одной из крупнейших международных компаний, специализирующихся на предоставлении транспортно-экспедиционных и логистических услуг. Также проанализированы результаты деятельности корпорации в 2014 году, ее место на рынке 3РЬ-провайдеров и рассмотрены основные направления деятельности и ее отличительные особенности.
Ключевые слова: Panalpina, 3PL-провайдеры, логистика, авиаперевозки, морские перевозки.
Компания Panalpina - одна из крупнейших в мире поставщиков транспортно-экспедиционных и логистических услуг. Корпорация является одним из лидеров на мировом рынке 3PL-провайдеров, специализируясь на межконтинентальных морских и авиаперевозках, а также предоставляет услуги по выстраиванию логистических цепочек.
В рейтинге крупнейших международных транспортно-логистических компаний Panalpina занимает четвертое место. В частности, на рынке авиаперевозок она занимает третью позицию, а в сегменте морских - пятую. В сравнении с DHL, безоговорочным лидером отрасли, в 2014 году Panalpina
* Студент. Научный руководитель: Карпова Н.П., профессор кафедры Маркетинга и логистики, доктор экономических наук, доцент.