так происходит становление и развитие его образа. В противном случае медиагерой имеет способность забываться, терять свою «сакральную» силу.
Литература
1. Сибиданов Б.Б., Борхонов Э.Л., Тармаханов А.К. Воздействие электронных СМИ в Бурятии: анализ контента. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011.
2. Филиппова Н.К. Социальные позиции и социальные роли ученого // Социология науки и технологий. - 2011. - Т.2. - -№ 1. - С. 109-116.
Сибиданов Баир Борисович, доцент кафедры журналистики и рекламы Бурятского государственного университета, кандидат исторических наук.
Sibidanov Bair Borisovich, associate professor, department of journalism and advertising, Buryat State University, candidate of historical sciences. Те1. +7-9148411191; e-mail: sibibair@mail.ru
Озеров Виктор Алексеевич, старший преподаватель кафедры журналистики и рекламы Бурятского государственного университета.
Ozerov Victor Alekseevich, senior lecturer, department of journalism and advertising, Buryat State University. Те! +79148411191; e-mail: sibibair@mail.ru
УДК 655.4
© Л.В. Сахаровская
Развитие новостного вещания ГТРК «Бурятия» в информационном телепространстве
Республики Бурятия
Рассматривается развитие новостного вещания ГТРК «Бурятия» в информационном телепространстве Республики Бурятия в аспекте поиска новых путей повышения эффективности работы новостных отделов регионального телвидения.
Ключевые слова: средства массовой информации, информационное общество, телевидение, электронные СМИ.
L.V. Sakharovskаyа
Development of the STRC "Buryatia" news broadcasting in information TVspace
of the Republic of Buryatia
The development of the STRC "Buryatiya" news broadcasting in information TV space of the Republic of Buryatia is considered in the aspect of searching new ways to increase the efficiency of work of news departments in the regional TV company.
Keywords: mass media, information society, TV, electronic mass-media.
Новости на российских региональных телеканалах являются самым востребованным контентом регионального информационного рынка. Опыт работы корреспондентов федеральных каналов был и остается основой и ориентиром для региональных корреспондентов. Корреляция с предпочтениями аудитории дает стимул к поиску новых путей повышения эффективности работы новостных отделов региональных телекомпаний. В Республике Бурятия на сегодняшний день существуют три местные телекомпании аналогового способа вещания. В виду обострения борьбы за своего зрителя между Государственной телерадиокомпанией «Бурятия», телекомпаниями «Ариг Ус» и «Тивиком» появилась необходимость выявления детерминант успеха. Исследование специфики работы новостных отделов названных телекомпаний необходимо для понимания четких направлений в усовершенствовании производства новостей и привлечении большей аудитории [Варфоломеев...].
Наше исследование ориентировано на ГТРК «Бурятия» ввиду относительной уязвимости в рейтинге популярности у телеаудитории республики. Необходимость информационного обеспечения аудитории знаниями о современном этапе развития ГТРК «Бурятия» мотивирует автора и актуализирует его работу [Новостное вещание ГТРК «Бурятия».].
Нами впервые предпринимается попытка комплексного анализа информационных программ ГТРК «Бурятия», ТК «Ариг Ус» и «Тивиком» при помощи самостоятельно оформленного критериального аппарата. Используя научную базу исследования, мы также самостоятельно определили схему проведения семиотического анализа новостных программ, уточнили специфику работы региональных корреспондентов в сравнении с работой корреспондентов федеральных каналов. Деятельность региональных корреспондентов отличается от деятельности корреспондентов центральных телеканалов по многим параметрам: отношения с властью, зритель, техника, тематика, имидж, собственное мнение,
Л.В. Сахаровская. Развитие новостного вещания ГТРК «Бурятия» в информационном телепространстве Республики Бурятия
оплата труда, доступ к информации, конкуренция.
Также исследование вносит вклад в пополнение научных работ по развитию региональной информационной тележурналистики. Исследование значимо в практическом отношении: кроме того, что его результаты могут найти применение в спецкурсах по теории региональной тележурналистики, они также могут быть представлены дирекции службы информационных программ ГТРК «Бурятия» в качестве документа с предложениями по улучшению эффективности новостного вещания телекомпании.
