развитие нормативного обеспечения сегментарной отчетности в условиях внедрения мсфо
А. Н. ЧИКИШЕВА,
аспирант кафедры бухгалтерского учета и налогов Тел: 8 (8332) 37-57-64 Вятский государственный гуманитарный университет
Принятие нового международного стандарта по сегментной информации ¡ГИБ 8 «Операционные сегменты» в рамках действующих Концепции бухгалтерского учета и Программы реформирования актуализирует вопрос дальнейшего развития национального законодательства. В статье описываются сформулированные автором проблемы нормативного обеспечения сегментарной отчетности и мероприятия по ихустранению, основанные на исследовании истории, содержания российских и международных положений.
Ключевые слова: сегментарная бухгалтерская отчетность, международные стандарты финансовой отчетности.
С 01.01.2009 в результате реализации краткосрочного проекта конвергенции МСФО и GAAP US вступил в силу новый международный стандарт финансовой отчетности — МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты». Он установил совершенно иной подход к формированию сегментарной отчетности — подход, соответствующий американскому стандарту SFAS 131 «Раскрытие информации о сегментах предприятия и сопутствующей информации».
Мировое экономическое сообщество расценивает положения МСФО (IFRS) 8 неоднозначно. По мнению Совета по МСФО, введение его позволит улучшить качество финансовой отчетности: подход к представлению информации по сегментам «с управленческой точки зрения» даст возможность пользователям финансовой отчетности изучить деятельность организации с пози-
ций ее руководства; увеличение количества показателей обеспечит более полное представление о структуре бизнеса. Вместе с тем раскрытие уже имеющейся информации по сегментам существенно сократит затраты на подготовку отчетности [7]. Ряд консалтинговых и аудиторских компаний (в частности, «Эрнст энд Янг»), представителей государственной власти, иных участников рынка в своих комментариях выражали противоположную точку зрения. Новый стандарт МСФО (IFRS) 8 уступает МСФО (IAS) 14 в том, что информация по сегментам представляется на основе, отличной от основ формирования финансовой отчетности (т. е. МСФО), и в нем отсутствуют определения ключевых понятий («выручка сегмента», «активы сегмента» и т. п.). Учитывая то, что разные компании используют различные методы управления и контроля за результатами своей деятельности, даже функционируя в одной и той же отрасли, сопоставимость сформированной ими информации по сегментам маловероятна. Без ответа остается и вопрос аудита сегментарной отчетности.
Каким образом в сложившейся ситуации должен поступить российский законодатель?
Вопросы раскрытия сегментной информации в России имеют свою историю. При переходе в 1980-х гг. предприятий на внутренний хозяйственный расчет для оценки их деятельности вводились комплексные лицевые счета эффективности, где рассчитывались вклад каждого подразделения в прирост прибыли. Изменения хозяйственного механизма общества 1990-х гг.
сопровождались новациями в системе бухгалтерского учета: был взят курс на приведение его в соответствие с требованиями рыночной экономики. Первое упоминание о необходимости подготовки информации по сегментам этого периода имеет следующее содержание: «в пояснительной записке... необходимо привести дополнительные данные об объемах реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим рынкам сбыта» (п. 6.4 ПБУ 4/96 «Бухгалтерская отчетность предприятий», п. 4.31 Инструкции о порядке заполнения форм годо-
Структура нормативного регулирования сегментарной отчетности в Российской Федерации
вой бухгалтерской отчетности). К настоящему времени система нормативного регулирования сегментарной отчетности включает множество различных по юридической силе и содержанию документов, основные из которых представлены на рисунке.
