Научная статья на тему 'Развитие навыков толерантности студентов разных этнических групп в вузе средствами физической культуры'

Развитие навыков толерантности студентов разных этнических групп в вузе средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / КОМБИНИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА / ШЕЙПИНГ / TOLERANT RELATIONS / PHYSICAL EDUCATION / WELLNESS PROGRAMS / COMBINED APPROACH / NORDIC WALKING / SHAPING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьев К. Н., Ярчиковская Л. В., Пристав О. В., Коваль Т. Е.

C точки зрения формирования менталитета и гражданской позиции студенческой молодежи особое значение имеет физическая культура, как неотъемлемый уникальный носитель части социокультурного наследия, элемента историко-культурного кода. Теоретический анализ функций учебной дисциплины в образовательном пространстве вуза выявил потенциал возможности частичного нивелирования проблем взаимодействия преподавателя со студентами различных национальностей и этносов, организации коммуникации в рамках временно созданных учебных коллективов с учетом мультикультуризма средствами физической культуры. В статье рассмотрены возможные стратегии формирования толерантных отношений студентов различных этнических групп в высших учебных заведениях в рамках реализации программ оздоровительной направленности. Работа выполнена на примере оздоровительных программ по шейпингу и скандинавской ходьбе на основе комбинированного подхода в группах мультиэтнического состава. Описан механизм использования совокупности приемов и методов включения в учебный процесс танцевальных разминок на основе различных движений танцев народов мира, музыкального сопровождения выраженного этнического характера, целенаправленного проектирования маршрутов движения с учетом воспитывающего воздействия окружающей среды при проведении занятий. Раскрыто влияние на формирование толерантности включения преподавателем в занятия команд не только на русском, но и на английском языке. Успешность выполнения требований студентами иноязычной культуры в данных условиях способствовала созданию атмосферы принятия, общности на основе объединяющей деятельности выполнения физических упражнений, а также частично способствовала снижению языкового барьера внутри студенческого объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дементьев К. Н., Ярчиковская Л. В., Пристав О. В., Коваль Т. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие навыков толерантности студентов разных этнических групп в вузе средствами физической культуры»

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП В ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК/UDC 796.01:316

Поступила в редакцию 30.05.2015 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Кандидат педагогических наук, профессор К.Н. Дементьев1 Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Ярчиковская2 Кандидат психологических наук, доцент О.В. Пристав3 Кандидат геолого-минералогических наук, доцент Т.Е. Коваль1

1 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

2 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

3 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

DEVELOPMENT OF TOLERANCE SKILLS OF STUDENTS OF DIFFERENT ETHNIC GROUPS IN HIGHER EDUCATION BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

Ph.D., Professor K.N. Dement'ev1 Associate professor, Ph.D. L.V. Yarchikovskaya2 Associate professor, Ph.D. O.V. Pristav3 Associate professor, Ph.D. T.E. Koval'1

1 Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg

2

St. Petersburg State University, St. Petersburg

3

Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

и

га у

г. CL

ч—

. О ŒJ

CL

' "О С

га

^

О (U ■С

I—

Аннотация

С точки зрения формирования менталитета и гражданской позиции студенческой молодежи особое значение имеет физическая культура, как неотъемлемый уникальный носитель части социокультурного наследия, элемента историко-культурного кода. Теоретический анализ функций учебной дисциплины в образовательном пространстве вуза выявил потенциал возможности частичного нивелирования проблем взаимодействия преподавателя со студентами различных национальностей и этносов, организации коммуникации в рамках временно созданных учебных коллективов с учетом мультикультуризма средствами физической культуры. В статье рассмотрены возможные стратегии формирования толерантных отношений студентов различных этнических групп в высших учебных заведениях в рамках реализации программ оздоровительной направленности. Работа выполнена на примере оздоровительных программ по шейпингу и скандинавской ходьбе на основе комбинированного подхода в группах мультиэтнического состава. Описан механизм использования совокупности приемов и методов включения в учебный процесс танцевальных разминок на основе различных движений танцев народов мира, музыкального сопровождения выраженного этнического характера, целенаправленного проектирования маршрутов движения с учетом воспитывающего воздействия окружающей среды при проведении занятий. Раскрыто влияние на формирование толерантности включения преподавателем в занятия команд не только на русском, но и на английском языке. Успешность выполнения требований студентами иноязычной культуры в данных условиях способствовала созданию атмосферы принятия, общности на основе объединяющей деятельности - выполнения физических упражнений, а также частично способствовала снижению языкового барьера внутри студенческого объединения.

