Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 143-148. УДК 321
DOI 10.25513/2312-1300.2018.1.143-148
О. В. Волох
РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ОБЩЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ КРУПНЫХ МЕГАПОЛИСОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 2000-х гг.
Рассматриваются проблемы формирования органов общественного самоуправления на территории крупного города. В качестве объектов исследования анализируется деятельность органов общественной самодеятельности в областных центрах Западной Сибири.
Ключевые слова: местное самоуправление; мегаполис; общественное самоуправление; собрание граждан; публичные слушания.
O. V. Volokh
THE DEVELOPMENT OF PUBLIC SELF-ACTIVITY BODIES IN THE WEST SIBERIA MEGAPOLISES AREA IN THE FIRST PART OF THE 2000s
The problems of the territorial public self-government bodies formation in the large city area are considered in this research. The work of the public self-activity bodies in the West Siberia administrative centres is analysed as the object of the research.
Keywords: local self-government; megapolis; public administration; moot; public hearing.
На протяжении 1990-х гг. в большинстве крупных городов Западной Сибири наблюдалась неэффективная хозяйственная деятельность, сопровождавшаяся консервацией нерациональной структуры хозяйства, на общем фоне падения уровня жизни населения, низкой деловой активности. Органы местного самоуправления в вопросах руководства ориентировались на решение оперативных задач, строили свою деятельность на принципах антикризисного управления. Результаты социологического исследования, проведённого ВЦИОМ в 2001-2002 гг., свидетельствуют о том, что более 46 % опрошенных признали неэффективность действий муниципальной власти [1].
Даже в таком сравнительно благополучном мегаполисе, как Новосибирск, в начале 2000-х гг. были зафиксированы протестные движения, стимулировавшие гражданскую активность населения, вовлекавшие в поли-
© Волох О. В., 2018
тический процесс большие массы людей. Следствием указанных выступлений стала незначительная активизация такой формы взаимодействия населения и местных властей, как советы общественности микрорайона. Например, в Барнауле советы микрорайонов начали создаваться в начале 1990-х гг. в порядке эксперимента. К началу 2000-х гг. в городе функционирует уже 34 совета микрорайонов, каждый из которых обладает правами юридического лица [2].
Но в целом для большинства крупных городов Западной Сибири последствия социальной активности породили политический кризис местной властной элиты и снижение доверия населения к власти. Дополнительным фактором, обусловившим рост кризисных настроений в обществе, стал неудачный опыт организации и работы органов общественной самодеятельности в мегаполисах Западной Сибири: Новосибирске, Омске,
Томске, Кемерове - на рубеже конца 1990-х гг. Его следствием стала апатия общества к инициативам власти и неготовность самостоятельной самоорганизации в условиях отсутствия гражданской активности и ресурсной обеспеченности.
Разрешить указанные противоречия становилось возможным только при условии изменения общегосударственной стратегии в отношении такой формы непосредственного осуществления населением местной власти, как территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС). Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131, в соответствии с которым было начато осуществление муниципальной реформы, был призван решить ряд вопросов, связанных с взаимодействием органов местного самоуправления и гражданского общества [3].
Социальное значение территориального общественного самоуправления, по мнению законодателя, определялось его функциональными, организационными, управленческими, правовыми особенностями, уровнем интегрированности с системой институтов местной власти и управления [4, с. 109]. Поэтому основным направлением деятельности органов ТОС должно было стать решение социально значимых для населения вопросов.
Несмотря на отсутствие обязанности органов местного самоуправления создавать органы общественной самодеятельности, органы ТОС первые годы реализации нового федерального закона в 2003 г. обнаружили обратную тенденцию - пропорциональное увеличение численности данных организаций и рост политической инициативы органов местной власти в данном вопросе. Так, если на протяжении первой половины 1990-х гг. на территории Омска действовало только 2 комитета ТОС, к 2002 г. их количество достигло 71. В начале 2000-х гг. на территориях всех административных округов города комитетами территориального общественного самоуправления были созданы окружные фонды объединения и развития ТОС в статусе некоммерческих организаций. После 2003 г. в городе отмечается тенденция расширения форм территориального общественного самоуправления, среди которых
можно отметить фонды развития, комитеты территориального общественного самоуправления, ревизионные комиссии территориального общественного самоуправления, квартальные комитеты, старшие по домам и подъездам [5]. Но подобное разнообразие не становится свидетельством высокого уровня гражданской активности населения Омска, а скорее позволяет сделать вывод об использовании городской администрацией значительного административного ресурса по отношению к гражданам и общественным организациям.
