А. Г. Мокроносов, д-р экон. наук, профессор,
заведующий кафедрой экономической теории,
Российский государственный
профессионально-педагогический университет,
И. Н. Маврина, ассистент,
кафедра управления персоналом и психологии,
Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,
г. Екатеринбург, Россия,
РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ АВТОНОМНЫМ ВУЗОМ
В сфере отечественного высшего образования все большее значение начинают приобретать рыночные механизмы, оказывающие воздействие как на характер государственного регулирования этой сферы, так и на процессы управления вузами. Адаптация вузов к вызовам внешней среды неизбежно приводит их к организации своей деятельности, схожей с предпринимательскими структурами. Вместе с тем, формирование эффективной системы менеджмента в условиях конкурентных отношений в сфере высшего образования сдерживается в силу недостаточного исследования целого ряда теоретико-методологических аспектов проблемы, наличия различных точек зрения на экономическую сущность самого предпринимательства, в том числе и вузовского. В частности, среди экономистов нет согласия в понимании характера взаимосвязи между бизнесом и предпринимательством как творческой деятельностью. Следуя логике творческого начала, нередко делается вывод о том, что лишь очень небольшая доля экономически активного населения может быть отнесена к предпринимателям. Противоположная точка зрения заключается в отождествлении бизнеса и предпринимательства как деятельности, связанной с риском вложения капитала, на-
Адаптация вузов к вызовам внешней среды неизбежно приводит их к организации своей деятельности, схожей с предпринимательскими структурами.
правленной на систематическое получение прибыли. В этой связи, до настоящего времени весьма дискуссионными остаются вопросы правомерности использования данного термина по отношению к некоммерческим организациям, методов и форм его осуществления в социальной сфере, в том числе в профессиональном образовании.
Различные точки зрения на предпринимательство вытекают из особенностей его трактовок современными экономическими школами, исследующими данную проблему. Например, представители неоклассической теории объясняют суть предпринимательства как специфическую управленческую функцию, в рамках неоавстрийской школы, данный феномен рассматривается как преобразующая сила, а институциональная теория, трактует предпринимательство как особый механизм экономической координации. Вместе с тем, несмотря на разли-- чия в трактовках представителей вышеуказанных экономических направлений, большинство их разделяет точку зрения Й. Шумпете-ра о том, что сущность предпринимательства заключается в соединении на новых началах различных видов ресурсов и осуществлении постоянного реформирования производственных, управленческих, технологических решений в быстроменяю-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
щихся комбинациях и вариантах, а базовыми условиями предпринимательства, отражающими его сущностные характеристики, являются экономическая свобода, новаторство и конкуренция1. _
Обобщая достижения экономической мысли, по мнению авторов, под предпринимательством следует понимать совокупность общественных отношений, возникающих в условиях экономической свободы и конкуренции, активизирующих основанные на знаниях человеческие возможности саморазвития на основе целенаправленной, созидательной, инновационной деятельности в достижении высоких социальных и коммерческих результатов.
При этом на макроуровне предпринимательство целесообразно рассматривать как один из важнейших факторов развития общественного воспроизводства наряду с трудом, землей и капиталом; на уровне отдельной организации предпринимательство отражает метод хозяйствования, синтезирующий ее творческую, инновационную и коммерческую деятельность; на уровне физических лиц предпринимательство является средством реализации личностных качеств предпринимателей, как новаторов, отражает искусство их деловой активности.
Вышеуказанные характеристики предпринимательства в условиях рыночных отношений все в большей мере начинают проявляться в сфере высшего профессионального образования, приобретая, вместе с тем, существенную специфику. Создаются условия, значительно расширяющие экономическую свободу вузов. В частности, автономный вуз вправе открывать в установленном порядке счета в кредитных организациях, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также доходы от оказания платных образовательных услуг поступают в его распоряжение. Автономный вуз вправе создавать юридические лица с соответствующей долей в уставном капитале, использовать в своей финансово-экономической деятельности заемный капитал в виде банковского кредита, самостоятельно распоряжаться поступающими средствами субсидий для выполнения государственного
В условиях автономии отношения между вузом и государством приобретают контрактный характер.
