Научная статья. Политические науки УДК 32.019.5
https://doi.org/10.31696/2227-5568-2024-02-042-049
РАЗВИТИЕ
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В ТУРЦИИ В 2023 г.
Амур Гаджибабаевич Гаджиев
Институт востоковедения РАН, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9870-3171
Аннотация. 2023 г. стал юбилейным для Турецкой Республики, государству исполнилось 100 лет. На протяжении последних двух десятилетий страной неизменно правит Партия справедливости и развития (ПСР), которую возглавляет нынешний президент республики Реджеп Тайип Эрдоган. За период пребывания ПСР у власти в стране были проведены многочисленные реформы. В мае 2023 г. в Турции состоялись очередные президентские и парламентские выборы. Реджеп Тайип Эрдоган и возглавляемая им политическая коалиция «Народный альянс» снова одержали победу. Одним из важнейших политических итогов майских выборов стал фактический раскол оппозиции.
Ключевые слова: Турция, Эрдоган, Партия справедливости и развития, безопасность Для цитирования: Гаджиев А. Г. Развитие общественно-политической обстановки в Турции в 2023 г. Восточная аналитика. 2024;14(2):42-49. https://doi.org/10.31696/2227-5568-2024-02-42-49
Original article. Politics studies
DEVELOPMENT OF THE SOCIO-POLITICAL SITUATION IN TURKEY IN 2023
Amur Gadzhiev
Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9870-3171
Abstract. 2023 became an anniversary year for the Republic of TGrkiye; the state turned 100 years old. Over the past two decades, the country has been consistently ruled by the Justice and Development Party (AKP), headed by the current president of the republic, Recep Tayyip Erdogan. During the period the AKP was in power, numerous reforms were carried out in the country. In May 2023, the next presidential and parliamentary elections were held in Turkey. Recep Tayyip Erdogan and the political coalition he leads, the People's Alliance, have won again. One of the most important political results of the May elections was the actual split of the opposition.
Keywords: TGrkiye, Erdogan, Justice and Development Party, security
For citation: Gadzhiev A.G. Development of the Socio-political Situation in Turkey in 2023.
Eastern Analytics. 2024;14(2):42-49. (In Russ.) https://doi.org/10.31696/2227-5568-2024-
02-42-49
licci © © wor'<'s licensed under a Creative Commons
Attribution-ShareAlike 4.0 International (CC BY-SA4.0).
©GadzhievA.G.,2024 © Eastern Analytics, 2024
ПОЛИТИКА
Гаджиев А. Г. Развитие общественно-политической обстановки в Турции в 2023 г. 43
Восточная аналитика. 2024;14(3):42-49
Придя к власти в 2002 г. под лозунгом «все для Турции», Партия справедливости и развития (ПСР) в качестве своей главной цели провозгласила построение современного демократического государства и интеграцию страны с Европейским союзом. Для лидеров ПСР (которую многие политологи охарактеризовали как «происламскую», «умеренно-исламскую» и т. д.) было важно на первых порах своего пребывания у власти продемонстрировать совместимость ислама с демократией и светскостью [Сулейманов, 2013]. Примечательно, что именно на этот период пришелся наиболее значительный прорыв в отношениях Турции и ЕС. В результате в 2004 г. Еврокомиссия рекомендовала начать переговоры о приеме республики в состав Евросоюза в качестве полноправного члена [Внешняя политика Турции ..., 2023].
После победы на очередных парламентских выборах в 2007 г. ПСР перешла к стадии кардинальных преобразований в системе государственного управления. Ревизии были подвергнуты практически все основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ключевых структур государственного аппарата Турецкой Республики. Кроме того, были внесены важные поправки в основной закон страны. После успешно проведенных двух конституционных референдумов (в 2007 г. и 2010 г.) ПСР в 2010 г. выдвинула концепт «новой Турции». Рубежным этапом развития провозглашался 2023 г., к которому страна должна была подойти, демонстрируя региональное превосходство по целому ряду параметров [Ульченко, 2012]. Лидеры ПСР поставили перед собой амбициозные задачи - превратить Турцию сначала в «силу, влияющую на характер международного развития», затем - во «влиятельного глобального игрока» [Евсеев, Пивоваренко, Гаджиев, 2021].
