УДК 338.24
Развитие пищевой промышленности:
реалии и перспективы
(на примере Ростовской области)
Е.С. Сергиенко, канд. экон. наук Южный федеральный университет
Динамика развития рыночных отношений требует более глубокого и детального анализа трансформационных процессов в экономике, результаты изучения которых констатируют современные реалии: совершенствуются технологии, внедряются в практику новые способы ведения конкурентной борьбы, разрушаются прежние барьеры, но и формируются другие рыночные препятствия; модифицируются и потребности потребителей, становясь более сложными по своей структуре и содержанию, формулируя новый рыночный запрос. Требуется исследование состояния развития пищевой промышленности для определения перспективных подходов, новых направлений и акцентов концентрации усилий, что и определяет актуальность обозначенной темы.
Цель статьи - исследование реализующихся в современных условиях направлений развития пищевой промышленности и выявления возможностей закрепления конкурентоспособных
позиций хозяйствующих субъектов в долгосрочной перспективе.
Достижение поставленной цели предопределило решение комплекса задач, заключающихся в исследовании: государственных ориентиров, реализующихся в современных условиях, анализе возможностей развития предприятий через призму кластерного подхода, выявлении маркетинговых императивов развития и возможных перспектив пищевой промышленности Ростовской области.
Государственные ориентиры развития
Исследование направлений развития экономики пищевой промышленности страны следует, прежде всего, начинать с рассмотрения установок и курсов, принятых на государственном уровне и реализующихся в современных реалиях. Приоритетные направления развития сельского хозяйства России закреплены в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» и Государственной программе
Законодательное определение кластера
Определение
Сущность Год
Ссылка
Кластер - совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией
Научно-производственный кластер - договорная форма кооперации организаций, обеспечивающих и осуществляющих целенаправленную деятельность по разработке, производству и продвижению продукции наноиндустрии на внутренние и внешние рынки высокотехнологичной продукции
Территориальные кластеры - объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации
совокупность особых экономических зон
договорная форма кооперации, целенаправленная деятельность
отношения территориальной близости и функциональной зависимости
2005
2007
2008
Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Статья 2
Постановление Правительства РФ от 23.04.2010 г. № 282 «О национальной нанотехнологической сети»
Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (утв. Минэкономразвития РФ от 26.12.2008 г.
№ 20615-ак/д19)
развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. N 559-р утверждена Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2020 г. В целях развития научных исследований для разработки конкурентоспособной продукции, обеспечения эффективного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации разработана Концепция развития аграрной науки и научного обеспечения АПК России до 2025 г. Исследуя содержательную сущность действующих в стране нормативно-правовых актов, следует отметить, что развитие сельского хозяйства, пищевой промышленности в России, обеспечение населения продовольственной продукцией - комплекс задач национальной важности, решение которых состоит в плодотворном взаимодействии государства, бизнеса и науки.
Потенциал развития предприятий: кластерный подход
Следует отметить, что рыночная цель любого предприятия - устойчивая прибыль в долгосрочной перспективе, а отсюда - конкурентная борьба за лояльность потребителя и задача быть лучшим среди конкурентов. Однако усиливающиеся процессы глобализации приводят к интеграции усилий рыночных субъектов. Так, с течением времени и в результате высвобождения экономической энергии лидерства происходит наложение динамических процессов в границах поля деятельности субъектов рыночных отношений, что порождает новые требования к их совместной деятельности. Анализ научных трудов показывает, что проблему конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности активно исследуют современные ученые [1, 2]. Научно обоснованным и признанным эффективным способом укрепления конкурентоспособных позиций является кластерный подход.
Потенциал развития кластеров пищевой промышленности в регионах с учетом особенностей производимой и реализуемой продукции, формируются, с одной стороны, на основе стихийных обстоятельств рынка, с другой - с помощью активных усилий государственно-частного партнерства. Локализация пищевой промышленности обусловлена потенциалом сельского хозяйства региона, наличием природных условий, мощностей переработки, требуемых квалифика-
Яблоки по-прежнему предлагают хорошие перспективы!
