Непрерывное образование взрослых и
профессиональное становление специалиста
С. В. Костарев
(Санкт-Петербург)
рАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В статье представлена и обоснована модель развития педагогико-технологической базы профессионального образования в военно-техническом вузе, включающая в себя подсистемы научно-методического и организационно-методического обеспечения. Определены необходимые основания и содержание изменений образовательного процесса, направленных на повышение уровня готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности.
Одним из основных факторов определяющих эффективность профессионального образования будущих офицеров является, педа-гогико-технологическое обеспечение подготовки курсантов в военном вузе. Это нашло своё отражение в целом ряде работ, посвя-щённых профессиональному становлению в вузе военного специалиста [1-3]. В то же время отметим, что отметить, что изучение проблемы педагогико-технологического обеспечения профессионально-формирующего образования в военных вузах инженерного профиля не вышло из стадии фрагментарного анализа отдельных его составляющих.
Совершенствование педагогико-техноло-гического обеспечения профессиональной подготовки будущих офицеров нуждается в первую очередь в своей ориентационной основе, в качестве которой может выступать модель развития как направляющая практической деятельности по интеграции современных педагогических технологий в образовательный процесс с целью формирования у будущего военного специалиста необходимых профессиональных компетентностей и личностных качеств.
Разработка модели развития педагогико-технологического обеспечения профессиональной подготовки будущих военных специалистов в вузе осуществлялась на основе методологии управления сложным объектом [4] и включала в себя следующие три этапа.
На первом этапе определялись базовые блоки (подсистемы] и их основные компоненты. При этом важная роль отводилась ориентировочному блоку, как теоретической основе для выбора педагогических технологий и определения характера обучения.
Цель второго этапа, этапа композиции состояла в синтезе выделенных блоков в единую систему развития. Здесь наиболее существенной является представленность в рамках предлагаемой модели компонентов требуемых для развития научно-методического и ресурсного обеспечения.
Наконец, на третьем этапе определялись взаимосвязи между отдельными блоками системы развития в процессе её функционирования и регулирования, что осуществлялось при разработке содержания научно- и организационно-методической деятельности в практике профессионального образования. Особое внимание при этом уделялось обратной связи как средству управления. Учитывая сказанное, предлагаемая в настоящей работе модель может быть охарактеризована как структурно-функциональная.
Перейдем к рассмотрению разработанной в настоящей работе модели развития педаго-гико-технологического обеспечения профессиональной подготовки будущих офицеров в военном вузе (см. рис.].
Как видно из структурной схемы первого блока (подсистемы], определение цели (цен-
Внешние факторы
Проектируемый результат
Определение цели
Точки роста (потенциал развития)
/V
Противоречия в образовательной системе
Л
I
Ц
и
О
X
л
с;
си
1-
сг
си
1 о
о
I ю
I
о
=г
го
го
Е
X
го
о
Модель профессиональной деятельности
Л V
Формирование базовых обучающих моделей
А V
Закономерности профессионального становления
Достижения теории и методики профессионального образования
Ресурсы современных педагогических технологий
Принятие технологического решения
-о
Необходимые педагогические условия
О
Реализация технологического решения
Л
-и
Результаты профессиональной подготовки
Обоснование практической осуществимости
Организационно Кадровые Материально- Информационные Внутри вузовские
-управленческие ресурсы технические ресурсы интеллектуаль-
ресурсы ресурсы ные ресурсы
л
о X ей
т о К * го О
X 1- £
(1) х ш
-г
О го
<и
о.
□
Мониторинг полученных результатов
Критерии оценки результатов
Критерии оценки процесса деятельности
Рис. Модель развития педагогико-технологического обеспечения профессиональной подготовки будущих офицеров в военно-техническом вузе.
ностно-целевых ориентиров] развития осуществляется с учетом целого ряда факторов. Во-первых, это внешние факторы, к основным из которых относятся:
- потребности общества и личности, определяемые социокультурными условиями, в которых осуществляется профессиональная деятельность;
- требования войск;
- развитие научной, технической и технологической базы профессиональной деятельности.
Наряду с внешними по отношению к образовательной системе факторами важную роль в определении и обосновании цели играет состояние самого профессионального образования будущих военных специалистов, и в первую очередь имеющиеся в нем противоречия. К числу последних относятся непреходящие противоречия несоответствия содержания образования в вузе непрерывно повышающимся запросам к уровню профессиональной подготовки современного военного специалиста, что с необходимостью требует постановки и решения новых педагогических проблем и задач.