Ключевые слова: толерантные отношения, физическая культура, оздоровительные программы, комбинированный подход, скандинавская ходьба, шейпинг.

Annotation

In view of the students' mentality and civil stand formation physical education is of particular importance as an integral unique carrier of the sociocultural heritage, an elements of the historical and cultural code. Theoretical analysis of the functions of the subject in the university educational space has revealed the potential of the possibility of partial leveling of the problems of the interaction between a teacher and students of different nationalities and ethnic groups, the organization of communication within temporary educational groups established with regard to multiple cultures by means of physical education. Possible strategies for the formation of tolerant relations between students of various ethnic groups in higher educational institutions within the implementation of health promoting programs were considered in the paper. The work was made in terms of wellness shaping and Nordic walking programs using the combined approach in multi-ethnic groups. There was described the procedure of using a combination of techniques and methods of involvement in the educational process of dance warm-ups based on the different movements of dances of the world's peoples, notable ethnic musical accompaniment and purposeful design of sequences of movements with regard to the training impact of the environment during classes. The effect on the tolerance formation of the instructions in English, in addition to Russian ones, included by the teacher at classes was detected. The successful implementation of the requirements by students of the foreign language culture in these conditions contributed to an atmosphere of acceptance, community based on the unifying activity - exercising, and also partially promoted a reduction of the language barrier within the student association. The article describes the theoretical basis and practical application of formation of tolerant relations for students from different ethnic groups in higher education by means of physical culture.

Keywords: tolerant relations, physical education, wellness programs; combined approach, Nordic walking, shaping.

Введение. При решении проблем ценностного ориентирования студентов вузов нельзя упускать из виду, что для современной молодежи характерно сочетание прагматизма, конформизма и неустойчивой эмоциональности в отношениях и поступках. Эти черты нетрудно признать отрицательными, но можно воспринять их как данность и попробовать опираться на них, как на фундамент дальнейших преобразований, превращая в здоровый прагматизм, развивая позитивное мышление.

В настоящее время повышенное внимание к проблеме толерантности студентов различных этнических групп достаточно актуально, поскольку выдвигаются современные требования к культуре пространства, как коммуникативного, так и образовательного.

Роль высшего образования, включая обучение физической культуре, роль самого высшего учебного заведения неоспоримы при решении вопросов развития толерантности в студенческой среде, так как в процессе обучения объединяют студентов из разных стран и разных этнических групп. Временно созданные учебные коллективы (факультеты, группы) способствуют тесному взаимодействию студентов разных этнических групп между собой как в процессе обучения, так и в свободное от занятий время [1]. В данной статье физическая культура рассматривается как часть общего образовательного процесса и наряду с другими дисциплинами выполняет такие функции, как:

- аксиологическая: образование рассматривается как ценность мировой и российской многонациональной культуры;

- социокультурная: образование помогает человеку овладеть культурой своего народа в многообразии связей с национальными культурами других народов и мировой культурой в целом;

- социально-адаптивная: образование помогает человеку успешно адаптироваться к окружающему динамично обновляющемуся социуму на разных его уровнях, включая обучение в высшем учебном заведении студентов другой страны, с другим языком и другой культурой [4].

Уровень толерантных отношений между студентами, обучающимися в различных учебных группах высшего учебного заведения, достаточно низкий, причем речь идет не только о нетерпимости студентов к представителям какой-либо национальной или социальной группы, но и о нетерпимости к отдельному человеку вообще. Анализ литературных источников доказывает необходимость разработки системы мероприятий, включая занятия физической культурой, по формированию толерантных отношений в ходе как учебной, так и внеучебной деятельности вуза.

Цель исследования - теоретическое обоснование и практическое подтверждение специфики процесса формирования толерантных отношений студентов различных этнических групп в высшем учебном заведении средствами физической культуры (на примере оздоровительных занятий по скандинавской ходьбе и шейпингу).

Методика и организация исследования. В 2013-2014 гг. в Санкт-Петербургском государственном университете был реализован новый проект по созданию комплекса оздоровительных программ. В оздоровительный комплекс программ вошли: йога, шейпинг, оздоровительное плавание, скандинавская ходьба, терренкур, аквааэробика. В основу всех программ был положен многолетний опыт работы со студентами специальных медицинских групп вузов, что позволило создать единый алгоритм проектирования, ко-

торый включал в себя общую цель, задачи, разнонаправленные способы реализации программы, обобщенные критерии оздоровительного эффекта, основные виды упражнений, учебные планы реализации и сроки программ. Использование различных оздоровительных программ позволило, не нарушая требований высших учебных заведений к организации учебного процесса, применить комбинированный подход, который значительно повысил конкурентоспособность оздоровительных занятий и их привлекательность, мотивацию студентов к занятиям двигательной активностью на спортивных объектах университета [2, 3].

