Научная статья на тему 'Развитие открытой информационно-образовательной среды современного колледжа'

Развитие открытой информационно-образовательной среды современного колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / OPEN INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATIONAL CULTURE / MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS / DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипулин Н. И., Майдуров С. А.

В статье делается анализ теоретических источников по проблемам информатизации образовательной системы и приводятся примеры формирования информационно-образовательной среды современного колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF MODERN COLLEGE

The creation of informational educational environment is the indispensable condition of the development of modern school. It provides the educational institutions with the possibility to use the recourses which already have been created outside the particular educational institution and, at the same time, gives it the potential to be independent. But this system is effective only in case it is well organized

Текст научной работы на тему «Развитие открытой информационно-образовательной среды современного колледжа»

как взвешенное среднее от средних долей выполнения всех компонентов со значениями факторов сложности в качестве весовых множителей; далее производится нормировка на установленную оценочную шкалу (например, школьную 4-х балльную) с возможностью указания пороговой доли выполнения, соответствующей минимальной положительной отметке, как это описано в работе Б.Е. Стариченко [14, с. 58]. Помимо этого, в процессе обработки вычисляются средние по группе учащихся доли выполнения компонентов.

В результате применения описанной схемы учитель получает исчерпывающую карту усвоения учащимися текущего учебного материала. Если оказывается, что средний по группе показатель усвоения некоторого компонента ниже допустимого с его точки зрения уровня, учитель может предусмотреть корректирующие действия общего характера. Если средний по группе уровень достаточно высок, но он низок у отдельных учащихся, реализуются меры индивидуальной помощи и коррекции. Данный анализ можно назвать локальным (статическим), поскольку он связан с изучением конкретной темы или раздела, усвоение которого проверялось.

Вместе с тем, поскольку набор компонентов остается неизменным на протяжении всего изучения дисциплины, становится возможным выявление динамики изменения уровня усвоения отдельных компонентов у каждого ученика и группы в целом.

Заключение

Описанная в данной статье схема оценивания знаний по предмету позволяет, с точки зрения авторов, решить две важные для школы задачи. Во-первых, повышается объективность оценки уровня знаний, поскольку процедура получает алгоритмическую основу и результат перестает определяться только мнением и опытом учителя. Во-вторых, возрастает информативность оценки - на ее основе возможно осуществление обоснованного управления процессом обучения со стороны учителя.

Существенной представляется также инвариантность предложенного подхода относительно содержания учебной дисциплины.

В настоящее время авторами производится апробация описанной схемы в школах Свердловской области.

Библиографический список

1. Министерство образования и науки Российской федерации [Э/р]: общее образование: государственные образовательные стандарты. Р/д: http://mon.gov. ги^огк/оЬгМок/.

2. Лернер, И.Я. Критерии сложности некоторых элементов учебника // Проблемы школьного учебника. - М., 1974. - Вып.1.

3. Шамало, Т.Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении: учебное пособие. - Свердловск: Государственный педагогический институт, 1990.

4. Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий. - М.: Центр тестирования, 2002.

5. Балл, Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 1990.

6. Стариченко, Б. Е. Развитие классической теории тестов для систем компьютерного тестирования // Использование информационнокоммуникационных технологий в образовании: межвузовский сборник научных работ. - Екатеринбург: УГПУ, 2009.

7. Лепик, М. А. Факторы сложности типовых текстовых задач: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тарту, 1989.

8. Микк, Я.И. Оптимизация сложности учебного текста. - М.: Просвещение, 1981.

9. Венда, В.Ф. Многовариантность процессов решения и концепция инженерно-психологического проектирования // Инженерная психология. Теория, методология, практическое применение. - М., 1977.

10. Наймушина О.Э. Многофакторная оценка сложности учебных заданий / О.Э. Наймушина, Б.Е. Стариченко // Образование и наука: Изв. УрО РАО. - 2009.

