НАЗАРОВА Т. В., ПОЛОЗОВА О. В.
РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УСВОЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Аннотация. В статье рассматриваются условия успешного обучения младших школьников с речевым недоразвитием, их социальной адаптации. Обосновывается необходимость проведения своевременной диагностики и коррекционно-профилактической работы по предупреждению дизорфографии, которая основывается на комплексном развитии предпосылок усвоения орфографических навыков.
Ключевые слова: орфографический навык, общее недоразвитие речи, компоненты речевой системы.
NAZAROVA T. V., POLOZOVA O. V.
DEVELOPMENT OF PREREQUISITES FOR MASTERING SPELLING SKILLS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH NRO
Abstract. The article considers some issues of successful teaching primary school children with speech underdevelopment and their social adaptation. The authors prove the need for timely diagnosis and correction-preventive work on prevention of dysorthographia, which is based on the comprehensive development of the prerequisites of mastering spelling skills.
Keywords: spelling skill, general underdevelopment of speech, speech system components.
По определению, принятому в научной литературе, общее недоразвитие речи (ОНР) -это форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом [4].
Орфографический навык - это сложный мыслительный процесс. Он включает в себя такие умственные операции, как сравнение языковых фактов, нахождение в них сходного и различного, операции абстрагирования, и, наконец, выработку соответствующих ассоциаций [3].
Процесс формирования орфографических навыков представляет собой сложный речемыслительный процесс, который требует от ребенка базового уровня сформированности мыслительных операций, речевых навыков, языковых обобщений и т.д. [2].
По мнению Л. С. Цветковой, трудности формирования процесса письма у детей, а также его несформированность, носят системный характер. Механизмы нарушения чаще всего комплексные и могут лежать в сфере не только элементарных психических процессов (моторики, графомоторных координации, нарушения звукового анализа и синтеза и т.д.), но
и в сфере высших психических функций - в нарушении общего поведения, несформированности личности, внимания, абстрактных форм мышления и т.д. [6].
Цель работы - изучение особенностей усвоения предпосылок орфографических навыков младшими школьниками с ОНР III уровня.
Экспериментальное исследование проводилось в период с декабря 2015 г. по март 2016 г. в начальной школе г. Москвы. В исследовании принимали участие 10 учащихся младших классов в возрасте 7-8 лет с заключением ПМПК «ОНР III уровня».
В ходе констатирующего эксперимента была применена методика, разработанная Т. А. Фотековой совместно с Л. И. Переслени, в которой использованы пробы, предложенные Р. И. Лалаевой, Е. В. Мальцевой, А. Р. Лурия [5].
Исследование уровня успешности усвоения предпосылок орфографических навыков проводилось с соблюдением определенной последовательности (6 серий). Каждая серия состоит из речевых проб нарастающей трудности. К каждому заданию (пробе) ребенку давались четкие инструкции по его выполнению. В методике разработаны отдельные критерии оценки, которые отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, а также вид и количество использованной помощи.
В ходе экспериментального исследования были проанализированы следуюцие компоненты речевой системы: фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, навыки языкового анализа, грамматический строй речи, словарь и словообразовательные процессы, понимание логико-грамматических отношений, связная речь.
Наименьшее количество затруднений у учащихся вызвали задания направленные на исследование развития фонематического слуха, а также артикуляционной моторики. Анализ исследования показал, что средний балл успешности выполнения этих заданий составил 65,59% и 64,5% соответственно. Дети допускали ошибки как в рядах слогов, включающих 2 оппозиционных звука, так и в рядах слогов, включающих 3 оппозиционных звука. Нарушение артикуляционной моторики у обследуемых детей проявилось в ограниченности и неточности, вялости движений органов артикуляции.
Звукопроизношение при формировании письменной речи является одним из наиболее важных показателей успешности формировании данного вида речи. Средний показатель успешности выполнения заданий этой группы составил 66,25%. При обследовании звукопроизношения было определено, что школьники с общим недоразвитием речи III уровня заменяют, пропускают и искажают звуки как в самостоятельной речи, так и изолировано.
При обследовании звуко-слоговой структуры слова у учащихся чаще всего возникали следующий трудности: недостатки произношения отдельных звуков или групп звуков, слоговой структуры слова, особенно при воспроизведении слов со стечением согласных или многосложных слов. В речи детей встречались отдельные нарушения звуконаполняемости: сокращение звуков, перестановки звуков, реже слогов. Средний показатель успешности выполнения заданий этой группы составил 61,65%.