Следует отметить, что в состав групп занимающихся оздоровительными программами с использованием комбинированного подхода входили студенты разных стран и национальностей.

В экспериментальную группу - ЭГ студентов (скандинавская ходьба и шейпинг) вошли студенты Российской Федерации; ближнего зарубежья (Латвия, Литва, Эстония, Казахстан), скандинавских стран (Финляндия, Швеция); Китая и Японии; стран Латинской Америки (Колумбия, Венесуэла).

Суть формирования условий для развития толерантных отношений заключалась в использовании в оздоровительных программах популярных музыкальных мелодий из вышеназванных стран, собранных воедино, а также комплекс ритмичных танцевальных движений, стилизованных под национальные танцы народов мира, оздоровительного характера. Музыкальное сопровождение использовалось как в подготовительной части оздоровительного занятия, так и в основной при выполнении оздоровительных упражнений, направленных на развитие координации и гибкости.

Более того, при проектировании и реализации оздоровительных программ, цель которых - формирование толерантных отношений, использовался целостный подход и сама программа рассматривалась как поступательный процесс от случайно-ситуативного проявления толерантных отношений (случайное проявление толерантных отношений в какой-либо ситуации в результате стечения обстоятельств: хорошее настроение, диалог о предмете, который интересует студентов; доброжелательное настроение), через признание возможных толерантных отношений, предлагаемых преподавателем (объяснение и разучивание физических упражнений на базе танцевальных движений и музыки народов мира, а также регламентацией рамок, норм, правилами поведения, принятыми в обществе), к доброжелательным отношениям в учебной группе (проявление толерантных отношений в пределах своей группы во время занятия физической культурой через получение знаний от преподавателя и окружающих студентов о культуре различных национальностей).

В экспериментальную работу по развитию толерантных отношений на занятиях физической культурой были вовлечены 86 студентов разных национальностей. Продолжительность эксперимента составила 4 месяца (сентябрь-декабрь 2014 г.). При проведении занятий использовались два рабочих языка: русский и английский. Это позволило приблизиться к стиранию межнациональных границ в языковом общении.

В процессе опытно-экспериментальной работы был использован достаточно широкий арсенал традиционных и инновационных форм и методов, которые обеспечили эффективность реализации оздоровительных программ и с точки

№ 9 • 2015 Сентябрь | Бер1етЬег http://www.teoriya.ru 15

и

га у

г.

ч—

. О 0J

■ -О

с га

О (U ■С

Н

зрения оздоровительного эффекта, и с точки зрения развития толерантных отношений между студентами. В ходе экспериментальной работы высокую эффективность показали следующие методические приемы, направленные на развитие толерантности: комбинированные танцевальные разминки с использованием ритмичных движений танцев народов мира; организация занятия по скандинавкой ходьбе на специальных маршрутах, на которых можно было познакомиться с экспонатами культуры народов мира, беседы по музыкальному сопровождению с объяснением особенностей культурного наследия; разучивание отдельных движений и комбинаций движений танцев народов мира; дискуссии при составлении самостоятельных оздоровительных программ с использованием музыки и танцев народов мира; ролевые игры.

В экспериментальной работе нами были использованы музыкальные композиции танцев: кадриль, ча-ча-ча, аргентинское танго, финская полька, «Летка-енка, лезгинка, «Сир-таки», восточный египетский танец, «Рио-Рита», «Ламбада», «Сальса», эстонский танец.

При этом основной задачей занятий по оздоровительным программам оставались комплексы упражнений, направленные на повышение адаптационного потенциала и функциональных резервов организма, укрепление мышечного корсета, укрепление нервной и сердечнососудистой систем, улучшение выносливости, координации, коррекции осанки.

Эксперимент проводился на спортивных объектах СПбГУ и СПбГАСУ. Вся запланированная нагрузка выполнялась при постоянной средней мощности (колебания частоты сердечных сокращений от 120 до 160 уд/мин). В процессе занятий был организован постоянный контроль за самочувствием студентов посредством измерений сердечного ритма и сбора информации по оценке самочувствия каждого испытуемо-

В начале и в конце эксперимента были проведены оценка оздоровительного эффекта использования предложенных оздоровительных программ, а также опрос относительно формирования толерантных отношений среди студентов, входящих в экспериментальную группу. Результаты оценки оздоровительного эффекта и опроса были обработаны и проанализированы. По полученным результатам сделаны заключительные выводы.

