Научная статья на тему 'Развитие образно-пластического мышления младших школьников на кружковых занятиях по изучению народной и декоративной керамики'

Развитие образно-пластического мышления младших школьников на кружковых занятиях по изучению народной и декоративной керамики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДЕКОРАТИВНАЯ КЕРАМИКА / ORNAMENTAL CERAMICS / НАРОДНАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА / FOLK CLAY TOYS / КОМПОНЕНТЫ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОПЛАСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / COMPONENTS AND DEVELOPMENT LEVELS OF VISUAL AND PLASTIC THINKING / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / КОМПОНЕНТЫ И ЗАДАЧИ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / COMPONENTS AND OBJECTIVES OF VISUAL AND PLASTIC THINKING DEVELOPMENT MODEL / НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / FOLK ART CULTURE / VISUAL AND PLASTIC THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестеренко Т. Ю.

В статье рассмотрена проблема развития образнопластического мышления младших школьников. Отражены основы разработанной в ходе исследования методической системы развития образно-пластического мышления младших школьников на занятиях по декоративной керамике. Описаны компоненты, уровни, критерии оценки и методика развития образно-пластического мышления. Эффективность предложенной методики доказывается на основе данных эксперимента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие образно-пластического мышления младших школьников на кружковых занятиях по изучению народной и декоративной керамики»

$

с учащимися начальных классов. Апробированы предложенные уроки по музыке.

- Третий этап (итоговый), проводился сравнительный анализ и изложены результаты экспериментального исследования. Осуществлена систематизация и обобщение материалов.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил нам выявить условия, обеспечивающие эффективность использования средств национального музыкального искусства, методов и форм работы по эстетическому воспитанию младших школьников:

- созданием системы использования средств народного музыкального искусства;

- комплексным применением в учебно-воспитательном процессе средств и методов музыкального образования в их единстве и взаимосвязи;

- погружением младших школьников в истоки народной музыки.

Следует учитывать то, что процесс музыкального образования не может быть направлен на присвоение учащимися ценностей каких-либо одной национальной музыкальной культуры в ущерб другой. Задача педагога заключается в умении сопоставлять музыкальные произведения, присущие различным музыкальным культурам народов, стран ближнего и дальнего зарубежья; давать сопоставительную характеристику произведений различных национальных культур; показывать их общие и своеобразные черты [7, с. 25].

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что проблема сохранения и развития народного музыкального искусства решаема, и эстетическое воспитание младших школьников наиболее эффективно, если увеличить применение использования в учебной деятельности средств национального музыкального искусства.

Поэтому несомненным является тот факт, что эстетическое воспитание младших школьников средствами народного музыкального искусства требует более

пристального внимания как со стороны педагогов-практиков (осознание необходимости и важности поставленных задач и стремление их решить), а также со стороны министерств образования и культуры (в части создания условий для реализации регионального компонента).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С. А. Герасимовой. - М., 1983.

2. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Владос, 2010.

3. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учеб. пособие / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. - М., 2002.

4. Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика препо-дования музыки в общеобразовательных школах. - М., 2002.

5. Иванова И. Г. Художественно-эстетическое воспитание детей в условиях предшкольного образования // Образование и саморазвитие. Науч. журн. - 2010. - № 6.

6. Гузеватова Е. Н. Проблема реализации воспитательного потенциала народного искусства в системе образования поликультурного региона // Культура, искусство и образование в регионах Сибири. Матер. межрег. науч.-практ. конф. -Кызыл, 2008.

