УДК 378.1
АВ. Сычев РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА
НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА: ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы развития научного потенциала негосударственных вузов через призму их комплексной (первичной, вторичной, итоговой) оценки. Дана авторская методика оценки соответствующих показателей, на базе чего предложено разрабатывать соответствующие программы (антикризисные, ускоренного развития и т.д.).
Ключевые слова: научный потенциал, негосударственный вуз, оценка научного потенциала, эффективность использования научного потенциала, программа развития научного потенциала.
Aiexanter Sychev PROGRAM APPROACH TO PRIVATE HIGH SCHOOL
ORGANIZATION SCIENTIFIC POTENTIAL'S DEVELOPMENT
Annotation. The article is devoted to the problems of development of the scientific potential of private high school organizations on the basis of complex evaluation of their research and scientific activities. The author outlines the original methodic of adopting of various programs focused on the development of scientific potential ofprivate high school organization. Keywords: scientific potential, private high school organization, evaluation of scientific potential, efficiency of scientific potential, program of scientific potential development.
Развитие образовательной системы общества в современных условиях характеризуется важной ролью и значительными масштабами негосударственного сектора высшего профессионального образования (ВПО). В официальной статистике зафиксировано, что за последние 12 лет число негосударственных вузов (НВ) возросло в 5,2 раза при росте общего числа вузов в 1,7 раза. За этот же период суммарная численность студентов негосударственных вузов увеличилась в 14,6 раза [2]. Самые последние данные Росстата таковы: удельный вес НВ в общей численности вузов держится на уровне 41,7 %, а доля студентов НВ стабилизировалась на отметке 15,3 % [5].
В контексте вышеизложенного представляется вполне обоснованным вывод о том, что негосударственный сектор ВПО по мере своего развития все активнее выполняет целый ряд важнейших социальных функций, в числе которых: 1) диверсификационная, под которой следует понимать способность негосударственных вузов существенно расширить возможности личности в получении образования, обеспечение свободы и разнообразия выбора на рынке образовательных услуг; 2) кадрово-воспроизводственная, проявляющаяся в закреплении в образовательно-научной сфере перспективных кадров за счет новых форм мотивации; 3) конкурентная, т.е. содействие развитию конкурентных отношений в сфере высшего образования; 4) интеграционная, означающая укрепление прямых и обратных связей между образовательной системой, рынком труда, властными структурами и гражданским обществом; 5) инновационная, т.е. апробация новых подходов к организации учебного процесса, оценки знаний студентов, интеграции учебного процесса и научно-исследовательской деятельности.
Раскрывая содержание последней функции, необходимо подчеркнуть: способность коллектива вуза продуцировать новые знания становится в настоящее время не менее важной, чем его образовательная деятельность. Один из фундаментальных принципов «Великой Хартии университетов» гласит: «обучение и исследования в университетах должны быть неразделимы, если их преподавание не отстает от изменяющихся потребностей, запросов общества и успехов в научных знаниях» [1]. Это в полной мере соответствует современным российским реалиям, где долю вузовской науки в общем
© Сычев А.В., 2014
объеме научных исследований предполагается довести до 32 % [3]. Несомненно, данная стратегическая установка верна и для негосударственного сектора ВПО. Научная подсистема негосударственного вуза, представленная соответствующими структурами, институтами, кадрами и обеспеченная необходимыми материально-техническими, информационными, финансовыми ресурсами, призвана стать базой инновационного развития НВ, платформой для их интеграции в национальную инновационную систему.
Вместе с тем способность научной подсистемы НВ продуцировать новые знания не реализуется автоматически, а является объектом управления. В соответствии с объективной логикой это управление имеет три измерения: пространственное, временное и технологическое. Первое сопряжено с научной подсистемой НВ как ареалом развертывания научного потенциала. Второе предполагает выделение ряда этапов жизненного цикла исследуемого явления, а именно его формирования, реализации, развития. Третье означает ключевую роль определенных технологий в механизме управления научным потенциалом, каковыми, как представляется, выступают принципы, способы, методы его оценки: только на базе последней, пронизывающей все этапы жизненного цикла объекта, возможно принятие научно обоснованных управленческих решений, в том числе и в плане разработки программ развития научно-исследовательской деятельности вузов, в том числе негосударственных.
