ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Д-р экон. наук Л. П. Гончаренко канд. экон. наук И. Р. Фатьянова
РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ С УЧЕТОМ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье рассматриваются проблемы перехода российской экономики к инновационной модели роста и задачи развития национальной инновационной системы. Дано обоснование важности анализа опыта других стран в области поддержки их инновационных систем. Представлены результаты исследования инновационной системы Германии, отмечены те ее особенности, которые бы могли быть перенесены на российскую почву.
Ключевые слова и словосочетания: национальная инновационная система, участники инновационного процесса, особенности инновационной системы, исследования и разработки, уровень расходов на исследования и разработки, государственная политика.
За последние годы в научно-техническом комплексе России накопилось множество проблем, многие из которых носят системный характер. В стране в том или ином виде представлены все основные элементы национальной инновационной системы (НИС), но уровень их развития и степень взаимосвязи неоднородны и подчас негативно отличаются от инновационных систем развитых стран. В стране сохраняются серьезные проблемы, препятствующие решению задачи развития инновационной системы.
Совокупные внутренние затраты на исследования и разработки (ИР) пока не превышают 1,2% от размера ВВП страны. За последние 15 лет обозначилась позитивная тенденция в отношении финансирования национальных исследований, среднегодовой темп прироста затрат составил 7,7%. Однако несмотря на положительную динамику, объем внутренних затрат на ИР составляет лишь 55,4% от уровня 1990 г. в пересчете на постоянные цены. Текущий уровень затрат на науку не соответствует происходящим в мире процессам интенсивного развития инновационной деятельности. Внутренние затраты на исследования и разработки в России в 23 раза меньше, чем в США, в 8,6 и 6,7 раза меньше, чем соответственно в Японии и Китае. Государству по-прежнему принадлежит основная доля вложений в исследовательскую сферу. В структуре источников финансирования доля государственных средств превышает 60% и имеет тенденцию к росту.
В настоящее время ведется активная работа по преодолению кризисных явлений в научно-технической сфере, усилились процессы реформирования ключевых элементов НИС. Вопросам развития науки и инноваций уделяется внимание на всех уровнях власти, активно расширяется сотрудничество с представителями научных и бизнес-кругов, в том числе из развитых государств. Все это позволяет надеяться на благополучное разрешение проблем,
накопившихся в инновационной сфере страны, и формирование в России современной инновационной экономики.
Большое значение в этой ситуации имеет изучение опыта формирования и поддержки систем инноваций в развитых и развивающихся странах. Опыт других стран, занимающих высокие места в рейтингах конкурентоспособности и более всего продвинувшихся по пути инновационного развития, свидетельствует, что в данных государствах были созданы эффективные НИС, обеспечивающие поддержку инновационных процессов. НИС развитых стран включают широкую сеть институтов, обеспечивающих поддержку инновационной активности и взаимодействие хозяйствующих субъектов в ходе инновационного процесса.
На наш взгляд, весьма полезным представляется анализ опыта развития национальных инновационных систем европейских государств.
Специфика национальных инновационных системы стран - участниц Европейского союза заключается в том, что развитие НИС этих государств происходит в рамках формирования единого инновационного пространства ЕС. Это обстоятельство во многом детерминирует и регламентирует развитие инновационных систем стран Европы.
Впервые официально цель формирования единого инновационного пространства была заявлена в 2000 г. на заседании Совмина стран ЕС, когда была принята Лиссабонская стратегия. С этого момента практически во всех странах Евросоюза были разработаны и приняты нормативные документы, определяющие стратегию, цели и инструменты инновационной политики. Десять лет спустя была принята европейская стратегия экономического развития на период до 2020 года - «Европа 2020».
В стратегии одним из ключевых факторов роста признается развитие экономики, основанной на знаниях. Для обеспечения инновационного развития разработан комплекс мер и предложен ряд индикаторов, определяющих уровень инновационности экономики. Принятый план предполагает рост частных и государственных расходов на исследования и разработки до 3% от совокупного ВВП Евросоюза. Сегодня финансирование сферы исследования и разработок в ЕС не превышает 2% ВВП (для сравнения, в США значение этого показателя составляет 2,8%, а в Японии - 3,4%,). Для достижения поставленных целей была разработана, в частности, программная инициатива по поддержке инновационной деятельности «Инновационный союз», направленная на помощь компаниям в коммерциализации инноваций и реализации инновационной продукции.
