РАЗВИТИЕ НАНОИНДУСТРИИ РФ: РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ53 Иншакова Елена Ивановна, д.э.н., профессор, зав. кафедрой мировой и региональной экономики Волгоградский государственный университет
Обоснована объективная необходимость развития международной межфирменной кооперации предприятий сферы наноиндустрии РФ для повышения их конкурентоспособности в условиях глобализации. Охарактеризованы основные факторы успешного функционирования стратегических альянсов в наноиндустрии, выявлены причины возникновения и накапливания противоречий в альянсе как возможной причины его распада. Аргументирована необходимость тщательного обоснования решений о вступлении в стратегический альянс, тактическом и оперативном участии в его управлении.
Вызовы глобализации, стратегическая значимость укрепления конкурентоспособности в условиях перехода к новому технологическому и обусловленному им социально-экономическому укладу объективно вызывают необходимость координации деятельности хозяйственных субъектов сферы наноиндустрии для повышения устойчивости их рыночных взаимодействий в глобальной конкурентной среде.
Стремление российских организаций и предприятий наноиндустрии к объединению усилий с зарубежными партнерами в целях обеспечения взаимной выгоды, снижения рисков, их справедливого распределения между участниками создаваемых объединений дает дополнительный импульс процессам кластеризации и кооперации в различных формах для создания, продвижения и промышленного применения передовых знаний и технологий участниками такого сотрудничества.
Международная межфирменная кооперация в наноиндустрии имеет значительный потенциал решения масштабных задач развития этой сферы национальной экономики, обеспечивая осуществление вклада ее участников в реализацию сложных программ НИОКР, мобилизацию и вложение в нанотехнологические проекты значительных финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов. Обобщенной формой такого межфирменного сотрудничества, охватывающей многообразие его видов и обеспечивающей в ходе его осуществления достижение независимыми организациями-партнерами взаимовыгодных целей, становится стратегический альянс.
С созданием стратегических альянсов связывают перспективы развития наноиндустрии в РФ многие российские исследователи [3, с. 8; 2, с. 173-
53
Выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ (тема НИР № 2018)
176; и др.], поскольку такая организационная форма сотрудничества обеспечивает синергию объединенных по принципу взаимного дополнения и замещения ресурсов компаний-участников, способствуют реализации сложных нанотехнологических проектов, решение которых силами одной из них неосуществимо.
Стратегические альянсы с участием национальных и международных компаний, занятых в сфере наноиндустрии, можно рассматривать как институциональную и организационную форму их межфирменного сотрудничества, верхним пределом функционирования которой являются иерархические отношения в трансакциях внутри интегрированных структур, а нижним - гетерархические отношения в трансакциях между обособленными фирмами [4, с. 32].
Стратегические альянсы - формы сотрудничества, комплементарные многим вертикально интегрированным, горизонтально кооперированным и комбинированным сложным образованиям. Они по сути сами являются трансакционными комплементарными благами (в институциональном, организационном и информационном аспектах) для других форм сложных и простых экономических структур. Стратегические альянсы формируют адекватные своей природе общие области сотрудничества» разных ТНК и МНК, конгломератов и комплексов, сетевых структур. Частично достраивая их сложные структуры, стратегические альянсы располагаются в связанных мезопространствах между ними, способствуя консолидации их интересов и создавая возможности расширения функций их участников.
Альянс - множество отношений, возникающих на основе реально возникающих связей, или форма структуры системы. Чем сложнее организационная и функциональная структура системы, тем многообразнее виды альянсов между ее связанными элементами.
В основе альянса лежит связь, сложившаяся на основе бывшей целевой группы экономических субъектов и/или складывающаяся перед формированием новой целевой группы [1, с. 80]. Именно поэтому функционирование альянса имеет срочный характер, а длина его жизненного цикла определяется экономической эффективностью такого сотрудничества, порождая распад альянса после достижения основных целей (или, наоборот, в результате осознания ошибочности) создания такого объединения.
Организация межфирменного взаимодействия в «мягкой» форме альянса особенно перспективна для мегауровня глобальной экономической системы, позволяя вступающим в международное объединение компаниям разных стран вести совместную деятельность при сохранении ими юридической и хозяйственной самостоятельности.
Для российской наноиндустрии актуальным можно считать развитие любых альянсов (в сферах производства, обращения, НИОКР и др.) с учетом сложности, комплексности и затратности реализации поставленных перед ними целей. Очевидно также, что междисциплинарный и
надотраслевой характер процессов наноиндустриализации в РФ неизбежно вызывает трансформацию традиционных и формирование стратегических альянсов смешанного типа. Такие альянсы - следствие дополнения или пересечения сфер деятельности их участников в разработке нанотехнологии, ее коммерциализации и организации на ее основе производства, создании инфраструктурных сетей наноиндустрии; продвижении и реализации товаров на внутреннем рынке и за рубежом.
Институциональная гибкость стратегических альянсов позволяет осуществлять закрепление отношений участников:
- неформально (устные договоренности, что менее предпочтительно);
- формально (имеющие юридическую силу соглашения, договоры, контракты - например, лицензионные, о кросс-лицензировании, об обмене технологиями и кадрами, о реализации совместных исследовательских программ, совместных разработок, о создании совместного предприятия, об инвестициях в приобретение технологии, о производстве, сборке и испытаниях, о поставке, посредничестве, послепродажном обслуживании, согласовании стандартов и др.).
Успешность функционирования стратегических альянсов в наноиндустрии определяется следующими основными факторами:
наличием четко видимых, измеримых и разделяемых участниками альянса целей [6, с. 43] (прежде всего, обеспечение передовых позиций / конкурентных преимуществ на внутреннем и международном рынках нанотехнологий, как объектов интеллектуальной собственности, и рынках потребительских товаров наноиндустрии);
обоюдной необходимостью в межфирменной кооперации (на основе реализации принципов замещения, дополнения, коллаборации для достижения экономических эффектов - масштаба, синергии, кумулятивного);
стратегическим соответствием (совпадением основных интересов партнеров на определенном этапе реализации конкурентной стратегий развития их компаний, детерминирующим «дерево целей» функционирования альянса);
взаимным усилением позиций (достигаемого на основе консолидации интеллектуальных, материально-технических, финансовых,
институциональных, организационных и информационных ресурсов партнеров, а также отраслевой и географической диверсификации производства и сбыта);
вовлечением лидеров (наибольшего успеха добиваются альянсы, в которые входят компании - лидеры в соответствующей отрасли, нацеленные на реализацию прорывных проектов в сфере наноиндустрии);
реальным распределением рисков, полномочий и ответственности в процессе принятия тактических/оперативных решений и осуществления контроля, а также достигнутых результатов функционирования альянса;
последовательным разрешением возникающих противоречий (объективно возникающих вследствие экзогенных и эндогенных вызовов и угроз успешной совместной реализации проекта);
культурной совместимостью (прежде всего, совместимостью организационных культур партнеров по альянсу);
сохранением взаимного доверия (доверительность отношений обусловливает эффективность взаимодействия участников альянса, и, наоборот, ослабление и утрата доверия неизбежно вызовут его распад).
