Научная статья на тему 'Развитие правового регулирования права на образование в законодательстве Российской Федерации'

Развитие правового регулирования права на образование в законодательстве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
352
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / RIGHT TO EDUCATION / EDUCATION LAW / REALIZATION OF THE RIGHT TO EDUCATION / LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шабалина Ольга Леонидовна, Петренко Николай Иванович

Рассматриваются общие положения и отдельные аспекты правового регулирования реализации права на образование в законодательстве Российской Федерации. Исходя из природы права на образование, исследованы такие критерии его реализации, как язык обучения, общедоступность различных уровней образования, финансовое обеспечение негосударственных образовательных учреждений. Проведен диахронный анализ отечественного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of legal regulation of the right to education in Russian legislative

The article discusses legal foundations and legal regulation’s aspects in realization of the right to education in Russian legislative. Based on their nature, language of learning, accessibility of different education’s levels, financial provision of non-state educational facility as the criteria of realization of the right to education were explore. Diachronic analysis of national legislation was conducted.

Текст научной работы на тему «Развитие правового регулирования права на образование в законодательстве Российской Федерации»

140

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2017. № 3(29)

ХОХЛОВ Дмитрий Константинович - аспирант. Нижегородская правовая академия. Россия. Нижний Новгород. E-mail: [email protected].

KHOKHLOV, Dmitry Konstantinovich - Graduate Student. Nizhny Novgorod law Academy. Russia. Nizhny Novgorod. E-mail: [email protected].

УДК 340.5

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О.Л. Шабалина, Н.И. Петренко

Рассматриваются общие положения и отдельные аспекты правового регулирования реализации права на образование в законодательстве Российской Федерации. Исходя из природы права на образование, исследованы такие критерии его реализации, как язык обучения, общедоступность различных уровней образования, финансовое обеспечение негосударственных образовательных учреждений. Проведен диахронный анализ отечественного законодательства.

Ключевые слова: право на образование; образовательное право; реализация права на образование; законодательство Российской Федерации.

O.L. Shabalina, N.I. Petrenko. DEVELOPMENT OF LEGAL REGULATION OF THE RIGHT TO EDUCATION IN RUSSIAN LEGISLATIVE

The article discusses legal foundations and legal regulation's aspects in realization of the right to education in Russian legislative. Based on their nature, language of learning, accessibility of different education's levels, financial provision of non-state educational facility as the criteria of realization of the right to education were explore. Diachronic analysis of national legislation was conducted.

Keywords: the right to education; the education law; the realization of the right to education; legislation of the Russian Federation.

В силу своей конституционной природы право на образование нуждается в четком закреплении всех его аспектов в конкретизирующих Конституцию актах. Можно сказать, что в Российской Федерации право на образование не образует отдельную отрасль права ввиду своей некодифицированности, однако задача конкретизации конституционных положений возложена на отдельный федеральный законодательный акт, посвященный сфере образовательных правоотношений. Таким актом выступает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3, пришедший на смену Закону Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1. Представляется значимым провести анализ норм старого и нового законов на предмет закрепления положений о праве на образование.

Закон 1992 г. в качестве субъектов-носителей права на образование рассматривал граждан Российской Федерации. Однако Федеральный закон 2012 г. говорит о праве каждого человека. Такой подход представляется более

конституционным («Каждый имеет право на образование» - ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации), и в то же время более рациональным, так как получение образования, как реализация соответствующего права, может наступать до приобретения гражданства. Например, иностранные граждане, лица без гражданства не лишены права получать образование в Российской Федерации в соответствии со специальным правовым регулированием.

Реализация права на образование должна осуществляться вне зависимости от таких обстоятельств, как пол, возраст, состояние здоровья и даже наличие судимости, а также иных не имеющих прямого отношения к деловым и учебным качествам обучающегося обстоятельств. Закон 1992 г. содержал правило, запрещавшее вводить ограничения прав граждан на профессиональное образование по таким признакам иначе как через федеральный закон (абз. 2 ч. 1 ст. 5 Закона 3266-1). Новый закон аналогичной нормы не содержит, что делает возможным издание подзаконных актов, ограничивающих в образовательных правах те

или иные категории граждан. Однако такая конструкция не является дискриминационной. Действительно, профессиональное образование гарантировано на конкурсной основе, следовательно, прием на обучение предполагает определенные рамки, соответствие которым стоит расценивать не как ущемление прав, а как элемент конкурса.

