СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Николай Александрович Головин
доктор социологических наук, профессор факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета,
Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]
Развитие преподавания теоретической социологии в Санкт-Петербургском университете в 1990-2010-е годы
Начало преподавания социологической теории в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) было положено Постановлением Политбюро ЦК КПСС «О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых проблем советского общества» (О повышении роли ... , 1989 : 15—23), в котором признан ее автономный научный статус (отдельный от философии) и рекомендовано ее преподавание в вузах в качестве специальности. Именно это решение властей послужило основанием для открытия социологических факультетов в Московском и Ленинградском госуниверситетах, всего в 12 вузах СССР. Нечто подобное уже было в истории отечественной социологии: после официального построении основ социализма в 1938 году социология была defacto (но не de jure) ликвидирована, но в новом периоде истории, ознаменованном оттепелью, она была восстановлена решением Политбюро ЦК КПСС в 1968 году в качестве прикладной науки, что зафиксировано в названии Института конкретных социальных исследований (ИКСИ) (Организации Института конкретных ... , 1968). Это обстоятельство отражало потребность советской элиты в достоверном знании об обществе, которое планировалось реформировать. Правящая элита обязала Институт вести исследования общества для управленческих нужд «на основе диалектического и исторического материализма» (Об основных направлениях ... , 1968), что логически следовало из смены политического курса: обновленная правящая элита Л. И. Брежнева «отринула» третью Программу партии Н. С. Хрущева в пользу концепции развитого социализма, означавшую, что отныне нужно заниматься не коммунистической утопией, а разобраться с тем реальным обществом, которое было построено в стране (Семенков, 2013: 111 — 112). Тем не менее для социологии, как эмпирической науки об обществе, это
не означало начало нового этапа, а обещало лишь новый период существования в объятиях все той же советской идеологии и ее риторики.
Историко-научное значение Постановления Политбюро ЦК КПСС 1988 года оказалось масштабнее, чем содержащиеся в нем непосредственные указания. Оно состояло в том, что, несмотря на требование вести исследования «на методологической основе марксизма-ленинизма», Институту социологии РАН (ИС РАН), в который был преобразован ИКСИ, этим же решением и в то же время поручалась «разработка фундаментальных теоретических, методологических и методических проблем социологии», то есть признавалось право теоретической позиции на основе научного выбора вплоть до самостоятельной разработки фундаментальных основ исследования. Эти формулировки означали двусмысленность решения власти: социология по-прежнему официально считалась марксистско-ленинской наукой, но в то же время признавалась ее исследовательская самостоятельность в теории и методологии. «Двоевластие» в теории и методе исчезло в результате ее отмены ст. 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в 1990 году, а затем и смены общественной системы на рубеже в 1991—92 года, что лишь повысило роль социологии в обществе. Начался новый этап в развитии отечественной социологии.
Решение соответствовало ожиданиям тех, кто считал марксистскую теорию общества устаревшей по содержанию. Неожиданным результатом отказа от марксизма стал дефицит в теории общества, вызванный еще и длительной ограниченностью участия российской социологии в интернациональной теоретической дискуссии, а также ситуацией мультипарадигмальности в теоретической социологии, которая продолжается и поныне: теоретический синтез в социологии идет медленно. Такова ситуация 1989—90 годов, оказавшая влияние на формирование комплекса теоретических знаний для преподавания, который послужил бы основой профессионализма и отражал бы ситуацию в науке.
Важным позитивным фактором развития преподавания социологии в те годы стал динамизм трансформации российского общества, ее кризисный характер. Здесь уместно напомнить, что кризисные времена трудны для населения, но они благотворно влияют на развитие социологии, вызывая обновление ее предмета, теории и метода. В частности, кризис вызывал большой интерес к российскому обществу среди европейских и американских социологов, испытывавших профессиональную заинтересованность в изучении процесса смены общественной системы. Довольно быстро возникли тесные контакты с зарубежными коллегами, расширилось сотрудничество с вузами-партнерами, что способствовало интенсивной интеграции социологов в интернациональную дискуссию. У факультета социологии СПбГУ сложилось тесное сотрудничество с Билефельдским университетом (Германия), основанным в 1968 году и возглавляемым видным немецким социологом Гельмутом Шельски (1912—1984), заложившим в нем крупнейший в Европе факультет социологии, в котором был разработан учебный план по социологии, оказавшийся влиятельным в Европе. Близкое знакомство с его реализацией оказалось существенным подспорьем в развитии преподавания социологии в СПбГУ, в частности теоретической социологии. С учетом этого позитивного фактора на факультете была выработана концепция преподавания предмета «Социологическая теория», которая заключалась в следующем.
Исторический, теоретический и методологический аспекты единого процесса социологического познания общества относятся к изучению основ специальности,
и образуют целостность теоретической социологии, но изучаются в отдельных дисциплинах. При этом предметом курса социологической теории является логическая структура и теоретическое содержание важнейших направлений теоретического познания общества, их современное состояние и достижения (Головин, 1998). С учетом истории социологии и меодологического плюрализма в курс были включены: системная теория (Парсонс, Луман), критическая теория, теория социального действия (Вебер, феноменологическая социология, символический интеракционизм, социальный конструктивизм), теория социального поведения. Эти направления связаны с общепризнанными объяснительными принципами наук об обществе — системностью, диалектикой, детерминизмом, рациональностью.
Преподавание социологической теории связывалось с классическими вопросами социальной мысли: о способах функционирования и развития общества; об основах социальных отношений, с альтернативными решениями социально-философских, теоретико-познавательных и мировоззренческих проблем, сформулированных в истории европейской социальной мысли и касающихся природы социальной реальности, условий ее объективного познания; степени свободы человека в мире. Тем самым ставился и решался сложный вопрос о преемственности социологической теории и крупных интеллектуальных результатов изучения человека и общества, которые были достигнуты в европейской культуре еще до основания социологии.
