Научная статья на тему 'Развитие представлений о доверии как о психологическом феномене в зарубежной науке'

Развитие представлений о доверии как о психологическом феномене в зарубежной науке Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1259
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / НЕДОВЕРИЕ / ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ / НАДЕЖНОСТЬ / ВЕРА / TRUST / DISTRUST / PREDICTABILITY / RELIABILITY / BELIEF

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Астанина Надежда Борисовна

В статье представлен анализ зарубежных исследований феномена доверия, рассмотрены достижения в области изучения доверия, а также проблемные вопросы и перспективы. К настоящему моменту значительно увеличился объем знаний о структуре, динамике, значении доверия для психологического здоровья личности. Доверие динамичное, многоаспектное явление, основными гранями которого являются доверие к миру и доверие к себе, рациональная составляющая (оценка надежности и предсказуемости партнера) и нерациональная составляющая (вера).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of foreign investigations of trust phenomenon is presented in the article; achievements in the field of trust research as well as problematic questions and perspectives are considered. To the moment, the volume of knowledge on structure, dynamics, and significance of trust for psychological health of the personality has increased greatly. Trust is dynamic, multiaspect phenomenon the main features of which are trust to environment and trust to oneself, rational constituent (appreciation of the partners reliability and predictability), and irrational constituent (belief)

Текст научной работы на тему «Развитие представлений о доверии как о психологическом феномене в зарубежной науке»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.923

Астанина Надежда Борисовна

Московский городской психолого-педагогический университет

[email protected]

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОВЕРИИ КАК О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ФЕНОМЕНЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ

В статье представлен анализ зарубежных исследований феномена доверия, рассмотрены достижения в области изучения доверия, а также проблемные вопросы и перспективы. К настоящему моменту значительно увеличился объем знаний о структуре, динамике, значении доверия для психологического здоровья личности. Доверие — динамичное, многоаспектное явление, основными гранями которого являются доверие к миру и доверие к себе, рациональная составляющая (оценка надежности и предсказуемости партнера) и нерациональная составляющая (вера).

Ключевые слова: доверие, недоверие, предсказуемость, надежность, вера.

Интерес к феномену доверия, усиливающийся в последнее время среди психологов, обусловлен признанием того факта, что оптимальный уровень доверия к миру и к себе является необходимым условием и одновременно результирующим показателем высокого качества жизни индивида, группы, а также общества в целом. В этой связи весьма актуальными становятся вопросы теоретического изучения данного феномена, методов диагностики, а также стилей и стратегий его развития. Для поиска ответов на данные вопросы важно рассмотреть, каково положение дел в области психологии доверия к настоящему моменту.

В зарубежной психологии доверие на протяжении долгого времени является предметом исследования многих авторов, работающих в рамках различных направлений. Можно выделить три направления: 1) исследование роли доверия в сотрудничестве и кооперации как необходимого условия успешной работы организации; данное направление начало развиваться в 50-х годах и широко представлено в настоящее время; 2) исследования доверия в межличностных отношениях; данное направление получило свое развитие в 60-х годах; 3) исследования доверия в связи с психологическим здоровьем личности, которое начало развиваться в 40-е годы.

Наибольший интерес для нас представляют исследования доверия в межличностных отношениях, а также исследования связи доверия с психологическим здоровьем личности. Остановимся на этих исследованиях.

1.1. Исследования доверия в межличностных отношениях

Исследования доверия в контексте межличностных отношений были инициированы в 70-е годы, когда возрос интерес исследователей к развитию доверия в романтических и супружеских отношениях, к факторам формирования подлинного доверия, связи доверия с любовью. Возможной причиной увеличения количества исследований в данном направлении является рост числа разводов и, в целом, серьезные изменения в американской семье [16].

Доверие в межличностных отношениях имеет специфические характеристики. Во-первых, согласно мнению исследователей, доверие всегда следует рассматривать в динамике, оно развивается по мере развития взаимоотношений и всегда связано с прошлым опытом взаимодействия с партнером. Во-вторых, для формирования доверия необходимы чувство безопасности, основанное на уверенности в надежности партнера, а также в прочности отношений. В-третьих, доверие предполагает готовность субъекта к самораскрытию, обнаружению своей уязвимости перед партнером в условиях риска, который всегда присутствует в отношениях независимо от их продолжительности.