Изучению современного телевидения посвящены исследования И.С. Мелюхина, Я.Н. Засурского, В.М. Березина и др. Новостной дискурс изучали Г.Г. Почепцов, В.В. Ворошилов, Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, В.М. Кэрролл, К.А. Таггл, Ф. Карр, С. Хаффман и др. Новости как форму массовой коммуникации исследовали В.В. Орлова, К.А. Антонова, М.П. Бахтина, В.Г. Лившиц и др. Изучением особенностей регионального телевидения занимались такие исследователи, как Н.Н. Алпеева, Н.В. Зверева, Н.А. Карапетян, Е.Я. Лащук, Н.И. Шапшай и др. Изучению средств речевого воздействия посвящены труды известного кинорежиссера К.С. Станиславского, а также А.А. Даниловой, Т.В. Евгеньевой, И.Б. Голуба и Д.Э Розенталя, Л.С. Салемгареева. Изучением журналистики Бурятии 1930-1945 гг. занималась Б.Б. Шагдарова. Среди исследований, посвященных телевидению Бурятии, можно отметить работы Л.В. Бадмаевой и С.В. Пономаренко.
Комплексный анализ в нашем исследовании подразумевает выработку четкой системы критериев: концепция новостной телепрограммы; тематическая направленность новостных программ, тип информационной ситуации; использование средств речевого воздействия; семиотика новостных материалов; образ и национальное представительство ведущих. Анализ новостных программ «Вести. Бурятия», «Восточный экспресс» и «Новости дня» привел к интересным результатам [Варфоломеев...].
Концепции новостных программ у названных телекомпаний различны. Это можно считать очевидным, однако, в научных работах этот вопрос не освещен. У программы «Вести. Бурятия» концепция классическая. У программы «Восточный экспресс» - смешанная, т.е. сочетает в себе черты публицистической и классической концепций, а вот у программы «Новости дня» концепция публицистическая. Анализ программ по критерию «Тематическая направленность, тип информационной ситуации» выявил: преобладающими на региональном телевидении Республики Бурятия являются краткосрочные информационные ситуации, примерно 60% событийных репортажей, нейтральные по способу работы с объективными фактами - 12%, позитивные - 10%, региональные инфо-ситуации - 1,5%. Менее популярными, в результате подсчета, являются обостряющие проблему, конфликтные. Также затронуты в наименьшей степени такие информационные ситуации, как общенациональные и глобальные. Данные типы ситуаций возникают при непосредственном информационном поводе, в частности, ситуация вынужденной информатизации аудитории [Атанова...].
Не менее важная задача внутреннего направления государственной информационной политики заключается в повышении информированности населения страны о текущих и перспективных внутри-и внешнеполитических мероприятиях, осуществляемых государством в лице его лидеров, органов власти и управления в центре и на местах. Нередко данную задачу называют информационным сопровождением текущей деятельности государства или пропагандой политического курса страны [Мартынова, с. 16].
Безусловно, государственному телевидению принадлежит ключевая роль в реализации этой задачи: с его помощью власти могут оперативно и доходчиво разъяснить населению необходимость преобразований в различных областях, обеспечить поддержку со стороны основных экономически и политически активных социальных слоев и групп, проводимых и планируемых мероприятий, пусть не всегда популярных, наконец, сформировать позитивное восприятие государства в общественном мнении. Тем самым стимулируется активная позиция общественности, закладываются основы для ее реального участия в подготовке и принятии значимых для страны политических решений. Кроме того, в обществе формируется благоприятный социально-психологический климат, появляется уверенность граждан в завтрашнем дне, нацеленность на перспективы всестороннего индивидуального роста себя и своих близких. В данном случае на органы власти и управления ложится особая ответственность за содержание информации и форму ее подачи, за отсутствие в информационно-коммуникационных процессах разного рода политических манипуляций.