Анализ содержания данных актов позволил выявить ряд проблем, затрудняющих их практическое применение:
1. В ПБУ 12/2000 раскрыто понятие информации по сегментам и требования, предъявляемые к ней. Если какая-либо информация
не соответствует приведенному определению и требованиям, то с юридической точки зрения она не может называться сегментной. Такое же положение присутствует и в международной практике. Однако требование п. 27 ПБУ 4/99 «...раскрывать информацию о выручке в разрезе видов (отраслей) деятельности и географических регионов...» или п. 18 ПБУ 9/99 и п. 21 ПБУ 10/99 «. обособленно отражать доходы и расходы по тем направлениям деятельности, где они составляют 5 % и более от общих показателей.» с позиции экономической сущности и приоритета содержания перед формой может быть охарактеризовано как элемент сегментной информации. Любой коммерческой организации следует проверять указанные виды деятельности (виды, отрасли, регионы) на предмет соответствия их статусу сегмента.
2. Информация по сегментам подлежит раскрытию в поясни-
тельной записке, которая не входит в состав промежуточной бухгалтерской отчетности. Исходя из требований полноты и достоверности сведений, обособленного раскрытия существенных данных, включения в отчетность при необходимости дополнительных показателей, представление их в отчетах за квартал, полугодие и 9 мес. может быть признано целесообразным, поэтому приветствуется. По усмотрению руководства показатели раскрываются полностью либо частично путем включения в формы отчетности дополнительных статей либо путем составления расшифровок к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Внесение данного разъяснения в текст ПБУ 12/2000 способствует достижению цели бухгалтерского учета и соответствует действующему в международной практике переносу центра тяжести с отчетных форм на пояснения к ним.
3. В пп. 4, 11 ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» фигурируют термины «операционный, географический сегмент», из чего следует вывод: прекращаемая деятельность организации, невзирая на требования ПБУ 12/2000, позиционируется как операционный либо географический сегмент (их часть, совокупность). При этом отсутствуют какие-либо ссылки на применение ПБУ 12/2000 в ходе формирования и представления соответствующих сведений. Для устранения неясности предлагается исключить из текста ПБУ 16/02 указанные слова, что согласуется с содержанием всех прочих пунктов данных положений; при проявлении у выделяемых организацией сегментов признаков прекращаемой деятельности информация по ним будет раскрываться в двух разделах пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с установленными правилами.
4. В тесной взаимосвязи с ПБУ 12/2000 находится ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности». Во-первых, в п. 3 ПБУ 20/03 при определении совместной деятельности, а также далее по тексту повсеместно используется термин «отчетный сегмент». Из этого следует, что законодатель намеренно возводит осуществляемую в любой форме и объемах совместную деятельность в статус отчетного сегмента, обязуя тем самым организации к раскрытию информации о ней в пояснительной записке именно как об отчетном сегменте. Даже в этом случае ссылки на ПБУ 12/2000 только в части представления
сведений в отчетности (это пп. 8, 11, 16, 22 и п. 23) звучат корректно. Указания пп. 7, 10 ПБУ 12/2000 на необходимость применения его при ведении бухгалтерского учета деятельности в рамках совместно осуществляемых операций и совместного использования активов целесообразно исключить, так как ПБУ 12/2000 действует в отношении бухгалтерской отчетности, но не ведения учета. Во избежание проблем с терминологией не рекомендуется употребление в п. 3 ПБУ 20/03 словосочетания «отчетный сегмент». Одновременно в п. 4 следует внести дополнение, что в целях ПБУ 20/03 совместная деятельность рассматривается как отчетный сегмент, и при раскрытии информации необходимо руководствоваться также ПБУ 12/2000.
Большего внимания требует рассмотрение главного нормативного акта, регулирующего порядок формирования и представления сегментарной отчетности, — ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» [4]. В его основу были взяты принципы и правила, установленные действующим тогда международным стандартом IAS 14 «Сегментная отчетность» [1]. Вследствие этого ПБУ 12/2000 и МСФО (IAS) 14 содержат в целом идентичные требования. Подробный сравнительный анализ этих документов и мнений различных специалистов по поводу их содержания позволил выявить ряд различий, обусловленных преимущественно упрощенной интерпретацией и конспектным переводом позиций МСФО. Наиболее значимые из них заключаются в следующем.