Дж.К. Ремпел, Дж.Дж Холмс и М.П. Занна считают, что доверие в близких отношениях основывается на трех качествах: предсказуемости, надежности, вере, - которые также можно рассматривать как стадии развития отношений [12]. Оценка предсказуемости партнера зависит от сте-

© Астанина Н.Б., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

139

пени, в соответствии с которой в опыте взаимоотношений с ним представлены последовательность и стабильность его поведения. В основе надежности лежит отношение к мотивам и личностным качествам партнера. Партнер рассматривается как надежный в случае, если субъект считает, что мотивы партнера направлены на его благо. Особое место в структуре доверия в близких отношениях авторы отводят вере - компоненту, не имеющему рациональной основы. В близких отношениях не существует гарантий, что надежды и ожидания партнеров относительно друг друга сбудутся, их обязательства и обещания не гарантируют стабильности и счастья в отношениях, потому всегда необходим «прыжок в веру». В своем исследовании авторы обнаружили сильную корреляцию между зрелыми формами любви и веры, на основании чего сделали вывод, что именно вера является наиболее важным аспектом доверия в близких отношениях.

В 90-е годы интерес исследователей обратился к проблеме динамики доверия в деловых отношениях. Весьма распространенным стал вывод о том, что на начальных этапах отношений доверие всегда сопряжено со страхом и неуверенностью в реакциях партнера, в связи с чем оно, как правило, основывается на расчете результатов выгоды от создания и поддержания отношений [8; 15]. Однако, по мере развития отношений, по мере того как стороны получают опыт взаимодействия друг с другом в самых разных обстоятельствах, в ситуациях неопределенности они начинают доверять, опираясь на знание о надежности партнера. Возможен также переход к третьей стадии -стадии идентификации, который происходит лишь в случае, если стороны имеют общие цели и ценности. Авторы единогласны в том, что изменения в доверии являются обусловленными, связанными с наградами (оправданными ожиданиями) и наказаниями (неоправданными ожиданиями) со стороны партнера. Награды способствуют росту доверия, превращая его уже в безусловное качество, при котором не требуется проверка надежности партнера, наказания ведут к разрушению доверия.

В настоящее время проблемным и высоко актуальным является вопрос о соотношении феноменов доверия и недоверия. По мнению большинства исследователей, доверительные отношения развиваются по одной оси: либо в положительную сторону - сторону доверия, либо в от-

рицательную сторону - сторону недоверия [12; 13; 15; 16]. В последнее время все более значимой становится другая точка зрения, согласно которой доверие является двумерным конструктом [9]. Р. Левицки, Д. Макалистер и Р. Бис, сторонники двумерного подхода, полагают, что два конструкта являются независимыми друг от друга. Низкое доверие не тождественно высокому недоверию: первое означает недостаток надежды, неуверенную оценку надежности партнера, колебания, сомнения, в то время как высокое недоверие пробуждает страх, скептицизм и настороженность в адрес партнера. Высокое доверие так же не тождественно низкому недоверию: первое предполагает высокую оценку надежности партнера, симпатию к нему, надежду на желаемое поведение партнера, в то время как второе предполагает лишь отсутствие страха, сомнений, подозрений. С увеличением частоты взаимодействия, разнообразия контекстов отношений и их длительности одновременно могут увеличиваться как доверие, так и недоверие в адрес одного и того же партнера.

Таким образом, можно заключить, что доверие - это явление, имеющее рациональную составляющую, которая основывается на информации о предсказуемости и надежности партнера, полученной в ходе опыта взаимодействия с партнером, и нерациональную составляющую - веру субъекта в то, что партнер не будет действовать ему во вред в будущем. Доля нерационального компонента доверия в отношениях увеличивается на зрелых этапах отношений. В настоящее время одним из наиболее актуальных является вопрос о соотношении феноменов доверия и недоверия. Несмотря на то, что исследование Р. Левицки, Д. Макалистер и Р. Бис позволило выявить признаки, дифференцирующие феномены доверия и недоверия как относительно автономные, вопрос о соотношении доверия и недоверия в современной зарубежной науке является спорным.