Формулирование цели развития педагоги-ко-технологического обеспечения предполагает осуществление педагогического проектирования, в результате которого определяется желаемое состояние образовательной системы в рассматриваемом аспекте и выявляются таким образом необходимые по отношению к её исходному состоянию изменения.
Определение цели развития опираясь на установления точек роста - направлений перспективного развития, его потенциала. По мере развития на каждом из этапов актуализируются различные его направления. Наиболее общим, сохраняющим своё значение направлением развития является обновление содержания образования. Говоря о содержании образования, мы исходим из принятого в современной дидактике его общего понимания [5] как системы, включающей в себя следующие компоненты:
- опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме ее результатов -знаний;
- опыт осуществления способов деятельности в форме умений действовать известным образом;
- опыт эмоционально-ценностного отношения к миру в форме личностно-смысловых ориентаций;
- опыт творческой деятельности в форме умений принимать продуктивные решения в проблемных ситуациях.
К числу основных проблемных задач обновления содержания образования, сохраняющих со временем свое значение, относятся: во-первых, профессионализация предметного и деятельностного содержания обучения в сочетании с его фундаментализацией. Говоря об этом, мы в первую очередь имеем в виду усиление методологической направленности содержания обучения, охват им универсальных подходов, методов и средств, используемых в различных сферах профессиональной деятельности.
Во-вторых, гуманитаризация содержания образования, ориентация его на развитие личностных качеств и субъектной позиции обучающихся, реализацию их личностного потенциала.
В-третьих, повышение познавательной активности и самостоятельности обучающихся в образовательном процессе как необходимое условие для формирования у них профессиональных компетентностей и профессионально важных личностных качеств.
Само определение цели должно иметь системный характер и включать в себя образовательные, развивающие и воспитывающие цели как необходимые взаимосвязанные и взаимосодействующие компоненты. При этом формулируемые цели (ценностно-целевые ориентиры] с необходимостью должны соответствовать стратегическим ориентирам развития системы профессионального образования и отвечать требованиям конкретности, осуществимости, диагностичности, преемственности.
Обратимся ко второму - ориентировочному блоку (подсистеме] предлагаемой модели. Основаниями этого блока здесь выступают особенности профессиональной деятельности военного специалиста, психологические и педагогические закономерности его профессионального становления, достижения теории и методики профессионального образования.
Профессиональная деятельность военного специалиста должна отражать основные её составляющие применительно к конкретным должностям. Особого внимания заслуживает вопрос о предусматриваемом моделью характере поведения специалиста в профессиональной деятельности. Динамичность разви-
тия в области профессиональной деятельности требует непрерывного обновления военным специалистом своих профессиональных компетентностей, так что адаптивное поведение военного специалиста в современных условиях с необходимостью предполагает его профессиональное развитие.
В части психолого-педагогических основ процесса становления будущего военного специалиста ключевое значение имеют следующие два момента. Во-первых, знания о процессе формирования психологической структуры профессиональной деятельности, который согласно предложенной В.Д. Шадри-ковым теории системогенеза профессиональной деятельности является процессом «последовательного формирования подсистем профессиональной деятельности (мотивов, целей, программы, информационной основы, блока принятия решений, подсистемы профессионально важных качеств) и их синтеза в единую целостную психологическую структуру» [6].
Отсюда следует, что формирование в образовательном процессе готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности должно осуществляться поэтапно - от освоения базовых понятий и представлений в предметном содержании обучения к овладению необходимыми методами и средствами деятельности и, далее, к практической реализации полученных знаний и умений в решении актуальных профессиональных задач [7].
Важную роль в формировании технологических качеств модели играют достижения в области теории и методики профессионального образования. Так, достижения современных теории и методики исследовательского обучения послужили основой для выдвижения автором следующих позиций:
- учебный процесс как учебная модель профессиональной деятельности;
- обучение через профессиональную деятельность.
Использование учебной модели предполагает развертывание предметного содержания образования в учебном процессе в логике профессиональной деятельности в различных сферах, отвечающей её методологии, что открывает возможности целостной профессиональной подготовки будущих военных специалистов.
