Научная статья на тему 'Развитие образования в Сирии'

Развитие образования в Сирии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1435
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие образования в Сирии»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2009. № 1

ЧУЖАЯ ЖИЗНЬ И БЕРЕГ ДАЛЬНИЙ

М. Нассер

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СИРИИ

История и современность

Дамаск. Ни один из современных городов не испытывал такого разнообразного влияния культур и народов. За многие века своего существования он прошел через все исторические вехи, начиная с неолита. В Дамаске наших дней можно ощутить веяние новых высоких технологий и почувствовать значимость древнейших открытий, ибо на Востоке ничто не забывается и ничто не отвергается...

На истерзанной сушью земле Ближнего Востока не так много мест, способных подарить жизнь небольшому поселению, не говоря уже о крупном городе. Место, выбранное первыми поселенцами, — плодородная долина реки Барады, — выглядит зеленым островом, потерявшимся средь бескрайних сирийских песков и базальтовых пустошей. Богатая долина Гаута просто притягивала сюда путников ароматом цветущих садов и прохладой тенистых деревьев. Торговые пути, протянувшиеся с запада на восток и с севера на юг, а также плодородная почва способствовали быстрому обогащению города за счет торговли и ремесел. Здесь торговали отменным местным вином, оливковым маслом, миррой, ладаном и шерстью. Обогащение города происходило также за счет транзитной торговли медью и железом, столь необходимыми для производства сельскохозяйственных орудий и оружия. Молва об этом благодатном городе распространилась далеко за его пределами, давая повод не только для его развития, но и привлекая тех, кто во что бы то ни стало стремился завладеть столь лакомым куском.

В те далекие времена, когда зарождались первые цивилизации, в цветущей долине начал расти город, которому суждено было стать одним из древнейших среди ныне существующих.

На протяжении многих веков Дамаск был постоянным объектом иноземных нашествий. В III тысячелетии до нашей эры государства Аккад и Ур, расположенные на территории Междуречья, пытались покорить город. В ХУ1—Х1У вв. до нашей эры за господство над ним боролись сразу три государства: Египет,

Минур Нассер — аспирантка кафедры высшей математики Российского университета дружбы народов.

Хеттское царство и Митанни. В XI в. до нашей эры город захватили и утвердились в нем арамеи, основавшие Дамасское царство, ставшее первым сильным сирийским государством.

Впервые с кардинальными переменами в своей жизни Дамаск столкнулся во времена воцарения Александра Македонского. В 333 г. до нашей эры войско, ведомое одним из военачальников Александра Великого Парменионом, вступило в Дамаск. Город вошел в состав империи Александра Македонского. Греческое влияние благотворно сказалось как на жизни, так и на облике города. Завоеватели активно занимались строительством, прокладывали новые дороги. На смену грекам пришли римляне и в период римского владычества в Сирию впервые проникает христианство.

В 633 г. византийцы уступили Сирию арабам и в 661 г. первый халиф династии Омейядов Муавия Бин Абу Суфьян сделал Дамаск столицей своего огромного халифата, простиравшегося от Инда до Нила. Новая религия — ислам — способствовала экономическому возрождению города. Но период возрождения древнего города длился недолго. Ему опять, в который уже раз, суждено было вступить в полосу войн и упадка. Во второй половине XIII в. Дамаск был захвачен мамлюками, составлявшими гвардию династии Айюбидов. А в 1400 г. на Дамаск обрушилась новая беда — к Сирии подошли орды Тамерлана. Действия захватчиков были настолько опустошительными, что еще на протяжении полувека Дамаск был практически необитаем. Так что очередной захват Дамаска Османской империей, произошедший в 1516 г., стал для него скорее благом, чем бедствием. Дамаск не видел такого бурного строительства как минимум 400 лет. Османское владычество длилось чуть более 400 лет, закончившись в 1918 г., после ослабления империи, попавшей в зависимость от европейского капитала и ставшей фактически полуколонией империалистических держав. В октябре 1918 г. Сирия была оккупирована английскими войсками, а осенью следующего года на основе англо-французского соглашения англичан сменили французы. Летом 1920 г. французские войска заняли Дамаск, и Сирия попала под французский мандат, действие которого длилось до 1943 г. Полной государственной независимости Сирия смогла добиться только в 1961 г.