1.2. Доверие и психологическое здоровье личности

В рамках данного направления, тесно связанного с практической психологией, доверие рассматривается как детерминанта психологического здоровья личности, уделяется внимание понятию оптимального уровня доверия, в качестве отдельного феномена рассматривается доверие к себе. Авторами важнейших работ этого направ-

ления являются Э. Эриксон, К. Хорни, К. Роджерс, Ф. Перлз, Э. Шостром.

Э. Эриксон и К. Хорни описывали доверие как генерализованное, базовое отношение к миру. Доверие всегда связано с переживанием чувства безопасности, принадлежности, доброты, с ощущением себя как части мира; недоверие, напротив, - с переживанием тревоги, одиночества, враждебности, озлобленности на мир. Доверие или недоверие к миру формируется в раннем возрасте и во многом определяет то, насколько гармоничными будут отношения человека с миром в будущем [3; 4].

В гуманистической психологии К. Роджерса, в теории гештальттерапии Ф. Перлза в качестве одной из наиболее важных координат личности выделено доверие к себе, в основе которого лежит осознание и принятие своего жизненного опыта, своих потребностей, а также стремление искать источник поддержки не только в окружающем мире, но и в самом себе [1; 2].

Доверие как условие здорового функционирования личности рассматривали в контексте изучения асоциального поведения. По заключению Дж. Роттера, доверие имеет просоциальную функцию [13]. Для слабодоверяющих ограничения морали гораздо менее значимы в ситуации, когда можно нарушить правила (солгать, сжульничать, преступить закон). Противоправное поведение выступает как защита, поскольку они уверены, что любой другой на их месте поступил бы с ними также.

Выводы о связи доверия и асоциального поведения получены также в исследованиях, посвященных изучению такого аспекта феномена доверия как вера в справедливость мира [6; 11]. Согласно результатам исследований, проведенных в тюрьмах Германии, вера в справедливость мира прямо пропорциональна склонности контролировать свой гнев. Полученные результаты авторы интерпретируют так: в случае, если человек верит в то, что мир является предсказуемым, стабильным, безопасным, принимающим его, он имеет своего рода обязательства быть справедливым и бережным по отношению к миру.

В рамках направления исследований, посвященных связи доверия и психологического здоровья личности, доверие рассматривается как важнейшее условие гармоничных отношений с миром и самим собой, а также ресурс для развития личности. Феноменам доверия к миру и до-

верия к себе на протяжении долгого времени придается очень большое значение в рамках психотерапевтических и психокоррекционных практик, однако, масштабные эмпирические исследования доверия к миру и к себе зарубежными психологами не проводятся. Возможной причиной данной ситуации в зарубежной психологической науке является теоретическая неразработанность данных феноменов как отдельных.

1.3. Методы исследования доверия

Основным методом исследования доверия к миру, к другим людям является опросный метод. Наиболее известные опросники исследования доверия к миру разработаны М. Розенберг [14], Дж.Б. Роттер [13], К. Дальберт [5], авторами опросников доверия к другим людям являются С. Джонсон-Джордж и УС. Свеп [7], Дж.К. Рэмпл, Дж.Ж. Холмс, M.P Zanna [12], Р. Левицки, М. Стивенсон, Б. Банкер [10].

Методика «Вера в людей» М. Розенберга оценивает доверие личности к человеческому обществу в целом, методика Дж.Б. Роттера оценивает не только обобщенные ожидания личности в отношении других людей, но и в отношении отдельных социальных групп, социальных институтов. К. Дальберт является создателем двух шкал для измерения веры в справедливость мира: «Шкалы для измерения веры в справедливость мира в целом» («General Belief in a Just World Scale») и «Шкалы для измерения веры в справедливость мира по отношению к личности» («Personal Belief in a Just World Scale»). Первая шкала предназначена для измерения степени выраженности у человека убеждения в том, что награды и наказания каждого человека всегда заслужены; вторая измеряет степень выраженности веры субъекта в заслуженность его наград и наказаний. На основе результатов исследований с использованием данных методик К. Дальберт заключает, что вера в справедливость мира по отношению к личности является более важным предиктором психологического благополучия по сравнению с верой в справедливость мира в целом.