11. Попова, И.А. Рабочая программа по физике курса старшей школы по учебнику В.А. Касьянова [Э/р]. Р/д: http://jewart.teenet.ru /fullview.php?id=2513

12. Методика шкалирования результатов ЕГЭ. Официальный информационный портал единого государственного экзамена. [Э/р]. Р/д: http://www1.ege.edu.ru/content/view/431/166

13. Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании физики в средней школе». [Э/р]. Режим доступа: http://www.edu.delfa.net/ teacherZege_2007_pismo.htm

14. Стариченко, Б. Е. Компьютерные технологии в образовании. Инструментальные системы педагогического назначения. - Екатеринбург: УГПУ, 1997.

Статья поступила в редакцию 9.12.09

УДК 377.5

Н.И. Шипулин, канд. пед. наук, председатель Совета директоров средних специальных учебных заведений Алтайского края, г. Барнаул; С.А Майдуров, председатель Бийской группы директоров средних специальных учебных заведений Алтайского края, заслуженный учитель РФ, г. Бийск, E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО КОЛЛЕДЖА

В статье делается анализ теоретических источников по проблемам информатизации образовательной системы и приводятся примеры формирования информационно-образовательной среды современного колледжа.

Ключевые слова: открытая информационно-образовательная среда, информационная культура, управление образованием, развитие образования.

Грандиозность стоящих перед образованием задач с одной стороны, и низкая эффективность традиционной системы образования с другой, заставляют ученых всего мира искать не только новые формы и методы обучения, но и пытаться определить хотя бы общие контуры новой образовательной парадигмы. Тот факт, что образование становится центральным фактором социального развития, будирует мысль о необходимости трансформации учебных учреждений «в более ответственную образовательную среду» (А. Hartwell) [1].

На Международном конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика" отмечалось, что «использование информационных технологий в образовании необходимо рассматривать не как самоцель, а как средство формирования основ образования

для XXI в» [2]. Как нам кажется, и это особенно важно в свете предпринятого нами исследования, именно формирование сетевых структур в аспекте изменения социальности приводит к тому, что происходит отход от господства вертикальной управленческой иерархии. В результате этого повсеместно происходит переход к господству горизонтальных отношений в формате сетей. В этой плоскости самопроизвольно рождаются и осуществляются новации, что порождает новый аспект управления, требующий учета самоорганизации.

Компьютерная среда становится принципиально новым ключевым инструментом формирования информационных полей в социальной среде. А.А. Веряев отмечает, что в связи с происходящими как в обществе, так и в системе образования,

интенсивными процессами информатизации и компьютеризации наблюдаются неоднозначно трактуемые явления и закономерности. Перечисляя выявившиеся в сфере образования противоречия, автор выделят несоответствие потенциальных возможностей компьютеризации образования и получаемыми в настоящее время результатами, противоречие между тенденцией индивидуализации обучения посредством использования компьютера в ущерб развития естественного языка и необходимостью формирования коллективных форм и методов работы с использованием современных информационных технологий. Становление информационной культуры невозможно без информатизации образования, а с другой стороны, и это очень существенно с точки зрения решаемой нами проблемы, низкая информационная культура является основным сдерживающим фактором информатизации образования и информатизации управления образованием [3]. Не имеет смысла количественный прирост вычислительной техники в образовательном учреждении, так же как и доступность выхода в мировую информационную сеть, если нет пользователей, обладающих информационной культурой. Показано, что в настоящее время широкое распространение, как в теории, так и в практике образования, получают два понятия: «информатизация образовательной среды» и «информационная культура участников образовательного процесса».

В процессе информатизации создается качественно новое «информационно-образовательное пространство». Основной его особенностью является то, что растущие информационные потоки обессмысливают модель учебного процесса, предполагающую накопление знаний. Появляется достаточно четкая дифференциация между собственно учебной деятельностью и деятельностью образовательной. Формирование информационно-образовательного пространства заставляет всех участников процесса переходить от модели накопления знаний к системе овладения навыками самообразования, самосовершенствования, саморазвития.