FROM EUROPEAN UNION
Яблоки из Европы - путь к успешному бизнесу в будущем
Яблоки из Европы ценятся продавцами прежде всего за лежкость, возможность хранения в течение нескольких месяцев или даже вплоть до следующего урожая в холодном хранилище при контролируемых условиях среды. Кроме того, благодаря тщательному контролю производственного процесса, европейские производители могут гарантировать, что их яблоки - это всегда натуральный и свежий продукт, а их привлекательный вид, вкус и аромат всегда будут востребованы потребителями. Яблоки из Европейского Союза являются не только гарантией качества, но и перспективой успешного бизнеса в будущем.
Не забывайте о знаниях и многолетнем опыте производителей из Европейского Союза,
Помните о нас. Помните о яблоках из Европы.
Для получения более подробной информации посетите наш сайт: www.yabloki.eu
ПРОЕ КТ Ф И НАНС ИРУЕТСЯ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ЕВРОСОЮЗА И РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША
Ддопе!« '^У ПРОЕКТ СОФИИАНСИРУЕТСЯ
Яупки .(¡—К ФОНДОМ ПРОДВИЖЕНИЯ
ншподо ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ
ций, развитостью транспортной инфраструктуры и доступностью рынков сбыта. Для выявления сущностных базовых характеристик кластера исследовали формулировки определений, закрепленных законодательно (таблица).
Базовые характеристики кластера -совокупность, взаимодействие, целенаправленность. Совокупность представляет собой результат интеграции усилий субъектов в ключевых точках их взаимодействия, скрепленный отношениями, которые уже доказали на практике свою результативность. Они мотивированы эффективностью сотрудничества, а целенаправленный характер определяет общий вектор развития, обеспечивает работоспособность всего коммуникационного механизма кластерного взаимодействия. Совершенно справедливо отмечено исследователями Н.В. Сапрыкиной и Л.А. Чернобродовой [3]: «Обеспечение эффективного функционирования и динамичного развития регионов непосредственно связано со стратегическим планированием, которое предполагает четкое определение таких направлений развития региональной социально-экономической системы, которые позволят каждому субъекту рыночных отношений найти свое место в общем векторе инновационного развития, увязать с ним собственные интересы, цели и возможности», а стратегии развития федеральных округов согласованы с содержанием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и ориентируются на укрепление конкурентных позиций в регионах, что работает на перспективу развития страны [4]. В современных условиях для поддержки и активизации инициатив в регионах созданы центры кластерного развития: Алтайский, Республики Татарстан, Астраханской обл. (для субъектов малого и среднего предпринимательства), Республики Башкортостан, Воронежской и Курганской обл., Агентство регионального развития Калужской обл., Центр кластерного развития г. Москвы, Пензенской обл., Пермского края, Центр кластерного развития Санкт-Петербурга, Центр инновационного развития и кластерных инициатив Самарской , Томской и Ульяновской обл., Республики Саха (Якутия), Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Липецкой обл., Вологодской и Белгородской обл., Центр кластерного развития, инвестиций и информационно-консультационного обеспечения АПК, Центр кластерного развития Новосибирской области, а
также Новгородской области. Совершенствование межорганизационных отношений в любом регионе выводит компании на новый, более высокий уровень взаимодействий. Также следует отметить, что реализация кластерного подхода в вопросах укрепления рыночных позиций задает и динамику экономического развития страны в целом.
Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. установлено, что при планировании развития необходимо ориентироваться на создание «в сельских поселениях социальных кластеров, обеспечивающих в полном объеме удовлетворение минимальных потребностей населения в социальных услугах с учетом нормативных радиусов их пеше-ходно-транспортной доступности и развития мобильных форм сервиса». Данный тезис акцентирует внимание на удовлетворение минимальных потребностей населения, а маркетинговый подход предполагает ориентацию предприятий на нужды и запросы потребителей.