7. Бурлак О. А. Теоретические аспекты приобщения школьников к национально-региональной культуре в условиях общего музыкального образования // Актуальные проблемы теории и практики музыкального и художественного образования. Межвуз. сб. науч. трудов. - Екатеринбург; Пермь, 2009.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНОЙ И ДЕКОРАТИВНОЙ КЕРАМИКИ

DEVELOPING PRIMARY SCHOOLCHILDREN'S VISUAL AND PLASTIC THINKING IN FOLK AND ORNAMENTAL CERAMICS OPTIONAL CLASSES

Т. Ю. Нестеренко

В статье рассмотрена проблема развития образно-пластического мышления младших школьников. Отражены основы разработанной в ходе исследования методической системы развития образно-пластического мышления младших школьников на занятиях по декоративной керамике. Описаны компоненты, уровни, крите-

T. U. Nesterenko

The article examines the issue of development of primary schoolchildren's visual and plastic thinking. It contains the basics of the educational method which develops visual and plastic thinking in ornamental ceramics lessons; the methods was developed in a research project. The author describes the components,

#

рии оценки и методика развития образно-пластического мышления. Эффективность предложенной методики доказывается на основе данных эксперимента.

Ключевые слова: образно-пластическое мышление, декоративная керамика, народная глиняная игрушка, компоненты и уровни развития образно-пластического мышления, принципы, компоненты и задачи модели развития образно-пластического мышления, народная художественная культура.

levels, assessment criteria and methods of visual and plastic thinking development.

Keywords: visual and plastic thinking, ornamental ceramics, folk clay toys, components and development levels of visual and plastic thinking, principles, components and objectives of visual and plastic thinking development model, folk art culture.

Теория педагогической науки в качестве одного из основополагающих принципов обучения рассматривает его развивающую направленность. Гармоническое и всестороннее развитие личности, всех ее качеств и способностей - стратегическая цель воспитания.

В таком аспекте развития личности, как художественно-эстетическое воспитание, большую роль играют способности к художественной деятельности. В свою очередь, развитие образно-пластическое мышление - неотъемлемый компонент развития художественных способностей детей в объемно-пластических видах искусства, например в декоративной керамике.

Образно-пластическое мышление (ОПМ) - вид художественно-образного мышления, включающий в себя специфические интеллектуальные структуры, обусловленные предметной деятельностью в области пластического декоративного творчества; процесс, содержанием которого является создание пластических образов на основе преобразования чувственной информации [1, с. 38].

Неисчерпаемые возможности развития ОПМ у детей младшего школьного возраста на кружковых занятиях декоративной керамикой открывает изучение народной глиняной игрушки [2, с. 31, 62].

Занятия по созданию творческих работ на основе традиционной народной игрушки позволяют наиболее эффективно разрешить характерное для детей младшего школьного возраста противоречие между уровнем их творческого потенциала во всех его аспектах (развитие памяти, фантазии и др.) и неумением отразить задуманный образ в материале. Основная причина данного противоречия - недостаточный уровень развития способностей, несформированность навыков и умений, которые в своей совокупности составляют ОПМ детей [1, с. 72-73].

Анализ обучения основам изобразительного искусства в средних общеобразовательных школах показывает, что уровень развития ОПМ младших школьников невысок. Одна из причин этого - отсутствие систематического курса обучения основам объемно-пластического искусства, в частности декоративной керамики, в школах. Задания по лепке из глины в курсе предметов художественно-эстетического цикла школы эпизодичны, мало связаны с задачами создания выразительного художественного образа. Для лепки на занятиях в школе используется недостаточно пластичный и не сохраняющий четкую первоначальную форму материал - пластилин [3, с. 107].

В связи с этими причинами именно кружковые занятия в школе - оптимальная форма для обучения младших

школьников декоративной керамике, направленная на развитие их ОПМ.

Однако в целях эффективности процесса развития ОПМ младших школьников на занятиях декоративной керамикой, в соответствии с логикой научного исследования и данным выше определением ОПМ, необходимо определить структуру процесса ОПМ.