Очевидно, что сегодня, когда ряд европейских государств испытывает значительные трудности в социально-экономической и политической сферах, достижение озвученных задач становится проблематичным. В настоящее время технологическая карта ЕС очень неоднородна, переход на новый уровень развития инновационных процессов потребует значительных затрат времени и сил. В этой связи большой интерес с точки зрения анализа подходов к развитию национальных инновационных систем представляют наиболее развитые государства ЕС. Согласно данным аналитической группы Всемирного экономического форума, ежегодно публикующей данные об индексе конкурентоспособности различных государств, в 2012 г. в топ-10 стран вошло пять евро-
пейских государств: Швейцария (1-е место), Финляндия (3-е), Швеция (4-е), Нидерланды (5-е) и Германия (6-е). Для сравнения, США заняли 7-ю строчку в рейтинге, Россия - 67-ю.
Для исследования опыта инновационного развития можно выбрать одну из стран-лидеров. Особый интерес вызывает Германия. С одной стороны, Германия исторически сохраняла за собой позицию одного из сильнейших государств Европы и отличалась высокоразвитой академической школой, научным и производственным сектором. Сегодня эта страна - лидер европейской экономики. С другой стороны, Германия - один из крупнейших партнеров России, причем не только в торговой сфере, но и в сфере исследований и разработок, образования. Внешнеторговый оборот между Россией и Германией в 2012 г. в 1,5 раза превысил уровень 2008 г. (свыше 104 млрд долларов в 2012 г. против почти 68 млрд долларов в 2008 г.1). По объему накопленных в России иностранных инвестиций Германия по-прежнему остается одной из крупнейших стран-инвесторов. Немецкий бизнес представлен во многих отраслях российской экономики и практически во всех инвестиционно-привлекательных регионах.
Россия и Германия тесно взаимодействуют в науке, образовании и сфере исследований и разработок. Между странами заключена серия соглашений о развитии стратегического партнерства в области образования, научных исследований и инноваций, а также поддержки технологических инноваций среди малых и средних предприятий для придания импульсов сотрудничеству между вузами, инновационными компаниями и исследовательскими центрами. Ежегодно проводится конкурс среди немецко-российских исследовательских проектов прикладного характера, особенно в области промышленных научно -конструкторских разработок, направленных на развитие технологий будущего (в таких сферах, как биотехнологии, медицина, нанотехнологии, оптические технологии, информационно-коммуникативные технологии, технологии защиты окружающей среды).
Отдельного внимания заслуживает кооперация в сфере образования между российскими и немецкими вузами. Так, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова имеет опыт продолжительного сотрудничества с крупнейшими вузами по всему миру. Например, факультет менеджмента, и, в частности, кафедра менеджмента инвестиций и инноваций, плодотворно сотрудничает с вузами из Германии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Италии, Испании, Дании, Нидерландов, Канады, США, Финляндии, Франции, Швеции, Тайваня и Китая. При этом в числе немецких партнеров значатся такие вузы, как Высшая школа техники и экономики (г. Дрезден), Высшая школа техники и бизнеса (г. Берлин), Университет Дуйсбурга, Университет Констанца, Высшая школа (университет) Вюрцбурга, Университет Гейдельберга. Вузы взаимодействуют в таких направлениях, как организация студенческого и преподавательского обмена, участие в конференциях и круглых столах, реализация совместных образовательных программ и исследований. Характерным примером объединения учебных процессов и взаимовыгодного сотрудничества между Российским экономическим университетом имени Г. В. Пле-
1 URL: http://russland.ahk.de/ru/glavnaja-stranica/
ханова и Висмарским университетом (Германия) стала разработанная совместная программа двойного диплома по подготовке магистров «Управление инновационным бизнесом».