До получения политической независимости подавляющее большинство населения (около 90%) было неграмотно. К 1950 г. начальное образование в Сирии стало бесплатным, была начата арабизация учебных программ, т.е. обеспечение их соответствия особенностям жизни страны и языку населения. Однако модель народного образования в Сирии вплоть до настоящего времени почти полностью копирует французскую систему.

Проблема ликвидации неграмотности продолжает оставаться одной из наиболее актуальных. В середине 1990-х гг. в стране действовало почти 2,5 тыс. специальных классов по ликвидации неграмотности, которые посещали 43 тыс. человек. Наряду с государством в борьбе с неграмотностью участвуют общественные организации, особенно профсоюзы и молодежь.

В Сирии государство уделяет большое внимание народному образованию, на нужды которого каждый год расходуется 13% национального бюджета.

Начальное образование

Наиболее успешно развивается начальное образование. Если в 1960 г. начальное образование получили только 29% девочек в возрасте от 6 до 10 лет, то в конце 80-х гг. этот показатель вырос до 58%. Общее же число начальных школ в стране к середине 90-х гг. составило более 10 тыс. В Сирии насчитывается около 2500 средних школ, в которых обучаются свыше 800 тыс. детей. Наибольшее число средних школ — в Дамаске (около 200), наименьшее — в Кунейтре.

В стране практически нет беспризорных и безнадзорных детей. В случае, если с родителями ребенка что-то произошло, его забирают к себе родственники. Обучение в школе до 9 лет в некоторых городах Сирии проводится совместно. Потом мальчики и девочки учатся раздельно. Обучение бесплатное. Для младших классов существует аналог пионерской организации. Детей постарше разделяют на аналоги звеньев, как это было в советских школах, где были звеньевой и другая иерархическая структура.

Предвузовское образование

Система предвузовского образования Сирии имеет три основные ступени:

• основное образование первой стадии начинается с 6-летнего возраста и продолжается в течение пяти лет до достижения 11-летнего возраста;

• основное образование второй стадии начинается с 11-летнего возраста, продолжается в течение четырех лет и завершается в 15-летнем возрасте. Эта ступень образования в Сирии является обязательной. По ее завершении выпускники получают сертификат об окончании основного образования;

• общее среднее образование продолжительностью три года начинается в 15-летнем возрасте и завершается в 18 лет. Учащимся, успешно освоившим программу обучения, вы-

дается сертификат о среднем образовании А1-8каИаёа А1 Ткапашууа-АТАтта.

На базе основного образования второй ступени учащиеся могут выбрать программу обучения технического среднего образования. Эта программа начинается в 15 лет, продолжается три года и завершается в 18 лет выдачей сертификата об окончании технического бакалавриата Л1-8Иакаёа А1 ТИапашууа А1-Раптууа.

Основное образование первой стадии длится 5 лет. Затем следуют 4 года основного образования второй стадии. После окончания 9-го класса ученики сдают национальный экзамен на получение сертификата об окончании основного образования. Среднее образование длится 3 года. Учащиеся могут выбрать либо его общеобразовательную, либо техническую ветвь, хотя поступление на эту ступень образования является селективным и основано на результатах национального экзамена на получение сертификата об окончании основного образования. На общеобразовательной ветви учащимся предоставляется один вводный год, после которого они должны выбрать между естественно-научным направлением и гуманитарным. По завершении трехлетнего курса они сдают экзамен на получение сертификата о среднем образовании А1-8каИаёа А1 ТИапашууа-АТАтта. Техническое среднее образование разделяется на техническую промышленную и коммерческую ветви. По окончании курса обучения ученики сдают экзамены на получение сертификата об окончании технического бакалавриата А1-8каИаёа А1 ТИапашууа А1-Раптууа, который дает возможность поступить в различные институты профессиональной подготовки.

Для поступления в высшие учебные заведения университетского уровня необходим сертификат о среднем образовании А1-8каИаёа А1 ТИапашууа-АТАтта. Претенденты должны иметь хорошие оценки, чтобы быть принятыми на конкурсной основе в высшие учебные заведения, поскольку прием является сильно ограниченным, особенно на специальности, связанные со стоматологией, медициной и инженерным делом, которые требуют очень высоких оценок и хорошо подготовленных абитуриентов. От оценок зависит возможность поступления на тот или иной профиль обучения, что определяется на основе национальной программы распределения поступающих. Выпускники естественно-научной ветви могут поступать на любые университетские специальности, тогда как выпускники гуманитарной ветви могут поступать только на ограниченное количество специальностей, предлагаемых факультетами искусства, бизнеса, коммерции, изящных искусств и права. Обладателям сертификата об окончании технического бакалавриата А1-8каИаёа А1 ТИапашууа А1-Рапшууа необходимо иметь

очень высокие оценки, не менее 70%, чтобы быть допущенным к поступлению в высшее учебное заведение по специальности, соответствующей профилю предшествующего обучения.