Наблюдение за процессом мысленных и технологических действий детей по созданию и корректировке образа в материале позволило определить структуру ОПМ, состоящую из нескольких операциональных компонентов, регулируемых с помощью различных познавательных процессов психики. То есть процесс ОПМ составляют повторяющиеся операции нескольких блоков психической деятельности - воображения (фантазия и память), практической деятельности (ощущения и действия), аналитико-синтетической деятельности (мышление и восприятие). Весь процесс эмоционально окрашен, насыщен эстетическими переживаниями, особенно на стадии мысленного создания образа или восприятия имеющегося. Таким образом, структура процесса ОПМ состоит из следующих компонентов мысленно-практической деятельности:

- идейно-образный (рождение замысла и проработка образов),

- технологический (выполнение практических операций по воплощению и корректировке образа в материале),

- оценочный (соотнесение результата практической деятельности с замыслом),

- эмоциональный (прослеживается на протяжении всего процесса).

В соответствии со степенью выраженности различных компонентов ОПМ детей можно выделить несколько уровней его сформированности у обучающихся:

• неудовлетворительный (характеризуется несоответствием визуального образа и работы друг другу и данной теме, низким уровнем сенсомоторной чувствительности, развития формообразующих движений и так-тильно-кинестезических навыков - таким образом, слабо развиты все компоненты ОПМ);

• низкий (характеризуется достижением атрибутивной схожести работы с задуманным образом. Однако работа осуществляется механически, по принципу копирования ранее увиденного, со слабым вовлечением оценочного и эмоционального компонентов мыслительной деятельности. Детали не подчинены общей форме);

Ф

• средний (характеризуется достаточным уровнем выразительности образа и соответствия работы заданной теме, однако наблюдается незавершенность оформления на последних этапах деятельности. Причина: недостаточно высокий уровень тактильно-кинестезических навыков детальной обработки формы, то есть слабая степень развития технологического компонента ОПМ);

• высокий (характеризуется выразительностью образа в работе (в соответствии с темой) при высоком качестве выполнения и оформления работы. Детали подчинены общей форме. Достаточно развиты все компоненты ОПМ).

Описанные уровни позволят успешно провести диагностику развития ОПМ, доказать эффективность методики его развития, а приращение названных художественно-пластических умений позволит перевести его на более высокий уровень.

В ходе анализа процесса обучения лепке и приобретения детьми художественно-пластических умений в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования была разработана модель, ориентированная на развитие ОПМ младших школьников на занятиях по декоративной керамике. Были определены принципы данной модели (использование традиций народной художественной культуры для развития ОПМ, развитие ОПМ в соответствующей деятельности, комплексность его развития, учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, неразрывная связь процессов развития, обучения и воспитания, соблюдение дидактических принципов). Были разработаны компоненты модели: целевой, содержательный, технологический и диагностический. Особенностью разработанной на ее основе методики является то, что она направлена на развитие ОПМ детей через комплексное развитие всех его названных компонентов: идейно-образного, технологического, оценочного и эмоционального. Исходя из разработанной структуры ОПМ, были выделены задачи данной модели:

1. Развитие воображения и образной памяти детей на материале гончарных традиций народной художественной культуры.

2. Развитие образно-пластических навыков в тактильно-кинестезической деятельности в материале (развитие осязания и мелкой моторики рук).

3. Развитие эстетического восприятия и аналитического мышления детей на занятиях по декоративной керамике на основе изучения народной художественной культуры.

4. Развитие эмоций и формирование нравственных качеств.

Содержательный аспект данной методической системы основан на материалах народной декоративной пластики -изучении истории, семантики и лепки распространенных в России и в Курской области видов народной глиняной игрушки. Основные тематические блоки содержания: «Керамика» (вводный), а также постоянно чередующиеся и повторяющиеся в программе обучения блоки «Мы - гончарики», «Такие разные игрушки», «Глиняные фантазии». Каждый тематический блок содержит как теоретический, так и практи-

ческий материал по своему разделу. Теоретическая часть представлена материалом об истории и разновидностях керамических (гончарных и игрушечных) промыслов России, о династиях мастеров и приемах лепки и росписи, символике образов, цветовой гаммы и орнаментов. Практическая часть содержит упражнения по лепке и росписи игрушек (блок «Такие разные игрушки»), гончарных изделий и декоративной керамики (блок «Мы - гончарики), творческие задания по мотивам народной гончарной керамики и народной глиняной игрушки, а также по созданию новых образов (блок «Глиняные фантазии»).