Еще один пример проявления немецко-русской инициативы в сфере исследований и разработок - создание в 2012 г. Российско-германской академии наук для молодых ученых1. Реализация данного проекта позволит молодым ученым обмениваться идеями, участвовать в совместных образовательных программах и исследованиях, что будет способствовать улучшению квалификации молодых кадров. Помимо данных программ реализуется также большое число российско-немецких проектов в области целевой подготовки кадров, проведения исследований и выпуска наукоемкой продукции. Все они призваны способствовать реализации обозначенной выше цели - роста наукоемкости российской экономики и повышения ее инновационности.
На примере Германии можно продемонстрировать системный подход к управлению инновационным развитием. Опыт этой страны в силу ранее обозначенных причин является весьма полезным и показательным, несмотря на имеющиеся недостатки немецкой НИС. Устойчивость и особенности немецкой экономики нашли отражение в немецкой инновационной системе и определили направления ее развития.
Заложенная еще в послевоенное время модель социально-экономического развития, основу которой составляет так называемая рейнская модель капитализма, дала сильный толчок развитию академической школы и производственной базы страны. Реализация рейнской модели Л. Эрхардом базировалась на примате развития производительного сектора экономики (а не бан-ковско-спекулятивного, как, например, в англосаксонской модели) и предусматривала высокую социальную ответственность государства. В сферу интересов правительства попали такие неприбыльные сектора экономики, как социальное обеспечение, медицина и, что важно, наука и образование. Развитие по этому сценарию позволило Германии через несколько лет занять лидирующие позиции в научно-технической сфере и определило специфику немецкой инновационной системы.
Сегодня на технологической карте мира Германия занимает прочные позиции. Совокупные расходы на финансирование сферы исследований и разработок составляют 2,6%, что сопоставимо с уровнем США. В абсолютном выражении размер затрат на НИОКР превышает 70 млрд долларов2, при этом для Германии до недавнего времени была характерна положительная динамика расходов на исследования. Почти 68% всех средств на финансирование исследовательской сферы приходится на частный сектор.
Венчурное финансирование в стране развито не так сильно, как, например, в Великобритании, однако и по этому показателю страна опережает многие европейские страны. Доля венчурных инвестиций составляет чуть менее 0,1% ВВП Германии. Сектор исследований и разработок аккумулирует боль-
1 Соглашение о создании Российско-германской академии было подписано Российской академией наук и Германской академией наук в рамках Российско-германского года образования, науки и инноваций 2011/2012.
2 OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2011. - URL: http://www.oecd.org/sti/ oecdsciencetechnologyandindustryscoreboard2011innovationandgrowthinknowledgeeconomies.htm
шое число квалифицированных специалистов - 36% экономически активного населения страны. Количество исследователей ежегодно увеличивается на 2,4%. Германия также отличается высокой долей выпускников инженерных специальностей (12,4%). Страна занимает высокие позиции в мировых рейтингах по количеству патентов и числу научных статей.
Значимую роль в немецкой экономике играет государство. Активная позиция правительства в вопросах обеспечения правового, политического и хозяйственного порядка сопряжена с задачами достижения социального благополучия. В результате в Германии сложилась либеральная, ориентированная на личную свободу и предполагающая сильную государственную политику модель.
Особенности этой модели обусловили специфику немецкой НИС. Ее отличительными чертами являются:
- значительная роль государства в экономике;
- сильная академическая школа, преимущественно бесплатное высшее образование, отличающееся высоким уровнем подготовки;
- ведущая роль частного сектора в проведении и финансировании исследований и разработок, в первую очередь прикладного характера;
- сильная промышленная база, представленная крупными компаниями;
- широкое распространение кластеров;
- развитая банковская система, преобладание заемных средств в финансировании, невысокая роль фондового рынка в финансировании компаний;
- высокая концентрация промышленного и банковского капитала.
Предпринимательский сектор Германии представлен крупными класте-
рообразующими компаниями - лидерами целого ряда отраслей, а также многочисленными малыми и средними фирмами, работающими в различных сферах деятельности. Предпринимательский сектор играет значительную роль в проведении и финансировании инноваций - свыше 67% всех инвестиций в сферу исследований и разработок. Участие государства в финансировании устойчиво сокращается, что обусловлено проводимой политикой избирательной поддержки исследований.