В школьном образовании Сирии принята процентная система оценок. Минимальной проходной оценкой для всех предметов, кроме арабского языка, является 40%, для арабского языка — 50%.

Для сдачи экзаменов на получение сертификата о среднем образовании А1-8ИаЬаёа А1 ТИапашууа-АГАтта требуется иметь проходную оценку по арабскому языку и по всем, кроме одной в других предметах, или проходную оценку по арабскому языку и все, кроме двух проходных оценок по остальным предметам, поскольку комбинированной оценкой для несданных предметов является, по крайней мере, 25%. Минимальной проходной общей оценкой является 102 (43%) из 240 в гуманитарной ветви среднего образования и 104 (40%) из 260 в естественно-научной ветви.

Гораздо лучше обстоит дело в области профессионально-технического обучения. В отличие от остальных ступеней народного образования оно развивалось исключительно в связи с конкретными потребностями социально-экономического развития Сирии. В стране имеется 267 профессионально-технических училищ (в том числе 77 промышленных, 65 торговых, 18 сельскохозяйственных и ветеринарных, 107 женских), в которых обучается свыше 67 тыс. человек.

Высшее и дополнительное образование

Появление университета — это одна из ступеней формирования структуры народного образования. Первый университет в Сирии появился в Дамаске в 1903 г., где обучение велось по двум специальностям — медицина и фармацевтика. Обучение осуществлялось на турецком языке. После в 1919 г. появился юридический факультет, а 1928 г. был учрежден факультет гуманитарных наук, однако в 1936 г. он был закрыт. В целом университет не функционировал в полную силу, а упразднение гуманитарного факультета вносило деструктивный характер в его работу. Только после получения Сирией независимости от Франции в 1946 г. можно говорить о новом этапе развития страны и системе образования. Хотя воспринятая модель французской системы образования и осталась, но приобрела новые черты и характер, обусловленные своеобразием региона. Были приняты реформы, призванные осуществить полную "арабизацию" образования, т.е. преподавание должно было вестись только на арабском языке, и арабский язык должен был стать языком науки в Сирии. Началось создание новых факультетов. В университете Дамаска появляются факуль-

тет естественных наук, инженерный факультет, богословский факультет. Сейчас в Дамаском университете на 19 факультетах (медицинском, юридическом, естественных наук, педагогическом, богословском, экономическом, сельскохозяйственном, изящных наук, машиностроения и электромашиностроения, инженерно-строительном, информатики, политических наук, стоматологическом, филологическом и гуманитарном, фармацевтическом, инженерно-архитектурном, институте менеджмента и управления при университете, институте лазерных исследований при университете, институте сейсмографии при университете) проходят обучение 120 тыс. человек.

В Сирии кроме Дамасского действуют еще 4 государственных университета. Вторым университетом в Сирии является университет Халеба (25 факультетов), основанный в 1946 г. как инженерный факультет Дамасского университета, но в 1960 г. ставший самостоятельным учебным заведением. В 1971 г. в Латакии был создан университет "Тишрин" (15 факультетов). Четвертый университет основан в 1979 г. в Хомсе — университет "Аль-Баас" (21 факультет). Самый молодой университет основан в 2006 г. в Дейрзоре — университет "Аль-Фурат" (16 факультетов), на котором обучаются 11 180 человек.

В третьем по значению вузе страны, университете "Тишрин" (г. Латакия), на 15 факультетах (медицинском, стоматологическом, фармацевтическом, экономическом, сельскохозяйственном, медсестринское дело, инженерно-строительном, инженерно-архитектурном, филологическом, педагогическом, факультете нефтехимии, факультете естественных наук, факультете электричества и электронной инженерии, физического воспитания) проходят обучение 53 212 человек.

В университете "Аль-Баас", расположенном в г. Хомсе, на 21 факультете (медицинском, стоматологическом, фармацевтическом, ветеринарном, педагогическом, инженерно-строительном, инженерно-архитектурном, инженерно-механическом, сельскохозяйственном, филологическом, факультете электричества и электронной инженерии, факультете нефтехимии, факультете естественных наук и др.) обучаются 37 742 человека.