Таким образом, программа реализации данной модели является блочной и многоуровневой. Программа «Юные гончарики» рассчитана на два года обучения детей 7-9 лет, с периодичностью и длительностью занятий два раза в неделю и по два сорокаминутных занятия каждый раз соответственно.

Технологический аспект данной модели определяется ее инструментарием - используемыми педагогом методами, формами, средствами обучения.

В соответствии с особенностями восприятия и мышления младших школьников широкое использование в этой модели приобретают игровые методы (познавательная игра, игра-путешествие), метод театрализации.

Данная модель обучения совмещает и такие стандартные формы обучения, как практические занятия, беседы, занятия-повторения и обобщения, уроки - контрольные срезы, и нестандартные: занятия-игры, экскурсии, творческие отчеты (выставки), театрализованные уроки, уроки-путешествия, уроки-соревнования, уроки мастер-классы, экскурсии и коллективные обсуждения созданных работ на выставках.

С целью практического изучения проблемы развития ОПМ у младших школьников на кружковых занятиях декоративной керамикой и определения теоретических и методических основ его развития в 2008 году на базе общеобразовательных и учреждений дополнительного образования г. Курска был проведен констатирующий эксперимент.

В ходе проведения констатирующего эксперимента использовались следующие методы научного исследования: наблюдение, беседы с педагогами, анкетирование учителей, анализ продуктов художественно-творческой деятельности детей (по разработанным критериям в результате выполнения диагностических заданий), педагогическое тестирование детей, изучение документации образовательных учреждений, обобщение педагогического опыта (на основе полученных данных).

Данные исследования проводились на базе четырех общеобразовательных учреждений и шести учреждений дополнительного образования детей в Курской области.

Наблюдение позволило сделать заключения о несоответствии теоретических и методических основ обучения декоративной керамике в данных учреждениях задачам развития ОПМ младших школьников и невысоком (низком или среднем) уровне развития ОПМ младших школьников, сформированного на занятиях декоративной керамикой в этих учреждениях. Результаты бесед с педагогами и их анкетирования по различным аспектам исследуемой пробле-

мы указали на недостаточно четкое понимание педагогами сущности ОПМ, его структуры и в связи с этим - пути его развития у детей младшего школьного возраста в процессе занятий декоративной керамикой.

Для объективного определения исходного уровня развития ОПМ младших школьников был использован метод анализа продуктов деятельности детей. В качестве базы для определения уровня ОПМ, а также критериев его оценки, были применены разработанные в соответствии с указанной в исследовании структурой ОПМ диагностические задания, выявлявшие специфику различных сторон ОПМ: идейно-образной, оценочной, технологической, эмоциональной. Эти задания позволили определить в качестве критериев оценки ОПМ младших школьников следующие показатели.

1. Идейно-образные компоненты:

• оригинальность решения идеи;

• самостоятельность подбора образа;

• широта поиска (разнообразие вариантов решения);

• степень раскрытия заданной темы (соответствие).

2. Оценочные компоненты:

• композиция (в многопредметной работе);

• соответствие зафиксированного и воплощаемого образов;

• пропорциональность, цельность и характерность формы;

• рациональность компоновки росписи (и выбора орнамента) или фактурного декора;

• рациональность цветового решения;

• самостоятельность и своевременность устранения неточностей, ошибок;

• последовательность в работе.

3. Технологические компоненты:

• доминирующий способ формообразования;

• аккуратность в работе;

• тщательность моделировки формы;

• степень овладения специальными навыками в формообразовании;

• степень умения работы с инструментами.

4. Эмоциональные компоненты:

• эмоциональность работы (увлеченность процессом);

• эмоциональная выразительность образов;

• эстетический вкус.