- международный стандарт IAS 14 конкретно определяет круг субъектов, обязанных представлять сегментную информацию, и определяющим фактором здесь выступает факт эмиссии ценных бумаг. Что касается ПБУ 12/2000, то в части сферы применения стандарта возникает неопределенность;
- при определении отчетных сегментов одним из критериев является выручка от продаж внешним клиентам. Согласно МСФО (IAS) 14 размер такой выручки должен быть «бол ьшим» по сравнению с внутренними операциями (в числовом выражении — более 50 %). В российской интерпретации используется термин «значительный», что не позволяет однозначно охарактеризовать требуемые размеры выручки от внешних операций;
- международный стандарт IAS 14 в отличие от ПБУ 12/2000 определяет порядок объеди-
нения нескольких сегментов для представления их в качестве одного отчетного;
- международный стандарт IAS 14 допускает матричное представление информации в бухгалтерской отчетности, РСБУ не предполагает такового;
- набор показателей, требуемых МСФО (IAS) 14, шире и позволяет составить более полное представление о сегментах деятельности компании: характеристика типов продукции (работ, услуг) и географических регионов работы компании необходима при анализе перспектив спроса, раскрытии данных о денежных потоках по каждому сегменту, а также дает возможность оценить их влияние на общую платежеспособность. Выверка данных по сегментам с информацией бухгалтерских отчетов является не только способом контроля за правильностью расчета показателей, но и помогает определить структуру деятельности;
- в показатели сегмента включают доходы и расходы, активы и обязательства, относящиеся к предмету его деятельности, однако ПБУ 12/2000 не разъясняет суть предмета деятельности сегмента;
- межсегментные передачи согласно МСФО (IAS) 14 оцениваются на основе фактически применяемых компанией для этих передач цен. Трактовка ПБУ 12/2000 также предполагает оценку выручки на основе «фактически применяемых цен», но не уточняет, используются они при межсегментных передачах или при реализации на сторону.
Указанные различия носят негативный характер для российских практиков и теоретиков бухгалтерской отчетности, а ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» по качеству проработки значительно уступает своему прототипу МСФО (IAS) 14 «Сегментная отчетность».
В связи с принятием нового международного стандарта по представлению сегментной информации IFRS 8 «Операционные сегменты» в рамках существующей Концепции бухгалтерского учета в Российской Федерации и Программы его реформирования актуальными сегодня являются сравнительный анализ ПБУ 12/2000 с его требованиями и разработка возможных путей трансформации российского положения.
Представленная в таблице краткая характеристика основных позиций стандартов позволяет сделать вывод: ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» концептуально отличается от МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» практически по всем исследованным критериям.
Это позволяет охарактеризовать существующую на данный момент в России систему нормативного обеспечения процесса формирования и представления сегментарной отчетности как далекую от требуемого для применения в практической деятельности уровня качества и не соответствующую международно-признанным стандартам.
В такой ситуации ряд специалистов предлагает использовать исходные тексты МСФО. Но автору это представляется нецелесообразным и не имеющим под собой юридического обоснования.
Краткая сравнительная характеристика требований к сегментной информации МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» и ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»
№ п/п Наименование положения ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты»
1 Цель применения стандарта Предоставление возможности получить информацию для осуществления более качественной оценки рисков и финансовых результатов, перспектив бизнеса и принятия более обоснованных решений относительно компании
2 Сфера применения: а) субъекты, обязанные применять стандарт Коммерческие организации в случае: — наличия дочерних и зависимых обществ; — когда учредительными документами объединений юридических лиц на них возложено составление сводной отчетности Компании, долговые или долевые инструменты которых обращаются на открытом рынке, и компании, которые предоставили (находятся в процессе предоставления) финансовую отчетность в целях выпуска их в обращение на открытом рынке
б) вид отчетности, где должна быть представлена информация Бухгалтерская или сводная бухгалтерская отчетность Отдельная или консолидированная финансовая отчетность. Если формируются оба вида, то сегментная информация требуется только в консолидированной отчетности
№ п/п Наименование положения ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты»
3 Вид сегмента: а) операционный / хозяйственный Составной элемент компании по производству определенного товара (работы, услуги) или их однородных групп, подверженный рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей других сегментов Это компонент компании: — осуществляющий хозяйственную деятельность, которая позволяет получить (в том числе в будущем) выручку и предусматривает несение расходов (в том числе операции с другими сегментами этой же компании); — результаты деятельности которого регулярно анализируются ответственным лицом, принимающим операционные решения; — по которому имеется отдельная финансовая информация
б) географический Составной элемент компании по производству товаров (работ, услуг) в конкретной экономической среде (географическом регионе), подверженный рискам и получению прибыли, отличным от имеющих место в других условиях (регионах) Отсутствуют
в) отчетный Это хозяйственный или географический сегмент, для которого в соответствии со стандартом требуется представление информации в бухгалтерской отчетности Это сегмент, который: — был выделен на основании указанных критериев или сформирован в результате объединения нескольких сегментов; — превышает количественные пороговые значения
4 Объединение сегментов в один отчетный Не предполагается Объединение сегментов возможно, если: — это не противоречит основному принципу (цели) IFRS 8; — имеют схожие экономические характеристики; — схожи по указанным в стандарте факторам (характеру продукции, клиентов, и т. д.)
