Научная статья на тему 'Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками как условие успешной социализации'

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками как условие успешной социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3745
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕБЕНКА / ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ / УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЁНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сильвестрова Л. А.

Вопросы социализации детей сегодня являются первостепенными не только для общественности, но и для развития педагогической науки в совершенно новом ключе. В центре внимания ставится общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и людьми и сверстниками как приоритетный фактор формирования новых форм педагогического воздействия на формирование личности ребенка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками как условие успешной социализации»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070

Среди субъектов внутришкольного управления, разделяющих с директором школы обязанности и ответственность, центральное место занимают школьные конференции, созданные в качестве органа совместного решения важнейших вопросов учебно-воспитательной работы.

О значимости учительских конференций во внутришкольном управлении говорится в школьных законах при определении первостепенных задач директора школы, роль которого совместно с конференцией создать благоприятные условия выполнения учебно-воспитательных задач и координировать работу по проведению в жизнь ее решений [4].

Несмотря на то, что выполнение решений учительских конференций находится под контролем и при активном участии руководителя школы, министр образования земли регулирует вопросы, которые относятся к полномочиям преподавателей, а также в отношении задач, выводов и характера проведения конференций [4]. Список использованной литературы:

1. Алферов, Ю. С. Местные органы управления образованием за рубежом: проблемы модернизации и реформирования / Ю. С. Алферов / Педагогика, 2011. - №.6. - С. 92-99.

2. Ворожейкина, О. Л. Образование в ФРГ / О. Л. Ворожейкина / Социально-политический журнал. - 2008. № 4. - С. 21-25.

3. Законодательство зарубежных стран. Обзорная информация. Вып. 129. Центральные органы управления в области образования, здравоохранения, социального обеспечения в развитых странах / под ред. К. Ф. Гуценко. - М.: Юрист, 2007. - 228 с.

4. Писарева, Л. И. Управление образованием в Германии: традиции и инновации / Л. И. Писарева / Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012, №3. - С. 60 - 77.

©Сахибзянова А. Ф., 2017

УДК 373.2

Л.А. Сильвестрова

МАУДО «Образовательно-досуговый Центр «Креатив», методист

г. Челябинск, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация

Вопросы социализации детей сегодня являются первостепенными не только для общественности, но и для развития педагогической науки в совершенно новом ключе. В центре внимания ставится общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и людьми и сверстниками как приоритетный фактор формирования новых форм педагогического воздействия на формирование личности ребенка

Ключевые слова Общение, взаимодействие ребенка, общение со сверстниками, условия социализации, социализация ребёнка

L. A. Silvestrovа

MAUDE, «Educational-leisure Centre «Creative», Methodist

Chelyabinsk, Russian Federation

COMMUNICATION AND THE CHILD'S INTERACTION WITH ADULTS AND PEERS AS A CONDITION OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION

Abstract

The issues of socialization of children today is paramount, not only to the public, but also for the development of pedagogical science in a whole new way. The focus is communication and interaction of the child with adults and

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

peers and people as a priority factor in the formation of new forms of pedagogical influence on forming of personality of child

Keywords

Communication, child interaction, communication with peers, conditions of socialization, socialization of the child

