Гретченко Александр Анатольевич
канд. экон. наук, докторант,
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова [email protected]
Манахов Сергей Владимирович
канд. экон. наук, доцент кафедры новой экономики, Международный институт бизнес-тренинга [email protected]
будущее - в настоящем!
развитие научно-исследовательского сектора
в странах с развитым наукоемким сектором экономики1
_Аннотация
Отражена специфика развития научно-исследовательского сектора за рубежом на протяжении последних 15 лет; определяются основные направления изменения ключевых показателей, характеризующих состояние инновационной сферы наиболее развитых стран; делаются выводы об основных тенденциях формирования инновационной экономики в государствах, входящих в международную экономическую организацию ОЭСР.
Ключевые слова: НИОКР, исследования и разработки, инновационная экономика, ОЭСР, инвестиции в знания, научно-технический прогресс
Ещё в 1990-е годы ученые-экономисты разных стран мира, а вслед за ними и многие политики стали говорить о неизбежности перехода к принципиально новому типу экономики: экономике, основанной на знаниях. Ведущим фактором роста в ней выступают научные результаты, материализованные в новых наукоемких технологиях и видах продукции. Этот процесс начался стихийно и идет во многих странах достаточно высокими темпами, что объективно способствует повышению роли научно-технической политики в системе инструментов государственного регулирования экономического развития.
Знания как базовый элемент
Как отмечают эксперты ОЭСР, на протяжении двух последних десятилетий у стран, которые входят в эту организацию, инвестиции в знания, измеряемые затратами на исследования и разработки, высшее образование, информационные и компьютерные технологии, росли быстрее, чем инвестиции в совокупный основной капитал.
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Президента России молодым ученым-кандидатам наук МК-2424. 2010.6 «Методология и механизмы формирования национальной инновационной системы»
Таблица 1
Внутренние затраты на исследования и разработки в некоторых странах ОЭСР (млн. долл. США; в расчете по паритету покупательной способности национальных валют)
1995 г. 1998 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Австрия 2897,0 3706,1 4469,4 4791,0 5229,8 5703,6 6011,8 6780,6 7249,0 7865,3
Бельгия 3808,9 4625,9 5564,4 6070,0 6010,9 5897,3 6035,6 6176,7 6472,4 -
Великобритания 21946,0 23961,6 27823,9 29190,8 30635,7 31070,7 32056,9 33413,4 35590,8 -
Венгрия 669,4 728,9 975,6 1271,2 1492,6 1459,5 1439,2 1616,7 1831,3 -
Германия 40298,6 45199,3 52283,5 54447,9 56657,0 59483,5 61393, 62448,4 66688,6 -
Дания 2192,2 2834,9 - 3766,7 4147,2 4228,7 4341,2 4456,8 4651,6 -
Ирландия 816,7 1101,8 1221,0 1293,9 1430,2 1615,1 1831,9 1984,8 2290,4 2490,4
Исландия 95,4 152,5 216,2 256,3 263,8 251,2 - 293,0 - -
Испания 5011,1 6559,4 7780,7 8421,1 9808,5 10917,2 11799,5 13283,9 15595,7
Италия 11714,8 14160,4 15229,6 16810,3 17268,9 17309,0 17500,7 17827,0 - -
Канада 11323,7 13550,9 16731,4 19025,7 19142,1 20056,8 21536,4 22823,0 23306,0 23838,9
Корея 13681,3 14788,9 18493,7 21279,9 22506,8 23969,2 27935,8 30618,3 35885,8 -
Мексика 1941,9 2926,0 3355,6 3631,7 4171,3 4388,2 5108,6 5919,0 - -
Нидерланды 6571,7 7583,5 8533,0 8913,6 8890,8 9042,4 9640,8 9843,2 9959,0 -