В Томске на протяжении 1990-х гг. также были созданы и действовали советы общественности районов. На собраниях и заседаниях советов обсуждались наиболее актуальные вопросы взаимодействия общественности с районными службами, отделами администраций по различным направлениям деятельности. Кроме того, особое значение с начала 2004 г. приобретают советы многоквартирных домов, которые организовывались в рамках продолжения реформирования местного самоуправления и повышения эффективности управления муниципальными территориями. Советы многоквартирных домов принимали участие в обсуждении проблем конкретного дома, двора, выступали экспертами при выполнении капитального ремонта дома, дворовых построек и конструкций, внутриквартальных проездов. Ключевая роль в создании советов многоквартирных домов принадлежала районным администрациям, которые оказывали инициаторам посильную методическую и правовую помощь [6, л. 30].
Определяющим фактором развития территориального общественного самоуправления в Томске явилась его прямая зависимость от активной позиции местной администрации. Так, на территории одного района Томска - Кировского в 2006 г. действовали: советы микрорайонов - 9 (Фонд общественного образования и развития мкр. Степанов-ка, ТОС «Песчаное озеро», ТОС «Ново-Советское», ТОС «Совет мкр. "Юбилейный"» в с. Тимирязевском, ТОС «Поселковый Совет пос. Залесье», НП «Совет по ТОС Кировского района г. Томска», ТОС «Совет пос. Апрель», ТОС «Совет д. Эушта», ТОС пос. Тояновского; советы кварталов - 4
(ТОС квартала «Студенческий», ООС квартала «Преображенский», ТОС «Космический», ТОС «Совет домов Герцена, 15 - Гоголя, 61»); домовые комитеты - 139; старшие по подъезду - 59 [7, л. 3]. При этом администрация района практически полностью координировала и направляла работу перечисленных комитетов через районные советы общественности, работа которых осуществлялась на общественных началах.
Организационно-экономическая зависимость органов ТОС от районных и городских администраций порождала противоречия между официальным их статусом и реальными возможностями осуществления их полномочий. Например, принятие 13 июня 2001 г. Закона Новосибирской области «О территориальном общественном самоуправлении в Новосибирской области» придало сложившейся системе органов ТОС законченный характер. С выходом этого закона ТОС Новосибирска получили правовую базу для своей деятельности. Определены их полномочия, права и ответственность. Оказался решён вопрос об организации хозяйственной деятельности советов микрорайонов. В частности, совет может работать и без государственной регистрации и образования юридического лица. В этом случае совет регистрируется в администрации района, а для ведения хозяйственной деятельности может открывать субсчёт в этой администрации или приобретать статус юридического лица, зарегистрировав устав в управлении юстиции.
Муниципалитетам передавалось право координировать деятельность советов, оказывать им организационную и методическую помощь. Администрации районов были призваны создавать необходимые условия для становления и развития советов, содействовать в предоставлении им на льготных условиях помещений, оргтехники, телефонной связи, изучать и учитывать мнения жителей микрорайонов. Советы микрорайонов должны были заняться насущными проблемами населения: организацией общественных работ, связанных с сохранностью жилищного фонда, благоустройством и озеленением территорий, улучшением санитарного состояния дворов, обустройством детских площадок [8].
Увеличение численности органов ТОС в Новосибирске на протяжении 2001-2005 гг.
свидетельствует о наличии обоюдного интереса и потребностей создания развитой сети органов ТОС со стороны как местного сообщества, так и органов местного самоуправления. К лету 2005 г. в городе действовало около 95 советов ТОС, в которых состояло более 16 000 активистов.
По мнению специалистов и представителей общественности, с появлением ТОС и благодаря крепнущему взаимодействию между ними и администрациями районов районными службами быстрее и эффективнее стали решаться многие текущие вопросы, конкретные проблемы территорий. Начало этому было положено Распоряжением мэра Новосибирска «О встречах актива общественных организаций, территориального общественного самоуправления с работниками учреждений города».