Система образования, выстроенная в соответствии с идеалами и нормами классической науки, функционирует как закрытая, что лишает ее способности к саморазвитию (С.С. Шевелева) [4]. Естественно, что новым образовательным моделям должны соответствовать новые модели управления образованием. Система открытого образования должна стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставить человеку разнообразные образовательные услуги, позволяющие учиться непрерывно, и обеспечить возможность получения современного профессионального знания. Подобная система дает возможность каждому обучаемому выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, где бы территориально он ни находился. Примечательно, что в связи с этим возникает возможность многомерного движения специалиста в образовательно-профессиональном пространстве.

Управление развитием современного колледжа должно учитывать изменения, происходящие в региональной и федеральной образовательной среде. Информационно-образовательная среда (ИОС) соединяет в себе: современные технологии, предоставляемые возможностями Интернет; методические наработки конкретных учебных заведений; интеллектуальные ресурсы независимо от места жительства. Но при этом учебное заведение имеет возможность сохранять максимальную автономию и самостоятельность, что не мешает ему использовать созданные и создаваемые в рамках различных научно-технических программ телекоммуникационные и учебно-методические ресурсы, средства поддержки пользователей и т.д., продолжая оказывать образовательные услуги практически независимо от собственной технической оснащенности (Андреев А.А., Каплан С.Л., Краснова Г.А., Лобачев С.Л., Лупанов К.Ю., Поляков А.А., Скамницкий А.А., Солдаткин В.И.) [5].

Анализ многочисленных источников показал, что становление понятия «информационно-образовательная среда» исходно опирается на понятие обучающей среды (learning environment). Образовательная среда чаще всего рассматривается как система педагогических взаимодействий и условий

формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. В данном определении особое методологическое значение приобретает понятие "возможности", которое предполагает активную роль самой личности (т.е. ее субъектную позицию) в освоении развивающих ресурсов среды, поскольку определяется в равной мере как специфическими свойствами среды, так и свойствами личности. Поэтому вполне закономерно актуальными стали поиски оснований для формирования целостной (единой) информационной образовательной среды.

Под единой информационной образовательной средой большинство авторов понимают основанную на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среду, обладающую едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением (В.И. Солдаткин). О.В. Казанская и В.И. Гужов делают важное различение, разводя между собой понятия "информационной образовательной" и "информационной обучающей среды". Авторами информационная обучающая среда рассматривается как фрагмент информационной образовательной среды, реализующей на современном уровне функции не только обучения, но и управления процессом образования и его качеством [6]. В.И. Фофанов настаивает на том, что информационная образовательная среда колледжа - «это функциональный комплекс материально-технических, организационно-управленческих, учебно-методических и экономических компонентов, позволяющих использовать современные интенсивные педагогические технологии и обеспечивающих доступность, эффективность и современное качество подготовки специалистов [7]. Иногда вместо понятия «комплекс» используется понятие «совокупность» (Л.В. Герд) [8].

В работах Н.Н. Абакумовой информационная образовательная среда рассматривается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий выход субъекта в другие интеллектуальные слои, развивающий интеллектуальный потенциал и способствующий осознанию собственной позиции, развитию субъектности [9]. С.А. Назаров считает, что информационно-образовательная среда есть ничто иное, как педагогическая система, а потому и может выступать в качестве объекта педагогического проектирования [10]. К.Г. Кречетни-ков рассматривает понятие «креативной образовательной среды», которая обеспечивает максимальную степень индивидуализации за счёт широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий [11].