Общая численность студентов в стране ныне составляет почти 350 тыс. В штате университетов насчитывается около 7 тыс. преподавателей, из которых около 4 тыс. имеют ученую степень, присвоенную в Европе, в США или России.

Новая проблема для высших учебных заведений Сирии — создание аспирантуры. До последнего времени подавляющее большинство специалистов получало ученую степень за границей, ныне с повышением уровня и качества преподавания в высшей

школе, с улучшением материально-технической базы вузовской науки в сирийских вузах поднимается вопрос о формировании контингента лиц высшей квалификации, прошедших через национальную аспирантуру. Одним из направлений, позволяющим осуществить полный цикл подготовки научных кадров высшей квалификации после получения базового высшего образования, является обучение в магистратуре и докторантуре, открытых при университетах. В докторантуре Алеппского университета над докторскими диссертациями работают 83 человека, в университете "Тишрин" — 7 человек, в университете "Аль-Баас" — 3 человека. Процент занятых с высшим образованием в производственной сфере страны распределяется: 60% — в государственных структурах на интеллектуальной работе; 40% — в частном секторе. На госслужбе (без учета служащих в администрации президента, премьер-министра и военных ведомствах) заняты 863 778 человек, из которых 120 552 имеют высшее университетское образование, 1417 —научную степень магистра и 3968 —докторскую научную степень. Процент госслужащих с высшим профессиональным образованием относительно общего числа занятых в этом секторе составляет 14, 6%.

Нужно отметить, что в Сирии успешно внедряются инновационные формы обучения. Так, в Дамаске начал работу первый в мире арабский виртуальный университет. Новое учебное заведение было создано на средства сирийского правительства и позволяет своим студентам получать университетский диплом, выполняя работы в режиме онлайн. По каналам такого университета его учащиеся могут не только выучиться, получить диплом и оформить все необходимые для этого документы, но и общаться со своими сверстниками по всему миру и получить доступ к более чем 60 университетам, включая 45 вузов в США. На сайте университета доступна виртуальная библиотека, книжный магазин, онлайновые учебные пособия, а также службы по трудоустройству.

Также в 2003 г. в Сирии вышел закон, по которому абитуриент, который для зачисления в вуз не добрал до нужного количества 1—10 баллов, может учиться в этом вузе платно. Такая система обучения называется "А1а11т A1moaze". Учеба таких студентов ничем не отличается от учебы тех, кто учится на бюджетной основе, и вуз выделяет для них 20% от всего количества мест.

В 2002 г. в Дамаске было введено так называемое "открытое обучение", которое преследовало следующие цели:

- дать возможность получить высшее образование тем абитуриентам, которые не набрали нужного количества баллов при поступлении и не имеют возможности учиться на платной основе;

- позволить слушателям совместить трудовую деятельность с учебой.

По каждой специальности обучение длится 4 года, каждый год делится на два семестра, в каждом из которых по 16 недель. Отличительной особенностью этой формы обучения является то, что большинство студентов уже заняты трудовой деятельностью на самых различных предприятиях и в организациях. Это накладывает свой отпечаток на специфику образовательного процесса. Несмотря на меньший, по сравнению со стационаром, объем аудиторной нагрузки, студенты-заочники благодаря системе контролируемой самостоятельной подготовки в межсессионный период полностью осваивают учебный материал, предусмотренный избранной специальностью, а в последующем применяют свои знания в условиях производства.

Традиционными стали в Дамаске проходящие ежегодно образовательные выставки. Среди них выставка "Academia", которая собирает многие европейские вузы в Дамаске. Необходимость проведения этой выставки продиктована возрастающей потребностью в качественном образовании и недостатком высококвалифицированных специалистов в разных областях экономики Сирии. Цель организаторов выставки — оказать информационно-посреднические услуги выпускникам школ, их родителям, фирмам-посредникам и другим конкретным целевым группам потребителей образовательных услуг, а также предоставить информацию о вузах, в которых могут обучаться будущие студенты. В ней приняли участие ведущие высшие учебные заведения из стран СНГ, Турции, Саудовской Аравии и других стран Персидского залива, Северной Африки, Европы и Америки.

Сирийские университеты тесно сотрудничают с вузами других стран.