Развитие межфирменного взаимодействия в форме альянсов все более активно происходит и в формирующейся российской наноиндустрии. Перспективными областями международного альянсного сотрудничества российских предприятий в сфере наноиндустрии становятся производство, дистрибуция и маркетинг в биофармацевтической промышленности. Так, в начале сентября 2015 года в Сеуле (Южная Корея) был подписан договор о сотрудничестве между следующими участниками альянса:
- российской биофармацевтической компанией ООО «НАНОЛЕК» -портфельной компанией «РОСНАНО», осуществляющей собственное высокотехнологичное производство импортозамещающих и инновационных лекарственных, в том числе противоопухолевых, препаратов по стандартам GMP;
- ведущей корейской биофармацевтической компанией «Celltrion Healthcare Co. Ltd.», специализирующейся на изучении моноклональных антител и использовании передовой технологии их производства;
- крупной венгерской фармацевтической компанией «EGIS Pharmaceuticals PLC», активно занимающейся исследованиями, разработкой, а также продажей фармацевтических препаратов и активных фармацевтических субстанций для лечения заболеваний сердечнососудистой и центральной нервной системы, расстройств дыхательной и пищеварительной систем [5].
Создание такого альянса позволит объединить усилия трех компаний в реализации на российской производственной площадке в Кировской области проекта по производству высокотехнологических инновационных лекарственных средств для лечения онкологических, гематологических, аутоиммунных заболеваний, а также профилактики вирусных инфекций. Объем выпуска лекарственных препаратов, соответствующих стандартам GMP, начиная с 2016 года, достигнет 50 тыс. флаконов, что позволит в значительной степени покрыть потребности российского рынка.
В то же время, российским хозяйственным субъектам сферы наноиндустрии, вступающим в стратегические альянсы (как с национальным, так и международным участием) не следует забывать, что такое межфирменное сотрудничество имеет исключительно прагматический характер, а стремление к обеспечению своих экономических интересов (включая несовпадающие) неизбежно будет становиться источником возникновения и накапливания противоречий
между некоторыми партнерами, а также между отдельным участником и альянсом в целом. Негативными результатами этих процессов могут стать следующие: распад альянса в связи с низкой эффективностью его деятельности и/или недостижимостью поставленных целей из-за конфликта интересов партнеров; поглощение сильным участником альянса более слабого, пассивного, с его ресурсной и клиентской базой.
Это определяет необходимость тщательного обоснования решений о вступлении в стратегический альянс, о тактическом и оперативном участии в его управлении в соответствии с вкладом партнеров в его создание, определяющим их полномочия и долю в результатах деятельности. Учет этих факторов позволит российским предприятиям сферы наноиндустрии, используя потенциал стратегических альянсов, значительно укрепить конкурентные позиции созданных потребительских товаров наноиндустрии на внутреннем и мировом рынках.
Список литературы
1. Волошина, А. Ю. Мегакластеры в пространстве глобальной экономики: сущность и виды / А. Ю. Волошина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2014. - № 2 (25). - С. 77-90.
2. Инновационные кластеры наноиндустрии / под ред. Г. Л. Азоева. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 304 с.
3. Иншаков, О. В. Наноиндустриализация в глобальном контексте / О. В. Иншаков. -Волгоград : Издательство ВолГУ, 2010. - 36 с.
4. Иншакова, Е. И. Стратегические альянсы: потенциал для наноиндустрии России / Е. И. Иншакова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2015. - № 1 (30). - С. 30-40.
5. В России появится первый биоаналог лекарственного препарата для лечения ревматоидного артрита // РОСНАНО: [сайт]. - Режим доступа: http://www.rusnano.com/about/press-centre/20150908-nanolek-v-rossii-poyavitsya-perviy-bioanalog-lekarstva-dlya-revmatoidnogo-artrita
6. Isoraitè, М. Importance of strategic alliances in company's activity // Intellectual economics. - 2009. - No. 1(5). - Pp. 39-46. - Mode of access: http://www3.mruni.eu/~int.economics/5nr/Isoraite.pdf.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОГО БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РЕГИОНЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Кобелева Анна Андреевна, магистрант экономического факультета Южный федеральный университет
Проводится анализ современного состояния сектора банковского розничного кредитования в России и в частности в Ростовской области. Выявлены ключевые тенденции развития современного российского рынка розничного кредитования. Определены приоритетные направления совершенствования розничного банковского кредитования в регионе.
В настоящее время сектор банковского розничного кредитования