На фоне проблем гуманизации и гуманитаризации образования в условиях его информатизации, некоторым диссонансом звучат проблемы, которые возникают не как ответ на запросы образовательной практики, а как реализация возможностей инженеров-информационщиков и разработчиков систем управления, которые в образовании увидели поле применение своих возможностей (Н.Д. Татару) [12]. Полагаем, что такая апробация технических возможностей будет продолжаться. Однако необходима педагогическая оценка того, насколько продуктивными окажутся «системные модели организации учебно-воспитательного процесса учебного заведения среднего профессионального образования», построенные на основе «сопряжения системных моделей, представленных множеством линейноупорядоченных по стягиванию ориентированных графов и алгоритмов поддержки принятия решений» и методов «формализации информационного пространства автоматизированной информационной системы поддержки принятия решений на основе лингвистических матриц, которые строятся на основе матриц связанности графов и сформированного логико-семантического базиса». Предстоит оценить, какую реальную практическую значимость представляют методики построения процедур принятия решений с использованием продукционных правил и нечеткой логики, методы построения информационного пространства на основе логико-семантического базиса и лингвистических матриц и т.д.

Тем не менее, информационная культура должна расти, поскольку «это область культуры, связанная с функ-

ционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности» М.Г. Вохрышева) [13]. Н.Б. Зиновьева предлагает следующее определение: информационная культура личности - это гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально значимой информации. Семенюк Э. Л. считает, что информационная культура - «это степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче и практическом использовании» [14]. «Информационная культура - ин-

формационная деятельность аксиологического характера, т.е. обусловленная ценностями культуры», - считает А.А. Гречихин [15]. По И.Г. Хангельдиевой, информационная культура - «качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности» [16]. Б.А. Семеновкер понимает под информационной культурой совокупность информационных возможностей, которые доступны специалисту в любой сфере деятельности в момент развития цивилизации [17].

В качестве основания для определения рабочего понятия информационной культуры мы воспользовались понятием, предложенным А.А. Веряевым, который определяет информационную культуру как сложное интегральное системное личностное образование. Оно включает в себя гармонически сочетающуюся совокупность общечеловеческих представлений, идей, знаний (когнитивный компонент), ценностных ориентаций, гуманистических представлений, эмоционального опыта (мотивационно-ценностный компонент), качеств личности, стилевых и мировоззренческих образований (индивидуальнотворческий компонент), универсальных способов познания, алгоритмов поведения, способов коммуникации (операционально-деятельностный компонент), ориентированных на свободное существование, развитие, самосовершенствование в исторически и технологически обусловленном информационном обществе [18].

Развитие системы среднего профессионального образования России (СПО) обусловливается двумя основными факторами. С одной стороны, это меняющиеся запросы общества, особенно заметно выраженные в период рыночных преобразований, которые требуют адаптации образовательной системы к новым социально-экономическим, культурологическим, демографическим ситуациям. С другой стороны, СПО, будучи системой, сама может рассматриваться как элемент вышестоящих образовательных систем (отечественной и мировой), обладающих внутренними тенденциями развития, которые не могут не проявляться в развитии СПО в качестве детерминирующих факторов.

Учитывая, что систему СПО образуют конкретные образовательные учреждения, мы в качестве открытой системы выбрали феномен «современного колледжа» - не только как самого массового представителя СПО России, но и как явления наиболее зависимого от региональных реалий, погруженного в конкретную образовательную среду, зачастую имеющую характер поликультурного пространства. При этом, развитие колледжа не может быть только адаптивным - он продолжает оставаться элементом мировой и отечественной образовательных систем, испытывая на себе влияние их внутренних тенденций развития.

Мы особо выделяем тенденциональный аспект не только потому, что постановка профессионального образования в колледже не может не учитывать те тенденции, которым подчиняется развитие общего среднего и высшего профессионального образования, но и в связи с тем, что, только ориентируясь на аксиологический характер тенденций (гуманизация, гуманитаризация), можно получить критерии управления развитием колледжа, рассматривая управление как особую ценностноориентированную деятельность.

Понимая колледж как открытую систему, необходимо понять, как возникают механизмы ее самоорганизации, как

управление может прогнозировать и формировать те новообразования, которые возникают в процессе развития системы и, включаясь в управление, переводят развитие в режим самоорганизации [19].

