УДК 316.7
Тхатель Сусанна Асланбиевна
соискатель кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета [email protected]
РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОКУЛЬТУРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПОЛИЭТНИЧНОМ СОЦИУМЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Tkhatel Susanna Aslanbievna
PhD applicant of the Philosophy and Social Science Department, Adygei State University [email protected]
DEVELOPMENT OF THE NATIONAL CULTURAL ORGANIZATIONS IN THE MULTIETHNIC SOCIETY: SOCIOLOGICAL ASPECT
Аннотация:
В данной статье автором рассмотрены особенности влияния деятельности национальнокультурных организаций на поддержание гражданского согласия в полиэтничном социуме, представлена классификация национально-
культурных групп, а также проанализированы перспективы их дальнейшего развития.
Ключевые слова:
некоммерческая организация, национально-
культурная организация, национально-культурная автономия, полиэтничный социум, гражданское общество, гражданская культура, межэтнические отношения, этническое самосознание.
Summary:
The article considers the national cultural organizations’ impact on keeping the civil consensus in the multiethnic society. The author presents the classification of the national cultural organizations and analyses the prospects for their further development.
Keywords:
national cultural organization, non-profit organization, national cultural autonomy, multiethnic society, civil society, civic culture, interethnic relations, ethnic identity.
В рамках изучения полиэтничного социума особое внимание исследователей привлекают этнона-циональные движения и некоммерческие организации этнического типа, которые часто называют национально-культурными. В целом, их сущность можно свести к артикуляции и реализации интересов людей в сфере внутри- и межэтнического и межнационального взаимодействий, сохранению и развитию этнических и национальных культур. По своей социальной ориентированности их можно условно разделить на этнически-ориентированные (объединяющие людей общей этнической принадлежности) и этнически-нейтральные (ориентированные на диалог между людьми различной этнической принадлежности) [1]. По форме дискурса и методам решения проблем, возникающих в сфере межэтнических и межнациональных отношений, пользуясь условной терминологией некоторых исследователей, их можно разделить на:
- «моралистские» (ориентированные на конструктивное решение межнациональных и межэтнических проблем, сопровождающееся, как правило, активным диалогом с представителями власти);
- «фундаменталисткие» (занимающие достаточно агрессивные позиции в сфере межэтнических и межнациональных отношений и, как правило, провозглашающие методы и формы своей деятельности, находящиеся вне рамок разрешенных законом практик) [2].
В организационно-правовом плане национально-культурные организации также разнообразны: национально-культурные движения и объединения, национально-культурные автономии, общины коренных малочисленных народов и другие. Не исключено, что с планирующейся в скором времени широкомасштабной заменой правовой терминологии в сфере регулирования межэтнических и межнациональных отношений, закон конкретизирует разделение организаций:
- этнокультурные (относящиеся к этническим группам;
- общенациональные (деятельность которых актуальна для общегосударственного масштаба).
На сегодняшний день внимание большинства современных исследователей привлекает конфликтный
потенциал этничности, связанный с ее политизацией, «стремлением этноэлиты сохранить этническую специфику, мобилизовать членов группы в сплоченное движение с развитым самосознанием» [3]. В настоящее время термин «политизация этничности» не относится к общепринятым. Однако под ней можно понимать все разновидности социальных процессов, при которых политические требования и программы декларируются от имени этнической группы. Политизация этничности неизбежно носит конфликтный характер, и от форм протекания данного конфликта зависит, представляет ли она угрозу безопасности социума [4].
Тем не менее, в науке существуют и другие теоретические модели, позволяющие учитывать не только конфликтный, но конструктивный потенциал этничности в процессе построения гражданского общества. С этой точки зрения особый интерес представляет концепция национально-культурной автономии, выступающая как важный фактор формирования гражданского общества. Главными идеологами теории были австромарксисты О. Бауэр, К. Реннер, К. Каутский. Австромарксистский вариант национальнокультурной автономии отличают три определяющих признака: персонализм, то есть принцип добровольной этнической самоидентификации, экстерриториальность, позволяющая удовлетворять национальные
интересы и права, не нарушая территориального status quo, и признание национальных сообществ коллективными субъектами права, правомочными с точки зрения представительства и защиты специфических интересов сообщества. Важным признаком национально-культурной автономии является то, что ее функции распространялись на сферу культуры, а не на политическую сферу [5].
Особенно актуальной проблема деятельности национально-культурных организаций является для такого политэтничного региона, как Республика Адыгея. Здесь, в числе национально-культурных организаций, наиболее заметными являются «Адыгэ Хасэ», «Международная Черкесская Ассоциация» (МЧА), «Черкесский конгресс» (адыгские), «Дуслык» (татарская), «Союз славян Адыгеи» (русская), «Хэсэд Тиква» (еврейская), «Арго» (греческая), «Конгресс армян Адыгеи» (армянская), «Видерсгебурт» (немецкая), «Агры» (курдская), Казачий отдел Кубанского войскового казачьего общества [6].
Для анализа деятельности национально-культурных организаций на современном этапе автором диссертационной работы с сентября 2010 г. по октябрь 2012 г. было проведено исследование на основе экспертного опроса по теме «Национально-культурные организации Республики Адыгея как фактор формирования гражданского общества». Цель исследования: изучение деятельности национально-
культурных организаций Республики Адыгея в современных социальных процессах, а также анализ межсекторного взаимодействия. При сборе данных использован метод полуструктурированного интервью.