В 2018 г. лидерами ПСР был введен в политический дискурс термин «сильная Турция». Предполагалось, что во внутренней политике страна должна опираться на «сильное правительство», а в реализации внешнеполитического курса следует сочетать инструменты «мягкой» и «жесткой» силы, таким образом формируя так называемую «ось Турции» на базе качественно новой интерпретации внешнеполитической много-векторности. Такой подход предполагал не «смещение оси» с Запада на Восток, а укрепление сотрудничества с различными игроками и объединениями в интересах Анкары как одного из новых центров силы многополярного мира.
Основные тезисы концепции «ось Турции» легли в основу видения «Столетие Турции», которое было провозглашено в предвыборной программе ПСР в 2023 г.
|(сс) © © I контент доступен подлицензией Creative Commons «Attribution-l^^ej^EeShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.
©Гаджиев А. Г.,2024 © Восточная аналитика, 2024
Текущая общественно-политическая обстановка в стране
В мае 2023 г. в Турции состоялись очередные президентские и парламентские выборы. Реджеп Тайип Эрдоган и возглавляемая им политическая коалиция «Народный альянс», в которую вошли ПСР, Партия националистического движения (ПНД), Партия великого единства (ПВЕ) и Новая партия благоденствия (НПБ), снова одержали победу. Выборы оказались одними из наиболее сложных и напряженных избирательных процессов в Турции за последние два десятилетия. Одним из важнейших политических итогов майских выборов стал раскол оппозиционного «Блока нации», состоявшего из шести партий1. Более того, представители отдельных оппозиционных партий начали сближаться с действующей властью. В таких условиях в стране стартовала подготовка к следующим выборам - муниципальным, которые состоялись в марте 2024 г. Сторонники правящей партии объявили, что намерены на этих выборах взять реванш за поражения в крупнейших городах страны, понесенные в ходе предыдущих выборов в местные органы власти, прошедших в 2019 г. Следует отметить, что расчеты ПСР с учетом раскола оппозиции выглядели обоснованными.
Нынешнее турецкое правительство, по мнению ряда политологов, отличается своим технократическим характером. Это, по их мнению, является неким сигналом обществу о том, что власти намерены выполнить обещания, данные в ходе предвыборной кампании. Правящая коалиция, таким образом, пытается перетянуть на себя колеблющийся электорат [£mkara, 2023]. Однако, на наш взгляд, дело обстоит не совсем так. Одним из ключевых критериев назначения на посты глав ведомств стали не достижения в профессиональной деятельности, а степень лояльности к первому лицу государства. К тому же некоторые министры из предыдущего кабмина сохранили свои позиции. Поэтому говорить о полном обновлении турецкого правительства и технократическом правлении не приходится.
После майских выборов 2023 г. позиции Реджепа Тайипа Эрдогана как лидера страны укрепились, а полномочия главы государства расширились. В свою очередь, влияние оппозиционных сил на процессы принятия политических решений заметно снизилось. Президент Турции сосредоточил в своих руках не только значительную часть исполнительной власти, но и усилил контроль и давление на законодательную
1 «Блок нации» состоял из следующих политических партий: 1) Народно-республиканская партия (НРП) во главе с Кемалем Кылычдароглу; 2) «Партия человечности, новаций и добра» («Хорошая партия», ХП) во главе с Мераль Акшенер; 3) «Партия счастья» (ПС) во главе с Теме-лем Карамоллаоглу; 4) «Партия демократии и прорыва» (ПДП) во главе с Али Бабаджаном; 5) «Партия будущего» (ПБ) во главе с Ахметом Давутоглу; 6) Демократическая партия (ДП) во главе с Гюльтекином Уйсалом.
ПОЛИТИКА
Гаджиев А. Г. Развитие общественно-политической обстановки в Турции в 2023 г. 45
Восточная аналитика. 2024;14(2):42-49
и судебную ветви власти, что, по большому счету, противоречит принципу разделения властей и ставит под сомнение эффективность нынешней системы сдержек и противовесов.
Напомним, в результате упразднения в 2018 г. офиса премьер-министра и переподчинения целого ряда государственных структур администрации президента, равно как и внедрения практики назначения советников, бюрократический аппарат Турции претерпел серьезные изменения. Парламент страны лишился многих контрольно-надзорных функций, фактически утратил механизм прямого контроля над деятельностью правительства и стал более ограниченным в применении импичмента в отношении главы государства. Кроме того, в результате введения в действие практики президентских указов фактически произошла узурпация законодательной власти в части ее правотворческих функций.