Норвегия 1738,0 - - 2663,9 2792,2 2998,2 3093,6 3351,5 3686,2 -
Польша 1815,7 2416,3 2601,7 2611,8 2472,2 2477,5 2773,6 2936,4 3110,0 -
Португалия 710,1 1004,3 1322,6 1472,2 1453,2 1445,1 1552,7 1697,9 1839,5 -
Словакия 412,6 434,5 383,8 411,7 398,3 419,9 404,3 436,3 467,1 -
США 184077,0 228108,5 267767,5 278230,0 277054,5 289721,6 301015,5 324464,5 343747,5 -
Турция 1207,1 1986,5 2819,8 3018,9 3008,9 2843,0 3572,7 4417,0 4883,7 -
Финляндия 2177,0 3345,4 4439,7 4567,9 4814,7 4956,3 5394,2 5565,9 5945,3 6283,3
Франция 27525,5 29288,8 32920,3 35818,8 38152,9 36886,5 38024,8 39593,9 41436,2 -
Чехия 1265,0 1646,5 1861,3 1993,3 2063,9 2299,3 2458,3 2931,5 3489,1 -
Швеция 6339,2 - - 10409,2, - 10408,4 10462,7 11231,3 11815,3 -
Япония 82642,4 91093,3 98774,5 104008,6 108166,2 112274,3 117495,4 128694,6 138782,1 -
Источник: Индикаторы науки: 2009. Статистический сборник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2009.
Общее представление об изменении размеров внутренних затрат на исследования и разработки и их абсолютных значениях в странах ОЭСР можно получить при анализе табл. 1. Анализ представленных данных по затратам на научные исследования и разработки показывает, что, несмотря на некоторые колебания показателей, страны ОЭСР в целом за рассматриваемый период стали выделять на эти цели значительно больше финансовых средств. При этом, как можно видеть, 5 ведущих индустриальных стран (США, Япония, Германия, Франция и Великобритания) ежегодно тратят на исследования и разработки в 3-4 раза больше средств, чем все остальные страны ОЭСР вместе взятые. В лидерах по рассматриваемому показателю США, в среднем за период с 1995 по 2006 гг. инвестировавшие в НИР 277,1 млрд. долл. ежегодно; далее следуют Япония (109,1 млрд. долл.), Германия (55,4 млрд. долл.), Франция (35,5 млрд. долл.), Великобритания (29,5 млрд. долл.). Что касается темпов прироста затрат на исследования и разработки в странах ОЭСР за рассматриваемый период, то здесь в лидерах другие государства (табл. 2).
Особенно высокие значения показателя ежегодных темпов прироста инвестиций в исследования и разработки (более 10% в среднем в год) наблюдались у ряда малых стран Европы (Ирландия - 10,8%, Венгрия - 11,6%, Чехия - 11,2%,) а также в Испании -12,4%, Южной Корее - 11,8%, Мексике -10,1% и Турции - 10,2%. А у большинства крупнейших стран, входящих в ОЭСР, темпы прироста инвестиций в исследования и разработки колебались около значения 4% (Германия -
4,2%, США - 4,3%, Франция - 4,0%, Великобритания - 4,2%).
Как следствие в странах-лидерах по приросту инвестиций в исследования и разработки наблюдался и самый заметный рост числа специалистов, занятых в сфере НИОКР. В Турции, Чехии, Южной Корее, Мексике, которые лидируют по темпам прироста инвестиций в НИР, также наблюдалось наиболее существенное увеличение общего количества персонала, занятого исследованиями и разработками. В период с 1999 по 2008 гг. численность исследователей, занятых НИР, в расчете на 1000 занятых в экономике увеличилась: в Турции в 2,6 раза, в Чехии более чем в 2 раза, в Южной Корее на 92%, в Мексике на 50%. В то время как в целом по странам ОЭСР данный показатель за рассматриваемый период вырос всего на 15,5% 2.
Анализ затрат
Проанализируем теперь другой важнейший показатель развития инновационной деятельности в национальных экономиках - долю затрат на НИОКР в ВВП.