Данная систематизация теоретических направлений, выполненная с учетом истории и предыстории социологии и направлений развития теории в условиях мультипарадигмальности и отсутствия общепризнанной систематизации теоретических направлений, до сих пор остается дидактической основой преподавания теории на факультете социологии СПбГУ (Козлова, 2000; Введенский, 2011). Эта систематизация, как и всякая схема, упрощает в дидактических целях сложность «реальных» теорий. Например, классик теоретической социологии XX века Т. Парсонс, разрабатывая фундаментальное решение проблемы социального порядка в современном обществе, в 1960—70-е годы создал теорию общества как синтез теории социального действия и общей теории систем, что формально позволяет отнести его творчество сразу к двум направлениям. Чтобы разобраться в столь сложных теоретических конструкциях, изучение логики теории было реализовано через инструментально-аналитические возможности понятия «научно-теоретическая позиция». Будучи обобщением родственных «реальных» теорий, научная позиция как «познавательная конструкция» позволяет изучать их общность и различия в понимании предмета социологии, задач теории, познавательных интересов и проблемных областей, критериев истинности и научности содержательных высказываний, оценивать методологическое и прикладное значение теорий, а также позволяет учесть сложность современных моделей социума, основанных на синтезе разных теоретических позиций и направлений социологической мысли.
Разработка концепции преподавания теоретической социологии потребовала выделить совокупность общесоциологических понятий, которые должны быть изучены как инструменты профессиональной работы выпускника. Тем самым была сформулирована трудноразрешимая задача: в ситуации мультипарадигмаль-ности составить научно убедительную совокупность понятий, являющихся основными для избранных теоретических направлений. Например, понятие общества является таким в теории социальных систем и в критической теории, в то же время
оно элиминируется в теории социального действия, считается производным, вторичным, достоянием обыденного сознания, а не науки, иными словами не несет научной нагрузки (М. Вебер, Г. Зиммель) (Тюрель, 1997). В системно-теоретическом направлении такими понятиями являются понятия социальной системы, общества и его подсистем, окружающего мира, культуры, структуры и функций, саморегуляции, аутопойезиса. В критическую теорию, помимо политэкономических понятий, входят все те, что связаны с эксплуатацией, господством и подчинением. Концепция преподавания, в которой выделены важнейшие социологические понятия лишь в рамках рассматриваемых теоретических направлений, представляет собой практическое решение проблемы мультипарадигмальности социологии в рамках ее преподавания, прагматически удобное для преподавания.
Таким образом преподавание социологической теории было направлено на освоение студентами важнейших понятий общей социологии в рамках названных теоретических направлений, формирование у студентов умения ориентироваться в структуре теоретического знания фундаментального уровня, на развитие «социологического воображения» как умения использовать теоретические модели общественных явлений и процессов. Таким образом были созданы основы преподавания социологической теории с учетом ее мультипарадигмальности. Программа курса рассчитана на 100 часов (из них 2/3 лекций и 1/3 — семинары) в рамках 5-летнего учебного плана специалиста-социолога. Она содержит два модуля: «Важнейшие социологические понятия» и «Направления в фундаментальной социологической теории».
В 1990-е годы постоянно давал о себе знать дефицит учебной литературы и первоисточников по теоретической социологии. Поэтому студентами использовались тексты классиков и видных представителей современной социологической мысли М. Вебера, Г. Маркузе, Т. Парсонса, Н. Лумана, Г. Мида, А. Шюца, П. Бурдье, Ж. Лиотара, И. Гофмана в форме ридеров, журнальных статей и немногочисленных хрестоматий. Лишь к концу десятилетия дефицит учебников, учебных пособий и хрестоматий по предмету снизился, было опубликовано, среди прочих, пособие, содержащее вышеизложенную концепцию преподавания социологической теории (Головин, Орех, 1998).
Конец первого десятилетия преподавания социологии, совпавший со сменой веков и тысячелетий, оказался знаменательным во многих отношениях. Он разграничивает кризисный период и относительную стабилизацию российского общества. Сложилась новая общественная система, стало реальностью «общество потребления», существенно вырос уровень жизни большинства населения, а вместе с ним — степень недовольства капиталистическим обществом, основанным на конкуренции. В социологии сложился сегмент эмпирических исследований на заказ, реализовалась задача, поставленная советской властью на ее исходе — обеспечить мониторинг общественного мнения. В то же время ситуация мультипарадигмаль-ности в теоретической социологии существенно не изменилась.
В российском социологическом сообществе этот период ознаменовался попытками консолидации. В 2000 году на факультете социологии СПбГУ состоялся Первый Всероссийский социологический конгресс, который символизировал завершение более чем векового процесса институционализации социологии в стране, с самого начала осложнявшегося конфликтом социологии и политической элиты. Движение замедлялось борьбой за лидерство в социологическом сообществе,
за право представлять его в стране и за рубежом. Московский социолог А. В. Тихонов характеризует ситуацию в российской социологии как посткризисную: «Пост-кризисный синдром — это вполне естественное после очередного крутого поворота истории тяжелое размышление и переживание социологами своего нового положения в изменившейся стране (институциональный аспект) и своего места и роли в науке, а конкретнее — в социально-научном знании (эпистемологический аспект)» (Тихонов, 2008: 34—35).
Социолог-теоретик А. Ф. Филиппов в 2000 году отмечает аналогичное положение в теоретической социологии: в России нет обширных и постоянных коммуникаций, тематизирующих, прежде всего, фундаментальную социологическую теорию, нет концептуальных построений, нет достаточно самостоятельных последователей (во всяком случае, круга последователей) какой-либо признанной западной школы, нет и заметных претензий на создание своего собственного большого теоретического проекта (Филиппов, 1999: 7). В дальнейшем, в 2000-е годы, в российской социологии идет восприятие идей видных западных социологов: Н. Лумана, П. Бурдье, классиков американской социологии второй половины ХХ века, но к рубежу веков ситуация в теоретической социологии существенно не изменилась.
Новшеством рубежных лет стал переход подготовки социологов на двухуровневое обучение: бакалавриат и магистратура. Его реализация на факультете социологии СПбГУ началась в 1999—2000 учебном году, когда наряду с подготовкой специалистов была открыта образовательная программа магистратуры по направлению «Социология», а в дальнейшем и основная профессиональная образовательная программа бакалавриата. Именно на этом основании можно выделить первый период преподавания теоретической социологии в СПбГУ (1989/90—1999/2000 учебные годы) и начало второго.
