А. Г. Гогоберидзе, О. А. Граничина, И. А. Калабина, С. А. Котова
РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ИНТЕГРАТИВНАЯ ОТКРЫТАЯ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» В ИНСТИТУТЕ ДЕТСТВА
В статье представлены результаты исследований кафедр института детства, полученные в рамках развития научного направления Герценовского университета «Интегра-тивная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования». Показана история становления идеологии уровневой подготовки специалистов для систем дошкольного и начального образования. Раскрыта специфика и сущностные характеристики образовательных программ бакалавриата и магистратуры.
Ключевые слова: подготовка бакалавров и магистров, образовательная программа, ФГОС высшего образования.
A. Gogoberidze, O. Granichina, I. Kalabina, S. Kotova
NEW TRENDS IN THE FIELD OF THE INTEGRATIVE OPEN DEVELOPING SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION AT THE INSTITUTE OF CHILDHOOD
The paper discusses the results of research in the field of the Integrative Open Developing System of Continuous Pedagogical Education, which was conducted by the departments of the Institute of Childhood. The article recounts the history of level-structured professional training programs for pre-school and primary school staff and describes the nature and specific features of related Bachelor and Master Degree programs.
Keywords: Bachelor Degree and Master Degree programs, basic professional educational program, Federal State Educational Standard of higher education.
Объединяющим научную и научно-методическую деятельность всех кафедр института детства является научное направление «Интегративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования» (научный руководитель — Г. А. Бордовский, академик, доктор физико-математических наук, президент РГПУ им. А. И. Герцена).
Общая направленность работы всех кафедр института детства — научное обоснование и разработка программно-методического обеспечения процесса подготовки современного специалиста для систем дошкольного и начального общего образования.
На современном этапе существенное влияние на проектирование содержания профессиональных образовательных программ оказывают идеи модернизации отечественного образования и его интеграции в мировое образовательное пространство.
Профессиональная деятельность современного педагога — деятельность, ориентированная на целостное развитие и воспитание ребенка в целостном педагогическом процессе, на решение комплекса задач, связанных с необходимостью реализации требований ФГОС разных ступеней общего образования и профессиональных стандартов, требует особого, нового качества подготовки педагога.
Инновационность данной системы подготовки определяется:
- во-первых, обеспечением условий непрерывности образования, возможности построения профессиональной карьеры на основе получения образовательных степеней — бакалавра и магистра;
- во-вторых, обеспечением единства целевого, содержательного и технологического компонентов образовательного процесса, ориентированных на качество подготовки, показателем которого становится профессиональная компетентность будущего педагога.
Вузы России перешли в 2010 году на уровневую модель подготовки специалистов для системы образования — бакалавров и магистров.
Однако в Герценовском университете, в том числе тогда еще на факультетах дошкольного и начального образования, а затем в институте детства, подготовка в системе «бакалавриат — магистратура» началась гораздо раньше — с 1993 года.
Принятый в России в 1992 году Закон РФ «Об образовании» определил роль государственных стандартов как нормативно-правовой основы для обеспечения единства образовательного пространства страны.
Государственные образовательные стандарты регулярно обновляются.
В рамках стандарта второго поколения в институте детства осуществлялась подготовка по следующим специальностям:
050703 (030900) — специальность «Дошкольная педагогика и психология» с присвоением квалификации «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии»;
050707 (031100) — специальность «Педагогика и методика дошкольного образования» с присвоением квалификации «Организатор-методист дошкольного образования»;
050708 (031200) — специальность «Педагогика и методика начального образования» с присвоением квалификации «Учитель начальных классов».
Важным конкурентным преимуществом данных программ являлась возможность выбора специализации. Так, например, для специальности «Дошкольная педагогика и психология» в институте детства предлагались следующие: «Детская практическая психология», «Лингвистическая и литературоведческая подготовка дошкольников», «Организация театрально-игровой деятельности», «Управление дошкольным образованием», «Семейная педагогика», «Методическая работа в дошкольных учреждениях».
В рамках специальности «Педагогика и методика начального образования» предлагались следующие специализации: «Методика преподавания русского языка», «Методика преподавания естественно-математических дисциплин», «Методика преподавания литературы в начальной школе».
С 2004 года обучение по специальности «050708 Педагогика и методика начального образования» позволяло пройти дополнительную подготовку по ряду специальностей, с присвоением дополнительной квалификации:
- специальность «050303 Иностранный язык» с присвоением квалификации «Учитель начальных классов, учитель иностранного языка»;
- специальность «050302 Информатика» с присвоением квалификации «Учитель начальных классов и информатики»;
- специальность «050711 Социальная педагогика» с присвоением квалификации «Учитель начальных классов, социальный педагог».