Мегапроекты Эрдогана и социально-экономические проблемы
В настоящее время Р. Т. Эрдоган реализует идею превращения Турции в региональный логистический центр, энергетический хаб и международную транспортную артерию для доставки продовольственных грузов. Полноценный запуск всех этих транзитных инициатив может заметно повысить региональное значение Турции, а также предоставить средства для пополнения государственной казны. Анкара в настоящее время уже пожинает политические выгоды от начала частичной реализации некоторых из этих проектов, и, очевидно, их монетизация не заставит себя долго ждать. Руководство Турции прилагает большие усилия для того, чтобы данные инициативы были реализованы в установленные сроки.
На ближайшие годы запланирован запуск целого ряда крупных инфраструктурных объектов, в том числе в сфере промышленности, энергетики и логистики. Некоторые действующие проекты как в сфере инфраструктуры, так и в сфере высоких технологий, которые были инициированы в период правления ПСР, планируется расширить и вывести на новый уровень. Особого внимания заслуживает прогресс в сфере военно-промышленного комплекса. В состав турецкого оборонно-промышленного комплекса входят десятки предприятий, которые представлены в ряде основных отраслей. Турецкий ВПК принял участие в реализации национального плана развития, рассчитанного на 2019-2023 гг. К концу 2023 г. национальная военная промышленность стала обеспечивать 75% потребностей своей армии [Кидико£1и, 2023].
Турецкая военная промышленность продолжает развиваться и показывать новые успехи. Несколько образцов, в частности, из числа беспилотной авиатехники, а также проекты военного кораблестроения,
противовоздушной обороны и др., доведены до производства и продаж, имеют место серьезные вложения в перспективные разработки и обновление производственных мощностей. В то же время в военно-промышленной сфере сохраняются негативные факторы и риски, такие как отказ третьих стран от поставки необходимых изделий. Так или иначе, за последние 10-15 лет Турция смогла провести крупную модернизацию своего военно-промышленного комплекса, благодаря чему страна получила ряд новых возможностей, в частности, укрепила собственный промышленный потенциал, значительно увеличив долю компонентов национального производства в конечной продукции военного и двойного назначения. Эти возможности теперь используются для развития турецкой армии и экспорта вооружения за рубеж, и здесь ситуация в целом располагает к оптимистичным прогнозам.
После победы на выборах в мае 2023 г. Р. Т. Эрдоган столкнулся с острой необходимостью трансформировать экономическую политику государства. Национальная валюта продолжала терять позиции, инфляция сохранялась на высоком уровне, а рассчитывать на бюджетные средства не приходилось, так как все возможные лимиты уже были исчерпаны в ходе принятия предвыборных популистских мер. Турецкий лидер был вынужден прислушаться к сторонникам традиционной экономической политики, отказавшись от собственного эксперимента, и согласиться почти вдвое повысить ключевую процентную ставку. Однако этого оказалось недостаточно: лира продолжила обесцениваться, преодолев 23 июня 2023 г. отметку 25 за доллар и обновив, таким образом, исторический минимум [Коннов, 2023].
В то же время рыночное снижение курса турецкой лиры позволило экспортерам восстановить конкурентоспособность своей продукции и предоставило Центробанку Турции возможность пополнить валютные резервы. Правительству удалось решить проблему бюджетного дисбаланса, возникшего во многом в результате затрат на восстановление после землетрясений февраля 2023 г. и расходов на выборы, в том числе за счет повышения налогов. Ужесточение денежно-кредитной политики в Турции продолжилось и после муниципальных выборов 2024 г. Таким образом, можно предположить, что в краткосрочной перспективе инфляция в стране будет оставаться на довольно высоком уровне [Не все так плохо..., 2023].
Помимо падения курса турецкой лиры, роста цен и последствий февральских землетрясений, в Турции остро стоит проблема, связанная с чрезмерным наплывом в страну беженцев и мигрантов. Согласно данным турецкого правительства, предоставленным Управлению верховного комиссара ООН по делам беженцев, число беженцев из Сирии,
ПОЛИТИКА
Гаджиев А. Г. Развитие общественно-политическоо обстановкв в Турцив в 2023 г. 47
Восточная аналитика. 2024;14(2):42-49
зарегистрированных в Турции по состоянию на 14 сентября 2023 г., составляло более 3,2 млн человек [ТигЫуе^еМ Suriyeli £ауш..., 2023]. По неофициальным данным число сирийских беженцев, проживающих в Турции, превысило 5 млн человек [йш^ бzdag..., 2023]. Помимо сирийских иммигрантов, в Турции в настоящее время находятся беженцы и мигранты из Афганистана, Ирака, Ирана, Сомали и других стран.