Введение двухуровневой структуры подготовки социологов было вынужденной мерой, связанной с глобализацией образования, заимствованием европейскими странами англо-американской модели бакалавриата и магистратуры вместо специали-тета, унификацией высшего образования в Европе в рамках Болонского процесса, к принципам которого присоединилась и РФ. Эта мера застала преподавателей социальных и гуманитарных наук врасплох не только на факультете социологии СПбГУ и в стране, но и в европейских университетах, сделав проблему дифференциации преподавания социологии и теоретической социологии по двум уровням общей проблемой. Она потребовала от каждого непосредственного участия в замене учебного плана специалиста двумя новыми, а вместе с тем и новой концептуальной разработки преподавания теоретической социологии в рамках тех же 100 часов, поделенных между бакалавриатом и магистратурой. Если в бакалавриате еще можно было основываться на прежней концепции преподавания, ограничившись важнейшими положениями учебного плана «Специалиста», то в магистратуре ее использование исключалось. Потребовалось разработать новую концепцию преподавания дисциплины (как и учебного плана в целом).
Существенным обстоятельством этой работы стало принятие в 2000 году Министерством образования РФ образовательного стандарта магистратуры по социологии (ФГОС ВПО Направление 521200 — Социология...). Этот документ был основан и реализован на идее дифференцированной подготовки магистров-социологов. Он установил перечень магистерских профилей (считавшихся отдельными магистерскими программами): «История зарубежной и отечественной
социологии», «Методология современного социального познания» и «Современные социологические теории». Документ реферативно определял основное содержание профилей, направляя «Современные социологические теории» на изучение глобализации общества и некоторых приоритетов в теоретической дискуссии тех лет. Он же задавал преподавание общего для всех профилей предмета «Современные социологические теории и школы». С одной стороны, это облегчило разработку теоретического курса, но с другой — осложнило бы работу, так как задавало слишком узкие рамки для его содержания, если строго придерживаться обозначенных приоритетов.
Выходом из этого затянувшегося положения стало принятие в 2009 году закона «О Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», который уравнивал эти университеты в их особом статусе и гарантировал им широкую академическую автономию. Закон позволил СПбГУ перейти на свои образовательные стандарты. В свою очередь Министерство образования и науки РФ в начале 2010 года приняло новый образовательный стандарт по социологии, в котором уже не было содержательных требований, а были зафиксированы лишь компетенции выпускника. Затем СПбГУ разработал и принял свой образовательный стандарт по магистратуре (ФГС ВПО по направлению подготовки 040100 — Социология). Эти обстоятельства повлияли на дальнейшую дифференциацию преподавания теоретической социологии в бакалавриате и в магистратуре, прежде всего, на содержательное наполнение предмета «Современные социологические теории».
Концепция преподавания дисциплины в магистратуре основана на идее обучения более сложным профессиональным компетенциям, нежели в бакалавриате, согласно компетентностно-ориентированному учебному плану вместо прежнего дисциплинарно-ориентированного. Преподавание социологической теории в магистратуре решает две задачи: во-первых, детальное изучение теорий фундаментального уровня и приобретение навыков их дальнейшего развития вплоть до самостоятельного теоретизирования в рамках отдельного направления. По этой причине важнейшее внимание уделяется таким вопросам, как мировоззренческие и антропологические компоненты теории, современная эпистемологическая проблематика. Во-вторых, идея реализуется через изучение студентами вклада в теоретическую социологию национальных школ: американской, немецкой, французской, английской, итальянской и актуальной ситуации в российской теоретической социологии. Следует отметить, что, несмотря на глобализацию науки и доминирование английского языка как языка научного общения, крупные теории в социологии разрабатываются на национальных языках. Так, классик социологии американец Т. Парсонс создал этапную для дисциплины теорию общества на английском, а его преемник в теории социальных систем немецкий социолог Н. Луман — на немецком языке; влиятельная в последние годы теория социального пространства и неэкономического капитала создана во Франции П. Бурдье на его родном языке. Эти примеры дают не только основание для изучения в магистратуре теоретических достижений национальных социологических школ, но и позволяют лучше понять место отечественной социологии среди них. Так, преподавательская деятельность автора этих строк в 2009—2011 годах в качестве приглашенного профессора в Геттингенском, а затем и в Магдебургском университетах позволяет утверждать, что наследие классиков
русской социологии практически не используется за рубежом, в то время как в российской социологии используются в основном идеи зарубежных классиков.
Важной особенностью преподавания социологической теории в магистратуре факультета стала профилизация учебного плана. Одним из 10 профилей, основанным на действовавшем тогда государственном образовательном стандарте, стал профиль «Современные социологические теории». Его первые студенты были мотивированы не только интересом к теоретической социологии и академической карьере, но и возможностью получить в дополнение к уже имеющемуся диплому спе-циалиста-социолога еще и диплом магистра престижного Санкт-Петербургского университета.
Вместе с тем в 2000-е годы интерес к академической карьере у студентов ослаб. Сказалась прагматическая установка молодежи: студенты стали выбирать конкретные знания, связанные с общественными проблемами, перспективой быстрого карьерного роста, а не задерживаться в аспирантуре, готовясь к преподавательской или научной работе. Этому способствовало и снижение конкурса в вузы, вызванное ростом числа учебных мест и выходом из средней школы малолюдных возрастных когорт, родившихся в кризисные годы конца 1980-х и в 1990-е годы.
Однако университетская подготовка социологов не может обойтись без овладения фундаментальной теорией, так как именно она вместе с историей и методологией дисциплины формируют у выпускников профессионализм и профессиональную идентичность. Ее преподавание в магистратуре сконцентрировалось в дисциплинах, обязательных для всех профилей части учебного плана.
