Научно-практическая статья
УДК 377.131.11 © А. М. Ворожцов, А. В. Игумнов, А. Р. Шайхутдинов, 2021
DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-75-81
13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Развитие навыка в правильном прицеливании
Ворожцов Александр Михайлович \
заместитель начальника кафедры специальной подготовки. ORCID: 0000-0002-4316-8386. E-mail: [email protected]
Игумнов Александр Владимирович 2,
начальник отдела профессиональной подготовки УРЛС. E-mail: [email protected] Шайхутдинов Александр Рафаилович 3,
заместитель начальника отдела профессиональной подготовки УРЛС. E-mail: [email protected] 1 Восточно-Сибирский институт МВД России, 664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 110, Россия 2 3 ГУ МВД России по Иркутской области, 664003, Иркутск, ул. Литвинова, 15, Россия
Реферат
Введение. Рассматриваются вопросы, связанные с умением произвести правильный прицельный выстрел. Данным навыком должен обладать каждый сотрудник органов внутренних дел. Правильно сформированный навык прицельного выстрела выступает базовой платформой для дальнейшего совершенствования. Обучение этому навыку происходит в период профессионального обучения по должности служащего «Полицейский» на факультете профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Целью являлось обоснование применения приспособления «очки-лупа» и использования подготовительных упражнений в методике обучения правильному прицеливанию для развития и закрепления данного навыка. Материалы и методы. Использовались материалы журнальных статей отечественных и зарубежных авторов, монографий, научно-методической литературы. Для проведения эксперимента было привлечено 2 группы слушателей ФПППиПК, обучающихся по единому направлению и сформированных из мужчин. Обе группы находились на первом этапе обучения прицельному выстрелу: опытная (28 чел.) и контрольная (29 чел.). При анкетировании использовался перечень авторских вопросов. Итогом стало определение уровня знаний о прицеливании у слушателей и умения ими выполнять правильное прицеливание. После проведенной работы со слушателями опытной группы были сформулированы выводы о целесообразности предлагаемых мер по развитию навыка правильного прицеливания. Результаты и обсуждение. В ходе анализа анкетирования установлен уровень подготовленности слушателей к производству прицельного выстрела; появилось представление об их визуализации прицельных приспособлений; определены производимые ими действия во время прицеливания. Выводы. Авторы делают заключение о необходимости пристального внимания к развитию навыка в правильном прицеливании у слушателей. Для этого приводятся теоретические данные о прицельном выстреле, обосновывается использование приспособления «очки-лупа» и подготовительных упражнений по развитию навыка прицельного выстрела.
Ключевые слова: правильное прицеливание; преподаватель (руководитель стрельб); видение прицельных приспособлений;
развитие навыка; подготовительные упражнения.
Для цитирования: Ворожцов А. М., Игумнов А. В., Шайхутдинов А. Р. Развитие навыка в правильном прицеливании // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 1(84). С. 75-81. Р01: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-75-81
Основные положения
1. Контроль со стороны преподавателя (руководителя стрельб) за процессом прицеливания во время практической стрельбы ограничен, так как невозможно увидеть, как именно прицеливается слушатель, на что он смотрит — на мишень или на прицельные приспособления. Поэтому знание слушателями теоретических основ прицеливания является важным.
2. Обучающиеся должны иметь представление о правильном прицеливании во время стрельбы.
3. Использование подготовительных упражнений для развития навыка правильного прицеливания позволяет качественно дополнить методику обучения и улучшить подготовку слушателей, проходящих обучение.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы. В случае отсутствия понимания основ прицельной стрельбы и визуального представления данного процесса обучающиеся не смогут сформировать и совершенствовать навык в прицельной стрельбе. Следующее выска-
зывание доказывает актуальность умения правильно целиться: «... подарите человеку возможность хорошо увидеть прицел — его уверенность станет на порядок больше, стрельба наконец-то начнет приносить удовольствие, а не дискомфорт и расстройство.» [1, с. 306]. Рассматриваемая тема актуальна не только для слушателей, обучающихся на ФПППиПК, но и для многих сотрудников органов внутренних дел, которые не имеют устойчивого навыка правильного прицеливания при стрельбе, а также для сотрудников с проблемами со зрением.
Целью явилось обоснование применения приспособления «очки-лупа» в комплексе с использованием подготовительных упражнений в методике обучения правильному прицеливанию на первоначальном этапе тренировки в стрельбе, а также для дальнейшего развития и закрепления данного навыка.