С 1999 г. при Дамасском университете на базе филологического факультета действует оснащенный современным оборудованием японский учебный центр. Его функции — учебно-языковая и информационно-культурная (симпозиумы, кинопросмотры, выставки), а также поддержание межвузовских связей (конкретно с университетом г. Осака). Число студентов, проходящих обучение в центре, растет с каждым годом. Аналогичная структура создана при Алеппском университете. На базе этих двух крупнейших сирийских вузов образована ассоциация преподавателей японского языка в Сирии, которая ежегодно организует конкурсы молодых японистов (в августе 2001 г. он проводился в четвертый раз). Сирийские специалисты регулярно приглашаются на стажировку в Японию (на середину 2001 г. их насчитывалось 500 человек). Стороны уделяют внимание сотрудничеству в деле модернизации административных органов и переподготовки управленческих кадров.

Роль женщины в образовательной системе

Хотелось бы поговорить немного о женщинах в системе образования Сирии. Больше половины выпускников колледжей в этой стране — представительницы слабого пола. Для начала нужно сказать, что 49% всего населения Сирии составляют женщины. Имеют они такие же права, как и мужчины. Женщина в Сирии — вообще активная женщина, и она присутствует во всех областях жизни без исключения, даже в армии и милиции. Многие женщины в Сирии занимаются собственным бизнесом. С каждым годом они все активнее вовлекаются в управление экономикой и государственными делами. Так, например, в парламенте Сирии 26 женщин, а это 12% от всего количества депутатов, председателем правительства Сирии тоже является женщина. Необходимо отметить, что женщины в Сирии обладают более широкими правами и более высоким общественным статусом, чем в большинстве других арабских стран.

Религия в системе образования

Сирия — страна, в которой гармонично уживаются христиане (20%) и мусульмане (80%). В школах изучается специальный предмет — религия, причем изучаются и ислам, и христианство, и иудаизм в зависимости от того, какую веру исповедует тот или иной учащийся.

Следует отметить, что сертификат о религиозном среднем образовании дает возможность поступать только в религиозные учебные заведения, поскольку считается, что образовательные стандарты религиозного среднего образования недостаточно высоки для подготовки к поступлению в высшие учебные заведения.

Образование взрослых

Большое внимание в Сирии уделяется образованию взрослых. Цитата из Дамасской декларации Международного совета по образованию взрослых: "Мы не можем ждать пока следующее поколение начнет получать более качественное образование: потребность в творческом и компетентном участии граждан в жизни общества безотлагательна и актуальна уже сейчас".

Цели концепции развития образования взрослых — разработка комплекса мер, обеспечивающих:

- расширение участия взрослого населения в различных видах учебной деятельности;

- повышение роли образования взрослых как действенного фактора позитивных изменений в жизни человека и общества.

Специфика образования взрослых заключается прежде всего в том, что его контингент — совершеннолетние граждане, как правило, уже вовлеченные в сферу трудовой занятости. Отсюда важный методологический принцип, требования которого необходимо соблюсти при формировании нормативно-правовой базы: законодательство об образовании взрослых должно регулировать не только отношения по поводу образования, но и отношения, связанные с профессиональной деятельностью, с различными сторонами жизни человека, общества, государства. Образовательные программы для взрослых разрабатываются и реализуются, исходя из следующих основных принципов:

- адресность: учет специфики образовательных потребностей различных категорий взрослого населения;

- доступность: учет возможностей обучающегося освоить предусмотренный данной программой учебный материал;

- индивидуализация: модификация содержания, форм и методов обучения в зависимости от реального уровня знаний и умений обучаемых.

По сравнению с детским и юношеским образованием образование взрослых не имеет столь четко выраженной и устоявшейся структуры. Совокупность его учреждений подразделяется на пять основных типов:

- учебные заведения или их подразделения, работающие по вечерней или дистанционной форме обучения (заочное обучение по переписке или через средства массовой информации);

- ведомственные учреждения курсовой подготовки, переподготовки, повышения квалификации;

- учреждения внутрифирменного образования: обучение персонала на предприятиях, в учреждениях и организациях;

- полифункциональные центры образования взрослых при муниципалитетах;

- просветительские учреждения и организации.

