Научная статья на тему 'Развитие пищевой промышленности Узбекистана на инновационной основе'

Развитие пищевой промышленности Узбекистана на инновационной основе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4598
488
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / УЗБЕКИСТАН / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / РЫНОК ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / FOOD INDUSTRY / UZBEKISTAN / ECONOMIC STRATEGY / AGRICULTURAL POLICY / FOOD MARKET / THE ECONOMIC MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исмаилов Омилхон Шукурилаевич

В статье рассмотрены проблемы обеспечения населения Узбекистана продовольственными товарами широкого потребления. Проанализирован ассортимент пищевых и продовольственных товаров. Обоснована необходимость разработки инновационной стратегии выбора ассортимента сельхозпродукции и направления развития перерабатывающей промышленности. Представлены основные направления совершенствования экономического механизма развития рынка продовольственных товаров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE FOOD INDUSTRY IN UZBEKISTAN ON THE INNOVATIVE BASIS

The article describes the problem of providing the food consumer goods to the Uzbek population. The range of food and food products is analyzed. The necessity of the innovative strategies development for selecting range of agricultural production and directions of development of processing industry is proved. The main directions of improving the economic mechanism of development of the food products market are presented

Текст научной работы на тему «Развитие пищевой промышленности Узбекистана на инновационной основе»

МНЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ

УДК 338.43:664(1)

ключевые слова: пищевая промышленность, Узбекистан, экономическая стратегия, аграрная политика, рынок продовольственных товаров, экономический механизм

О. Ш. Исмаилов

развитие пищевой промышленности Узбекистана на инновационной основе

В статье рассмотрены проблемы обеспечения населения Узбекистана продовольственными товарами широкого потребления. Проанализирован ассортимент пищевых и продовольственных товаров. Обоснована необходимость разработки инновационной стратегии выбора ассортимента сельхозпродукции и направления развития перерабатывающей промышленности. Представлены основные направления совершенствования экономического механизма развития рынка продовольственных товаров.

В Узбекистане созданы достаточный запас прочности и необходимая ресурсная база для того, чтобы обеспечить устойчивую и бесспорную работу финансово-экономической, бюджетной, банковско-кредитной системы, а также предприятий и отраслей реальной экономики [2]. В экономике каждой страны самое пристальное внимание уделяется развитию сфер, влияющих на повышение благосостояния народа и эффективное использование потенциала всех ресурсов. Экономическое укрепление независимости Республики Узбекистан во многом связано с эффективным развитием пищевой промышленности.

В настоящее время потребности населения республики в продуктах питания в основном удовлетворяются за счет местного производства, т. е. деятельности субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. Обеспечение населения страны продовольственными товарами широкого потребления в широком ассортименте, такими как качественная мука, крупы, хлеб и макароны, кондитерские изделия, масложировая продукция, мясо-молочная продукция, пищевые концентраты, признаны важнейшей задачей народного хозяйства. Ее выполнение свя-

зано с расширением производства, улучшением транспортной коммуникации, условий хранения и переработки потребительской продукции. Продукты питания в основном изготавливаются из продуктов растительного и животного происхождения, то есть из сельскохозяйственной продукции. Поэтому путем интенсивного развития сельского хозяйства наряду с увеличением объемов производства сельскохозяйственной продукции можно обеспечить все отрасли промышленности необходимым сырьем.

Агропромышленный комплекс страны, располагающей обширной ресурсной базой, основу которой составляют продукция земледелия и животноводства, производит широкий ас -сортимент пищевых и продовольственных товаров — плодоовощные консервы, соки, напитки, растительные масла, мясомолочные изделия. По валовому производству растительного масла республика входит в число 20 мировых производителей, выпуская в основном хлопковое масло (десятая часть мирового производства). Узбекистан является одним из крупнейших в мире производителей томатной пасты, изюма, сухофруктов, которые обладают уникальными вкусовыми качествами. Входя в первую пятерку мировых производителей томатной пасты и в десятку производителей сухофруктов, республика ввозит кетчупы и приправы на основе томатной пасты.

Представители торговых компаний стран Европы стремятся к получению сельхозпродуктов, выращенных в Узбекистане. Это свидетельствует о том, что внешние рынки сбыта для отечественной продукции уже имеются и остается только поставлять качественный, конкурентоспособный товар. Проблема заключается в дальнейшем развитии перерабатывающей

промышленности на инновационной основе и расширении ассортимента, а также в надлежащем оформлении готовой продукции. Нельзя оставаться поставщиком сырья и полуфабрикатов для промышленности других стран.