Этот документ позволил мэрии сформировать и в дальнейшем совершенствовать механизм выстраивания отношений с органами ТОС и включения их в партнёрские отношения с властью по решению проблем жизнедеятельности территорий [9, с. 137]. Увеличение численности органов ТОС в Новосибирске приводит к расширению сотрудничества между ними и органами местного самоуправления, которое стало одной из черт организационной структуры ТОС. Так, в рамках комплексных планов по инициативе ТОС «Больничный городок», «Кирово», «НЗК» в Советском районе организованы и проведены конкурсы на лучший балкон, двор, дом, подъезд, цветник; в Кировском районе по инициативе ТОС внесены предложения по ремонту внутриквартальных дорог, освещению улиц и благоустройству придомовых территорий. В Дзержинском районе активисты ТОС «Волочаевский» обратились к мэру города с предложением построить на территории поликлинику и получили от него поддержку [10, с. 32].
В организационном отношении участие населения в реализации планов социально-экономического развития районов и Новосибирска на протяжении первой половины 2000-х гг. стало примером передачи отдельных властных полномочий органам ТОС. Это же относится и к разработке городских целевых программ: «Благоустройство квартальных территорий», «Ветхое жильё», «Модер-
низация лифтового хозяйства» и др. Население не только участвовало в обсуждении таких программ, но вместе с органами власти принимало управленческие решения [11].
Для расширения сферы приложения инициатив органов ТОС в 2004 г. был создан консультативный совет по ТОС Новосибирска. Его целью стало последовательное реформирование системы ТОС в направлении использования различных форм сотрудничества как с населением, так и с органами местного самоуправления [12].
Таким образом, отличительной особенностью процесса реформирования системы ТОС на территории крупных городов Западной Сибири стало расширение форм и способов сотрудничества органов ТОС с органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и организациями, населением. Рост численности данных органов свидетельствовал о наличии как прямой, так и косвенной поддержки со стороны органов власти. Для большинства территорий Западной Сибири первой половины 2000-х приобретает особое значение принятие целевых программ поддержки ТОС, выделение муниципальных грантов и т. д.
Достаточно показателен процесс реформирования ТОС в Кемерове, поскольку он был непосредственно связан с принятием муниципальных актов органами местного самоуправления. Новый этап в развитии ТОС как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления в Кемерове начался с принятия Постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26 февраля 2006 г. № 313 «О территориальном общественном самоуправлении в городе Кемерово» [13]. Свидетельством этого стала динамика численности ТОС: за 20042008 гг. их количество увеличилось (2004 г. -346, 2008 г. - 7 260), выросло количество активистов ТОС (2004 г. - 1 900 человек, 2008 г. - 13 130 человек) [14]. Основной формой участия органов ТОС в решении местных вопросов становятся: участие в районных и городских конкурсах по благоустройству и озеленению территорий проживания, субботниках и общественных акциях.
Для Кемерова участие комитетов ТОС в муниципальных грантах становится реальностью только с 2008 г., когда по инициативе
Главы города В. В. Михайлова был проведён муниципальный грантовый конкурс социально значимых проектов комитетов ТОС. Грант рассматривался как механизм поддержки общественных инициатив органов ТОС.
Основные направления реформирования ТОС в крупных мегаполисах Западной Сибири в первой половине 2000-х гг. соответствовали общероссийским тенденциям.
ТОС как форма самодеятельности граждан по месту жительства в новейший период истории должна была стать основной формой участия населения в местном самоуправлении. Организационные условия деятельности ТОС в городах Западной Сибири на протяжении первой половины 2000-х гг. свидетельствуют о следующих тенденциях его реформирования.
Во-первых, расширение круга задач, стоящих перед органами ТОС, и таких форм их осуществления, как улучшение социально-культурной среды, участие населения в обеспечении чистоты и порядка, содействие в профилактике правонарушений и поддержании общественного порядка и безопасности на придомовых территориях.
Во-вторых, использование различных форм работы ТОС, получивших формально-правовое закрепление в муниципальных правовых актах (правотворческие инициативы, публичные слушания, сходы и собрания граждан).
В-третьих, закрепление в федеральном законодательстве единой модели функционирования ТОС привело к свёртыванию иных механизмов самоорганизации (фонды развития, ревизионные комиссии граждан, конференции жителей).
В-четвёртых, изменилось восприятия ТОС со стороны органов местного самоуправления и населения. Если для первых органы ТОС были посредниками между местной властью и населением, то для граждан это формализованные механизмы, финансируемые из местного бюджета и лишённые самостоятельности.
В-пятых, распространение социальных практик общественной активности по месту жительства: проведение субботников, собраний по месту жительства, участие населения в благоустройстве, организации досуга по месту жительства. Подобная форма социаль-
ной активности населения не доминировала, но составляла неотъемлемую часть деятельности ТОС в крупных городах Западной Сибири.