У обучающихся по специальности «050703 Дошкольная педагогика и психология» также была возможность освоить дополнительную специальность «050303 Иностранный язык» с присвоением квалификации «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, учитель иностранного языка».
Кроме того, подготовка специалистов для системы дошкольного и начального
образования осуществлялась в институте детства в соответствии с ГОС ВПО по направлению: «050700 (540600) Педагогика» с присвоением степени (квалификации) «бакалавр педагогики» и степени (квалификации) «магистр педагогики».
Направление подготовки — совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки.
Следует обратить внимание, что понятие «направление» рассматривается шире, чем понятие «специальность». Поэтому в рамках направления «Педагогика» был выделен ряд профилей, в соответствии с которыми бакалавр педагогики специализируется в той или иной области предметных знаний. Профиль — совокупность основных типичных черт какой-либо профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержание (например: педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, психологическое образование и пр.) [2, 3].
Вне зависимости от осваиваемого профиля выпускник получал диплом о присвоении степени (квалификации) «бакалавр педагогики». Предметное содержание освоенного профиля отражалось во вкладыше к диплому.
На освоение специализации в ГОС был предусмотрен общий объем — 500 часов. Поэтому специализация рассматривается как более углубленная подготовка в рамках основной специальности.
В отличие от специализации, профиль в большей степени соотносится с понятием «специальность», в его названии очерчивается сфера профессиональной деятельности бакалавра педагогики.
Следующий этап существенного обновления программ профессиональной подготовки в институте детства связан со вступ-
лением в силу в 2010 году Федерального государственного стандарта 3-го поколения.
Данный стандарт во многом носил рамочный характер, что обеспечивало академическую свободу вузов при формировании программ как бакалавриата, так и магистратуры.
Стандарт 3-го поколения регламентировал лишь 25% содержания подготовки бакалавров (25% определяет вуз, 50% отводится на самостоятельную работу студентов). В магистерском образовании 10% содержания регламентируется стандартом, 15% — вузом и 75% отводится на самостоятельную работу студентов. Существенно возросла и доля дисциплин, выбираемых студентами самостоятельно, — не менее 30% от вариативной части.
Вместе с большей свободой, выражающейся в возможности проектировать разнообразные программы, соответствующие актуальным вызовам системы образования, региональным интересам и изменяющимся потребностям рынка труда, переход на стандарты нового поколения привел и к возросшей ответственности высших учебных заведений за подготовку выпускников к различным видам профессиональной деятельности. Новые стандарты стали регламентировать результат профессионального обучения, выраженный в компетенциях.
Вступление в силу нового стандарта позволило открыть в институте детства новые профили подготовки бакалавра и существенно расширить подготовку по профилям, связанным с работой педагога-психолога. Так, например, в самостоятельный профиль «Образование в области иностранного языка (Раннее обучение иностранным языкам)» была выделена подготовка преподавателей иностранного языка для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
С 2011 года в институте детства подготовка бакалавров и магистров начала осуществляться по двум направлениям: «050100 Педагогическое образование» и
«050400 Психолого-педагогическое образование».
В направлении «050100 Педагогическое образование» подготовка бакалавров осуществлялась по следующим профилям: «Дошкольное образование», «Начальное образование», «Образование в области иностранного языка (Раннее обучение иностранным языкам)».
В направлении «050400 Психолого-педагогическое образование» было предусмотрено не только наличие профилей, но и возможность выбора вариативного модуля внутри одного профиля: «Психология и педагогика дошкольного образования (Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями», «Психология и социальная педагогика (Детская психология)», «Психология и социальная педагогика (Психолого-педагогическое сопровождение семьи)», «Психология и социальная педагогика (Социально-педагогическое сопровождение младшего школьника)».
Прием студентов осуществлялся в рамках направления. Выбор профиля осуществлялся в конце первого семестра. В отдельный конкурс был выделен только профиль «Образование в области иностранного языка» в связи с наличием обязательного экзамена по иностранному языку.
Все учебные планы, реализуемые в институте детства с 2011 года приема, были переведены на модульную структуру содержания образовательной программы. Модульная структура учебного плана является логичной с точки зрения планируемых результатов освоения образовательной программы, позволяя эффективнее формировать компетенции.