Журналисты все трех телеканалов пользуются средствами речевого воздействия. Чаще всего используются факты из жизни людей, апелляция к фактам, введение цифр, введение экспертизы, естественные доказательства и прагматически нагруженные лексические группы. Выявлено множество
средств семиотики, к которым прибегают региональные новостные тележурналисты. Отметим, что корреспонденты местных телевизионных СМИ, помимо таких приемов, как использование знаков, технических кодов - плана, ракурса, движения камеры, монтажа, темпа речи как стиля ведения программы - используют и другие. Они обращаются к статистике, цитатам, справкам.
По таким критериям оценки новостных материалов, как информативность, актуальность, объективность, достоверность, представительность мнений и независимость суждений, мы выявили условный рейтинг анализируемых новостных программ, где на первой позиции стоит программа «Восточный экспресс» ТК «Ариг Ус», на втором - «Новости дня» ТК «Тивиком», на третьем - «Вести. Бурятия» ГТРК «Бурятия».
Проблема национального представительства ведущих в эфире, на наш взгляд, также представляет собой важный фактор сближения с многонациональной аудиторией республики. Конечно, штата корреспондентов и ведущих на ГТРК «Бурятия» больше, чем на других телеканалах, однако важно, что национальное представительство ведущих, по нашим наблюдениям, наиболее респектабельно на ГТРК «Бурятия». Рассматривая пункт анализа «Образ и национальное представительство ведущих», используя просмотры выпусков новостей трех телеканалов республики за март-апрель 2013 г., мы выявили, что представительство ведущих в национальном аспекте в ТК «Ариг Ус» и «Тивиком» примерно одинаковое. Это является особенностью вещания на всю республику. Образ ведущих соответствует концепциям программ, которые мы выявили. Немаловажно заметить, что образ ведущего является одним из важных факторов успеха той или иной информационной программы. Зачастую зритель выбирает себе «любимчиков» и в последующем желает смотреть выпуски программ только лишь с их участием. На ГТРК «Бурятия» ведущими вечерних выпусков программы «Вести. Бурятия» являются - Ю. Сибиряков, А. Родионова, И. Кошлюнов, А. Атанова, Ю. Атанов, Г. Тудупова, С. Жигжитова, Э. Раднаев, Б. Раднаева. На ТК «Ариг Ус» ведущими новостной программы «Восточный экспресс» являются - И. Петонова, Л. Иринцеева, А. Фишев, В. Гарманова. Ведущие «Новостей дня» на ТК «Тивиком»: А. Зуева, Р. Батуев, З. Цыденешеева. Образ ведущих соответствует выявленным концепциям программ.
Региональное телевидение должно выступать критикой власти, несправедливости, выступать той ареной, где общество и власть способны найти компромисс в решении наиболее актуальных и злободневных тем. У телекомпаний Республики Бурятия есть ресурс для выполнения этих задач: ТК «Ариг Ус» с самого своего появления старается сохранять лицо оппозиционного по отношению к власти СМИ, ТК «Тивиком» являет пример городского телеканала, практически по всем качественным характеристикам держится «в середине», ГТРК «Бурятия» в большей степени выражает интересы власти и государства, при этом располагает колоссальными возможностями для работы над привлечением к себе нового зрителя и удивления своего постоянного зрителя, но порой не использует их в полной мере.
Отметим вероятность приоритета в региональном телевещании информационных передач. Исходя из результатов исследования, принимая во внимание современную ситуацию в медиаиндустрии, сделаем выводы и предложения по повышению эффективности новостного вещания ГТРК «Бурятия»:
- создать WEB-редакцию, которая развивала бы сайт телерадиокомпании;
- способствовать увеличению активности творческого коллектива в сети Интернет, прежде всего, для продвижения своего новостного продукта, создания возможностей для его обсуждения аудиторией; поскольку наблюдения за активностью на сайтах ТК «Ариг Ус» и «Тивиком» показали, что это вполне успешный опыт;
- активизировать производство ГТРК «Бурятия» новых проектов, дискуссионных площадок, в том числе, в сети Интернет;
- обратить внимание на творческий рост коллектива, усилить требования к исполнению работ, предоставить большие возможности для творчества;
- отслеживать рейтинги и не скрывать его от общественности (счетчики посещаемости сайта ГТРК «Бурятия» находятся под паролем, скрыты от публичного просмотра, тогда как рейтинги посещаемости двух других телеканалов - «Тивиком» и «Ариг Ус» находятся в свободном доступе, по результатам просмотра www.liveinternet.ru).
