УДК 377
Н. В. Емелина
Развитие педагогической рефлексии будущего учителя-музыканта
Работа проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по теме: «Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в системе образования» (государственный контракт № 14.740.11.0992 от 06.05.2011)
Статья посвящена актуальной в современном образовании проблеме развития педагогической рефлексии. Автор подчеркивает значимость и необходимость развития педагогической рефлексии в процессе подготовки специалистов, в частности, педагогов-музыкантов; рассматривая понятие «рефлексия» исследует такие категории, как «педагогическая рефлексия» и «профессиональная педагогическая рефлексия»; выделяет основные критерии развития педагогической рефлексии и педагогические условия, необходимые для ее развития.
Ключевые слова: рефлексия, педагогический процесс, профессиональная педагогическая рефлексия, педагогические условия, рефлексивная среда, рефлексивность, педагог-музыкант.
N. V. Emelina
Development of a Pedagogical Reflection of the Future Teacher-Musician
The article is devoted to the urgent problem in modern education - development of teacher reflection. The author emphasizes the importance and necessity of pedagogical reflection in the process of training, in particular, teachers, musicians, considering the concept of «reflection» explores such categories as «teacher reflection» and «professional teacher reflection», identifies the main criteria for the development of the pedagogical reflection and pedagogical conditions necessary for its development.
Key words: reflection, a pedagogical process, a pedagogical reflection, reflective environment, reflexivity.
Ведущей тенденцией современного российского образования является ориентация на всестороннее развитие, воспитание социально зрелой личности, способной успешно адаптироваться в социуме, стремящейся к непрерывному профессиональному росту, саморазвитию и самосовершенствованию. В связи с этим большое значение приобретает рефлексия, ее развитие на этапе подготовки к профессиональной деятельности.
Рефлексия является предметом изучения и средством, применяемым в разных сферах человеческого знания и его использования: философии, психологии, акмеологии, управлении, педагогике, эргономике, конфликтологии и др. Рефлексия на общенаучном уровне выступает либо в качестве методологического средства междисциплинарных разработок, либо объяснительного принципа для некоторых социальных и гуманитарных дисциплин (искусствоведение, социология, лингвистика и др.) [2].
Уже в древнем мире человек научился наблюдать за своей деятельностью, за собой. Хотя в античной философии появляется представле-
ние, внешне сходное с понятием рефлексии. Специального понятия рефлексии нет, но приоритет в формировании понятия рефлексии принадлежит древнегреческим философам, которые рассматривали ее как процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Понятие рефлексии появилось только в Новое время, позже понятие «рефлексия» рассматривали в своих работах представители Нового времени и Просвещения. Так, Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Дж. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя последнюю, как особый источник знания (внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств) [9, с. 176-228]. Это понятие философы трактовали, как реальную способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных психических состояний.
Одним из первых в психологии рассмотрением рефлексии занялся А. Буземан (1925-1926 гг.),
© Емелина Н. В., 2011
который истолковал ее как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя» [10, с. 31-40].
Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом -лицом или общностью - того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Рефлексия -это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления.
В Большой советской энциклопедии приводится следующая трактовка понятия: рефлексия (от позднелат. гейехю - обращение назад, отражение) - это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека [3].
В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой рефлексия понимается как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ [6, с. 678].
Степанов С. Ю. и Семенов И. Н. в своей статье по проблемам и исследованиям рефлексии, признавая за последней междисциплинарное с многовековой историей понятие, пишут, что рефлексия это - обращение внимания субъекта на самое себя и на свое, в частности, на продукты собственной активности, на содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны, а также какое-либо их переосмысление [10, с. 31-40]. Именно благодаря рефлексии, подчеркивал П. Тейяр де Шарден, человек выделился из царства животных, смог сосредоточиться на себе самом и овладеть самим собой, как предметом, а также получил возможность не просто познавать, но познавать самого себя, не просто знать, а знать, что знаешь.
Таким образом, рефлексия как понятие раскрывает деятельность человека, направленную на осмысление собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, на анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов.
В то же время, для того чтобы человек мог понять себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен овладеть рефлексией, которая включает в себя самонаблюдение и самоанализ, поскольку рефлексия - основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, а только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь».