Актуальность заявленной темы сегодня доказывается многими факторами внешней среды и уровнем ее неопределенности в вопросах социально-нравственного и социально-этического развития ребенка. Проблемы повышения эффективности педагогических инструментов на успешную социализацию ребенка ставились многими великими учеными [1]. И этому есть множество объяснений. Человеческое дитя становиться человеком только в кругу людей, и этот процесс называется социализацией. Ребенок при этом активно осваивает формы общения, ценности, привычки и обычаи общества: он начинает говорить на языке своего окружения, разделять общие представления о добре и зле, демонстрировать свои чувства: любовь, отвращение и т. д. - так, что другие люди его безошибочно понимают [2]. Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности. С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Современные международные научные школы психологии и педагогики определили наиболее актуальные и продуктивные формы общения [8]. Образование детей в условиях глобальных изменений не может не учитывать социально-ориентированная приоритеты и современная модели социализации [9]. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками [3]. В процессе приобретения общих культурных умений взрослый выступает в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Педагог (взрослый) участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер [4]. Одна из наиболее важных и оригинальных для психологии идей многих ученых заключается в том, что источник психического развития находиться не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослым. Общение со взрослыми выступает как внешний фактор, способствующий развитию, но не как его источник и начало. Отношение взрослого к ребенку облегчает понимание социальных норм, подкрепляет соответствующее поведение и помогает ребенку подчиниться социальным влияниям. Психическое развитие при этом рассматривается как процесс постепенной социализации-адаптации ребенка к внешним для него социальным условиям [5] Отечественный психологи рассматривают общение ребенка со взрослым как своеобразную деятельность, предметом которой является другой человек. Достоверными еще являются факты, свидетельствующие о том, что недостаточное общение или полное его отсутствие пагубно сказывается на развитии детей. Дети, оказавшиеся в больнице или в детском доме, отстают в психическом развитии [6]. Ребёнок неразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье - первому коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. Ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения [7]. Если обобщать весь передовой опыт взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, то можно установить три наиболее эффективных формы общения. Итак, практика показывает, что к числу таковых относятся:

1) ситуативно-личностная форма, которая протекает в период от одного до шести месяцев жизни. Сначала это общение выглядит как ответ на воздействие взрослого, потом ребенок начинает активно двигаться, привлекая к себе внимание, даже когда взрослый ругается, ребенок радуется потому что - это внимание к ребенку, обращенность к нему. Потребность во внимании взрослого - первая и основная

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

потребность в общении - остается на всю жизнь. Средством общения для данной формы является обмен взглядами, улыбками, вскриками и гулениями ребенка, ласковым разговором взрослого и носят исключительно экспрессивно - мимический характер. В этот период общение младенца со взрослым протекает вне какой-либо другой деятельности и само составляет ведущую деятельность ребенка..

2) ситуативно-деловая форма связана с потребностью в деловом сотрудничестве. Взрослый становиться нужный и интересный ребенку не сам по себе, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. К экспрессивно - мимическим средствам добавляются предметно - действенные - дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями. Но предмет сам по себе ребенку не интересен, ему интересно как этим предметом можно пользоваться. Это происходит по двум причинам. Во-первых, для ребенка взрослый остается центром предпочтений, в силу чего он наделяет привлекательностью те предметы, к которым прикасается. Эти предметы становятся нужными и предпочтительными потому, что они в руках взрослого. Во-вторых, взрослый показывает детям, как можно играть в эти игрушки. Для того что бы дети начали играть с игрушками, взрослый обязательно должен сначала показать и рассказать, что можно с ними и как играть. Только после этого игра детей становится содержательной и осмысленной. Такие совместные игры представляют собой деловое общение или сотрудничество ребенка со взрослым. Потребность в сотрудничестве является основной для ситуативно-делового общения. Для неё характерны потребность в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения. В таком общении ребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами (ложкой, вилкой, горшком, расческой, одеваться, умываться, играть с игрушкой и т.д.). Также здесь начинают проявляться активность и самостоятельность ребенка. Он становиться субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению. Появляются первые слова, ведь для того, чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку нужно назвать его. Причем эту задачу - сказать то или иное слово - ставит перед ребенком, только взрослый. Так во взаимодействии со взрослым по поводу предметов возникает и развивается главное - общение, мышление, речь.

3) внеситуативная форма общения - это общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации. Внеситуативное общение становиться возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью. Такое общение предъявляет новые требования к поведению взрослого, ему нужно разговаривать, рассказывать дошкольнику о том чего тот не видел и не знает, расширять его представление о мире. Обобщенная практика педагогической деятельности показывает, что существует две формы внеситуативного общения - познавательная и личностная, которые также максимально продуктивно влияют на эффективность социализации ребенка. Более того, изучая опыт работы педагогов по вопросам социализации детей, мы постоянно обращались к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, в котором одним из основных принципов провозглашается принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых.