С другой стороны, развитие колледжа нельзя рассматривать изолированно от процессов, происходящих в системе регионального общего и высшего образования. Инновационная деятельность глубоко проникла в первое, в некоторой степени охватило второе, при этом колледж пока выпадает из общего пространства образовательных инноваций, оставаясь инновационным учебным заведением в принципе. Вместе с развитием колледжа как открытой системы, происходит усложнение его системной организации, что делает более сложной и систему управления его развитием, за счет требования учета новых факторов, включающихся в него [20]. Известен достаточно широкий круг исследований, в которых с разных позиций рассматриваются проблемы управления инновационными процессами развития школы (А.Г. Гостев, А.Е. Капто, И.Р. Лазаренко, В.С. Лазарев, А.В. Лоренсов, А.М. Моисеев, О.М. Моисеева, М.М. Поташник, Г.Н. Прозументова, П.И. Третьяков, И.К. Шалаев, Т.И. Шамова, О.Г. Хомерики и др). Управление колледжем как открытой образовательной системой практически не изучено. Нельзя упускать из виду, что основные понятия, которыми мы пользуемся (такие как «образование», «качество образования», «образовательная среда колледжа (вуза, региона)»,

«управление образованием», «развитие образования» и т.д.), постепенно меняют свои содержательные характеристики. Они сформировались и закрепились в эпоху Просвещения и грозят перейти в новую эпоху, в которой рефреном для понятия «образование» становится нечто другое.

Таким образом, проблема качества педагогического образования оказывается целиком и полностью завязанной на проблему проектирования образовательной среды колледжа, предполагающую не просто его открытость, но и управленческие усилия, которые необходимо приложить для его открытия, в том числе и в региональную образовательную среду [21].

Сегодня стало понятным, что управлять развитием колледжа в условиях информатизации образовательной среды и управлять развитием колледжа через процесс проектирования информационно-образовательной среды - это разные вещи. Дело заключается не в проблеме «компьютеризация любой ценой», а в том, как понять проектирование информационнообразовательной среды колледжа в качестве важнейшего элемента управления его развитием. В этом случае и сама информатизация начинает пониматься как важнейший фактор, обусловливающий прирост открытости образовательного пространства, который и обеспечивает необходимую дельту прироста человеческого в человеке как составной части этого пространства.

Это обусловливает необходимость разработки новых концептуальных установок на развитие образовательного пространства колледжа, которые позволили бы использовать его информатизацию в качестве средства, придающего образованию более открытый, развивающий и, что особенно важно, гуманитарный характер. Именно поэтому приобретает актуальность проблема управления развитием среднего специального учебного заведения в условиях информатизации образовательной среды. Для нас эта проблема необходимым образом превратилась в проблему проектирования информационнообразовательной среды колледжа.

Мы исходили из предположения, что совершенствование образовательного процесса в ССУЗе должно идти не за счет простого включения информационных технологий в практику управления или такого же упрощенного введения их в качестве современных дидактических средств. В ходе осуществления управленческих проектов должна происходить самоорганизация учащихся, педагогов и администрации ССУЗа в творческий коллектив, способный порождать развивающую (и развивающуюся) информационно-образовательную среду. Отсюда вытекает, что информационные изменения должны затрагивать саму сердцевину учебно-методического ком-

плекса учебного заведения среднего профессионального образования, учитывая при этом как дополнительные педагогические ресурсы информационных технологий в различных организационных формах обучения, так и повышении информационной культуры субъектов образовательного процесса.

В связи с этим одним из актуальных направлений информатизации образовательной среды является формирование информационной культуры педагога, которая теперь составляет одну из важнейших сторон его профессиональной компетентности. Суть процесса формирования информационной культуры педагога заключается в актуализации у него информационных потребностей, умений, навыков и способностей работать с информационными потоками на основе информационных технологий, а также в стимулировании научно-методической, научно-исследовательской, проектной деятельности.