В этой связи представляется актуальным применение в данном процессе разработанной с непосредственным участием автора данной статьи теории и методики комплексной оценки научного потенциала негосударственного вуза [4]. Особого внимания заслуживают значительные диагностические возможности каждой из составляющих комплексной оценки, а именно: первичной (факторной), вторичной (оценке форм реализации научного потенциала) и итоговой (сопоставление вторичной и первичной для определения степени эффективности использования научного потенциала).
Принципиальная позиция автора по данному вопросу заключается в следующем. Во-первых, итоговая оценка дает понимание характера использования научного потенциала вуза в части уровня и динамики эффективности. Для определения уровня предлагается использовать следующую градацию возможных зон эффективности: 1) зона неэффективного использования научного потенциала (границы - низкие и средние значения первичной и вторичной оценки; соотношение вторичной к первичной оценке меньше единицы); 2) зона низкоэффективного использования научного потенциала (границы - низкие значения первичной и вторичной оценки; соотношение вторичной к первичной оценке больше единицы); 3) зона среднеэффективного использования научного потенциала (границы - средние значения первичной и вторичной оценки; соотношение вторичной к первичной оценке больше единицы); 4) зона высокоэффективного использования научного потенциала негосударственного вуза (границы - высокие значения первичной и вторичной оценки); 5) зона оптимального использования научного потенциала негосударственного вуза (границы - оптимальные значения первичной и вторичной оценки). Соотнесение результатов итоговой оценки за ряд лет позволяет сделать вывод о векторе соответствующих процессов: устойчиво позитивном, формирующемся позитивном, нестабильном, формирующемся негативном, устойчиво негативном. Правильное диагностирование уровня и динамики эффективности использования научного потенциала негосударственного вуза является исходным пунктом при разработке соответствующих программ развития, задающим приоритеты в отношении либо организационно-ресурсного обеспечения научного потенциала, либо форм его реализации. Что касается конкретного набора мероприятий, то для его определения, как будет показано ниже, следует задействовать результаты первичной и вторичной оценок.
Во-вторых, вторичная оценка научного потенциала негосударственного вуза позволяет определить «узкие места» в плане реализации научного потенциала. Так, низкие оценки институциональных форм реализации научного потенциала могут повлечь за собой открытие при вузе научно-образовательного центра, инициирование новых научно-технических мероприятий. Невысокие зна-
чения в области выпуска научно-информационных продуктов должны иметь своим результатом стимулирование публикационной активности представителей вуза со стороны администрации негосударственного вуза.
В-третьих, первичная оценка дает информацию о возможном дефиците тех или иных ресурсов либо о проблемах институционализации и кадрового обеспечения научной подсистемы, ее интеграции в систему внешних связей негосударственного вуза. В таких случаях в качестве программных приоритетов могут выступать комплексы мероприятий по: совершенствованию структуры научной подсистемы, развитию кадрового потенциала, наращиванию материально-технической, информационной и финансовой базы научной подсистемы, а также формированию интеграционных механизмов в сфере научно-исследовательской деятельности.
Думается также, что самого пристального внимания заслуживает комплексная характеристика типов, структуры и содержания программ развития научного потенциала негосударственного вуза. Их типология напрямую зависит от значений результатов первичной и вторичной оценок, что соответствует обоснованной выше градации зон эффективности использования научного потенциала. В результате все программы делятся на: а) антикризисные; б) ускоренного развития научного потенциала; в) наращивания научного потенциала; г) его устойчивого развития; д) оптимального развития научного потенциала.