Как свидетельствуют данные3, доля затрат на НИОКР в ВВП по всем странам ОЭСР за рассматриваемый период также увеличилась с 2,16% до 2,28%. Но и здесь существуют значительные различия между отдельными странами и регионами. Например, по данным за 2008 г., этот показатель в Израиле составлял 4,86%, в то время как в 1999 г. он был равен всего 3,58%; также сопоставимый рост рассмат-
2 Источник: OECD Factbook 2010: Economic, Environmental and Social Statistics - Paris: OECD, cop. 2010.
3 Там же.
Темпы прироста внутренних затрат на исследования и разработки по некоторым странам ОЭСР, в %
2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Австрия 7,20 9,16 9,06 5,40 12,79 6,91 8,50
Бельгия 9,09 -0,97 -1,89 2,35 2,34 4,79 -
Великобритания 4,91 4,95 1,42 3,17 4,23 6,52 -
Венгрия 30,30 17,42 -2,22 -1,39 12,33 13,27 -
Германия 4,14 4,06 4,99 3,21 1,72 6,79 -
Ирландия 5,97 10,53 12,93 13,42 8,35 15,40 8,73
Испания 8,23 16,48 11,30 8,08 12,58 17,40 -
Италия 10,38 2,73 0,23 1,11 1,86 - -
Канада 13,71 0,61 4,78 7,38 5,97 2,12 2,29
Корея 15,07 5,77 6,50 16,55 9,60 17,20
Мексика 8,23 14,86 5,20 16,42 15,86 - -
Нидерланды 4,46 -0,26 1,71 6,62 2,10 1,18 -
Норвегия - 4,82 7,38 3,18 8,34 9,99 -
Польша 0,39 -5,34 0,21 11,95 5,87 5,91 -
Португалия 11,31 -1,29 -0,56 7,45 9,35 8,34 -
Словакия 7,27 -3,25 5,42 -3,72 7,91 7,06 -
США 3,91 -0,42 4,57 3,90 7,79 5,94 -
Турция 7,06 -0,33 -5,51 25,67 23,63 10,57 -
Финляндия 2,89 5,40 2,94 8,84 3,18 6,82 5,69
Франция 8,80 6,52 -3,32 3,09 4,13 4,65 -
Чехия 7,09 3,54 11,41 6,92 19,25 19,02 -
Источник: данные Росстата.
риваемого показателя был отмечен в Южной Корее, Австрии, Португалии, При этом в США рост составил только 0,13%, Наряду с тенденциями роста эксперты ОЭСР отмечают некоторое снижение доли затрат на НИОКР по отношению к ВВП во Франции, Нидерландах, Польше, Греции, Словакии, Норвегии и Бельгии, В странах Восточной Европы этот процесс может быть вызван слабыми рыночными сигналами или отсутствием ресурсов, которые необходимы для преодоления входных барьеров и конкуренции со стороны зарубежных компаний,
Что касается структуры внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования, то, как свидетельствуют статистические данные, предоставляемые ОЭСР в период с 1995 по 2007 гг., ведущая роль в росте финансирования НИОКР за рубежом принадлежала предпринимательскому сектору. За рассматриваемый период в странах ОЭСР расходы частного сектора на исследования и разработки выросли более чем в 2 раза, в то время как государственные расходы на НИОКР за тот же временной интервал увеличились менее существенно. Например, в Великобритании на 67%, в Германии на 30,5%, в Швеции на 29,2%, во Франции на 19,4%, однако в целом ряде стран совокупные бюджетные расходы на НИОКР отставали от частных инвестиций не так значительно, например, в Ирландии, Португалии, США, Японии рассматриваемый показатель вырос более чем в 2-ва раза.
