3.9. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АУКЦИОНОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИИ
Ерофеев Филипп Станиславович, аспирант кафедры гражданского права и процесса
Место учебы: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Аннотация: Законодательство об аукционах в России развивалось на протяжении длительного периода времени. В данной статье рассмотрены основные этапы развития правового регулирования аукционов в гражданском праве России.
На основании проведенного исследования автор делает вывод о том, что современный этап формирования правовых основ проведения аукционов (в том числе, электронных аукционов) характеризуется активной позицией законодателя, который уделяет пристальное внимание регулированию общественных отношений в сфере использования такой формы торгов, как аукцион
Ключевые слова: аукцион, торги, договор, участники аукциона, цена, размещение заказа
DEVELOPMENT OF LEGAL REGULATION OF AUCTIONS IN THE RUSSIAN CIVIL LAW
Erofeev Philip S., graduate student of department Civil Law and Process
Study place: Plekhanov Russian University of Economics
Annotation: Legislation on auctions in Russia has developed over a long period of time. This article describes the main stages of development of legal regulation of auctions in the Russian civil law.
Based on this study, the author concludes that the present stage of forming the legal basis for conducting auctions (including electronic auctions) is characterized by the active position of the legislator, who pays close attention to the regulation of social relations in the use of this form of trading, as an auction
Keywords: auction, bidding, contract, bidders of auction, price, place an order
Для целостного понимания процесса правового регулирования аукционов в России необходимо рассмотреть ретроспективу их развития.
Возникнув в период расцвета римского частного права, торги, как правовой институт, сохранились до настоящего времени. Учёные и практики считают торги, одной из форм которых является аукцион, распространённым механизмом совершения сделок. С функциональной точки зрения именно данный механизм предоставляет возможность одновременного обеспечения как публичных, так и частных интересов1. Справедливо подчеркивают отдельные авторы, что значение торгов (аукционов и конкурсов) с точки зрения современного гражданского права может быть определено только с учётом исторического опыта развития указанного правового института2.
1 Груздев В. Торги: Понятие, правовая природа, признание недействительными / Хозяйство и право. - М., 2004, №7, С.24.
2 Веденеев Г.М., Кобзев Г.Н., Гончаров Е.Ю. Конкурсные торги в России: исторический опыт. - 2-ое изд., доп. М.: Издательство МЭИ, 2005. С.3.
Как отмечается в юридической литературе, система заключения договоров на торгах представляет собой устоявшийся правовой институт, существующий многие столетия3.
В римском праве торг, как форма заключения договора, был в некоторых случаях предписан законом, кроме того, он использовался и в частном обороте. В Риме торги делились на три категории:
1) торги на труд;
2) торги на труд с материалом;
3) торги на одну поставку материалов. На торгах цены снижались по мере поступления всё новых предложений поставщиков и подрядчиков.
В период первых трёх веков нашей эры в Риме земля стала активнее вовлекаться в торговый оборот, что требовало соответствующих правовых конструкций, обеспечивающих иной механизм регулирования, нежели используемый для движимых вещей .
Анализ постулатов римского права позволяет яснее понять правовую природу торгов, в том числе тех, предметом которых является право на заключение договора.
В России аукцион как форма торгов еще в XVII веке сформировался как способ покупки товаров для государственных нужд. Так, известен Указ от 7 июля 1654 г., который от имени царя Алексея Михайловича регулировал подрядную цену на доставку в Смоленск таких продуктов, как мука и сухари. Речь в нём шла о том, что за перемещение разных по весу грузов объявлялась разная цена и, соответственно, выявлялись желающие перевести груз за данную цену. Можно определить, что в приведённом примере наличествует элемент публичности, элемент свободы участия, а также условия, которые объявляются желающим участвовать.