Учебный модуль представляет собой совокупность содержательных, организационных, методических и технологических компонентов, в том числе мероприятий и контрольных материалов (программ дисциплин, практик, различных форм самостоятельной работы студентов, форм кон-
троля и т. п.). Ведущей характеристикой модуля в данном контексте является единство теоретических и прикладных (практических) сторон содержания обучения с ориентацией на образовательно-профессиональную в настоящем и профессиональную в будущем деятельность выпускника [5].
Существенное влияние на проектирование образовательных программ в институте детства оказало участие кафедры дошкольной педагогики в Комплексном проекте модернизации педагогического образования Министерства образования и науки РФ. Опыт работы кафедры и института в данном проекте был положен в основу совершенствования всех основных профессиональных образовательных программ института. Содержание и организация работы по подготовке бакалавров и магистров были переработаны в соответствии с введенными профессиональными стандартами и новыми стандартами школьного и дошкольного образования. В результате проведенной работы с 2015 года впервые в институте детства осуществляется набор на профиль «Начальное образование» в рамках подготовки прикладного бакалавра.
Развитие основных профессиональных образовательных программ магистратуры в институте детства началось более 20 лет назад, на функционирующих тогда еще отдельно факультетах дошкольного образования и начального образования.
На факультете начального образования магистратура предполагала углубление предметной подготовки или развитие готовности решать наиболее актуальные проблемы начального образования, поэтому среди первых магистерских образовательных программ были «Информационные технологии в начальном образовании», «Педагогическая психология», «Детская литература и организация детского чтения», «Литературное образование ребенка», «Начальное образование», «Теория и методика начального языкового образования».
На факультете дошкольного образования магистерские программы были ориентированы на углубленную подготовку педагогов и психологов в сфере дошкольного образования. Возможность вносить изменения в вариативную часть программы образовательных программ позволяла корректировать содержание подготовки в зависимости от потребностей практики.
Объединение двух факультетов — дошкольного и начального образования — в институт детства в 2004 году стало новой вехой и в развитии магистратуры по обоим отделениям. В правилах приема уже предлагалось 6 магистерских программ, отличающихся содержательным разнообразием. С этого момента развивается идея создания магистерской программы, интегрирующей усилия нескольких кафедр института, например, «Гуманитарные технологии культурно-просветительской работы с детьми в средствах массовой информации», «Педагогическое сопровождение ребенка в музейной среде» и др. В этот период развиваются магистерские программы, связанные с результатами исследований научных школ института, например, проблем детской речи, психофизиологии ребенка, дошкольной педагогики в программах «Дифференциальная психология, психодиагностика в образовании» и «Психология речи и психолингвистика», «Дошкольное образование в поликультурном обществе».
В настоящее время можно выделить две ведущие линии в развитии магистерских программ института детства.
Первая из них связана со стремлением к реализации принципа модульного проектирования образовательных программ.
В качестве примера приведем содержательное наполнение модуля в образовательной программе «Методическое сопровождение в дошкольном образовании». Модуль в данном случае объединяет вокруг единых целевых ориентиров (формируемых компетенций) содержание всех форм
организации учебной и учебно-исследовательской деятельности магистрантов.
Модуль «Методическое сопровождение в дошкольном образовании»:
- Дисциплины: Методическое сопровождение педагога ДОО; Технологии профессионального развития педагога ДОО.
- Дисциплины по выбору: Проектирование индивидуальных маршрутов профессионального развития педагогов (Индивидуальное сопровождение педагогов ДОО); Диагностика профессиональных возможностей и запросов педагогов (Практикум по психологии профессиональной деятельности); Проектирование программ внутрифирменного обучения (Вариативные формы внутрифирменного обучения).
- Научно-исследовательская работа (научно-исследовательский семинар): Анализ рынка образовательных услуг по повышению квалификации педагогов ДОО.
- Учебная практика: Проектирование годового маршрута профессионального развития молодого педагога.
Вторая линия развития — стремление кафедр института детства к открытости и сотрудничеству, что приводит к созданию сетевых магистерских программ. Подготовка к открытию сетевых программ требует мониторинга актуальных проблем, решение которых значимо для обоих сетевых партнеров именно на международном уровне.
Реализация первой сетевой магистерской программы совместно с Университетом Восточной Финляндии «Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация» началась в институте детства в 2013 году. В 2015 году к ней присоединилась магистерская программа «Экспертиза качества дошкольного образования» совместно с Белорусским государственным педагогическим университетом им. М. Танка, а с 2016 года — магистерская программа «Управление инновационным развитием дошкольных образовательных
учреждений» совместно с Новосибирским государственным педагогическим университетом.