В опросе участвовало 40 экспертов, отобранных методом «снежного кома». Их можно условно разделить на три группы. Первая группа - «Исследователи» - представители научного сообщества (12 эскпе-ртов). Вторая группа - «Представители власти» -исполнительных и законодательных органов федерального, регионального и местного уровня (15 экспертов). Третья группа - «Активисты национальнокультурных организаций» - представители наиболее известных национально-культурных и других общественных организаций в исследуемом регионе, таких как «Адыгэ Хасэ», «Международная черкесская ассоциация» (среди опрошенных представителей данных организаций было трое иностранных экспертов из Израиля, Австрии и США, активно сотрудничающие с черкесскими организациями Республики Адыгея), «Дуслык» (татарская организация), «Арго» (греческая организация) «Лига мира» (13 экспертов).
В результате исследования автор приходит к следующим выводам:
- национально-культурные организации, по мнению многих специалистов, являются неотъемлемой частью в структуре гражданского общества не только в Республике Адыгея, но и на Юге страны, и на сегодняшний день они достаточно активно проявляют себя в культурной жизни общества;
- вместе с тем, опасность в деятельности национально-культурных организаций для становления гражданского общества представляет политизация этничности, в связи с этим необходимо ориентировать их деятельность преимущественно на культурную сферу;
- в настоящее время осознание данной перспективы участниками - лидерами организаций (в частности, черкесских) приводит к постепенному, пока неявному расколу в их среде на радикальное (политизированное) и умеренное (акцентирующее культурную роль организаций) крыло. Хотя здесь важно отметить, что большинство самих лидеров организаций отрицают факт раскола внутри движения;
- при этом представители черкесских этнодиаспориальных групп в ходе опросов обнаруживают гораздо меньшую политизированность и большую лояльность к российским властям в отличие от радикальных представителей тех же организаций, проживающих на территории России;
- взаимодействие между самими национально-культурными организациями в регионе характеризуется: «утиханием» конфликта между славянскими и адыгскими национально-культурными движениями, имевшим место лишь в период выборов в региональный парламент; относительно ровными отношениями между адыгскими объединениями и организациями других этнических групп; ориентированностью организаций на сферу внутриэтнических проблем, нежели сферу межэтнического диалога;
- недостаточно оценен потенциал молодежных организаций. Не имея возможности реализовать свои интересы в среде «старого» поколения, молодые люди все чаще заявляют о своей оппозиционности старым организациям, которые ассоциируются с лояльностью российским властям. Хотя на данный момент их число незначительно в силу общей социально-политической пассивности молодежи;
- важным субъектом общественной жизни, который за последние годы стал приобретать все больший вес, являются миротворческие организации, призывающие к межнациональному миру и согласию, которые могут стать серьезной альтернативой политизированным националистическим идеям. Однако их потенциал не в полной мере оценен, как в обществе, так и во властных структурах;
- ориентация на умеренное крыло национально-культурных и миротворческих организаций, а также на привлечение молодого поколения к участию в их деятельности может привести к эффективному и плодотворному взаимодействию;
- на сегодняшний день взаимодействие органов власти и национально-культурных организаций происходит преимущественно в рамках деятельности общественных советов, организации и финансирования со стороны государства отдельных культурно-просветительских мероприятий, фестивалей, встреч, программ поддержки НКО;
- к более или менее позитивной оценке деятельности национально-культурных организаций и межсекторного взаимодействия склонны лидеры, совмещающие членство в организациях с представительством в законодательных органах власти и успешной предпринимательской деятельностью, имеющие возможность лоббировать свои интересы;
- остальные эксперты причину проблем видят в крайне слабой политике региональных органов государственной власти, которые создают демократический фасад, на деле не желая доводить до центра никаких проблем;
- в целом, к проблемам, препятствующим плодотворной деятельности национально-культурных организаций, можно отнести: пассивность самих лидеров, участников и членов организаций, которые могли бы более эффективно развернуть свою культурно-просветительскую деятельность; отсутствие прочной и стабильной финансовой базы для организации деятельности национально-культурных организаций; проблемы в социально-экономической и духовно-культурной сферах, препятствующие воспитанию полноценных членов общества с твердой гражданской позицией.
Ссылки:
1. Аклаев А.Р. Неправительственные организации (НПО) как инструмент формирования политической культуры межэтнического диалога и сотрудничества // М-во образования Рос. Федерации, Ин-т этнологии и антропологии Рос. академии наук / Под ред. М.Ю. Мартыновой, В.А. Тишкова, Н.М. Лебедевой. М., 2003. С. 42-56.
2. Радина Н.К. Технологии межкультурного взаимодействия в российском гражданском обществе: автореф. дис. ... д-ра. полит. наук [Электронный ресурс]. URL: http://delist.ru/article/01072007_radinank/page1.html (дата обращения: 23.07.2013).
3. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1999. ^ 12.
4. Проблемы региональной безопасности в полиэтничной среде: коллективная монография / Под ред. В.М. Юрченко. Вып. 1. Информационная безопасность. Краснодар, 2009. С. 55.
5. Нам И.В. Национально-культурная автономия в России: исторический опыт и современные проблемы. 2000. URL: http://federalmcart.ksu.ru/conference/seminar3/nam.htm (дата обращения: 13.07.2013).
6. Мониторинг общественно-политической ситуации в Республике Адыгея, 2007. URL: http://monitoring.carnegie.ru/wp-content/uploads/2007/08/2004-11-adygeya.doc; Проблема миграции в Республике Адыгея на современном этапе, 2011. URL: http://adygi.ru/index.php?newsid=5517 (дата обращения: 01.07.2013).