Маркетинговые императивы развития
Перспективы развития современных хозяйствующих субъектов базируются на принципах современных реализуемых маркетинговых концепций (маркетинга взаимодействия, социального, экологического маркетинга и др.). Пищевая промышленность является одной из наиболее жизненно важных отраслей народного хозяйства; как известно, она тесно связана с сельским хозяйством, образуя агропромышленный комплекс, работа которого состоит в производстве социально значимых товаров и ориентирована на рынок с учетом того, что реализуемые на нем товары имеют свои специфические особенности [5]. Как было исследовано нами ранее, «особенности агропродовольственных товаров обусловлены, с одной стороны, спецификой аграрного производства и, прежде всего, нестабильностью и сезонным характером получения продуктов, с другой - их разнообразием и высокой востребованностью потребителями». Маркетинговый подход предполагает первостепенную значимость потребительской потребности, что сегодня не вызывает сомнения. В бизнес-практике это реализуется в формировании рыночных ориентиров предприятий, которые, в свою очередь, сосредоточены вокруг потребительских требований к каждому производимому и реализуемому продукту [6].
Товарная стратегия предприятий пищевой промышленности рассматривается учеными как фактор обеспечения конкурентоспособности [7], а предмет конкурентной борьбы среди предприятий - потребитель и его лояльность. Потребитель воспринимает любой товар через призму качества самого товара, а также оказываемой сопровождаемой его услуги [8, 9], что в комплексе формирует долгосрочные отношения с лояльным потребителем. Конечный продукт пищевой промышленности может быть охарактеризован как товарно-услуго-вый комплекс, включающий цепочку преобразования продукции, имеющий завершенную физическую форму воплощения, пригодную для его дальнейшего потребления.
Актуальной проблемой промышленности в современных условиях является экологический фактор. Т.Ю. Анопченко, А.Д. Мурзин [10] отмечают: «под устойчивым развитием следует понимать сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем, сохранение благоприятной среды и природно-ресурс-ного потенциала территорий в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений при обеспечении экономической и экологической безопасности».
Современные реалии диктуют новые условия гармоничного функционирования на рыночной площадке. И, как реакция на происходящие политические и экономические события, требуется корректировка стратегических направлений. Все чаще уже эффективно работающим предприятиям приходится искать новые возможности для дальнейшего роста и инновационного развития [11,12]. Сегодня нужен подход, принципиально ориентированный на покупателя, который берет свое начало у истоков потребительских предпочтений, который ры-ночно ориентирован по своей сути.
Пищевая промышленность Ростовской области
В Стратегии социально-экономического развития до 2020 г. говорится о развитии эффективных кластеров Ростовской области, а также приводится схема агропромышленного кластера (рис. 1).
Анализируя контент раздела стратегии о развитии агропромышленного кластера, следует заметить, что в комментариях приведены основные направления развития блока сельскохозяйственной продукции, что, несомненно, актуально для Ростовской области, однако не достаточно внимания уделено развитию блока пере-
INNOVATION AS A GUARANTEE TO SOLVE THE PROBLEM OF IMPORT SUBSTITUTION
работки (в том числе выпуска конечной продукции для населения). Исследуя продуктовое предложение региональных производителей, например, молочной отрасли, можно констатировать достаточную слабость местных брендов. Опираясь на маркетинговый подход приоритетности потребительского предпочтения, следует очертить, особо выделив, пищепро-мышленную зону данного кластера (рис. 2) как центральное звено, где формируется продукт готовый к потреблению, и именно его свойства и качество определяют востребованность предыдущих звеньев цепи, подводя к нему остальные блоки.
Следует также отметить, что адресность коммуникационного взаимодействия с потребителями предполагает лишь потоки с производителями готовых к употреблению продовольственных товаров.
В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:
1. Развитие сельского хозяйства, пищевой промышленности, обеспечение населения Российской Федерации продовольственной продукцией - комплекс задач национальной важности, решение которых состоит в плодотворном взаимодействии государства, бизнеса и науки.
2. Исследуя развитие пищевой промышленности Ростовской области, следует сказать, что, с одной стороны, уже сегодня взят курс на развитие, а, с другой стороны, в перспективе возможен ощутимый рост экономических показателей в долгосрочной перспективе.
3. Потенциал развития пищевой промышленности Ростовской области обусловлен реализацией новых инвестиционных проектов, что в перспективе обеспечит ускорение процесса восстановления регионального рынка, повышая его привлекательность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адырхаева, Г.Д. Усиление конкурентных преимуществ предприятий пищевой промышленности/Г.Д. Адырхаева//Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сб. научных трудов. - 2014. - № 1. -С. 11-14.