Рассматривая уровень профессионального образования, стоит отметить, что Федеральный закон № 273-Ф3 предусматривает возможность установления дополнительных вступительных испытаний творческой или профессиональной направленности при приеме на обучение по направлениям подготовки или специальностям, требующим наличия у поступающих лиц определенных творческих способностей, физических или психологических качеств (ч. 7 ст. 70 Ф3-273). В то же время утверждение перечня таких дополнительных испытаний и категорий лиц, поступающих на обучение по результатам вступительных испытаний, отнесено к компетенции Министерства образования и науки Российской Федерации (ч. 8 ст. 55). Так, орган исполнительной власти обладает возможностью вводить ограничения прав на профессиональное образование в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, утверждая соответствующие перечни.

Одним из ключевых вопросов реализации права на образование является язык обучения. Закон Российской Федерации «Об образовании» гарантировал право на получение основного общего образования на родном языке и право на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Реализация получения образования на родном языке обеспечивалась путем создания либо образовательных учреждений, в которых велось преподавание на родном языке, либо выделением отдельных классов или групп, где программа осваивалась на родном языке. Важным аспектом являлось создание условий для функционирования таких учреждений, классов или групп, чем обеспечивалась реализация права на язык образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует получение образования на государственном языке, а право на выбор языка обучения ставится в зависимость от возможностей системы образования. Под государственным языком, в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.06.2005 г. № 53-Ф3 «О государственном языке Российской Федерации», понимается русский язык. Право на выбор языка обучения трактуется как право на получение дошколь-

ного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов России (ч. 4 ст. 14 Ф3-273). В то же время такие субъекты Российской Федерации, как республики, своими Конституциями устанавливают государственные языки, свойственные большим группам собственного населения. Такое установление неотчуждаемо, ввиду того что субъект - государственное образование внутри общего суверенного государства.

Федеральный закон № 273-ФЗ, решая возникшее противоречие, предусматривает для государственных и муниципальных образовательных организаций субъектов Российской Федерации возможность внедрять преподавание и изучение государственных языков, но при условии отсутствия ущерба преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации (ч. 4 ст. 14 ФЗ-273).

В прежнем правовом регулировании существовало исключение для дошкольных образовательных организаций, в которых, в отличие от остальных, изучение государственного языка Российской Федерации устанавливается не Федеральным государственным образовательным стандартом. Новый закон не содержит такого исключения, напротив ставя Федеральные государственные образовательные стандарты для дошкольного образования императивно-обязательными.

Если Закон 1992 г. передавал вопросы изучения государственных языков субъектов на законодательный уровень данных субъектов, то ФЗ-273 2012 г. установил, что преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации и государственных языков субъектов Российской Федерации должно соответствовать Федеральным государственным образовательным стандартам. Норма является императивной, чем ставит изучение и преподавание государственных языков субъектов Российской Федерации под контроль федеральных органов исполнительной власти. Так, правовое регулирование преподавания и изучения родных языков народов России перешло на федеральный уровень, что серьезно отдаляет нормотворчество от носителей языков. Можно прийти к выводу, что роль русского языка в образовании усилилась.

Одним из необходимых условий реализации права каждого на образование является общедоступность образования. Прежнее законодательство гарантировало гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, школьного и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатное, хотя не общедоступное, среднее и

142

вестник Российского университета кооперации. 2017. № 3(29)

высшее профессиональное образование. Также гарантировалось бесплатное, но не общедоступное, предоставляемое на конкурсной основе послевузовское профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах Федеральных государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Федеральный закон № 273-ФЗ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, школьного и среднего профессионального уровней образования. Высшее образование, в соответствии со ст. 43 Конституции, гарантируется как бесплатное на конкурсной основе в тех же пределах Федеральных государственных образовательных стандартов при получении данного уровня образования впервые.

Так, среднее профессиональное образование переводится в категорию гарантированных общедоступных и бесплатных уровней образования. Тем самым законодатель расширяет общедоступность образования в Российской Федерации.

Важным обстоятельством, лежащим в основе практической реализации права на образование, является финансовое обеспечение. С одной стороны, это экономическая категория, с другой - требует должного внимания законодателя, так как в отсутствие такового система образования существовать не может. При этом стоит отметить, что реализовать право на образование возможно также и в негосударственных образовательных учреждениях.