Что касается структуры, то представляется целесообразным выделить три главных блока, присутствующих в каждом из указанных типов программ. Программа должна открываться целевым блоком, содержащим принципиальные выводы по результатам итоговой оценки за отчетный год, а именно: а) показатель соотношения индексов вторичной и первичной оценки; б) фиксация соответствующей зоны эффективности использования научного потенциала; в) констатация принципиальной направленности вектора развития научного потенциала во времени; г) определение типа программы развития с указанием приоритетности мер либо по формированию либо по реализации научного потенциала. В соответствии с объективной логикой исследуемых процессов, далее в структуре программы должен быть раскрыт блок мероприятий в области формирования научного потенциала негосударственного вуза. Его типовая структура задается комплексом факторов, влияющих на становление научного потенциала, а именно: а) институциональные и организационно-кадровые основы; б) ресурсное обеспечение; в) интеграционные механизмы. Конкретные приоритеты в рамках данного блока рекомендуется определять по результатам первичной оценки соответствующих групп показателей, где минимальные значения могут стать индикаторами необходимости активизации деятельности вуза по данным направлениям. Сформулированный методический подход применим также и для блока мероприятий в области реализации научного потенциала негосударственного вуза, структура которого определяется совокупностью форм реализации научного потенциала: институциональных, аттестационно-статусных, инновационных (включающих результаты интеллектуальной деятельности), научно-информационных, финансовых.
Авторское видение содержания программ развития научного потенциала негосударственного вуза представляется следующим. Поскольку конкретная действительность всегда уникальна, речь здесь может идти лишь о наиболее общих подходах. Так, в случае антикризисной программы, предполагающей в качестве целевой установки перелом тенденций к деградации научной подсистемы вуза, ключевыми приоритетами становятся: срочное принятие релевантной стратегии развития научной подсистемы; создание научно-исследовательских структур; формирование четкой управленческой вертикали в сфере научно-исследовательской деятельности; выделение научной подсистеме в первоочередном порядке дополнительных материально-технических и финансовых ресурсов; совершенствование деятельности аспирантуры и докторантуры, в том числе внешней, для запуска механизма воспроизводства кадрового потенциала. Программа ускоренного развития научного потенциала, реа-
лизуемая в условиях низких стартовых значений первичной и вторичной оценок, должна фокусироваться на активизации интеграционных связей в рамках национальной инновационной системы и международных контактов; наращивании информационного и финансового обеспечения; комплексе мер по регистрации результатов интеллектуальной деятельности и повышении публикационной активности. Возможная специфика программы наращивания научного потенциала, по мнению автора, такова: задействование социальных факторов (в первую очередь в плане стимулирования к научно-исследовательской деятельности); открытие малых инновационных предприятий и научно-образовательных центров; совершенствование системы вертикальных и горизонтальных коммуникаций в сфере научно-исследовательской деятельности; повышение доли профессорско-преподавательского состава, имеющих ученую степень и звание; наращивание общей численности субъектов научных исследований, контингента аспирантов и соискателей, количества студентов, участвующих в научных исследованиях; приобретение современного научного оборудования и оргтехники; обеспечение широкого доступа к электронным библиотечным системам; налаживание работы собственных научных изданий, придание им статуса рецензируемых; инициирование всероссийский и международных конференций на базе вуза. Главной целью программы устойчивого развития научного потенциала призвано стать обеспечение выхода вуза на траекторию оптимального развития. Это сопряжено с устойчивым и полномасштабным финансированием научной подсистемы; высоким престижем научно-исследовательской деятельности в вузе; расширенным воспроизводством кадрового потенциала как в количественном, так и в качественном аспекте; передовым информационным и материально-техническим обеспечением. Что касается форм реализации научного потенциала, то здесь должны быть обеспечены: высокий уровень цитируемости представителей негосударственного вуза, сформированность и признанность научной школы; востребованность вуза в профессиональном и экспертном сообществах; большое количество рентабельных научно-исследовательских работ. Сохранение завоеванных высоких позиций, характеризующихся максимальными значениями первичной и вторичной оценок, составляет цель программы оптимального развития научного потенциала негосударственного вуза.
Библиографический список
1. Великая Хартия университетов Болонья // Болонский процесс: основополагающие материалы. - М.: Финансы и статистика, 2006.
2. Кружалин В.И. Доклад на Международной научно-практической конференции «Роль негосударственных вузов в формировании общеевропейского пространства высшего образования». - М.: Институт комплексных исследований образования МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008.
3. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утверждена Межведомственной комиссией по научной и инновационной политике 15 февраля 2006 г.
4. Сычев А.В., Знаменский Д.Ю. Научный потенциал негосударственного вуза: системный подход к исследованию // Науковедение. - 2013. - № 4(17).
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru