ГРЕБЕШКОВА О. В., ЛЕТУНОВСКАЯ С. В.
РАЗВИТИЕ ПЛАНИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Аннотация. Возникающая у ребенка к 5-6 годам планирующая функция речи позволяет повысить эффективность выполняемой им деятельности. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается ее недоразвитие, что требует оказания специальной коррекционной помощи. В статье рассматривается вопрос о возможности овладения планирующей функцией речи такими детьми через целенаправленное формирование у них изобразительного замысла.
Ключевые слова: планирующая функция речи, рисование, изобразительный замысел, дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.
GREBESHKOVA O. V., LETUNOVSKAYA S. V.
DEVELOPMENT OF SPEECH PLANNING FUNCTION IN PRESCHOOL CHILDREN WITH NRO
Abstract. The speech planning function develops in children at 5-6 years old, allowing to increase the efficiency of their activities. Preschool children with NRO demonstrate underdevelopment of the function, which requires special correctional care. The article considers the possibility of mastering the speech planning function by the children in question through targeted formation of their pictorial plan.
Keywords: speech planning function, drawing, pictorial plan, preschool children with NRO level III.
В дошкольном возрасте речь детей все больше включается в их деятельность, а к 5 -6 годам перемещается с ее результата на начало, предваряя действие, планируя его, что повышает эффективность выполняемой работы, делая ее замысел более устойчивым, а его достижение более быстрым, точным и правильным. Благодаря такому планированию практическая и умственная деятельность ребенка становятся произвольными и целенаправленными. Планирующие высказывания появляются во внешней речи при практических затруднениях: дошкольники сначала создают план действий словесно, что позволяет избежать их импульсивности. Если задача слишком легкая, то нет необходимости в регулирующей и планирующей речи, если слишком сложная, то употребление ее будет неэффективным [6].
Овладение речевым планированием происходит через общение ребенка и взрослого. Прося о помощи и не получив ее, дети сами начинают анализировать в своей речи ситуацию,
пытаясь найти решение. И, наконец, с помощью речи планируют то, что не получилось выполнить с помощью непосредственного действия. Эту планирующую, регулирующую функцию речи ребенку передает взрослый в ходе общения, далее эти функции содержатся в его внешней эгоцентрической речи, а затем переходят во внутренний план. Планирование развивается от конца выполнения задания к его началу: малыш сначала в речи фиксирует полученный результат, затем начинает сопровождать деятельность речью, а уже затем обучается ее планировать. Если говорить о рисовании, то дети первоначально называют словом, что у них получилось, затем рассказывают, что изображают и, наконец, научаются словесно определять замысел будущего рисунка (Л. С. Выготский [1], А. А. Леонтьев [3], А. Р. Лурия [5]).
У. Р. Монтеалегре выделил следующие условия, позволяющие речи начать выполнять функцию планирования и регуляции:
- создание объективной необходимости речевого опосредования, что дает возможность ребенку принять задачу речевого опосредования действия;
- обеспечение дошкольников необходимыми и доступными ему символическими средствами, материальными опорами для полного и развернутого речевого планирования;
- создание условий освоения детьми орудийно-опосредованного выполнения действия [6].
В дошкольном возрасте речевое развитие ребенка происходит, в первую очередь, в сюжетно-ролевой игре. Кроме того, проведенные в последние годы психологические исследования показали, что степень сформированности регулирующей и планирующей функций речи дошкольника соответствует уровню овладения им изобразительным замыслом [2].
В исследовании В. И. Лубовского доказано, что процесс формирования регулирующей и планирующей функцией речи затруднен у всех детей с ограниченными возможностями здоровья [4]. Косвенные данные о проблемах в становлении рассматриваемой функции у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) получены в работе А. А. Запуниди [2]. Автором установлено, что подавляющее большинство (87%) детей старшего дошкольного возраста с ОНР II и III уровней не сопровождают свое рисование речью, лишь у 13% наблюдаются пояснения данной деятельности и констатация полученного результата. Показано также, что обогащение исполнительной стороны их изобразительной деятельности приводит к появлению сопровождающей рисование речи, элементов планирования, повышению речевой активности. А.А. Запуниди доказывает, что целенаправленное поэтапное формирование у дошкольников с нормативным развитием
изобразительного замысла способствует, в том числе, овладению более высоким уровнем речевого планирования.
Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что целенаправленное развитие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня изобразительного замысла будет способствовать повышению у них уровня планирующей функции речи.
С целью проверки выдвинутого предположения нами был проведен констатирующий эксперимент с 12 дошкольниками 7-8 лет с логопедическим заключением «ОНР III уровня». Детям предлагалось рисовать по собственному замыслу, а затем изменять изображение согласно определенным условиям. При этом для каждого испытуемого условия отбирались таким образом, чтобы выполнение задания находилось в зоне его ближайшего развития (что было установлено в процессе наблюдения за рисованием на занятиях и в свободной деятельности).
Результаты исследования показали низкий уровень развития у участвующих в эксперименте воспитанников регулирующей функции речи в целом: фиксации выполненного, сопровождения и планирования. У испытуемых наблюдалась прямая зависимость овладения ею от степени сформированности изобразительного замысла. Если у ребенка не было плана будущего рисунка, то и речь не включалась в деятельность. У тех дошкольников, кто продемонстрировал наличие шаблонного замысла, в единичных случаях, наблюдалось фрагментарное сопровождение. У части испытуемых с промежуточным замыслом (с которого они потом соскальзывали) отмечалась фиксация полученного результата, либо даже фиксация и элементарное речевое сопровождение деятельности.
Для проверки гипотезы о том, что целенаправленное развитие у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня изобразительного замысла будет способствовать повышению уровня их планирующей функции речи, с обследованными воспитанниками были проведены формирующий и контрольный эксперименты. Половина участников констатирующего исследования составили экспериментальную группу, остальные - контрольную.
Обучение проводилось в индивидуальной (по 12 занятий с каждым ребенком) и групповой форме (12 занятий). Все они строились в игровой форме, с учетом имеющихся в научной литературе рекомендаций по осуществлению коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР. Особое внимание уделялось формированию у испытуемых интереса к деятельности, Обучение планированию проходило в 4 этапа: 1) создание детьми рисунков по прямому поэтапному плану-указанию взрослого; 2) планирование будущего рисунка экспериментатором, затем испытуемыми с помощью педагога и, наконец, самими малышами; 3) создание дошкольниками плана будущего рисунка с помощью плана-схемы изображения: с полной ориентировочной схемой, далее - сокращенной ориентировочной
схемой; 4) построение испытуемыми предварительного плана-схемы рисунка с предварительным вербальным планированием без внешней опоры. Кроме того, планировать замысел создаваемого продукта аналогичным образом испытуемых учили и на конструировании.
Результаты контрольного эксперимента по методике констатирующего исследования показали эффективность предложенного обучения. У всех дошкольников экспериментальной группы наблюдалось продвижение в плане формирования рассматриваемой функции. Дети, которые работали до специального обучения молча, стали в речи фиксировать результат, сопровождать деятельность речью и элементарно ее планировать. У тех немногих воспитанников, которые до обучения фиксировали в речи результат и сопровождали свою деятельность речью, наблюдались теперь все элементы данной регулирующей функции: фиксация, сопровождение и планирование. Результаты контрольной группы соответствовали данным констатирующего эксперимента.
Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило гипотезу о том, что целенаправленное формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня замысла будущих рисунков способствует развитию у них планирующей функции речи. Подтверждение получили и сведения, представленные А. А. Запуниди [2] о том, что уровень развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня регулирующей функцией речи взаимосвязан со степенью сформированности у них изобразительного замысла.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собрание сочинений: в 6-ти т.; Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. М. Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1982. - 361 с.
2. Запуниди А. А. Роль изобразительной деятельности в развитии функций речи у детей дошкольного возраста: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2013. - 35 с.
3. Леонтьев А. А. Психофизиологические механизмы речи // Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка / под ред. Б. А. Серебренникова. - М.: Наука, 1970. - С. 314-370.
4. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). - М.: Педагогика, 1978. - 224 с.
5. Лурия А. Р. Язык и сознание / под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.
6. Монтеалегре У. Р. Роль речи в решении пространственных задач детьми дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1987. - 182 с.