Большое значение для дальнейшей дифференциации обучения имел масштабный эксперимент в стране по созданию прикладного бакалавриата в 2009— 2014 годах (О проведении эксперимента.). Он был мотивирован идеей привести подготовку в бакалавриате в соответствие с требованиями работодателя к работнику, от которого ожидается способность ко все более сложной практической деятельности. Эксперимент охватывал не только инженерные, но и гуманитарные и социально-экономические специальности высшего образования. Так как сформулированное в документах нормативное различие прикладных и академических видов бакалавриата отражало общий интерес к прикладной подготовке, оно вышло за рамки эксперимента среди непосредственных его участников и оказало влияние на дальнейшую дифференциацию преподавания в магистратуре факультета социологии СПбГУ. В социологии оно вызвало дальнейшую поляризацию профилей магистратуры на академическую и прикладные. Последующее усиление академической ориентации профиля «Современные социологические теории и школы» означает, что обучающихся готовят к поступлению в аспирантуру по научной специальности 22.00.01 — Теория, история и методология социологии. Соответствующее реформирование учебного плана профиля было выполнено в два этапа. Сначала он был объединен с профилем «История отечественной и зарубежной социологии» под названием «Современные социологические теории», затем учебный план был приведен в соответствие с требованиями Образовательного стандарта СПбГУ 2011 года. Дальнейшее развитие преподавания определялась переходом от дисциплинарно-ориентированного к компетентностно-ориентированному учебному плану магистратуры по социологии. Это проявилось в разработке соответствующих академически ориентированных компетенцией магистра.
Здесь уместно отметить, что хроническое недофинансирование системы высшего образования в кризисные 1990-е годы снизило престиж вузовских профессий и интерес студентов к академической карьере. Значительные бюджетные ассигнования в конце 2000-х — начале 2010-х, реализация Федеральной целевой программы «Кадры высшей школы» с 2009 года рождают оптимистические ожидания восстановления престижности вузовской карьеры.
С самого начала преподавание теоретической социологии в магистратуре выстраивалось на основе традиций российской социологии и интернациональной дискуссии в общей социологии. Чаще всего кооперировались с немецкими университетами, так как они продолжают богатую и хорошо освоенную в России теоретическую социологию и в то же время сталкиваются с общей проблемой перехода от специалитета к бакалавриату и магистратуре. Сотрудничество с немецкими коллегами позволило глубже понять, в чем заключаются преимущества модульной структуры учебного плана, как она может быть использована в бакалавриате и в магистратуре.
В преподавании теоретической социологии для магистров на факультете социологии СПбГУ широко используются технологии дистанционного обучения, а согласно Закону «Об образовании» 2012 года, ст. 16 закрепляет право вуза «реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (О внесении изменений в закон «Об образовании», ст. 1.1). Это означает признание дистанционного образования отдельной формой обучения, а не просто информационной технологией обучения, как то было ранее. Ведь не секрет, что магистрант, порой с большим трудом поступив на учебу, на следующий же день устраивается на работу, попадая тем самым, в хрестоматийный ролевой конфликт студента, работающего с полной занятостью. Мы, на факультете, располагаем апробированным дидактическим опытом такого обучения (Головин, Завьялов, 2006).
Вернемся к содержанию подготовки магистра по профилю «Современные социологические теории». Оно охватывает компетенции выпускника, обеспечивающие разработку социологической теории, способность вести методологические и историко-социологические исследования, преподавать в университете или работать в исследовательской организации, но прежде всего — продолжить учебу в аспирантуре по теории, истории и методологии социологии. Речь идет и о таких компетенциях магистра социологии, как самостоятельность и самосовершенствование в профессии, инновативность в работе, знание иностранных языков. Эти способности входят в модель магистра любого направления и профиля, в том числе специализирующегося в теории, истории и методологии социологии. Именно этим данный профиль отличается от других профилей магистратуры факультета социологии СПбГУ (Головин, 2012). Кроме того, в нем детально изучается вклад национальных социологических школ в общую социологию, поэтому выпускник профиля владеет ситуацией в социологии в целом, разбирается в особенностях национальных социологических школ, в том числе российской.
По окончании учебы выпускник готов использовать в работе современные социологические теории и концепции, представить теоретические разработки российской социологии в интернациональной дискуссии; способен обогащать общую теорию дисциплины, работать над оптимальным теоретическим решением
крупной общественной проблемы; может анализировать эмпирические данные и теоретически обобщать их; способен использовать результаты демографии, экономической науки и наук о культуре в социологическом исследовании; готов к преподаванию социологии в вузе.
Большинство компетенций не нуждаются в особых комментариях, но некоторые из них заслуживают пояснения. Так, для данного профиля существенное значение имеет готовность выпускника использовать теоретическое наследие российской социологии в интернациональной социологической дискуссии с учетом тенденций развития современного общества. В настоящее время общепризнанным российским вкладом в интернациональную науку об обществе является теория длинных волн экономического развития Н. Д. Кондратьева (так называемые кондратьевские циклы). Автор опубликовал ее в Германии еще в 1926 году (Kondratjev, 1926). В социологическом мире идет дискуссия о том, находятся ли развитые страны в шестом цикле, или все еще продолжается пятый (Handeler, 2005; Korotayev, Grinin, 2012). Весомым вкладом российской социальной мысли в мировую науку и политическую и культурную реальность является концепция евразийства. В настоящее время это интеллектуальное течение возрождается благодаря теории ленинградского — санкт-петербургского ученого Л. Н. Гумилева (1912—1992), работавшего некоторое время в СПбГУ. В отличие от творчества первого поколения российских евразийцев 1920-30-х годов, труды Гумилева вызывают растущий интерес элит в некоторых постсоветских странах. Символично, что его именем назван столичный университет Казахстана — Университет города Астаны, его труды стали официальной идеологией этой Республики, вызывают растущий интерес общественности стран СНГ. Эти идеи способствуют интеграционным тенденциям на постсоветском пространстве, но не входят в современную интернациональную дискуссию в общей социологии. Таким образом, данная компетенция является труднодостижимой для выпускника магистратуры, так как поток теоретического знания в общественных науках направлен в основном с Запада на Восток. Этот факт может измениться в контексте глобализации науки и ее влияния на обучение в аспирантуре.