Первые законодательные акты, послужившие прообразом будущих правил «публичных» торгов, относятся к эпохе петровских реформ. В этой связи, считаем необходимым привести отдельные примеры правового регулирования торгов в XVIII веке. Так, в 1721 г. принимается такой нормативный акт, как Регламент Адмиралтейства и Верфи5. Акт включал нормы, устанавливающие порядок и способ поиска подрядчиков, а также правила взаимоотношений органов управления с подрядчиками в вопросах снабжения Адмиралтейств и верфей. Следует обратить внимание на тот факт, что рассматриваемый документ имел черты унифицированного нормативного акта. Существовавшие в то время многочисленные Указы и иные документы в сфере государственного и, прежде всего, военного управления не решали в частности, хозяйственных задач такого образования, как Флот. Поэтому Регламент посредством содержащихся в нём правил стал регулировать договорные отношения в сфере подряда.
Кроме того, существовал Указ Правительствующего Сената от 12 ноября 1723 г. «О продаже конфискованных пожитков от Магистрата». Это один из первых нормативных документов, регламентирующих продажу
3 Свечникова Н.В. Торги как способ заключения договоров -Брянск, ООО «Идея-АГС», 2013. - С.28-29.
4 Муромцев С.А. Гражданское право Древнего Рима. - Москва, типография А.И. Мамонтова и Ко., 1883. С.156-183.
5 Регламентъ благочестивейшего государя Петра Великого отца Отечества «Об управлении адмиралтейства и верфи». Печа-танъ в Санкт-Петербургской Типографии. 1722 г. С. 68.
Бизнес в законе
2'2015
с аукциона: в соответствии с ним устанавливался порядок передачи «пожитков к продаже», правила торга (например, - «кто больше давать будет, тому в продажу и написать»), назначались должностные лица -«вендемейстер», «маклер» и «магистратский член», которые проводили аукцион. В Указе еще нет терминов «аукция» или «аукцион», но зато использовано выражение «публичный торг». В течение XVIII в. в России сформировалась процедура проведения аукциона, которая схожа с современной, а также создан комплекс основных понятий и терминов, а сама аукционная продажа вошла в практику государственных торговых организаций.
Как отмечают отдельные авторы, действовавший в 1775-76 г.г. нормативный Акт «Учреждение о губерниях», регулировал обширную сферу отношений, складывающихся при заключении контрактов по подряду, поставкам и откупам6. В приведённом акте отразился накопленный к этому периоду опыт правового регулирования проведения торгов.
По нашему мнению, правы те исследователи, которые делают вывод о том, что основное достоинство нормативной базы XVIII века, и в частности, петровских времён состоит даже не в решении проблем аукционов и конкурсов, а в их постановке.
В этой связи можно заключить, что в общем виде в
XVIII веке уже нормативно закреплялись принципы, которые закладывались в основу проведения торгов. Это - гласность, а также справедливость или равенство участников и ответственность.
Говоря о развитии законодательства об аукционах в
XIX веке, следует подчеркнуть, что в начале указанного века были приняты акты, которые определяли различия между подрядами и поставками, производство торгов, обеспечение торгов, а также исполнение заказа. В частности, в 1802 г. были приняты новые правила для заключения подрядов, правила соляной поставки, позднее правила проведения дворянскими предводителями и земскими судами торгов на строительство и др.7
Важнейшим нормативным актом стал изданный в 1833 г. Свод законов гражданских. При его характеристике считаем необходимым обратиться к мнению известного правоведа М.И. Брагинского. Он отмечал, что торги без выделения особенностей публичных торгов нашли место в Своде законов гражданских Российской империи: в главу «О продаже и купле» т. X ч. 1 Свода законов были включены правила «О приобретении имущества, купленного с публичных торгов».
В Своде законов гражданских содержались, например, следующие положения: в ст. 1491 указывалось, что тем, кто желал участвовать в торгах, а именно со времени вызова желающих, «представляется имъ видеть продаваемыя вещи»8.
Важно отметить, что правовое регулирование торгов в XIX веке развивалось по пути детализации правил проведения торгов. От общих норм законодатель обратился к правилам, устанавливающим права и обязанности сторон в достаточно конкретных случаях ис-
6 Смирнов В.И., Нестерович Н.В., Гончаров Е.Ю. и др. Становление рыночной системы государственных закупок в России / Под. ред. В.И. Смирнова, Н.В. Нестеровича, И.М. Ахметзянова. -Казань: НПО «БизнесИнфо-Сервис», 2000. С. 8.