5 Пороговые значения для определения отчетного сегмента Сегмент считается отчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям и общая выручка либо финансовый результат, либо активы составляют не менее 10 % от соответствующих показателей всех сегментов. На отчетные сегменты должно приходиться не менее 75 % выручки организации Сегмент признается отчетным, если его общая выручка либо результат, либо активы составляют не менее 10 % соответствующих совокупных показателей всех сегментов. Совокупная выручка от продажи внешним клиентам по отчетным сегментам должна составлять не менее 75 % от общей выручки компании. Достаточным является выделение 10 сегментов
6 Основа выделения сегментов Организационная и управленческая структура компании, а также риски, которым может быть подвержена ее деятельность Организационная и управленческая структура компании и система ее внутренней отчетности
7 Раскрытие информации
а) формат представления информации Формат представления информации обусловлен преобладающими источниками рисков и прибылей. Выделяется: — первичная информация; — вторичная информация Отсутствует
б) состав информации по сегментам В состав информации входят: — показатели по отчетным сегментам, информация которых признана первичной; — показатели по отчетным сегментам, информация которых признана вторичной; В состав информации входят — общая информация о критериях сегментирования и характере деятельности сегментов; — показатели деятельности каждого сегмента за период;
№ п/п Наименование положения ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты»
— дополнительные сведения об основе ценообразования на межсегментные передачи и существенных изменениях в учетной политике, их причинах, стоимостном выражении последствий — сверка данных по сегментам с совокупными показателями, причины расхождений; — комментарий к используемым принципам подготовки данных; — информация о компании в целом
8 Порядок формирования информации Положение устанавливает, что: — показатели включают только суммы, непосредственно относящиеся к сегменту либо обоснованно распределенные; — при распределении использовать одну и ту же основу для всех показателей нецелесообразно, выбранная основа должна применяться последовательно; — сумма активов подлежит распределению между сегментами, если распределены относящиеся к ним доходы и расходы. Особенности определения показателей установлены ПБУ 12/2000. Оценка показателей производится в соответствии с общими правилами бухгалтерского учета Сегментарная отчетность формируется на основе информации, предоставляемой ответственному лицу компании (т. е. внутренней отчетности). Оценка показателей может не соответствовать требованиям МСФО
9 Последовательность в выделении сегментов Отчетный сегмент, выделенный в предшествовавшем периоде, должен выделяться и в отчетном периоде независимо от того, удовлетворяет ли установленным критериям Отчетный сегмент, выделенный в предшествовавшем периоде, будет выделяться и в отчетном периоде независимо от удовлетворения количественным критериям, если он не потерял своей значимости. По вновь выделенным сегментам следует пересчитать информацию за предыдущие периоды, за исключением случаев отсутствия таковой либо чрезмерных затрат на ее подготовку
Примечание. Материал таблицы основан на источниках [2, 3, 5—7].