заказа2. Таким образом, в условиях автономии отношения между вузом и государством приобретают контрактный характер.
Развитие вузовского предпринимательства обусловлено также резким усилением конкуренции, которая в сфере высшего профессионального образования все более приобретает неценовой характер и основывается на высоком качестве и дифференциации оказываемых услуг. При этом отчетливо просматривается тенденция смещения конкуренции в сферу научно-исследовательской деятельности, что находит отражение в укреплении доминирующего положения на рынке услуг профессионального образования созданных федеральных и национальных исследовательских университетов, демонстрирующих созидательный, инновационный характер своего развития. Соответственно, повышается значимость созидательного компонента в реализации предпринимательской функции вуза.
Предпринимательство в сфере профессионального образования не может осуществляться непосредственно под действием механизма рыночных отношений, т. к. одной из основ этих отношений является система замкнутых экономических, индивидуально-личностных или корпоративных, интересов. Указанные интересы зачастую вступают в противоречие с системой интересов, являющихся приоритетными для всего общества. Воздействие рыночных механизмов на профессиональное образование носит опосредованный характер, в том числе в силу того, что его конечный продукт (знания, умения, навыки) реализуется в течение длительного периода и используется с различной полнотой. Значительной спецификой характеризуются и образовательные услуги, которым присущи черты как общественного, так и частного блага, их производство и потребление сопровождается не только экономическими, но и институциональными положительными внешними эффектами, накоплением социального капитала.
Деятельность вуза прямо или косвенно нацелена на решение или смягчение многих социальных проблем. Выступая как агент
изменении в социальном секторе, вуз реализует с оциально -предпринимательскую миссию, способствуя росту самозанятости молодежи, становлению самоорганизационных процессов в сфе- -ре молодежной политики, инициированию формирования и развития некоммерческих организаций и фондов, реализации социальных проектов, в том числе путем меценатства и благотворительности. В частности, социальное предпринимательство вуза находит яркое проявление в организации деятельности эндаумент-фондов (endowment) или фондов целевого капитала. В отличие от обычных благотворительных фондов реализация их целей осуществляется не на пожертвования доноров, а на основе инвестиционного дохода от сформированного донорами капитала. Эндаумент обязан направлять весь полученный доход в пользу организаций, для которых он создан. За счет данных фондов в настоящее время инвестируются многие программы развития современных университетов. Поэтому предпринимательство вуза синтезирует в себе черты не только традиционно понимаемого экономического предпринимательства, но и социального.
В свете вышеуказанного возможно сделать вывод о необходимости развития и совершенствования государственного предпринимательства как предпосылки эффективной системы вузовского менеджмента, создающего условия, инициирующего творчество и экономическую активность вузов в конкурентной среде. Создавая своеобразные «квазирынки» — специфические институциональные структуры, государство стимулирует предпринимательскую активность на основе конкурентного взаимодействия в рамках общественного сектора. Государственное регулирование и финансирование остаются при этом важнейшими механизмами координации деятельности вузов.
В последнее время появились публикации, направленные на исследование инновационной деятельности вузов, рассматриваемой на основе концепции «предпринимательского университета», успешно реали-
Инновации, в основе которых лежат новые знания, безусловно, составляют главное содержание предпринимательства автономного вуза.
в качестве основного методологического подхода в исследовании вузовского предпринимательства чаще всего используется ресурсный подход, в соответствии с которым менеджмент университета ориентирован на новаторство, постоянный поиск, активизацию, развитие и рациональное использование ресурсов3. В соответствии с данной концепцией сущность предпринимательского университета состоит в систематическом приложении усилий по преодолению ресурсных ограничений в трех сферах — генерации знаний, преподавании и преобразовании знаний в практику — путем инициирования новых видов деятельности, трансформации внутренней среды и модификации взаимодействия с внешней средой4.