Рефлексия в педагогическом процессе, по мнению Н. Г. Суворовой, это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями [11, с. 25-27].
Как видим, рефлексия, как профессионально значимое личностное качество, неотделимо от процесса педагогической деятельности и служит важнейшей предпосылкой роста профессионального мастерства учителя. С точки зрения многих исследователей, роль рефлексии в творческой, мыслительной деятельности, состоит в целепола-гании, установлении и регулировании адекватных требований к себе на основе соотнесения предъявляемых извне требований, ситуационной специфики самого субъекта [8].
Поскольку сегодня главным в педагогическом процессе определяется развитие личности субъектов процесса, а развитие является процессом внутренним и судить о его прохождении доступно, прежде всего, самому субъекту, то оценку такого развития и позволяет совершить рефлексия, как акт самонаблюдения, самоанализа, саморазмышления. В педагогическом процессе рефлексивные умения позволяют его субъектам организовывать и фиксировать результат состояния развития, саморазвития, а также причин положительной, либо отрицательной динамики такого процесса.
Вместе с тем, педагогическая рефлексия предполагает «взаимоотображение», взаимооценку участников педагогического процесса, «проникновение» педагога во внутренний мир ученика, выявление состояния развития обучаемых. Педагогический процесс организуется и осуществляется педагогом с целью создания условий для развития обучаемых. Это означает, что все компоненты рефлексии в педагогическом процессе обусловлены рефлексией воспитанника
собственной деятельности в педагогическом процессе. Такое обстоятельство обусловливает целесообразность рефлексии деятельности педагога, рефлексии осуществленного взаимодействия.
Л. П. Гимпель подчеркивал значение педагогической рефлексии в процессе вузовской подготовки специалистов. И это закономерно, поскольку преподаватель вуза, рефлексируя - обучает, помогает студенту перейти из одного состояния своего развития к другому, более высокому, а далее - к саморазвитию, становлению и самосовершенствованию собственной личности, будущего профессионала в конкретной области знания [4].
Анализ статьи О. Б. Даутовой и С. В. Христо-форова о самообразовании учителя как условия его личностного и профессионального развития дает возможность сделать вывод, что педагогическая рефлексия в деятельности - это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Рефлексия - комплексная мыслительная способность к постоянному анализу и оценке каждого шага профессиональной деятельности [5, с. 309-317].
В научно-педагогической литературе используется термин «профессиональная педагогическая рефлексия». По мнению Р. М. Грановской, Ю. С. Крижанской, И. Н. Семенова, С. Д. Степанова и других, рефлексия учителя - это переосмысление стереотипов личного педагогического опыта. В этом случае способность педагога к рефлексии является механизмом переосмысления стереотипов сознания, поведения, общения, мышления, осознания оснований, средств, стереотипов деятельности, их критического и эвристического переосмысления, порождения инноваций в различных аспектах профессиональной деятельности [7, с. 63].
Поскольку профессиональная педагогическая рефлексия связана с особенностями педагогической работы, с собственным педагогическим опытом, пересмотром его оснований, перепроектированием способов педагогических действий, необходимо выделить критерии педагогической рефлексии. Ученые выдвигают в качестве критериев рефлексии разные точки зрения относительно их характеристик. Так, например, М. Т. Громкова, критериями рефлексии называет: естественность, целостность, технологичность, а Е. Э. Смирнова и А. П. Сопиков выде-
ляют глубину рефлексии, ее сложность и истинность.
Интересным представляется подход обоснования критериев развития педагогической рефлексии Г. Г. Ермаковой. Первым критерием, по мнению автора, является достаточность рефлексивных знаний, показателями которого выступают проблемность и конфликтность. Определяя этот критерий, рассматриваются такие признаки как глубина, дифференцированность, сложность.
Вторым критерием развития педагогической рефлексии выступает критерий отношение педагога к педагогической рефлексии, рефлексивной деятельности, показателями которого являются ценностность и преобразуемость. Признаками на каждом уровне выступают: действенность отношения к собственной педагогической рефлексии и рефлексивной деятельности, позиционность отношения.
Третьим критерием развития педагогической рефлексии Г. Г. Ермакова выделяет собственно рефлексивное поведение педагога. Показатели этого критерия: личностная ориентированность, профессиональная адекватность. В качестве признаков уровней развития собственно рефлексивного поведения выступают технологичность и целостность [8].