Во-первых, мировой опыт показывает, что данный вариант оправдан в небольших государствах из числа развивающихся стран, не имеющих собственной системы регулирования бухгалтерского учета. Во-вторых, в России отсутствует постоянно действующая система официального перевода текста МСФО на русский язык, что приводит к множественности интерпретаций. В-третьих, не являющиеся законотворческими актами международные стандарты на территории России не могут быть ратифицированы, следовательно, ссылки на них или использование в качестве нормативного документа не допустимы. Поэтому единственно возможным и наиболее эффективным является внесение изменений (поправок) в ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».
Ориентиром в этом процессе должен стать введенный с 01.01.2009 на территории Европы и подобный применяемому в странах Америки
МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты». Необходимо особо подчеркнуть, что автор призывает рассматривать его как своеобразное мерило и гарант качества сегментарной отчетности, к которому следует стремиться в будущем.
Специфика развития российского учета такова, что современные предприятия в большинстве своем не обладают полноценной системой управленческого учета и отчетности. Это обстоятельство не позволит в ближайшее время внедрить принципы МСФО, ставящие структуру управления и информацию внутренней отчетности во главу угла. Сиюминутное и дословное вписывание текста МСФО (IFRS) 8 (как это было с МСФО (IAS) 14 «Сегментная отчетность») приведет лишь к формальной гармонизации национальных и международных стандартов, а на практике потребует несоразмерного увеличения издержек на организацию учетной работы и окон-
чательно оставит рассматриваемый документ без внимания со стороны бухгалтеров.
Трансформация ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» должна быть постепенной и последовательной. Начинать следует с внесения ясности и однозначности в содержание Положения, что позволит повысить качество проработки нормативного документа до уровня, присущего международным стандартам. Для этого необходимо осуществить следующее:
1. Откорректировать сферу применения ПБУ 12/2000, обозначив следующие критерии, при наличии которых коммерческая организация (за исключением кредитной) будет обязана его применять: наличие дочерних и зависимых обществ; возложение обязанности составления сводной отчетности учредительными документами объединений юридических лиц; осуществление существенно различных видов деятельности (в том числе совместной, с учетом рекомендуемых изменений ПБУ 20/03); производство существенно различных видов продукции (работ, услуг); ведение деятельности в существенно различных географических регионах. Существенность здесь должна определяться исходя из требований к информации, содержащихся в Концепции и нормативно-правовых актах Российской Федерации по бухгалтерскому учету.
2. Уточнить, что информация по сегментам раскрывается объединением юридических лиц в сводной бухгалтерской отчетности, а коммерческой организацией — в бухгалтерской отчетности, если она не включена в сводную отчетность.
3. Внести разъяснение в вопрос представления сегментной информации в промежуточной отчетности (рассмотрено ранее).
4. При описании порядка выделения географических сегментов пояснить, что размеры сегментов должны определяться руководством только исходя из принципа существенности информации о них для заинтересованных пользователей, а не государственных и иных территориальных границ.
5. При описании количественных критериев отчетного сегмента использовать термин «большая», а не «значительная».
6. Дополнить порядок выделения информации по отчетным сегментам правилами объединения нескольких сегментов в целях представления сведений как по одному отчетному. В качестве
условий предлагается указать следующее: объединение сегментов должно согласовываться с целью применения стандарта, обозначенной в п. 4 ПБУ 12/2000, и способствовать достижению этой цели; объединению подлежат только схожие по экономическим характеристикам сегменты; такими характеристиками могут выступать факторы, указанные в пп. 7, 8 и применяемые для объединения товаров, работ, услуг, регионов в однородные группы.
7. Внести разъяснения по поводу понятия «основная деятельность» (предмета деятельности) сегмента. Такой деятельностью целесообразно считать тот вид деятельности сегмента (текущая, инвестиционная, финансовая), доходы и расходы по которому в течение периода его выделения будут иметь устойчиво большую величину по сравнению с доходами и расходами от других направлений деятельности этого же сегмента (если они вообще имеются). Причем эти показатели должны включать доходы и расходы, связанные с внешними и внутрихозяйственными (межсегментными) операциями. В отношении вновь выделенных сегментов, помимо количественного критерия возможным будет определение предмета деятельности на основе цели организации нового вида (направления) бизнеса, отражаемого в отчетности в виде сегмента.