7 Полное Собрание Законов Российской Империи I, № 20224, № 20984, № 29130.
8 Брагинский М.И. Конкурс / Хозяйство и право. Приложение к
№5, 2005. С. 5-6.
пользования такого способа заключения договоров, как торги.
Положение содержало нормы, обеспечивавшие состязательность торгов.
Торги на право пользования недрами, как поясняет в своей работе Н.В. Лавочкина, проводились в двух формах: в форме аукциона и в форме соревнования (конкурса) в открытой форме, а также посредством подачи запечатанных объявлений. Преимущественное право на получение недр в пользование имели благонадёжные заводчики, а также лица, получившие у государства на это специальное разрешение.9
Уточним, что подготовленный в тот период Проект Гражданского уложения отдельно не содержал понятие «конкурс» и понятие «аукцион», в документе речь шла лишь о торгах.
Представляется, что актуальной и на сегодняшний день остаётся проблема определения момента, с которого, как указывают специалисты дореволюционного гражданского права, «покупщик с торгов приобретает право собственности на приторгованное недвижимое имущество». Решение данного вопроса, на наш взгляд, как и прежде, зависит от правильного толкования положений закона, а не от отсутствия регламентации с точки зрения права каких-либо общественных отношений.
Область применения торгов в России на конец XIX века, безусловно, не ограничивалась исключительно сферой государственных закупок. Д.И. Мейер утверждает, что торги, являясь одним из способов заключения договора купли-продажи и др., несут в себе ту особенность, что рассчитаны на соревнование между лицами, желающими купить продаваемое имущество, ради чего продажа и производится публично10.
Следует отметить, что для российского законодательства весьма характерно и даже традиционно особое регулирование отношений, связанных с поставками товаров для удовлетворения потребностей государства. Так, еще в дореволюционном гражданском законодательстве такие правоотношения регламентировались Положением о казенных подрядах и поставках, предусматривавшим особенности заключения договоров поставки и подряда с казной (т.е. с государством). Такие договоры могли быть заключены только посредством торгов или запечатанных объявлений. Торги проводились путем записи предложений желающих вступить в договор с казной относительно цены товаров или подрядных работ. Казенное учреждение принимало то предложение, которое было наиболее выгодно государству. Заключение договоров посредством запечатанных объявлений состояло в том, что казенное учреждение публиковало объявление, в котором содержалось указание о предмете договора и некоторых его условиях, а также приглашение потенциальным поставщикам и подрядчикам делать свои предложения. Такие предложения предъявлялись в запечатанных пакетах, которые вскрывались одновременно. Расчет был на то, что каждый желающий вступить в договор с казной, опасаясь более привлекательных предложений со стороны конкурентов, будет
9 Лавочкина Н.В. О месте торгов как особом способе заключения договора в русском гражданском праве. // Современные проблемы развития государства и права. Сборник статей молодых учёных - Пермь.: Изд-во Перм. ун-та, 2007. С. 96.
10 Мейер Д.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2001. С. 576.
стараться предложить наиболее выгодные для государства условия11.
Характеризуя период развития законодательства о торгах после революции 1917 года, следует отметить, что Гражданский кодекс 1922 года содержал отдельные нормы о торгах. Аукционы проводились исключительно на основе монопольного права государства на данную форму торговли. Можно отметить аукционы по продаже пушнины, проводимые в Санкт-Петербурге Министерством внешней торговли. На них реализовались шкурки лисицы, соболя, белки (всего около 80% всей пушнины). В 1927 году было принято новое Положение о государственных подрядах и поставках. После окончания периода НЭПа, когда стали исчезать элементы рыночной экономики, проведение торгов в коммерческом смысле прекратилось.
В 60-ые годы в начальный период действия ГК РСФСР 1964 г. правовое регулирование торгов находилось в значительной мере за пределами гражданского права. Это были в основном процессуальные нормы, посвященные обращению взыскания на имущество должника.