В рамках рассматриваемого профиля подробно изучается вклад в теорию общества дореволюционных российских социологов различных школ и политических направлений. Их подход заключается в сочетании анализа крупных проблем общества с выработкой практических мер их решения на основе фундаментальной теории. При этом особого внимания заслуживает творчество М. М. Ковалевского (1851—1916) и П. А. Сорокина (1889—1968), которое нашло отражение в отдельных дисциплинах профиля. Российско-американский социолог П. А. Сорокин является не только классиком социологии, но и первым, кто заложил основы интегративной тенденции в социологии, что является актуальной проблемой дисциплины и сегодня.
По мере реформирования системы образования в стране будет расти престиж научной и преподавательской работы, усилится мотивация молодежи к академической и научно-исследовательской карьере. Выпускников академических профилей магистратуры уже сейчас ждут перспективные рабочие места в вузах Санкт-Петербурга и России, в исследовательских организациях, социальных службах, общественных организациях и рыночном секторе экономики. Уместно отметить, что такие вакансии в Санкт-Петербурге давно замещаются в основном выпускниками
факультета социологии СПбГУ. Есть множество примеров успешной карьеры студентов, специализировавшихся в теоретической социологии. Они успешны не только в стране, но и за рубежом, выполняют интересные социологические исследования. Это стало возможно на основании современного фундаментального знания по теоретической социологии, полученного в период обучения на факультете.
Преподавание теоретической социологии в магистратуре было начато без предварительной подготовки учебников, их по-прежнему не хватает, по многим социологическим предметам они еще не созданы. Поэтому преподаватели кафедры теории и истории социологии поддерживают своими исследованиями и публикациями учебный процесс, так что студенты оказываются в идейной среде санкт-петербургской академической школы в социологии. Это реализуется в значительной степени через издание периодического сборника «Проблемы теоретической социологии» под ред. проф. А. О. Бороноева. С 1994 по 2012 год вышло 9 выпусков со статьями ведущих отечественных и зарубежных специалистов, например, социо-логов-теоретиков Никласа Лумана и Ульриха Бека. В распоряжении студента — статьи факультетских преподавателей, опубликованные в университетских журналах «Вестник СПбГУ. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика» и в «Журнале социологии и социальной антропологии», во всероссийских журналах «Социологические исследования», «Социологический журнал» и многочисленных других периодических изданиях.
В рамках теоретической подготовки студентов в 2009—2011 годах на факультете социологии СПбГУ реализован крупный научно-исследовательский проект на тему «Верификация общей теории социальных систем Н. Лумана (на материалах латентных рекламных посланий)». Он выполнен в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009—2013 годы» коллективом преподавателей, аспирантов и студентов кафедры теории и истории социологии с привлечением работников других кафедр факультета. Сопоставление крупной теории общества с эмпирическими данными вскрыло много интересного о фундаментальных процессах в социуме. Например, стили жизни и ценности, содержащиеся в потоке рекламы, порой даже не воспринимаются молодежью, так как действие других агентов социализации, таких как семья, пересиливает потоки информации, типичные для общества потребления. В итоге НИР сформулирован вывод о крупном вкладе Лумана в интегративную тенденцию в социологии. Его труд оценен как второй этап развития системно-теоретического направления в социологии, который пришел на смену социологии Парсонса. Однако главный итог работы — это вклад в подготовку студентов и аспирантов, вклад в интернациональную социологическую дискуссию.
Таким образом, в процессе преподавания теоретической социологии в магистратуре сложилась ее направленность на сохранение и развитие традиций российской и санкт-петербургской социологии. Эта ориентация, на наш взгляд, может противостоять сложившемуся катастрофическому положению в аспирантуре, когда, по словам министра Д. В. Ливанова, с 1993 год по 2007 год общее количество диссертаций выросло в 3 раза, в основном по социальным и гуманитарным наукам, в том числе по социологии в 5 раз, произошла инфляция научных степеней и званий, научное сообщество понесло серьезные репутационные потери (Дмитрий Медведев провел ... , 2013).
1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании», согласно которому аспирантура стала третьим вузовским уровнем профессионального образования (ст. 10, 108, прежде она считалась «послевузовским» образованием). На этом уровне в преподавании теоретической социологии есть особенности. Во-первых, с 2013/14 учебного года используется новый учебный план подготовки аспирантов, причем они «имеют право принимать участие в формировании содержания своего профессионального образования» (проект Приказа Минобрнауки ... , 2013). Такого права прежде не существовало. Во-вторых, на начало 2013/14 учебного года еще не было образовательного стандарта аспирантуры. Иными словами, необходимость обучения в аспирантуре по вузовскому учебному плану застала вузы врасплох. В данном случае функцию образовательного стандарта неофициально выполняют опубликованные в 2013 году Минобрнауки РФ дискуссионные проекты документов: «Вариант. » компетенций аспиранта (Вариант перечней универсальных компетенций ... , 2013; Макет ФГОС ВПО по программам подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре ... , 2013), а также паспорта специальности научных работников. Таковы обстоятельства начала третьего этапа в развитии преподавания теоретической социологии в вузах.
Особенностью учебных планов аспирантуры по различным специальностям является отсутствие в них общей обязательной части дисциплин специализации. Общая часть ограничена «Социальной философией» и «Философией и историей социологии», так что теоретическая социология стала специализацией аспирантуры, ориентированной на научную специальность 22.00.01 — теория, методология и история социологии. На этом основании представляется логичным сфокусировать преподавание теоретической социологии на общекультурных и профессиональных компетенциях из предлагаемого «Варианта.», общего для всех направлений аспирантуры, а именно: способность критически мыслить и генерировать новые идеи; способность к междисциплинарным исследованиям и кооперации с зарубежными специалистами; развитость социологического мышления, овладение методологией теоретических и экспериментальных исследований в социологии; способность создавать новые методы исследования; быть организатором научной работы, способным стать интересным и эффективным преподавателем социологии.