В-шестых, количественный рост численности органов ТОС на протяжении 2000-х гг., обусловленный наличием организационно-правовых механизмов контроля за их созданием и деятельностью.
Указанные особенности реформирования ТОС в городах Западной Сибири свидетельствуют о последовательной универсализации подхода законодателя к реализуемой модели местного самоуправления и игнорировании особенностей природно-географиче-ского, социально-экономического развития этих территорий. Однако Западно-Сибирский регион оказался одной из территорий, где удалось сохранить определённые элементы предшествующих форм общественной самодеятельности (речь в первую очередь идёт о Новосибирске), но их влияние приобрело ограниченный характер, не позволяя кардинально изменить систему взаимоотношений ни с органами местной власти, ни с гражданским обществом. Данная тенденция просматривается в последующий отрезок времени и характеризуется периодом «затухания» гражданской активности в крупных мегаполисах Западной Сибири.
ЛИТЕРАТУРА
1. База социологических данных ВЦИОМ. - ЫЯЬ: http://wciom.ru/database/ (дата обращения: 08.10.2017).
2. Зеленцов В. В. Развитие территориального общественного самоуправления в Барнауле в 1990-е гг. // Актуальные вопросы истории Сибири. - Барнаул, 2007. - Ч. 2. - С. 113117.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации :
Информация о статье
Дата поступления 8 ноября 2017 г.
Дата принятия в печать 1 февраля 2018 г.
Сведения об авторе
Волох Олег Владимирович - д-р полит. наук, профессор Омского государственного педагогического университета (Омск, Россия)
федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 6 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. -Ст. 3822.
4. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, пути совершенствования. Итоговый доклад. - М. : Экон-Информ, 2009. - 524 с.
5. Киселёва А. М. Развитие территориального общественного самоуправления в крупном городе // Социологические исследования. -2008. - № 10. - C. 73-80.
6. Государственный архив Томской области Ф. Р-829. Оп. 1. Ед. хр. 134.
7. Там же. Ф. Р-430. Оп. 1. Ед. хр. 694.
8. ТОС 5 лет - время делиться опытом // Академия новостей . - 2005. - № 65.
9. Проблемы местного самоуправления в городах глазами их мэров. Результаты экспертного опроса глав муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока, 2001 год. - Новосибирск : АСДГ, 2001.
10. Савранская О. Л. Актуальные вопросы правового регулирования территориального общественного самоуправления. - Новосибирск : Институт неправительственного сектора, 2002. - 198 с.
11. Будущее новосибирских ТОСов - за молодыми активистами // Официальный сайт города Новосибирска. - URL: http://www.novo-sibirsk.ru /media/news/25673.html (дата обращения: 08.10.2017).
12. Развиваем территориальное общественное самоуправление (ТОС) // Деловой Новосибирск. - 2000. - 30 окт. (№ 041).
13. О положении «О территориальном общественном самоуправлении в городе Кемерово» : утв. Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26 февраля 2006 г. № 313 // Кемеровский городской Совет народных депутатов. - URL: http:// kemgorsovet.ru/pravovyie-aktyi/mestnoe-samo-upravlenie/postanovlenie-313-o-polozhenii-o-territorialnom-obshhestvennom-samoupravlenii-v-gorode-kemerovo.html (дата обращения: 08.10.2017).
14. Информация о КТОС района // Кемерово : официальный сайт Администрации города. -URL: http://www.kemerovo.ru/tos.html (дата обращения: 08.10.2017).
Article info
Received
November 8, 2017
Accepted February 1, 2018
About the author
Volokh Oleg Vladimirovich - Doctor of Political sciences, Professor of the Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia)
Адрес для корреспонденции: 644099, Россия, Омск, ул. Партизанская, 4а, каб. 321 E-mail: voloh.corpar@mail.ru
Для цитирования
Волох О. В. Развитие органов общественной самодеятельности на территории крупных мегаполисов Западной Сибири в первой половине 2000-х гг. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 143-148. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.1. 143-148.
Postal address: kab. 321, 4а, Partizanskaya ul., Omsk, 644099, Russia E-mail: voloh.corpar@mail.ru
For citations
Volokh O. V. The Development of Public Self-Activity Bodies in the West Siberia Megapolises Area in the First Part of the 2000s. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 1 (17), pp. 143-148. DOI: 10.25513/ 2312-1300.2018.1.143-148 (in Russian).