Наличие международных сетевых ООП в целом повышает имидж университета, престиж кафедр, участвующих в реализации подобных программ, поднимает уровень качества предлагаемого образования и профессионализма преподавателей. Совместная работа студентов, преподавателей и администрации позволяет установить международные контакты и активизировать исследовательскую деятельность на международном уровне [6].
В настоящее время в институте детства реализуется 9 магистерских программ: «Методическое сопровождение в дошкольном образовании», «Экспертиза качества дошкольного образования», «Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде», «Управление качеством начального образования», «Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация», «Интенсивное обучение детей иностранным языкам», «Линг-вокультурологическое образование младших школьников», «Детская практическая психология», «Психология и педагогика современного Детства».
Сегодня содержание магистерских программ либо направлено на развитие профессиональных компетенций выпускника в сфере организации дошкольного или начального образования, либо на освоение исследовательских и профессиональных компетенций, позволяющих изучать и разрешать проблемы современного Детства, — развитие креативности ребенка, раннее обучение иностранным языкам, разрешение психологических и социальных проблем современных детей.
Образовательные программы носят в большей степени прикладной характер, позволяя выпускникам осуществлять инновационную деятельность в образовательных учреждениях.
Развитие научного направления «Ин-тегративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования» на кафедре дошкольной педагогики.
В период с 2014 по 2017 год кафедра была активно включена в Комплексный проект модернизации педагогического образования, являясь ответственным исполнителем проектов:
• 2014-2015 годы — «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей "Образование и педагогика" по направлению подготовки "Психолого-педагогическое образование" (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования»;
• 2016-2017 годы — «Внедрение ком-петентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН "Образование и педагогические науки" (уровень образования бакалавриат, магистратура и аспирантура, профиль "Педагог дошкольного образования")».
Успешность участия в проекте определяется качеством полученных результатов:
- Определены и раскрыты сущностные характеристики разработанных в РГПУ им. А. И. Герцена в рамках программы модернизации педагогического образования новой модели и модулей подготовки бакалавров и магистров для работы в сфере дошкольного образования.
- Впервые описаны целевые, содержательные, инструментальные и результативные характеристики модели, ориентированной на совокупность измеряемых образовательных результатов, соответствующих требованиям стандарта профессиональной деятельности педагога дошколь-
ного образования, ФГОС дошкольного и высшего образования.
- Выявлены эффекты реализации новой модели и модулей подготовки бакалавров и магистров для работы в сфере дошкольного образования в условиях сетевого взаимодействия с организациями дошкольного общего образования.
- Разработаны основные профессиональные образовательные программы бакалавриата и магистратуры с направленностью (профилем) «Педагог дошкольного образования», с возможностью реализации в форме сетевого взаимодействия, построенные по модульному принципу. Материалы проекта стали основой для примерных профессиональных образовательных программ.
Теория и методика профессионального образования дополнены новыми знаниями о процессе модульной подготовки педагога дошкольного образования в новом образовательно-профессиональном пространстве в условиях действия образовательных стандартов разных уровней и профессионального стандарта.
Развитие научного направления «Инте-гративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования» на кафедрах педагогики начального образования и художественного развития ребенка.
Кафедры реализуют это направление с 90-х годов. В ходе исследовательской работы определены критерии качества подготовки студентов по направлению «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», соответствующие новому профессиональному стандарту педагога, подготовлена новая образовательная программа прикладного бакалавриата «Начальное образование», разработаны новые контрольно-оценочные материалы, введены интерактивные практико-ориентированные приемы и формы работы со студентами и как результат — выявлено повышение мотивации к педагогической деятельности.
Пересмотрена система подготовки студентов к учебным и производственным практикам, определены новые принципы отбора содержания практик на разных этапах обучения: бакалавриат, магистратура.
Рассматривается проблема эффективного включения работодателей в процесс реализации и оценки результатов образовательной деятельности бакалавров и магистров, ведется поиск условий развития общественной экспертизы качества высшего образования.
Ожидаемый научный и научно-технический результат НИР по итогам исследования — создание качественно нового методического обеспечения для разрабатываемой ОП прикладного бакалавриата.