К переработанным видам сельхозпродукции относятся томат-паста, концентраты плодоовощных соков, порошки соков, сушеные фрукты, ассортимент новой продукции бахчевых. Консервная промышленность страны ориентирована на выпуск перечисленного ассортимента продукции. Параллельно осуществляется освоение и создание новых технологий, увеличение производственных мощностей, благодаря которым можно достичь увеличения получаемой прибыли в несколько раз, что принесет стране доход в иностранной валюте. Наряду с этим можно добиться развития предприятия перерабатывающей промышленности, разместить их как в хозяйствах, так и на периферии. Необходимо оснастить промышленность передовой технологией и оборудованием, сочетающим собственные разработки с технологией, ввозимой в страну благодаря зарубежным инвесторам. Это позволит повысить занятость населения, развить родственные отрасли, например, животноводство и птицеводство, благодаря укреплению кормовой базы за счет переработки на корм отходов промышленности, сократить потери, связанные с перевозкой и хранением свежей сельхозпродукции.

При данном подходе покрываются и собственные нужды в продуктах недостаточно развитых отраслей пищевого назначения. Для решения и формализации рассматриваемой задачи возникает необходимость системного подхода к проблеме выращивания и переработки продукции сельского хозяйства. Системный анализ позволит разбить всю продукцию сельского хозяйства на три группы:

1. Продукция, которая производится частично или вообще не производится в Узбекистане. Не производятся бананы, ананас, киви, цитрусовые (мандарин, апельсин) и др., но они присутствуют на рынке Узбекистана. Отсутствует производство гречки, подсолнечного масла, переэтерифицированного растительного масла; производится, но не покрывает пока потребность внутреннего рынка чай, табак, некоторые виды продуктов переработки зерна, отсутствует часть ягод.

2. Продукция, которая производится в достатке: все виды овощей, фрукты, ягоды (клубника, смородина черная, смородина красная, малина), бахчевые.

3. Продукция, которая имеется в большом количестве: томаты, виноград, плоды; из овощей: лук, перец, баклажаны, кабачки, патиссоны, чеснок, свекла столовая, бобовые и т. п.

В настоящее время в республике отсутствует четкая стратегия экономически обоснованного выбора ассортимента сельхозпродукции и направлений развития перерабатывающей промышленности, т. е. развитие отрасли носит хаотичный характер. Консервирование сельхозпродуктов растительного происхождения, ориентированное на экспорт, включает производство изделий следующих групп: овощных закусочных консервов, томатопродуктов, консервов с сахаром, соков и их концентратов, натуральных консервов, маринадов, квашеных овощей и плодов, сушеных плодов и овощей, замороженных продуктов, консервов для детского питания, консервов для диетического питания, консервов для массового питания, продуктов переработки отходов.

Томаты являются одним из стабильно выращиваемых и перерабатываемых видов овощей в сельском хозяйстве республики. Они часто экспортируются в свежем виде в государства Центральной Азии и Россию. Основными являются продукты переработки томатов. Это томатный сок натуральный, томатный сок концентрированный, томатное пюре, томат-паста. В последние годы появился новый ассортимент томатопродуктов, повысивший актуальность работ, связанных с переработкой томатов.

Для переработки большого количества томатов в Узбекистане имеется производственная база. Производственные мощности консервный комбинатов Андижана, Намангана, Шахрисабса, Ташкента, Газалкента и Янгиюля доведены до 1500-1600 т томатов в сутки. Помимо этого имеется ряд средних и мелких консервных заводов, располагающих томатными цехами. Если суммарная мощность заводов по республике составит 12-13 тыс. т томатов в сутки, то за сезон, в котором 100 дней, можно переработать 1,2-1,3 млн т томатов.

В связи с этим является актуальным усовершенствование технологии переработки томатов. Тем более, что в последние годы развивается производство современного ассортимента томатопродуктов, употребляемого непосредственно в качестве приправ. Томаты как неотъемлемая часть пищевого рациона человека содержат помимо питательных компонентов большое количество витаминов и микроэлементов, являющихся жизненно важными для организма человека.

Важную роль в экономике Республики Узбекистан играет производство на промышленной основе фруктовых соков: яблочного, виноградного, айвового, гранатового, а также бахчевых, таких как сок из тыквы для получения современных напитков, и соки из дыни и арбузов. Такая продукция постепенно вырабатывается на заказ для зарубежных партнеров. Получение и консервирование соков является одной из развитых отраслей консервной промышленности. В нашей республике налажены все условия и технологические приемы получения соков. Это — подготовка сырья, разделение сока, очистка, осветление, включая все ферментативные процессы. Функционируют фирмы, занимающиеся поставкой фирменных препаратов и других принадлежностей для осветления этих соков. В республике много ученых, занимающихся исследованиями в этой области, а также специалистов по виноделию на Шахрисабском, Андижанском, Газалкентском, Янгиюльском консервных комбинатах, на предприятиях республики, занимающихся получением плодоовощных соков. Опираясь на имеющиеся условия, можно увеличить производство соков, рассчитывая на их экспортирование.

