DOI 10.24411/2076-1503-2020-10536 ХАДДУР Зейн Алабдин,
студент 1 курса магистратуры Юридического факультета по программе «Юрист для частного бизнеса и власти» Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации e-mail: [email protected]
Научный Руководитель: ИВАНОВА Светлана Анатольевна,
доктор юридических наук, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОБОТОВ, ОБЪЕКТОВ РОБОТОТЕХНИКИ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ)
Аннотация. В настоящее время важность искусственного интеллекта (ИИ) и робототехники бесспорна, они задействованы во всех аспектах нашей жизни, большинство стран мира осознали, что им нужно быть более инновационными, чтобы выиграть гонку ИИ и робототехники, поэтому они начали интенсивно работать над своими национальными стратегиями по развитию и регулированию областей робототехники и искусственного интеллекта, чтобы стать пионерами в принятии законов, которые будут определять, регулировать и контролировать использование новых технологий. В этой статье автор попытался дать подробное толкование о прогрессе, достигнутом в направлении принятия современных законов для регулирования растущих и насущных потребностей граждан 21-го века, главным образом в области гражданского права, странами и глобальными организациями, такими как: Россия, Европейский Союз, США и другие страны.
Ключевые слова: технологии, роботы, робототехника, искусственный интеллект, гражданские правоотношения.
KHADDOUR Zein Alabdin
1st year Master's degree student Program "Lawyer for private business and government", Faculty of Law Financial University under the Government of the Russian Federation
Scientific Advisor: IVANOVA Svetlana Anatolyevna,
Doctor of Law,
Professor of the Department of Legal regulation of economic activities of the Financial University under the Government of the Russian Federation
DEVELOPMENT OF THE LEGAL REGULATION OF THE USE OF ROBOTS, ROBOTICS AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE FIELD OF CIVIL RELATIONS (MAIN AREAS)
Annotation. Nowadays, the importance of artificial intelligence (AI) and robotics are undeniable, they are involved in every aspect of our life, most of the countries around the world realized that they needed to be more innovative to win the race of AI & robotics, so they started working intensively on their national strategies to develop and regulate the fields of robotics and AI, to be the pioneers in adopting laws that will define, regulate, and supervise the use of the new technologies. In this ar-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020
• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ticle the author tried to give a detailed interpretation about the development achieved towards adopting modern laws to regulate the increasing and urgent needs by the 21th-centrury-Citizen, mainly in the field of Civil law, by countries and global organizations such as: Russia, European Union, USA and other countries.
Key words: Technology, robots, robotics, artificial intelligence, civil law.
В настоящее время технологии в сфере робототехники стремительно развиваются, мы все больше зависим от роботов в нашей повседневной жизни, спрашивая их о погоде, запрашивая рекомендации по ресторанам или устанавливая им задачу выполнить за нас работу по дому - помыть посуду или пропылесосить. Мы перестали удивляться, когда в сфере медицины используются роботизированные технологии, используемые хирургами, а порой, хирурга заменяет робот.
Роботы или робототехника также входят в нашу профессиональную жизнь, компании все чаще используют их для управления, а также разрабатывают роботов для достижения определенных задач и симплификации бизнес-процессов, минимизируя при этом человеческие ресурсы. Несмотря на высокую значимость роботов и технологий искусственного интеллекта и того, насколько мы зависим от них, в настоящее время отсутствует достаточное количество нормативных актов, регулирующих эту сферу. Основные усилия направлены на разработку самих технологий, нежели на разработку законов, что, на мой взгляд, является большой ошибкой, которая, в конечном итоге, может привести к неразберихе и проблемам, в первую очередь, связанным с незнанием и неспособностью установления юридического статуса роботов и ИИ и разрешения споров, связанных с результатами их деятельности [5].
В настоящее время ни одно государство не обладает комплексом нормативных актов, регулирующих отношения использования робототехники во всем их многообразии, но можно обозначить предпосылки к правовому регулированию в государствах, наиболее развитых в области производства использования роботов и ИИ.
Говоря о неурегулировании искусственного интеллекта, необходимо отметить, что есть некоторые страны, которые сделали большой шаг в этой области, в то время как другие страны все еще очень отстают. Причины, определяющие необходимость разработки законов, регулирующих робототехнику и технологии искусственного интеллекта, разнятся между странами. Так, например, в Японии существует проблема старения, поэтому существует потребность в молодой рабочей силе, что влечет рост использования роботов в различных областях (промышленность - медицина - сфера обслуживания). В то время как причина в Европе - проблема высокой стоимости
местного производства, а в США - отсутствие рабочих мест. Концепции государств направлены, по большей части, на создание условий в целях продвижения робототехники и осмыслении значения государства в этом процессе, а не в целях поиска решений проблем права. Например, предусматривают выделение финансирования на исследования, распределение полномочий между местными и центральными властями, определение областей для проведения правовых и административных реформ, основании базы государственного курса и т.д. Впоследствии организация регулирования представляет собой осуществление выбранной государством стратегии и работу по приведению в соответствие существующих правовых норм и созданию новых.
Существуют различные подходы к отпреде-лению правового статуса роботов и ИИ в гражданско-правовых отношениях. Так объекты робототехники, обладающие статусом юридического лица, будут нести ту же ответственность, что и юрлица. Это приводит к проблемам аналогий: «действия юридических лиц всегда восходят к действиям индивида или группы людей. Действия же систем на основе искусственного интеллекта не обязательно будут прямо восходить к действиям человека» [4].