Администрирование и управление образовательной системой

Управление системой образования в Сирии осуществляется двумя министерствами: Министерством образования и Министерством высшего образования. Оба министерства имеют следующие функции:

- реализация государственной политики в области соответственно школьного и высшего образования;

- комплексный анализ и прогноз тенденций развития системы образования;

129

9 ВМУ, педагогическое образование, № 1

- реализация инновационной политики в области технологий управления образованием, технологий обучения, направленной на эффективную реализацию целей школьного и высшего образования;

- разработка прогнозов и перспективных направлений развития материально-технической базы систем школьного и высшего образования;

- разработка и реализация мер по созданию и развитию информационных и телекоммуникационных структур в сфере образования;

- разработка и реализация комплекса дополнительных мер по поддержке талантливой молодежи и социальной защите учащихся, студентов и педагогических кадров;

- иные функции и полномочия в системе образования, определенные действующим законодательством.

В настоящее время система управления образованием, отражая общие особенности переходного периода, находится в промежуточной стадии движения от прежнего способа деятельности к качественно новому. В ней сложно переплетаются новые, перспективные тенденции и рудименты старого стиля управления: низкая целенаправленность и запаздывающий характер управления, жесткость построения управленческих структур, элементы практики распорядительного управления и др. Цель модернизации системы управления качеством образования — создать гибкую, целенаправленную, эффективную систему государственно-общественного управления образованием, обеспечивающую его интенсивное развитие и высокое качество, многообразие и направленность на удовлетворение потребностей страны, запросов личности и общества.

Образовательная политика государства и ее цели

Государственная политика Сирии в сфере образования строится на трех основных приоритетах: обеспечение доступности образования, обеспечение качества, повышение финансовой эффективности деятельности образовательных учреждений.

Цели образовательной политики:

- в политическом плане — определение ответственности государства и общества в сфере образования, расширение его государственной и общественной поддержки, организация всестороннего и полноправного партнерства государства и гражданского общества в инновационном развитии образования;

- в социальном плане — формирование комплекса мер по повышению мотивации населения к расширению своего

образования в связи с постоянно возрастающими запросами постиндустриального общества; обеспечение конституционных гарантий доступности образования для всех граждан; создание действенной системы адресной социальной поддержки в получении полноценного качественного образования для детей из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями;

- в экономическом плане — обеспечение условий для полноценного удовлетворения потребностей граждан, общества, государства, социально-экономического развития страны, рынка труда в подготовке высококвалифицированных специалистов, в постоянном повышении их профессионального уровня и профессиональной мобильности;

- в образовательном плане — переход к устойчивому инновационному развитию системы образования, ориентированному на достижение результатов, соответствующих мировым стандартам; создание механизмов непрерывного повышения качества и конкурентоспособности образования.

Приоритетные задачи развития системы образования

1. Образование и защита детства. Сохранение и укрепление здоровья детей. Внедрение новых здоровьесберегающих технологий в практику учебной и внеучебной деятельности.

2. Формирование современной системы дошкольного образования.

3. Введение обязательного бесплатного среднего (полного) общего образования.

4. Создание системы всеобщего непрерывного профессионального образования, соответствующего потребностям страны и тенденциям мирового рынка труда.

5. Совершенствование системы управления. Освоение и внедрение новых современных управленческих технологий.

6. Создание условий для перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий, реализации проекта единого ресурсного центра, обеспечивающего информационную и научно-методическую поддержку образовательного процесса.

7. Поддержка и реализация инновационных и экспериментальных научно-исследовательских проектов образовательных учреждений города, направленных на развитие и совершенствование городской образовательной среды.

8. Развитие социального партнерства образовательных учреждений города с научно-исследовательскими институтами, общественными центрами и промышленными предприятиями города.

Список литературы

1. Абид Альазим Альфержани. Технология и развитие образования. Дамаск, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Дамасский университет. Ежегодные выпуски 1995—2006.

3. Министерство образования. Образование и воспитание в Сирийской Арабской республике. Дамаск, 2007.

4. Мухсин Худер. Будущность образования в арабском мире. Дамаск, 2008.

5. Российский университет дружбы народов. Проблемы образования в зарубежных странах. М., 1968.

6. Тауфик Баро. Древняя история арабов. Дамаск, 2006.

7. Фатима Жудала. Сирия — исток цивилизаций. Дамаск, 2002.

8. Халид Котраш, Низар Абаза. Образование в Сирии и его развитие. Дамаск, 2001.

9. Damascus University. [Electronic resource] http://www.damasuniv. shern.net/

10. Ministry of Education. [Electronic resource] http://www.syrianedu-cation.org.sy/nstyle/

11. Ministry of Higher Education. [Electronic resource] http://www. mhe.gov.sy/ara/1/2007/12/12/855.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.