ИННОВАЦИИ В МИРЕ
NNNNNNNNNNMNMNMNMNMNNNNNNNNMNMNMNMNMNNNNNNNNNNMNM
ДОНАКАНЯН Лейли Антраниковна,
магистрант Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, е-mail: [email protected]
СВИРИДОВА Екатерина Александровна,
научный руководитель, кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОБОТОВ, ОБЪЕКТОВ РОБОТОТЕХНИКИ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
АННОТАЦИЯ. Актуальность исследования связана с активным применением искусственного интеллекта в гражданских правоотношениях в России, в связи с чем необходимо изучение и развитие законодательства в данной отрасли. Целью исследования является анализ существующей нормативно-правовой базы и выявление законодательных проблем в данной сфере. Методология исследования- анализ, системный подход, а также формально-юридический метод. В результате анализа законодательства выявлены проблемы и пути их решения. Предложены варианты совершенствования нормативно-правовых актов в данной сфере.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: искусственный интеллект, робот, правовое регулирование, гражданские правоотношения, робототехника.
DONAKANYAN Leyli Antranikovna,
Master's student of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation
SVIRIDOVA Ekaterina Alexandrovna,
Ph.D. in Law Science, Associate Professor, Department of Legal Regulation of Economic Activity, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
DEVELOPMENT OF LEGAL REGULATION OF THE USE OF ROBOTS, OBJECTS OF ROBOTICS AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE FIELD
OF CIVIL RELATIONS
ANNOTATION. The relevance of the research is connected with the active use of artificial intelligence in civil legal relations in Russia, and therefore it is necessary to study and develop legislation in this industry. The purpose of the study is to analyze the existing regulatory framework and identify legislative problems in this area. The methodology of the research is analysis, a systematic approach, as well as a formal legal method. As a result of the analysis of the legislation, problems and ways to solve them have been identified. Variants of improvement of regulatory legal acts in this area are proposed.
KEY WORDS: artificial intelligence, robot, legal regulation, civil relations, robotics.
MIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIMM
ВОПРОСЫ ПРАВА № 1 (ЯНВАРЬ - МАРТ) 2023 г. 15
Введение
В настоящее время мы живем в мире, когда технологии в сфере искусственного интеллекта и робототехнике стремительно развиваются, и мы все чаще в своей повседневной жизни пользуемся ими. Роботы и робототехника активно внедряются и в профессиональную жизнь, так компании начинают их использовать для управления, достижения определенных задач и унификации, состоящей в рациональном ограничении номенклатуры бизнес-процессов, минимизируя тем самым человеческие ресурсы.
Несмотря на высокую значимость технологий искусственного интеллекта и робототехники и того, что современный человек активно применяет их в своей жизни, в Российской Федерации на сегодняшний день отсутствует систематизированная нормативно-правовая база, а законодательство этой отрасли не регулирует ее комплексно.
Необходимо отметить, что государственная поддержка искусственного интеллекта реализо-вывается через государственные стратегические программы.
Нормативно-правовые акты, регулирующие
использование роботов, объектов робототехники и искусственного интеллекта
Так была принята в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 Национальная программа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1]. Одним из главных условий реализации программы является активное применение автоматизированных систем, механизмов и оборудований с применением объектов робототехники и искусственного интеллекта, без участия человека. Данные технологии заменят или уже активно заменяют людей на различных стадиях производства. Также данные технологии используются и в гражданско-правовых отношениях, например, при совершении сделок, обработке персональных данных, в банковской сфере и др.
Сбербанк уже в 2018г. опубликовал итоги внедрения в свою деятельность технологий искусственного интеллекта и робототехники. Компанией реализовывались программы по открытию платформ для предоставления сервиса для всех внутренних бизнес-заказчиков.
Согласно отчету Сбербанка, использование программных роботов повысило эффективность
бэк-офиса на 25%. Что касается технологий искусственного интеллекта, то они используются для совершенствования клиентского опыта в разных секторах предоставления услуг. По сведениям Сбербанка, увеличилась скорость обработки клиентских запросов в в 4-10 раз. Технологии искусственного интеллекта, объекты робототехники и роботы активно применяются при контактах с физическими и с корпоративными клиентами благодаря работе чатов и голосовых ботов. Банки активно применяют искусственный интеллект при управлении активами клиентов для достижения оптимального финансового планирования, а также для выявления мошенничества в финансовых операциях.