Анкетирование и интервьюирование ведущих педагогов детских садов и творческих дошкольных учреждений позволило нам установить, что на 70% именно педагоги должны уметь организовывать совместную деятельность детей (игровую, двигательную, познавательно-исследовательскую, изобразительную, музыкальную и т.п.), понимая ее значимость для личностного развития ребенка. И лишь 30% опрошенных «передавали» приоритет социализации детей непосредственно родителям. Проведя опрос среди родителей, мы установили, что сами они отдают очевидное предпочтение социализации своих детей именно в рамках уже установленной классической формы развития: «старые» формы (игра, беседа, наблюдение, чтение, рассматривание, экскурсия, экспериментирование и др) предпочтительны для 57% родителей. «Новые» формы (коллекционирование, реализация проектов, моделирование и др.) социализации детей предпочитают 33% родителей, а 10% родителей считают, что необходимо комбинирование этих форм. Интересным представляется опыт некоторых педагогов, которые в развитие ребенка включают и развитие родителей. Для этого готовятся специальные встречи-занятия, посвященные интерактивным методикам. Например, метод «Ассоциация». Суть выглядит примерно так: педагог вступает в общение с родителем. Предлагает ему назвать образ, с которым родитель ассоциирует ребенка (чистый лист, неполный сосуд, будильник, зеленый росток, бурная река). А затем просит назвать образы, с которыми ассоциируется

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

воспитатель (художник, скульптор, дирижер, фокусник часовщик, ювелир). Интересен конечный результат такого эксперимента. Что же получается в итоге? А получаются достаточно образные пары (росток-садовник, камень-ювелир, лист-художник). Мы анализируем эти ассоциации вопросами. Какую роль в этой паре играет ребенок: активную или пассивную? (пассивную). То есть ребенок неумелый, незнающий, а воспитатель активный, заполняющий этот самый чистый лист, выращивающий зеленый росток, формирующий как скульптур из глины полноценного образованного человека. Педагог подводит итоги, делая выводы из родительских высказываний, на основании которых можно сказать, что сам ребенок не участвует в процессе «лепки», «рисовании», «взращивании». Установка родителей как педагогов на пассивную роль ребенка означает, что они будут недооценивать образовательные возможности совместной детской деятельности, считая ее лишь «дополнением» к взросло-детской совместности. Далее беседу с родителями можно развивать примерно в следующем ключе: «Вы спросите, какие же образы могли бы отразить активную роль как педагога, так и ребенка? Ребенок - солнечный луч (сияет, горит, полон энергии); бурная горная река (вечный Почемучка, все хочет узнать и успеть, занимается бурной деятельность). Педагог - разведчик (раскрывает все тайное в ребенке, скрытые возможности, ищет что-то новое, интересное для детей). Выработанная у вас данная установка будет означать, что вы готовы к реализации активной совместной детской деятельности и понимаете, что без этого не может быть полноценного развития.»

Итак, мы показали элемент возможной работы с родителями для помощи педагогу в процессе социализации ребенка. В концепции педагогики совместной деятельности и концепции построения открытого совместного действия такой формой считается групповая и парная работа детей, так как здесь создаются благоприятные условия для коммуникации между детьми, их взаимопомощи и взаимоподдержки, для развития умений слушать друг друга, договариваться между собой, разрешать конфликты. Иногда воспитатели ошибочно полагают, что групповое взаимодействие удобно, если в группе много детей; если же группа немногочисленна (12-15 человек), то достаточно совместной деятельности по линии «взрослый — дети» (или парной работы детей). Подчеркну, что групповое взаимодействие дошкольников в разных видах деятельности — необходимое условие коммуникативно-личностного и познавательно-речевого развития детей. Только оставшись в группе сверстников (т.е. «равных») без прямого вмешательства взрослого, ребенок проявляет самостоятельность, инициативу, учится точно и понятно для другого формулировать мысли, задавать вопросы, участвовать в общей работе. Изучив опыт множества детских творческих центров, мы можем предложить к рассмотрению еще ряд форм организации группового взаимодействия при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Эти формы могут быть использованы при организации разных видов детской деятельности. Так, например - форма «Задание большого объема, мотивирующее детей на кооперацию». Детям показывается аппликация с большим количеством объектов, которую необходимо выполнить за ограниченный промежуток времени. Внимательно рассмотрев образец, дети убеждаются, что такая работа одному и даже двоим не под силу, справиться можно только в группе (по три или четыре человека). Поддержав инициативу, педагог должен помочь детям организовать групповую работу. Например, два человека вырезают детали, используя цветную бумагу и шаблоны; еще два располагают и наклеивают их на лист. Если в группе три человека, то дети могут распределить, кто какие детали вырезает из бумаги по шаблонам (или это решит жеребьевка: у кого круг — вырезает домик и дерево, у кого треугольник — солнце и тучку, у кого квадрат — забор и калитку), а потом все вместе наклеить их на большой лист. В данном случае происходит интеграция предметно-прикладной и коммуникативной деятельности. Из приведенного примера видно, что, работая в группе, дети распределяют обязанности, т.е. участки работы, понимая свой вклад в достижение общего результата. Если ребенок быстро справился со своей частью работы, он помогает другому члену группы: тем самым проявляется взаимовыручка. Задачи воспитателя при этом — помочь распределить обязанности, напомнить общие правила совместной работы (обсуждать вежливо, говорить по очереди, не перебивать друг друга, помогать тому, у кого не получается и т.п.), организовать коллективное обсуждение выполненных работ (что получилось, что не удалось и почему, какие группы и за что можно похвалить). Предметно-прикладная деятельность (в данном случае изготовление аппликации по предложенным шаблонам и образцу) — наиболее оптимальный вид деятельности