Методика С. Джонсон-Джордж и УС. Свеп оценивает доверие личности к другому человеку по четырем видам отношений: доверие в отношении материального имущества, доверие в сфере выполнения обещаний, доверие тайн и конфе-денциальной информации, доверие, связанное с физической безопасностью. Для изучения до-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

141

верия к другому человеку используются также методики, которые измеряют основания доверия личности. Методика для оценки доверия в близких отношениях Дж.К. Рэмпла и Дж.Ж. Холмса измеряет степень выраженности трех компонентов доверия: предсказуемости, надежности, веры. Другая структура лежит в основе методики Р. Ле-вицки, М. Стивенсон, Б. Банкер, которая измеряет следующие составляющие доверия: доверие, основанное на расчете; доверие, основанное на знании; доверие, основанное на сходстве.

В настоящее время у исследователей доверия возникает особый интерес к проблеме прогнозирования доверительного поведения людей в конкретных ситуациях, поскольку часто отсутствует связь между аттитюдами доверия, измеренными при помощи опроса, и доверительным поведением в эксперименте. С целью измерения доверительного поведения в области экономической психологии используются деловые игры и эксперименты. Специалисты в области психологического тренинга разрабатывают специальные игры и упражнения, проективные методы, которые предназначены не только для оценки доверия в группе, но и для формирования доверительных отношений. Создание методов измерения доверительного поведения в реальных ситуациях, разработка стилей и стратегий развития доверия являются наиболее важными задачами зарубежной психологии доверия на современном этапе.

Заключение

На основе анализа развития представлений о доверии в зарубежной психологии можно заключить, что к настоящему моменту значительно увеличился объем знаний о структуре, динамике, значении доверия для психологического здоровья личности. Доверие - это отношение субъекта к миру, к другим людям, к себе, связанное с переживаниями чувств безопасности, принадлежности, доброты, с осознанием и принятием себя и других людей. Доверие в отношениях с другим человеком всегда предполагает готовность субъекта к риску: к самораскрытию, обнаружению своей уязвимости перед партнером в условиях неопределенности, которая всегда присутствует в отношениях независимо от их продолжительности. Доверие к другому включает рациональную составляющую, которая базируется на оценке предсказуемости и надежности партнера, и нерациональную составляющую - веру в

то, что партнер будет действовать во благо субъекту в настоящее время и в будущем. В зрелых отношениях велика доля нерационального компонента доверия.

Отдельными аспектами феномена доверия являются доверие к себе и миру. Доверие к себе базируется на осознании и принятии своего жизненного опыта, ощущении источника силы и поддержки в самом себе, способности полагаться на свой ресурс в ситуации неопределенности. Доверие к миру основывается на отношении к нему как доброму, благожелательному, принимающему. Ядром доверия к миру является ощущение себя как части мира. Доверие является условием гармоничных отношений с миром и самим собой, барьером на пути возникновения асоциального поведения.

Предметом нашего исследования является специфика доверия у подростков с делинквентным поведением. В качестве цели исследования мы ставим выявление сохранных элементов системы доверия у делинквентных групп, которые могут выступать как ресурс для профилактики и коррекции противоправного поведения.

Библиографический список

1. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. - М.: Смысл, 2000. - 318 с.

2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Психотерапия, 1994. -318 с.

3. Хорни К. Невроз и развитие личности. - М.: Смысл, 1998. - 374 с.

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 340 с.

5. Dalbert C. Beliefs in a just world questionnaire // Commissioned reviews of250 psychological Tests. -2000. - P 461-465.

6. Dalbert K., Filke E. Belief in personal just world justice judgments, and their functions for young prisoners // Criminal justices and behavior. -2007. - Vol. 34. - №>11.

7. Johnson-George C, Swap W.C. Measurement of specific interpersonal trust: Construction and validation of a scale to assess trust in a specific other // Journal of Personality and Social Psychology. - 1982. - Vol. 43. - P. 1306-1317.