Поэтому, с одной стороны, необходимо было учесть дальнейшее совершенствование механизмов управления системой образования в колледже (на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, развития коммуникационных сетей), а, с другой стороны, разработку методологии и стратегии отбора содержания образования, которое соответствовало бы задачам развития личности обучаемого.

В процессе формирования и развития единой информационно-образовательной среды в ссузах г. Барнаула и г. Бий-ска создана корпоративные сети, где они с помощью оптоволоконной магистрали связаны в единое информационно-телекоммуникационное пространство.

Имеется общий корпоративный сервер, где накапливается база электронных образовательных ресурсов. 5 октября 2009 года в рамках межссузовской сети на базе БГПК проводилась видеоконференция «Россия, твои педагоги болели всегда за тебя...», посвященная Дню учителю. Праздничную программу транслировали через IP-камеру и представители 3 городских колледжей (АПЭК, БТЭК, БСК) принимали трансляцию средствами браузера. В завершении директора колледжей давали ответное слово через программу Polycom.

В колледже создаются цифровые образовательные ресурсы (далее - ЦОР) силами педагогов и студентов, что позволяет формировать единый банк данных ЦОР колледжа. Преимущественно база ЦОР колледжа включает в себя обучающие презентации и сайты, которые размещены в локальной сети колледжа.

За последние два года в педагогическом колледже были созданы электронные учебные пособия «Мир живописи» по немецкому языку для студентов специальности «Изобразительное искусство и черчение», «Аудирование» по немецкому языку для студентов специальности «Иностранный язык», «Состав персонального компьютера» по дисциплине «Информатика», «Методика физического воспитания для детей дошкольного возраста» по методике физического воспитания в дошкольных учреждениях для студентов колледжа.

Педагоги колледжа активно используют интернет сервисы в профессиональной деятельности: электронная почта, поисковая система WWW, видеоконференцсвязь.

С 2008 года колледж стал официальным членом Ассо-

Библиографический список

циации «Сибирский открытый университет». Сотрудничество с ИДО ТГУ открывает новые возможности - дистанционное обучение студентов и школьников (профориентационная работа), а так же совместные инновационные проекты в области образования.

Для воспитательной работы в колледже силами студентов специальности «Информатика» создаются видеофильмы по актуальным проблемам молодежи: «Против наркотиков», «За здоровый образ жизни» и т.д. Цифровой материал размещается в локальной сети колледжа. Более актуальные видеоролики передаются в студенческую видеостудию Барнаульского торгово-экономического колледжа для монтажа совместных межссузовских новостей в рамках корпоративной сети (АПЭК, БГПК, БТЭК, БСК).

Для квалифицированной подготовки студентов специальности «Информатика» с сентября 2009 года введены факультативы «Основы ЭВМ», «Логические основы ЭВМ», «Информационные системы СУБД Access», «Частные вопросы методики обучения информатике», «Компьютерная графика, дизайн и анимация», «Объектно-ориентированное программирование ЯПВУ Delphi», «Технология обучения будущего Intel». Данные факультативы позволяют расширить кругозор и навыки работы студентов с информационно-коммуникационными технологиями, использованием ИКТ в образовательной деятельности, с современными средствами информатизации образования: интерактивный комплекс, графический планшет, Lego-робот. На отделении дошкольного образования с 2009-2010 учебного года ведется дополнительная подготовка студентов в области использования ИКТ в дошкольных учреждениях. Данные направления работы позволяют готовить будущих учителей для Новой школы в современных социально-экономических условиях.