Реализация второй позиции предполагает уже не учебно-профессиональную, а реаль-
ную профессиональную деятельность обучающихся, в ходе которой они с необходимостью овладевают требуемыми для её выполнения знаниями и умениями.
Перейдем к выбору и реализации педагогических технологий в образовательном процессе, отвечающих задачам совершенствования профессиональной подготовки будущих военных специалистов. Это составляет содержание следующего - организационно-дея-тельностного блока предлагаемой системы развития педагогико-технологического обеспечения.
Основаниями для принятия решения о выборе педагогической технологии здесь выступают результаты анализа образовательных ресурсов педагогических технологий и их осуществимости в реальных условиях подготовки будущих офицеров в военно-техническом вузе.
К наиболее значимым в рассматриваемом аспекте образовательным ресурсам отнесем следующие:
- устойчивая положительная мотивация курсантов к приобретению профессиональных компетентностей;
- развитие мышления в его наиболее значимых для профессиональной деятельности свойствах;
- деятельностная позиция и развитие познавательной самостоятельности обучающихся в процессе овладения необходимыми знаниями и умениями;
- целостное системное освоение предметного и деятельностного содержания профессиональной деятельности;
- согласованное взаимодействие субъектов образовательного процесса, отвечающего его целевым установкам;
- выработка активной позиции и индивидуального стиля в решении новых профессионально значимых проблем и задач;
- системный подход в подготовке к профессиональной деятельности в различных её сферах;
- формирование профессионально значимых личностных качеств, готовности к профессиональному развитию и саморазвитию.
В части обоснования осуществимости технологического решения образовательных проблем профессиональной подготовки важное значение имеет решение вопроса о совместимости предлагаемого решения с особенностями обучения курсантов в военно-
техническом вузе, такими как регламентация их жизнедеятельности как военнослужащих, времени и места осуществления самостоятельной работы, строгое следование требованиям воинской дисциплины, субординация во взаимодействии с имеющими воинское звание преподавателями.
Другой важный вопрос здесь состоит в соответствии предлагаемого технологического решения проблем профессиональной подготовки реальному уровню подготовленности и познавательных возможностей обучающихся на каждом из этапов образовательного процесса в вузе.
Наконец, необходим учет готовности педагогических кадров к развитию технологического обеспечения образовательного процесса.
В части принятия технологического решения обратим внимание на необходимость соответствия выбираемой педагогической технологии требуемому уровню освоения профессиональной деятельности. На начальном этапе при овладении базовыми понятиями и представлениями предметного содержания обучения и основными способами действий достаточен репродуктивный уровень усвоения учебного материала и приемлемы традиционные формы и методы обучения. В дальнейшем при деятельностном освоении профессиональной деятельности принципиально необходимым становится использование в образовательном процессе таких современных педагогических технологий, как технологии исследовательского и проектно-исследо-вательского обучения.
Из сказанного следует, что содержание пе-дагогико-технологического обеспечения профессионального образования будущих офицеров должно быть интегративным, взвешенно сочетающем в себе традиционные и современные педагогические технологии. Этот вывод соответствует сформулированному В.П. Беспалько закону принципиальных возможностей дидактических систем, согласно которому «каждый дидактический процесс обладает вполне определенными принципиальными возможностями по качеству формирования у обучаемых знаний, умений и навыков за заданное время», так что основным критерием при выборе технологии обучения является не инновационность, а эффективность в достижении целевых установок образовательного процесса [8].
Совершенствование профессиональной подготовки будущего офицера в военно-техническом вузе требует выполнения определенных педагогических условий, создающих контекст для реализации технологического решения. Эти условия регламентируют временной ресурс, содержательную и процессуальную стороны образовательного процесса, его научно- и организационно-методическое обеспечение.
Особо отметим целесообразность интеграции содержания педагогико-технологическо-го обеспечения в его развитии применительно к подготовке военного специалиста в различных сферах его профессиональной деятельности. Так, технологии исследовательского и проектно-исследовательского обучения, отвечающие логике и методологии решения научно-технических задач, представляются необходимыми и в плане профессионально-педагогической подготовки будущего офицера. Это обусловлено тем, что квалифицированный специалист в области образования не может сегодня не владеть методами научного исследования.