Рассматривая формирование и развитие российского законодательства о торгах в конце XX века, отметим, что в 80-х годах вновь возрождается идея необходимости проведения и использования торгов. В Распоряжении Совета Министров СССР от 13 января 1990 г. № 40 р и ряде других актов предусмотрено развитие аукционов по товарам народного потребления.
Постановление Совета Министров СССР от 5 января 1990 г. касалось поручения министерствам и ведомствам СССР и Госснабу СССР осуществлять реализацию населению товарно-материальных ценностей в порядке аукционной продажи12. Принятие Закона РСФСР от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий»1 позволило осуществлять приватизацию путём продажи предприятий по конкурсу или на аукционе через продажу долей (акций) в капитале предприятия.
Многие моменты, связанные с проведением аукционов и конкурсов законодатель не учёл. Например, был ограничен круг покупателей.
Впоследствии был издан Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 года №2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации»14. Данный Указ явился продолжением регулирования продаж путем организации аукционов и конкурсов предприятий, не являющихся акционерными обществами и т.д.
В период перехода к рыночной экономике одним из первых нормативно-правовых актов, регулирующим сферу государственного заказа, являлся принятый весной 1992 года Закон РФ от 28.05.1992 № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд»15. В целях реализации данного закона было принято Постановление Правительства РФ от 27.08.1992 № 638 «Об организации работ по реализа-
11 Шершеневич Г. Ф.Учебник русского гражданского права. Москва, издание Бр. Башмаковых, 1911 г.С. 175-176.
12 СП СССР. 1990. № 6. Ст. 33 (п. 7).
13 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 27. Ст. 927.
14 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994, № 1, Ст. 2.
15 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 09.07.1992 г., № 27, Ст. 1558 (утратил силу).
ции Закона Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд»16.
Несколько позже был принят Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»1 , заменивший Закон РФ от 28.05.1992 № 2859-1.
В соответствии с ч. 5 ст. 3 ФЗ № 60 размещение заказов для государственных нужд могло проводиться путем проведения открытых и (или) закрытых торгов (конкурсов и аукционов).
Важно подчеркнуть, что введение данного закона не решило проблему отсутствия регламента проведения торгов, поэтому перечисленные выше способы размещения заказа не пользовались популярностью среди государственных заказчиков.
Гражданский кодекс Российской Федерации закрепил проведение торгов в форме аукциона и конкурса, тем самым создав основу для дальнейшего правового регулирования в данной сфере общественных отношений1 .
Необходимо отметить, что нормы об аукционах были закреплены также в законодательстве о несостоятельности (банкротстве). В частности, Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»19 содержит, например, положения о продаже предприятия путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.
Соответственно, претерпело изменения и законодательство о приватизации. В частности, появились новые нормы, регулирующие торги в Федеральном законе от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»20.
Представляется необходимым указать, что значительный вклад в правовое регулирование торгов (аукционов и конкурсов) внёс Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»21. Данный нормативный акт явился значительным шагом в упорядочении ведения аукционов, обеспечении прав их участников, а также в регулировании иных отношений в данной сфере. Согласно Ст. 10 данного закона, которая была посвящена способам размещения заказа, такое размещение может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме. Учитывая перспективы использования торгов, наиболее прогрессивным явился именно электронный способ проведения торгов. Хотя при проведении аукционов выбор победителя производится только по такому критерию, как цена, электронный аукцион позволяет привлекать к торгам большее количество участников.
Существенным шагом в развитии правового регулирования проведения торгов и аукционов, в частности, стал Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.№ 44-ФЗ
16 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, № 9, 31.08.1992 г., Ст. 613. (утратило силу)
17 СЗ РФ от 19.12.1994 г., № 34, Ст. 3540.
18 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51-ФЗ, Часть I (ред. от 08.03.2015) // СЗ РФ от 05.12.1994 г. № 32, Ст. 3301.
19 СЗ РФ от 28.10.2002 г. № 43, Ст. 4190.
20 СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 251.
21 СЗ РФ от 25.07.2005 г. № 30 (часть I), Ст. 3105.