Растет и производство переработанной мясомолочной продукции, объем производства мясных консерв вырос более чем в два раза по отношению к 2007 г. Перспективными направлениями привлечения иностранных инвестиций в мясо-молочную промышленность являются: переработка молока и производство твердых сыров, плавленых сыров, йогуртов, выпуск колбасных изделий в упакованном виде, создание молочно-товарных ферм, организация промышленного разведения и производства рыбы. Важнейшими подотраслями пищевой промышленности являются масложировая и табачная промышленность. В целях увеличения производства пищевых продуктов и насыщения потребительского рынка продовольственными товарами собственного производства в 2006 г. создана ассоциация масложировой и пищевой промышленности «Масложирпищепром», которая объединяет в своем составе 87 предприятий, в том числе 36 совместных. На предприятиях масложировой и пищевой промышленности производится около 40% всего объема пищевой продукции республики. Основными видами продукции Ассоциации являются: растительное масло, маргариновая продукция, майонез, кондитерские изделия, безалкогольные напитки, минеральная вода, сахар-песок, макаронные изде-

лия, а также мыло хозяйственное, туалетное и табачные изделия.

Предприятия масложировой промышленности работают на отечественном сырье — хлопковых технических семенах, кроме того, в настоящее время вырабатывается собственная сырьевая база по выращиванию нетрадиционных масленичных культур нехлопкового происхождения — подсолнечника, сафлора, льна и других. Предприятия отрасли имеют возможность перерабатывать около 1800 тыс. тонн хлопковых технических семян и выпускать 280 тыс. тонн растительного масла.

С 1994 г. в отрасли действует узбекско-британское СП British Amerian Tobacco Uzbekistan (UzBAT), осуществляющее производство и реализацию более 16 разновидностей сигарет, в том числе известных марок Pall Mall, Hollywood, Lucky Strike, Kent, Viceroy, Wills. В 2007 г. была принята Программа модернизации и технического перевооружения предприятий масложировой промышленности на период 20072011 годов стоимостью 48 млрд сумов (около 38 млн долл.). В рамках Программы намечено увеличить объемы выпуска растительного масла (на 11,6% по сравнению с уровнем 2007 г.), хозяйственного мыла (на 34,2%), туалетного мыла (в 12 раз), пищевого саломаса (на 49,8%), технического саломаса (в 1,8 раза), маргариновой продукции (на 47%), майонеза (в 30 раз), глицерина (на 12,8%) [3].

В условиях усиления конкурентоспособности на рынке сельхозпродукции и расширения возможностей экспорта для отечественных товаропроизводителей вопросы разработки и дальнейшего совершенствования технологий производства и переработки сельхозпродукции, обеспечивающей сохранение ее качественных показателей и экологическую чистоту, добавления отдельных показателей улучшения качества и обеспечения длительного их хранения становится более актуальными.

Повышение качества продуктов является одним из основных условий интенсификации сельскохозяйственного производства. Закрепляя в стандартах требования к качеству продукции, государство осуществляет научно обоснованные мероприятия, направленные на его повышение.

Необходимым условием улучшения потребительских свойств продукции и сокращения ее потерь, рационального использования сельскохозяйственного сырья и получения высококачественных продуктов питания является инновационное развитие отрасли, обеспече-

ние надлежащего контроля за выдерживанием регламентированных количественных и качественных показателей сырья, полуфабрикатов и готовых изделий. Таким образом, одно из важнейших средств повышения качества и улучшения организации агропромышленного производства, осуществления экономического и технического развития промышленности республики на селе, внедрения прогрессивных технологий, эффективного управления факторами, способствующими выводу агропромышленного комплекса республики на мировой уровень, — это совершенствование системы стандартизации, метрологии и сертификации сельскохозяйственной продукции.

В качестве примера мер, направленных на развитие сельского хозяйства, можно назвать политику правительства Узбекистана по обеспечению зерновой независимости. Так, основным направлением данной политики является увеличение объемов выращивания зерновых культур для пищевой и кормовой продукции и тем самым удовлетворение потребностей республики в них, сокращение ввоза дорогостоящих зерновых продуктов из других стран. В 2009 г. в Узбекистане, несмотря на сложные погодные условия, впервые получен урожай зерна более чем в 7,3 млн т, из которых 6,6 млн т — пшеница [1].

Внедрение разработанной правительством стратегии по развитию, обновлению и модернизации страны, имеющей научно-практическую основу, способствует достижению больших экономических успехов во многих отраслях экономики.

Уместно отметить, что благодаря экономическим реформам, проведенным в стране, достигнута кардинальная перестройка сельского хозяйства. В данной сфере разработана аграрная политика, основанная на частной собс-

Таблица 1

Основные показатели пищевой промышленности Узбекистана в 2007-2008 гг.