Разработанный в СПбГУ учебный план по названной научной специальности реализует эти требования к выпускнику через следующие курсы по специализации: методология социального познания; актуальные вопросы теоретической социологии; современные методы социологического исследования; методика преподавания социологии; методика научной работы. Блок дисциплин по выбору обеспечивает тонкую настройку преподавания на образовательную траекторию каждого аспиранта и тему его диссертации. В него входят предметы: эпистемологические основания социологии; теоретические и методологические основы междисциплинарных социальных исследований; конструирование теорий в социологии; социология российского общества; научно-методический семинар по подготовке диссертации. В этих дисциплинах реализуются новейшие результаты исследований и опыт преподавания, накопленные в СПбГУ в области теории, методологии и истории социологии.
Говорить об эффективности результатов обучения в аспирантуре по теоретической социологии пока преждевременно, но здесь уместно вернуться к трудно-
достижимой компетенции — генерация новых идей на междисциплинарном и интернациональном уровне в условиях глобализации науки. Она выражается в изменившихся технологиях научной работы, доступности полнотекстовых информационных баз научных работ, использовании английского языка для коммуникации. Конечно, в отличие от естественных или физико-математических наук с их общими предметами, социологи изучают «свои» общества и имеют лишь небольшую теоретическую и методологическую общую часть знания. Тем не менее названные глобализационные изменения открывают возможность повысить вклад российских исследований, в том числе и аспирантских, но не за счет лишь ярких научных лидеров, а в результате профессиональной подготовки специалистов и их последующей работы. Конечно, он будет невелик, ведь и Правительство РФ полагает, что увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of science), до 2,44 % является достойной целью [Распоряжение Правительства РФ (проект) ... , 2013]. Судя по аналитическим материалам, это вполне реальная цель, в том числе и для российских социальных наук (Касьянов, 2013).
Это обстоятельство способно, на наш взгляд, добавить к потоку теоретического знания с Запада на Восток, сложившемуся в общественных науках, некоторое встречное движение.
Таким образом, в развитии преподавания теоретической социологии в СПбГУ различаются три этапа. Ограничиваясь примером преподавания социологической теории, можно отметить, что на первом этапе (1989/90—1999/2000 учебные годы) была выработана базовая концепция чтения курса социологической теории, содержащая материал о важнейших социологических понятиях и позволяющая студенту ориентироваться в структуре теоретической социологии. В настоящее время данная концепция реализуется в бакалавриате.
На втором этапе (1999/2000—2012/13 учебные годы) в преподавании теоретической социологии в магистратуре был разработан предмет «Современные социологические теории», который углубляет базовую теоретическую подготовку в области освоения структуры социологических теорий и в ситуации мультипара-дигмальности охватывает вклад национальных школ в общую (теоретическую) социологию.
На третьем этапе, начавшемся в 2013/14 году вместе с отнесением аспирантуры к вузовскому уровню подготовки вместо прежнего послевузовского, преподавание теоретической социологии направлено на интеграцию аспиранта в интернациональную социологическую дискуссию в сочетании с его работой над диссертацией.
Литература
Вариант перечней универсальных и рекомендуемых общепрофессиональных компетенций для разработчиков Федеральных государственных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО) по программам аспирантуры // Координационный Совет (КС) учебно-методических объединений (УМО) и научно-методических советов (НМС) высшей школы. ФГОС. URL: http://fgosvpo.ru/uploadfiles/metod/kompasp.pdf (дата обраения:
21.01.2014). [Variant perechney universal’nykh i rekomenduyemykh obshcheprofessional’nykh kompetentsiy dlya razrabotchikov Federal’nykh gosudarstvennykh standartov (FGOS) vysshego professional’nogo obrazovaniya (VPO) po programmam aspirantury // Koordinatsionnyy Sovet (KS) uchebno-metodicheskikh ob’yedineniy (UMO) i nauchno-metodicheskikh sovetov (NMS) vysshey shkoly. FGOS. URL: http://fgosvpo.ru/uploadfiles/metod/kompasp.pdf (data obracsh-eniya: 21.01.2014).
Введенский В. Н. Педагогическая профессия как социальный институт: сущность, модель, развитие. Берлин: LAP Lambert, 2011. 407 с. [Vvedenskiy V. N. Pedagogicheskaya professiya kak sotsial’nyy institut: sushchnost’, model’, razvitiye Berlin: LAP Lambert, 2011. 407 s.]
Головин Н. А. Преподавание социологической теории в Санкт-Петербургском государственном университете // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1, № 1. [Golovin N. A. Prepodavaniye sotsiologicheskoy teorii v Sankt-Peterburgskom gosudarstvennom universitete // Zhurnal sotsiologii i sotsial’noy antropologii. 1998. T. 1, № 1].
Головин Н. А. Профиль «Современные социологические теории» // Магистерские программы по социологии и социальной работе в СПбГУ: возможности и перспективы / под ред. Е. С. Богомягковой, В. И. Дудиной, В. В. Козловского, М. С. Куропятник, С. Д. Савина. СПб.: Северная Нива, 2012. [Golovin N. A. Profil’ «Sovremennyye sotsiologicheskiye teorii» // Magisterskiye programmy po sotsiologii i sotsial’noy rabote v SPbGU: vozmozhnosti i perspektivy / pod red. Ye. S. Bogomyagkovoy, V. I. Dudinoy, V. V. Kozlovskogo, M. S. Kuropyatnik, S. D. Savina. SPb.: Severnaya Niva, 2012].
Головин Н. А., Завьялов В. В. Введение в преподавание социологии с использованием новых информационных технологий: учебное пособие и хрестоматия / рек. учен. советом УНЦ «Социология» СПбГУ. СПб.: Интерсоцис, 2006. [Golovin N. A., Zav’yalov V. V. Vvedeniye v prepodavaniye sotsiologii s ispol’zovaniyem novykh informatsionnykh tekhnologiy: uchebnoye posobiye i khrestomatiya / rek. uch. sovetom UNTS «Sotsiologiya» SPbGU. SPb.: Intersotsis, 2006].
Головин Н. А., Орех Е. А. Изучение социологической теории: методические рекомендации, программа, планы семинарских занятий, дистанционная версия курса. СПб.: Факультет социологии СПбГУ, 2008. [Golovin N. A., Orekh Ye. A. Izucheniye sotsiologicheskoy teorii: Metodicheskiye rekomendatsii, programma, plany seminarskikh zanyatiy, distantsionnaya versiya kursa. SPb.: Fakul’tet sotsiologii SPbGU, 2008].