Предпринятый анализ научной литературы и опора на классификацию, разработанную Г. Г. Ермаковой, позволили нам выделить следующие педагогические условия, необходимые для развития педагогической рефлексии:
1. Специально организованная рефлексивная деятельность педагога. Г. И. Щукина разработала педагогическую структуру деятельности, выделив ее компоненты: цель, мотивы, содержание, предметные действия, умения, результат. Таким образом, рефлексивная деятельность характеризуется следующим: ей присущи свойства деятельности (целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность) и характерна общность в построении и способов, процесса деятельности и ее конечных результатов.
2. Наличие рефлексивной среды. Рефлексивная среда - это некая система условий развития личности, открывающая перед ней возможность самоисследования и самокоррекции социально-психологических и профессиональных ресурсов. Функция подобного рода среды способствует возникновению у личности потребности в рефлексии.
А. А. Бизяева ведет речь о «рефлексивно-инновационной среде», в которой стимулируются сотворчество, создаются условия выбора, в результате происходит изменение представлений о себе как о личности и профессионале.
3. Активизация межсубъектных отношений между участниками рефлексивной деятельности. Особенность отношений в педагогическом процессе в условиях рефлексивной деятельности предполагает, что и преподаватель и обучающийся выступают субъектами деятельности, когда их общая деятельность протекает синхронно и каждый дополняет и обогащает деятельность друг друга, сохраняя своеобразие своих действий. Именно в таких взаимопереходах субъект-но-объектных отношений в субъектно-субъект-ные отношения и заключены механизмы развития профессиональной рефлексии педагога.
Межсубъектные отношения педагога и обучающегося представляют значительную ценность, обеспечивающие сложение сил, единство действий и взаимосвязь деятельности ее участников-исполнителей. В этих условиях раскрываются как силы и возможности обучающихся, их опыт, их внутренние ресурсы, так и педагогическое мастерство преподавателя, достижение более высоких результатов. Результатом таких отношений в рефлексивной деятельности становятся взаимопонимание, сотрудничество, сотворчество. Рефлексия составляет сущностную характеристику межсубъектных отношений, ибо рефлексия способна быть механизмом познания не только своего, но и чужого сознания.
4. Актуализация рефлексивности педагога. Рефлексивность - есть отраженная в рефлексивной деятельности субъектность позиции ее участников. Актуализировать рефлексивность педагога - значит анализировать актуализацию потребности в пересмотре собственной профессиональной позиции. Подобная актуализация предполагает, что благодаря рефлексии педагог выходит из поглощения самой профессией, помогает посмотреть на нее с позиции другого человека, выработать соответствующее отношение к ней, и, наконец, занять позицию вне ее, над ней для суждения о ней.
5. Использование образовательных программ по развитию профессиональной рефлексии [8]. Перечисленные педагогические условия, необходимые для развития рефлексии и использование технологий организации рефлексивной деятельности в педагогической деятельности позволяет преподавателю проводить: анализ и оценку
деятельности обучающихся с разных позиций; своей деятельности с точки зрения обучающихся; определять новые направления в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих обучающихся в активную деятельность [8].
Бесспорным является тот факт, что одним из важнейших средств развития у человека рефлексии является музыка, поскольку она позволяет сосредоточиться на собственных чувствах, которые являются важной областью человеческой экзистенции, которую А. Ленгле в своей книге «Жизнь, наполненная смыслом» трактовал как «жизни осмысленной, состоявшейся, полной, целостной».
Для учителя музыки, учитывая духовно-ориентированный характер его профессиональной деятельности, по мнению Т. В. Юровой, особенно важно то, что педагогическая рефлексия позволяет ему выйти за рамки самой профессии, посмотреть на нее с позиций социального, культурологического знания, с позиций другого человека, выработать соответствующее суждение и отношение к рефлексии [12].
Мы, под рефлексией учителя музыки, понимаем профессиональную рефлексию как психологический механизм саморазвития, проявляющийся в способности педагога занимать аналитическую позицию по отношению к себе и своей профессиональной деятельности и позволяющий реализовать свои индивидуально-творческие возможности познания и преобразования музыкально-педагогической действительности, включая в нее самого себя.