Теоретические предпосылки и состояние проблемы. Проблемой правильного прицеливания занимались такие российские исследователи, как Я. Каплунов, Л. М. Вайнштейн, А. А. Потапов [1-3]. В последнее вре-
мя вопросы, связанные с правильным прицеливанием, поднимались в работах Н. В. Ковшова, А. А. Юшкевича, А. Н. Макарчука, В. В. Карояна, И. М. Лаптева, В. А. Клыз-баевой, А. А. Моисеенко, В. В. Семенова, П. В. Никифорова, Е. В. Зайцевой, Д. В. Пивоварова, В. Ф. Выштикалюка, Е. С. Щербинина [4-10]. Среди зарубежных исследователей можно выделить работы Р. Хоренебера, А. К. Лушнев-ского, В. В. Руденика, Р. Боклет, Т. Пиннея [11-15]. При этом позиции отечественных и иностранных исследователей сопоставимы. Однако мало кем предлагаются конкретные способы развития навыка прицеливания и формирования видения прицельного приспособления у обучающегося. В связи с этим данная тема требует развития и изучения. Исследователи проблемы выделили наиболее значимые аспекты:
1. При прицеливании прицельные приспособления и точка (район) прицеливания находятся на различном удалении от ведущего глаза стреляющего, поэтому он не может на них фокусироваться одинаково четко. Следовательно, процесс прицеливания является достаточно сложной зрительно-двигательной координацией действий стреляющего. В процессе прицеливания стреляющему необходимо четко видеть мушку и прорезь целика, а мишень должна быть расплывчатым пятном, в которое он целится.
2. Во время прицеливания основным действием будет удержание ровной мушки в прорези целика в момент нажатия на спусковой крючок.
3. Длительная фокусировка взгляда на прицельных приспособлениях достаточно трудоемкий процесс, в выполнении которого необходимо тренироваться.
4. Обучающимся с ослабленным зрением при прицеливании необходимо использовать очки или контактные линзы.
Материалы и методы
Использовались материалы журнальных статей отечественных и зарубежных авторов, монографий, научно-методической литературы. Для проведения эксперимента было привлечено 2 группы слушателей ФПППиПК, обучающихся по единому направлению и сформированных из мужчин. Обе группы находились на первом этапе обучения прицельному выстрелу: опытная (28 чел.) и контрольная (29 чел.). При их анкетировании использовался перечень авторских вопросов. Его итогом явилось определение уровня знаний о прицеливании у слушателей и умение ими выполнять правильное прицеливание. После проведенной работы со слушателями опытной группы были подведены итоги, свидетельствующие о целесообразности предлагаемых мер по развитию навыка правильного прицеливания. При анкетировании использовался перечень авторских вопросов:
1. Известно ли Вам такое понятие, как «ведущий глаз»? Варианты ответа: да; нет.
2. Знаете ли Вы, какой глаз у вас «ведущий»? Вари-атны ответа: да; нет.
3. Всегда ли при прицеливании Вы используете «ведущий глаз»? Варианты ответа: да; нет; чередую.
4. Что нужно четко видеть при прицеливании? Варианты ответа: мишень; мушку; целик; мушку в прорези целика.
5. Бросаете ли Вы взгляд на мишень и обратно на прицельные приспособления во время выстрела? Варианты ответа: да; нет; периодически.
6. Смотрите ли Вы на мишень после выстрела для определения результата стрельбы? Варианты ответа: да; нет; только после последнего выстрела; определяю результат стрельбы по положению мушки в прорези целика.
Анкетированием был определен уровень знаний о прицеливании у слушателей и умения ими выполнять правильное прицеливание.
Результаты и обсуждение
Прицеливание при стрельбе может быть монокулярным или бинокулярным. Монокулярное прицеливание заключается в том, что стреляющий целится одним глазом. Большинство преподавателей (руководителей стрельб) в начальный период обучения рекомендуют использовать данный способ прицеливания. «...Его преимущество заключается в том, что во время прицеливания отсутствует нарушение коррекции глаз (наложение зрительных осей обоих глаз друг на друга). Цель при этом воспринимается четко.» [2, с. 137]. Однако усилие по зажмуриванию глаза может ослаблять степень концентрации и привести в напряжение мышцы лица, что некоторым стреляющим дается с трудом и постоянно отвлекает их.
При бинокулярном прицеливании стреляющий второй глаз не закрывает, но прицеливание все равно осуществляется одним ведущим глазом. В этом случае не страдает четкость зрения и стреляющий имеет больший угол обзора, чем при прицеливании одним глазом. Чтобы научиться целиться бинокулярным способом, необходимо много и регулярно тренироваться. Во время бинокулярного прицеливания легче контролировать правильность прицеливания, сохраняется хорошая координация движений, стреляющий продолжает наблюдать за окружающей обстановкой.