Дмитрий Медведев провел совещание о совершенствовании системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников. 26.03.2013 г. // Официальный сайт Миноборнауки РФ. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2 %D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/3221 (дата обращения: 21.01.2014) [Dmitriy Medvedev provol soveshchaniye o sovershenstvovanii sistemy podgotovki i attestatsii nauchnykh i nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov. 26.03.2013 g. // Ofitsial’nyy sayt Minobornauki RF. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ % D0% BD % D0% BE % D0% B2 % D0% BE % D1% 81 % D1% 82 % D0% B8/3221 (data obracsheniya: 21.01.2014)].
Касьянов П. Анализ и перспективы развития российской науки на основе данных Web of Science // Науч.-практич. конф. Science Index 2013: аналитич. инструменты и сервисы для оценки научной деятельности. 9—10 декабря 2013. М.: Мос. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) URL: http: // elibrary.ru/projects/science_index/conf/2013/presentations/Kasyanov.pdf. (дата обращения: 21.01.2014). [Kas’yanov P. Analiz i perspektivy razvitiya rossiyskoy nauki na osnove dannykh veb nauk // Nauchno-praktich. konf. Nauka Indeks 2013: analitich. instrumenty i servisy dlya otsenki nauchnoy deyatel’nosti. 9-10 dekabrya 2013. M.: Mos. gos. in-t mezhdunar. otnosheniy (un-t) URL: http://elibrary.ru/projects/science_index/conf/2013/presentations/Kasyanov.pdf (data obracsheniya: 21.01.2014)].
Козлова О. Н. Преподавание теоретической социологии в Российском государственном гуманитарном университете — в поимке эффективной концептуализации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. 3, № 4. С. 177-185. [Kozlova O. N. Prepodavaniye teoreticheskoy sotsiologii v Rossiyskom gosudarstvennom gumanitarnom universitete — v poimke effektivnoy kontseptualizatsii // Zhurnal sotsiologii i sotsial’noy antropologii. 2000. T. 3, № 4].
Макет ФГОС ВПО по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) // КС УМО и НМС высшей школы. ФГОС. URL: http://www.fgosvpo. ru/uploadfiles/proekty%20doc/aspz.pdf (дата обращения: 21.01.2014) [Maket FGOS VPO po programmam podgotovki nauchno-pedagogicheskikh kadrov v aspiranture (ad"yunkture) // KS UMO i NMS vysshey shkoly. FGOS. URL: http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/proekty%20doc/ aspz.pdf (data obracsheniya: 21.01.2014)].
О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: Федер. Закон Рос. Федерации от 14 фев. 2012 № 11-ФЗ, ст. 1.1. [O vnesenii izmeneniy v Zakon RF «Ob obrazovanii» v chasti primeneniya elektronnogo obucheniya, distantsionnykh obrazovatel’nykh tekhnologiy: Feder. zakon Ros. Federatsii ot 14 fev. 2012 g. № 11-FZ, st. 1.1.].
О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых социальных проблем советского общества. Постановление Политбюро ЦК КПСС от 7 июня 1988 года // Известия ЦК КПСС. 1989. № 4. С. 15—23. [O povyshenii roli marksistsko-leninskoy sotsiologii v reshenii uzlovykh sotsial’nykh problem sovetskogo obshchestva. Postanovleniye Politbyuro TSK KPSS ot 7 iyunya 1988 goda // Izvestiya TSK KPSS. 1989. № 4. S. 15-23].
О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования: Постановление Правительства РФ от 19 авг. 2009 г. № 667 [O provedenii eksperimenta po sozdaniyu prikladnogo bakalavriata v obrazovatel’nykh uchrezhdeniyakh srednego professional’nogo i vysshego professional’nogo obrazovaniya: Postanovleniye Pravitel’stva RF ot 19 avg. 2009 g. № 667].
Об образовании в РФ: Федер. Закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 (в ред. ФЗ от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-Ф3) [Ob obrazovanii v RF: Feder. zakon Ros. Federatsii ot 29 dec. 2012 № 273-FZ (v red. FZ ot 07.05.2013 N99-FZ, ot 23.07.2013 g. № 203-FZ)].
Об организации Института конкретных социальных исследований Академии Наук СССР: Постановление Политбюро ЦК КПСС от 22 мая 1968 г. Цит. по: Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах / ред. Г. С. Батыгин, С. Ф. Яр-молюк. СПб.: Рус. христ. гуманит. ин-т, 1999. 648 с. [Ob organizatsii Instituta konkretnykh sotsial’nykh issledovaniy Akademii Nauk SSSR: Postanovleniye Politbyuro TSK KPSS ot 22 maya 1968 g. Tsit. po: Rossiyskaya sotsiologiya shestidesyatykh godov v vospominaniyakh i dokumentakh / red. G. S. Batygin, S. F. Yarmolyuk. SPb.: Russkiy khrist. gumanit. in-t, 1999. 648 s.].
Об основных направлениях работы Института конкретных социальных исследований АН СССР: Постановление Секретариата ЦК КПСС от 10 дек. 1968 г. // Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах / ред. Г. С. Батыгин, С. Ф. Яр-молюк. СПб.: Рус. христ. гуманит. ин-т, 1999 [Ob osnovnykh napravleniyakh raboty Instituta konkretnykh sotsial’nykh issledovaniy AN SSSR: Postanovleniye Sekretariata TSK KPSS ot 10 dec. 1968 g. // Rossiyskaya sotsiologiya shestidesyatykh godov v vospominaniyakh i dokumentakh / red. G. S. Batygin, S. F. Yarmolyuk. SPb.: Russkiy khrist. gumanit. in-t, 1999].