Научные интересы кафедры развиваются. Сегодня это в первую очередь:
- развитие творческого потенциала детей на разных возрастных этапах;
- формирование младшего школьника как субъекта учебной деятельности в рамках ФГОС НОО;
- определение условий для внедрения в начальное образование дистанционных форм обучения и разработка технологий электронной педагогики;
- совершенствование практико-ориен-тированной подготовки специалистов для системы начального и дополнительного образования;
- определение условий для развития сетевого сотрудничества в процессе подготовки нового поколения педагогов.
Развитие научного направления «Инте-гративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования» на кафедре начального естественно-математического образования.
На протяжении многих лет сотрудники кафедры начального естественно-математического образования вели работу в рамках направления. Тема, которую разрабатывала (и продолжает этим заниматься) кафедра, — определение содержания и методического обеспечения общей и профес-
сиональной подготовки по математике и естествознанию бакалавра и магистра начального образования.
Целесообразность и актуальность исследования по данной теме были обусловлены введением естественно-математической специализации подготовки учителя начальных классов, переходом к подготовке специалистов в системе «бакалавр — магистр», необходимостью разработки дополнительных специальностей и специализаций учителя начальных классов, то есть непрерывным развитием системы педагогического образования.
Объектом исследования был учебный процесс в педагогическом университете, предметом исследования выступала естественно-математическая подготовка учителя начальных классов.
Целью исследования была проверка гипотезы: за счет специально разработанной системы курсов и учебных модулей, направленных на углубленное изучение естественнонаучной и математической подготовки будущих специалистов в области начального образования, будет достигнут необходимый, обусловленный современным состоянием системы общего образования уровень квалификации.
Реализация данного научного направления осуществлялась поэтапно в зависимости от изменения требований к подготовке специалистов для начального образования, зафиксированных в нормативных документах.
В первую очередь — необходимость углубления естественно-математической подготовки учителя начальных классов.
Основой для такой работы послужили традиционно читаемые преподавателями кафедры курсы математики, землеведения, ботаники, зоологии, методики математики, методики природоведения, содержание которых было углублено. Кроме того, была создана система специализированных курсов, направленных на углубление есте-
ственно-математической подготовки студентов (в это время сотрудники кафедры разработали и апробировали около 30 курсов, обеспечивающих естественно-математическую специализацию учителей начальных классов).
Первой магистерской программой, раз -работанной сотрудниками кафедры под руководством М. И. Калининой, была программа «Методическое сопровождение младшего школьника в естественно-математическом образовании».
Цель программы — обеспечение готовности выпускника организовать и вести методическую работу, направленную на помощь учителям начальной школы в решении задачи развития младшего школьника средствами естественно-математических дисциплин. Востребованность специалистов, способных проводить научно-практическую работу в сфере развития ребенка средствами естественно-математических дисциплин, чрезвычайно высока как в системе общего (начального), дополнительного образования детей, так и среднего и высшего профессионального образования.
В этот же период разрабатывались программы подготовки бакалавров, соответствующие 3-му стандарту. Результатами освоения программ бакалавриата стали общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Традиционные дисциплины, обеспечивающие подготовку учителя начальных классов, были объединены в модули, относящиеся к вариативной части программы подготовки бакалавра. Большая работа была проведена сотрудниками кафедры по определению компетенций, формируемых в каждом модуле, по разработке контрольно-измерительных средств, позволяющих выявить степень сформированности соответствующих компетенций. В связи со значительным сокращением числа аудиторных часов, отводимых на естественно-математические
модули, активно внедрялись новые технологии их реализации.
В настоящее время кафедра активно разрабатывает и реализует новые образовательные программы подготовки академического и прикладного бакалавров. Требования к подготовке прикладного бакалавра явились основанием для создания модулей, связывающих теоретическую и практическую подготовку студентов в единое целое. Часть дисциплин каждого модуля раскрывает теоретические основы изучаемого в начальной школе учебного материала, другая часть этого же модуля обеспечивает
методическую подготовку студента к тому, каким образом реализуется данный учебный материал в том или ином курсе начальной школы.
Таким образом, на современном этапе задачи научно-исследовательской деятельности кафедр института детства в рамках научного направления «Интегративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования» связаны с рядом комплексных решений и существенных изменений в системе подготовки педагогов дошкольного и начального образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гогоберидзе А. Г., Калабина И. А., Савинова Л. Ю. Педагогическая магистратура в институте детства Герценовского университета: история, современность, перспективы // Педагогическая наука и современное образование: сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки 9 февраля 2017 года. Т. 1 / под ред. И. В. Гладкой, С. А. Писаревой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. С. 40-45.