Таким образом, информационно-образовательная среда колледжа может рассматриваться как открытая среда, потому как сам колледж является открытой образовательной системой. С этой точки зрения, информационно-образовательная среда колледжа представляет собой общесистемное образование, в котором органично сливаются, интегрируются внутренние потребности колледжа в устойчивом существовании и имеющиеся во внешней среде возможности обеспечить эту устойчивость. Устойчивое существование колледжа возможно только в том случае, если он, будучи открытой системой, способен вычерпывать из внешней среды (инфраструктуры) то, что необходимо ему для обеспечения собственной устойчивости, преобразуя (закономерно усложняя) свою внутреннюю инфраструктуру. В качестве таковой и выступает информационно-образовательная среда колледжа. Следовательно, проектирование информационно-образовательной среды колледжа есть на самом деле проектирование нового, более сложного состояния системы, учитывающего как динамику социальных запросов, обращенных к ней, так и ассимиляцию из окружающей среды тех ресурсов (информационных, в том числе), которые могут обеспечить саморазвитие колледжа как главное условие его устойчивости. Управление колледжем, как открытой системой, предполагает координацию самоорганизации и организации, что и должно быть учтено при проектировании информационно-образовательной среды современного колледжа.

1. Hartwell, A. Scientific Ideas and Education in the 21st Century // Electronic newsletter, 1995.

2. II Международный конгресс ЮНЕСКО "Образование и информатика". - Москва, 1996.

3. Веряев, А.А. Семиотический подход к образованию в информационном обществе. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000.

4. Шевелева, С.С. К становлению синергетической модели образования. "Общественные науки и современность", 1997. - №1; Открытость и самоорганизация в реформе высшей школы / К. Соловьенко, Е. Пугачева // Alma mater, 1998 - №5.

5. Основы открытого образования / А.А. Андреев, С.Л. Каплан, Г.А. Краснова [и др.]; отв. ред. В.И. Солдаткин. - М.: НИИЦ РАО, 2002. - Т.1.

Р/д: www.openet.ru; электронная библиотека ВП РГИОО.

6. Казанская, О.В. Формирование информационной образовательной среды технического университета / О.В. Казанская, В.И Гужов // Универ-ситетсткое управление. - 2003. - № 4 (27).

7. Фофанов В.И. Модернизация образовательного процесса колледжа на основе информационой образовательной среды Приложение к журналу "СПО", 2005. - №2,

8. Герд, Л.В. Развитие информационной образовательной среды (на примере гимназии N 140 г. Омска) http://community.livejournal.com /mir km/2688.html

9. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психолого-дидактический подход). - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003.

10. Назаров, С. А. Проектирование как технология построения информационно-образовательной среды технического вуза // Аспирант и соискатель, 2006. - № 4.

11. Кречетников, К. Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе: монография. - М.: Госкоорцентр, 2002.

12. Татару, Н.Д. Пути совершенствования профессионального образования на основе информационных технологий (средние специальные учебные заведения): дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2001.

13. Вохрышева, М.Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: сб. статей. - М.; Магнитогорск, 1977. - Вып. 6.

14. Семенюк, Э.Л. Информационная культура общества и прогрессинформатики // Научно-техническая информация. - 1994. - №7. - Сер.1.

15. Гречихин, А.А. Информационная культура: Опыт типологического определения // Проблемы информационной культуры: сб. ст. / под. ред.

Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. - М., 1994.

16. Хангельдиева, И.Г. О понятии "информационная культура" // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Между-нар. науч. конф. - Краснодар - Новороссийск, 23-25 сент. 1993 г.: Тез. докл. - Краснодар 1993.

17. Семеновкер, Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков // Библиогр. - 1994. - №1.

18. Веряев, А. А. Семиотический подход к образованию в информационном обществе. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000.

19. Шипулин, Н.И. Формирование информационно-образовательной среды учебного заведения на основе проектной культуры / Н.И. Шипу-лин, С.А. Майдуров // Сибирский педагогический журнал. - 2008.

20. Шипулин, Н.И. Методологические подходы к проектированию развития колледжа в открытой образовательной среде: сборник материалов региональной научно-практической конференции. - Барнаул, 2006.

21. Шипулин, Н. И. О концепции формирования современной модели НПО и СПО Алтайского края: сборник научных статей, - Саратов: ИЦ «Наука», 2009.