Об утверждении образовательного стандарта по уровню «магистратура»: приказ первого проректора по учебной и научной работе от 16.05.2011 № 1446/1 (в ред. приказа от 06.03.2012 № 749/1) // Официальный сайт СПбГУ. URL: http://spbu.ru/structure/documents/ mm19xm7g/231-xr5u0yc3 (дата обращения 21.01.2014). [Ob utverzhdenii obrazovatel’nogo standarta po urovnyu «magistratura»: prikaz pervogo prorektora po uchebnoy i nauchnoy rabote ot 16.05.2011 № 1446/1 (v red. prikaza ot 06.03.2012 № 749/1) // Ofitsial’nyy sayt SPbGU. URL: http://spbu.ru/structure/documents/mm19xm7g/231-xr5u0yc3 (data obracsheniya: 21.01.2014)].
Проект приказа Минобрнауки РФ об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) // Координационный Совет (КС) учебно-методических объединений (УМО) и научно-методических советов (НМС) высшей школы. ФГОС ВПО. URL: http://www.fgosvpo.ru/index.php. [Proyekt prikaza Minobrnauki RF ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel’noy deyatel’nosti po programmam podgotovki nauchno-pedagogicheskikh kadrov v aspiranture (ad’yunkture) // Koordinatsionnyy Sovet (KS)
uchebno-metodicheskikh ob’yedineniy (UMO) i nauchno-metodicheskikh sovetov (NMS) vysshey shkoly. FGOS VPO. URL: http://www.fgosvpo.ru/index.php.].
Распоряжение Правительства РФ (проект). URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D 0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3119/%D 1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/1847/13.02.27-%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C.%D0 %BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8.pdf (дата обращения 21.01.2014) [Rasporyazheniye Pravitel’stva RF (proyekt). URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D 0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3119/%D1%84%D0%B0% D0%B9%D0%BB/1847/13.02.27-%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C.%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D0%BA%D0%B8.pdf (data obracsheniya: 21.01.2014)].
Семенков В. Е. О мировоззренческих основаниях III Программы КПСС // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12: Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 1 [Semenkov V. Ye. O mirovozzrencheskikh osnovaniyakh III Programmy KPSS // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 12: Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika. 2013. № 1].
Тихонов А. В. Посткризисный синдром отечественной социологии и ее проблемы // Социологические исследования. 2008. № 7 [Tikhonov A. V. Postkrizisnyy sindrom otechestvennoy sotsiologii i yeye problemy // Sotsiologicheskiye issledovaniya. 2008. № 7]. Тюрель Х. Социология Макса Вебера — социология без «общества» // Макс Вебер, прочитанный сегодня / под ред. Р. П. Шлаковой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997 [Tyurel’ Kh. Sotsiologiya Maksa Vebera — sotsiologiya bez «obshchestva» // Maks Veber, prochitannyy segodnya / pod red. R. P. Shpakovoy. SPb.: Izd-vo SPbGU, 1997].
ФГОС ВПО по направлению подготовки 040100 — Социология (квалификация степень «магистр»): приказ Минобрнауки РФ от 14.01.2010 № 42. Зарегистрирован в Минюсте РФ 11.02.2010 г. № 16373. ФГОС ВПО по направлению подготовки 040100 — Социология (квалификация степень «магистр»): приказ Минобрнауки РФ от 14.01.2010 № 42. Зарегистрирован в Минюсте РФ 11.02.2010 г. № 16373. [FGOS VPO po napravleniyu podgotovki 040100 — Sotsiologiya (kvalifikatsiya stepen’ «magistr»). Prikaz Minobrnauki RF ot 14.01.2010 № 42. Zaregistrirovan v Minyuste RF 11.02.2010 g. № 16373].
ФГОС ВПО. Направление 521200 — Социология. Степень (квалификация) — магистр социологии. М., 2000. Утвержден 10.03.2000 г. Номер гос. регистрации 80 гум/маг. Направление утверждено приказом Минобразования РФ от 02.03.2000 № 686 [FGOS VPO. Napravleniye 521200 — Sotsiologiya. Stepen’ (kvalifikatsiya) — magistr sotsiologii. M., 2000. Utverzhden 10.03.2000 g. Nomer gos. registratsii 80 gum/mag. Napravleniye utverzhdeno prikazom Minobrazovaniya RF ot 02.03.2000 № 686].
Филиппов А. Ф. Теория общества. Фундаментальные проблемы / под ред. А. Ф. Филиппова. М.: Канон-пресс; Кучково поле, 1999. [Filippov A. F. Teoriya obshchestva. Fundamental’nyye problemy / pod red. A. Filippova. M.: Kanon-press; Kuchkovo pole, 1999].
Händeler E. Kondratieffs Welt: Wohlstand nach der Industriegesellschaft. Moers : Brendow, 2005.
Kondratjev N. Die langen Wellen in der Konjunktur // Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik. 1926. № 56.
Korotayev A. V., Grinin L. E. KondratieffWaves in the World System Perspective // Kondratieff Waves: Dimensions and Prospects. 2012. URL: http://www.hse.ru/pubs/lib/data/access/ticket/! 390298749946d0ee46e28573d6098e32a0290d1ae/Grinin_Korotayev_K-Waves_023-064.pdf (data obracsheniya: 21.01.2014).
The Development of Theoretical Sociology Teaching in St Petersburg State University in 1990-2010s
Nikolay A. Golovin
Doctor of Sociology,
Professor of Department for the Theory and History of Sociology,
Faculty of Sociology St Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]
The article describes the development of a theoretical sociology teaching in St Petersburg State University and its phased differentiation at the bachelor, master and postgraduate (aspirantura) levels of education for almost 25 years. During the first period (1989/90-1999/2000 academic years) the basic concept of teaching was elaborated. It revealed the functions of the main sociological categories that gave orientations in the structure of theoretical sociology at the bachelor’s level. During the second period (1999/2000-2012/13 academic years) new course Modern Sociological Theories was elaborated for students enrolled in master’s. This course deepened the theoretical training level and provided studying of a contribution of national schools in general sociology in a situation of multi-paradigmal-ity. The third postgraduate period (from 2013/2014 academic year) is aimed on an integration of an aspirant into the international theoretical discourse in sociology and maintenance his work on thesis.
Keywords: general sociology, theoretical sociology, multi-paradigmality, competence-based curriculum, bachelor, master, postgraduate.