2. Институт детства Герценовского университета: коллективная монография / под ред. А. Г. Гогоберидзе. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. 432 с.
3. Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета: 85 лет подготовки педагога — традиции и инновации: коллективная монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 417 с.
4. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166654/ (дата обращения: 17.02.2018).
5. Соломин В. П., Рабош В. А., Гогоберидзе А. Г. Новая модель практико-ориентированной подготовки педагогов с учетом требований профессионального и образовательного стандарта // Педагогическое образование в России. 2015. № 12. С. 145-151.
6. Gogoberidze A., Kalabina I., Pogosian V., Savinova L. Theory and Practice Integration in Subject-Priented Teacher Preparation. Jointly Offered Master's Degree Programs: the Experience of the Institute of Childhood (Herzen University) // Astra Salvensis. 2018. Vol. 6. P. 49-58.
REFERENCES
1. Gogoberidze A. G., Kalabina I. A., Savinova L. Yu. Pedagogicheskaya magistratura v institute detstva Gertsenovskogo universiteta: istoriya, sovremennost, perspektivyi // Pedagogicheskaya nauka i sovremennoe obrazovanie: sbornik statey IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyaschennoy Dnyu ros-siyskoy nauki 9 fevralya 2017 goda. T. 1 / pod red. I. V. Gladkoy, S. A. Pisarevoy. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2017. S. 40-45.
2. Institut detstva Gertsenovskogo universiteta: kollektivnaya monogra-fiya / pod red. A. G. Gogoberidze. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2017. 432 s.
3. Kafedra doshkolnoy pedagogiki Gertsenovskogo universiteta: 85 let podgotovki pedagoga — traditsii i innovatsii: kollektivnaya monografiya. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2010. 417 s.
4. Kompleksnaya programma povyisheniya professionalnogo urovnya pedagogicheskih rabotnikov obsche-obrazovatelnyih organizatsiy. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166654/ (data obra-scheniya: 17.02.2018).
5. Solomin V. P., Rabosh V. A., Gogoberidze A. G. Novaya model praktiko-orientirovannoy podgotovki pedagogov s uchetom trebovaniy professionalnogo i obrazovatelnogo standarta // Pedagogicheskoe obra-zovanie v Rossii. 2015. N 12. S. 145-151.
6. Gogoberidze A., Kalabina I., Pogosian V., Savinova L. Theory and Practice Integration in Subject-Priented Teacher Preparation. Jointly Offered Master's Degree Programs: the Experience of the Institute of Childhood (Herzen University) // Astra Salvensis. 2018. Vol. 6. P. 49-58.
Г. И. Вергелес
ВКЛАД А. И. РАЕВА В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПРАКТИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье проанализированы научные работы А. И. Раева, доктора психологических наук, профессора, проработавшего в РГПУ (ЛГПИ) им. А. И. Герцена более 40 лет, показана важность, востребованность таких его идей, как управление умственной деятельностью младших школьников, формирование общих, универсальных учебных действий, развитие нравственных убеждений, определение направлений и требований к формированию и развитию младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения, развитие общих творческих способностей, совершенствование подготовки учителя начальных классов.
Ключевые слова: педагогическая психология, начальное образование, подготовка учителя начальных классов, управление умственной деятельностью младших школьников, общие умственные действия, общие творческие способности.
G. Vergeles
A. I. RAEV'S CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY AND THE PRACTICE OF PRIMARY EDUCATION
The article analyzes scientific works by Professor A. I. Raev, Doctor of Psychology, who worked at the Herzen State Pedagogical University of Russia for more than 40 years. The article shows the importance and relevance of such of his ideas as managing the mental activity ofjunior schoolchildren; devising general, universal educational activities; developing moral beliefs; identifying directions and requirements for the formation and development of a primary school pupil as a subject of educational activity and moral behavior; developing general creative abilities, and improving primary school teacher training.
Keywords: pedagogical psychology, primary education, primary school teacher training, management of mental activity of junior schoolchildren, general mental actions, general creative abilities.
Имя Александра Израилевича Раева (1924-1999) навсегда связано с подготовкой учителя начальных классов в ЛГПИ им. А. И. Герцена (РГПУ им. А. И. Герцена). Вся его жизнь была посвящена именно этому: преподаватель факультета начального обучения, ученый, занимав-
шийся проблемами психологии начального образования, декан факультета, готовящего учителей начальных классов.
А. И. Раев — участник Великой Отечественной войны, фронтовик, с артиллерийским взводом прошедший всю войну. После ее окончания он поступает на истори-