Применение таких технологий имеет положительную динамику для граждан и бизнес сообществ, поэтому в Национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» объекты робототехники, технологии искусственного интеллекта установлены, как главные составляющие цифровых технологий. В этой программе обозначено, что при действенном использовании этих систем потенциален прирост экономики нашей страны и повышение качества жизни населения [2].
На сегодняшний день государство старается решить проблему недостаточности законодательства в данной сфере и занимается ее развитием. Так разрабатываются стратегические подходы для регулирования общественных отношений этой отрасли.
Так, например, в 2019 году была принята Указом Президента «Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г.». В этой программе закреплены концептуально важные определения, такие как искусственный интеллект, его технологии, а также глоссарий терминов, которые применяются в правовом регулировании искусственного интеллекта [3].
В 2017 году была утверждена Указом Президента «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы». Можно сказать, что данная стратегия положила начало в развитие А1 так как в ней
1 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 Национальная программа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.04.2022)
2 Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 N 234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (вместе с «Положением о системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ. 2019. № Ii. Ст. 1119.
3 Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" (вместе с "Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года") // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.04.2022)
закреплено, что искусственный интеллект и его технологии должны стать технологической основой государственного и социально-экономического развития страны. В стратегии закрепляется понятийный аппарат, связанный с информационной безопасностью, установлены правовые меры для обеспечения информационной безопасности [1].
В паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» включены шесть федеральных проектов: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Информационная инфраструктура», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии» и «Цифровое государственное управление». В данных проектах особое место уделяется реальному применению технологий искусственного интеллекта и робототехнике в гражданской сфере [2].
Что касается Федеральных законов, то в 2017 году был принят ФЗ № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры», его основной задаче является формирование специальной системы для защиты граждан и др. лиц в сети «Интернет» [3].
Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 123- ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных"» [4]. В данном законе с 1 июля 2020г. в городе Москве начинает
1 Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
2 Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» разработан Минкомсвязи России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. и^: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.04.2022)
3 Федеральный закон "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" от 26.07.2017 N 187-ФЗ (последняя редакция) // Официальный интернет-портал правовой информации. и^: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.04.2022)
4 Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. №
123- ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения техноло-
гий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных"» // Официальный
функционировать экспериментальный правовой режим сроком на 5 лет. В ходе данного режима должны активно внедряться технологии AI в жизни жителей умного города.
В п.2 ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» [5] определены сферы использования искусственного интеллекта и объектов робототехники. Хотелось бы отметить, что закреплены в большей части именно сферы гражданско-правового регулирования, такие как продажа услуг, товаров, работ в интернет-пространстве, финансовый рынок, промышленность и др. Данный закон формирует удобную правовую среду- «правовую песочницу», которая выражается в виде экспериментально правового режима.
Еще одним не мало важным нормативно-правовым актом является Распоряжение Правительства РФ от 19 августа 2020г. № 2129-р «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 г.» [6]. В этой концепции закреплены основы для законодательного координирования технологий искусственного интеллекта и объектов робототехники, которые должны соблюдать права граждан и обеспечивать безопасность государству и обществу. Также определяются фундаментальные принципы для нормативного регулирования новых общественных отношений появляющихся в связи с использованием технологий AI и робототехнике. Определяются нормы для установления ответственности при использовании технологий искусственного интеллекта и иных объектов робототехники.
Правовое регулирование роботов, объектов робототехники и искусственного
интеллекта в Гражданском кодексе
Однако стоит отметить, что граждане и юридические лица, являющиеся юридически равными субъектами, вступают в гражданские правоотношения, которые связаны с прекраще-
интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.04.2022)
5 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ (последняя редакция) «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.04.2022)
6 Распоряжение Правительства РФ от 19 августа 2020г. № 2129-р «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 г.» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.04.2022)
II ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ NIM
нием, изменением и появлением у них гражданских прав и обязанностей по основаниям, которые установлены в Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (часть 1) [1].
В перечне, закрепленном в статье 128 ГК РФ с 1 октября 2019г. появились цифровые права, как объекты гражданских прав, но до сих пор не определены роботы и объекты робототехники, что может говорить о том, что законодатель не относит их к имуществу.
На сегодняшний день Россия отстает в развитии законодательства в области применения искусственного интеллекта, объектов робототехники и роботов в сфере гражданских правоотношений.