Соглашаясь в целом с данными методологическими положениями, необходимо отметить, что инновационность полностью не раскрывает социально-экономическую сущность вузовского предпринимательства, а лишь отражает один из важнейших его признаков. В условиях рыночных отношений практически вся деятельность вуза, направленная на обеспечение его конкурентоспособности, приобретает предпринимательский характер и может быть рассмотрена как совокупность бизнес-процессов. Инновации, в основе которых лежат новые знания, безусловно, составляют главное содержание предпринимательства автономного вуза. Однако предпринимательский подход к развитию автономного вуза предполагает рассматривать как важные элементы его конкурентных преимуществ всю совокупность управленческих инноваций, эффективно осуществляемых в различных сферах вузовской деятельности, включая, например, профессионально-ориентационную работу, организацию и проведение приемной кампании, участие в распределении и трудоустройстве выпускников и др. Кроме того, по мнению авторов, исследование вузовского предпринимательства нецелесообразно ограничивать ресурсным аспектом. Представляется, что предпринимательство, понимаемое как поиск новых производственно-хозяйствен-
зуемой рядом ведущих вузов мира. При этом ных возможностей, требует учета личност-
ного аспекта на основе компетентностного подхода, характеризующего совокупность предпринимательских способностей вуза. Ориентация вузовского предпринимательства на будущее обусловливает также необходимость стратегического подхода к исследованию способов реализации предпринимательской активности вуза в достижении намеченных целей. Сочетание вышеуказанных подходов позволяет осуществлять анализ вузовского предпринимательства в двух направлениях: во-первых, в подготовке своих выпускников как потенциальных предпринимателей, способных создать собственный инновационный бизнес; во-вторых, как приносящую доход деятельность самого вуза, проявляющуюся в повышении его конкурентоспособности.
Под вузовским предпринимательством авторы понимают синтез творческой, инновационной и коммерческой деятельности вуза, реализуемой во всей совокупности опосредованных его миссией бизнес-процессов, в том числе на рынке научно-образовательных услуг, инноваций в производстве, а также на рынке труда. При этом важную роль в предпринимательстве вуза играют не только продуктовые, технологические, но и управленческие инновации, основанные на знаниях современных теорий менеджмента (стратегического планирования, ключевых конкурентных преимуществ, концепции саморазвивающейся организации, концепции сбалансированных показа-
телей деятельности, концепции управления по результатам и др.).
Развитие предпринимательства автономного вуза предполагает формирование соответствующей системы стратегического управления, базирующейся на оценке его стратегического потенциала и формировании благоприятной институциональной среды.
По мнению авторов, предпринимательский потенциал вуза — это понятие синтезирующего характера, системно отражающее различные аспекты предпринимательства как многофункциональной социально-экономической категории. Предпринимательский потенциал вуза вбирает в себя черты творческого, инновационного и коммерческого потенциалов (рис. 1).
В свою очередь, каждый из вышеперечисленных потенциалов интегрирует характеристики целого ряда ресурсных субпотенциалов: кадрового, информационного, материально-технического и др. Представляется весьма перспективным исследование предпринимательского потенциала вуза с позиций вышеупомянутых ресурсного, компе-тентностного и стратегического подходов.
При ресурсном подходе в качестве структурных компонентов рассматриваются материальные и нематериальные, используемые и неиспользуемые, а также реальные и скрытые ресурсы вуза. Под реальными ресурсами понимаются накопленные в прошлом и используемые в настоящее время кадровые, технологические, информационные
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
Рис. 1. Взаимосвязь предпринимательского потенциала с творческим, инновационным и коммерческим
и другие ресурсы. Скрытые ресурсы определяются величиной неиспользуемых ресурсов, т. е. имеющихся, но не востребованных, а также возможностями наращивания качества и повышения интенсивности применения используемых ресурсов в условиях внутренних и внешних трансформаций вуза.