Основная трудность при любом прицеливании заключается в том, что обучающемуся придется контролировать мушку, целик с прорезью и мишень, а четко сфокусированным может быть только один из предметов. Чем раньше слушатель это усвоит, тем точнее будет поражать мишень.
Алгоритм и методика прицеливания. Как показывает многолетний опыт преподавания, важнее всего при производстве выстрела сосредоточить внимание на прицельном приспособлении, а не на мишени. Поэтому слушателям необходимо еще раз напомнить, что процесс прицеливания разбивается на два этапа: грубое прицеливание и точное прицеливание. «... Стреляющий фокусирует взгляд на прицельном приспособлении и контролирует ровную мушку до момента вылета пули из канала ствола.» [2, с. 21-22]. «... Стрелок при выстреле должен сосредоточить свое внимание на удержании пистолета с ровной мушкой и на сохранении плавности спуска независимо от колебаний.» [4, с. 64]. «...Нель-
зя одновременно видеть с одинаковой отчетливостью и прорезь, и мушку, и цель. В каждый момент только один из этих трех различно удаленных предметов будет виден вполне хорошо.» [5, с. 9]. «... Прицеливаясь, стрелок устанавливает на одной линии целик, мушку и точку прицеливания. При этом мушка должна быть посередине прорези целика, а ее вершина на одном уровне с плечиками. Такое положение мушки называется ровная мушка.» [6, с. 7].
Обобщим имеющиеся знания для производства прицельного выстрела: необходимо удерживать ровную мушку и четко видеть мушку в прорези целика все время, пока нажимаем на спусковой крючок, и 1-2 секунды после выстрела (рис.). Мишень при этом видна расплывчато.
Рис. Изображение правильного прицеливания (Fig. Picture of Proper Target-Focusing)
Достаточно доступно описывают методику обучения прицельной стрельбе А. А. Моисеенко и другие авторы: «При извлечении пистолета из кобуры и формировании хватки оружия, а также досылании патрона в патронник стреляющий смотрит на цель, при этом учитывая возможное превышение траектории полета пули над линией прицеливания.» [7], «с помощью мышц руки, держащей оружие. добиваться горизонтального расположения оси канала ствола в пространстве. При этом стреляющий начинает видеть расплывчатые очертания мушки в прорези целика. После этого действия грубая наводка оружия считается завершенной, и мы приступаем к точному прицеливанию. Для этого стреляющий должен сфокусировать взгляд на мушке и произвести точную наводку оружия в район прицеливания с одновременным нажатием на спусковой крючок» [8].
Опираясь на изложенные рекомендации, сделаем вывод, что существующая методика обучения правильному прицеливанию предполагает разбивать процесс прицеливания на два действия: 1) обучающийся четко видит цель, выбирает точку (район) прицеливания и выносит оружие в район прицеливания; 2) обучающийся фокусирует взгляд на прицельном приспособлении и контролирует ровную мушку все время, пока производит выстрел. Часто объяснения преподавателя (руководителя стрельб) правильного прицеливания строятся вокруг схемы «мушка — целик — мишень» с демонстрацией плаката.
Известно, что для формирования устойчивого навыка какого-либо действия необходимо 5 тыс.-8 тыс. повторений, а для исправления неправильного навыка — 10 тыс.-12 тыс. повторений. Поэтому в начале обучения преподавателю (руководителю стрельб) нужно обратить
особое внимание слушателей на этот момент, привести примеры правильного и неправильного прицеливания, постараться сформировать четкое представление видения прицельного приспособления. Это трудоемкий процесс, требующий использования наглядных средств обучения.
Методику первоначального обучения прицельному выстрелу условно можно разделить на два этапа. На первом происходят ознакомление с правилами стрельбы, разучивание необходимых действий с оружием по прицеливанию. Цель — освоить основы техники выполнения прицельного выстрела и добиться попаданий в мишень вообще. Для этого требуется: 1) создать общее представление о прицельном выстреле; 2) выучить элементы выстрела; 3) не допустить или сразу же устранить неправильные действия в элементах выстрела во время его производства. В ходе проведенной работы мы добавили четвертый пункт в данную методику, о котором будет сказано ниже. После освоения первого этапа можно переходить ко второму этапу, когда стрельба будет вестись в определенный район мишени (район прицеливания). На этом этапе идет совершенствование навыка в прицельной стрельбе.