Отличительной особенностью немецких компаний является их высокая инновационная активность. Удельный вес инновационно активных компаний в общем числе промышленных предприятий составляет 67%, а в общем числе предприятий сферы услуг - 57%. В проведении исследований в Германии как в классической стране картелей большую роль играют крупные компании и корпорации. Вместе с тем политика содействия конкуренции позволила значительно увеличить участие малых и средних фирм в производственном секторе.
Малый инновационный бизнес обеспечивает выпуск 27,3% всех продуктовых инноваций. В отличие от других стран вовлеченность малых и средних фирм в совместные исследования и разработки, однако, невысока (лишь 8,3% малых и средних фирм проводят совместные с другими субъектам НИС исследования, тогда как в Финляндии 22% фирм вовлечены в инновационное сотрудничество).
Производительный сектор тесно связан с остальными сегментами НИС, в частности, с университетами в ходе реализации совместных исследований.
Компании активно поддерживают систему образования через целевое финансирование обществ и фондов и подготовку/переподготовку кадров.
Система высшего профессионального, в особенности технического, образования Германии традиционно характеризуется высоким уровнем развития. Образование общедоступно (обучение в государственных университетах является бесплатным), а обучение в платных вузах стоит дешевле, чем в некоторых других европейских университетах. Особенность немецких вузов состоит в тесной связи учебного процесса и научных исследований. Около 20% всех выполняемых НИОКР и свыше 25% персонала, занятого в этой сфере, сосредоточены в университетах. Результаты научных разработок транслируются в производительный сектор экономики. Участие вузов в трансфере новых технологий выражается в оказании консультационной поддержки компаниям-потребителям, в проведении выставок, конференций и т. д.
Важным связующим звеном в деле генерирования и диффузии новшеств являются научные общества и фонды. Они выступают в роли крупных посредников между лабораториями и компаниями. К ним относятся:
- Общество имени Макса Планка, содействующее проведению фундаментальных исследований;
- Общество Фраунгофера, содействующее проведению прикладных исследований и разработок и трансферту технологий;
- Немецкое научно-исследовательское общество, стимулирующее НИОКР и связи между исследователями;
- Фонд имени Александра фон Гумбольдта, способствующий взаимодействию немецких ученых со специалистами из других стран;
- Рабочее общество научно-исследовательских институтов, поощряющее совместные научные исследования в интересах малых и средних фирм и др.
Общества взаимодействуют так, чтобы исключить дублирование их функций и тематики исследований. Их финансирование происходит за счет средств федерального и местных бюджетов и за счет взносов частных лиц и компаний.
Поддержку инновационным стартапам оказывают также посреднические организации. В стране создана сеть инкубаторов, парков и технологических центров, научно-исследовательских организаций, информационных служб. Особой популярностью в стране пользуются инкубаторы и технопарки (около 150 технопарков). Большинство из них образовано благодаря инициативам правительств земель. Правительства земель Германии имеют широкие полномочия в области управления инновационной деятельностью на местах. В задачи земель входят разработка региональной инновационной политики, финансирование образования и исследований в местных вузах, поддержание инновационных программ, содействие развитию инфраструктурных объектов и т. п. Стратегические ориентиры развития определяются на федеральном уровне.
Государственное финансирование исследовательской сферы не превышает 28% общего объема научных расходов. Выделение средств из госбюджета происходит на конкурсной основе в рамках программно-целевого подхода. Форма предоставления средств - гранты. Как правило, государство берет на
себя около 50% расходов на осуществление финансируемых проектов. Первое место в рейтинге приоритетов государственного финансирования занимают гранты вузам (25%) и междисциплинарные исследования (19%). Управление финансируемыми проектами осуществляет неправительственная организация Projecttrager, в состав которой входят исследовательские организации и компании.
Косвенные методы включают инструменты преимущественно амортизационной политики. Немецкое законодательство предусматривает распространение метода ускоренной амортизации на оборудование, применяемое в передовых областях. Механизмы кредитно-денежной и фискальной политики распространены в меньшей степени (налоговые кредиты, скидки в Германии практически не используются). Большое внимание уделяется вопросам защиты прав интеллектуальной собственности. Для этих целей разработаны программы финансовой поддержки малых фирм при патентовании изобретений, создана сеть патентных центров (INSTI Network, финансируемая Министерством образования, науки, исследований и технологий).