8. Откорректировать формулировку текста в части порядка расчета выручки от внутренних операций. Она должна определяться на основе «фактически применяемых к межсегментным передачам цен»
9. В связи с принятием ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» внести дополнения в порядок расчета показателей: доход сегмента не должен включать условный доход по налогу и постоянный налоговый актив, расход — условный расход по налогу и постоянное налоговое обязательство, обязательства — отложенные налоговые обязательства, активы — отложенные налоговые активы.
10. Предложить организациям использовать матричный подход к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности, что позволит подготовить почву для дальнейшего сближения с МСФО.
В ходе реализации указанных поправок станет возможной модернизация национального положения, нацеленная на приближение его к МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты».
Первым шагом на этом этапе должно стать четкое определение статуса организационной и управленческой структуры компании, системы ее внутренней отчетности в качестве основы выделения сегментов. Отказ от использования критериев предпринимательского риска а) соответствует мировым тенденциям, б) позволит избежать «оправдательных» расчетов влияния различных видов рисков на деятельность, проводимых в целях обоснования структуры сегментов, в) косвенным образом будет способствовать развитию системы управленческого учета и отчетности конкретной организации.
Вторым концептуальным направлением модернизации ПБУ12/2000 представляется отказ от двойственной природы сегментов и вытекающего из нее двухуровневого формата раскрываемой информации. Целесообразность этого шага вытекает не только из задач сближения с обновленным международным стандартом, но и из экономической сущности понятия «сегмент». Посредством раскрытия сегментной информации в бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям должна быть изложена структура деятельности, которая определяется на уровне менеджмента и маркетинга, отображается в организационной и управленческой структуре компании и опосредует группировку сведений в учете. Сегментация на основе географической и производственной диверсификации, проводимая бухгалтерией только для целей формирования отчетности, не в полной мере соответствует действительности; не учитывает иных факторов, фигурирующих при структуризации бизнеса. Вся совокупность признаков сегментации, используемых для целей маркетинга и менеджмента и переносимых на систему бухгалтерской информации, присутствует в описании организационной и управленческой структур. Поэтому так называемый «управленческий» подход МСФО (IFRS) 8, формально задекларированный в действующей редакции ПБУ 12/2000, является более правильным. В результате применения его к бухгалтерской информации полученные участки (сегменты) будут отображать определенные продукты, реализуемые на определенных рынках, т. е. характеризовать бизнес по современной модели «продукт — рынок». В связи с этим раскрываемые действующим ПБУ 12/2000 понятия информации по операционному и географическому сегменту необходимо будет
заменить термином «операционный сегмент». Его целесообразно будет определять в виде компонента организации, деятельность которого позволяет получать (в том числе в будущем) доходы и / или предусматривает несение расходов, и регулярно анализируется ответственным лицом (должностным лицом / лицами, принимающими управленческие решения в отношении данного компонента). В качестве отчетного следует понимать операционный сегмент, который был выделен либо сформирован путем объединения нескольких ранее выделенных операционных сегментов, его показатели соответствуют установленным количественным критериям, и информация по нему должна быть раскрыта в бухгалтерской финансовой отчетности. Предложенное ранее определение операционного сегмента предполагает, что части вертикально интегрированных направлений деятельности также могут выступать сегментами. Поэтому из состава ныне действующих количественных критериев отчетных сегментов потребуется исключить условие о получении им большей части выручки от внешних операций.