Средний результат успешности выполнения заданий при исследовании развития навыка языкового анализа составил 68,66%. Из характерных нарушений нами были отмечены:
- при выделении первого звука в слове крыша дети часто называли второй согласный звук в слове, вместо первого;
- при выделении конечного звука в слове стакан, дети ошибочно выделяли согласный звук [к] или называли последний гласный звук;
- наибольшее затруднение вызвали задания, в которых необходимо было определить количество звуков в слове - с данным заданием не справились 8 детей из 10.
По итогам исследования были выявлены следующие нарушения в формировании навыка владения грамматическим строем речи: замены слов по семантическому и фонетическому сходству; поиск слов и трудности удержания смысловой программы; пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения. Сложности у школьников возникали и при подборе синонимов и антонимов. Наибольшие затруднения при выполнении проб вызвали задания, связанные с употреблением предлогов (над, под, из-за, между) и согласовании существительных с числительными и прилагательными в роде, числе и падеже. Кроме того, у подавляющего большинства детей были отмечены затруднения в построении предложений самостоятельно. Средний результат успешности выполнения заданий составил 57,25%.
При исследовании развития навыка словообразования выяснилось, что наибольшие затруднения у школьников вызвали задания на образование имени существительного, обозначающего детей животных (большая часть учащихся образовывали слова путем уменьшительно-ласкательного суффикса); притяжательных прилагательных.Анализ данных показал, что дети заимствуют из речи окружающих производные слова в целом и не создают их по правилам словообразования, а воспроизводят на основе общего звукового образа, часто в искаженном виде, что обусловлено недостаточностью фонематического восприятия и анализа. Средний результат успешности выполнения заданий составил 59,5%.
Выполнение заданий на выявление уровня развития грамматических конструкций нами было отмечено, что эти процессы у детей лучше сформированы, нежели процессы
воспроизведения их в собственной речи. Также был выявлен низкий уровень сформированности причинно-следственных и временно-пространственных связей. Средний результат успешности выполнения заданий при исследовании развития навыка языкового анализа составил 68,3%.
Наиболее несформированной у детей данной группы оказалась связная речь. Средний результат по группе составил 48,98%. Серьезные затруднения у детей вызвало составление связного рассказа по картинкам. Даже при присутствии наглядной опоры в виде серии картин, ученикам было сложно последовательно, развернуто, грамотно составить рассказ. Более благоприятная картина наблюдалась при пересказе. Но детям было сложно грамотно воспроизвести предложенную сказку.
После проведенного констатирующего эксперимента были сделаны выводы об особенностях развития предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с ОНР III уровня. Общее недоразвитие речи оказывает негативное влияние на развитие всех компонентов речевой и неречевой систем.
В связи с этим в работе по развитию предпосылок усвоения орфографических навыков младшими школьниками с ОНР III уровня можно выделить следующие направления коррекционно-профилактической работы: формирование фонематического восприятия, артикуляционной моторики, звукопроизношения, слоговой структуры слова; навыков языкового анализа, грамматического строя речи, словаря и словообразовательных процессов; навыков понимания логико-грамматических отношений, связной речи; развитие внимания, памяти, мышления; развитие программирования последовательности языковых операций, их реализация и контроль в процессе орфографической деятельности.
В результате проведенного исследования мы заключаем, что логопедическая коррекционно-профилактическая работа, направленная на развитие предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с ОНР III уровня, должна основываться на комплексном усовершенствовании речевой системы, а также высших психических функций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лалаева Р. И., Прищепова В.И. Выявление дизорфографии у младших школьников.
- СПб.: СПбГУПМ, 1999. - 36 с.
2. Прищепова И. В. Дизорфография младших школьников: учебно-методическое
пособие. - СПб.: КАРО, 2006. - 240 с.
3. Прищепова И. В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения речи // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. - СПб.: Образование, 1992. - С. 124 - 131.
4. Учебник для студентов дефектологических факультетов пед. высших учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - 5-е изд., перераб. и доп. -М.: ВЛАДОС, 2008. - 703 с.
5. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод пособие. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 96 с.
6. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение: учеб. пособие для студ. дефектологических факультетов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2001. - 256 с.