Ошибки при прицеливании. Большинство ошибок, допускаемых обучающимися, происходит вследствие их спешки при производстве выстрела или, наоборот, некоторой заторможенности. Преподавателю (руководителю стрельб) на первых занятиях важно контролировать действия обучающегося на огневом рубеже, постоянно напоминать о необходимости осуществления правильного прицеливания, так как слушатели стремятся как можно быстрее взять пистолет, увидеть мишень, выстрелить и поразить ее. При этом наиболее часто допускаются следующие ошибки.
1. «Подлавливание» точки прицеливания. В завершающей фазе выстрела стреляющий старается «подловить» нужный момент и выстрелить в наиболее подходящее мгновение, забывая о необходимости удержания оружия плечом и кистью. Происходит резкий спуск (дергание) при расслабленной руке. Пуля попадает в мишень с большим отрывом. Для недопущения этой ошибки рекомендуется концентрировать внимание на удержании ровной мушки и на сохранении плавности спуска. Эту ошибку легко заметить, наблюдая за стволом оружия, который в момент выстрела резко уходит в сторону.
2. Боязнь выстрела. Все начинающие стрелки переживали эту ошибку. Она отвлекает от правильного прицеливания вследствие сильного нервного напряжения. Создается впечатление, что время идет очень медленно, поэтому ускоряется нажим на спусковой крючок в конечной фазе выстрела. Заметить ошибку можно по напряженному взгляду обучающегося и сокращению некоторых мышц лица. Напряжение сразу исчезает после выстрела. Иногда при этом стрелок прищуривает глаз, которым целится, или начинает закрывать другой глаз. В этом случае стрельба получается с непредсказуемыми отрывами. Для предупреждения и исправления данной ошибки нужно требовать от обучающегося после каждого выстрела делать его отметку. Добиваться, чтобы он после выстрела продолжал целиться еще 1-2 сек.
3. Прекращение прицеливания до выстрела. Во время производства выстрела обучающийся переключает внимание с мушки на спуск и прекращает прицеливание раньше, чем произойдет выстрел. При этом стреляющий видит лишь образ мушки в своей памяти. Признаком этой ошибки являются не отмеченные стреляющим отрывы при общей кучности стрельбы. При внимательном наблюдении за стволом можно заметить, что перед самым выстрелом ствол пистолета плавно уходит в сторону.
4. Зацеливание. Возникает при слишком длительном прицеливании, глаз стреляющего быстрее устает и хуже различает положение мушки относительно цели. Через 12-15 сек после начала прицеливания глаз перестает замечать неточности в прицеливании. На эту ошибку указывают смещенные в верхнюю часть мишени пробоины. То же самое происходит при неодновременном наведении оружия на цель. Поэтому начинающему стрелку необходимо научиться производить выстрелы в одном темпе. Продолжительность прицеливания должна составлять 5-10 сек [9, с. 35].
5. Сваливание оружия. При сваливании оружие поворачивается по оси канала ствола. При этом пули отклоняются в ту сторону, куда свалено оружие. О сваливании надо помнить и не допускать его [10].
Знание ошибок при прицеливании позволяет обучающемуся и преподавателю (руководителю стрельб) проводить работу по их недопущению, однако не у всех это получается, что можно объяснить слабыми знаниями теории прицельной стрельбы, спешкой, личной недисциплинированностью, отсутствием тренировок с оружием «вхолостую», недостаточным вниманием преподавателя (руководителя стрельб) к обучающемуся.
Результаты анкетирования. Анкетирование слушателей проводилось после изучения элементов выстрела и двух занятий по теме: «Учебные стрельбы из пистолета». Полученные данные показали, что все опрошенные знакомы с понятием «ведущий глаз» (57 чел.). Все ответили утвердительно на вопрос «Знаете ли Вы, какой глаз у Вас „ведущий"?» (57 чел.), однако при стрельбе им пользуются не все слушатели. Некоторые обучающиеся иногда чередуют глаза при прицеливании из-за слабого контроля над этим процессом (8 чел.). Не все уяснили после лекции, что именно необходимо видеть четко при прицеливании: мишень, мушку или целик. Так, 36 слушателей ответили мушку, 13 — целик, 8 — мушку и прорезь целика. Таким образом, во время стрельбы 49 слушателей (85,9%) из 57 могут допускать ошибки при прицеливании.