Другой подход - особая правосубъектность. Европейским парламентом была принята резолюция «Нормы гражданского права о робототехнике». Для высокотехнологичных машин документ предусматривает определение особого правового статуса электронного лица, однако документ не указывает прямо, что такие роботы будут способны самостоятельно отвечать за ущерб, однако подразумевает. В настоящее время, как правило, любой вред, причиняемый роботами или ИИ регулируется гражданским законодательством об ответственности за качество продукции, то есть роботы рассматриваются как высокотехнологические устройства. Но в связи с быстрым развитием границы ответственности производителей и пользователей размываются и применение этого подхода в гражданско-правовом регулировании теряет актуальность.
Одним из основных направлений развития правового регулирования в области робототехники и ИИ является страхование рисков.
Отмечая реальные возможности причинения роботами вреда и анализируя особенности
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020
применения мер юридической ответственности к таким фактам, некоторые ученые говорят о необходимости внесения в гражданское право нового правового статуса для роботов «электронное лицо», что в принципе могло бы позволить включить их в существующую систему гражданско-правовой ответственности. При этом в гражданском праве должно быть закреплено положение о праве на установление причинно-следственных связей между действиями (бездействиями) робота и ущербом, который он нанес, чтобы иметь возможность взыскать компенсацию с производителя этого робота [1].
Современные законотворцы выступают за введение ответственности за вред, который был приченен объектом робототехники или ИИ. Так, отмечается, что в связи с тем, что машины становятся все сложнее, становится крайне затруднительно определить ответственное лицо за приче-ненный вред. Таким образом предлагается создать страхование рисков, благодаря которому пострадавшим может быть выплачена компенсация за понесенный ущерб или, в случае если страхование не покрывает какой-то риск, едино-разовая компенсация из резервного фонда. Такое страхование рисков напоминает ОСАГО [3].
В 2017 г. юридическая фирма Dentons по инициативе Grishin Robotics разработала концепцию проекта ФЗ «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области робототехники». Проект предлагает дополнить ГК РФ главой «роботы-агенты». В соответствии с ним, робот-агент может выступать в качестве участника гражданского процесса, обладающего правоспособностью. В этом случае может применяться законодательство о юридических лицах, в случаях, когда робот-агент выступает в качестве субъекта договорных отношений и гражданское законодательство об имуществе в случаях, когда робот выступает в качестве предмета сделок или же объекта отношений, связанных с ответственностью владельца источника повышенной опасности за вред, причиненный этим источником [2].
К создателям и владельцам роботов могут применяться такие же меры, как и к другим создателям и владельцам транспортных средств и механизмов - источников повышенной опасности. В зависимости от типа робота и степени его опасности, ответственность будет лежать или на производителе работа, или на его владельце. Если робот изначально сложен в эксплуатации и может своими действиями нанести вред, и его владелец об этом предупрежден, то отвечать будет владелец. Если вред причинен роботом-агентом, например, в случае взрыва используемого по инструкции робота-пылесоса, действия которого запро-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020
граммированы производителем, ответственность будет нести лицо, осуществившее разработку, производство и (или) техническое обслуживание робота-агента вне зависимости от наличия их вины [1]. Проект не был воспринят однозначно научно-экспертным сообществом России, не получил поддержки в Государственной думе, но показал, что работа в области формирования концепций правового регулирования гражданских отношений с участием роботов в настоящее время обретает исключительную актуальность.
Список литературы:
[1] Лапина М.А. Выявление тенденций становления и развития правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в области социальных отношений // Административное и муниципальное право. -2019. - № 5.
[2] Морхат П.М. Искусственный интеллект: правовой взгляд: Научная монография // РОО «Институт государственно-конфессиональных отношений и права». - М.: Буки Веди, 2017.
[3] Морхат П.М. Право и искусственный интеллект: Тезаурус // РОО «Институт государственно-конфессиональных отношений и права». - М.: Буки Веди, 2019.
[4] Незнамов А.В., Наумов В.Б. Вопросы развития законодательства о робототехнике в России и в мире // Юридические исследования. - 2017. -№ 8.
[5] Наумов В.Б. Научные подходы к классификации видов правовой идентификации в информационных правоотношениях // «Труды Института государства и права Российской академии наук», 2016, № 3 (55).
Spisok literatury:
[1] Lapina M.A. Vyjavlenie tendencij stanovlenija i razvitija pravovogo regulirovanija iskusstvennogo intellekta, robotov i ob"ektov robototehniki v oblasti social'nyh otnosenij // Administrativnoe i municipal'-noe pravo. - 2019. - № 5.
[2] Morhat P.M. Iskusstvennyj intellekt: pravovoj vzgljad: Naucnaja monografija // ROO «Institut gosu-darstvenno-konfessional'nyh otnosenij i prava». - M.: Buki Vedi, 2017.
[3] Morhat P.M. Pravo i iskusstvennyj intellekt: Tezaurus // ROO «Institut gosudarstvenno-konfes-sional'nyh otnosenij i prava». -M.: Buki Vedi, 2019;
[4] Neznamov A.V., Naumov V.B. Voprosy razvitija zakonodatel'stva o robototehnike v Rossii i v mire // Juridiceskie issledovanija. - 2017. -№ 8.
[5] Naumov V. B. Naucnye podhody k klassifik-acii vidov pravovoj identifikacii v informacionnyh pra-vootnosenijah // «Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossijskoj akademii nauk», 2016, № 3 (55).