2. Овчинников, В.Н. Интеграционные императивы модернизации и конкурентоспособности экономики России в глобализирующемся про-
И нфр а стру кту рное обеспечение
инфраструктуры
- Дороымо* вдзяйсгео и капиллярная дорожили сеть
' Гало-. ею до- и
Инфраструктура
подготовки кадров
- В ПО эгро*ю менеджеры, э. иы технологи, ютоынсты
- СОЛО ягрон ОМЬг.
гехМоТКНИ, «На ЩИфНцнрйЬ.
рабочие
рабочие
И нфраструкту ра НИОКР
сорт» растений - Ппнменнйискоюводство/
■ Удовре^кн и методки их i ниочау
Правовая инфраструктура - Нормативы СЛигДрчкКо,
Инфраструктура бизнес-услуг
Поддерживающие отрасли сельского хозяйства
Прямые Косвенные
- Поставщики сельхозтехники ' Предоставление
- Поставщики ГСМ услуг по
т Владельцы земпи
- ПроизвоЛиГеЛи удобрений - Строительство
- Производители кормов - Ф имя н гоаые услуги
- Постввшнки семян - Складские услуги
- Постввшнки п пененного о* от a - Поставщики
- Производители трэнспаргмыя
средств
- НИР. НИОКР и гвхноногни ДЛЯ и газа
сельского хозяйства
Производство сельхозпродукции
: :
зерно
подсолнечник
крупяные
] [ ] С
плоды, ягоды, овощи
Пищевая п ромы тленность
Растительное масло
Хлеб и ХБИ
]
иинвццы
Рыбные консервы | | Мука, ирупы |
Спиртогадерм
Табачный издания
Мясо и Продукты
Цельномолочная продукций. миро гное масло. сыр
Поддержи □ а ю щи е отрасли пищевой п ром ышл е н мости
Прямые
-Поставщики оборудования
■ Производители упашвки
■ Поставщики п уСПуГ
средста НИР. НИОКР и технологии
Рис. 1. Схема
агропромышленного
кластера
Ростовской
области
Дистрибуция:
экспортеры
оптовая торговля
розница, торговые сети
дистрибуторы
Предприятия болев глубокой переработки
Условные обозначения:
Ш
- плохо разоитыи
компонент
странстве/В.Н. Овчинников, Н.П. Ке-това//Тегга ЕсопоткиБ. - 2004.Т. 2. - № 2. - С. 8-15.
3. Сапрыкина, Н.В. Маркетинговые аспекты формирования стратегии развития региона/Н.В. Сапрыкина, Л.А. Чернобродова//Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2012. - № 3. -С. 40.
4. Сергиенко, Е.С. Исследование региональных промышленных клас-теров/Е.С. Сергиенко//Экономика в промышленности. - 2014.
5. Федотова, Л.С. Тенденции развития регионального рынка продовольственных товаров в современных ус-ловиях/Л.С. Федотова//Вестник Удмуртского университета. - 2008. -№ 2. - С. 78-88.
6. Сергиенко, Е.С. Рыночные ориентиры современных предприятий/
Е.С. Сергиенко//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - № 7. -С. 113-116.
7. Кетова, Н.П. Товарная стратегия предприятий АПК/Н.П. Кетова, Н.В. Сапрыкина, М.С. Шолух; науч. ред. В.Н. Овчинников. - Новочеркасск, 2009.
8. Сергиенко, Е.С. Услуга как рыночный продукт в социально-экономическом пространстве/Е.С. Серги-енко//Практический маркетинг. -2013. - № 9 (199). - С. 15-20.
9. Сергиенко, Е.С. Концептуальная сущность социальных услуг: маркетинговая трактовка их значимости/ Е.С. Сергиенко//Гуманитарные и социально-экономические науки.-2013. - № 5. - С. 131-135.
10. Анопченко, Т.Ю. Структура социально-экономических и экологичес-
ких составляющих комплексного развития территорий/Т.Ю. Анопченко, А.Д. Мурзин//Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. -2012. - № 1. - С. 22-29.
11. Сапрыкина, Н.В. Устранение барьеров продвижения продовольственных товаров с помощью интер-нет-коммуникаций/Н.В. Сапрыкина, Е.В. Сапрыкина//Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5: Экономика. - 2012. - № 2. -С. 272-277.