Анализируя ответы на следующий вопрос, мы выяснили, что во время стрельбы периодически бросают взгляд на мишень 38 опрошенных, смотрят на мишень — 13, смотрят лишь на прицельные приспособления — 6. Данные действия также могут отрицательно повлиять на способность фокусировки зрения на прицельных приспособлениях пистолета, что приведет к неприцельному выстрелу. Кроме того, 43 слушателя смотрят на мишень сразу же после последнего выстрела в упражнении, объясняя это необходимостью определения результата стрельбы (в этом случае также возникает угроза потери четкой
видимости мушки до выстрела). 8 опрошенных смотрят на мишень после каждого выстрела; только 6 слушателей (10,6%) во время стрельбы фокусируют взгляд на мушке и определяют результат стрельбы по прицельным приспособлениям после выстрела.
Анкетированием подтверждена необходимость пристального внимания преподавателей (руководителей стрельб) к указанной проблеме, так как только 10,5% слушателей уясняют с первых занятий правила правильного прицеливания, остальные и в дальнейшем совершают ошибки при прицеливании, которые приводят к неточным попаданиям или даже промахам. Выявлено, что слушатели недостаточно следят за своими действиями при прицеливании, у них нечеткое представление о физиологических особенностях человеческого глаза. Следует отметить и слабый контроль преподавателей (руководителей стрельб) за их действиями во время стрельбы.
В ходе исследования мы предложили слушателям опытной группы использовать для подготовки к стрельбе приспособление «очки-лупа» и подготовительные упражнения, помогающие в обучении прицеливанию и удержанию ровной мушки. Контрольная группа обучалась по стандартной методике. Применение приспособления «очки-лупа» и подготовительных упражнений мы добавим в методику обучения прицельному выстрелу, введя в нее четвертый пункт. Этот пункт методики будет посвящен формированию правильного видения прицельных приспособлений.
После изучения теоретических основ правильного прицеливания обучающимся опытной группы с помощью приспособления «очки-лупа» было сформировано правильное видение прицельного приспособления без использования видеофильмов и плакатов. Обучение контрольной группы происходило без данного приспособления.
Прибор «очки-лупа» с диоптриями на увеличение в 1,6 раза позволяет видеть прицельное приспособление и ограничивает возможность стреляющего перенести взгляд на мишень, потому что изображение мишени расплывается. Применение очков-лупы позволило научить всех слушателей группы правильно фокусировать взгляд на прицельном приспособлении. Все слушатели опытной группы (28 чел.) отметили, что это приспособление позволило им увидеть мушку и целик, как и требуется при прицеливании. В дальнейшем, на учебных стрельбах, с помощью подготовительных упражнений без патрона и с патроном был сформирован и закреплен навык правильного прицеливания. Это подтвердилось в ходе контрольных стрельб по белому листу, проведенных в конце обучения. Слушатели контрольной группы занимались по обычной методике формирования навыка прицельного выстрела, без использования подготовительных упражнений для прицеливания.
Подготовительные упражнения
1. Направить оружие на цель и одновременно выжать свободный ход спускового крючка, сфокусировать зрение сначала на целике (5 сек), затем на мушке (5 сек), потом на мишени (5 сек), после чего перевести взгляд на мушку и произвести спуск курка с боевого взвода, контролируя ровную мушку. Повторить 10 раз.
2. На стене на уровне глаз стреляющего определить место для прицеливания (светлый фон). Выжать и удерживать холостой ход, одновременно начать движение рукой с оружием вверх (контролируя ровную мушку), затем вниз. Вернуться в первоначальное положение и подвигать рукой влево-вправо, вернуться в первоначальное положение и произвести спуск курка с боевого взвода, контролируя ровную мушку (сделать отметку выстрела). Выполнить 4-5 раз.
3. Направить оружие на цель и одновременно выжать свободный ход спускового крючка. Выполнить круговое движение рукой с оружием сначала по часовой стрелке, затем вернуться в исходную точку против часовой стрелки, все время контролируя ровную мушку. После этого произвести спуск курка с боевого взвода в ранее намеченное место, контролируя ровную мушку (сделать отметку выстрела). Выполнить 4-5 раз.
4. Поднять и удерживать пистолет в районе прицеливания при стрельбе с одной руки и с двух рук. Взгляд сфокусирован на мушке в прорези целика. Время удержания 15 сек. Повторить 10-15 раз. При необходимости можно выжать свободный ход курка. Выполнить несколько серий. При этом учебный пистолет можно заменить гантелей массой в 1 кг.
5. Поднять и держать на вытянутой руке карандаш или ручку стержнем вверх. На стене перед собой выбрать место, в которое следует целиться и фокусировать взгляд то на кончике стержня, то на мишени. Упражнение помогает научить глаз фокусироваться. Повторить 10-15 раз.