Однако в целом в результате указанных тенденций доля частного сектора в финансировании национальных исследований и разработок на совре-
менном этапе стала преобладающей (табл. 3),
Как можно видеть, по всем странам ОЭСР в среднем затраты государственных бюджетов на НИОКР в 2007 г. составляли 36,6%, в то время как доля частных инвестиций была значительно выше - 53%. Необходимо отметить, что в странах-лидерах по общему объему затрат на исследования и разработки США и Японии данное соотношение еще в большой степени смещено в пользу частного сектора, на долю которого в указанных странах приходилось 64,9% и 77,1% от общего объема инвестиций соответственно.
В большинстве постиндустриальных стран частный сектор выступает не только основным инвестором, но и осуществляет своими силами весомую часть исследований и разработок. Об этом свидетельствует структура внутренних затрат на исследования и разработки по секторам науки в странах ОЭСР
Если в середине 1980-х годов государственные служащие осуществляли в среднем 44% общегосударственных НИОКР, то уже в 1998 году - около одной трети, а по данным за 2007 г. - всего 14,9%. Уменьшение относительного вклада государства в осуществление национальных НИОКР по сравнению с промышленным сектором - общая тенденция практически во всех ведущих постиндустриальных странах ОЭСР. Если же перейти от рассмотрения общих оценок к анализу значений показателя по отдельным странам, то можно отметить, что по данным за 2007 г. в государственном секторе Японии осуществлялось 8,3% национальных НИОКР, в США - 11,7%, во Франции и Италии тот же показатель составлял 17,3%.
Таблица 3
Структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования: 2007, в %
Государственный сектор Предпринимательский сектор Другие национальные источники Иностранные источники
Австралия 40,5 53,0 2,1 2,8
Австрия 37,4 46,7 0,4 15,5
Бельгия 24,7 59,7 3,3 12,4
Великобритания 31,9 45,2 5,9 17,0
Венгрия 44,8 43,3 0,6 11,3
Германия 28,4 67,6 0,3 3,7
Греция 46,8 31,1 3,1 19,0
Дания 27,6 59,5 2,8 10,1
Ирландия 30,1 59,3 1,7 8,9
Исландия 40,5 48,0 0,3 11,2
Испания 42,5 47,1 4,5 5,9
Италия 50,7 39,7 1,7 8,0
Канада 32,8 47,8 10,4 9,0
Корея 23,1 75,4 1,2 0,3
Люксембург 16,6 79,7 0,1 3,6
Мексика 45,3 46,5 7,4 0,7
Нидерланды 36,2 51,1 1,4 11,3
Новая Зеландия 43,0 41,2 10,6 5,2
Норвегия 44,0 46,4 1,6 8,0
Польша 57,5 33,1 2,5 7,0
Португалия 55,2 36,3 3,8 4,7
Словакия 55,6 35,0 0,4 9,1
США 29,3 64,9 5,8 -
Турция 48,6 46,0 4,8 0,5
Финляндия 25,1 66,6 1,2 7,1
Франция 38,4 52,2 1,9 7,5
Чехия 39,0 56,9 1,1 3,1
Швейцария 22,7 69,7 2,3 5,2
Швеция 23,5 65,7 3,1 7,7
Япония 16,2 77,1 6,4 0,4
ОЭСР в целом 36,6 53,0 3,0 7,4
Источник: OECD Factbook 2009: economic, environmental and social statistics. -Paris: OECD, cop. 2009.
Несложно заметить, что представленный сдвиг произошел под влиянием научно-технического прогресса и рыночной конкуренции, которые заставили компании интенсифицировать технологические и продуктовые новации, а также благодаря разработанным и реализованным на государственном уровне мерам по стимулированию частных капиталовложений в сферу НИОКР. Вместе с тем данный сдвиг отражает в значительной мере исчерпание возможностей для дальнейшего существенного увеличения бюджетного обеспечения развития сферы НИОКР.