В.В. Башкеева, А.А. Халбаева. Концепт «Бурятия» в интернет-сайтах: от имиджа к бренду
Предложенные рекомендации могут привести к совершенствованию информационных продуктов ГТРК «Бурятия». Залогом успеха любого телеканала сегодня является, в первую очередь, заполнение эфира качественными и востребованными новостными программами. ГТРК «Бурятия» способна учитывать долгосрочные перспективы своего развития и ориентироваться на стремление выдавать в эфир качественные, интересные информационные продукты.
Литература
1. Атанова Анна. - URL: http://bgtrk.ru/materialyi-o-bgtrk/2010-08-26-10-50-57/anna-atanova.html.
2. Варфоломеев Александр Георгиевич. - URL: http://bgtrk.ru/materialyi-o-bgtrk/2010-08-26-10-50-57/varfolomeev-aleksandr-georgievich.html.
3. Мартынова Ю.С. Информационные стратегии в политике современного государства (теоретико-методологические аспекты): автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 2004.
4. Новостное вещание ГТРК «Бурятия»: Комплексный анализ. - Улан-Удэ, 2012.
Сахаровская Людмила Васильевна, старший преподаватель кафедры журналистики и рекламы Бурятского государственного университета, кандидат исторических наук.
Sakharovskаyа Lyudmila Vasilevna, senior lecturer, department of journalism and advertising, Buryat State University, candidate of historical sciences. Тек +7-914-632-54-25; e-mail: saharovsk@mail.ru
УДК 316.472.47:35.073(571.54)
© В.В. Башкеева, А.А. Халбаева Концепт «Бурятия» в интернет-сайтах: от имиджа к бренду
Проведен контент-анализ имиджа Бурятии в интернет-сайтах Республики Бурятия, сделан вывод о противоречивом образе региона.
Ключевые слова: имидж, бренд Бурятии, концепт, физические объекты, интернет-сайты.
V.V. Bashkeeva, A.A. Khalbaeva Concept "Buryatia" in the Internet-sites: from image to brend
The content analysis of the image of the Republic of Buryatia has been made in the Internet sites, the conclusion on the conradic-tory image of the region has been drawn.
Keywords: image, brend of Buryatia, concept, physical objects, the Internet-sites.
В условиях прагматического экономического общества, какое в настоящее время развивается в России, возникает необходимость в грамотном позиционировании того или иного субъекта рынка. В глобальном масштабе это касается национальных государств, административных субъектов, городов в рамках этих государств; в более частных проявлениях это позиционирование различных компаний с их продукцией, отдельных личностей с их сферой деятельности.
Республика Бурятия как административный субъект Российской Федерации заинтересована сегодня, как, впрочем, и все остальные регионы страны, в своем правильном позиционировании. Формы этого позиционирования могут быть различны, многообразны, могут касаться деятельности властных структур, экономики, культуры, образования и т.д. Но в любом случае все сферы деятельности регионального сообщества находят отражение в средствах массовой информации.
Нас интересует, как Республика Бурятия, рассмотренная нами как концепт «Бурятия», показана в Интернете. Интернет в качестве нового информационно-коммуникационного средства, в отличие от традиционных региональных СМИ, позволяет расширить читательскую среду, усилить свое влияние, дает особые возможности для позиционирования.
Гипотеза исследования связана со стремлением установить статус позиционирования Бурятии. В течение нескольких лет в республике обсуждается необходимость создавать такой бренд, который был бы привлекателен для российских и иностранных туристов. Так, в 2008 г. прошла всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы социально-экономического развития Российской Федерации: бренд региона», в рамках которой работали секции: «Бренд и брендинг: вопросы методологии»; «Бренд и экономика региона»; «Бренд и культура региона», был проведен круглый стол «Региональные бренды: состояние, проблемы формирования, перспективы развития». В том же году Информационно-аналитическим комитетом Администрации Президента РБ и другими заинтересованными структурами был проведен республиканский конкурс «Бренд Республики Бурятия», кото-