6. Направить пистолет на белый лист (перевернутая мишень). Расстояние до цели 15-25 м. Количество патронов — 3-4 шт. При стрельбе необходимо добиваться четкого видения прицельных приспособлений (обязательно делать отметку выстрела). Оценка выставляется в зависимости от кучности попаданий. Если место попадания смещено в сторону, следует указать обучающемуся на допущенные ошибки.
В ходе выполнения данных подготовительных упражнений у слушателей совершенствовались навыки по концентрации взгляда на прицельных приспособлениях, повышалось внимание за своими действиями. Слушатели получали специальную физическую нагрузку, необходимую для стреляющего. Кроме того, у обучающихся появились психологические способности, определяющие интеллектуальную и волевую направленность на выполнение своих действий при стрельбе. С помощью подготовительных упражнений слушатели опытной группы развили навык прицельной стрельбы, исправили свои ошибки при неправильном прицеливании в ходе самостоятельной работы и под руководством преподавателя (руководителя стрельб), получили полные мышечные ощущения, которые потребуются им при стрельбе с боевым патроном. Все слушатели опытной группы проявили интерес к проводимым занятиям с использованием подготовительных упражнений, а также отметили улучшение своих результатов в стрельбе. Практическая значимость и ценность этих упражнений налицо. Слушатели контрольной группы на занятиях выполняли только предусмотренные учебным планом упражнения стрельб и работали «вхолостую».
Подготовительные упражнения слушатели выполняли самостоятельно и под руководством преподавателя (руководителя стрельб) во время подготовки к стрельбе. Тренировку с необходимой корректировкой проводил преподаватель (руководитель стрельб), чтобы своевременно отмечать успехи и недостатки в работе с оружием.
По истечении двух месяцев обучения (2 занятия по огневой подготовке в неделю) было проведено повторное анкетирование слушателей этих же групп, но результаты не объединялись. Новый опрос показал, что в опытной группе (28 чел.) правильно осуществляют прицеливание 100% слушателей. В контрольной группе (29 чел.) 76% слушателей справлялись с прицеливанием без ошибок, действия 24% слушателей требовали дополнительной работы с преподавателем (руководителем стрельб) по развитию внимательности при прицеливании.
Напомним, что в первый раз из 57 опрошенных только 6 показали умение правильно целиться при производстве выстрела, что составляет 10,6%. Еще 38 слушателей (66,6%) нуждались в корректировке своих действий, 13 обучающихся (22,8%) неверно осуществляли прицеливание. «Правильно подобранные упражнения технической тренировки способствуют формированию специальных стрелковых качеств», — отмечают А. К. Лушневский и В. В. Руденик [12, с. 397].
Проведенные после анкетирования контрольные стрельбы по белому листу показали, что в опытной группе 100% слушателей осуществляют единообразное прицеливание и попадают в цель. В контрольной группе результат был меньше и оказался сопоставимым с результатом повторного анкетирования (73%, или 21 слушатель, успешно поразили мишень).
Эмпирический материал доказывает необходимость внедрения новых подходов и средств к обучению, более тщательной педагогической работы преподавателя (руководителя стрельб) на занятиях по дисциплине «Огневая подготовка» во время обучения правильному прицеливанию.
Проблема развития навыка в правильном прицеливании требует пристального внимания. Проведенный эксперимент подтвердил высокую эффективность применения приспособления «очки-лупа» для скорейшего формирования правильного видения прицельных приспособлений. Подготовительные упражнения развили у слушателей ФПППиПК навык правильного прицеливания, а постоянная тренировка под руководством преподавателя (руководителя стрельб) позволила достичь устойчивых результатов в стрельбе (100%). При этом четверть слушателей контрольной группы по окончании эксперимента требуют продолжения работы с ними. Однако это невозможно ввиду ограниченного времени обучения.
Выводы
1. Применение приспособления «очки-лупа» на первых занятиях по стрельбе позволяет сформировать у слушателей представление о правильном прицеливании.
2. Подготовительные упражнения на занятиях сокращают период получения и развития навыка правильного прицеливания и приводят к улучшению показателей в стрельбе.
3. Использование в методике обучения приспособления «очки-лупа» и подготовительных упражнений позволяет ускорить процесс обучения слушателей правильному прицеливанию.