В соответствии с этими показателями и разработанной характеристикой четырех уровней развития ОПМ младших школьников в ходе диагностических заданий, проведенных с участием 40 младших школьников - обучающихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования г. Курска, был выявлен исходный уровень развития ОПМ диагностируемых. Согласно результатам, 32,5% из них имеют низкий уровень развития ОПМ, 47,5% - средний, только 20% - высокий и 0% - неудовлетворительный.

Педагогическое тестирование, ориентированное на выявление уровня базовых знаний, полученных детьми на занятиях по декоративной керамике, позволило определить, что запас знаний детей по декоративной керамике и традиционной народной культуре, технологии лепки из глины фрагментарен и несистематичен, а значит, у те-

стируемых недостаточно развиты такие компоненты ОПМ, как идейно-образный и технологический.

Таким образом, проведенный констатирующий эксперимент позволил сделать следующие заключения.

1. Исходный уровень развития ОПМ младших школьников в учреждениях общего и дополнительного образования является низким.

2. Выявленные методические условия процесса обучения декоративной керамике в школах и учреждениях дополнительного образования не отвечают особенностям развития ОПМ младших школьников. В соответствии с этим развитие ОПМ младших школьников будет эффективным, если в процессе занятий будут созданы следующие методические условия:

- будут учтены возрастные и индивидуальные особенности развития ОПМ у детей младшего школьного возраста;

- будет предложена и апробирована на практике методика обучения, способствующая активному развитию ОПМ младших школьников на занятиях декоративной керамикой;

- в процессе обучения будет использоваться система заданий и упражнений творческого типа;

- процесс обучения будет основан на изучении народной художественной культуры;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- процесс обучения будет включать содержание, методы и формы, способствующие активизации процесса развития ОПМ у детей младшего школьного возраста в процессе кружковых занятий декоративной керамикой на основе изучения народной художественной культуры.

С целью проверки, коррекции и уточнения предложенной методики обучения, ориентированной на развитие ОПМ младших школьников на занятиях декоративной керамикой, был проведен поисковый эксперимент. Базой для него стали кружковые объединения «Волшебная глина» Дворца пионеров и школьников г. Курска и «Гончари-ки» Центра детского творчества г. Курска, в которых проводились занятия с частичным использованием предложенной методики по нескольким разделам специально разработанной программы «Юные гончарики».

Сравнительный анализ детских работ, сделанных в начале первого года и к его концу в экспериментальных группах, позволил установить, что к концу поискового эксперимента целый ряд показателей по разработанным критериям развития ОПМ в экспериментальных группах в целом был на 30% выше, чем в его начале.

В 2008-2010 гг. на базе Дворца пионеров и школьников г. Курска, Центра детского творчества г. Курска, средней школы № 51 и средней школы № 5 г. Курска был поставлен формирующий эксперимент. Он проводился в четырех группах детей из разных образовательных учреждений по 10 человек в каждой в возрасте 7-10 лет. Другие четыре группы из этих же образовательных учреждений стали контрольными, так как занятия в них проводились другими педагогами по традиционным методикам с преимущественным использованием методов и форм, ориентированных скорее на репродуктивную, чем на творческую деятельность. Занятия в экспериментальных группах проводились автором данной статьи в соответствии с содержательным и методическим обеспечением программы «Юные гончарики».

Сравнение результатов контрольных и экспериментальных групп показало, что обучающихся с низким уровнем развития ОПМ к концу эксперимента в экспериментальных группах оказалась в два раза меньше, чем в контрольных. Доля обучающихся со средним уровнем развития ОПМ в контрольных группах к концу эксперимента стала на 7,5% больше, чем в экспериментальных. Доля обучающихся с высоким уровнем развития ОПМ в экспериментальных группах была в среднем на 17,5% выше, чем в контрольных. Эти данные указывают на тенденцию к уменьшению общего количества детей с низким уровнем развития ОПМ и, наоборот, к увеличению доли детей с высоким уровнем развития ОПМ в экспериментальных группах по сравнению с контрольными.

В соответствии с полученными результатами можно констатировать, что апробированная методика способствует более эффективному развитию ОПМ младших школьников, чем традиционные методики обучения декоративной керамике и лепке в школе и учреждениях дополнительного образования.