Вместе с тем решение задач профессионально-педагогической подготовки требует расширения поля используемых технологий - интеграции в образовательный процесс наряду с указанными современными технологиями обучения технологии организации соответствующего вида деятельности (исследовательской, проектно-исследовательской], которые могут быть использованы выпускниками вуза в собственной педагогической практике в образовательном и воспитательном процессе.
Достигаемые развитием педагогико-тех-нологического обеспечения образовательного процесса результаты рекомендуется формулировать в контексте реализации в нём компетентностного и личностного подходов [9]. Это отражает, с одной стороны, развивающие ресурсы профессионально формирующего образовательного процесса и, с другой стороны, роль личностных качеств как необходимых предпосылок для формирования составляющих профессиональных компетент-ностей. Особо обратим здесь внимание на когнитивные качества личности, определяющие её способность к обновлению своих ком-петентностей [10], что является залогом профессионального развития в динамично меняющемся мире.
Перейдем к ресурсному обеспечению процесса развития педагогико-технологического обеспечения профессиональной подготовки будущих офицеров, отраженному в соответствующем блоке разработанной модели. Совершенствование профессиональной подготовки будущих офицеров нуждается в квалифицированных специалистах, способных выполнять основные виды деятельности преподавателя вуза, к главным из которых [11] относятся: научно-исследовательская деятельность в проблемном поле подготовки будущего специалиста, образовательная, в том числе научно-методическая и организационно-методическая деятельность, направленные на обновление предметного и деятель-ностного содержания образовательного процесса и его технологического обеспечения.
Важную роль в достижении целей развития играет материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Эффективность последнего, следуя мировой тенденции, с необходимостью предполагает его оснащение самыми передовыми техническими средствами. Первостепенное значение здесь имеет использование возможностей, открываемых современными информационными технологиями. Важно отметить, что качественное обновление материально-технической базы образовательного процесса в вузе дает обучающимся наглядный предметный урок инновационной деятельности, каковой по своему характеру и направленности и должна быть будущая профессиональная деятельность курсантов вуза.
В ряду ресурсов обеспечения процесса развития видное место занимают информационные ресурсы. К основным, непреходящим требованиям, предъявляемым к информационному обеспечению образовательного процесса, здесь относятся: проблемная детерминированность, содержательная и методоло-
гическая представительность используемой в процессе профессиональной подготовки информации. Это с необходимостью предполагает обращенность к соответствующим указанным требованиям первоисточников.
Наконец, особого внимания заслуживают внутривузовские интеллектуальные ресурсы, и в первую очередь существующие научные школы, как необходимая среда для формирования и реализации творческих качеств личности в профессиональном труде.
Мониторинг полученных результатов в рамах предлагаемой модели основывается на критериях оценки самих результатов и критериях оценки процесса деятельности, приведшей к их достижению. Инвариантными компонентами системы критериев оценки являются: в части критериев оценки самих результатов - широта и уровень освоения профессиональной деятельности, в части критериев оценки деятельности - продуктивность действий, направленных на научно- и организационно-методическое обеспечение процесса развития педагогико-технологиче-ской базы профессиональной подготовки будущих офицеров в военно-техническом вузе.
Результаты мониторинга служат основой для коррекции содержательного наполнения всех других подсистем, что отражается обратными связями в предлагаемой модели системы развития и делает его управляемым.
Таким образом, можно заключить, что развитие педагогико-технологического обеспечения обучения курсантов в военно-техническом вузе, осуществляемое в соответствии с разработанной моделью и направленно на совершенствование профессиональной подготовки будущих офицеров, требует системных изменений в образовательном процессе, отвечающих реализации в нем современных подходов к профессиональному образованию.
Литература
1. Пырский А. М. Научно-практические основы разработки и внедрения интегративной системы педагогических технологий в высшем военном учебном заведении : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. -СПб, 1999. - 378 с.
2. Иваницкий А. Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - СПб, 2000. - 354 с.
3. Белошицкий А. В. Становление субъектности будущих офицеров в военном вузе : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - Воронеж, 2009. - 373 с.
4. Бордовский Г. А., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса : моногр. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.
5. Бордовская Н. В. О характере взаимовлияния образования и культуры // Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования. - 2000. - № 5. - С. 32-42.
6. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М. ; Л. : Наука,1982. - 185 с.
7. Попков В. А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 224 с.
8. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. - 304 с.
9. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентност-ный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М.: Логос, 2009. - 336 с.
10. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18-22.
11. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. -392 с.
-^-