Компетентностный подход отражает возможности развития предпринимательского потенциала вуза на основе суммы знаний, умений и навыков его менеджмента, преподавателей, сотрудников и обучающихся. Он характеризует предпринимательские способности вуза, базируясь на оценке компетенций и компетентностей, необходимых для его развития. С точки зрения данного подхода вуз не только реализует свои сформированные способности, но и приобретает новые возможности. Это обусловлено тем, что предпринимательский потенциал вуза представляет единство устойчивого и изменчивого своих состояний, и, следовательно, содержит в себе элементы будущего развития.
В соответствии со стратегическим подходом, оценка потенциала осуществляется в структуре анализа трансформации внешней и внутренней среды вуза. Стратегический подход, ориентированный на исследование соотношений фактических и целевых параметров развития, осуществляется в рам-
ках решения проблемы обеспечения конкурентоспособности вуза, формирования его ключевых конкурентных преимуществ.
Все рассмотренные подходы предполагают исследование предпринимательского потенциала вуза в процессе развития и совершенствования. В этой связи целесообразно выделение реального или фактически реализованного потенциала и возможного, т. е. не актуализированного с точки зрения наличия необходимых ресурсов и ключевых компетенций, необходимых для достижения поставленных целей.
Авторы считают, что, с учетом вышеизложенного, под предпринимательским потенциалом вуза следует понимать совокупность его ключевых компетенций, обеспечивающих возможность создания интеллектуальных продуктов, их инновационный трансферт в образовательную деятельность, внедрение в производство на основе эффективных способов привлечения, комбинации и рационального использования ресурсов с целью обеспечения устойчивой конкурентоспособности на рынках услуг научно-исследовательской деятельности, профессионального образования и рынке труда. В этой связи представляется целесообразным при анализе структуры и оценке предпринимательского потенциала вуза использовать смешанный
Рис. 2. Структура предпринимательского потенциала вуза
* Ключевые компетенции — это деятельность и процессы, посредством которых вуз использует ресурсы (в данном случае 7 видов ресурсов) для достижения конкурентного преимущества и преодоления ограничений в сфере генерации, трансферта, внедрения в производство знаний отличными от конкурентов методами.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
подход, характеризующимся совокупностью ресурсов, компетенций и целевых параметров (рис. 2).
Многоаспектный характер предпринимательского потенциала вуза предполагает формирование системы показателей его измерения, отражающих специфику предпринимательства в сфере генерации знаний, их трансферта и внедрения в производство, а также результаты деятельности малых инновационных предприятий и других, создаваемых на базе вуза, предпринимательских структур. Кроме того, при оценке предпринимательского потенциала необходим учет существующих и прогнозных результатов деятельности вуза на входе (профориента-ционная работа и работа отборочной комиссии) и выходе (работа по трудоустройству и профессиональной адаптации выпускников) образовательного процесса. Исходя из важнейших признаков предпринимательства, представляется целесообразным выделение трех групп указанных показателей, характеризующих предпринимательскую активность, эффективность и результативность развития в вузе (табл. 1.).
Процесс предпринимательской транс -формации вуза необходимо рассматривать через призму проблемы обеспечения его конкурентоспособности, оцениваемой по двум составляющим: достигнутой эффективности деятельности и результатам стратегического позиционирования. Конкурентоспособность вуза предполагает высокую операционную эффективность, т. е. рациональное использование имеющихся факторов в сфере оказания образовательных услуг, выполнения научно-исследовательских работ, инновационной деятельности. Стратегическое позиционирование вуза обусловливается факторами конкурентной среды и заключается в создании уникальной и выгодной позиции, на основе сочетания видов деятельности, отличных от конкурентов.
В этой связи предпринимательский потенциал вуза следует понимать как его способности по расширению предельных возможностей существующего научно-образовательного и финансово-хозяйственного потенциалов, а также возможностей их потенциального роста для адекватного ответа на вызовы внешней среды.