Перспективы. Результаты нашего исследования могут быть полезны в дальнейшем при раскрытии рассматриваемой проблемы, в обосновании применения предложенных подготовительных упражнений для подготовки слушателей образовательных организаций МВД России, а также при проведении занятий по дисциплине «Огневая подготовка» в подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Список литературы
1. Каплунов Я. Три секрета. Беседы о практике пистолетной стрельбы. М., 1948. 26 с.
2. Вайнштейн Л. М. Оружие — пистолет : учеб.-метод. пособие по стрельбе из пистолета. М., 1998. 205 с.
3. Потапов А. А. Приемы стрельбы из пистолета: практика СМЕРШа. М., 2001. 576 с.
4. Ковшов Н. В., Юшкевич А. А. Теория непопадания // Деятельность правоохранительных органов в системе противодействия современным угрозам : сб. тр. конф. М., 2017. С. 286-306.
5. Макарчук А. Н., Кароян В. В., Лаптев И. М. Ошибки при стрельбе из пистолета Макарова: особенности хвата оружия и прицеливания // Вестник Кузбасского института. 2013. № 4(17). С. 135-139.
6. Клызбаева В. А. Ошибки, допускаемые при прицеливании // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2014. № 3. С. 62-65.
7. Моисеенко А. А. Техника прицеливания при скоростной стрельбе из пистолета // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2017. № 1(32). С. 61-63.
8. Семенов В. В., Никифоров П. В., Моисеенко А. А., Купавцев Т. С. Огневая подготовка сотрудников органов внутренних дел : учеб.-метод. пособие. Барнаул, 2014. 342 с.
9. Зайцева Е. В., Пивоваров Д. В., Выштикалюк В. Ф. Формирование специальной стрелковой выносливости и координации у курсантов образовательных организаций системы МВД России на первоначальном этапе обучения стрельбе // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 4(79). С. 397-403.
10. Ворожцов А. М., Щербинин Е. С. Педагогический аспект деятельности руководителя стрельб и его помощника на практических занятиях // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65(4). С. 95-98.
11. Horeneber R. Olimpic target rifle shooting (techniqe, tactics, training). Ringstrabe 77. Kranzberg, 1993. 142 р.
12. Лушневский А. К., Руденик В. В. Развитие специфических координационных способностей в процессе обучения военнослужащих технике стрельбы из штатного оружия // Весшк Вщебскага дзяржаунага ушверсиэта. 2014. № 4. С. 114-121.
13. Руденик В. В. Развитие координационных способностей на основе взаимосвязей механизмов управления движениями // Весшк Гродзенскага дзяржаунага ушверсиэта iм. Яню Купалы. Серыя 3: Фшалоия. Педагоика. Пихалоия. 2015. № 2. С. 7-10.
14. Боклет Р. Подготовка полицейских кадров в ФРГ. JIO энд ОРДЕР (США). 1985. № 4. С. 23-25.
15. Пинней Т. Случайные выстрелы. IDPA Tactical Journal Second Quarter. 2010. 197 р.
Принята 06.04.2020; повторно 05.06.2020; одобрена после рецензирования 20.09.2020; принята к опубликованию 30.11.2020.
Заявленный вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Practical Science Article
UDC 377.131.11 © А. М. Vorozhtsov, А. V. Igumnov, А. R. Shaikhutdinov, 2021
DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-75-81
13.00.08 Theory and Methods of Professional Education
Development of the Skill in Proper Target-Focusing
Alexandr M. Vorozhtsov \
deputy-chief of the chair of Special Training. ORCID: 0000-0002-4316-8386. E-mail: [email protected]
Alexandr V. Igumnov 2,
chief of the department of Professional Training of the Directorate for Human Resources and Personnel. E-mail: [email protected]
Alexandr R. Shaikhutdinov 3,
deputy-chief of the department of Professional Training of the Directorate for Human Resources and Personnel.