Ведущим государственным органом, осуществляющим комплексное управление немецкой НИС, является Министерство образования, науки, исследований и технологий (BMBF). В его компетенцию входит разработка и курирование программ развития сферы образования и исследований, укрепление кооперации между элементами НИС. Другим органом является Министерство экономики и технологий (BMWi), деятельность которого сосредоточена на поддержке малого и среднего бизнеса. К финансированию инновационного бизнеса подключаются банки, которые предоставляют низкопроцентные ссуды, производят рефинансирование задолженности.
Развитость базовых институтов инновационной сферы, наличие взаимосвязей между основными ее участниками, пристальное внимание государства к вопросам развития инновационной составляющей немецкой экономики позволяют говорить об эффективности немецкой инновационной системы. Между тем сегодня будет некорректным говорить о завершении процесса формирования немецкой инновационной системы. Развитию инновационной деятельности помимо нарастающих кризисных явлений в мировой и национальной экономике и роста неопределенности в ЕС препятствуют значительные социальные расходы компаний, активная позиция профсоюзов, политический вес которых очень высок. Сложности существуют также в области финансирования проектов. В Германии сложилась сильная банковская система, при этом распространенной практикой является перекрестное владение акциями банков и компаний-клиентов. Это приводит к тому, что, с одной стороны, компании получают более легкий доступ к финансовым ресурсам, а с другой -роль фондового рынка остается незначительной.
Для решения перечисленных проблем правительство проводит различные кампании. Первоочередные меры принимаются в области развития образования и проведения исследований, поскольку они рассматриваются в качестве стратегических направлений развития НИС. Например, BMBF совместно с представителями бизнес-сообщества разработало программы, направленные на развитие кросс-дисциплинарных исследовательских центров и создание в стране признанных в мире научных центров.
В области образования на особую государственную поддержку могут претендовать вузы, обладающие по крайней мере одним признанным в международном научном сообществе научно-исследовательским центром.
Высокоразвитая инновационно ориентированная экономика Германии является, таким образом, хорошим примером для нашей страны в области поддержки НИС и организации инновационных процессов на макроуровне. Анализ опыта развития немецкой инновационной системы позволяет наглядно продемонстрировать выборочный системный подход к инновационному развитию страны.
Особого внимания заслуживают, в частности, реализуемые в Германии направления государственной поддержки национальной инновационной системы:
- незначительное прямое участие государства в финансировании сферы исследований и разработок;
- акцент на выборочной прямой поддержке участников НИС;
- приоритетная поддержка междисциплинарных исследований и проектов, реализуемых совместно несколькими участниками системы;
- поддержка создания сети объектов инновационной инфраструктуры;
- создание сети органов, ответственных за развитие инновационной системы на местах и строго в рамках своих компетенций;
- региональный акцент в развитии НИС - высокая роль и обширные полномочия администраций земель.
Перенос этих подходов на российскую почву может быть весьма полезен для нашей страны в процессе развития российской инновационной системы.
Список литературы
1. Западноевропейские страны: особенности социально-экономических моделей / отв. ред. В. П. Гутник; Ин-т мировой экономики и международных отношений. - М. : Наука, 2002.
2. Рубвальтер Д. А., Кандохова М. М. О разработке методических подходов к формированию инновационной экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 2 (44).
3. Зурин М. В. Формирование инновационной экономики и управление инновационным развитием // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 4 (40).
4. Европейский союз: факты и комментарии. - Вып. 59. Январь - март 2010 г. / отв. ред. Ю. А. Борко. - М. : Ассоциация европейских исследований, 2010.
5. EUROPE 2020: A European Strategy for Smart, Sustainable and Inclusive Growth. - URL: http://eunec.vlor.be/detail_bestanden/doc014%20Europe% 202020.pdf
6. OECD Science, Technology and Industry Outlook 2012. Highlights. -OECD, Paris, 2012.