Бизнес в законе
22015
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»22. В Ст. 24 указанного закона, которая регулирует способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), закреплено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двух-этапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.№ 44-ФЗ в Ст. 59 содержит нормативное определение аукциона в электронной форме (электронный аукцион). Так, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Таким образом, законодательство об аукционах в России развивалось на протяжении длительного периода времени, о чём свидетельствуют, рассмотренные нами в данной статье, нормативные акты. Можно утверждать, что современный этап формирования правовых основ проведения аукционов (в том числе, электронных аукционов) характеризуется активной позицией законодателя, который уделяет пристальное внимание регулированию общественных отношений в сфере использования такой формы торгов, как аукцион. Те изменения, которые произошли в законодательстве о торгах в последние годы, подчеркивают важнейшую роль этого гражданско-правового института.
Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51-ФЗ, Часть I (ред. от 08.03.2015) // СЗ РФ от 05.12.1994 г. № 32, Ст. 3301.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ от 08.04.2013 г. № 14, Ст. 1652.
3. Федеральный закон от 21.07.2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ от 25.07.2005 г. № 30 (часть I), Ст. 3105. (утратил силу)
4. Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ от 28.10.2002 г. № 43, Ст. 4190
5. Федеральный закон от 21.12.2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 251.
6. Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" // СЗ РФ от 19.12.1994 г., № 34, Ст. 3540.
7. Постановление Правительства РФ от 27.08.1992 № 638 "Об организации работ по реализации Закона Российской Федерации "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, № 9, 31.08.1992 г., Ст. 613. (утратило силу)
8. Закон РФ от 28.05.1992 № 2859-1 "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" // Ведомости Съезда
22 СЗ РФ от 08.04.2013 г. № 14, Ст. 1652.
народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 09.07.1992 г., № 27, Ст. 1558 (утратил силу).
9. Указ Президента РФ от 24.12. 1993 г. №2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994, № 1, Ст. 2.
10. Закон РСФСР от 03.07.1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 27. Ст. 927.
11. Постановление Совета Министров СССР от 05.01.1990 г. // СП СССР. 1990. № 6. Ст. 33 (п. 7)
12. Полное Собрание Законов Российской Империи I, № 20224, № 20984, № 29130.
13. Регламентъ благочестивейшего государя Петра Великого отца Отечества «Об управлении адмиралтейства и верфи» // Печатанъ в Санкт-Петербургской Типографии. 1722 г. С. 68
14. Брагинский М.И. Конкурс // Хозяйство и право. Приложение к №5, 2005. С. 5-6.
15. Веденеев Г.М., Кобзев Г.Н., Гончаров Е.Ю. Конкурсные торги в России: исторический опыт. - 2-ое изд., доп. М.: Издательство МЭИ, 2005. С.3.
16. Груздев В. Торги: Понятие, правовая природа, признание недействительными // Хозяйство и право. - М., 2004, №7, С.24.
17. Лавочкина Н.В. О месте торгов как особом способе заключения договора в русском гражданском праве. // Современные проблемы развития государства и права. Сборник статей молодых учёных - Пермь.: Изд-во Перм. ун-та, 2007. С. 96.
18. Мейер Д.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2001. С. 576.
19. Муромцев С. А. Гражданское право Древнего Рима. -Москва, типография А.И. Мамонтова и Ко., 1883. С.156-183
20. Свечникова Н.В. Торги как способ заключения договоров - Брянск, ООО «Идея-АГС», 2013. - С.28-29.
21. Смирнов В.И., Нестерович Н.В., Гончаров Е.Ю. и др. Становление рыночной системы государственных закупок в России // Под. ред. В.И. Смирнова, Н.В. Нестеровича, И.М. Ахметзянова. - Казань: НПО «БизнесИнфо-Сервис», 2000. С. 8.
22. Шершеневич Г. Ф.Учебник русского гражданского права. // Москва, издание Бр. Башмаковых, 1911 г. С. 175-176.
Reference list:
1. The Civil Code of the Russian Federation of November 30, 1994 number 51 FL (Part One) / / DL RF of 05.12.1994 , № 32 Art. 3301
2. The Federal Law of 04.05.2013, № 44-FL "On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs" // DL RF of 04.08.2013, № 14, Art. 1652.