Активно используемый МСФО «управленческий подход» неприменим к содержанию и порядку формирования сегментарной отчетности. Во-первых, отсутствие полноценной системы управленческого учета на большинстве российских предприятий не позволит представить деятельность в финансовой отчетности «с позиции руководства» и не приведет к сокращению затрат на подготовку отчетности. Во-вторых, императивность бухгалтерского законодательства России обеспечивает сопоставимость сегментной информации, чего в настоящее время лишены зарубежные пользователи. Кроме того, управленческий подход основан на профессиональном суждении и ответственности бухгалтеров прежде всего перед инвесторами как приоритетными пользователями бухгалтерской отчетности, которые не являются для российских организаций привычными. Поэтому набор показателей внешней сегментарной отчетности, правила их расчета должны быть регламентированы. Как было выявлено ранее, состав раскрываемой по МСФО (IFRS) 8 сегментной информации формирует более полное представление о структуре деятельности компании, поэтому набор показателей целесообразно обновить в соответствии
с мировыми тенденциями и сгруппировать по следующим разделам:
- «Общая характеризующая информация»: факторы, учитываемые при выделении операционных сегментов и объединении их в один отчетный, характеристика основной деятельности каждого отчетного сегмента;
- «Основная информация»: финансовый результат и существенные суммы по формирующим его статьям (доходы и расходы, в том числе выручка от внешних операций и межсегментных передач, от участия в совместной деятельности и по вкладам в дочерние и зависимые общества; расходы в виде амортизационных отчислений по принадлежащим сегменту активам и прочие статьи затрат); активы сегмента и существенные суммы по формирующим их статьям (капитальные вложения, инвестиции в дочерние и зависимые общества, прочие неденежные виды активов); обязательства сегмента (рекомендовать раскрытие по видам обязательств, например, как это предусмотрено в форме бухгалтерского баланса);
- «Дополнительная информация»: сверка совокупных показателей сегмента (финансового результата, обязательств, активов, доходов и расходов) с соответствующими суммами в бухгалтерской финансовой отчетности по компании в целом; основа ценообразования на межсегментные передачи;
- «Изменения в учетной политике»: изменения, имеющие существенное влияние на сегментную информацию, их причины, содержание, оценка последствий их в денежном выражении (если она невозможна, то следует указать причину);
- «Рекомендуемая информация» (поощряется к раскрытию): потоки денежных средств по операционной, финансовой и инвестиционной деятельности сегментов; иная информация при условии, что она предоставляется руководству и четко описана основа для ее измерения.
Что касается учетной политики, то помимо разъяснений о раскрытии ее изменений, в ПБУ 12/2000 рекомендуется указать элементы, которые необходимы для осуществления процесса формирования внешней сегментарной отчетности: логика сегментирования (подход, признаки, критерии); порядок представления сегментарной
отчетности (формы, сроки, адреса); механизм определения показателей сегмента (в части, не регулируемой ПБУ 12/2000); дополнительная информация, подлежащая раскрытию по решению организации.
Предлагаемые изменения будут способствовать гармонизации национальных и международных стандартов, повышению качества бухгалтерской финансовой отчетности, совершенствованию нормативного обеспечения учета. Крайне важно отметить, что полное соответствие отдельно взятого ПБУ 12/2000 не будет достигнуто без решения системных проблем бухгалтерского учета в России (например, организация и обеспечение нормального функционирования систем управленческого учета и отчетности компаний). Для каждого новшества, каждой реформы должно быть свое время и место. В настоящее время российский учет еще не готов принять МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» в том виде, в каком его приняла Европа.
Список литературы
1. Международные стандарты финансовой отчетности 2007: издание на русском языке. М.: Аскери-АССА, 2007. 1078 с.
2. Международный стандарт (IFRS) 8 «Операционные сегменты» // Учебное пособие по МСФО для профессиональных бухгалтеров. URL: http:// www. accountingreform. ru.
3. Международный стандарт (IFRS) 8 «Операционные сегменты»: руководство к применению. URL: http:// www. ey. com.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина России от 27.01.2000 № 11н.
5. Соколов А А. Учет по сегментам деятельнос -ти коммерческой организации: формирование и анализ. М.: Финансы и статистика, 2004. 288 с.
6. Сравнительный анализ основных требований к раскрытию информации по сегментам в МСФО и РСБУ (сентябрь 2007 г.). URL: www1. minfin. ru.
7. Титова С. Н. Актуальные изменения в подготовке сегментной информации по МСФО // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. № 8.