Следует подчеркнуть, что высокого уровня преподавания может достичь лишь тот педагог, который владеет необходимыми знаниями, умениями и навыками, понимает природу и специфику своей деятельности, обладает развитым диалектическим мышлением, способен к всестороннему объективному осмыслению своей музыкально-педагогической деятельности, постоянно находится в процессе саморазвития и самосовершенствования. Только такой - думающий, сомневающийся, анализирующий себя учитель, как утверждает А. А. Бизяева, становится настоящим мастером своей профессии. Только такой - думающий, рефлексивный учитель, в том числе и музыки, может решать профессиональные задачи, в которых не может быть шаблона: задачи развития личности подрастающего человека [2].
Рефлексия также является одним из механизмов, позволяющим педагогу-музыканту быть стратегом своей профессиональной деятельности. Ее ценность обусловливается в первую очередь тем, что в ходе рефлексирования факторов музыкально-педагогической действительности учителем выявляется и создается собственная личностно-творческая концепция, система оснований профессионально-ценностных потребностей и ориентаций (определенная система нравственно-профессиональных целей, норм, требований, принципов, ценностей, критериев принимаемых решений). Такое представление является определяющим в оценке педагогических явлений и процессов в профессиональном развитии учителя музыки, а также результатов его профессионально-творческой деятельности.
Развитие рефлексии будущего учителя музыки является чрезвычайно актуальной проблемой, поскольку только рефлексирующий педагог способен к преобразующей деятельности и саморазвитию. Развитие педагогической рефлексии учителя музыки в процессе профессионального образования предполагает выбор педагогических условий, природосообразных как самому феномену рефлексии, так и содержанию той образовательной области, в рамках которой осуществляется профессиональная деятельность субъекта, то есть музыки. Интонационная природа музыки и невербальный характер ее воздействия на эмоционально-чувственную сферу человека представляют уникальную возможность развития педагогической рефлексии учителя, что, в свою очередь, с точки зрения Т. В. Юровой, будет способствовать развитию рефлексивного самосознания ученика [12].
В заключении следует сказать, что развитие педагогической рефлексии у будущих учителей музыки является необходимым условием, влияющим на качественное изменение свойств и психических процессов будущих специалистов, приводящим к совершенствованию процесса отражения ими музыкально-педагогической действительности и к активизации их деятельности по самосовершенствованию [1].
Библиографический список:
1. Баженова, Н. В. Педагогические условия развития рефлексии будущего учителя музыки [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Баженова Наталья
Владимировна. - Барнаул, 2006. - 201 с.
2. Бизяева, А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия [Текст] / А. А. Бизяева. - Псков : ПГПИ им. С. М. Кирова,
2004. - 216 с.
3. Большая советская энциклопедия [Текст] : в 30 т. Т. 22 : Ремень - Сафи / гл. ред. А. М. Прохоров. - М. : Сов. энциклопедия. - 3-е изд. - 1975. - 628 с.
4. Гимпель, Л. П. Педагогическая рефлексия в структуре профессиональной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.openclass.ru.
5. Даутова, О. Б. Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития [Текст] / О. Б. Даутова, С. В. Христофоров // Инновации и образование. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - Вып. 29. - С. 309-317.
6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] : 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского язык им. В. В. Виноградова. - Изд. 4-е, доп. - М. : Аз-буковик, 1999. - 944 с.
7. Пискунова, Е. В. Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога [Текст] / Е. В. Пискунова // Вестник ТГПУ. - 2005. - Вып. 1 (45). - С. 62-66.
8. Рефлексия. Педагогическая рефлексия: лекции и практикум по психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// vashpsixolog.ru.
9. Розин, В. М. Рефлексия в структуре сознания личности [Текст] / В. М. Розин // Проблемы рефлексии. - Новосибирск : Наука, 1987. - 230 с.
10. Степанов, С. Ю. Психология рефлексии [Текст] : проблемы и исследования / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Вопросы психологии. -1985. - № 3. - С. 31-40.
11. Суворова, Н. Г. Интерактивное обучение: новые подходы [Текст] / Н. Г. Суворова // Учитель (Россия). - 2000. - № 1. - С. 25-27.
12. Юрова, Т. В. Условия развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Юрова Татьяна Валерьевна ; Забайк. гос. пед. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Чита,
2005. - 217 с.