Инвестиции
В значительной степени рост роли частного сектора в осуществлении НИОКР происходил за счет высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности, области информационно-коммуникационных технологий, а также за счет развития сферы услуг. По данным экспертов ОЭСР, на них приходится в общей сложности свыше 70% прироста всех НИОКР в частном секторе США, Финляндии и Ирландии. На протяжении последних лет возрастала роль государственных мер по косвенному регулированию инноваций в промышленности. Регулирование принимало различные формы: целенаправленная поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства; разнообразные налоговые льготы; формирование инновационной инфраструктуры и соответствующих инновационных институтов; передача технологий из государственного сектора в промышленный и т.д.
Эффективность использования косвенных инструментов инновационного регулирования в разных национальных
инновационных системах по-разному же проявляется. При этом до настоящего времени нет полной ясности по вопросу относительно характера влияния налоговых льгот на инвестиционную активность в сфере НИОКР частного сектора. Это подтверждается различиями в формах и масштабах использования налоговых преференций в разных странах. В ряде стран (Австралия, Испания, Канада, США, Франция, Япония, Португалия, Австрия, Нидерланды, Ирландия, Южная Корея) поощряются корпоративные инвестиции в исследования и разработки при помощи различных систем налоговых льгот и скидок. В других же странах (Германия, Италия, Бельгия, Греция, Швеция, Швейцария, Финляндия, Новая Зеландия, Исландия, Дания, Норвегия) такие инвестиции с точки зрения налогообложения интерпретируются по общим правилам. До недавнего времени некоторое промежуточное положение между рассмотренными подходами к регулированию инновационной деятельности занимала Великобритания, однако с 2000 года там был введен закон, позволяющий предприятиям малого и среднего бизнеса осуществлять прогрессивные вычеты расходов на НИОКР из налогооблагаемой базы, а с 2002 года эта льгота была частично распространена и на крупные промышленные компании.
Производя частичное сокращение финансирования НИОКР в промышленности, индустриальные страны берут на себя нагрузку по обеспечению развития фундаментальных исследований, тем самым формируя необходимый задел для создания новых технологических разработок. В ряде случаев возможности перераспреде-
ления финансовых затрат между государством и частным капиталом оказываются сильно ограничены. В качестве причин для этого можно выделить следующие: неконкурентная природа фундаментальных научных знаний как экономического объекта; неизбежное увеличение издержек производства и как следствие рост цен на конечную продукцию.
Национальные приоритеты
Важно подчеркнуть, что между отдельными странами заметны сильные различия в выборе национальных приоритетов в области фундаментальных и прикладных исследований. В США, например, большое внимание уделяется военно-прикладным исследованиям, а также естественным наукам, в том числе медицинским исследованиям. В то же время во многих странах ОЭСР приоритет традиционно отдается физическим и инженерным дисциплинам, исследованиям в области здравоохранения, обеспечения
национальной безопасности и охране окружающей среды. Дополняют картину приоритеты в традиционных областях - энергетика (Япония), сельское хозяйство (Канада), космические исследования (Франция), промышленные технологии (Канада, Германия, Италия, Южная Корея). Необходимо особым образом отметить, что практически во всех развитых западных странах особое внимание в последнее время уделяется исследованиям в наукоемких областях - информационные технологии, био- и нанотехнологии.
Литература
1. OECD Factbook 2010: Economic, Environmental and Social Statistics. -Paris: OECD, cop. 2009.
2. OECD Factbook 2009: economic, environmental and social statistics. -Paris: OECD, cop. 2009.
3. Индикаторы науки: 2009. Статистический сборник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2009.
Aleksandr A. Gretchenko
Cand. of Econ. Sci., Doctoral Candidate, Plekhanov Russian Economic University Sergey V. Manakhov
Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Chair of New Economy International Institute of Business Training
The development of scientific and research sector in countries with advanced science intensive economic sector
_Abstract
The article reflects specific features of development of foreign science and research sector during last 15 years, specifies the basic trends in the change of key indices, defining the state of the innovative sphere of the most advanced countries. The author draws conclusions about the main tendencies in innovative economy formation in countries - members of international organization OECD.
Keywords: R&D, researches and developments, Innovative economy, OECD, investment in knowledge, scientific and technological advance