Закон «Об образовании» 1992 г. предусматривал содействие государства в получении гражданами дошкольного и школьного образования в негосударственных образовательных учреждениях при прохождении соответствующих аккредитационных процедур. Средства, из которых предполагалось осуществлять такое содействие, направлялись из соответствующих бюджетов, выделялись в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ. Пределы обеспечения были установлены в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Также на субъекты Российской Федерации возлагались полномочия по финансовому обеспечению имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждений при получении гражданами дошкольного или школьного образования в таких учреждениях. Финансовое обеспечение устанавливалось в размере, необходимом для реализации

основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Федеральным законом № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено финансовое обеспечение получения дошкольного и школьного образования в частных образовательных организациях (при соблюдении требований к аккредитации) посредством предоставления им субсидий на возмещение затрат в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности в субъектах Российской Федерации. Расчет нормативов таких субсидий обязательно будет включать в себя расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения. Следует отметить, что расходы на оплату труда педагогических работников, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в указанные нормативы, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте РФ, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации. Кроме того, из расчета размеров субсидий исключаются расходы на коммунальные и прочие общехозяйственные услуги.

Можно заключить, что финансовое обеспечение негосударственных образовательных организаций выведено на федеральный уровень. Из полномочий муниципальных образований исключена возможность финансового обеспечения негосударственных образовательных организаций.

Таким образом, диахронно исследовав отдельные аспекты обеспечения реализации права на образование в законодательстве Российской Федерации, можно прийти к следующим выводам:

1. Право на образование в силу своей природы является неотъемлемым и принадлежит каждому человеку вне зависимости от гражданства, и оно не может быть ограничено по признакам, не зависящим от деловых и ученических качеств.

2. Существующая законодательная конструкция позволяет органам исполнительной власти вводить ограничения прав на профессиональное образование по отдельным спе-

циальностям и направлениям подготовки в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, утверждая соответствующие перечни.

3. Роль государственного языка Российской Федерации в обучении возросла. Правовое регулирование преподавания и изучения родных языков народов России перешло на федеральный уровень.

4. В Российской Федерации расширяется общедоступность образования, как за счет увеличения числа бесплатных уровней образования, так и посредством расширения числа направлений финансового обеспечения образовательных организаций.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от

30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

2. О государственном языке Российской Федерации: федер. закон от 01.06.2005 г. № 53-ФЗ // Парламентская газета. 2005. № 100. 7 июня.

3. Об образовании: закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 150.

4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Рос. газ. 2012. № 303. 31 дек.

5. Целищев С.Ю., Шабалин Г.Ю. Право на образование в современном отечественном законодательстве // Педагогическое образование и профессиональное обучение: инновации, тенденции, перспективы: материалы науч.-практ. конф. (15-16 марта 2016 г.) / Институт педагогики и психологии. Йошкар-Ола, 2016. С. 165-168.

ШАБАЛИНА Ольга Леонидовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и образовательных систем. Марийский государственный университет. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected].

ПЕТРЕНКО Николай Иванович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].

SHABALINA, Olga Leonidovna - Doctor of Pedagogic Sciences, Professor of the Department of Pedagogics and Educational Systems. Mari State University. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected].

PETRENKO, Nikolay Ivanovich - Doctor of Legal Sciences, Professor, Head of the Department of the Theory and History of State and Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

УДК 343.3/.7

НЕЗАКОННОЕ СОБИРАНИЕ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ КОММЕРЧЕСКУЮ ИЛИ БАНКОВСКУЮ ТАЙНУ, ПУТЕМ ПОДКУПА: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

А.А. Шутова

В статье рассматриваются проблемы, возникающие в процессе квалификации деяния по незаконному собиранию информации, которая составляет коммерческую или банковскую тайну, ответственность за которое предусмотрена ст. 183 УК РФ, путем подкупа должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации. Автор считает, что выработка рекомендаций в постановлении Пленума Верховного Суда РФ могла бы положительно сказаться на уголовно-правовой оценке деяний.

Ключевые слова: уголовное право России; информация; коммерческая тайна; банковская тайна; подкуп; должностное лицо; лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

A.A. Shutova. ILLEGAL COLLECTING OF THE DATA WHICH ARE A TRADE OR BANK SECRET BY BRIBERY: LAW ENFORCEMENT PROBLEMS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.