Результаты исследования и их обсуждение. Опрос студентов разных национальностей, участвующих в эксперименте, показал следующее:

• В начале эксперимента на вопрос о важности личной идентификации этнической принадлежности в процессе обучения большинство студентов (60 %) чувство этнической принадлежности считали значимым, а национальную принадлежность - важной и необходимой. В конце эксперимента результат изменился: только 45 % выбрали национальную принадлежность как значимый фактор, особенно на занятиях физической культурой по предложенным программам этнической направленности.

• При выборе факторов, формирующих этническую идентификацию, в начале и в конце эксперимента студенты наиболее важными для них факторами посчитали следующие. В начале эксперимента 20 0% студентов выбрали фактор ущемления прав людей их национальности; 40 % - фактор народных праздников; 30 % - чтение национальной литературы. В конце эксперимента фактор ущем-

ления прав сократился до 10 %. В качестве ведущего фактора, формирующего этническую идентификацию, была выбрана национальная культура, включая национальную музыку и национальные танцы.

• На вопрос: «Ощущаете ли вы трудности в общении с людьми других национальностей?» - в начале эксперимента 35 % студентов ответили, что иногда испытывают трудности в общении с людьми другой национальности. В конце эксперимента только 2 % подтвердили свой первоначальный ответ.

• На вопрос, заданный в конце эксперимента, о необходимости использовать в высших учебных заведениях на занятиях физической культурой современные подходы, направленные на развитие толерантных отношений, 89 % студентов высказались в поддержку предложенных программ. Эти студенты считают, что такие мероприятия проводить надо, это сближает и роднит людей; 3 % студентов высказались против; 5 % затруднились с ответом.

• На вопрос о формировании большей терпимости по отношению к студентам другой национальности после освоения предложенных оздоровительных программ, направленных на решение вопросов толерантности, 78 % опрошенных ответили положительно; 9 % - отрицательно; остальные 13 % ответили, что не знают.

Вывод. Проведенные исследования подтвердили, что эффективность использования предложенного пути формирования толерантных отношений среди студентов различных этнических групп на занятиях физической культурой достаточно высока. Реализуемые программы по физической культуре при решении вопросов формирования толерантных отношений в студенческой среде должны включать в себя современные методики работы со студентами различных этнических групп, основой которых служит культурное наследие -национальные танцы и национальная музыка.

Литература

1. Благова Костова-Бачева Диана. Влияние этнических стереотипов на толерантность школьников / Диана Благова Костова-Бачева // Дидакт. - 2003. - № 2 (53). - С. 65-69.

2. Коваль Т.Е. Использование комбинированного подхода в технологии проектирования оздоровительных программ / Т.Е. Коваль, Л.В. Ярчиковская, О.В. Ошина // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 2. - С. 98-100.

3. Коваль Т.Е. Современные особенности методики проектирования и реализации оздоровительных программ / Т.Е. Коваль, Л.В. Ярчиковская, В.В. Маркелов, В.П. Демеш // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11(117). - С. 70-72.

4. Толерантность как образ жизни: учебно-метод. пособие / Под ред. Г.Л. Бардиер и А.Ю. Сунгурова. - СПб.: Изд-во Ютас, 2008. - 224 с.

References

1. Blagova, Kostova-Bacheva Diana. Vliyanie etnicheskikh stereotipov na tolerantnost' shkol'nikov (Pupils' tolerance influenced by ethnic stereotypes) // Didakt. - 2003. - № 2 (53). - P. 65-69.

2. Koval', T.E., Yarchikovskaya, L.V., Oshina, O.V. Ispol'zovanie kombinirovannogo podkhoda v tekhnologii proektirovaniya ozdorovitel'nykh programm (Combined approach in health-improving program design) // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2015. - No. 2. - P. 98-100.

3. Koval', T.E., Yarchikovskaya, L.V., Markelov, V.V, Demesh, V.P. Sovremennye osobennosti metodiki proektirovaniya i realizatsii ozdorovitel'nykh programm (Modern features of methodology of design and implementation of health programs) / Uch. zapiski un-ta im. P.F. Lesgafta. - 2014. - №11 (117). P.70-72.

4. Tolerantnost' kak obraz zhizni: uchebno-metod. posobie (Tolerance as away of life: teaching manual) / Ed. by Bardier G.L., Sungurova A.Yu. - St. Petersburg: YUTAS, 2008. - 224 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.