Показатель 2007 2008

Промышленная продукция, млрд сум . 1715,7 2554,2

Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, тыс чел 89,9 91,5

Производство:

Масло животное, тыс. т. 2,0 2,2

Сахар-песок, тыс . т. 170,9 254,3

Молоко и молочные продукты, тыс . т. 267,9 279,0

Консервы, млн усл . банок 361,9 424,8

Источник: Узбекистан в цифрах. Госкомстат 2009 г.

твенности и новых формах хозяйствования, учитывающая природно-климатические условия Узбекистана и ментальные особенности населения.

Дехканские хозяйства играют большую роль в удовлетворении потребностей граждан республики в продуктах питания. В результате проведенных в сельском хозяйстве реформ произошли существенные изменения и в доле общественных производителей и личных дехканских хозяйств в объемах и структуре производства. Доля дехканских хозяйств в производстве основных продовольственных товаров сельского хозяйства в 2008 г. по выращиванию картофеля составила 94,3%, овощей — 73,6%, бахчевых — 58,7%, фруктов — 67,7%, мяса — 95,9%, яиц — 57,2%. Цифры свидетельствуют о том, что в пищевой промышленности сформировались новые имущественные отношения, развитию данной сферы уделяется большее внимание. Кроме того, развитие малого бизнеса и частного предпринимательства способствует заполнению внутреннего рынка качественными потребительскими товарами. Развитие пищевой промышленности непосредственно связанно с системой производства и переработки сельскохозяйственной продукции. В настоящее время основная часть сельскохозяйственной продукции обеспечивается фермерскими и дехканскими хозяйствами. Сегодня они не ограничиваются производством продуктов, но также занимаются их переработкой и вывозят на внешний рынок. Известно, что внешний рынок — это место, где интересы производителей продукции и их потребителей совпадают. В связи с этим изучение рыночного спроса, улучшение качества продукции, соблюдение механизма взаиморасчетов сегодня становится неотъемлемой частью функционирования фермерских и дехканских хозяйств.

Следует отметить, что в кишлаках Узбекистана формируется инфраструктура продовольственного рынка. Следовательно, более глубокий анализ этого рынка, объективная оценка его деятельности и поиск решений имеющихся проблем по дальнейшему их развитию являются важнейшими задачами. Рынок является узлом, связывающим и экономические (связанные с производством), и социальные, и экологические проблемы.

Анализ показал, что развитие рынка продовольственных товаров в регионах приведет к решению следующих вопросов:

— улучшение потребительского обеспечения населения;

— развитие производства конкурентоспособной продукции внутри страны;

— сокращение импорта продукции, защита внутреннего рынка, повышение экспортного потенциала страны, увеличение валютных поступлений;

— сокращение неэкономного расходования ресурсов;

— увеличение доходов населения и дехкан, создание для дехкан благоприятных условий (сервисное обслуживание);

— создание дополнительных рабочих мест и решение проблемы занятости.

Обеспечение населения продовольственными товарами — требование времени. Положительное решение данного вопроса требует проведения следующих научно-практических мероприятий: усиление мер по интенсификации производства основных видов продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции на местном уровне; развитие торговли отечественными продовольственными товарами; внедрение инновационных технологий в производство; создание системы подготовки квалифицированных кадров, организация различных стимулирующих тендеров и конкурсов и т. п.

Экономический механизм развития рынка продовольственных товаров охватывает ряд взаимосвязанных направлений и систем, включающих:

1. Систему ценообразования и кредитной политики:

— увеличение доходов товаропроизводителей до уровня, который обеспечил бы расширенное воспроизводство и был способен сократить разрыв между социальным статусом сельского и городского населения;

— стимулирование местного производства и самообеспечения продовольственной продукцией;

— снижение монополистического влияния на сельское хозяйство промышленности, обеспечивающей село материально-техническими ресурсами.

2. Развитие маркетинга и формирование на потребительском рынке современных инструментов торговли.

3. Расширение институциональной базы рынка и рыночных структур и материальная поддержка инновационных проектов.

4. Совершенствование законодательной базы, обеспечивающей постоянную государственную поддержку агропромышленного комплекса.

Вышеуказанные механизмы будут способствовать производству качественной, конкурентоспособной продовольственной продукции и укреплению позиций Узбекистана в отечественном и внешнем рынках.

Список литературы

1. Каримов И. А. Доклад на заседании Кабинета министров, посвященном основным итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год // Пресс-служба Президента Республики Узбекистан . [Электронный ресурс]. URL: http://www.press-service.uz/ru/news/archive/

dokladi/#ru/news/show/dokladi/nasha_glavnaya_zadacha_

dalneyeshee_razv/

2 . Каримов И. А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. Ташкент : Шарк, 2009.

3 . Хасанов В. Выгодно ли инвестировать в еду // ПрессУз . [Электронный ресурс]. URL: http://www press . uz/ article. php?&&article=2654

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.