E-mail: [email protected] 1 East Siberian Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, 110, Lermontov st., Irkutsk, 664074, Russia 2 3 the Main Directorate of the Russian Ministry of Internal Affairs in Irkutsk region, 15, Litvinov st., Irkutsk, 664003, Russia Abstract
Introduction. The paper considers the issues related to the ability to make a proper target-focused shot. Every police officer must possess this skill. An appropriately formed skill of a target-focused shot is the basis for its further development. Teaching this skill takes place during professional training of the specialty «Policeman» at the faculty of professional training, refresher and advanced courses. The aim was to substantiate the usage of «Spectacles-Magnifying glass» device, preparatory exercises in the methodics of teaching
proper target-focusing for development and consolidation of this skill. Materials and Methods. The authors used the material of journal articles of domestic and foreign authors, monographs, scientific methodical literature. The experiment included two groups of male trainees of the faculty of professional training, refresher and advanced courses studying in one area. Both groups were studying at the first stage of target shooting training: the experiment group (28 respondents) and control group (29 respondents). The questionnaire involved the list of the authors' questions resulting in establishment of the trainees' level of knowledge about target-focusing and the skill to perform proper aiming. The work with the trainees of the experimental group enabled the authors to formulate the conclusions on appropriateness of the measures taken for developing the skill of proper aiming. Results and Discussion. Estimating the results of questioning made it possible to establish the level of the trainees' preparedness for an aimed shot; comprehension of their visualization of aiming devices was formed; the acts performed by them when target-focusing were established. Conclusions. The authors made the conclusions concerning the necessity of paying close attention to development of the trainees' skill in proper target-focusing. For this purpose theoretical data on the target-focused shot is given; the usage of «Spectacles-Magnifying glass» device and preparatory exercises for developing the skill of the target-focused shot was substantiated.
Keywords: proper target-focusing; instructor (commander of firing practice); vision of target-focusing devices; skill development; preparatory exercises.
Citation: Vorozhtsov A. M., Igumnov A. V., Shaikhutdinov A. R. Development of the Skill in Proper Target-Focusing. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No 1(84). Pp. 75-81 (In Russ.). DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-75-81
References
1. Kaplunov Ya. Three Secrets. Discussions on Practicing Pistol Shooting. Moscow, 1948. 26 p. (In Russ.)
2. Weinstein L. M. Weapon — Pistol: Methodical Guidelines on Pistol Shooting. Moscow, 1998. 205 p. (In Russ.)
3. Potapov А. А. Pistol Shooting Methods: SMERSH Practice. Moscow, 2001. 576 p. (In Russ.)
4. Kovshov N. V., Yushkevich А. А. Theory of Missing the Target. Law Enforcement Activity in the System of Counteracting Modern Threats. Collected materials of the conference. Moscow, 2017. Pp. 286-306. (In Russ.)
5. Makarchuk А. N., Karoyan V. V., Laptev I. M. Failures in Firing the Makarov pistol: Specifics of Weapon Grip and Aiming. Bulletin of Kuzbass Institute. 2013. No 4(17). Pp. 135-139. (In Russ.)
6. Klyzbaeva V А. Failures in Aiming. Bulletin of the Ufa Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2014. No 3. Pp. 62-65. (In Russ.)
7. Moiseenko А. А. Aiming Technique in Rapid Firing a Pistol. Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2017. No 1(32). Pp. 61-63. (In Russ.)
8. Semenov V. V., Nikiforov P. V., Moiseenko А. А., Kupavtsev T. S. Police Officers' Firing Training. Barnaul, 2014. 342 p. (In Russ.)
9. Zaitseva Е. V., Pivovarov D. V., Vyshtikalyuk V. F. Formation of Special Shooting Endurance and Coordination in Cadets of Educational Organizations of the System of the Russian Ministry of Internal Affairs at the Initial Stage of Teaching Marksmanship. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2019. Vol. 24, No 4(79). Pp. 397-403. (In Russ.)
10. Vorozhtsov А. M., Shcherbinin Е. S. Pedagogical Aspect of the Activity of Firing Practice Commander and his Deputy at Practical Instructions. Problems of Modern Pedagogical Education. 2019. No 65(4). Pp. 95-98. (In Russ.)
11. Horeneber R. Olympic Target Rifle Shooting (Technique, Tactics, Training). Ringstrabe 77. Kranzberg, 1993. 142 р.
12. Lushnevsky А. K., Rudenik V. V. Development of Specific Coordination Abilities in the course of Military Officers' Training in the Technique of Firing a Standard Weapon. Bulletin of Vitebsk State University. 2014. No 4. Pp. 114-121.
13. Rudenik V. V. Development of Coordination Abilities basing on the Interconnections of Movement Control Mechanisms. Bulletin of Yanka Kupala State University of Grodno. Series 3: Philology. Pedagogy. Psychology. 2015. No 2. Pp. 7-10.
14. Boclet R. Police Officers' Training in Federal Republic of Germany. JIO энд ОРДЕР (USA), 1985. No 4. Pp. 23-25.
15. Pinney T. Random Shots. IDPA Tactical Journal Second Quarter. 2010. 197 р.
Submitted: 06.04.2020, resubmitted: 05.06.2020; approved after reviewing: 20.09.2020; accepted for publication: 30.11.2020.
The authors' alleged contribution: all the authors have made an equal contribution to the publication.
The authors declare that there is no conflict of interest.