12. Сергиенко, Е.С. Современные технологии рекламных кампаний/ Е.С. Сергиенко//Маркетинг. - 2011. -№ 2. - С. 69.
13. Стратегия социально-экономического развития до 2020 г.//ИМр:// www.donland.ru/ Default.aspx?pageid=85424
Развитие пищевой промышленности: реалии и перспективы (на примере Ростовской области)
Ключевые слова
кластеры; промышленность; региональное развитие; кластерный подход; промышленный потенциал; пищевая промышленность; управление развитием промышленности; маркетинговые императивы; перспективы развития; экономическое развитие страны
Реферат
В статье приводятся результаты аналитического исследования развития пищевой промышленности. Автором исследованы принятые государственные ориентиры в области пищевой промышленности и реализующиеся в современных условиях, проанализированы возможности развития предприятий через реализацию кластерного подхода, определены маркетинговые императивы развития и обозначены возможные перспективы пищевой промышленности Ростовской области. Исследование контента действующих в стране нормативно-правовых актов показало, что развитие сельского хозяйства, пищевой промышленности в России, обеспечение населения продовольственной продукцией - комплекс задач национальной важности, решение которых состоит в плодотворном взаимодействии государства, бизнеса и науки. В статье отмечено, что потенциал развития кластеров пищевой промышленности в регионах, с учетом особенностей производимой и реализуемой продукции, формируется, с одной стороны, на основе стихийных обстоятельств рынка, с другой, с помощью активных усилий государственно-частного партнерства. Локализация пищевой промышленности обусловлена потенциалом сельского хозяйства в рамках региона, наличием природных условий, мощностей переработки, требуемых квалификаций, развитостью транспортной инфраструктуры и доступностью рынков сбыта. Перспективы развития современных хозяйствующих субъектов базируются на принципах реализуемых современных маркетинговых концепций, таких, как маркетинга взаимодействия, социального, экологического маркетинга и других. Современные реалии диктуют новые условия гармоничного функционирования на рыночной площадке. И, как реакция на события в экономике, корректировка стратегических направлений. Потенциал развития пищевой промышленности Ростовской области обусловлен реализацией новых инвестиционных проектов, что в перспективе обеспечит ускорение процесса восстановления регионального рынка, повышая его привлекательность.
Авторы
Сергиенко Елена Сергеевна, канд. экон. наук,
Южный федеральный университет, 344114, г. Ростов-на-Дону,
ул Орбитальная, д. 74, кв. 132, [email protected]
The development of the food industry: realities and prospects
Key words
clusters; industry; regional development; cluster approach; industrial capacity; food industry; managing the development of industry; marketing imperatives; perspectives of development; the economic development of the country
Abstracts
The article presents the results of an analytical study of the development of the food industry. The author investigated the guidelines adopted by the state in the field of food industry and implemented in modern conditions, analyzed opportunities for the development of enterprises through the implementation of the cluster approach, defined the marketing imperatives of development and indicated the possible perspectives of the food industry of the Rostov region. Study of the content of existing normative-legal acts, has shown that the development of agriculture, the food industry in Russia, providing the population with food products - complex tasks of national importance, the solution of which is the fruitful interaction between the state, business and science. The article noted that the potential for development of food industry clusters in the regions, taking into account characteristics of manufactured and sold products are formed, on the one hand, on the basis of the natural circumstances of the market, and with the help of the active efforts of public-private partnership. The localization of the food industry due to the potential of agriculture in the region, the availability of natural conditions, processing capacities, the required qualifications, the development of transport infrastructure and availability of markets. Prospects of development of modern business entities based on the principles implemented modern marketing concepts, such as marketing, interaction, social, environmental, marketing and others. Modern realities dictate new terms of the harmonious functioning of the market area. And, as a reaction to events in the economy - adjustment of the strategic directions. The potential for development of food industry of the Rostov region is due to the implementation of new investment projects, which in the future will speed up the recovery process of the regional market, increasing its attractiveness.
Authors
Sergienko Elena Sergeevna, Candidate of Economical Science, Southern Federal University,
74, r. 132, Orbitalnaya St., Rostov-na-Donu, 344114, [email protected]