8. Lewicki R.J., Bunker B.B. Developing and maintaining trust in work relationships // Trust in organizations: Frontiers of theory and research. -CA: Sage, 1996. - P 114-139.

9. Lewicki R.J., McallisterD.J., BiesR.J. Trust and distrust: New relationships and realities // Academy of Management Review. - 1998. - Vol. 23. - Is. 3.

10. LewickyR.J., StevensonM., BunkerB.B. The three components of interpersonal trust: instrument development and differences across relationships // The Ohio State University: WPS. - Feb, 1997.

11. Otto K., Dalbert C. Belief in a just world as a resource for different types of young prisoners // The justice motive in adolescence and young adulthood: Origins and consequences. - L., 2004.

12. Rempel J.K., Holmes J.G., ZannaM.P. Trust in close relationships // Journ. of Pers. and Soc.

Psychology. - 1985. - Vol. 49. - Is. 1.

13. Rotter J.B. Interpersonal trust, trustworthiness, and gullibility // American Psychologist. -1980. - Vol. 35.

14. Rozenberg M. Occupations and values. -Glencoe, IL, 1957.

15. Shapiro D.L., SheppardB.H., Cheraskm L. Business on a handshake // Negotiations Journal. -1992. - Vol. 8. - P 365-377.

16. Tschannen-Moran M., Hoy K.W. A Multidisciplinary Analysis of the Nature, Meaning, and Measurement of Trust // Review of Educational Research. - 2000. - Vol. 70.

УДК 159.92:37.03

Пережигина Нина Валерьяновна

Ярославский государственный университет им. П.Г Демидова

yаr.perejigin @rambler.ru,

Дрынова Мария Викторовна

Главное бюро медико-социальной экспертизы по Курской области

[email protected]

СМЫСЛ ТЕЛЕСНОГО ОЩУЩЕНИЯ В СИТУАЦИИ БОЛЕЗНИ

Центральным психологическим механизмом личностных изменений в ситуации болезни выступает перестройка иерархии мотивов по типу их переподчинения главному смыслообразующему мотиву — сохранения жизни и восстановления здоровья. Смысл телесного ощущения «обрастает» качественными и количественными изменениями на разных этапах формирования болезни, что приводит к изменению проницаемости сознания человека и к изменению его отношений с миром.

Ключевые слова: личность, смысл, здоровье, болезнь, тело, ощущение.

В самом общем виде смысл предстает перед нами как отношение, связывающее объективные жизненные отношения субъекта, предметное содержание его сознания, предмет и строение его деятельности. Как «.. .идея, содержащая в себе цель жизни человека, «присвоенная им» и ставшая для него ценностью чрезвычайно высокого порядка» [3, с. 15].

Ситуация болезни провоцирует кризис психического развития в целом и развития личности в частности, а сопровождающие болезнь изменения личности рассматриваются ею как новообразования, возникающие в период кризиса развития [4]. Объективная ситуация наличия заболевания и отрыв от привычного социального окружения приводят к изменению положения человека в социальной среде (Л.И. Божович, 1995) [1]. Центральным психологическим механизмом личностных изменений выступает перестройка иерархии мотивов по типу их переподчинения главному смыслообразующему мотиву - сохранения жизни и восстановления здоровья, назван-

ному А.Ш. Тхостовым «сдвигом цели на мотив» [5].

Болезнь деформирует природную сторону телесного ощущения, не уничтожая ее, а урезая и отчуждая. Означенное телесное ощущение (знак), являющееся ассоциацией чувственной ткани и телесного конструкта, становится означающим в мифологической схеме болезни и, разворачиваясь вовне, превращается в симптом.

Включаясь во вторичную семиотическую систему мифа, ощущения могут, как изменять свое качество, так и порождаться сверху самим мифом, нуждающимся в чувственном подкреплении и ориентирующим на поиск подходящих сенсаций. Модификация и порождение необходимых для подтверждения мифа ощущений осуществляется через выбор или усвоение соответствующих означаемых первичной семиотической системы, т.е. телесных конструктов. Так как ощущение, становясь содержанием сознания, с необходимостью отливается в форму соответствующих категорий, то их актуальный набор, зависящий от

© Пережигина Н.В., Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

Дрынова М.В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.