Так, например, на сегодняшний день в ГК РФ, который является основным нормативно-правовым актом данной сферы, не закреплены такие термины, как «робот», «объекты робототехники», «искусственный интеллект» и «технологии с использованием искусственного интеллекта». Данные термины употребляются зачастую в документах о стратегическом планировании и Указах Президента.
Однако, в России совершались попытки развития нормативно-правового регулирования данной отрасли в сфере гражданских правоотношений, так в 2016 году была разработана концепция законопроекта о робототехнике, в которой определялся наиболее важный вопрос, а именно установления роботов-агентов специальной ограниченной правосубъектностью.
Также уделялось внимание вопросам, связанным с использованием технологий искусственного интеллекта в Конвенции по робототехнике и искусственному интеллекту [2]. Эта конвенция была создана Исследовательским центром «Робоправо». Ее задача состояла в разработке и систематизации базовых принципов, которые связаны с быстрым развитием кибер-физических систем.
Стоит сказать, что одним из основных вопросов, который нужно обязательно законодательно решить являться определение области использования объектов робототехники. В нормативно-правовой среде принимаются меры для урегулирования данного вопроса, так в Воздуш-
1 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (часть 1). // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 22.04.2022)
2 Конвенция по робототехнике и искусственному интеллекту: Исследовательский центр проблем регулирования робототехники и искусственного интеллекта «Робоправо». [Электронный ресурс] URL: http:// robopravo.ru/modielnaia_konvientsiia (дата обращения: 21.04.2022).
ный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ [3], внесены изменения, которые связанны с применением беспилотных воздушных судов и авиационных систем (дронов) [4].
Выводы
Важным является тот факт, что в настоящее время необходимо создание правовой базы, для регулирования гражданских правоотношений в сфере использования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники. Также обязательным является определение существующих правовых ограничений, которые препятствуют их созданию и использованию, определить четкий понятийный аппарат в данной области и закрепить это на уровне федеральных законов.
Для развития законодательства в сфере использования технологий искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехнике в области гражданско-правовых отношений необходимо:
- принять базовый закон или закрепить нормы в Гражданском кодексе, о регулирования порядка использования объектов робототехники, искусственного интеллекта и роботов,
- установить основополагающие и фундаментальные принципы и правила их применения в данной сфере,
- определить гражданско-правовую ответственность за нарушение при использовании таких технологий,
- страхование ответственности за причинение вреда объектами робототехники и роботами,
-закрепить права и обязанности владельцев объектов робототехники, искусственного интеллекта и роботов,
- определить статус машин с искусственным интеллектом, так как от этого определения будет зависеть являются ли они субъектами или объектами гражданских прав.
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день, в Российской Федерации не имеется специализированного законодательного координирования использования объектов робототехники, технологий искусственного интеллекта и роботов в области гражданско-правовых отношений. Итак, можно сказать, что в настоящее время в гражданских правоотношениях применяются только существующие нормы Гражданского кодекса. Стоит отметить и тот
3 Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 12. Ст. 1383.
4 Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть I). Ст. 82.
факт, что в России нет ни одного федерального закона, в котором были бы закреплены данные термины. Они закреплены в документах стратегического планирования. Но шаги в данном
направлении законодателем начиная с 2016 года делаются в виде разработок Концепций, принятий национальных программ и внесением изменений в отдельные федеральные законы.
Список литературы:
[1] Ручкина Г. Ф., ред. Теория правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в РФ. M.: Прометей; 2020. 296 с.
[2] Харитонова Ю. С. К вопросу об охраноспособности результата деятельности искусственного интеллекта // Право будущего: интеллектуальная собственность, инновации, интернет: Ежегодник. Вып. 1. М.: ИНИОН РАН, 2018. С. 52-65.