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

для обучения групповому взаимодействию.

Давайте представим себя в роли детей, я - ваш воспитатель. Задание - перед вами (аппликация -коллаж). Интересным результатом по итогам обобщения опыта работы стал такой факт, что педагоги-психологи установили существование нескольких способов соорганизации детей в группе. Например, «молчаливый договор», когда дети сразу приступали к выполнению аппликации, не пытаясь о чем-либо договориться в группе, произвольно выполняя действия с выбранным шаблоном. Распределение участков работы: дети разбирали шаблоны и проговаривали друг другу, какую деталь они будут выполнять в аппликации, затем приступали к работе. Постоянный или «плавающий» лидер: один член группы произвольно берет на себя роль руководителя, который распределяет работу, указывает, что надо делать, контролирует работу других; если эта роль переходит к разным детям, то мы говорим о позиции «плавающего» лидера. Игнорирование ребенком общей работы: ребенок принимает позицию стороннего наблюдателя, не участвуя в общей работе (в данном случае другому члену группы приходится брать на себя его часть работы). Воспитателю важно заметить таких детей и попробовать включить их в общую работу, например, убедить пассивного ребенка, что без него группа не справится с заданием. Можно попросить других членов группы пригласить ребенка: «Коля, иди к нам. Нам нужна твоя помощь» и т.п.

Итак, можно сделать ключевые выводы по особенностям социализации детей в процессе общения со взрослыми и сверстниками:

1. Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка. 2. Важно уметь выслушивать ребенка.

3. Не угрожать и не обещать наград.

4. Необходимо учить детей общаться.

5. Главное во взаимопонимании - уровень знаний и понимания ребенка воспитателем; условия жизни семьи, статус ребенка в ней; уровень взаимоотношений членов семьи между собой и ребенком; отношения сверстников; оценку поведения ребенка.

Таким образом, мы можем констатировать факт, что общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками является основным и ведущим условием его успешной социализации.

Список использованной литературы:

1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.

2. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика : учеб. пособие для инж.-пед. спец. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344с.

3. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М.: «Совершенство», 1998. 192 с.

4. Библер В.С. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. 399с.

5. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Современник, 1998. 608с.

6. Крюкова Е.А. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих педагогических средств: дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2000. 251с.

7. Перевозова О.В. Экономика и образование: тест на совместимость / Новейшие достижения в науке и образовании: отечественный и зарубежный опыт: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2015. С. 109 - 111

8. Перевозова О.В. Проблемы реализации компетентностно-ориентированных подходов в новых условиях интеграции экономики и образования / Международная научная школа психологии и педагогики. 2014. № 4. С. 60 - 61

9. Перевозова О.В. Экономико-педагогические последствия реформ современного бизнес - образования в условиях глобальных изменений / Новая наука: Проблемы и перспективы. 2015. № 1. (1). С. 195 - 196

© Сильвестрова Л.А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.