Таким образом, проделанная исследовательская работа позволила сделать следующие выводы:

1. Образно-пластическое мышление - неотъемлемый компонент художественных способностей детей в объемно-пластических видах искусства (в декоративной керамике). Это вид художественно-образного мышления, включающий в себя специфические интеллектуальные структуры, обусловленные предметной деятельностью в области пластического декоративного творчества; процесс, содержанием которого является создание пластических образов на основе преобразования чувственной информации.

2. Кружковые занятия по созданию творческих работ на основе традиционной народной игрушки позволяют наиболее эффективно разрешить характерное для детей младшего школьного возраста противоречие между уровнем творческого потенциала детей и неумением отразить задуманный образ в материале (слабой степенью развития ОПМ).

3. В целях эффективного развития ОПМ младших школьников на занятиях декоративной керамикой в ходе анализа процесса мысленно-практических действий по созданию образа в материале была определена структура процесса ОПМ, состоящая из операций идейно-образного, технологического, оценочного и эмоционального компонентов.

4. В соответствии со степенью выраженности различных компонентов ОПМ детей были выделены четыре уровня его сформированности у обучающихся: неудовлетворительный, низкий, средний и высокий. Описанные уровни позволяют успешно провести диагностику развития ОПМ.

5. На основе описанной структуры ОПМ и уровней его развития была разработать модель, направленная на развитие ОПМ младших школьников на кружковых занятиях по декоративной керамике, и методическая система ее реализации.

6. В ходе проведенного в 2008 году на базе общеобразовательных и учреждений дополнительного образования г. Курска констатирующего эксперимента, направленного на изучение проблемы развития ОПМ у младших школьников на кружковых занятиях декоративной керамикой и определения теоретических и методических

основ его развития, было выявлено, что исходный уровень развития ОПМ младших школьников в учреждениях общего и дополнительного образования является низким, а методические условия процесса обучения декоративной керамике в школах и учреждениях дополнительного образования не отвечают особенностям развития ОПМ младших школьников. В соответствии с этим были определены методические условия, способствующие более эффективному развитию ОПМ младших школьников.

7. В ходе проведенного с целью проверки, коррекции и уточнения предложенной методики обучения, ориентированной на развитие ОПМ младших школьников на занятиях декоративной керамикой, поискового эксперимента, была установлена на практике эффективность предложенной методики обучения по целому ряду показателей в соответствии с разработанными критериям развития ОПМ.

8. В ходе проведенного в 2008-2010 гг. формирующего эксперимента была на практике апробирована предложенная модель развития ОПМ младших школьников. В ходе исследования была выявлена тенденция уменьшения общего количества детей с низким уровнем развития ОПМ и, наоборот, увеличения доли детей с высоким уровнем развития ОПМ в экспериментальных группах по сравнению с контрольными.

Таким образом, изучение возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, определение структуры ОПМ и алгоритма всей мыслительно-практической деятельности по созданию образа в декоративной керамике позволяют создать, научно обосновать и апробировать на практике методику, направленную на эффективное развитие ОПМ младших школьников во всей целостности и сложности этого процесса.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Даутова О. Г. Развитие ОПМ студентов средствами декоративной керамики на факультете изобразительного искусства в педвузе: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006.

2. Конышева Н. Н. Лепка в начальных классах. -М., 1985.

3. Скопина О. А. Преемственность в формировании выразительного образа в лепке у старших дошкольников и учеников первого класса школы: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1999.

4. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989.

5. Ворохоб А. А. Формирование образно-пластического мышления у студентов художественно-графических факультетов средствами скульптуры: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000.

6. Выготский Л. С. Детская психология. Собр. соч. - М.: Педагогика, 1984.

7. Иванова Ю. Б. Основные тенденции развития глиняной игрушки России на рубеже столетий // Гончары России-2000 (Материалы научно-практической конференции). - М.: ООО Само-Принт, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.