3. The Federal Law of 21.07.2005, № 94-FL "On placing orders for goods, works and services for state and municipal needs" // DL RF of 25.07.2005, № 30 (Part I), Art . 3105. (repealed)
4. The Federal Law of 26.10.2002 № 127-FL "On Insolvency (Bankruptcy)" // DL RF of 28.10.2002 № 43, Art. 4190
5. The Federal Law of 21.12.2001, № 178-FL "On privatization of state and municipal property" // DL RF. 2002. № 4. Art. 251.
6. The Federal Law of 13.12.1994 № 60-FL "On the supply of products for federal state needs" // DL RF of 19.12.1994, № 34, Art. 3540.
7. Government Decree of 27.08.1992 № 638 "On the organization of work on the implementation of the Law of the Russian Federation" On the supply of products and goods for the state needs "// Meeting of the acts of the President and the Government of the Russian Federation, № 9, 31.08.1992, art . 613. (repealed)
8. The Law of the Russian Federation of 28.05.1992 № 2859-1 "On the supply of products and goods for the state needs" // Bulletin of the Congress of People's Deputies and Su-
preme Soviet of the Russian Federation of 09.07.1992, № 27, Art. 1558 (repealed).
9. Presidential Decree of 24.12.1993 № 2284 "On the state program of privatization of state and municipal enterprises of the Russian Federation" // Meeting of the acts of the President and the Government of the Russian Federation. 1994, № 1, Art. 2.
10. Law of the RSFSR of 03.07.1991, "On the privatization of state and municipal enterprises" // Sheets SND and the RSFSR Supreme Soviet. 1991. № 27. Art. 927.
11. Resolution of the Council of Ministers dated 01.05.1990 // Writers' Union. 1990. № 6. Art. 33 (p. 7)
12. Complete Collection of Laws of the Russian Empire I, № 20224, № 20984, № 29130.
13. Reglament pious father the Tsar Peter the Great Fatherland "On the control of the Admiralty Shipyard and" // Print in St. Petersburg Printing. 1722, (P. 68)
14. Braginsky M.I. Competition // Economy and law. Annex to №5, 2005. PP. 5-6
15. Vedeneev G.M., Kobzev G.N., Goncharov E.Y. Competitive bidding in Russia: historical experience. - 2nd ed., Ext. M.: MEI Publishing, 2005. P.3.
16. Gruzdev V. Trades: Concept, legal nature, invalidation // Economy and law. - M., 2004, №7, P.24.
17. Lavochkina N.V. The place trades as a special way to conclude the contract in Russian civil law. // Modern problems of state and law. Collected papers of young scientists - Perm.: Publishing House of Perm. University Press, 2007. P.96.
18. Meier D.I. Russian civil law. M.: Statute, 2001, P.576.
19. Muromtsev S.A. Civil law of ancient Rome. - Moscow, typography of A.I. Mammontoph and Co., 1883. PP.156-183
20. Svechnikova N.V. Trading as a way to enter into contracts - Bryansk, OOO "Idea-AGS", 2013. - PP.28-29.
21. Smirnov V.I., Nesterovich N.V., Goncharov E.Y. and others. The formation of a market system of public procurement in Russia // Under. Ed. Smirnov V.I., Nesterovich N.V., Akhmetzyanova I.M.. - Kazan: NGO "BiznesInfo Service", 2000, P.8.
22. Shershenevich G., Uchebnik F. Russian civil law. // Moscow, edition of Br. Bashmakov's. 1911. P.175-176.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья Ерофеева Ф.С. посвящена весьма актуальной в настоящее время теме правового регулирования аукционов в гражданском праве России.
Несомненно, понимание всех этапов развития данного института в Российской Федерации, его формирования является одним из важнейших факторов его эффективности на нынешнем этапе.
Автором проведен полноценный анализ всех стадий формирования законодательства об аукционах в России, который в дальнейшем может быть востребован как для теоретических исследований, так для применения в целях совершенствования существующих нормативных правовых актов.
На основании и изложенного считаю, что статья Ерофевва Ф.С. может быть рекомендована к публикации.
Д.ю.н., профессор
Р. Курбанов