Таблица 1
Матрица показателей предпринимательского потенциала вуза
Функциональное назначение показателей
Активность Эффективность Результативность
Виды деятельности вуза Генерация знаний Характеризуют активность предпринимательства в научной деятельности вуза Характеризуют величину финансового результата от научно-исследовательской деятельности Характеризуют конкурентоспособность вуза на рынке услуг научно-исследовательской деятельности
Трансферт знаний Характеризуют активность предпринимательства в образовательной деятельности вуза Характеризуют величину финансового результата от образовательной деятельности Характеризуют конкурентоспособность вуза на рынке услуг профессионального образования
Внедрение знаний в производство Характеризуют активность инновационной деятельности Характеризуют величину финансового результата от внедрения знаний в производство Характеризуют конкурентоспособность вуза на рынке услуг профессионального образования и рынке труда
Иная приносящая доход деятельность Характеризуют активность предпринимательской и иной приносящей доход деятельности вуза Характеризуют величину финансового результата от деятельности предпринимательских структур вуза Характеризуют конкурентоспособность предпринимательских структур вуза на товарных рынках и рынках финансовых инструментов
К числу возможностей повышения операционной эффективности вуза можно отнести способность обеспечения внутренней гибкости за счет адекватного изменения кадрового потенциала, технологического переоснащения и информатизации учебно-производственной базы. Способность к рыночному позиционированию предполагает наличие ключевых компетенций по своевременному обнаружению актуальных потребностей и запросов потенциальных показателей к анализу экономической конъюнктуры рынков научных, образовательных услуг, а также рынков факторов производства.
Непременным условием перехода на предпринимательскую модель развития является внедрение стратегического управления, использование современных методов формирования и реализации ключевых конкурентных преимуществ. Весомым конкурентным преимуществом в этом отношении является освоение эффективной технологии управления качеством образовательного процесса. При этом необходимо учитывать, что качество профессионального образования представляет собой сложную, многоуровневую, динамическую систему качеств, формируется как интегральная характеристика выпускника, складываясь из единства социально, профессионально и личностно значимых свойств. Предпринимательская стратегия университета предполагает опережающий характер качества по отношению к системе требований, предъявляемых развитием его внешней среды. Поэтому стратегия вуза в области качества призвана выявлять и предвосхищать ожидания рынка, базироваться на технологии опережающего обеспечения интересов потребителей его услуг.
Предпринимательство, реализующее инновации, предполагает знание инструментария бизнес-планирования, финансового менеджмента и комплекса маркетинговых технологий, развитие персональных качеств и навыков, повышающих личностный предпринимательский потенциал, что обусловливает необходимость широкого использования в вузах специализированных программ по бизнес-образованию, инновационной деятельности и маркетингу.
Предпринимательский вектор развития университета обусловливает не только
формирование новых компетенций в области предпринимательства, но и создание новых организационных форм коммерциализации знаний и инноваций, в том числе бизнес-инкубаторов, технопарков, отделов трансферта технологий и др. Предпринимательская стратегия вуза заключается в определении эффективных путей структурного сопряжения с внешней средой, повышении его роли как активного субъекта изменения региональной экономики.
Обобщая вышеизложенное, возможно сделать следующие выводы:
Во-первых, вызовы внешней среды, задачи модернизации отечественного высшего профессионального образования обусловливают необходимость развития предпринимательства в научно-исследовательской, образовательной и финансово-хозяйственной деятельности автономных университетов для обеспечения их устойчивой конкурентоспособности на рынках научно-образовательных услуг и рынках труда.
Во-вторых, предпринимательство как специфическая управленческая функция, активизирующая основанные на знаниях возможности саморазвития, инноваций, должно находить отражение в стратегическом целеполагании автономного вуза и формировании эффективного организационно-экономического механизма реализации намеченных целей.
В-третьих, стратегическое управление вузом предполагает оценку его предпринимательского потенциала на основе системы показателей, характеризующих активность, эффективность и результативность творческого, инновационного и коммерческого аспектов предпринимательства в процессе осуществления основных видов деятельности.
1. Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982.
2. Федеральный закон от 03.11.2012 № 174-ФЗ.
3. Грудзинский А. О. Университет как предпринимательская организация. — М.: Социз, 2004. № 4. С. 113-121.
4. Константинов Г. Н., Филонович С. Р. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 49-53.