УДК 74.58

А. С. Долгов, аспирант СНИ Новосибирского государственного университета экономики и управления, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Целью данной статьи является рассмотрение технологий социальной мобилизации в повышении качества профессионального образования студентов юридических специальностей. Автор отмечает, что существующие теория и практика подготовки юристов в условиях современных реалий российского общества мало эффективны и назрела необходимость в выработке новых подходов к этой проблеме. В статье анализируется возможность использование мобилизационных технологий в образовательном процессе в качестве способа формирования профессиональных качеств обучаемых.

Ключевые слова: социальная мобилизация, социальные технологи, мобилизационные технологии, качество профессионального образования студентов юридических специальностей.

В условиях системного мирового кризиса судьба современных государств находится в прямой зависимости от развития «экономики знаний» - сферы образования и науки. В условиях заявленного Д.А. Медведевым курса на изменение модели и развития инновационной экономики роль высокой профессиональной культуры многократно возрастает. Такой подход соответствует общемировым тенденциям. Действительно, в развитых странах 25% трудовых ресурсов сегодня занято в сфере науки и высоких технологий. В США 8% населения создают свыше 20% валового внутреннего продукта (ВВП), а страна расходует на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) около 40% от общемировых затрат. В конце XX века американский валовой национальный продукт (ВНП) почти на 45% создавался в научных исследованиях, сфере образования, здравоохранении и производстве программного обеспечения [1, с. 14-36].

Россия сейчас находится на этапе перехода от постиндустриального общества к обществу, основанному на знаниях. Это подтверждается следующими показателями: сейчас у России по данным переписи населения 2002 г. 20,6% экономически активного населения имеют высшее образование, в США -31%, в развитых европейских странах - примерно 22%. Но прогнозы таковы: в обществе, основанном на знаниях, потребность в имеющих высшее образование достигнет примерно 60%. Это означает, что многие рабочие должности тоже потребуют высшего образования. Сейчас это явление уже наблюдается, например, в Японии, США и других промышленно развитых странах. В силу сказанного, курс руководства Министерства образования и науки РФ на сокращение числа лиц, получающих высшее образование не вполне понятен.

Необходимо учитывать также ведущую роль получения высшего образования, как фактора «успешности» личности в современном обществе. Как показано в работе Б. Джонстоуна и П. Шрофф-Мета, в настоящее время образование является основным двигателем государственного экономического рос-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

та и гарантией возможностей и благосостояния отдельной личности [2].

Во всем мире в последние десятилетия наблюдается увеличение спроса на высшее образование. Для развивающихся стран и для их граждан - это шанс выбраться из нищеты. Однако, рост спроса на высшее образование наблюдается и в развитых странах, где вовлеченность в него и так уже массовая или почти полная, так как теперь «средний» студент потребляет все больший объем высшего образования в течение своей жизни. Если рассмотреть число циклов смены технологий за сто лет, то приходим к следующему. Раньше, в позднем средневековье, в XV[I-XV[II веках технологии менялись примерно раз в сто лет. Ян Амос Коменский, великий просветитель XVII века, даже сделал попытку написать энциклопедию научных знаний. Но попытка эта не удалась, потому что уже при жизни Коменского знания начали так разрастаться, что он не смог их все включить в свою энциклопедию. Дальше цикл смены знаний/технологий сократился до 50-ти дет, потом до 20-ти.

В настоящее время цикл обновления знаний - примерно 3-5 лет. Это означает, что те знания, которые выпускник получил на первом курсе, к выпуску уже устаревают. Проблема старения знаний влияет на качество профессиональной культуры юристов. В течение 5-7 лет кардинально меняется законодательство, усложняется документооборот, меняются приемы профессиональной деятельности. Парадигмы юридической деятельности за последние 19 лет менялись трижды. Нарастание потока инноваций в нашей цивилизации приводит к необходимости непрерывного образования. ЮНЕСКО сформулировало это так - «от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь».

В соответствии с этим принципом необходимо охватить непрерывным образованием как можно большую часть экономически активного населения.

Например, для России по данным Федеральной службы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.