[3] Попова А. В. Правовые аспекты онтологии искусственного интеллекта. Государство и право. 2020;(11):115-127. https://doi.org/10.31857/S 102694520012531-5
[4] Попова А.В. Этические принципы взаимодействия с искусственным интеллектом как основа правового регулирования. Правовое государство: теория и практика. 2020;(3):34-43. https://doi. org/10.33184/pravgos 2020.3.4
[5] Горохова С.С. Технологии на основе искусственного интеллекта: перспективы и ответственность в правовом поле. Юрист. 2021;(6):60-67. https://doi.org/10.18572/1812-3929-2021-6-60-67 Gorohova S.S. Tehnologii na osnove iskusstvennogo intellekta: perspektiv' I otvetstvennosti vpravovom pole. Urist. 2021;(6):60-67. https://doi.org/10.18572/1812-3929-2021-6-60-67
[6] Ручкина Г.Ф., Лапина М.А., ред. Публично-правовые средства эффективности развития экономики и финансов. Ч. 1. Публично-правовые средства цифровизации управления, экономического и социального пространства. М.: Русайнс; 2020. 246 с.
[7] Морхат П.М. Правосубъектность искусственного интеллекта в сфере права интеллектуальной собственности: гражданско-правовые проблемы: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2018. 257 с.
[8] Дурнева П.Н. Искусственный интеллект: анализ с точки зрения классической теории правосубъектности // Гражданское право. 2019. № 5. С. 30-33.
[9] Афанасьев С.Ф. К вопросу о законодательном регулировании искусственного интеллекта// Российская юстиция. 2020. № 7. С. 46-49.
[10] Антонов А.А. Искусственный интеллект как источник повышенной опасности // Юрист. 2020. № 7. С. 69-74.
[11] Искусственный интеллект в банках [Электронный ресурс] URL: http://www.tadviser.ru/index. php/ (дата обращения: 22.04.2022)
Spisok literatury:
[1] Ruchkina G. F., red. Teoriya pravovogo regulirovaniya iskusstvennogo intellekta, robotov i ob"ektov robototekhniki v RF. M.: Prometej; 2020. 296 s.
[2] Haritonova YU. S. K voprosu ob ohranosposobnosti rezul'tata deyatel'nosti iskusstvennogo intellekta // Pravo budushchego: intellektual'naya sobstvennost', innovacii, internet: Ezhegodnik. Vyp. 1. M.: INION RAN, 2018. S. 52-65.
[3] Popova A. V. Pravovye aspekty ontologii iskusstvennogo intellekta. Gosudarstvo i pravo. 2020;(11):115-127. https://doi.org/10.31857/S 102694520012531-5
[4] Popova A.V. Eticheskieprincipy vzaimodejstviya s iskusstvennym intellektom kakosnova pravovogo regulirovaniya. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. 2020;(3):34-43. https://doi.org/10.33184/ pravgos 2020.3.4
[5] Gorohova S.S. Tekhnologii na osnove iskusstvennogo intellekta: perspektivy i otvetstvennost' v pravovom pole. YUrist. 2021;(6):60-67. https://doi.org/10.18572/1812-3929-2021-6-60-67 Gorohova S.S. Tehnologii na osnove iskusstvennogo intellekta: perspektiv' I otvetstvennosti v pravovom pole. Urist. 2021;(6):60-67. https://doi.org/10.18572/1812-3929-2021-6-60-67
[6] Ruchkina G.F., Lapina M.A., red. Publichno-pravovye sredstva effektivnosti razvitiya ekonomiki i finansov. CH. 1. Publichno-pravovye sredstva cifrovizacii upravleniya, ekonomicheskogo i social'nogo pros-transtva. M.: Rusajns; 2020. 246 s.
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIM
[7] Morhat P.M. Pravosub"ektnost' iskusstvennogo intellekta v sfere prava intellektual'noj sobstvennosti: grazhdansko-pravovyeproblemy: dis. ... d-rayurid. nauk. M., 2018. 257s.
[8] Durneva P.N. Iskusstvennyj intellekt: analiz s tochki zreniya klassicheskoj teorii pravosub"ektnosti // Grazhdanskoe pravo. 2019. № 5. S. 30-33.
[9] Afanas'ev S.F. K voprosu o zakonodatel'nom regulirovanii iskusstvennogo intellekta// Rossijskaya yusticiya. 2020. № 7. S. 46-49.
[10] Antonov A.A. Iskusstvennyj intellekt kak istochnik povyshennoj opasnosti // YUrist. 2020. № 7. S. 69-74.
[11] Iskusstvennyj intellekt v bankah [Elektronnyj resurs] URL: http://www.tadviser.ru/index.php/ (data obrashcheniya: 22.04.2022)
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIM
20 ВОПРОСЫ ПРАВА № 1 (ЯНВАРЬ - МАРТ) 2023 г.