Проблемы в области безопасности
Непрерывные потоки нелегальных мигрантов в страну воспринимаются многими турецкими политиками и экспертами не только как социально-экономическая проблема, но и как угроза национальной безопасности. Особую остроту проблема получила после того, как в одном из самых людных мест Стамбула 13 ноября 2022 г. был совершен теракт, в результате которого погибли 6 человек и более 80 человек получили ранения различной степени тяжести. Исполнителем теракта оказалась Ахлам Альбашир, 23-летняя гражданка Сирии, которая, по данным турецких правоохранительных органов, проходила обучение у американских военных инструкторов в разведшколе Рабочей партии Курдистана (РПК) в Сирии. По некоторым данным, в Стамбул она прибыла нелегально, через Африн ^йкЫ СаййеБГт..., 2022].
В предыдущие годы турецкие города неоднократно подвергались нападениям со стороны РПК, которая борется за создание курдской автономии в Турции и Сирии. После теракта в Стамбуле турецкие СМИ вновь начали обращать внимание на масштабы угрозы, с которой столкнулась Турция из-за своей миграционной политики.
Кроме того, после теракта 2022 г. попытки турецких властей улучшить отношения с прокурдскими политическими силами, в том числе с Демократической партией народов (ДПН), столкнулись с практически непреодолимым препятствием в виде резкого роста негативного отношения к возобновлению процесса мирного решения курдской проблемы со стороны подавляющего большинства турецких граждан. При таких обстоятельствах можно предположить, что в отношении решения курдской проблемы в Турции и далее будут преобладать силовые методы.
После теракта в Стамбуле в сторону ужесточения была пересмотрена и миграционная политика Анкары, особенно в отношении политики «открытых дверей» для сирийских беженцев. В последнее время заметно активизировалась деятельность турецких властей по выявлению и депортации нелегальных иммигрантов.
Подводя итоги, можно сказать, что в настоящее время позиции Ред-жепа Тайипа Эрдогана и политической коалиции, которую он возглавляет, все еще сохраняются. В общественно-политическом плане этому во
многом способствует окончательный раскол оппозиционного блока по итогам выборов в мае 2023 г., а также бескомпромиссная риторика турецкого лидера, которую он использует в отношении Израиля в условиях резкого обострения палестино-израильского конфликта, что способствует консолидации вокруг турецкого президента не только консервативного религиозного электората, который и без того поддерживает действующую власть, но и сторонников других политических сил страны.
Вдохновленные такой поддержкой сторонники ПСР были настроены на муниципальных выборах 2024 г. вернуть себе контроль над ключевыми мегаполисами государства. Отметим, что с учетом общественно-политической ситуации в стране данная задача выглядела гораздо более осуществимой, нежели на предыдущих выборах в местные органы власти. Более того, такой перспективе могли бы в некоторой степени способствовать мегапроекты в сфере промышленности, транспорта и энергетики, начатые и во многом завершенные в период правления ПСР, которые позволяют Турции стать полноценным региональным логистическим и энергетическим центром. При этом следует отметить, что основные проблемы социально-экономического характера, преимущественно связанные как с продолжающейся высокой инфляцией, так и с чрезмерным наплывом беженцев и мигрантов, сохраняются, периодически трансформируясь в существенные риски в области безопасности. Во многом это и стало, на наш взгляд, одной из главных причин поражения представителей от правящей партии на последних муниципальных выборах.
Литература / References
1. Внешняя политика Турции в период правления Партии справедливости и развития (2002-2023 гг.). К 100-летию республики: колл. монография / отв. ред. А.Г. Гаджиев. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2023. С. 138. [Foreign policy of Turkey during the reign of the Justice and Development Party (2002-2023). To the 100th anniversary of the republic: coll. monograph / rep. ed. A. G. Gadzhiev. Moscow: Institute of Oriental Studies RAS, 2023. P. 138. (in Russian)].
2. Евсеев В. В., Пивоваренко А. А., Гаджиев А. Г. Влияние политики Турции на страны Балканского региона // Геоэкономика энергетики. 2021. № 4. С. 70-95. [Evseev V. V., Pivovarenko A. A., Gadzhiev A. G. The influence of Turkish policy on the countries of the Balkan region // Geoeconomics of Energy. 2021. No. 4. Pp. 7095. (in Russian)].
3. Сулейманов А. В. Партия справедливости и развития: 10 лет у власти в Турции // Вестник Пермского университета. Политология. 2013. № 2. С. 4-9. [Suleymanov A.V. Justice and Development Party: 10 years in power in Turkey // Bulletin of Perm University. Political science. 2013. No. 2. P. 4-9. (in Russian)].
4. Ульченко Н. Ю. Новый путь Турции? // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 6. С. 90-101. [Ulchenko N. Yu. New path for Turkey? // World economy and international relations. 2012. No. 6. Pp. 90-101. (in Russian)].
ПОЛИТИКА
Гаджиев А. Г. Развитие общественно-политической обстановки в Турции в 2023 г.
Восточная аналитика. 2024;14(3):42-49
Электронные ресурсы / Electronic sources
1. Не все так плохо: опубликован комплексный анализ турецкой экономики // EADaily. 12.08.2023. URL: https://eadaily.com/ru/news/2023/08/12/ne-vse-tak-ploho-opublikovan-kompleksnyy-analiz-tureckoy-ekonomiki (дата обращения: 22.02.24).
2. Коннов М. Турция стоит на пороге глубокого кризиса. Как победивший на выборах Эрдоган собрался спасать экономику и валюту? // Lenta.Ru. 24.06.2023. URL: https://lenta.ru/articles/2023/06/24/turkiye/ (дата обращения: 22.02.24).
3. ^inkara g. Cumhurba§kani Erdogan'in yeni dönemi ve yeni kabinesi: II. Cumhuriyet'in I. Teknokrat Hükümeti) // Independent Turkish. 12.06.2023. URL: https://www. indyturk.com/node/639026/türkiyeden-sesler/cumhurba§kani-erdoganin-yeni-dqnemi-ve-yeni-kabinesi-ii-cumhuriyetin (accessed: 22.02.24). На тур. яз.
4. istiklal Caddesi'ni kana bulayan teröristle ilgili ilginq detay: Adres New York mu? // Yeni Safak. 15.11.2022. URL: https://www.yenisafak.com/foto-galeri/gundem/istiklal-caddesini-kana-bulayan-teroristle-ilgili-ilginc-detay-adres-new-york-mu-2072791/1 (accessed: 22.02.24). На тур. яз.
5. Küqükoglu M. Türk Savunma Sanayisindeki Geli§melerin Ekonomiye Etkileri (20002023) // DergiPark. Sakarya iktisat Dergisi. Cilt 12, Sayi 1, 2023, ss. 15-41. URL: https:// dergipark.org.tr/en/download/article-file/3032204 (accessed: 22.02.24). На тур. яз.
6. Türkiye'deki Suriyeli Sayisi Eylül 2023 // RASAS. 14.09.2023. URL: https://multeciler. org.tr/turkiyedeki-suriyeli-sayisi/ (accessed: 22.02.24). На тур. яз.
7. Ümit Özdag: "Buradan Erdogan'a sesleniyorum. Sen milyonlari buraya doldurarak Türk halkinin güvenligini tehlikeye attin, refahini elinden aldin" // Anka Haber Ajansi. 01.07.2023. URL: https://ankahaber.net/haber/detay/umit_ozdag_buradan_erdogana_ sesleniyorum_sen_milyonlari_buraya_doldurarak_turk_halkinin_guvenligini_ tehlikeye_attin_refahini_elinden_aldin_145824# (accessed: 22.02.24). На тур. яз.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Гаджиев Амур Гаджибабаевич - Gadzhiev Amur G. - PhD (Hist.),
канд. ист. наук, научный сотрудник Research Fellow, Centre for the Study
Центра изучения стран Ближнего of Near and Middle Eastern Countries,
и Среднего Востока Института Institute of Oriental Studies of the
востоковедения Российской академии Russian Academy of Science, Moscow,
наук, Москва, Россия Russian Federation
Раскрытие информации о конфликте интересов
Автор заявляeт об отсутствии конфликта интересов.
Информация о статье
Поступила в редакцию: 15.04.2024.
Одобрена после рецензирования и принята к публикации: 22.04.2024. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. Conflicts of Interest Disclosure
The author declares that there is no conflict of interest. Article info
Submitted: 15.04.2024.
Approved after peer reviewing and accepted for publication: 22.04.2024. The author has read and approved the final manuscript.